ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—11 кл
30.01.2017
Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе разви-тия образования является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы гражданско - патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования.
Звезда.doc
Отдел образования, спорта и туризма
«Смольянская средняя школа Оршанского района»
Оршанского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ЗВЕЗДА»
Автор – составитель
Чичкова Жанна Ильинична
учитель государственного учреждения образования
«Смольянская средняя школа Оршанского района» аг. Смольяны
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение__________________________________________ 3
1. Обоснование актуальности программы ________________ 4
2. Степень изученности проблемы ____________________ 6
3. Цель, гипотеза и задачи программы __________________ 12
4.Основные принципы реализации программы_____________ 13
5. Этапы реализации программы_________________________ 15
II.Механизм реализации программы____________________ 17
1.Кадровое обеспечение ________________________ 18
III. Модель социального взаимодействия ______________ 19
IV. Основные направления деятельности ______________ 20
V. Содержание деятельности ____________ 21
VI. Оценка эффективности реализации программы _____ 29
VII. Список литературы_____________________________ 30
Приложение________________________________________ 33
2 “Как нет человека без самолюбия,
– так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский
I. Введение
Гражданскопатриотическое воспитание на современном этапе развития
образования является одним из актуальных направлений подготовки
подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени
осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир,
сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает
особую важность создания эффективной системы гражданско
патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования.
Патриотизм в обществе понимается как преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо
общества. А.И. Солженицын сказал: « Горе той стране, где слова «патриот»
или « демократ» считаются бранью». Формирование сознания «Я – гражданин
Республики Беларусь» должно проходить через собственное отечественное
самочувствие каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих
граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно
соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об
общем благе является основой благосостояния каждого.
Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального
самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения
белорусского общества, возрождения его духовнонравственных устоев.
Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое
предполагает создание условий для формирования патриотических качеств
личности.
Гражданскопатриотическое воспитание в Республике Беларусь является
В рамках современных требований,
частью государственной политики.
3 предъявляемых обществом к гражданину Республики Беларусь, гражданско
патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти и
организаций по формированию активной гражданской позиции, высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Действенная система гражданско – патриотического
воспитания призвана сформировать чувство любви и уважения к своей Родине,
гордость за достижения Беларуси; ответственность за развитие и госу
дарственное устройство Беларуси; содействовать повышению уважения
Конституции Республики Беларусь и других законов государства;
способствовать осознанию роли государства и общества как гарантов
максимального развития интересов и способностей человека; пониманию заботы
государства и трудоспособных граждан о нуждающихся, инвалидах, пожилых
людях, детях; стимулированию попечительства и благотворительности как
показателей гражданской зрелости человека труда, развитию стремления к
приумножению авторитета страны через собственные достижения в обучении,
труде, спорте, общественной жизни.
Критериями гражданскопатриотической воспитанности являются:
сформированность систематических знаний о своей Родине,
ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на
территории Республики Беларусь;
стремление внести свой вклад в развитие своей малой
родины: области, населённого пункта, учреждения;
активная позиция в защите интересов своего государства,
проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей
гражданина, члена нашего общества.
Гражданско патриотическое воспитание является особенно важным
для воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего среднего
образования, так как именно в школе закладывается ближайшая перспектива
единства и сплоченности общества, воспроизводства и развития трудового и
интеллектуального потенциала страны,
стремления к укреплению
государства.
1. Обоснование актуальности программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей
стране во многом зависит от уровня гражданского образования и
патриотического воспитания. Сегодня коренным образом изменились
отношения гражданина Республики Беларусь с государством и обществом. Он
4 получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную
личность в различных областях жизни, и в то же время возросла его
ответственность за свою судьбу и судьбу других людей.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях
обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её
решению. События последнего времени подтвердили, что девальвация
духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание
большинства подростков, резко снизила воспитательное воздействие. Стала
более заметной постепенная утрата подростками традиционно белорусского
патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое
распространение равнодушие,
немотивированная
цинизм,
агрессивность, неуважительное отношение к государству.
эгоизм,
Данные мониторинга уровня воспитанности обучающихся,
анкетирование педагогов, родителей и обучающихся по вопросам
гражданско – патриотического воспитания, изучение педагогического
опыта позволили определить несколько общих проблем:
Воспитательная работа школы зачастую носит отчётнопоказательный
характер.
Отдельные мероприятия гражданской и военно
патриотической направленности не оказывают серьёзного
воспитательного воздействия (отсутствие системы гражданско
патриотического воспитания).
Отсутствие единства, соединения гражданской, патриотической
компетентности и установок на активную жизненную позицию
( соединение знаний и умений).
Недостаток качественных учебнометодических пособий.
Формальный подход
педагогов к
гражданскопатриотическому
воспитанию обучающихся.
