Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.
Оценка 5

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
Взрослым
05.06.2018
Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.
Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников. В работе содержится пояснительная записка. Что же происходит в эмоциональной сфере гиперактивных детей? Чем они живут? Что их привлекает и мотивирует? А что они вовсе не замечают? Мотивационная сторона деятельности страдает. Ребенку, страдающему СДВГ не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить. Ребенка должно что-то очень сильно заинтересовать, чтобы он мог этим заниматься довольно долго и продуктивно.Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников. В работе содержится пояснительная записка. Что же происходит в эмоциональной сфере гиперактивных детей? Чем они живут? Что их привлекает и мотивирует? А что они вовсе не замечают? Мотивационная сторона деятельности страдает. Ребенку, страдающему СДВГ не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить. Ребенка должно что-то очень сильно заинтересовать, чтобы он мог этим заниматься довольно долго и продуктивно.
Изменен Программа коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста — копия.doc
Пояснительная записка Что же происходит в эмоциональной сфере гиперактивных детей? Чем они живут? Что их привлекает и мотивирует? А что они вовсе не замечают?  Мотивационная сторона деятельности страдает. Ребенку, страдающему СДВГ не   хватает   побуждений,   чтобы   начать   деятельность   или   ее   продолжить. Ребенка   должно   что­то   очень   сильно   заинтересовать,   чтобы   он   мог   этим заниматься   довольно   долго   и   продуктивно.   Он   отстает   в   эмоциональном развитии   и   медленно   взрослеет.   Это   проявляется   вспыльчивостью, раздражительностью, несдержанностью.  По   мере   расширения   сферы   общения   дети   испытывают   действие разнообразных   социальных   факторов,   значительно   активизирующих   их эмоциональный   мир.   Ребенок   должен   научиться   преодолевать   ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.  Сказка   в   определенной   степени   удовлетворяет   три   естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста: 1.   Потребность   в   автономности.   В   каждой   сказке   герой   действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы; 2.   Потребность   в   компетентности.   Герой   оказывается   способным преодолеть   самые   невероятные   препятствия   и,   как   правило,   оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи; 3.   Потребность   в   активности.   Герой   всегда   активен,   находится   в действии:   куда­то   идет,   кого­то   встречает,   кому­то   помогает,   что­то добывает,   с   кем­то   борется,   от   кого­то   убегает   и   т.   д.   Иногда   вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей 3 является формирование качеств личности: автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров;   социальная   компетентность   (мотивационная,   это   проявление доброты, сочувствия, когнитивная, связанного с познанием другого человека, способностью   понять   его   особенности,   интересы,   поведенческая,   которая связана с выбором адекватных ситуаций, способов общения). Групповые   и   индивидуальные   занятия   с   детьми   младшего   школьного возраста   проводятся   два   раза   в   неделю   продолжительностью   от   30   до   45 минут.  Данная программа осуществляет коррекцию гиперактивного поведения в трех   направлениях:   направленная   работа   с   семьями   экспериментальной группы, направленная работа с сотрудниками образовательных учреждений, работающих с данными детьми, работа со школьниками с СДВГ. 4 Содержание программы Блок 1 Основная цель когнитивно – поведенческого и реабилитационного блока заключается в гармонизации процесса развития личности взрослого.  Данный блок программы содержит сценарии тренингов и упражнения для работы с родителями.  Конкретными задачами данного этапа становятся: 1) Преодоление внутрисемейного кризиса; 2) Изменение родительских установок и позиций, снятие чувства вины; 3) Расширение сферы и репертуара социального взаимодействия ребенка. Тренинг для родителей «Наказание: польза или вред?» Время проведения: 18.00. Место: актовый зал. Реквизит: цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, булавки, грецкие орехи, мешочек, коробок спичек, столик, 3 доски. Цель   тренинга:   познакомить   родителей   с   различными   типами   воспитания детей младшего школьного возраста. Ход тренинга:          Вед.: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросам воспитания детей, общения  с ними, оптимальным методам разрешения конфликтных ситуаций, которые   нередко   возникают   из­за   непослушания   или   плохого   поведения ребенка. 