Программа "Игровая кукла" 1-4 класс
Оценка 4.6

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
23.02.2019
Программа "Игровая кукла" 1-4 класс
Общеразвивающая дополнительная программа для творческого объединения "Игровая кукла" - на основе традиционных русских кукол. на основе кукол скруток, обережные и игровые куклы, итоговое занятие творческие проекты авторских кукол. для начального звена общеобразовательных школ. Так же для занятий в системе дополнительного образования.
программа ИГРОВАЯ КУКЛА.docx
Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования детей  «Центр творчества» Невьянского городского округа Рассмотрено  на методическом совете                                                                                   «Центр творчества» _______________________ _______________________ «___»____________ 2018 г. Утверждено: Директором МАУ НГО  ______________(Фроловой Л.И.)         «___»_____________ 2018 г. Дополнительная общеобразовательная ­ общеразвивающая  программа  «Игровая кукла» для детей 8­12лет на 2018­2022 учебный год Автор­составитель: Александрова Лариса Борисовна педагог дополнительного образования Первая квалификационная категория Невьянск 2018 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная   общеобразовательная­общеразвивающая   программа разработана в соответствии: ­   Федеральный   Закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от 29.12.2012. ФЗ ­   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 29.08.2013.   №   1008   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным программам», ­   Устав   Муниципального   автономного   учреждения   дополнительного образования «Центр творчества » Невьянского городского округа, ­   Локальный   акт   МАУ   НГО   «Центр   творчества»   Положение   о   рабочей программе. Программа составлена  на  основе   программы  Бегун   Т.А. ­  Увлекательное рукоделье для детей 8­12 лет: Программа кружка рукоделия. Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного   творчества.  Уходя   корнями   вглубь   веков   и   будучи   тесно связанной   со   всем   укладом   жизни     семьи,   игрушка   вводила   ребёнка   в   мир взрослых,   готовила   его   к   самостоятельному   труду,   хранила   и   передавала накопленный   опыт   от   старшего   поколения   к   младшему.  Верили,  что   игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами.    В играх с игрушками дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, сюжеты праздников. Они не только   играли   в   игрушки,   набираясь   жизненного   опыта,   но   и   стремились повторить,   сделать   игрушки   самостоятельно.   Это   побуждало   детей   к   труду, творчеству, являющихся одним из главных достоинств самодельной игрушки.  Кукла   –   первая   среди   игрушек.   Ее   история   прослеживается   со   времен строительства египетских пирамид до наших дней. На неё  не влияет время, она по­прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность   и   характерные   черты   создающего   её  народа.   В   этом   главная ценность традиционной народной куклы. Она  хранит в себе традиции и обряды, которые складывались у русского народа много веков. Русская кукла считаются одним   из   самых   загадочных   символов   России,   несущим   в   себе   определенные образы,   ориентированные   на   традиционные   представления   о   семье,   семейном укладе,   о   женских   и   мужских   ролях,   о   материнстве.   В   этой   традиционности содержится главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения   воспитания,   целесообразно   вводить   традиционных   кукол   в   жизнь современных   детей.   Кроме   того,   традиционная   кукла   обладает   рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому,   единый   технологический   процесс   всегда   даёт   индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них   нет),  но   не   безличны.  В   каждой   проявляется   индивидуальность,   характер исполнителя.   Такая   система   позволяет   ребенку   выразить   особенности   своего внутреннего мира. При изготовлении, как куклы, так и других видов народной игрушки,   отсутствует   понятие   неудачи,   неправильности.   Каждая   игрушка является особенной, неповторимой, как и сами дети.  Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный  потенциал   нравственного   и   духовного   развития.   В   этом   основная   ценность народной   культуры.   В   этом   заключается   ее   актуальность   и   роль   в   деле воспитания новых поколений россиян. Актуальность          Актуальность программы «Игровая кукла» заключается в первую очередь в том, что она вводит ребёнка в удивительный мир народной культуры, приобщает его  к   возрождению   традиций  изготовления  народной  куклы,  что  способствует развитию   творческих   способностей  и  художественного  вкуса,  создает   условия для   самореализации   личности.   В   рамках   данной   программы   дети   имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх. Программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся  духовной  и художественной культуры. Сам процесс изготовления игрушки приносит радость; работа с тканью даёт ощущение тепла, нежности; при изготовлении   игрушки   развивается   мелкая   моторика   пальцев,   что   связано   с развитием мышления, речи и письма, происходит массаж рук; изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. При изготовлении разных видов народных игрушек, у детей развиваются пространственные способности, корректируются недостатки памяти и внимания. Новизна  программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение основам традиционного рукоделья, сколько на достижение ребёнком такого   уровня,   который   позволит   ему   создавать   традиционные высокохудожественные изделия.  