В силу вышесказанного, можно предположить, что пробелы в
гражданско – патриотическом воспитании в учреждении образования
впоследствии приводят к проблемам сформированности гражданской позиции
в государственном масштабе.
В школе
выпускники школ не стремятся
возвратиться
домой в село, поселок, небольшой город
безразличие к школе
утрата семейных традиций,
равнодушие к школьным традициям
не соблюдаются правила поведения в
классе,
в школе
отсутствие желания читать книги, газеты,
сквернословие, низкая мотивация ЗОЖ
В государстве
стремление молодых людей покинуть
страну
безразличие к судьбе Родины
забываются традиции, обычаи своего народа
не соблюдаются нормы и правила
поведения в обществе
падение культуры
5 формальный подход к гражданско –
патриотическому воспитанию школьников
отсутствие чётко сформированной
гражданско – патриотической позиции
личности
Беларусь страна высокой духовности, уникальной душевности,
открытости, бескорыстия и приветливости. Белорусам в высшей степени были
всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности
родной стране. Величайшей национальной ценностью был патриотизм –
любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения,
уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Сегодня жизненно важно возродить в белорусском обществе чувство
истинного патриотизма как духовнонравственной и социальной ценности,
организовать качественный процесс воспитания с малых лет гражданина
Республики Беларусь, патриота своей малой Родины, знающего, любящего
свой край, город, район, село, почитающего его традиции, желающего принять
непосредственное участие в развитии и процветании края.
Территория Смольянского сельского совета, на которой расположено
государственное учреждение образования «Смольянская средняя школа
Оршанского района» представляет собой уникальную площадку для
гражданско патриотического воспитания обучающихся: на смольянской
земле находится большое количество исторических и духовных памятников,
некоторые из которых имеют статус памятников республиканского значения;
могил и захоронений времён Великой Отечественной войны; памятник
воинам интернационалистам, выпускникам Смольянской средней школы. По
соседству со школой находятся: государственный аграрный колледж, где
многие выпускники школы продолжают обучение, УСХП «Смольяны» и два
колхозно фермерских хозяйства шефы школы, в которых трудятся многие
семейные династии. Примечательно, что среди педагогов школы 12
выпусников, которые вернулись на родную землю. За время существования
Смольянская средняя школа накопила богатый материал по гражданско
патриотическому воспитанию обучающихся , который в современных
условиях потребовал систематизации и актуализации. Так родилась идея
создания Программы гражданско патриотического воспитания «Звезда».
Разработка программы гражданско патриотического воспитания
обучающихся «Звезда» в государственном учреждении образования
«Смольянская средняя школа Оршанского района» обусловлена:
неотложностью создания условий для формирования в
образовательном учреждении системы воспитания подрастающего
поколения на основе важнейших социально значимых ценностей,
гражданственности и патриотизма;
необходимостью разработки и реализации новых подходов к
определению приоритетов и основополагающих принципов
6 гражданского воспитания как одного из важнейших направлений в
деятельности учреждения образования.
2.Степень изученности проблемы
Т.А.Касимова,
Н.К.Беспятова,
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения
рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок
отечественных и зарубежных педагогов. В этом направлении работают
И.А.Пашкович,
Буторина Т.С.,
Т.А.Орешкина, Бабицкий А.Л., Гликман И.З. и другие. В своих работах ими
были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков
школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием
патриотизма у подрастающего поколения.
В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного
демократического
в
усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях
функционирования национальной системы образования.
Гражданско
патриотическое воспитание становится координирующим направлением
современного образования в спектре видения идеологии. Президент
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко чётко изложил свою позицию по
данному вопросу: «Если мы хотим видеть Беларусь сильной и процветающей
державой, то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте
белорусского общества…» (1)
государства
необходимость
возникает
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован
необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как
эффективного механизма образовательной политики государства в
соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые
предъявляет новая социальнополитическая ситуация и реформированный тип
выпускника учреждения общего среднего образования. (Приложение 1)
Целенаправленная организация процесса гражданскопатриотического
воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в
обществе ценностей, законов и норм жизни, формировании собственной
гражданской позиции.
Усвоение личностью гражданскопатриотических ценностей
осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой
информации своих гражданских функций и социальных ролей. Приобщение
человека к гражданскопатриотическим ценностям происходит в процессе
реального включения личности в многообразие общественных отношений.(2,
с.4)
Таким образом, гражданскопатриотическое воспитание оказывает влияние
на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально
психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те
Патриот
ические
качества
7 мировоззренческие убеждения и гражданскопатриотические качества,
которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским
обязанностям. Если рассматривать структуру гражданскопатриотического
воспитания как совокупность качеств личности, подлежащих формированию,
то она будет выглядеть следующим образом (рисунок 1)
Эстетические качества
Интеллектуальные
качества
Гражданско
патриотическое
воспитание
Физические
качества
Нравственные
качества
Правовые
качества
Трудовые
качества
Рис. 1Гражданскопатриотическое воспитание
Гражданскопатриотическое воспитание – это целенаправленный
процесс формирования гражданственности и патриотичности как
интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых
гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и
уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной,
социальнополитической и других сфер жизни. (3, с.39)
В гражданскопатриотическом воспитании особое значение приобретает
личностно ориентированный подход, когда в центре учебновоспитательного
процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права
конкретного индивида, его суверенитет.
