ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»

  • Образовательные программы
  • doc
  • 30.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе разви-тия образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы гражданско - патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования.
Иконка файла материала Звезда.doc
Отдел образования, спорта и туризма  «Смольянская средняя школа Оршанского района» Оршанского районного исполнительного комитета Государственное учреждение образования   ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО ­ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  «ЗВЕЗДА» Автор – составитель Чичкова Жанна Ильинична учитель государственного учреждения образования  «Смольянская средняя школа Оршанского района»аг. Смольяны СОДЕРЖАНИЕ I.Введение__________________________________________     3 1. Обоснование актуальности программы ________________    4 2. Степень изученности проблемы      ____________________   6 3. Цель, гипотеза и задачи программы     __________________ 12 4.Основные принципы реализации программы_____________  13 5. Этапы реализации программы_________________________  15 II.Механизм реализации программы____________________ 17  1.Кадровое обеспечение  ________________________                18 III. Модель социального взаимодействия ______________    19 IV. Основные направления деятельности ______________   20 V. Содержание деятельности                           ____________    21 VI. Оценка эффективности реализации программы _____   29 VII. Список литературы_____________________________     30 Приложение________________________________________    33 2“Как нет человека без самолюбия,  – так нет человека без любви к отечеству,                               и эта любовь дает воспитанию                                        верный ключ к сердцу человека...” К.Д. Ушинский   I. Введение Гражданско­патриотическое воспитание на современном этапе развития образования   является   одним   из   актуальных   направлений   подготовки подрастающего   поколения   к   будущей   жизни   в   обществе.   От   степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую   важность   создания   эффективной   системы   гражданско   ­ патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования.     Патриотизм в   обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству,   к   своему   народу,   гражданственность   и   служение   на   благо общества. А.И. Солженицын сказал: « Горе той стране, где слова «патриот» или « демократ» считаются бранью». Формирование сознания «Я – гражданин Республики   Беларусь» должно  проходить  через   собственное   отечественное самочувствие   каждого   человека.   Родина   нуждается   в   каждом   из   своих граждан,   которые,   используя   свои   права   и   свободу,   неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.         Патриотизм,   как   общая   и   неотъемлемая   часть   национального самосознания   граждан,   может   и   должен   стать   основой   сплочения белорусского   общества,   возрождения   его   духовно­нравственных   устоев. Решение   этой   задачи   обеспечивает   патриотическое   воспитание,   которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности.  Гражданско­патриотическое воспитание в Республике Беларусь является  В   рамках   современных   требований, частью   государственной   политики. 3предъявляемых обществом к гражданину Республики Беларусь,  гражданско ­ патриотическое   воспитание   рассматривается   как   систематическая   и целенаправленная   деятельность   органов   государственной   власти   и организаций  по    формированию   активной  гражданской  позиции,    высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов   Родины.   Действенная   система   гражданско   –   патриотического воспитания призвана сформировать чувство любви и уважения к своей Родине, гордость   за  достижения   Беларуси;     ответственность   за   развитие   и   госу­ дарственное   устройство   Беларуси;   содействовать   повышению   уважения Конституции   Республики   Беларусь   и  других   законов   государства; способствовать     осознанию   роли   государства   и   общества   как  гарантов максимального развития интересов и способностей человека; пониманию заботы государства и трудоспособных граждан о нуждающихся, инвалидах, пожилых людях,   детях;   стимулированию   попечительства   и   благотворительности   как показателей   гражданской   зрелости   человека   труда,  развитию   стремления   к приумножению авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни. Критериями гражданско­патриотической воспитанности являются:  сформированность систематических знаний о своей Родине, ее   истории,   культуре,   о   культуре   народов,   проживающих   на территории Республики Беларусь;  стремление   внести   свой   вклад   в   развитие   своей   малой родины: области, населённого пункта, учреждения;  активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества. Гражданско   ­   патриотическое   воспитание   является   особенно   важным для воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего среднего образования, так как именно в школе закладывается ближайшая перспектива единства и сплоченности общества, воспроизводства и развития трудового и интеллектуального   потенциала   страны,   стремления   к   укреплению государства. 1. Обоснование актуальности программы Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране   во   многом   зависит   от   уровня   гражданского   образования   и патриотического   воспитания.   Сегодня   коренным   образом   изменились отношения гражданина Республики Беларусь с государством и обществом. Он 4получил   большие   возможности   реализовать   себя   как   самостоятельную личность   в   различных   областях   жизни,     и   в   то   же   время   возросла   его ответственность за свою судьбу и судьбу других людей.                 Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает   новые   характеристики   и,   соответственно,   новые   подходы   к   её решению.   События   последнего   времени   подтвердили,   что   девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизила воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно белорусского патриотического   сознания.   