Цель   программы  –  развитие   склонностей,   способностей,   творческой направленности   и   ориентирование   детей   в   предметно   –   практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно­прикладного творчества.  Задачи: Воспитательные: Воспитание культуры труда, трудолюбие, развивать художественный вкус Прививать любовь к обычаям предков; Развивающие:   Развитие  воображения,  фантазии,   творческого   самовыражения,  глазомера, объемного   мышления,  самостоятельности   и   самоконтроля   (доводить   начатое дело   до   конца);   зрительного   восприятия;   координации   и   мелкой   моторики пальцев рук; любознательности,  чувства формы и цвета, точности и аккуратности, трудолюбия.  Развивать   у   детей   творческие   способности,   формировать   творческое отношение   к   качественному   осуществлению   художественно­продуктивной деятельности; Обучающиеся:  Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными, природными материалами; Расширение и обогащение практического опыта детей в области народного творчества. Формирование  навыков шитья, работы с ножницами, клеем,  интереса к истории народного творчества, представления о красоте и гармонии. Содействовать   развитию   эстетического   восприятия   образцов   народной   способности   эмоционально   откликаться   на   воздействие игрушки, художественного образа; Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы куклы и другие игрушки; Особенность   данной   программы  –   подбор   методики   обучения   с   учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс   обучения  осуществлялся  непрерывно  от  простых  изделий  к  освоению более сложных (от куклы – скрутки и до авторской куклы)  Отличительная особенность  данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с историей русской народной куклы и их назначением. В   программу   заложены   часы,   направленные   на   реализацию   национально­ регионального   компонента.   Занятия   включают   в   себя   познавательную информацию, а так же    практическую деятельность по созданию   народных и авторских кукол.  Темы занятий дают учащимся  более целостное представление об образном видении устройства мира, как о битве света и тьмы, добра и зла. Создавая куклу, ребёнок приучается к трудолюбию, усидчивости, развивается умение   качественно   доводить   дело   до   конца.   Изготовление   народной   куклы способствует развитию мелкой моторики руки, оздоровлению детей, посредством массажа акупунктурных точек на ладонях, развитию речи.   Куклы неотделимы от фольклора, от праздничных и колыбельных песен, от игр.   Велики     возможности   народной   куклы   в   развитии   у   детей   творческих способностей. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое ­ выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы.        Партнерами   в   реализации   данной   программы   становятся   дети,   педагоги, родители и люди старшего поколения.   Содержание носит   программы   художественно­эстетическая направленность,   способствует  выявлению   и   развитию   способности   детей   к различным видам рукоделия: традиционной вышивке, изготовлении игрушки из мочала,   аппликации,   изготовление   оберегов,   кукол­скруток.   Авторских   кукол, защиты проектов. Вся   работа   в   кружке   тесно   связана   с   народным   искусством,   поэтому учащиеся   знакомятся   с   историей   игрушек,   национальными   традициями, народными промыслами. Программа рассчитана 4 года (1­4 класс)  по 1 часу в неделю.  Курс содержит 34 занятия (для учащихся 1 классов) и 36 часов (для учащихся 2­4 классов).  Занятия   кружка   проводятся   один   раз   в   неделю   в   первой   половине   дня длительностью от 30 до 40 минут – одно занятие. Продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.  Дети   знакомятся   с   историей   данного   вида   рукоделия,   изучая   изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом. Этапы усвоения программы проходят от игры к творчеству. Вводное   занятие  —  это   своеобразная   экскурсия   в   загадочный   мир рукоделия. Чтобы интерес к занятиям не падал, необходимо менять виды работ. Не случайно занятия начинаются с изготовления кукол­скруток, именно эта работа   требует   разнообразия   деятельности.   Занимаясь   изготовлением   куклы­ скрутки,   учащиеся   приобретают   навык   шитья,   работы   с   ножницами,   клеем, развивают   глазомер,   расширяют   кругозор,   развивают   воображение,   чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие и фантазию, доставляют радость себе и другим. Очень важно, чтобы изделия учащихся нашли практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера, уголка игр, спальных комнат. Целесообразно привлекать к этой работе учащихся с целью развития их творческих   способностей.   Технология   обработки   таких   изделий   должна   быть несложной,   а   время,   затраченное   на   их   изготовление,   минимальным,   чтобы учащиеся   смогли   увидеть   результаты   своего   труда.   Это   способствует поддержанию их интереса к работе, развитию самостоятельности.           