При рассмотрении содержания гражданскопатриотического воспитания в
качестве приоритетных выделяют:
гражданскопатриотическую сферу (основана на любви к Родине и
народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к
достойному служению Отечеству);
политикоправовую сферу (предполагает формирование понимания
политических и правовых событий и процессов в обществе и
государстве, знание правовых норм и принципов, способность
реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и
прав других граждан);
8 социальноэкономическую сферу (предусматривает формирование у
учащихся основ экономического мышления, развитие способности
строить аргументированные суждения по вопросам экономической
политики государства, адаптации их к рыночным экономическим
условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни
общества, а также приобретение некоторых навыков принятия
экономических решений в повседневной жизни) (4, с.44).
включать в себя:
ознакомление детей с государственной символикой, героическими
страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в
процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по
историческим местам и культурным памятникам Белоруссии;
проведение сюжетноролевых игр историкопатриотического
содержания;
Система гражданскопатриотического воспитания должна
историкокультурное краеведение, раскрывающее перед детьми
историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой
Родины, приобщающее их к ценностям родного края;
ознакомление школьников с народным творчеством;
ознакомление детей с деятельностью общественных организаций.
При отборе содержания гражданскопатриотического воспитания
необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе
организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной
социальной действительности.
Содержание гражданскопатриотического воспитания должно
включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры,
образцы поведения, без которых невозможно соответствующее
выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.(5)
Для достижения цели гражданскопатриотического воспитания
необходимо обогатить содержание данной работы национальной
культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе
освоения ими культурного наследия своего народа.
Программа «Звезда»
разработана в соответствии с Концепцией
непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике
Беларусь, Законом Республики Беларусь от 07.12.2009 г. № 65З «Об
основах государственной молодежной политики», Кодексом «Об
образовании», Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка;
Конституцией РБ; Положением об учреждении общего среднего
образования.
Начало реализации Программы в государственном учреждении
образования «Смольянская средняя школа Оршанского района»
предполагается с 2014 – 2015 учебного года. Программа имеет открытый
9 характер и доступна для участия в её реализации образовательных
учреждений, общественных движений и организаций Оршанского района.
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, с
учетом ведущей роли педагогического коллектива в союзе с семьёй,
родительской общественностью, органами исполнительной власти и местного
самоуправления, УСХП «Смольяны», КФХ «Василёнок» и «Шушкевич и
сыновья», общественными детскими, молодежными и ветеранскими
организациями.
Настоящая программа является долгосрочной и призвана повысить
эффективность решения проблем формирования патриотизма в учреждении
образования, как важнейшей духовной и социальной ценности.
3. Объект и предмет деятельности
Объект деятельности – организационнопедагогические условия
патриотического и гражданского воспитания.
Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная
воспитательная работа, направленная на формирование гражданско
патриотической компетентности и активной социальной позиции
учащихся.
3. Цель, гипотеза, задачи программы
Цель программы: Создание модели гражданскопатриотического
воспитания в государственном учреждении образования «Смольянская
средняя школа Оршанского района», ориентированной на становление и
развитие личности:
готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом
государстве;
свободной, обладающей чувством собственного достоинства,
гуманистически ориентированной;
любящей свою семью, школу, край, Республику Беларусь;
готовой жить и трудиться на своей малой Родине
личности культурной, нравственной.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все
структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся.
Гипотеза:
Предлагаемая модель гражданско патриотического воспитания
позволит сформировать личность молодого гражданина республики
10 Беларусь с активной гражданской позицией и патриотическим
сознанием, знающим и уважающим свои корни, культуру, традиции,
обычаи своей родной земли, школы.