В   общественном   сознании   получили   широкое распространение   равнодушие,   немотивированная   цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству.   эгоизм, Данные   мониторинга   уровня   воспитанности   обучающихся, анкетирование   педагогов,   родителей   и   обучающихся   по   вопросам гражданско  – патриотического  воспитания, изучение  педагогического опыта   позволили определить несколько общих проблем:   Воспитательная работа школы зачастую носит   отчётно­показательный характер.   Отдельные   мероприятия   гражданской   и   военно­ патриотической   направленности   не   оказывают   серьёзного воспитательного   воздействия   (отсутствие   системы   гражданско­ патриотического  воспитания).   Отсутствие   единства,   соединения   гражданской,   патриотической компетентности и установок на активную жизненную позицию      ( соединение знаний и умений).  Недостаток качественных учебно­методических пособий.  Формальный   подход     педагогов   к     гражданско­патриотическому воспитанию обучающихся.    В   силу   вышесказанного,   можно   предположить,   что   пробелы   в гражданско   –   патриотическом   воспитании   в   учреждении   образования впоследствии приводят к проблемам сформированности  гражданской позиции в государственном масштабе. В школе выпускники школ не стремятся возвратиться домой в село, поселок, небольшой город безразличие к школе утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям не соблюдаются правила поведения в классе, в школе отсутствие желания читать книги, газеты, сквернословие, низкая мотивация ЗОЖ В государстве стремление молодых людей покинуть страну безразличие к судьбе Родины забываются традиции, обычаи своего народа не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе падение культуры 5формальный подход к гражданско – патриотическому воспитанию школьников отсутствие чётко сформированной гражданско – патриотической позиции личности                         Беларусь ­ страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Белорусам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности родной   стране.   Величайшей   национальной   ценностью   был   патриотизм   – любовь к своему народу,  неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.            Сегодня жизненно важно возродить в белорусском  обществе чувство истинного патриотизма как духовно­нравственной    и социальной ценности, организовать   качественный процесс     воспитания с малых лет гражданина Республики   Беларусь,   патриота   своей   малой   Родины,   знающего,   любящего свой край, город, район, село, почитающего его традиции, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании края.   Территория  Смольянского сельского совета, на которой расположено государственное   учреждение   образования   «Смольянская   средняя   школа Оршанского   района»   представляет   собой   уникальную   площадку   для гражданско­   патриотического   воспитания   обучающихся:     на     смольянской земле находится большое количество  исторических и духовных памятников, некоторые из которых имеют статус  памятников республиканского значения; могил   и   захоронений   времён   Великой   Отечественной   войны;   памятник воинам­ интернационалистам, выпускникам Смольянской средней школы. По соседству   со   школой   находятся:   государственный   аграрный   колледж,   где многие выпускники школы продолжают обучение, УСХП «Смольяны» и два колхозно­ фермерских хозяйства­ шефы школы, в которых трудятся многие семейные   династии.   Примечательно,   что   среди   педагогов   школы­   12 выпусников, которые вернулись   на родную землю. За время существования Смольянская средняя   школа накопила богатый материал по гражданско ­ патриотическому   воспитанию   обучающихся   ,   который   в   современных условиях   потребовал   систематизации   и   актуализации.   Так   родилась   идея создания Программы гражданско­ патриотического воспитания «Звезда».                     Разработка  программы гражданско ­ патриотического воспитания обучающихся   «Звезда»   в   государственном   учреждении   образования «Смольянская средняя школа Оршанского района» обусловлена:  неотложностью  создания   условий   для   формирования   в образовательном   учреждении   системы   воспитания   подрастающего поколения     на   основе   важнейших   социально   значимых   ценностей, гражданственности и патриотизма;  необходимостью разработки и реализации новых подходов к определению   приоритетов   и   основополагающих   принципов 6гражданского воспитания как одного из важнейших направлений в деятельности учреждения образования. 2.Степень изученности проблемы       Т.А.Касимова,   Н.К.Беспятова, Вопросы   патриотического   воспитания   подрастающего   поколения рассматриваются в немалом количестве  пособий, методических разработок отечественных   и   зарубежных   педагогов.   В   этом   направлении   работают И.А.Пашкович,   Буторина   Т.С., Т.А.Орешкина, Бабицкий А.Л., Гликман И.З.  и другие. В своих работах ими были   предприняты   попытки,   наряду   с   общими   проблемами   недостатков школьной   программы,   отобразить   проблемы,   связанные   с   формированием патриотизма у подрастающего поколения.         В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного демократического в усовершенствовании   воспитания   гражданственности   на   всех   уровнях функционирования   национальной   системы   образования.   Гражданско­ патриотическое   воспитание   становится   координирующим   направлением современного   образования   в   спектре   видения   идеологии.   Президент Республики   Беларусь   А.Г.Лукашенко   чётко   изложил   свою   позицию   по данному вопросу: «Если мы хотим видеть Беларусь сильной и процветающей державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества…» (1) государства   необходимость     возникает   Практический  интерес   к   теме   на   современном   этапе   обоснован необходимостью   осознания   сущности   патриотического   воспитания,   как эффективного   механизма   образовательной   политики   государства   в соответствии   с   происходящими   переменами   и   требованиями,   которые предъявляет новая социально­политическая ситуация и реформированный тип выпускника учреждения общего среднего образования. (Приложение 1)           Целенаправленная   организация   процесса   гражданско­патриотического воспитания   является   важным   этапом   в   освоении   исторически   принятых   в обществе   ценностей,   законов   и   норм   жизни,   формировании   собственной гражданской позиции.     