I. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 6-9 классов государственного образовательного учреждения «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Программа позволяет приобщить детей-сирот к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, подводит к пониманию этих качеств, формирует готовность творить жизнь по принципам сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему народу.
Программа гражданско-патриотического воспитания
"Ученик - патриот, гражданин"
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
I. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской
Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005г»,
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010г» и предназначена для
учащихся 69 классов государственного образовательного учреждения «Киреевская школаинтернат для
детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программа определяет содержание, основные
пути развития гражданскопатриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и
формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов
педагогических воздействий.
Программа гражданскопатриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда
воспитательных и социальных проблем.
Программа позволяет приобщить детейсирот к истокам высокой духовности отечественного героизма и
патриотизма, подводит к пониманию этих качеств, формирует готовность творить жизнь по принципам
сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему
народу.
II. Актуальность проблемы гражданскопатриотического воспитания
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и
соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной
адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно
нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально
значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности,
которые связаны с защитой российских рубежей.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического
государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству,
своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные
занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится
возможным через решение следующих задач:
– формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
– развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
– создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность
органов ученического самоуправления;
– развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Воспитание в каждом ребёнке качеств патриота, гражданина становится первоочередной задачей нашей
школы в современных условиях модернизации образования и инновационной деятельности школы.
Реализация Программы рассчитана на 4 года
Программа учитывает возрастные и психологические особенности воспитанника – сироты или ребенка,
оставшегося без попечения родителей:I категория: учащиеся 68 класса
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности,
вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее
значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие
школьников в различных видах военнопатриотической деятельности, организуемой в школе и вне нее.
II категория: учащиеся 9 класса
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека,
его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному
выбору профессии, в том числе и военной. В учебновоспитательном процессе следует не просто передавать
учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них
общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
Программа может быть реализована при помощи следующих форм:
1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Чтение и обсуждение книг, периодической печати.
3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
4. Встречи с интересными людьми.
5. Посещение музеев, театров, выставок.
6. Беседы, классные часы.
7. Организация внеклассных мероприятий (викторина, токшоу, музыкальный вечер, устный журнал и т.д.).
8. Различные акции.
V. Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 20062007 учебный год
Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданскопатриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материальнотехнические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 20072011 годы
Цель: реализация программы по гражданскопатриотическому воспитанию «Ученик – патриот, гражданин»
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного
воздействия.
2. Обогащать содержание гражданскопатриотического воспитания.
3. Развивать классное ученическое самоуправление.
4. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования,
культуры, спортивными школами города.
5. Вовлекать в систему гражданскопатриотического воспитания представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
Школьный год можно построить на значимых событиях, которые приносили бы их участникам радость,
воспитывали ненавязчиво. Школьный год – это комплексный педагогический приём, основная идея которого
– непрерывность, систематичность, связанность происходящих событий, создание традиций.
III этап: аналитический – 20112012 учебный год
Цель: анализ итогов реализации программы.Задачи:
1. Обобщить результаты работы .
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы
объективных критериев, представленных нравственнодуховными и количественными параметрами.
Нравственнодуховные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
– умение работать и действовать идивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
– патриотизм и любовь к Родине;
– права и свободы человека и гражданина;
– символика Российской Федерации;
– национальное самосознание;
– уважение чести и достоинства других граждан;
– гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю,
классу, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданскопатриотической тематике;
проведение мероприятий
VII. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
– создание системы гражданскопатриотического воспитания;
– обогащение содержания гражданскопатриотического воспитания;
– вовлечение в систему гражданскопатриотического воспитания представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
– в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
– в историкокраеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
– в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
– в духовнонравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина
своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы
должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности
будущего гражданина России.