Программа включает теоретическую и практическую работы. Теоретический метод обучения: ­ Рассказ­информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и  предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о народных  праздниках, обычаях, обрядах (региональный  компонент) ­ Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации. ­ Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту. ­ Беседы, консультации, мастер­классы и полезные советы по  изготовлению  игрушек в процессе деятельности. Практический метод обучения: ­ Дети знакомятся с особенностями, приёмами, последовательностью, способами  изготовления и оформления кукол и других игрушек;     ­ Пробуют изготовить саму  игрушку на заданную тему. Критерии и формы оценки. Для   качественного   усвоения   программы   с   каждым   учащимся   ведется индивидуальная   работа   по   отработке   выполнения   технических   операций   и приемов. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С   каждым   ребенком   отрабатываются   наиболее   сложные   элементы,   здесь необходимо   внимательное,   чуткое   и   доброе   отношение   к   маленькому   автору. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все   недочеты   тактично   и   мягко   исправляются.  Контролируется   качество выполнения образцов и зачетных работ по всем разделам с учетом следующих критериев:  ­удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;  ­четкое соблюдение последовательности технологических приемов; ­художественная выразительность и оригинальность творческих зачетных работ. Программа   всех   разделов   кружка   рукоделия   усложняется   от   занятия   к занятию   в  течение  4­х   лет.   Постепенно,  создавая   работы   малых   или   больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.  Формами   оценки   качества   работы   могут   быть   презентация,   творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др. Итоговая   оценка  осуществляется   в   форме   показа   лучших   работ   на выставках, конкурсах, акции­подарка инвалидам.   Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.  Форма проведения занятий:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итоги реализации программы: Вводный инструктаж к началу работы. Особенности выполнения изделия. Беседа, с элементами проблемных ситуаций. Заготовка выкроек – лекал, рисунков, схем. Подбор материала для выполнения работы. Практическое выполнение изделия. Оформление. Презентация изделия. Результатом   работы   будут   выполненные   детьми   игрушки,   аппликации   и сувениры. Дети изготавливают изделия на ярмарку­продажу, принимают участие в отчётной выставке   декоративно­прикладного творчества. Планируемые результаты освоения программы. Знания   и   умения,   которые   должны   быть   получены   обучающимися   по окончании курса. Должны знать:  Правила организации рабочего места.   Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.  Правила   безопасного   труда   и   личной   гигиены   при   работе   с   различными материалами.  Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.  Классификацию   тряпичных   кукол,   материалы,   используемые   для   их изготовления и историю возникновения кукол;  Технологию изготовления разных видов тряпичных кукол. Должны уметь:  Правильно организовать свое рабочее место.  Пользоваться   инструментами   ручного   труда,   применяя   приобретенные навыки на практике.  Работать с электронагревательными приборами.  Выполнять правила техники безопасности.  Приобрести навыки работы по изготовлению кукол из ткани.  Соблюдать   последовательность   работ   при   изготовлении   разных   видов тряпичных кукол.  Самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол.  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.  Сотрудничать   со   своими   сверстниками,   оказывать   товарищу   помощь, проявлять самостоятельность. Описание   требований   к   личностным   и   метапредметным   результатам, которые   должен   сформировать   обучающийся   в   процессе   занятий   по программе. Личностные, метапредметные результаты освоения курса Важнейшей   задачей   объединения   «Игровая   кукла   »   также   является совокупность   универсально­учебных   действий   (УУД),   обеспечивающих компетенцию «научиться учиться», а не только освоение учащимися конкретных знаний   и   навыков   в   рамках   отдельных   дисциплин.   Метапредметными результатами   изучения   является   формирование   следующих   универсальных учебных действий (УУД). Познавательные   УУД:­   формулирования познавательной цели;   формирование   самостоятельного   выделения   и ­     формирование     выбора   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в зависимости от конкретных условий; ­       формирование   постановки   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное создание   алгоритмов   деятельности   при   решении   проблем   творческого   и поискового характера. ­  формулирование проблемы;   формирование   самостоятельного   создания   способов   решения   проблем ­   творческого и поискового характера. Регулятивные   УУД:­     определять последовательность   промежуточных   целей   с   учетом   конечного   результата, составление плана и последовательности действий;   формирование   умений   планировать, ­     формирование   умений   коррекции,   внесения   необходимых   дополнений   и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; ­   формирование способности оценивать результаты художественно­творческой деятельности, собственной и одноклассников. Коммуникативные