Усвоение   личностью   гражданско­патриотических   ценностей осуществляется   в   процессе   образования   через   приобретение   необходимой информации своих гражданских функций и социальных ролей. Приобщение человека   к   гражданско­патриотическим   ценностям   происходит   в   процессе реального включения личности в многообразие общественных отношений.(2, с.4)      Таким образом, гражданско­патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально­ психологическую   структуру   личности.   Наиболее   существенные   из   них   те Патриот ические  качества     7мировоззренческие   убеждения   и   гражданско­патриотические   качества, которые   предопределяют   отношение   учащихся   к   своим   гражданским обязанностям.   Если   рассматривать   структуру   гражданско­патриотического воспитания как совокупность качеств личности, подлежащих формированию, то она будет выглядеть следующим образом (рисунок 1) Эстетические качества Интеллектуальные  качества Гражданско­ патриотическое  воспитание Физические  качества Нравственные  качества Правовые  качества Трудовые  качества Рис. 1Гражданско­патриотическое воспитание        Гражданско­патриотическое   воспитание  –   это   целенаправленный   процесс   формирования   гражданственности   и   патриотичности   как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем   развития   общества,   состоянием   его   экономической,   духовной, социально­политической и других сфер жизни. (3, с.39)          В гражданско­патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно­воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет.      При рассмотрении содержания гражданско­патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяют:  гражданско­патриотическую   сферу   (основана   на   любви   к   Родине   и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству);  политико­правовую   сферу   (предполагает   формирование   понимания политических   и   правовых   событий   и   процессов   в   обществе   и государстве,   знание   правовых   норм   и   принципов,   способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан); 8 социально­экономическую   сферу   (предусматривает   формирование   у учащихся   основ   экономического   мышления,   развитие   способности строить   аргументированные   суждения   по   вопросам   экономической политики   государства,   адаптации   их   к   рыночным   экономическим условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни общества,   а   также   приобретение   некоторых   навыков   принятия экономических решений в повседневной жизни) (4, с.44).       включать в себя:  ознакомление   детей   с   государственной   символикой,   героическими страницами   истории   страны,   ценностями   отечественной   культуры   в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим   местам   и   культурным   памятникам   Белоруссии; проведение   сюжетно­ролевых   игр   историко­патриотического содержания;   Система   гражданско­патриотического   воспитания   должна    историко­культурное   краеведение,   раскрывающее   перед   детьми историю, особенности  культуры, природы,  народных  традиций  малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края;  ознакомление школьников с народным творчеством;  ознакомление детей с деятельностью общественных организаций.   При   отборе   содержания   гражданско­патриотического   воспитания необходимо   учитывать   личный   опыт   учащихся,   полученный   в   ходе организации   их   жизнедеятельности   и   приобщения   к   реальной социальной действительности.     Содержание   гражданско­патриотического   воспитания   должно включать   те   знания,   способы   деятельности,   ценностные   ориентиры, образцы   поведения,   без   которых   невозможно   соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.(5)           Для   достижения   цели   гражданско­патриотического   воспитания необходимо   обогатить   содержание   данной   работы   национальной культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.   Программа  «Звезда»     разработана   в   соответствии   с   Концепцией непрерывного   воспитания   детей   и   учащейся   молодёжи   в   Республике Беларусь,  Законом     Республики   Беларусь   от   07.12.2009 г.   № 65­З   «Об основах   государственной   молодежной   политики»,  Кодексом   «Об образовании»,   Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией   РБ;   Положением   об   учреждении   общего   среднего образования.                Начало реализации Программы в государственном учреждении образования   «Смольянская   средняя   школа   Оршанского   района» предполагается с 2014 – 2015 учебного года.   Программа имеет открытый 9характер   и   доступна   для   участия   в   её   реализации   образовательных учреждений, общественных движений и организаций Оршанского района. Программа   ориентирована   на  все   возрастные   группы   обучающихся,  с учетом   ведущей   роли   педагогического   коллектива   в   союзе   с   семьёй, родительской общественностью, органами исполнительной власти и местного самоуправления,   УСХП   «Смольяны»,   КФХ   «Василёнок»   и   «Шушкевич   и сыновья»,   общественными   детскими,   молодежными   и   ветеранскими организациями. Настоящая   программа   является   долгосрочной   и     призвана   повысить эффективность решения проблем формирования  патриотизма в учреждении образования, как важнейшей духовной и социальной ценности. 3. Объект и предмет деятельности Объект  деятельности   –   организационно­педагогические   условия патриотического  и гражданского воспитания. Предмет  – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная   работа,   направленная   на   формирование   гражданско­ патриотической   компетентности   и   активной   социальной   позиции учащихся. 