Программа Игры народов Севера

  • Образовательные программы
  • doc
  • 27.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Программа Игры народов Севера.doc
Министерство образования Республики Саха (Якутия) Муниципальное учреждение  образования г. Нерюнгри Гимназия №2 Программа Игры народов Севера Авторы: Рязанцева Е.И – учитель начальных классов Гимназии №2 Садырина  Т.В. – учитель начальных классов Гимназии №2 Авдеева И.И. ­ учитель начальных классов Гимназии №2 Год составления программы 2011. 2011 ­ 2012 учебный годII. Пояснительная записка Практика показывает, что внедрение национально­регионального компонента в образовательный процесс   повышает   его   уровень,   способствует   установлению   прочных   связей   с   коренным   народом, обогащает духовные и социальные качества детей. В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна.   В   неблагоприятных   климатических   условиях   снижается   двигательная   активность,   что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Народные   подвижные   игры   являются   традиционным   средством   педагогики.   Испокон   веков   в   них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве,   желании   обладать   силой,   ловкостью,   выносливостью,   быстротой,   красотой   движений, творческой выдумкой. В основу предлагаемого курса Игры Народов Севера легли как авторские разработки программы по Якутской национальной культуре Ефремовой Т.Ю, так и программа по физической культуре для начальной школы. Курс ориентирован на организацию двигательной деятельности и укрепление здоровья детей, как на улице, так и в помещении. С помощью игры педагог воспитывает у детей положительное отношение к прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение, активность. Они помогают создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках.        Задачи   курса:  Способствовать формированию здорового образа жизни ребенка через игру;  Вызывать интерес детей к играм народов Севера путем ознакомления с жизнью, культурой и  бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед;  Научить детей играть самостоятельно, активно, приспосабливаться к условиям окружающей  среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в  исполнение, проявлять инициативу.   Укреплять здоровье;  Совершенствовать естественные виды движения;  Развивать умение соблюдать правила безопасного поведения   не только во время игры, но и в самых различных ситуациях. Программа курса включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Народные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Надо, чтобы они учили любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.      Курс состоит из 34 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Занятия могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые и подвижные  игры,  комплекс упражнений, экскурсии, общение с природой. Занятия   можно   интегрировать   с   другими   предметами   в   рамках   школьного     компонента. Отдельные   элементы   программы   могут   быть   полезны   на   уроках   рисования,   труда,   физического воспитания, окружающего мира. Данный курс рассчитан на детей младшего школьного возраста (1­4 классы).  1 класс Игры  на свежем  воздухе. III. Содержательная частьЗимние забавы. Подвижные игры. Игры на развитие мелкой моторики. Игры с предметами Игры с прыжками Игры­соревнования  Методические рекомендации IV. Методическая часть Методика   работы   с   детьми   строится   в   направлении  личносто­ориентированного взаимодействия с ребенком,  делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.   Занятия содержат   познавательный   материал,   соответствующий   возрастным   особенностям   детей   младшего школьного возраста.   Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра увлекает  детей, снимает напряжение,   усталость.   Различные   формы   игр,   игровых   моментов   являются   средством   не   только физического, но и духовного формирования ребенка. Игры подобраны так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Они необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово ­ и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статистическое напряжение.              Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются   четкая   организация   и   разумная   дисциплина,   основанная   на   точном   соблюдении   команд, указаний   и   распоряжений   учителя;   инструктаж   по   технике   безопасности   перед   игрой;   обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.           При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:  1) Правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей;  2) Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;   3)   Для   детей   игры   будут   интересными   тогда,   когда   каждый   из   играющих   станет   активным   ее участником;   4) Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);  5) Безопасность используемого инвентаря;  6) Игра не должна унижать достоинства играющих;  7) При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного — к легкому, от сложного — к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце урока;  8) Подвижные игры должны чередоваться со спокойными;  9) На уроках игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на равных решается не только двигательная, но и умственная задача; 10) Игру нельзя обрывать незавершенной; 11) Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Алгоритм объяснения игры может быть следующим: 1) название игры;  2) роли играющих и их расположение на площадке; 3) содержание игры; 4) цель игры;5) правила игры.          Занятия   могут   планироваться   по   усмотрению   учителя,   в   зависимости   от   своих   и   детских возможностей, времени и условий проведения. Планирование составлено в количестве 34 часов, по 1 часу в неделю.  Занятия могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, подвижные  игры,  комплекс упражнений, экскурсии, общение с природой.       Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье,  и т.д.  В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Оздоровительные минутки можно комбинировать с играми, включать упражнения для осанки, для глаз, рук, стоп и т.д. Задача оздоровительных минуток – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости и т.л. Подвижные игры рекомендуется проводить как на улице, так и в спортивном зале. Комплекс различных упражнений можно проводить в кабинете. Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования. Личностные УУД: ­  важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового; ­ важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; ­   важности   различения   «красивого»   и   «некрасивого»,   потребности   в   «прекрасном»   и   отрицания «безобразного»; ­ важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества. ­ установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках; Регулятивные УУД: ­ В ходе игры учиться давать оценку ее результатов. ­ Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные УУД: ­Осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   проведения   игры   в   зависимости   от конкретной ситуации; Коммуникативные УУД: ­ Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. ­ Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что­то сообща  ­   Организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (распределять   роли,   договариваться   друг   с другом и т.д.). ­ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою собственную позицию; Требования к ЗУН. Иметь представления:  О связи игры с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;  Об основных играх Народов Севера Уметь:  Играть в подвижные игры Народов Севера;  Играть в подвижные игры по собственному побуждению;   Выполняя основные правила игры;  Соблюдая дисциплину, доводя игру до конца;  Выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;Формы и методы контроля. Педагог, прежде всего, стремится создать детям нормальные условия для полноценной реализации  их двигательных  потребностей.  Дети должны  почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.  Следует помнить и о том, что детей привлекает не только сам процесс игры, но и ее результат. Результат в командных подвижных играх – общий, но степень участия, вклад каждого игрока бывает различен. Поэтому после проведения игры необходимо дать ей педагогическую оценку, в том числе и в зависимости   от   меры   участия   в   ней   игроков   и   качества   выполнения   ими   игровых   действий. ориентируется   не   только   на   усвоение   ребенком   знаний   и   представлений,   но   и   становление   его мотивационной   сферы   гигиенического   поведения,   реализации   усвоенных   ребенком   знаний   и представлений в его реальном поведении. Другая группа игр основана на парном соревновании, и вклад каждого игрока в успех команды зависит не только от его умений, но и от умений партнера. Здесь следует   оценить,   прежде   всего,   сплоченность   игровых   пар,   их   взаимовыручку   и   др.   Необходимо учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.  Давая оценку, педагог может охарактеризовать как общие, так и индивидуальные качества игроков разных   команд.   Во   всех   случаях   анализ   и   оценка   игры   должны   быть   неформальными,   не   унижать достоинства детей, стимулировать к продолжению участия в игре.  Список рекомендуемой литературы: 1. Товпинец И.П. Уроки здоровья Книга для чтения в 3­4 классе. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2007. 2. Мельничук   В.М.   Я   и   мое   здоровье:   Методическое   пособие   для   учителей   начальных   классов   по валеологии. Первый класс. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. 3. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н.Касаткина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000. 4. А.А. Гугин «Уроки физической культуры в начальной школе», М. «Просвещение», 2000 . 5. «Якутский фольклор» 6. «Фольклор народов крайнего Севера», Ж. К. Лебедева, Якутск 1993 год.

Посмотрите также