5 Для   того,   чтобы   нам   легче   было   общаться,   предлагаем   вам   сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме, цвету и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточках было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Подойдите   к   столам,   возьмите   листок   бумаги,   выберите   карандаши, которые вам понадобятся, и оформите свой бейджик в свободной форме. На это задание мы вам даем 5 мин. С помощью булавок закрепите свои визитки на одежде и можете вернуться на свои места. (участники тренинга выполняют задание).                Вед.: А сейчас мы будем знакомиться. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса: ­ Как его зовут? ­ Почему бейджик оформлен именно так? Здесь нужно попытаться объяснить, почему использованы такие цвета, форма, что это для вас значит.          Вед.: Для более близкого знакомства друг с другом объединитесь в пары. Задача для этого упражнения – узнать как можно больше информации о своем партнере, а потом рассказать всем нам, что вы узнали, чтобы все остальные участники   сразу   запомнили   вашего   партнера.   Попытайтесь   отметить индивидуальные черты соседа, особенно характера, увлечения (хобби) и т.д. И все это проделать надо всего за 5 мин.          Вед.: Ну, вот мы с вами и познакомились. Оказывается, среди нас есть педагог, врач  и т. д. Каждый из вас очень индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков, вы использовали разные цвета, по­разному украсили свои визитки. Показательно и то, что у   каждого из вас не только разный   цвет   волос,   глаз,   но   и   свой   неповторимый   и   индивидуальный жизненный опыт, которым мы надеемся, вы поделитесь друг с другом. Правила тренинга. 6 Вед.: Для того, чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске. Например: 1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает? Чтобы этого не происходило, говорить будет только тот, у кого в данный момент в руках вот эта игрушка. 2.   Доверительный,   доброжелательный   стиль   общения.   Такое   условие необходимо, чтобы состоялся доверительный диалог. 3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим 4.   Общение   по   принципу   «здесь   и   теперь»,   говорим   от   1­го   лица   («Я…». Общаемся   по   поводу   того,   что   переживаем   мы,     рассказываем   о   своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют. 5. Помним, что поведение человека и его личность – это не одно и то же. Каждый   из   нас   индивидуален,   не   следует   критиковать   личность   другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки. 6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего. Игра на сплочение «Спичка»                Вед.: Теперь  соблюдая правила, я предлагаю  вам   поиграть. Игра называется «Спичка». Встаньте плечом к плечу. Сейчас я раздам вам спички, которые  можно  держать  только   одним  пальцем.  Ваша  задача:  всем   вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упало хотя бы одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать  спичку – решать вам. Главное  условие  – держать  их одним пальцем ( участники тренинга выполняют задание). Вед.: Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы: ­ Легко ли было выполнить это упражнение? ­ Что мешало пройти до финиша? 7 ­ Какие действия вы предприняли, чтобы удержать спичку? ­ Что каждый вынес для себя из этого упражнения? (какой жизненный урок, мораль.) Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды. Мышечная релаксация (обучение методам саморегуляции).      Вед.: Сегодня мы выполним некоторые упражнения на расслабление. Они помогут вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и избавиться   от   многих   неприятных   ощущений   в   теле.   Эти   упражнения довольно   короткие   и   простые   –   вы   можете   выполнять   их   незаметно   от окружающих.  Но   есть   некоторые   правила,   которые   вы   должны   соблюдать, чтобы они принесли пользу: ­ Вы должны делать именно то, что я вам говорю, даже если это кажется вам неправильным. ­ Вы должны делать это очень старательно, прикладывая все силы. ­ Вы должны прислушиваться к ощущениям  своего тела. Обращайте внимание   как   чувствуют   себя   ваши   мышцы,   когда   они   напряжены   и на   то,   расслабленны. Упражнение «Лимон» (руки)           Вед.: Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь   сок.   Прочувствуйте,   как   напряглись   ваши   рука   и   ладонь,   когда   вы сжимаете   лимон.   