Программа гражданско-патриотического воспитания "Ученик - патриот, гражданин"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

I. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 6-9 классов государственного образовательного учреждения «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Программа позволяет приобщить детей-сирот к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, подводит к пониманию этих качеств, формирует готовность творить жизнь по принципам сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему народу.
Иконка файла материала Программа гражданско-патриотического воспитания.doc
Программа гражданско-патриотического воспитания "Ученик - патриот, гражданин" «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство,  свои кровные связи с Отечеством». В.Г. Белинский I. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской  Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001­2005г»,  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006­2010г» и предназначена для  учащихся 6­9 классов государственного образовательного учреждения «Киреевская школа­интернат для  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программа определяет содержание, основные  пути развития гражданско­патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и  формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов  педагогических воздействий. Программа гражданско­патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда  воспитательных и социальных проблем.  Программа позволяет приобщить детей­сирот к истокам высокой духовности отечественного героизма и  патриотизма, подводит к пониманию этих качеств, формирует готовность творить жизнь по принципам  сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему  народу. II. Актуальность проблемы гражданско­патриотического воспитания Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и  соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной  адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно­ нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально  значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности,  которые связаны с защитой российских рубежей. III. Цель и задачи Программы Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического  государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству,  своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные  занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится  возможным через решение следующих задач: – формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе  исторических ценностей и роли России в судьбах мира; – развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; – создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность  органов ученического самоуправления; – развивать и углублять знания об истории и культуре родного края. Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей нашей  школы в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности школы. Реализация Программы рассчитана на 4 года Программа учитывает возрастные и психологические особенности воспитанника – сироты или ребенка,  оставшегося без попечения родителей:I категория: учащиеся 6­8 класса У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности,  вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее  значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие  школьников в различных видах военно­патриотической деятельности, организуемой в школе и вне нее. II категория: учащиеся 9 класса Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека,  его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному  выбору профессии, в том числе и военной. В учебно­воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них  общественно ценный опыт подготовки к защите Родины. Программа может быть реализована при помощи следующих форм: 1. Участие в общешкольных мероприятиях. 2. Чтение и обсуждение книг, периодической печати. 3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением. 4. Встречи с интересными людьми. 5. Посещение музеев, театров, выставок. 6. Беседы, классные часы. 7. Организация внеклассных мероприятий (викторина, ток­шоу, музыкальный вечер, устный журнал и т.д.). 8. Различные акции. V. Этапы реализации Программы I этап: проектный – 2006­2007 учебный год Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско­патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально­технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2007­2011 годы Цель: реализация программы по гражданско­патриотическому воспитанию «Ученик – патриот, гражданин» Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного  воздействия. 2. Обогащать содержание гражданско­патриотического воспитания. 3. Развивать классное ученическое самоуправление. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования,  культуры, спортивными школами города. 5. Вовлекать в систему гражданско­патриотического воспитания представителей всех субъектов  образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации программы. Школьный год можно построить на значимых событиях, которые приносили бы их участникам радость,  воспитывали ненавязчиво. Школьный год – это комплексный педагогический приём, основная идея которого  – непрерывность, систематичность, связанность происходящих событий, создание традиций. III этап: аналитический – 2011­2012 учебный год Цель: анализ итогов реализации программы.Задачи: 1. Обобщить результаты работы . 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период. VI. Оценка эффективности реализации Программы Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы  объективных критериев, представленных нравственно­духовными и количественными параметрами. Нравственно­духовные параметры: 1. Сформированность гражданских навыков: – умение работать и действовать идивидуально и в коллективе; – знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; – умение принимать и защищать свои решения; – готовность к участию в общественных делах; – готовность к образованию. 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: – патриотизм и любовь к Родине; – права и свободы человека и гражданина; – символика Российской Федерации; – национальное самосознание; – уважение чести и достоинства других граждан; – гражданственность. Количественные параметры:      включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю,  классу, совместным делам); отсутствие детей с девиантным поведением; участие в конкурсах по гражданско­патриотической тематике; проведение мероприятий VII. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В школе как в образовательной системе: – создание системы гражданско­патриотического воспитания; – обогащение содержания гражданско­патриотического воспитания; – вовлечение в систему гражданско­патриотического воспитания представителей всех субъектов  образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: – в познавательной сфере: развитие творческих способностей; – в историко­краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за  сопричастность к деяниям предыдущих поколений;  – в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование  активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; – в духовно­нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,  способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина  своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы  должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности  будущего гражданина России.