Данная цель и гипотеза определяют следующие задачи:
воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданственного
воспитания в государственном учреждении образования «Смольянская
средняя школа Оршанского района»;
модернизировать организационнопедагогические условия для
содержательного обогащения и систематизации
активизации,
гражданскопатриотического воспитания;
определить
основные направления гражданскопатриотического
воспитания в нашей школе
создать условия для реализации каждым обучающимся собственной
гражданской позиции через деятельность органов ученического
самоуправления;
формировать гражданскую компетентность обучающихся Смольянской
средней школы;
утверждать в сознании и чувствах обучающихся патриотические
ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному
и историческому прошлому Республики Беларусь, к традициям родного
края;
привлекать обучающихся к работе по возрождению и сохранению
культурных и духовнонравственных ценностей родного края;
развивать взаимное сотрудничество школы с органами исполнительной
власти и местного самоуправления, семьёй, детскими и молодёжными
общественными объединениями и организациями,
унитарным
сельскохозяйственным предприятием «Смольяны»,
колхозно –
фермерскими хозяйствами «Василёнок» и «Шушкевич и сыновья»,
средствами массовой информации с целью развития гражданско
патриотического воспитания обучающихся.
обеспечить взаимосвязь патриотического воспитания и профилактики
асоциального поведения.
4. Основные принципы реализации программы
Содержание и организационные формы патриотического воспитания
основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие
социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих
принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач
патриотического воспитания, относится признание социальной значимости
гражданственности и народности.
11 Среди основополагающих принципов гражданскопатриотического
воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении
практической деятельности, выделяются общепедагогические:
Принцип научности опирается на закономерную связь между
содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание
обучения знакомило обучающихся с научными фактами, понятиями,
закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей
отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее
современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
Принцип систематичности и последовательности требует,
чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном
порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически
связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к
усвоению нового.
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на
уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали
интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно
сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и
специальные психологопедагогические исследования показали, что
эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию
всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные
восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.
Принцип гуманизации образования диктует необходимость
бережного отношения к каждому ребенку.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения,
предусматривающий психологопедагогическое изучение личности, ее
отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации,
максимального раскрытия ее творческих способностей.
Принцип творческого самовыражения
способствует
реализации потребности ребенка в самовыражении, стимулирует
стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой
сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.
Принцип осуществления «педагогики сотворчества»,
дискуссионноэвристическую
обеспечивающую
предусматривающий
деятельность
исследовательскитворческий характер взаимодействия между ними.
и обучающегося,
совместную
педагога
Принципы патриотического воспитания:
Принцип системно организованного подхода,
который
целенаправленную работу всех
предполагает скоординированную,
12 государственных и общественных структур по патриотическому
воспитанию граждан Республики Беларусь;
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма,
предполагающий использование особых форм и методов патриотической
работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и
других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в
воспитание гражданинапатриота таких факторов, как семья, ближнее
окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный
коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными,
культурными и другими особенностями общества в целом;
Принцип активности и наступательности,
который
предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации
мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на
национальные интересы Республики Беларусь;
основных
Принцип
универсальности
направлений
патриотического воспитания,
предполагающий целостный и
комплексный подход к ним, необходимость использования и такого
фактора формирования патриотизма, как социальноценный опыт прошлых
поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков,
национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и
подходах к труду, методах творчества;
Принцип учета региональных условий
в пропаганде
патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и
ценностей не только общебелорусского патриотизма, но и местного или
регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному
краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так
далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
5. Этапы реализации программы
I этап: проектный 20132014 учебный год
подготовка условий для создания системы гражданско
Цель:
патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско
патриотическому воспитанию в государственном учреждении
образования «Смольянская средняя школа Оршанского района»
13 3. Проанализировать материальнотехнические, педагогические условия
реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям
программы.
II этап: практический – 20142018 учебные годы
Цель: реализация программы
обучающихся «Звезда».
гражданскопатриотического воспитания
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и
методы воспитательного воздействия.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Разработать методические рекомендации по гражданско
патриотическому воспитанию в государственном учреждении
образования «Смольянская средняя школа Оршанского района».
4. Расширять и укреплять связи и отношения учреждения образования с
учреждениями общего и дополнительного образования детей, музеями,
учреждениями культуры города и района.
5. Вовлекать в систему гражданскопатриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации проекта.
7. Принимать участие в районных и областных конкурсах по гражданско
патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 20182019 учебный годы
Цель: анализ итогов реализации Программы гражданскопатриотического
воспитания «Звезда»
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы по гражданскопатриотическому
воспитанию обучающихся.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
14 Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги,
обучающиеся и их родители.
6. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
o
o
o
o
реализация системы гражданскопатриотического воспитания
гражданина и патриота;
обогащение
гражданскопатриотического
воспитания; расширение регионального компонента в учебном плане
учреждения;
содержания
вовлечение в работу гражданскопатриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности;
дальнейшее развитие системы детского самоуправления,
клубов
деятельности детских общественных организаций,
социальной направленности.