Обратите   внимание   на   свои   ощущения,   когда   рука расслаблена.   Теперь   возьмите   другой   лимон   и   сожмите   его.   Постарайтесь сжать   его   еще   сильнее,   чем   первый.   Прекрасно.   Вы   прилагаете   все   силы. Теперь выроните этот лимон, расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон  левой   рукой  и  постарайтесь  выжать   из  него  весь   сок  до  последней капли! Прекрасно! Теперь расслабьте руку, пусть он выпадет.  8 Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через  несколько минут я попрошу вас открыть глаза. Эти упражнения можно повторять дома вместе с детьми.  Медленно потянитесь, откройте глаза. Занятие «Каким вы хотите видеть вашего ребенка?»              Вед.:   А теперь опишите, каким вы хотите видеть вашего ребенка и почему? Поочереди  называйте желаемые качества, а мы будем записывать их на доске: послушный; хорошо ест; умеет сам одеваться; не капризничает; не дерется;   самостоятельно   ест;   хорошо   засыпает;   добрый;   общительный; ласковый; смелый; умный; умеет постоять за себя; хорошо говорит; любит рисовать; любит лепить; любит когда ему читают; здоровый; умеет найти для себя занятие; любознательный; помогает взрослым и т.д. Давайте   подробнее   остановимся   на   таком   качестве,   как   послушание. Для   чего   оно   нужно?  Какие   могут   быть   варианты   ответа?   Вы   по   очереди называете возможные причины, по которым вы хотели бы воспитывать это качество в своем ребенке, а я буду записывать их на доске. ­ чтобы ребенок не мешал взрослому заниматься своими делами; ­ учился учитывать интересы других людей; ­ приучался к порядку, дисциплине; ­   предотвращать   возможные   негативные   последствия   непослушания   для личной безопасности ребенка; ­ иметь возможность его чему­то научить; ­ чтобы он умел соблюдать режим; ­ не конфликтовать со сверстниками; ­ был управляемым и пр. При воспитании тех или иных качеств, следует понять, с какой целью вы их воспитываете в своих детях? С целью ввести ребенка в социум, развить 9 какие­то   положительные   личностные   качества   или   же   с   целью   удобства   и выгоды для себя?  Анализ методов воспитания     Вед.: А как вы обычно добиваетесь послушания в разных ситуациях? Передавайте   игрушку   по   кругу   и   называйте   ваши   собственные,   а   также возможные   способы   наказания   (все   способы   записываются   на   доске): шлепают; ставят в угол; пугают; лишают развлечений, сладкого, подарков; используют   окрики;   читают   нотации;   стараются   объяснить,   уговорить; переключают   внимание;   обижаются;   используют   игровые   приемы   и   т.д. Давайте попробуем по ролям проиграть ситуацию. Ситуация такая: вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что­то ему купили, Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что­то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее. Как вы поступите в такой ситуации? (В зависимости от выбранного типа наказания предлагается проанализировать метод) Негативные формы наказания Вед.:   Кто­нибудь   помнит   себя   в  детстве,   когда   вы   еще   не   ходили   в школу? Расскажите, пожалуйста, самое яркое (в плохом смысле, т.е. обидное, грустное) наказание того времени. За что вас наказали? Как это сделали? И, какие   чувства   вы   при   этом   испытывали?   (унижение;   обида;   страх;   вина; ощущение, что не любят, отвергают; горе; ответная агрессия; растерянность и пр.)   Такие   методы,   как   физические   наказания,   окрики,   лишение   общения, попытки напугать ребенка, унижают его достоинство. Взрослый добивается развить положительное  качество у ребенка, а на самом деле может нанести вред его личностному развитию и психическому здоровью. Положительные выходы из ситуации. 10 Вед.:   Верным   выходом   из   сложившейся   ситуации   может   быть использование   в   общении   с   ребенком   таких   методов,   как:   стараться объяснить, уговорить; переключить внимание; использовать игровые приемы. Эти методы эффективны и положительны по своим последствиям, так как ребенок: ­ не испытывает унижение, обиды, страха,  не теряет контакт с взрослым; ­ получает положительные образцы действий; ­ проявляет собственную инициативу; ­ сохраняет положительное самоощущение и пр. Рефлексия Прошу  каждого, передавая мячик, высказаться о том: ­ что он узнал сегодня; ­ было ли для него это полезно; ­   какие   чувства   он   испытывает   в   данный   момент,   и   испытывал   в   момент самого тренинга. Рекомендации родителям.  Уважайте ребенка.  Обращайтесь со своим ребенком дома так же, как если бы вы находились с ним среди других людей. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.  Организуйте домашнее расписание, режим дня. Установите определенное время для пробуждения, приема пищи, игр, выполнения домашних заданий, работы по дому и отхода ко сну. Поместите расписание там, где ребенок может   его   видеть.   Объясняйте   каждое   изменение   в   расписании заблаговременно.  Постоянно   поддерживайте   дисциплину.  Дети   с   ГРДВ   нуждаются   в последовательных   правилах,   которые   им   понятны   и   которым   они   могут следовать. Избегайте повторения указаний и требований. Если ваш ребенок нарушает   правило,   делайте   только   одно   предупреждение.   Дайте   ребенку понять,  что нарушение  правил  влечет   за собой  определенные  последствия, 11 объясните,   каковы   эти   последствия.   Если   правила   соблюдаются,   ребенок получает небольшое поощрение.  Говорите   сдержанно,   спокойно   и   мягко,  опуститесь   до   уровня   ребенка, когда   говорите   с   ним.   Избегайте   кричать   на   своего   ребенка   —   он   может просто   не   понять   и   не   услышать   адресованные   ему   слова,   когда   на   него кричат.  Общение   с   ребенком   должно   носить   позитивный   характер.  Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Не придирайтесь к ребенку по пустякам; сдерживайтесь и не говорите ему того, чего не хотите. Поощряйте хорошее поведение ребенка настолько часто, насколько это возможно. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.  Минимизируйте замечания и критику. Они способствуют формированию у детей чувства неполноценности и низкой самооценки. Поэтому находите и отмечайте хорошее поведение, поощряйте его. Блок 2 На   втором   этапе,   осуществляется просветительская   деятельность   сотрудников   образовательного   учреждения   параллельно   с   первым, посредством проведения семинара ­ практикума.  Основная цель заключается в ознакомлении с теоретическими основами сказкотерапии как средством коррекции гиперактивного поведения у детей младшего   школьного   возраста.   После   ознакомления   участникам   семинара предлагается разделиться на три группы, каждая группа получает карточку с заданием и готовит сообщение. Далее следует обсуждение подготовленных сообщений и обобщение материала. Задания: 1. Расскажите о других методах коррекции гиперактивного поведения. 12 2. Охарактеризуйте развитие ребенка с СДВГ. 3.Назовите причины возникновения гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННО­ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или   иные   эмоциональные   и   поведенческие   затруднения,   является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного,   младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми   детьми;   с   проблемами   стыда,   вины,   лжи,   принятием   своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями.  Почему   сказка   так   эффективна   при   работе   с   детьми,   особенно   в дошкольном и младшем школьном возрасте? Во­первых, в младшем школьном возрасте восприятие сказки становится   обладающей   невероятно специфической   деятельностью   ребенка, притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами. Во­вторых,   у   маленького   ребенка   сильно   развит   механизм идентификации,   т.е.   процесс   эмоционального   объединения   себя   с   другим человеком,   персонажем   и   присвоение   его   норм,   ценностей,   образцов   как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только   у   него   есть   такие   проблемы   и   переживания.   С   другой   стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы 13 из   различных   сложных   ситуаций,   пути   решения   возникших   конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.  Специалисты   утверждают,   что   метафора   обеспечивает   контакт   между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как   правое   полушарие   свободно   для   мечтаний,   фантазий,   воображения, творчества.   Психологи,   применяющие   сказки,   метафоры   в   работе   с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно   присутствует,   т.е.   изменения   часто   происходят   на   подсознательном уровне. Одна и та же сказка по­разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что­то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.  В связи с вышесказанным необходимо остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода. Директивная (направленная) и   недирективная   (ненаправленная)   формы   психотерапии   отличаются функцией и ролью психолога, педагога в работе с ребенком. При директивном подходе психолог, педагог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на   основе   этих   наблюдений.   