3. Цель, гипотеза, задачи программы Цель   программы:  Создание   модели   гражданско­патриотического воспитания   в     государственном   учреждении   образования     «Смольянская средняя   школа   Оршанского   района»,   ориентированной   на   становление   и развитие личности:  готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;    свободной,   обладающей   чувством   собственного   достоинства, гуманистически ориентированной;  любящей свою семью, школу, край, Республику Беларусь;  готовой жить и трудиться на своей малой Родине   личности культурной, нравственной. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся. Гипотеза: Предлагаемая   модель   гражданско   ­   патриотического   воспитания позволит   сформировать   личность     молодого   гражданина   республики 10Беларусь   с   активной   гражданской   позицией   и   патриотическим сознанием,   знающим   и   уважающим   свои   корни,   культуру,   традиции, обычаи своей родной земли, школы.     Данная цель и гипотеза  определяют следующие задачи:  воссоздать   имеющийся   опыт   патриотического   и   гражданственного воспитания в государственном учреждении образования «Смольянская средняя школа Оршанского района»;  модернизировать   организационно­педагогические   условия   для   содержательного   обогащения   и   систематизации активизации, гражданско­патриотического воспитания;  определить  основные   направления   гражданско­патриотического воспитания в нашей школе  создать   условия   для   реализации   каждым   обучающимся   собственной гражданской   позиции   через   деятельность   органов   ученического самоуправления;  формировать гражданскую компетентность обучающихся Смольянской средней школы;  утверждать   в   сознании   и   чувствах   обучающихся   патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать  уважение к культурному и историческому прошлому Республики Беларусь, к традициям родного края;   привлекать  обучающихся   к   работе   по   возрождению   и   сохранению культурных и духовно­нравственных ценностей родного края;  развивать взаимное сотрудничество школы с органами исполнительной власти и местного самоуправления, семьёй, детскими и молодёжными общественными   объединениями   и   организациями,   унитарным сельскохозяйственным   предприятием   «Смольяны»,   колхозно   – фермерскими   хозяйствами   «Василёнок»   и   «Шушкевич   и   сыновья», средствами   массовой   информации   с   целью   развития   гражданско­ патриотического воспитания обучающихся.  обеспечить взаимосвязь патриотического воспитания и профилактики асоциального поведения. 4. Основные принципы реализации программы Содержание   и   организационные   формы   патриотического   воспитания основываются   на   принципах,   ориентирующих   воспитание   на   развитие социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих принципов,  которые  являются   важным   условием   реализации   целей  и   задач патриотического   воспитания,   относится   признание   социальной   значимости гражданственности и народности. 11Среди   основополагающих   принципов   гражданско­патриотического воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении практической деятельности, выделяются общепедагогические:  Принцип   научности  опирается   на   закономерную   связь   между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы  содержание обучения   знакомило   обучающихся   с   научными   фактами,   понятиями, закономерностями,   теориями   всех   основных   разделов   соответствующей отрасли   науки,   в   возможной   мере   приближалось   к   раскрытию   ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.  Принцип   систематичности   и   последовательности  требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке,   когда   каждый   новый   элемент   учебного   материала   логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.  Принцип   доступности  требует,   чтобы   обучение   строилось   на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных,   физических,   моральных   перегрузок,   отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.  Принцип   наглядности.   Многолетний   опыт   обучения   и специальные   психолого­педагогические   исследования   показали,   что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех   органов   чувств   человека.   Чем   более   разнообразны   чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.  Принцип   гуманизации   образования  диктует   необходимость бережного отношения к каждому ребенку.   Принцип   дифференциации   и   индивидуализации   обучения, предусматривающий   психолого­педагогическое   изучение   личности,   ее отношений   в   коллективе   для   наилучшей   социальной   адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.  Принцип   творческого   самовыражения  способствует реализации   потребности   ребенка   в   самовыражении,   стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.  Принцип   осуществления   «педагогики   сотворчества», дискуссионно­эвристическую   обеспечивающую предусматривающий деятельность исследовательски­творческий характер взаимодействия между ними.   и   обучающегося, совместную     педагога   Принципы патриотического воспитания:  Принцип   системно   организованного   подхода,   который   целенаправленную   работу   всех предполагает   скоординированную, 12государственных   и   общественных   структур   по   патриотическому воспитанию граждан Республики Беларусь;   Принцип   адресного   подхода  в   формировании   патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы   с   учетом   каждой   возрастной,   социальной,   профессиональной   и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание   гражданина­патриота   таких   факторов,   как   семья,   ближнее окружение, учебное  заведение,  этнокультурная  среда, производственный коллектив,   регион   проживания   с   его   экономическими,   социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;   Принцип   активности   и   наступательности,   который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения  граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы Республики Беларусь;  основных  Принцип   универсальности     направлений патриотического   воспитания,   предполагающий   целостный   и комплексный   подход   к   ним,   необходимость   использования   и   такого фактора формирования патриотизма, как социально­ценный опыт прошлых поколений,   культивирующий   чувство   гордости   за   своих   предков, национальные   традиции   в   быту   и   внутрисемейных   отношениях,   учебе   и подходах к труду, методах творчества;   Принцип   учета   региональных   условий  в   пропаганде патриотических   идей   и   ценностей,   означающий   пропаганду   идей   и ценностей не только общебелорусского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю,   городу,   деревне,   улице,   предприятию,   спортивной   команде   и   так далее.  Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. 5. Этапы реализации программы I этап: проектный ­ 2013­2014 учебный год   подготовка   условий   для   создания   системы   гражданско­ Цель: патриотического воспитания. Задачи:  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.  2. Разработать,   обсудить   и   утвердить   программу   по   гражданско­ патриотическому   воспитанию   в   государственном   учреждении образования «Смольянская средняя школа Оршанского района» 133. Проанализировать   материально­технические,   педагогические   условия реализации программы.  4. Подобрать   диагностические   методики   по   основным   направлениям программы.  II этап: практический – 2014­2018 учебные годы Цель:  реализация   программы   обучающихся «Звезда».   гражданско­патриотического   воспитания Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Разработать методические рекомендации по гражданско­ патриотическому воспитанию в государственном учреждении  образования «Смольянская средняя школа Оршанского района». 4. Расширять и укреплять связи и отношения учреждения образования с   учреждениями общего и дополнительного образования детей, музеями,  учреждениями культуры  города и района. 5. Вовлекать в систему гражданско­патриотического воспитания  представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации проекта. 7. Принимать участие в районных и областных конкурсах по гражданско­ патриотическому воспитанию. III этап: аналитический – 2018­2019 учебный годы Цель:  анализ   итогов   реализации   Программы     гражданско­патриотического воспитания «Звезда» Задачи:  1. Обобщить результаты работы школы по гражданско­патриотическому воспитанию обучающихся.  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.  3. Спланировать работу на следующий период.  14Основными   исполнителями   мероприятий   программы   являются   педагоги, обучающиеся и их родители. 6. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В учреждении, как в образовательной системе:  o o o o реализация   системы   гражданско­патриотического     воспитания гражданина и патриота;  обогащение   гражданско­патриотического воспитания; расширение регионального компонента в учебном плане учреждения; содержания   вовлечение   в   работу   гражданско­патриотического   воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; дальнейшее   развитие   системы   детского   самоуправления,   клубов деятельности   детских   общественных   организаций, социальной направленности.   2. В образе выпускника:  o o o o в познавательной сфере: изучение исторического и культурного наследия родного края;  в историко ­ краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,   формирование   гордости   за   сопричастность   к   деяниям предыдущих поколений;  в   социальной:   способность   к   самореализации   в   пространстве белорусского   государства,   формирование   активной   жизненной позиции;   знание   и   соблюдение   норм   правового   государства; приобретение   опыта   основных   социальных   ролей   (члена   семьи, гражданина, члена коллектива, избирателя); в духовно­нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.  Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ   на   воспитание   гражданина   своей   Родины,   патриота   с   активной жизненной позицией.  II. Механизм реализации программы Механизм   реализации   программы   гражданско­патриотического воспитания затрагивает основные области жизнедеятельности обучающихся в условиях учреждения общего среднего образования:  познание; 15 поведение;  предметная деятельность;  общение;  эмоции; Обучающиеся, включенные в образовательно­воспитательный процесс, должны   реализовать   себя   в   данных   областях,   получив   знания,   опыт деятельности и опыт эмоционально­ценностных отношений в том объеме и форме,   которая   наиболее   адекватна   их   возрасту,   психо­физиологическим показателям, уровню культурогенеза. Для   решения   поставленных   задач   используется   сложившееся образовательное     пространство   Смольянской   средней   школы   Оршанского района, а также тесное сотрудничество со всеми социальными структурами аг. Смольяны и Оршанского района. Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.  При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные,   связанные   с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, республиканских акциях и  конкурсах.   республиканские   мероприятия,   областные, Группа Административно­ координационная 1. Кадровое обеспечение  Функции Состав Директор учреждения образования Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью педагогического коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. Консультативная Координация реализации Заместитель директора программы. Проведение семинаров, консультаций. по ВР, методист по воспитательной работе отдела образования, Подготовка и издание методических рекомендаций спорта и туризма Оршанского райисполкома, педагог ­ организатор социальный педагог, педагог ­ психолог 16Педагоги учреждения образования Реализация программы в системе воспитательной работы Использование современных воспитательных технологий Организация профессиональной помощи Классные руководители, педагог ­ организатор Методист, руководители Специалисты, сотрудничающие с учреждением (социум) педагогам. учреждений и хозяйств, специалисты Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях учреждения III. Модель социального