УУД:   формирование умений планировать, контролировать и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями   её   реализации,   определять   наиболее   эффективные   способы достижения результата. ­  управление поведением партнёра­контроль, коррекция, оценка его действий; ­     умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли     в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Личностными результатами  учащихся,  посещающих творческое объединение «Игровая кукла» является: ­  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ­  формирование чувства гордости за культуру, искусство своего народа. ­     формирование   уважительного   отношения   к   культуре   и   искусству   других народов, живущих по соседству. ­  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ­     развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ­     формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы В   ходе   реализации   данной   программы   обучающиеся   приобретают универсальные умения и навыки, позволяющие им  развивать свои способности и возможности.       В той или иной мере используются все виды контроля: ­ устный контроль; ­ практический контроль; ­ дидактические тесты; ­ наблюдение, качественная вербальная оценка Оценочные формы детских работ: ­ оценка педагога; ­ самооценка своей работы; ­ отбор работы на выставки; ­ участие в конкурсах. Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети. Формы подведения  итогов  реализации программы внеурочной  деятельности.  Основной формой подведения итогов работы являются:  ­выставки, муниципальные. ­областные   конкурсы   творческих   работ,   экспозиции   детских   творческих работ,           Содержание программы: Первый год обучения «Тряпичные куклы»  (33 часа) 1 класс Содержание курса: Теоретические занятия­ 16 часов Практические занятия – 17 часов. Введение. Куклы из бабушкиного сундука Теория – Введение. Что мы знаем о куклах.  Теория – Куклы из бабушкиного сундука.  Теория – История тряпичной куклы и её назначение. Практика­  Изготовление блокнота (для записи схем и истории куклы) Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Теория – Пояс. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. Практика­  Изготовление пояса из ниток (два способа) Раздел 1. Куклы материнства и детства.  Теория – Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.  Зольная кукла Теория – Рассказ о зольной кукле. Демонстрация образцов.   Практика­  Изготовление Зольной куклы. Теория – Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.  Кувадка (девочка) Теория – Рассказ о куклах Кувадки. Демонстрация образцов.   Практика­  Изготовление куклы Кувадки  Теория – Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.  Кувадка (мальчик) Теория – Схема сборки куклы. Демонстрация образцов.   Практика­  Изготовление куклы Кувадки  Пеленашка Теория – Кукла Пеленашка. Показ образцов. Практика­  Изготовление куклы Пеленашка                                                   Кукла Кормилка Теория – Беседа о кукле Кормилка. Показ образцов. Практика­  Изготовление куклы Кукла Кормилка Раздел 2. Игровая кукла Теория – Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Знакомство с игровыми куклами. Демонстрация кукольных образцов. Кукла Бабочка Теория – Назначение куклы Бабочка. Загадки. Показ образцов.  Практика­  Изготовление куклы Бабочка Кукла Зайчик на пальчик Теория – Назначение кукол. Показ образцов. Практика Изготовление куклы Зайчик на пальчик Кукла Северная берегиня Теория – Назначение куклы Северная берегиня. Показ образцов.  Практика ­ Изготовление куклы Северная берегиня – кукла­оберег Раздел 3. Осенние куклы Осенние обрядовые куклы Теория – Рассказ   об   осенних   праздниках   на   Руси.   Осенние   обрядовые   куклы. Фотоматериал.  Кукла Крупеничка Теория – Знакомство с куклой Крупеничка. Их назначение. Сказка о Крупеничке. Показ образцов. Практика­  Изготовление куклы Крупеничка Раздел 4. Зимние куклы Теория – Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. Рассказ о Рождестве, колядках.  История  кукол Ангел, Колокольчик, Благополучница, Коляда. Показ образцов и фотоматериала. Кукла Ангел Теория – Беседа о кукле Ангел.  Практика­  Изготовление куклы Ангел Раздел 5.  Весенние куклы Весенние обрядовые куклы. Теория – Рассказ   об   обычаях   встречи     весны   нашими   предками.   Весенние   обрядовые куклы. Разучивание закличек  про весну. кукла Мартиничка Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика­  Изготовление куклы Мартинички  Практика­  Экскурсия в музей Кукла Веснянка. Теория – Куклу Веснянку дарили со словами: «Чтобы день ото дня молодеть и хорошеть». Поэтому это подарок мамам, девочкам. Игровая кукла. Практика­  Изготовление куклы Веснянка. Практика­  Редактирование кукол учителем Выставка кукол Учебно – тематический план 1­й  год Название раздела. Тема Количество  часов № п/п теория практика Введение.  Куклы из бабушкиного сундука Демонстрация   кукол   (сказка   про   Машеньку   и чугунок) Блокнот. Пояс. Правила   техники   безопасности.   