Воспитание патриотизма - это последовательное развитие личности через постижение смысла и целей организации общественной жизни во всей полноте ее проявлений.
Цели: Формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу своего Отечества. Программа создана для классного руководителя для 5-9 классов.Текстовый документ
ПРОГРАММА
классного руководителя по патриотическому воспитанию
«Моя Родина»
Пояснительная записка
Актуальность. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной
российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных
отношений, которые имеют огромное значение в социальногражданском и духовном
развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и
национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности
за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей
общества, развивается достоинство личности.
Правовая основа программы: Постановление Правительства Российской Федерации
от 11 июля 2005 года N 422 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006 2010 годы"
Цели: Формирование у детей и подростков гражданственности,
патриотизма,
ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите. Воспитание гражданина
патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической
культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца
преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего
адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего желанием и развитым умением
жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
В современных условиях необходимо быть не только преданным своему Отечеству, но и с
учетом сложившейся ситуации в стране делать все возможное для ее возрождения,
построения мощной в экономическом и военном отношениях политически стабильной
державы. Патриотизм предполагает рассмотрение всех сторон жизни, событий ситуаций
через призму сохранения самобытности страны, ее культуры, позитивных особенностей
социума и социальной психологии населения (менталитета), целостности Отечества.
Формирование и развитие патриотизма это государственная задача образовательных
учреждений, социальный заказ общества. Патриотическое воспитание направлено на
формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота
Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время.
Воспитание патриотизма это последовательное развитие личности через постижение
смысла и целей организации общественной жизни во всей полноте ее проявлений.
Задачи Программы:
Формирование патриотического мировоззрения через овладение системой знаний,
приобщение учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и
своеобразие истории и культуры Отечества, народа. Развивать в этой связи их
познавательную активность;
Формировать и развивать патриотическую направленность личности учащихся в
разных педагогических ситуациях, в разных видах деятельности и отношений; Формировать и развивать гражданское и национальное самосознание школьников в
разных педагогических ситуациях;
Способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции школьников,
умения применять полученные знания о природе и обществе в своей практической
социально значимой коллективной творческой деятельности;
Воспитывать положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни,
развивать потребность в труде на благо общества, государства, Отечества;
Создавать условия для реализации склонностей и способностей различных групп
учащихся с учетом их интересов, потребностей в разнообразных сферах
человеческой деятельности и общении;
Воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, развивать социальную
и гражданскую ответственность как важнейшую характеристику молодежи,
проявляющуюся в заботе о благополучии, защищенности своей страны, ее
укреплении;
Формировать и развивать способность и готовность к защите Отечества в
педагогических ситуациях, реализуемых в военноспортивной деятельности;
Создавать условия для реализации принципов здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих
результатов работы: выпускник 9 го класса, который:
знаком с культурноисторическими ценностями своего народа;
знает историю и культурные ценности своего города;
имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;
уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;
обладает толерантностью;
знает свои гражданские права и обязанности
Механизм и направления реализации программы:
Программа создана для классного руководителя для 59 классов.
Формирование личности гражданинапатриота осуществляется на примерах отечественной
истории, культурных ценностях и традициях путем введения культурологического
материала, стимулирующего патриотического чувства, в содержательную ткань занятий по
всем направлениям: научное, спортивное, эстетическое, краеведческое, экологическое,
патриотическое, научное.
Формы и методы, используемые в работе с учащимися:
Тематические беседы;
Конкурсы патриотической песни;
Конкурсы рисунков и плакатов патриотической тематики;
Постановки патриотической направленности;
Просмотр фильмов патриотической направленности;
Встречи с ветеранами войны и труда;
Проведение спортивных игр; Формы и методы патриотического воспитания, имеющие в основе использование
информационных технологий.
Подготовка и участие в массовых праздничных мероприятиях и акциях
Направления реализации программы
Россия – моя Родина. Воспитание патриотических чувств через содержание
изучаемых учебных предметов, организуемую в рамках избранного направления
деятельность
Традиции русского народа. Освоение учащимися традиций своего народа,
развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию
через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т. п. Воспитание
потребности в изучении истории родного края, других регионов страны,
шедевров народной и мировой культуры
Родной край. Изучение учащимися традиций и культуры якутского народа,
истории своей малой родины. Воспитание любви к природе, потребности в ее
защите от негативных воздействий, изучение природы родного края. Воспитание
толерантности..
Формирование у учащихся стремления к созидательнопреобразующей,
социально значимой деятельности. Воспитание потребности заботиться о
чистоте, уюте, порядка в доме и школе, в поселке.
Мир семьи. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании
детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом
предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и
школы, изучение своей родословной. Истории семьи.
Я – гражданин. Формирование правовой культуры. Воспитание патриотизма и
гражданской активности.
Класс Направление
5
Россия моя
Родина
Модель реализации программы
Тема
Форма
Символика РФ: герб, флаг, гимн Классный час
Моя малая Родина. История
Классный час
моего поселка в истории нашей
страны
О чем расскажет название моей
улицы
Конкурс исследовательских
работ
6
Традиции русского
народа
История нашей школы
Русский национальный костюм
Русские народные традиции
Творческий проект
Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Русские народные игры
Классное мероприятие
Русские народные праздники:
"Масленица", "Пасха"
Участие в школьном
мероприятии7
Родной край
Изучение культуры народов
Республики Саха
Поездка в столицу Республики
г.Якутск (культурная программа)
Творческий проект
Экскурсия в столицу
Толерантность
Классный час
8
Мир семьи
История Якутии
Пионерское прошлое наших
родителей
Поздравим своих мам
Интеллектуальная викторина
Конференция родители – дети
Классный вечер
9
Я гражданин
История семейной фотографии Классный час
Профессии наших родителей.
Права и обязанности гражданина
РФ.
Правовая культура "Выборы
президента школы".
Встречи с родителями
Классный час
Деловая игра
Долг Родине
Круглый стол, встреча с
работниками военкомата.
Героическая летопись. 9 мая
Внеклассное мероприятие
Участие в акции «Свеча памяти» май ежегодно
Участие в акции «Бессмертный
полк» на Параде Победы
май ежегодно
Прогнозируемые результаты реализации Программы.
Основными показателями реализации Программы являются:
Образовательные
Количество победителей различных соревнований, конкурсов, олимпиад.
Характер и число реализованных социальных инициатив и проектов.
Социальные
Динамика правонарушений.
Число учащихся, реально включенных в активную социальную деятельность.
Состояние здоровья детей.
Показатели социальной адаптации.
Психологический комфорт.
Рост уровня социальной защищенности учащихся.
Важнейшими результатами реализации Программы должны стать положительная динамика
роста патриотизма, терпимости в отношениях, выражающаяся в увеличении числа
учащихся, активно и сознательно участвующих в делах и мероприятиях гражданскопатриотической, интернациональной направленности, отсутствие правонарушений среди
учащихся класса.
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе мониторинга
(методы: опрос, анкетирование, тестирование) на протяжении всех лет обучения детей.