взаимодействия государственного учреждения образования «Смольянская средняя школа Оршанского района» Отдел образования,  спорта и туризма  Оршанского  райисполкома Оршанский районный  центр творчества  детей и молодёжи Отдел туризма и  краеведения  Оршанского  райисполкома Музеи г. Орша Государственное учреждение  образования «Смольянская  средняя школа Оршанского  района» УСХП  «Смольяны» КФХ «Шушкевич  и сыновья» Учреждения обшего  среднего  образования  Оршанского района Музей Героя  Советского Союза  Сергея  Митта Смольянский  сельский  исполнительный  комитет Семьи обучающихся,  родительская  общественность Смольянский  государственный  аграрный колледж КФХ «Василёнок» 17IV. Основные направления деятельности З – знания В – вера в идеалы Е – единство З – забота Д – добро А – авторитет ДОБРЫЙ СВЕТ Детское и  молодёжное  общественное  движение ИСТОКИ Историко­ краеведческое  направление ЗВЕЗДА Я –  гражданин Я ­  патриот ЛИДЕР Спортивно­  патриотическое  направление МОЯ ЗЕМЛЯ Эколого­экономическое  направление СОДРУЖЕСТВО Социально –  патриотическое  направление 18V. Содержание деятельности  Направления деятельности ИСТОКИ Историко – краеведческое направление Содержание деятельности Программно ­ методическое обеспечение Музейная педагогика Организация поисковой и исследовательской Подпрограмма  школьного краеведческо ­ этнографического уголка «Спадчына» деятельности Социальные проекты: «Моя малая Родина»;  «Будущее Смольян ­ наша забота» «Дорогие мои земляки» ЛИДЕР Спортивно – патриотическое направление СОДРУЖЕСТВО Социально – патриотическое направление Организация физкультурной и спортивно – Подпрограмма спортивно – патриотического массовой работы Пропаганда ЗОЖ клуба  ЛИДЕР Взаимодействие  с органами исполнительной власти и местного самоуправления; школами Оршанского района, Смольянским государственным агрономическим колледжем, УСХП «Смольяны», КФХ «Шушкевич и сыновья», КФХ «Василёнок»,  семьями Социально­воспитательная подпрограмма  «МЫ!» Фестиваль семейного творчества «Отчий  дом» Фестиваль ученически ­ педагогического  творчества 19ДОБРЫЙ СВЕТ Детское и молодёжное общественное движение  МОЯ ЗЕМЛЯ Эколого – экономическое направление обучающихся, родительской общественностью Укрепление воспитательного потенциала семьи; изучение родословных, семейных устоев и традиций «Две звезды» Социальные проекты «Золотые руки моих  родителей» «Мой семейный герб»  Воспитание гражданственности и патриотизма в  детских и молодёжных общественных  организациях  Смольянской средней школы  Оршанского района. Деятельность органов детского самоуправления  (Совет лидеров школы) Эколого ­ экономическое просвещение и воспитание Организация деятельности школьного сельскохозяйственного отряда «Земляне» Подпрограмма деятельности тимуровского  отряда «Зорачка». Подпророграмма деятельности  волонтёрского отряда «Луч» Программа эколого – экономического  воспитания  «Моя земля» Деятельность школьного   сельскохозяйственного отряда «Земляне»   Методическое обеспечение программы Содержание деятельности Программно ­ методическое обеспечение 20Совершенствование программно – методического обеспечения  образовательно – воспитательного процесса в учреждении образования  «Смольянская средняя школа Оршанского района». Разработка положений по проведению фестивалей, смотров, конкурсов  коллективных творческих  дел гражданско ­ патриотической тематики.. Участие в районных, областных, республиканских  конкурсах  инновационных программ и методических материалов. Обобщение и распространение  передового педагогического опыта по  гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся  в учреждении  общего среднего образования. Использование ИКТ для научно­методического обеспечения проекта Выпуск программных и методических  материалов по гражданско –  патриотическому воспитанию обучающихся Взаимодействие со средствами массовой  информации Интернет  21Научно­методическое обеспечение Методы формирования гражданско­патриотических качеств личности В   проекте   используются   следующие   методы   формирования   гражданско­патриотических   качеств   личности, предложенные  П.П.Блонским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким, которые представлены   в следующей таблице:  № п./п I. II. Группа методов Методы Свойства методов Методы формирования сознания личности Методы органи­ зации   деятель­ ности   и   форми­ рования   опыта гражданского поведения Убеждение, внушение,   беседы, лекции,   дискуссии, метод примера  Постановка обучающегося  в позицию активного  полноправного участника  процесса Педагогическое  требование,  требование  коллектива,  общественное  мнение, поручение,  метод – требование, создание воспиты­ вающих ситуаций,  коллективное  Необходимо создавать  ситуации, в которых  обучающийся  упражнялся  бы в гражданской  деятельности, осознавал  свои обязанности по  отношению к коллективу,  обществу, ответственность  за свои поступки. Важно  демонстрировать  22творческое дело,  метод проектов III. Методы стимулирования деятельности   и поведения Соревнование,  поощрение,  наказание,  взаимовыручка,  создание ситуации  успеха значимость гражданской  деятельности обучающихся  для общества. С помощью  регулирующих требований  формируются традиции  поведения. Необходимо   побуждать обучающегося   свое корректировать Стимули­ поведение.   рование   в   различных   его формах   должно   быть дозированным   и   заслужен­ ным.   Стимулирование побуждает   школьника   к анализу   собственной   дея­ тельности,   программирует дальнейшее поведение. Формы реализации программы Индивидуальные, групповые, массовые 23Теоретические  Беседы  Сообщения  Встречи   с интересными людьми  Экскурсии  Просмотр   кинофильмов слайдов,  Уроки мужества Практические  Викторины  Выставки  Конкурсы  Соревнования  Фестивали  Праздничные программы  Коллективные   творческие дела  Экспедиции  Учебы актива 24Система мероприятий по реализации программы 1. Организационная работа  Организация и проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории страны и государства.  