Инструменты для работ Раздел 1. Куклы материнства и детства Знакомство с разделом Зольная кукла Кувадки              Раздел 2. Игровая кукла  Знакомство с разделом Кукла Северная берегиня Кукла  Зайчик на пальчик 1 1 1 1 4 1 1 4 1 0,5 0,5 2 1 1 1 1 Раздел 3. Осенние куклы Знакомство с разделом Крупеничка Раздел 4. Зимние куклы Знакомство с разделом Ангел Раздел 5. Весенние куклы Знакомство с разделом Мартинички  Экскурсия в музей Кукла Веснянка Редактирование кукол учителем Выставка кукол Итого: 2 1 0,5 0,5 2 1 0,5 0,5 4 1 0,5 0,5 33ч 0,5 1 0,5 1 В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать: — правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами; — общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях; — историю русской тряпичной куклы. уметь: — выполнять требования безопасного труда; — подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; — освоить технологию изготовления тряпичной куклы. Второй год обучения «Тряпичные куклы» 34 часа (2 класс) Теоретические занятия­ 17 часов Практические занятия – 17 часов. Содержание программы 1.Введение. Безопасность труда. Теория – Краткая история русской тряпичной куклы. Знакомство с планом работы творческого объединения и с образцами различных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы). 2. Русский народный костюм Теория – Мужской   костюм.   Женский   костюм.   Головной   убор.   Пояс.   Украшения, конструкция и орнамент русского костюма. 3. Обрядовые куклы Кувадка Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­   Изготовление куклы. Свадебная (Неразлучнички, Мировое Древо) Теория – Традиции русской народной свадьбы. История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Кукла Коза Теория – Символ жизненной силы. История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Пасхальная голубка Теория – Праздник «Пасха». История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. 4. Обереговые куклы Столбушка Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­   Изготовление куклы. Вепсская кукла Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Лихоманки Теория – Защита от болезней. История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Колокольчик  Теория – Кукла добрых вестей.  История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Десятиручка Теория – Помощница в хозяйстве. История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы.  Кубышка­Травница Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы.  Зернушка Теория – Кукла­оберег   на   сытость   и   достаток   в   семье.   История   и   технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы.    Столбушка Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­           Изготовление куклы. 5. Игровые куклы Узелковая Теория – «Живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом лоскута, узелковая кукла с круглой головой. Технология изготовления кукол. Практика­  Изготовление кукол. Куклы из лыка Теория – История и технология изготовления кукол. Разные виды кукол. Техника заготовки лыка. Практика­  Изготовление куклы. Девка­Баба Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы.    Малышок­голышок Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­  Изготовление куклы. Организация выставки работ 6.   Выставка   работ   учащихся.   Подведение   итогов   работы   творческого объединения.   Представление   своих   работ   на   школьном   Фестивале педагогических идей и успехов. Учебно – тематический план  2­й  год Тема занятия Количество часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1    № п/п 1 2 3 4 5 Введение. Безопасность труда Куклы из бабушкиного сундука. Русский народный костюм Кувадка Свадебная   древо)  Кукла Коза (Неразлучнички,   Мировое 6 Пасхальная голубка 7 8 Столбушка Вепсская кукла 9 Лихоманки  10 Колокольчик 11 Десятиручка 12 Кубышка­Травница 13 Зерновушка (Крупеничка) 14 Седьмая Я (Московка) 15 Узелковая 16 Кукла из лыка 17 Девка­Баба 18 Малышок­голышок 19 Организация   выставки   работ.  Участие   в школьном Фестивале педагогических идей и успехов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 34ч Календарно ­ тематическое планирование занятий кружка «Игровая кукла»  2 год обучения № п/п Название раздела. Тема Введение (3ч) 1 Введение. Безопасность труда Куклы из бабушкиного сундука. Русский народный костюм 2                Обрядовые куклы (6ч) 3 Кувадка 4 Свадебная Мировое древо)    (Неразлучнички, 5 Кукла Коза 6 Пасхальная голубка                Обереговые куклы (15ч) 7 8 Столбушка Вепсская кукла 9 Лихоманки  10 Колокольчик 11 Десятиручка 12 Кубышка­Травница 13 Зерновушка (Крупеничка) Количество часов  теория практика Дата Примечания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Седьмая Я (Московка)                  Игровые куклы (8ч) 15 Узелковая 16 Кукла из лыка 17 Девка­Баба 18 Малышок­голышок 19 Организация   выставки   работ. Участие   в   школьном   Фестивале педагогических идей и успехов 1 1 1 1 1 1 Итого 34ч  К концу 2 года обучения дети должны   знать: историю русской народной куклы; типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег); технологию изготовления кукол; уметь: изготовить тряпичную куклу под руководством педагога Третий год обучения «Куклы и игрушки из мочала» 34часа (3 класс) Теоретические занятия­ 16 часов Практические занятия – 18 часов. Содержание программы 1.Введение. Безопасность труда. Теория – Краткая история   кукол   и   игрушек   из   мочала.   Знакомство   с   планом   работы творческого объединения и с образцами различных кукол. Материалы   и   инструменты.   Техника   безопасности   при   работе   с   основными инструментами (игла, ножницы). Вводная беседа об изготовлении мочала. «Венчик благополучия» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.  