2. В образе выпускника:
o
o
o
o
в познавательной сфере: изучение исторического и культурного
наследия родного края;
в историко краеведческой: осознание ответственности за судьбу
страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве
белорусского государства, формирование активной жизненной
позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
приобретение опыта основных социальных ролей (члена семьи,
гражданина, члена коллектива, избирателя);
в духовнонравственной сфере: осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими
в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный
заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной
жизненной позицией.
II. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы гражданскопатриотического
воспитания затрагивает основные области жизнедеятельности обучающихся в
условиях учреждения общего среднего образования:
познание;
15 поведение;
предметная деятельность;
общение;
эмоции;
Обучающиеся, включенные в образовательновоспитательный процесс,
должны реализовать себя в данных областях, получив знания, опыт
деятельности и опыт эмоциональноценностных отношений в том объеме и
форме, которая наиболее адекватна их возрасту, психофизиологическим
показателям, уровню культурогенеза.
Для решения поставленных задач используется сложившееся
образовательное пространство Смольянской средней школы Оршанского
района, а также тесное сотрудничество со всеми социальными структурами аг.
Смольяны и Оршанского района. Воспитательная работа строится с учетом
возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные,
районные,
связанные с
юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных,
республиканских акциях и конкурсах.
республиканские мероприятия,
областные,
Группа
Административно
координационная
1. Кадровое обеспечение
Функции
Состав
Директор учреждения
образования
Осуществление общего
контроля и руководства.
Руководство деятельностью
педагогического коллектива.
Анализ ситуации и внесение
корректив.
Консультативная
Координация реализации
Заместитель директора
программы.
Проведение семинаров,
консультаций.
по ВР, методист по
воспитательной работе
отдела образования,
Подготовка и издание
методических рекомендаций
спорта и туризма
Оршанского
райисполкома, педагог
организатор
социальный педагог,
педагог психолог
16 Педагоги учреждения
образования
Реализация программы в
системе воспитательной
работы
Использование современных
воспитательных технологий
Организация
профессиональной помощи
Классные
руководители, педагог
организатор
Методист,
руководители
Специалисты,
сотрудничающие с
учреждением (социум)
педагогам.
учреждений и хозяйств,
специалисты
Проведение тренингов,
круглых столов, встреч
Диагностика
Участие в мероприятиях
учреждения
III. Модель социального взаимодействия государственного
учреждения образования «Смольянская средняя школа
Оршанского района»
Отдел образования,
спорта и туризма
Оршанского
райисполкома
Оршанский районный
центр творчества
детей и молодёжи
Отдел туризма и
краеведения
Оршанского
райисполкома
Музеи г. Орша
Государственное учреждение
образования «Смольянская
средняя школа Оршанского
района»
УСХП
«Смольяны»
КФХ «Шушкевич
и сыновья»
Учреждения обшего
среднего
образования
Оршанского района
Музей Героя
Советского Союза
Сергея Митта
Смольянский
сельский
исполнительный
комитет
Семьи обучающихся,
родительская
общественность
Смольянский
государственный
аграрный колледж
КФХ «Василёнок»
17 IV. Основные направления деятельности
З – знания
В – вера в идеалы
Е – единство
З – забота
Д – добро
А – авторитет
ДОБРЫЙ СВЕТ
Детское и
молодёжное
общественное
движение
ИСТОКИ
Историко
краеведческое
направление
ЗВЕЗДА
Я –
гражданин
Я патриот
ЛИДЕР
Спортивно
патриотическое
направление
МОЯ ЗЕМЛЯ
Экологоэкономическое
направление
СОДРУЖЕСТВО
Социально –
патриотическое
направление
18 V. Содержание деятельности
Направления
деятельности
ИСТОКИ
Историко –
краеведческое
направление
Содержание деятельности
Программно методическое обеспечение
Музейная педагогика
Организация поисковой и исследовательской
Подпрограмма школьного краеведческо
этнографического уголка «Спадчына»
деятельности
Социальные проекты:
«Моя малая Родина»;
«Будущее Смольян наша забота»
«Дорогие мои земляки»
ЛИДЕР
Спортивно –
патриотическое
направление
СОДРУЖЕСТВО
Социально –
патриотическое
направление
Организация физкультурной и спортивно –
Подпрограмма спортивно – патриотического
массовой работы
Пропаганда ЗОЖ
клуба
ЛИДЕР
Взаимодействие с органами исполнительной
власти и местного самоуправления; школами
Оршанского района, Смольянским
государственным агрономическим колледжем,
УСХП «Смольяны», КФХ «Шушкевич и
сыновья», КФХ «Василёнок», семьями
Социальновоспитательная подпрограмма
«МЫ!»