Используемые   здесь   психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы.  Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается   особое   значение.   В   сказку   необходимо   включать   героев   в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Для того, чтобы сказка была 14 интересна   ребенку,   задела   его,   необходимо   в   предварительной   беседе выяснить   его   интересы   и   увлечения,   причем,   не   столько   для   прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания истории.  Одним из свидетельств директивности этого подхода является то, что в процессе   своей   работы   психолог,   педагог   следят   за   всеми   изменениями, происходящими   с   ребенком,   включая   малейшие   изменения   мимики   и пантомимики,   и   строит   свою   дальнейшую   работу   в   соответствии   с   его реакцией.   При   создании   истории   для   каждого   конкретного   ребенка используется общение, внушение на трех уровнях. Первый   уровень   основывается   на   сюжетной   линии   сказки,   которая должна   соответствовать   реальной   жизни   ребенка,   его   интересам   и увлечениям, а также включать в себя всех действующих лиц конфликта и в метафорической форме ситуацию, похожую на реальную. При этом сюжет сказки разворачивается последовательно, начиная с завязки, обрисовывания жизни и отношений сказочного героя, через кризисную ситуацию, когда герой (героиня)   ощущает   разочарование   существующим   положением   вещей,   либо оно угрожает его «статус­кво», через ряд испытаний, когда герой пробует ряд решений, часть из которых не приводит к желаемому результату.  Используется несколько возможностей: ­ проблема пересматривается как менее значимая или менее угрожающая;   ранее   не ­   герой   открывает   свой   внутренний   потенциал, использовавшийся; ­     находится доступ к внешним ресурсам или идее; ­     предлагаются выборы и пути решения проблемы, которые ранее не рассматривались; 15 ­     пересматриваются мотивы или смыслы того, что происходит; ­     рассматриваются варианты того, что поведение необходимо в одних контекстах и совсем неадекватно в других. Далее   необходимо   дать   возможность   герою   сказки   проверить правильность   выбранного   решения   и   соответствие   этого   решения потребностям   персонажа,   а   также   связать   его   с   будущим   героя   и   дать положительное эмоциональное подкрепление. Второй уровень заключается в использовании слов, воздействующих на разные   сенсорные   системы,   что   позволяет   разблокировать   подавленную систему и восстановить целостность и равновесие чувственного восприятия ребенка.   Один   из   способов   облегчить   ребенку   восприятие   сказки   и идентификацию   с   ее   персонажем   –   это   использование   неопределенных, неконкретизированных   слов   и   выражений.   При   этом   ребенку   дается возможность   самостоятельно   вообразить,   представить   себе   ситуацию   или событие.   Всегда   необходимо   оставлять   ребенку   возможность   собственного творческого поиска и максимальной идентификации себя с героем в процессе восприятия сказки. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование   пауз,   смены   интонации,   громкости,   введение   собственного имени   клиента,   особенно   перед   тем,   как   будут   сказаны   важная   фраза, информация, которую бы хотелось запечатлеть на подсознательном уровне. Другое   направление   сказкотерапии   мы   назвали   менее   директивным, поскольку оно исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и  поэтому   цель  сказкотерапии  –  помочь   ребенку  выявить   и   осознать  свои проблемы и показать некоторые пути их решения. Психолог, педагог в данном случае   создают   особую   атмосферу   эмоционального   принятия   ребенка,   где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к 16 проявлению   этих   чувств   (например,   вводится   правило:   «Не   драться,   не кусаться,   не   обзываться»).   Очень   часто   сказкотерапия   в   рамках   этого направления проводится в форме групповых занятий с 3­5­ю детьми в течение одного­двух месяцев. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку   считается,   что   каждый   ребенок   не   похож   на   другого   и воспринимает сказку по­своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам. Сказки могут быть подобраны в виде цикла историй,   связанных   одними   и   теми   же   героями,   с   которыми   происходят различные приключения. Подбор детей в группу необходимы по ряду причин. Во­первых, существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Поэтому с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями   и   сестрами   или   же   с   детьми,   переживающими   сильный   стресс, кризис   лучше   работать   индивидуально   и  лишь  затем,  когда   большая   часть проблем   решена,   можно   включать   их   в   групповую   работу.   