Научно­практические конференци    Круглые столы   Месячник гражданско – патриотического воспитания   Родительское собрание “Воспитание патриота ­ гражданский долг”  Конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, стихов, поделок   Акция  “Мой подарок ветеранам”  Уроки Мужества  Военно­спортивные игры   Дни здоровья и спорта  Встречи с ветеранами войны и труда “Нам слава досталась в наследство”  Шефство над ветеранами войны и труда, семьями погибших в «горячих точках»  Организация и проведение общественно­политических коллективных творческих дел  Мероприятия, направленные на развитие поисково­исследовательской деятельности  Фестивали семейного творчества «Отчий дом»: Шоу­программа «Дочки ­ матери» Соревнования «Братики – сестрички» Выставка «Руки мамы золотые» Праздник «Веселая семейка»  Организация выставок «Семейные реликвии» 25«Семейное ремесло» «Из бабушкиного сундука» «Моя родословная»  Организация и проведение мероприятий, посвященных профессиональным праздникам (День учителя,   День старшего поколения, День работников сельского хозяйства и т.д.)  Конкурсы – викторины юных эрудитов  Экскурсии по историческим местам родного края  Организация и проведение мероприятий патриотической направленности  Фестивали патриотической песни «Время выбрало вас…»  Конкурсная программа «А ну­ка, парни!»  Организация   и   проведение   мероприятий,   посвященных   Дню   Победы   советского   народа   в   Великой Отечественной войне  Работа  клуба «Лидер»  Митинги, посвящённые дню воина – интернационалиста   Митинги, посвящённый Дню победы    Организация   и   проведение   мероприятий,  посвященных   юбилейным   датам   и   памятным   событиям   истории Витебской области, Оршанского района, аг. Смольяны  Участие обучающихся в районных, областных, республиканских мероприятиях  Знакомство обучающихся с героическими событиями отечественной истории, выдающимися достижениями в области политики, экономики, науки, культуры, спорта  Пропаганда достижений своей школы, района, области, республики  Деятельность школьного краеведческо ­ этнографического уголка «Спадчына»  Деятельность тимуровского отряда «Звёздочка», волонтёрского отряда «Луч», сельскохозяйственного отряда «Земляне»  Экскурсии, походы по родному краю 26 Олимпиады, конкурсы, викторины “Знаешь ли ты?”  Тематические вечера  Тематические выставки. 2. Работа со средствами массовой информации  Публикации в СМИ по проблемам патриотического воспитания 3. Формирование организационно – методических основ, обеспечивающих функционирование проекта  Разработка методических рекомендаций по проблемам патриотического воспитания;  Выпуск газет  Конкурс на лучший сценарий, реферат, методическую разработку. V. Оценка эффективности реализации программы Оценка эффективности  реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно­духовными и количественными параметрами. Нравственно­духовные параметры: 1. .Сформированность гражданских навыков:   умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;   знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;   умение принимать и защищать свои решения;   готовность к участию в общественных делах;   готовность к получению образования.  272. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:   патриотизм и любовь к Родине;   права и свобода человека и гражданина;   символика Республики Беларусь;   национальное самосознание;   уважение чести и достоинства других граждан;­ гражданственность.  Количественные параметры:   включенность каждого обучающегося в воспитательные ситуации;   качество   отношений   (отношения   детей   к   реалиям   жизни   учреждения   образования,   к   учреждению,   к педагогу, коллективу, совместным делам);   небольшое количество детей с девиантным поведением;   участие в конкурсах по тематике;   проведение гражданско­патриотических мероприятий.  VII. Список литературы 1. Лукашенко,   А.Г.   Сильная   и   процветающая   Беларусь   должна   иметь   прочный   идеологический   фундамент/ А.Г.Лукашенко//Рэспубліка. ­2003. – 29сак. – С.1­8. 2. Зенченко, В.А. Проблемы формирования гражданственности и патриотизма у современной молодёжи/ Минск, 2001. – С.3­5. 283. Концепция   гражданского   воспитания   младших   школьников   в   Республике   Беларусь.   Проект/   В.В.Буткевич, Т.Н.Ковалёва,   Л.Ф.Кузнецова,   Л.С.Борисюк,   Н.Г.Ванина,   Л.И.Баранова,   О.В.Толкачёва,   О.М.Старикова, О.П.Павлович// Пачатковая школа. – 2002. ­ №6 – С.2­5.  4. Толкачёва,   О.В.   Теоретико­методологические   основы   гражданского   воспитания   младших   школьников: монография/ О.В.Толкачёва; научн.ред.проф.В.В.Буткевич. – Минск: БГПУ,2004.   5.Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь// Праблемы выхавання. – 2000. – №2. – С.10­43. 6. В.В.Буткевич. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи.                      Минск. – Национальный институт образования. – 2007.            7.Г.Ф.Бедулина. Методическое сопровождение идеологической работы в   общеобразовательных учреждениях. ­ Минск. – Национальный институт образования. – 2007 1. С.С.Кацэвіч. Патрыятычнае выхаванне школьнікаў. – ААТ – Брэсцкая друкарня – 2005. 2. А.А.Коваленя.   Патриотизм   –   важнейшее   условие   формирования   социально   активной   личности   /   Адукацыя   і 3. 4. 5. 6. выхаванне. ­ №5 2008. – С.7­13.   О.Л.Сташкевич. Гражданско­патриотическое воспитание личности: ценностный аспект/ Адукацыя і выхаванне. ­ №10 – 2008. С.8­12.  Е.П.Маркович. Воспитать человека – гражданина и патриота./ Адукацыя і выхаванне. ­ №4  2006 С.30­34.  Л.В. Вишневецкая. Гражданская активность как составляющая гражданского воспитания./ Адукацыя і выхаванне. ­ №1 2006. С.13­17.  Д.П.Зубко. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности. / Праблемы выхавання №1­ 2005­ С.12­16. 7. Л.И.Новиков. Государственная символика и патриотическое воспитание молодёжи./ Веснік адукацыі ­ №2­ 2005­ С.18­26.       15.  Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет» // Зб. нармат. дак. Мін­ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. ­ № 11.         16.  Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов // Зб. нармат. дак. Мін­ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. ­ №7. – С. 36 ­ 43. 2917.  Алиева Л. В. Детское движение ­ субъект воспитания: Теория, история, практика: монография / Л. В. Алиева. ­ М.: Макс Пресс, 2002. ­ 224 с. 18.  