Фестиваль семейного творчества «Отчий
дом»
Фестиваль ученически педагогического
творчества
19 ДОБРЫЙ СВЕТ
Детское и
молодёжное
общественное
движение
МОЯ ЗЕМЛЯ
Эколого –
экономическое
направление
обучающихся, родительской общественностью
Укрепление воспитательного потенциала семьи;
изучение родословных, семейных устоев и
традиций
«Две звезды»
Социальные проекты «Золотые руки моих
родителей»
«Мой семейный герб»
Воспитание гражданственности и патриотизма в
детских и молодёжных общественных
организациях Смольянской средней школы
Оршанского района.
Деятельность органов детского самоуправления
(Совет лидеров школы)
Эколого экономическое просвещение и
воспитание
Организация деятельности школьного
сельскохозяйственного отряда «Земляне»
Подпрограмма деятельности тимуровского
отряда «Зорачка».
Подпророграмма деятельности
волонтёрского отряда «Луч»
Программа эколого – экономического
воспитания «Моя земля»
Деятельность школьного
сельскохозяйственного отряда «Земляне»
Методическое обеспечение программы
Содержание деятельности
Программно методическое обеспечение
20 Совершенствование программно – методического обеспечения
образовательно – воспитательного процесса в учреждении образования
«Смольянская средняя школа Оршанского района».
Разработка положений по проведению фестивалей, смотров, конкурсов
коллективных творческих дел гражданско патриотической тематики..
Участие в районных, областных, республиканских конкурсах
инновационных программ и методических материалов.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта по
гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся в учреждении
общего среднего образования.
Использование ИКТ для научнометодического обеспечения проекта
Выпуск программных и методических
материалов по гражданско –
патриотическому воспитанию обучающихся
Взаимодействие со средствами массовой
информации
Интернет
21 Научнометодическое обеспечение
Методы формирования гражданскопатриотических качеств личности
В проекте используются следующие методы формирования гражданскопатриотических качеств личности,
предложенные П.П.Блонским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким, которые представлены в следующей
таблице:
№
п./п
I.
II.
Группа методов
Методы
Свойства методов
Методы
формирования
сознания
личности
Методы органи
зации деятель
ности и форми
рования опыта
гражданского
поведения
Убеждение,
внушение, беседы,
лекции, дискуссии,
метод примера
Постановка обучающегося
в позицию активного
полноправного участника
процесса
Педагогическое
требование,
требование
коллектива,
общественное
мнение, поручение,
метод – требование,
создание воспиты
вающих ситуаций,
коллективное
Необходимо создавать
ситуации, в которых
обучающийся упражнялся
бы в гражданской
деятельности, осознавал
свои обязанности по
отношению к коллективу,
обществу, ответственность
за свои поступки. Важно
демонстрировать
22 творческое дело,
метод проектов
III.
Методы
стимулирования
деятельности и
поведения
Соревнование,
поощрение,
наказание,
взаимовыручка,
создание ситуации
успеха
значимость гражданской
деятельности обучающихся
для общества. С помощью
регулирующих требований
формируются традиции
поведения.
Необходимо побуждать
обучающегося
свое
корректировать
Стимули
поведение.
рование в различных его
формах должно быть
дозированным и заслужен
ным.
Стимулирование
побуждает школьника к
анализу собственной дея
тельности, программирует
дальнейшее поведение.
Формы реализации программы
Индивидуальные, групповые, массовые
23 Теоретические
Беседы
Сообщения
Встречи
с
интересными людьми
Экскурсии
Просмотр
кинофильмов
слайдов,
Уроки мужества
Практические
Викторины
Выставки
Конкурсы
Соревнования
Фестивали
Праздничные программы
Коллективные творческие
дела
Экспедиции
Учебы актива
24 Система мероприятий по реализации программы
1. Организационная работа
Организация и проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории страны и государства.
Научнопрактические конференци
Круглые столы
Месячник гражданско – патриотического воспитания
Родительское собрание “Воспитание патриота гражданский долг”
Конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, стихов, поделок
Акция “Мой подарок ветеранам”
Уроки Мужества
Военноспортивные игры
Дни здоровья и спорта
Встречи с ветеранами войны и труда “Нам слава досталась в наследство”
Шефство над ветеранами войны и труда, семьями погибших в «горячих точках»
Организация и проведение общественнополитических коллективных творческих дел
Мероприятия, направленные на развитие поисковоисследовательской деятельности
Фестивали семейного творчества «Отчий дом»:
Шоупрограмма «Дочки матери»
Соревнования «Братики – сестрички»
Выставка «Руки мамы золотые»
Праздник «Веселая семейка»
Организация выставок
«Семейные реликвии»
25 «Семейное ремесло»
«Из бабушкиного сундука»
«Моя родословная»
Организация и проведение мероприятий, посвященных профессиональным праздникам (День учителя, День
старшего поколения, День работников сельского хозяйства и т.д.)
Конкурсы – викторины юных эрудитов
Экскурсии по историческим местам родного края
Организация и проведение мероприятий патриотической направленности
Фестивали патриотической песни «Время выбрало вас…»
Конкурсная программа «А нука, парни!»