Напротив,   для   не   владеющих детей   замкнутых,   малообщительных,   пассивных, элементарными   навыками   общения,   или   же   для   детей   с   нарушениями поведения,   контролируемой   агрессией,   сверхзависимых,   с   заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями проведение пробной формы групповой работы полезно и дает хорошие результаты. Во­вторых, проведение предварительной диагностики необходимо для подбора оптимального состава группы,   где   дети   сочетались   бы   по   принципу   дополнения,   (т.е.   с противоположными   синдромами),   что   обеспечивает   более   успешную идентификацию   с   альтернативным   образцом   поведения.   Кроме   того, предварительная   диагностика   позволяет   выявить   круг   проблем   у   детей, участвующих в группе, и подобрать максимально «эффективные» сказки и игры. В связи с этим необходимо отметить, что очень часто в рамках этого направления   на   одном   занятии   сочетаются   сказкотерапия,   игротерапия   и 17 арттерапия.   В   некоторых   занятиях   сказкотерапии   в   самой   сказке запрограммирована   динамическая   пауза,   во   время   которой   детям предлагается поиграть. Кроме того, хотелось бы напомнить, что речь идет о недирективном подходе, где психолог исходит из представления о том, что каждый ребенок – это уникальная и неповторимая личность, и поэтому не дает оценки поведению и рисункам детей и не интерпретирует их. Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три этапа.   Первый   этап   обычно   занимает   два­три   занятия   и   является подготовительным, в котором ставится задача объединения детей в группу и принятие   ими   правил   и   специфики   такой   работы.   Очень   часто   на   первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе. Важно, чтобы   дети   почувствовали   себя   комфортно   в   игровой   комнате,   наладили контакт друг с другом и с психотерапевтом, привыкли к новой и незнакомой для них ситуации, усвоили план проведения занятия и ритуальные моменты.  Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, можно переходить к основному этапу работы, цель которого – помочь   ребенку   в   решении   трудных   для   него   ситуаций,   проблем   и преодолении   нежелательных   черт   характера.   На   этом   этапе   используются различные   игры,   такие   как   ролевые,   связанные   с   сюжетом   сказки, психотерапевтические,   направленные   на   разрешение   трудностей   и   проблем детей, сплочение группы и осознание групповой поддержки и т.д. Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и   способов   их   разрешения,   а   также   прослушивание   сказок   с   позитивно окрашенным прогнозом на будущее. Кроме   того,   необходимо   отметить   полезность   проведения   подобной психотерапевтической работы с группой родителей, поскольку большая часть трудностей,   возникающих   в   дошкольном   и   младшем   школьном   возрастах, имеет   в   своей   основе   нарушение   детско­родительских   отношений,   и, 18 следовательно,   без   положительного   изменения   этих   отношений   работа   с ребенком будет недостаточно эффективной. Работа   с   родителями   может   вестись   по   нескольким   направлениям:   с одной  стороны  –  это   могут  быть  групповые   дискуссии  по   поводу   лекции, изложенной   психологом,   или   по   анализу   конкретной   ситуации,   или обсуждение книги, посвященной проблемам воспитания, и прочитанной всей группой.  В   том   случае,   если   ситуация   в   группе   родителей   складывается благоприятнее   и   заметны   очевидные   изменения   родительской   позиции   в сторону улучшения, возможно объединение детской и родительской групп на совместных   занятиях.   На   таких   сеансах   очень   эффективно   использовать сказки,   посвященные   детско­родительским   проблемам   с   последующим рисованием и обсуждением.  Приведенные здесь два различных подхода не имеют на практике столь явного разграничения и используются в комбинированном виде.  Вопросы: 1.Почему   в   коррекционной   работе   с   младшими   школьниками используется метод сказкотерапии? 2. В чем суть директивного подхода к сказкотерапии? 3. Каковы особенности недирективной сказкотерапии?  