Бабицкий А. Л. Обновление цели и принципов / А. Л. Бабицкий // «Социокинетика». Стратегия и тактика детского движения нового века. ­ М., 2003. ­ С. 72 ­ 78. 19.   Буйлова Л.   Н.,   Кочне С.   В.   Организация   методической   службы   учреждений дополнительного   образования детей. Учебно­методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 158 с. 20.  Гликман И. З. Теория и методика воспитания. ­ М.: Владос­Пресс, 2002. 21.  Гребенкина Л. К. и др. Сценарии классных часов. Часть I. ­ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 22.  Гребенкина Л. К. и др. Сценарии классных часов. Часть II. ­ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 23.  Детский туризм и краеведение в Беларуси: Авт.–сост.: С. С.Митрахович – Мн.: «РИФТУР», 2003. 24.  Жук, А. И. Кошель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учебн.­метод. пособие / А. И.Жук, Н. н. Кошель. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 336 с. 25.  Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. ­ М., 1989. 26.   Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н. А.Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 27.   Кабуш   В.   Т.   Самоуправление   учащихся:   Учеб.   пособие.   Мн.:   М­во   образования   Респ.   Беларусь.   Академия последипломного образования, 2005. – 187 с. 28.  Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. 2003. № 6.­ С. 73 ­ 83. 29.   Кабуш   В.   Т.   Человек:   Программно­методические   рекомендации   по   воспитанию   учащихся   /   В.   Т.   Кабуш   // Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы ­ детям»; Академия последипломного образования. ­ 4­е изд., испр.­ Мн., 2000.­ 83 с. 30.   Катович Н. К. Модели воспитания школьников: Пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей. – Мн.: НМ Центр, 2000. 31.  Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С. С.Кашлев. – Мн.: Выш. школа, 2002. 32.  Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие / С. С.Кашлев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 176 с. 3033.   Кірчук І. І., Лозка А. Ю. Тэатралізаваныя школьныя святы: Дапаможнік для настаўнікаў, кіраўнікоў кружкоў і студый. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2004. – 174 с. 34.   Конюшко В. С., Лешко А. А., Чубаро С. В. Страницы экологического краеведения: Учеб.­метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО, 2000. 35.   Классному   руководителю   о   классном   часе.   Технология   подготовки   и   проведения   личностно­ориентированного классного часа / Под ред. Е. Н.Степанова, М. А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 36.   Куприянов Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей.­ М.: Владос, 2001. 37.  Малиновский А. В. Этическая метанорма / А. В. Малиновский // «Социокинетика». Лидерство в детском движении: время и ценности. ­ М., 2004. ­ С. 153 ­ 163 38.  Малиновский А. В. Профессиональная позиция лидера детского объединения. 39.  Минова М. Е. Модель детско­юношеского объединения, сформированного на основе нравственных ценностей / М. Е. Минова // Кіраванне ў адукацыі №4. ­ 2008 ­ С. 42 ­ 50. 40.   Минова   М.   Е.   Содержание   программы   деятельности   детско­юношеского   общественного   объединения, сформированного на основе нравственных ценностей / М. Е. Минова // Праблемы выхавання №6. ­ 2006. ­ С. 48 ­ 54. 41.   Минова М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е. Минова. ­ Мн.: Нац. ин­т образования, 2009. ­ 152 с. 42.  Михалевич Е. Ф. Детские и молодежные общественные объединения – школа лидера // Праблемы выхавання № 4 – 2010. 43.  Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. ­ М.: Педагогическое общество России, 2002. 44.  Пармон Л. В., Сахарэвіч А. П., Трыгубовіч Н. П. Беларускае свята ў школе. — Мн.: Беларусь, 2002. — 240 с. 45.   Патриотическое   воспитание   как   составная   часть   государственной   идеологии   Республики   Беларусь.   Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к военной службе (Материалы республиканской научно­ практической конференции), Минск, 2003. 46.   Пташник, Т. В. Интерактивные обучающие методы в формировании активной гражданской позиции учащихся // Праблемы выхавання № 7 – 2007 С.  3132Приложение 1 Модель выпускника государственного учреждения образования «Смольянская средняя школа Оршанского района» Выпускник школы ­ патриот и гражданин Республики Беларусь, ценитель и защитник её культуры, человек:  почитающий родителей, старших, следующий их добрым наставлениям;  остерегающийся от худых дел, скверных слов и дурных мыслей;  ничего   чужого   не   желающий,   правдивый,   противостоящий   сквернословию   и   другим   негативным   факторам  социальной среды, ведущий  здоровый образ жизни; строгий к себе, а к окружающим снисходительный, обладающий социальной ответственностью за свои действия и поступки; твердый в испытаниях и не впадающий в отчаяние; сорадующийся в радостях ближних и сопереживающий в их горе стремящийся к познанию Истины  умеющий быть благодарным;      умеющий прощать обидчиков и забывать обиды;     уважающий религию и религиозные чувства окружающих людей;  умеющий трудиться и уважать труд других;  ориентирующийся   в   общественной   обстановке,   имеющий   свои   суждения   и   взгляды,   обладающий   социальной ответственностью за свои поступки; заботящийся о благе и духовности своей семьи;  33 образованный,   целеустремленный,   любознательный,   умеющий   получать   знания   и   использовать   их   на   практике, приумножающий свои знания во благо, а не во зло;  ответственный за судьбу Родины, общества, семьи, бережно относящийся к историческому и духовному наследию Республики Беларусь;  уважающий права и свободы других людей, выполняющий Конституцию Республики Беларусь, выполняющий свой гражданский долг перед Отечеством. Анкета «Патриот» Приложение 2 Данная анкета может быть рекомендована к использованию   в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина – патриота. Анкета   состоит   из   восьми   основных   блоков   с   суждениями,   вопросами   и   незаконченными   предложениями.   На каждое из суждений или вопрос, предложено несколько альтернативных вариантов ответов. 34