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Победы советского народа в Великой
Отечественной войне
Работа клуба «Лидер»
Митинги, посвящённые дню воина – интернационалиста
Митинги, посвящённый Дню победы
Организация и проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам и памятным событиям истории
Витебской области, Оршанского района, аг. Смольяны
Участие обучающихся в районных, областных, республиканских мероприятиях
Знакомство обучающихся с героическими событиями отечественной истории, выдающимися достижениями в
области политики, экономики, науки, культуры, спорта
Пропаганда достижений своей школы, района, области, республики
Деятельность школьного краеведческо этнографического уголка «Спадчына»
Деятельность тимуровского отряда «Звёздочка», волонтёрского отряда «Луч», сельскохозяйственного отряда
«Земляне»
Экскурсии, походы по родному краю
26 Олимпиады, конкурсы, викторины “Знаешь ли ты?”
Тематические вечера
Тематические выставки.
2. Работа со средствами массовой информации
Публикации в СМИ по проблемам патриотического воспитания
3. Формирование организационно – методических основ, обеспечивающих функционирование проекта
Разработка методических рекомендаций по проблемам патриотического воспитания;
Выпуск газет
Конкурс на лучший сценарий, реферат, методическую разработку.
V. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных
критериев, представленных нравственнодуховными и количественными параметрами.
Нравственнодуховные параметры:
1.
.Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к получению образования.
27 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Республики Беларусь;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого обучающегося в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения образования, к учреждению, к
педагогу, коллективу, совместным делам);
небольшое количество детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по тематике;
проведение гражданскопатриотических мероприятий.
VII. Список литературы
1. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент/
А.Г.Лукашенко//Рэспубліка. 2003. – 29сак. – С.18.
2. Зенченко, В.А. Проблемы формирования гражданственности и патриотизма у современной молодёжи/ Минск, 2001.
– С.35.
28 3. Концепция гражданского воспитания младших школьников в Республике Беларусь. Проект/ В.В.Буткевич,
Т.Н.Ковалёва, Л.Ф.Кузнецова, Л.С.Борисюк, Н.Г.Ванина, Л.И.Баранова, О.В.Толкачёва, О.М.Старикова,
О.П.Павлович// Пачатковая школа. – 2002. №6 – С.25.
4. Толкачёва, О.В. Теоретикометодологические основы гражданского воспитания младших школьников:
монография/ О.В.Толкачёва; научн.ред.проф.В.В.Буткевич. – Минск: БГПУ,2004.
5.Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь// Праблемы выхавання. – 2000. – №2. –
С.1043.
6. В.В.Буткевич. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи. Минск. – Национальный институт
образования. – 2007.
7.Г.Ф.Бедулина. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях.
Минск. – Национальный институт образования. – 2007
1. С.С.Кацэвіч. Патрыятычнае выхаванне школьнікаў. – ААТ – Брэсцкая друкарня – 2005.
2. А.А.Коваленя. Патриотизм – важнейшее условие формирования социально активной личности / Адукацыя і
3.
4.
5.
6.
выхаванне. №5 2008. – С.713.
О.Л.Сташкевич. Гражданскопатриотическое воспитание личности: ценностный аспект/ Адукацыя і выхаванне.
№10 – 2008. С.812.
Е.П.Маркович. Воспитать человека – гражданина и патриота./ Адукацыя і выхаванне. №4 2006 С.3034.
Л.В. Вишневецкая. Гражданская активность как составляющая гражданского воспитания./ Адукацыя і выхаванне.
№1 2006. С.1317.
Д.П.Зубко. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности. / Праблемы выхавання №1 2005
С.1216.
7. Л.И.Новиков. Государственная символика и патриотическое воспитание молодёжи./ Веснік адукацыі №2 2005
С.1826.
15. Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет» // Зб. нармат. дак. Мінва
адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. № 11.
16. Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов // Зб.
нармат. дак. Мінва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2003. №7. – С. 36 43.
29 17. Алиева Л. В. Детское движение субъект воспитания: Теория, история, практика: монография / Л. В. Алиева. М.:
Макс Пресс, 2002. 224 с.
18. Бабицкий А. Л. Обновление цели и принципов / А. Л. Бабицкий // «Социокинетика». Стратегия и тактика детского
движения нового века. М., 2003. С. 72 78.
19. Буйлова Л. Н., Кочне С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей.
Учебнометодическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 158 с.
20. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М.: ВладосПресс, 2002.
21. Гребенкина Л. К. и др. Сценарии классных часов. Часть I. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
22. Гребенкина Л. К. и др. Сценарии классных часов. Часть II. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
23. Детский туризм и краеведение в Беларуси: Авт.–сост.: С. С.Митрахович – Мн.: «РИФТУР», 2003.