Практика­ Изготовление куклы «Венчика благополучия» «Подружки­стригушки» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление парных кукол: «Подружки­стригушки» «Утешницы» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика ­ Изготовление куклы «Стригушки» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Подружки­стригушки» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Десятиручки » Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Ярило» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика­ Изготовление куклы «Филиповка» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Спиридон­солнцеворот» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы  «Кукушка» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.  Практика­  Изготовление куклы «Домашняя масленица» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы  «Коза» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы Учебно – тематический план  3­й  год № п/п Название раздела. Тема Количество часов теория практика Изготовление мочальных кукол Вводное   занятие. программой кружка.      Знакомство   с Инструктаж по технике безопастности. Изготовление «Венчика благополучия» Изготовление   парных   кукол:   «Подружки­ стригушки» «Утешницы» «Стригушки» 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 7 8 9 «Утешницы» «Подружки­стригушки» «Десятиручки » 10 «Ярило» « Филиповка» 11 12 «Спиридон­солнцеворот»  «Кукушка» « Домашняя масленица»  «Коза» 13 14 15 16 Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мастер­классы   для   родителей   по изготовлению игрушек из мочала. Выставка творческих работ  17 18 Итого 34ч Календарно ­ тематическое планирование занятий кружка «Игровая кукла»  3 год обучения Название раздела. Тема Кол­во часов Дата Примечания № п/п теория практик а     «Куклы и игрушки из мочала» 1 Вводное   занятие.   программой кружка.    Знакомство   с 2 Инструктаж по технике безопастности. 3 Изготовление «Венчика благополучия» 4 Изготовление   парных   кукол: «Подружки­стригушки» 5 6 7 8 9 «Утешницы» «Стригушки» «Утешницы» «Подружки­стригушки» «Десятиручки » 10 «Ярило» « Филиповка» 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 «Спиридон­солнцеворот»  «Кукушка» « Домашняя масленица»  «Коза» 13 14 15 16 Итоговое занятие Мастер­классы   для   родителей   по изготовлению игрушек из мочала. Выставка творческих работ  17 18 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 К концу 3 года обучения дети должны  знать: историю русской народной куклы; типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег); технологию изготовления кукол; уметь: изготовить   тряпичную   куклу   под   руководством   педагога   и   самостоятельно, используя технологическую карту. Четвертый год обучения «Куклы и игрушки из мочала»  (34часа) 4 класс Теоретические занятия­ 13 часов Практические занятия – 21 час. 1.Введение. Безопасность труда. Содержание программы Теория – Краткая история   кукол   и   игрушек   из   мочала.   Знакомство   с   планом   работы творческого объединения и с образцами различных кукол. Материалы   и   инструменты.   Техника   безопасности   при   работе   с   основными инструментами (игла, ножницы). Вводная беседа об изготовлении мочала. Птица Счастья. Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.  Практика­ Изготовление куклы «Венчика благополучия» «Лошадка» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы Домовой Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление кукол:  «Окно радости» Теория – Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления. Практика­  Изготовление куклы «Петушок» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы «Козы» Теория – История и технология изготовления куклы. Практика­ Изготовление куклы  Авторская кукла или игрушка Теория – Выбор куклы. Практика­ Изготовление куклы Исследовательская работа: «Здоровье и старинные игрушки» Теория – Беседа на тему:  «Здоровье и старинные игрушки» Практика­  Оформленных исследовательских работ Исследовательская работа: «Какие бывают куклы» Теория – Беседа на тему:  «Какие бывают куклы» Практика­  Оформленных исследовательских работ Исследовательская работа: «Куклы в жизни взрослых» Теория –  Беседа на тему:  Исследовательская работа: «Куклы в жизни взрослых» Практика­  Оформленных исследовательских работ Оформление стенда: « Куклы и игрушки из мочала» Учебно – тематический план  4­й  год Название раздела. Тема Кол­во часов 1 четверть – 8 часов теория практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Изготовление мочальных кукол Вводное занятие.   Знакомство с программой кружка.  Игрушки из мочала. Птица Счастья. Лошадка. Домовой « Окно радости» «Петушка» «Козы» Изготовление авторской куклы или игрушки 10 Исследовательская   работа:  «Здоровье   и старинные игрушки» 11 Исследовательская   работа:   «Какие   бывают куклы» 12 Исследовательская работа: «Куклы в жизни взрослых» 13 14 15 Оформление стенда: « Куклы и игрушки из мочала» Выставка творческих работ  Мастер­классы по изготовлению игрушек из мочала. Итого 1 1 2 3 2 2 34ч Календарно ­ тематическое планирование занятий кружка «Игровая кукла»  4 год обучения Название раздела. Тема Кол­во часов № п/п Примечания Дат а «Куклы и игрушки из мочала» теория практика            Изготовление мочальных кукол 1 Вводное занятие.  Знакомство с  программой кружка.  2 Игрушки из мочала. 3 Птица Счастья. 4 Лошадка. 1 1 1 1 1 1 1 1 5 6 7 8 Домовой « Окно радости» «Петушка» «Козы» 9 Изготовление авторской куклы или  игрушки 10 Исследовательская работа:  «Здоровье и старинные игрушки» 11 Исследовательская работа: «Какие  бывают куклы» 12 Исследовательская работа: «Куклы в  жизни взрослых» 13 14 15 Оформление стенда: « Куклы и  игрушки из мочала» Выставка творческих работ  Мастер­классы по изготовлению  игрушек из мочала. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 3 2 2 34ч К концу 4 года обучения дети должны  знать: историю русского народного костюма; куклы в праздничной символике; типы и назначения кукол; технология изготовления кукол; уметь: самостоятельно изготовить тряпичную куклу; оформить костюм куклы; рассказать историю русской народной куклы и костюма. Каждое занятие обязательно включает в себя: 1. Этнографию и историю: ­ вводный разговор о Русской Народной кукле; ­ рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы; ­ обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;  ­ рассказ о материалах, из которых делалась кукла. 2. Прикладную часть: ­ инструктаж по технике безопасности; ­ подготовка материала для изготовления куклы; ­ изготовление куклы МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. На   занятиях   используются  различные   методы   обучения   (словесный, наглядный, практический) и их сочетание.  Рассказом  начинается новая тема, например, об истории и характерных   Рассказом особенностях   изготовления   данного   вида   игрушки­оберега. сопровождается демонстрация образцов, готовых изделий.  К  наглядным   методам  обучения   относится   демонстрация   на   занятиях различных чертежей, схем, выкроек, фотографий, образцов. Самобытной делает программу такая форма обучения, как сотворчество ученика   и   педагога.   Для   этого   используется   индивидуально­групповая   форма занятия   и   форма   творческой   мастерской.   В   индивидуально­групповой   форме дети, прослушав беседу и получив задание, выполняют его каждый по­своему самостоятельно   на   занятии   и   дома.               Как   правило,   упор   делается   на практические работы, которые строятся от простого, к сложному и могут быть как учебными, так и творческими.  На начальном этапе осуществляется более простых игрушек­оберегов. Это способствует   большей   заинтересованности   учащихся   в   работе,   пробуждению творческой активности. На следующих этапах учащиеся могут выполнять изделия как   по   готовым   чертежам   и   выкройкам,   так   и   по   эскизам   и   выкройкам, придуманными ими. В процессе занятия педагог для наглядности продолжает работу учащегося, выполняя наиболее сложный этап работы. Так осуществляется постепенный рост созидательного восприятия мира.  Для успешной работы  необходима определенная материально­техническая база. Помещение для занятий должно отвечать всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь  —  современным эстетическим представлениям.  Каждый   учащийся   должен   иметь   папку   с   незаконченными   работами, которые желательно хранить в кабинете, в шкафах, расположенных вдоль одной из стен. Там же могут храниться различные материалы для работы и наглядные пособия. Незакрытая часть этих шкафов может использоваться для постоянно действующей выставки работ учащихся. В оформлении стен кабинета желательно использовать образцы изделий и работы, выполненные учащимися.  Для успешной реализации программы необходимо:  соответствующее   помещение,   доска,   освещение   лампами   дневного света;  коллекция   разнообразной   литературы   по   истории   рукоделия, литературы по различным техникам;  коллекция альбомов, открыток, ксерокопий, фотографий;   образцы изделий;  методический материал по предлагаемым темам работы;   технические рисунки, лекала, карточки с заданиями;   инструкционные карты;  кусочки   ткани,   меха,   кожи,   бусина,   пуговицы,   тесьма,   ленточки, шнуры;  ножницы, портновские   мелки;  нитки (тонкие крепкие х\б, «мулине», пряжа),  материал для набивки (синтепон, вата, поролон);  карандаши,   выкройки,   графического   изображения   игрушек   и чертежей к ним. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы:  лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;  мочало;  швейные нитки №40, пряжа;  вата, отходы ватина, синтепона;  тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;  ножницы, мел, простой карандаш, сантиметровая лента, ручные иглы, линейка, утюг. Список литературы: 1. Горичева В. С. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999. 2.   Дайн   Галина   и   Марина   «Русская   тряпичная   кукла»   [Текст]   /     Галина   и Марина Дайн ­Москва, «Культура и традиции», 2007. 3. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. « Русская традиция», 2004г. 4. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003 5. Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. Культорологический очерк – СПб. Абрис, 1999. 6. Крымова М. Создай успех и радость. – СПб.: ИД “Весь”, 2000. 7. Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000.  8. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. ­ М, 2000 9. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997 10. Телегина В. Начальная школа­ №22 \ 97 11.   Трунов   М.   В.,   Китаев   Л.   М.   Экология   младенчества.   Первый   год.   М.: “Ирис­ Пресс”, 1993. 12   Феррари   В.   «Игрушка   своими   руками»,   «Делаем   куклы».   [Текст]   /     В. Феррари – М. Издательство «Ниола­прес», 2006. 13  Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 Список литературы для детей: 1 Горичева В. С. Куклы. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999. 