Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение образования г. Нерюнгри
Гимназия №2
Программа
Игры народов Севера
Авторы:
Рязанцева Е.И – учитель начальных классов Гимназии №2
Садырина Т.В. – учитель начальных классов Гимназии №2
Авдеева И.И. учитель начальных классов Гимназии №2
Год составления программы 2011.
2011 2012 учебный год II. Пояснительная записка
Практика показывает, что внедрение национальнорегионального компонента в образовательный
процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом,
обогащает духовные и социальные качества детей.
В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень
важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что
отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому,
чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка
и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них
отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений,
творческой выдумкой.
В основу предлагаемого курса Игры Народов Севера легли как авторские разработки программы
по Якутской национальной культуре Ефремовой Т.Ю, так и программа по физической культуре для
начальной школы.
Курс ориентирован на организацию двигательной деятельности и укрепление здоровья детей, как
на улице, так и в помещении. С помощью игры педагог воспитывает у детей положительное отношение к
прогулке при низкой температуре и поддерживает у детей бодрое настроение, активность. Они помогают
создать у детей положительный настрой, убеждать их не бояться мороза; напоминает о том, что мороз не
заберется под шубу к тому, кто умеет бегать, прыгать, кататься на санках.
Задачи курса:
Способствовать формированию здорового образа жизни ребенка через игру;
Вызывать интерес детей к играм народов Севера путем ознакомления с жизнью, культурой и
бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед;
Научить детей играть самостоятельно, активно, приспосабливаться к условиям окружающей
среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в
исполнение, проявлять инициативу.
Укреплять здоровье;
Совершенствовать естественные виды движения;
Развивать умение соблюдать правила безопасного поведения не только во время игры, но и в
самых различных ситуациях.
Программа курса включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного
здоровья. Народные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а
также неповторимый колорит народного творчества. Надо, чтобы они учили любви к себе, к людям, к
жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Курс состоит из 34 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Занятия могут быть разных
видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые и подвижные игры, комплекс упражнений, экскурсии,
общение с природой.
Занятия можно интегрировать с другими предметами в рамках школьного компонента.
Отдельные элементы программы могут быть полезны на уроках рисования, труда, физического
воспитания, окружающего мира.
Данный курс рассчитан на детей младшего школьного возраста (14 классы).
1 класс
Игры на свежем воздухе.
III. Содержательная часть Зимние забавы.
Подвижные игры.
Игры на развитие мелкой моторики.
Игры с предметами
Игры с прыжками
Игрысоревнования
Методические рекомендации
IV. Методическая часть
Методика работы с детьми строится в направлении
личностоориентированного
взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия
содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего
школьного возраста. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра увлекает детей, снимает
напряжение, усталость. Различные формы игр, игровых моментов являются средством не только
физического, но и духовного формирования ребенка. Игры подобраны так, чтобы при их выполнении
были охвачены различные группы мышц. Они необходимы для того, чтобы поднять детям настроение,
помочь активизировать дыхание, усилить крово и лимфообращение застойных участков в организме
ребенка, снять статистическое напряжение.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами)
являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд,
указаний и распоряжений учителя; инструктаж по технике безопасности перед игрой; обеспечение
преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться
следующих правил:
1) Правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей;
2) Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи
для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;
3) Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее
участником;
4) Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные
правила);
5) Безопасность используемого инвентаря;
6) Игра не должна унижать достоинства играющих;
7) При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного — к легкому, от сложного
— к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и
более живую проводить в конце урока;
8) Подвижные игры должны чередоваться со спокойными;
9) На уроках игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на
равных решается не только двигательная, но и умственная задача;
10) Игру нельзя обрывать незавершенной;
11) Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.
Алгоритм объяснения игры может быть следующим:
1) название игры;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры;
4) цель игры; 5) правила игры.
Занятия могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских
возможностей, времени и условий проведения. Планирование составлено в количестве 34 часов, по 1
часу в неделю.
Занятия могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, подвижные игры, комплекс
упражнений, экскурсии, общение с природой.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные
с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто
одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки можно комбинировать с играми, включать упражнения для осанки, для
глаз, рук, стоп и т.д. Задача оздоровительных минуток – дать знания, выработать умения и навыки,
необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия
усталости и т.л.
Подвижные игры рекомендуется проводить как на улице, так и в спортивном зале. Комплекс
различных упражнений можно проводить в кабинете.
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье,
приобретали навыки самосовершенствования.
Личностные УУД:
важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания
«безобразного»;
важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
Регулятивные УУД:
В ходе игры учиться давать оценку ее результатов.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов проведения игры в зависимости от
конкретной ситуации;
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать чтото
сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою собственную позицию;
Требования к ЗУН.
Иметь представления:
О связи игры с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
Об основных играх Народов Севера
Уметь:
Играть в подвижные игры Народов Севера;
Играть в подвижные игры по собственному побуждению;
Выполняя основные правила игры;
Соблюдая дисциплину, доводя игру до конца;
Выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; Формы и методы контроля. Педагог, прежде всего, стремится создать детям нормальные условия
для полноценной реализации их двигательных потребностей. Дети должны почувствовать «ситуацию
успеха» и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.
Следует помнить и о том, что детей привлекает не только сам процесс игры, но и ее результат.
Результат в командных подвижных играх – общий, но степень участия, вклад каждого игрока бывает
различен. Поэтому после проведения игры необходимо дать ей педагогическую оценку, в том числе и в
зависимости от меры участия в ней игроков и качества выполнения ими игровых действий.
ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его
мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и
представлений в его реальном поведении. Другая группа игр основана на парном соревновании, и вклад
каждого игрока в успех команды зависит не только от его умений, но и от умений партнера. Здесь
следует оценить, прежде всего, сплоченность игровых пар, их взаимовыручку и др. Необходимо
учитывать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому,
чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Давая оценку, педагог может охарактеризовать как общие, так и индивидуальные качества игроков
разных команд. Во всех случаях анализ и оценка игры должны быть неформальными, не унижать
достоинства детей, стимулировать к продолжению участия в игре.
Список рекомендуемой литературы:
1. Товпинец И.П. Уроки здоровья Книга для чтения в 34 классе. – Самара: Корпорация «Федоров»,
Издательство «Учебная литература», 2007.
2. Мельничук В.М. Я и мое здоровье: Методическое пособие для учителей начальных классов по
валеологии. Первый класс. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997.
3. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под
редакцией В.Н.Касаткина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
4. А.А. Гугин «Уроки физической культуры в начальной школе», М. «Просвещение», 2000 .
5. «Якутский фольклор»
6. «Фольклор народов крайнего Севера», Ж. К. Лебедева, Якутск 1993 год.
Программа Игры народов Севера
Программа Игры народов Севера
Программа Игры народов Севера
Программа Игры народов Севера
Программа Игры народов Севера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.