24. Жук, А. И. Кошель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: Учебн.метод.
пособие / А. И.Жук, Н. н. Кошель. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 336 с.
25. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
26. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н. А.Алексеевой. – М.: ТЦ
Сфера, 2001.
27. Кабуш В. Т. Самоуправление учащихся: Учеб. пособие. Мн.: Мво образования Респ. Беларусь. Академия
последипломного образования, 2005. – 187 с.
28. Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. 2003. № 6. С. 73 83.
29. Кабуш В. Т. Человек: Программнометодические рекомендации по воспитанию учащихся / В. Т. Кабуш //
Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы детям»; Академия последипломного образования.
4е изд., испр. Мн., 2000. 83 с.
30. Катович Н. К. Модели воспитания школьников: Пособие для руководителей учреждений образования, педагогов,
воспитателей. – Мн.: НМ Центр, 2000.
31. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С. С.Кашлев. – Мн.: Выш.
школа, 2002.
32. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие / С. С.Кашлев. – Мн.: Выш. шк., 2004. –
176 с.
30 33. Кірчук І. І., Лозка А. Ю. Тэатралізаваныя школьныя святы: Дапаможнік для настаўнікаў, кіраўнікоў кружкоў і
студый. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2004. – 174 с.
34. Конюшко В. С., Лешко А. А., Чубаро С. В. Страницы экологического краеведения: Учеб.метод. материалы для
факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО, 2000.
35. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностноориентированного
классного часа / Под ред. Е. Н.Степанова, М. А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
36. Куприянов Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. М.: Владос,
2001.
37. Малиновский А. В. Этическая метанорма / А. В. Малиновский // «Социокинетика». Лидерство в детском движении:
время и ценности. М., 2004. С. 153 163
38. Малиновский А. В. Профессиональная позиция лидера детского объединения.
39. Минова М. Е. Модель детскоюношеского объединения, сформированного на основе нравственных ценностей / М. Е.
Минова // Кіраванне ў адукацыі №4. 2008 С. 42 50.
40. Минова М. Е. Содержание программы деятельности детскоюношеского общественного объединения,
сформированного на основе нравственных ценностей / М. Е. Минова // Праблемы выхавання №6. 2006. С. 48 54.
41. Минова М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е.
Минова. Мн.: Нац. инт образования, 2009. 152 с.
42. Михалевич Е. Ф. Детские и молодежные общественные объединения – школа лидера // Праблемы выхавання № 4 –
2010.
43. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.
44. Пармон Л. В., Сахарэвіч А. П., Трыгубовіч Н. П. Беларускае свята ў школе. — Мн.: Беларусь, 2002. — 240 с.
45. Патриотическое воспитание как составная часть государственной идеологии Республики Беларусь. Воспитание
молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к военной службе (Материалы республиканской научно
практической конференции), Минск, 2003.
46. Пташник, Т. В. Интерактивные обучающие методы в формировании активной гражданской позиции учащихся //
Праблемы выхавання № 7 – 2007 С.
31 32 Приложение 1
Модель выпускника государственного учреждения образования «Смольянская средняя школа Оршанского
района»
Выпускник школы патриот и гражданин Республики Беларусь, ценитель и защитник её культуры, человек:
почитающий родителей, старших, следующий их добрым наставлениям;
остерегающийся от худых дел, скверных слов и дурных мыслей;
ничего чужого не желающий, правдивый, противостоящий сквернословию и другим негативным факторам
социальной среды, ведущий здоровый образ жизни;
строгий к себе, а к окружающим снисходительный, обладающий социальной ответственностью за свои действия и
поступки;
твердый в испытаниях и не впадающий в отчаяние;
сорадующийся в радостях ближних и сопереживающий в их горе
стремящийся к познанию Истины
умеющий быть благодарным;
умеющий прощать обидчиков и забывать обиды;
уважающий религию и религиозные чувства окружающих людей;
умеющий трудиться и уважать труд других;
ориентирующийся в общественной обстановке, имеющий свои суждения и взгляды, обладающий социальной
ответственностью за свои поступки;
заботящийся о благе и духовности своей семьи;
33 образованный, целеустремленный, любознательный, умеющий получать знания и использовать их на практике,
приумножающий свои знания во благо, а не во зло;
ответственный за судьбу Родины, общества, семьи, бережно относящийся к историческому и духовному наследию
Республики Беларусь;
уважающий права и свободы других людей, выполняющий Конституцию Республики Беларусь, выполняющий свой
гражданский долг перед Отечеством.
Анкета «Патриот»
Приложение 2
Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения
уровня сформированности личностных качеств гражданина – патриота.
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На
каждое из суждений или вопрос, предложено несколько альтернативных вариантов ответов.
34
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЗВЕЗДА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.