Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение образования г. Нерюнгри
Гимназия №2
Программа
Игры народов Севера
Авторы:
Рязанцева Е.И – учитель начальных классов Гимназии №2
Садырина Т.В. – учитель начальных классов Гимназии №2
Авдеева И.И. учитель начальных классов Гимназии №2
Год составления программы 2011.
2011 2012 учебный годII. Пояснительная записка
Практика показывает, что внедрение национальнорегионального компонента в образовательный
процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом,
обогащает духовные и социальные качества детей.
В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень
важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что
отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому,
чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка
и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них
отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений,
творческой выдумкой.
В основу предлагаемого курса Игры Народов Севера легли как авторские разработки программы
по Якутской национальной культуре Ефремовой Т.Ю, так и программа по физической культуре для
начальной школы.
Курс ориентирован на организацию двигательной деятельности и укрепление здоровья детей, как
на улице, так и в помещении. С помощью игры педагог воспитывает у детей положительное отношение к
прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение, активность. Они помогают
создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не
заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках.
Задачи курса:
Способствовать формированию здорового образа жизни ребенка через игру;
Вызывать интерес детей к играм народов Севера путем ознакомления с жизнью, культурой и
бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед;
Научить детей играть самостоятельно, активно, приспосабливаться к условиям окружающей
среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в
исполнение, проявлять инициативу.
Укреплять здоровье;
Совершенствовать естественные виды движения;
Развивать умение соблюдать правила безопасного поведения не только во время игры, но и в
самых различных ситуациях.
Программа курса включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного
здоровья. Народные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а
также неповторимый колорит народного творчества. Надо, чтобы они учили любви к себе, к людям, к
жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Курс состоит из 34 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Занятия могут быть разных
видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые и подвижные игры, комплекс упражнений, экскурсии,
общение с природой.
Занятия можно интегрировать с другими предметами в рамках школьного компонента.
Отдельные элементы программы могут быть полезны на уроках рисования, труда, физического
воспитания, окружающего мира.
Данный курс рассчитан на детей младшего школьного возраста (14 классы).
1 класс
Игры на свежем воздухе.
III. Содержательная частьЗимние забавы.
Подвижные игры.
Игры на развитие мелкой моторики.
Игры с предметами
Игры с прыжками
Игрысоревнования
Методические рекомендации
IV. Методическая часть
Методика работы с детьми строится в направлении
личностоориентированного
взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия
содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего
школьного возраста. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра увлекает детей, снимает
напряжение, усталость. Различные формы игр, игровых моментов являются средством не только
физического, но и духовного формирования ребенка. Игры подобраны так, чтобы при их выполнении
были охвачены различные группы мышц. Они необходимы для того, чтобы поднять детям настроение,
помочь активизировать дыхание, усилить крово и лимфообращение застойных участков в организме
ребенка, снять статистическое напряжение.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами)
являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд,
указаний и распоряжений учителя; инструктаж по технике безопасности перед игрой; обеспечение
преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться
следующих правил:
1) Правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей;
2) Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи
для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;
3) Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее
участником;
4) Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные
правила);
5) Безопасность используемого инвентаря;
6) Игра не должна унижать достоинства играющих;
7) При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного — к легкому, от сложного
— к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и
более живую проводить в конце урока;
8) Подвижные игры должны чередоваться со спокойными;
9) На уроках игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на
равных решается не только двигательная, но и умственная задача;
10) Игру нельзя обрывать незавершенной;
11) Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
1) название игры;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры;
4) цель игры;5) правила игры.
Занятия могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских
возможностей, времени и условий проведения. Планирование составлено в количестве 34 часов, по 1
часу в неделю.
Занятия могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, подвижные игры, комплекс
упражнений, экскурсии, общение с природой.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные
с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто
одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки можно комбинировать с играми, включать упражнения для осанки, для
глаз, рук, стоп и т.д. Задача оздоровительных минуток – дать знания, выработать умения и навыки,
необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия
усталости и т.л.
Подвижные игры рекомендуется проводить как на улице, так и в спортивном зале. Комплекс
различных упражнений можно проводить в кабинете.
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье,
приобретали навыки самосовершенствования.
Личностные УУД:
важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания
«безобразного»;
важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
Регулятивные УУД:
В ходе игры учиться давать оценку ее результатов.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов проведения игры в зависимости от
конкретной ситуации;
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать чтото
сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою собственную позицию;
Требования к ЗУН.
Иметь представления:
О связи игры с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
Об основных играх Народов Севера
Уметь:
Играть в подвижные игры Народов Севера;
Играть в подвижные игры по собственному побуждению;
Выполняя основные правила игры;
Соблюдая дисциплину, доводя игру до конца;
Выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;Формы и методы контроля. Педагог, прежде всего, стремится создать детям нормальные условия
для полноценной реализации их двигательных потребностей. Дети должны почувствовать «ситуацию
успеха» и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.
Следует помнить и о том, что детей привлекает не только сам процесс игры, но и ее результат.
Результат в командных подвижных играх – общий, но степень участия, вклад каждого игрока бывает
различен. Поэтому после проведения игры необходимо дать ей педагогическую оценку, в том числе и в
зависимости от меры участия в ней игроков и качества выполнения ими игровых действий.
ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его
мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и
представлений в его реальном поведении. Другая группа игр основана на парном соревновании, и вклад
каждого игрока в успех команды зависит не только от его умений, но и от умений партнера. Здесь
следует оценить, прежде всего, сплоченность игровых пар, их взаимовыручку и др. Необходимо
учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому,
чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Давая оценку, педагог может охарактеризовать как общие, так и индивидуальные качества игроков
разных команд. Во всех случаях анализ и оценка игры должны быть неформальными, не унижать
достоинства детей, стимулировать к продолжению участия в игре.
Список рекомендуемой литературы:
1. Товпинец И.П. Уроки здоровья Книга для чтения в 34 классе. – Самара: Корпорация «Федоров»,
Издательство «Учебная литература», 2007.
2. Мельничук В.М. Я и мое здоровье: Методическое пособие для учителей начальных классов по
валеологии. Первый класс. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997.
3. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под
редакцией В.Н.Касаткина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
4. А.А. Гугин «Уроки физической культуры в начальной школе», М. «Просвещение», 2000 .
5. «Якутский фольклор»
6. «Фольклор народов крайнего Севера», Ж. К. Лебедева, Якутск 1993 год.