2  Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997 3 Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000. Приложение 1 Педагогическая диагностика 1.Тест по теме" Традиционные народные куклы" 1. В какой стране при раскопках были обнаружены древнейшие куклы? Древний Египет Древняя Греция 2. 3. Древний Рим Куклы, по форме напоминающие столбообразную фигуру культового  идола... соломенные куклы куклы­панки тряпичные куклы Какой кукле можно отнести следующие строки "золотистая солома без  сомнения всем знакома. Словно сказочные феи поколдуем  мы над нею:  соберём её в пучочек и повяжем поясочек"? кукла­закрутка моховики­лесовики кукла­стригушка 4. К керамическим куклам относятся... каргопольская барыня кукла­ржанка 5. Пандора Где размещали куклу ­ хранительницу семейного очага,трижды  повторив:"Повернись ко мне с добром, отвернись со злом"? под подушкой в красном углу над дверью 2.Тест по теме «Русские народные сказки» 1. Сказка (жанровое определение)­ это….   а) сказание о богатырях. Приложение 2 б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости.   в) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. 2. Виды народных сказок: а) волшебные, бытовые, о   животных, растительном мире  и о  неживой природе; б) волшебные, реалистические,  сентиментальные; в) волшебные, бытовые, о животных. 3. Композиция народной сказки состоит из: а) присказка, зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события,  присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка 4. Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие  героям. б) главные герои похожи на людей  (разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как  в природе.    5. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:   а) волшебные;   1) цель сказки – весело и поучительно  рассказать о проделках  животных,   показать пороки и достоинства;  б) бытовые;       2) задача сказки – испытать героя,   вступившего в борьбу с  волшебными силами;  в) о животных.    3) цель сказки – рассказать о необычном происшествии;  действие происходит  в  обычной обстановке. 6. Укажите постоянный эпитет:    а) красна девица;     б) зеленая трава;       в) серое небо. 7. Как называется эта композиционная часть сказки?    а)  Стали жить да быть – на славу всем людям;____________________    б) В некотором царстве, в некотором государстве жил­был царь; у царя было  три сына.________ 8. Назовите сказку и определите, к какой группе она относится:       Та тотчас подхватила Ивана ­ царевича и пошла; уж она плясала­плясала,  вертелась­вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды,  махнула левой – стали  летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего  не  стало.________________________________________________________________ Вставьте в текст  пропущенные слова: В  ________________  царстве, в  ________________   государстве жил –  ________ богатый купец, именитый человек. Было у   того купца _______ дочери, все   _____________  писаные. Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за___________   земель, в ________________________________царство, в  _____________________________ государство.  Подивилася она такому чуду_____________ , диву____________ ,  порадовалась  своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые. И прошло тому немало  времени: скоро ____________ сказывается, да не скоро  ________  делается.  И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры  ратные, и стали  жить да _____________.И там я _______ ,  _______________________  пил. Вот и  ______________ конец. Тест по разделу: «Народная кукла» Приложение 3 1 . Народные игрушки ­ это: а) современные игрушки, изготовленные на фабриках б) игрушки, изготовленные вручную  2. Какова главная ценность традиционной народной куклы? а) она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе  самобытность, характерные черты создающего её народа  б) рукотворное творчество 3. На какие три группы делятся народные куклы? а) игровые б) обрядовые в) сувенирные  г) обереги  4. Первые игрушки изготавливали:    а) из камня    б) из металла    в)  из пластмассы     г) из дерева 5.  У русской тряпичной куклы лицо не оформляли, так как: а) в крестьянской семье не было карандашей  б) не умели хорошо рисовать в) куклы без лица считались оберегами 6.  Многие тряпичные куклы изготавливались: а)  несколько месяцев                                        б)  несколько недель   в) несколько дней   г) несколько часов или минут 7.  Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:   а) ситец   б)  шелк   в) шифон   г)  шерсть   д) трикотаж 8.  Тряпичные куклы из золы (зольники) дарились: а) на день рождения  б) на свадьбу как пожелание потомства молодой семье  в) на Новый год 9. Куклу «масленица» изготавливали: а) из ситца б) из соломы в) из веревки г) из лыка 10.  Кукла «перевертыш» состоит из частей: а) две головы, четыре руки, две юбки  б) одна голова, две руки, одна юбка  в) одна голова, четыре руки, одна юбка 11.  Кукла «мокредина» изображала собой: а)  играющего ребенка б) женщину­крестьянку, работающую в поле, когда не хватает рук  в) богатую барышню СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ. Александрова Лариса Борисовна МАУ НГО «Центр  творчества» Педагог дополнительного образования детей. Образование высшее. Первая квалификационная категория Педагогический стаж – 24 года. Контактный телефон: 8(34356) 22075.

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс

Программа "Игровая кукла" 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.