Рекомендации, направленные на улучшение результатов школьного обучения детей с СДВГ ­Адаптируйте учебный план и инструкции ­Обеспечивайте   гиперактивному   ученику   наиболее   прямые, последовательные и индивидуальные инструкции. ­Придавайте инструкциям направляющий характер. 19 ­Приучайте   к   организованности   в   каждой   сфере   деятельности, тренируйте навыки организованности. ­Поменьше читайте нотаций. ­Планируйте уроки так, чтобы ученики могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по классу, выходить к доске, двигаться на своих местах. ­Составляйте   учебные   планы   так,   чтобы   уроки   были   интересными   и содержательными,   при   этом   обеспечьте   различные   возможности   для поддержания активности на месте и движений в течение учебного дня. ­Разрабатывайте   задания   таким   образом,   чтобы   максимально   снизить уровень разочарований при их выполнении. ­Применяйте компьютеры в процессе обучения, в том числе для того, чтобы давать ученикам задания, инструкции. ­Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий              ­Ставьте   гиперактивного   ребенка   в   пару   с   приятелем   или одноклассником, который является образцовым учеником.              ­Обеспечивайте   постоянную   обратную   связь,   возможность   частого обращения за помощью. ­Используйте   помощь   со   стороны   старших   школьников,   студентов, практикантов и дополнительно привлеченных педагогов. ­Обеспечьте частые и регулярные перерывы в расписании занятий. ­В   определенных   заданиях   с   целью   контроля   времени   применяйте таймеры, часы со звонком. ­Привлекайте внимание детей к изменениям в расписании. ­Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка. ­Осваивайте   навыки   разрешения   конфликтов   и   применение посредничества с помощью одноклассников. 20 ­Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций Для поддержания навыков планирования ­Прививайте   навыки   ведения   дневника,   следите   за   регулярностью   его заполнения. ­Научите   детей   составлению   планов,   расписания   дел   на   день   с распределением   времени   на   них,   приемам   пользования   специальными ежедневниками или органайзерами, записи заданий, напоминаний, конспектов. Для улучшения навыков организации ­Выделите время в течение школьного дня для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле (рюкзаке) ученика. ­Выделите время ученикам для систематизации материалов и заданий для домашней работы. ­Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, приведите в систему домашние обязанности. ­Проводите   регулярные   проверки   самостоятельной   работы   и использования систем организации. Для улучшения последовательности ­Создайте   стандартные   правила,   шаблоны   для   доведения   заданий   до завершения. ­Обеспечьте возможности для самокоррекции. ­За частично выполненную работу давайте частичное поощрение. Для улучшения самоконтроля ­Заранее готовьте ученика к переходу от одной деятельности к другой. Демонстрируйте правила. ­Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения. Четко обсудите результаты действий. ­Предоставьте ученикам время для снятия напряжения, стресса.  21 ­Способствуйте улучшению внимания и поддержанию его концентрации При проблемах с началом выполнения заданий  ­Повторите указания. Улучшите структурирование задания. ­Используйте   выделение   или   цветовую   маркировку   для   указаний   и других важных элементов работы. ­Научите ученика навыкам выделения ключевых слов. ­Суммируйте основную информацию. ­Делайте визуальные пометки. ­Обяжите класс начинать выполнение заданий одновременно. При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий ­Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания. ­Разделите   большие   задания   на   несколько   легко   выполнимых фрагментов. ­Позвольте ученикам выбирать задания для выполнения. ­Ограничьте время объяснения теоретических материалов. ­Чаще обращайтесь к ученикам. Повышение эффективности рабочей памяти  ­Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме. Запишите всю работу, которую предстоит сделать.  ­Развивайте   навыки   составления   заметок   —   разрешайте   ученику   для восполнения пропусков обратиться к школьному товарищу. ­Перечислите все ключевые моменты задания на доске. ­Предоставьте написанные инструкции, конспекты, схемы и списки. Повышение эффективности поиска и извлечения из памяти ­Обучайте учеников методикам запоминания (группировка, запоминание по частям). ­Применяйте классификацию основных идей и деталей. 22 ­Развивайте навыки организации и обработки информации. ­Для   тренировки   и   испытания   памяти   периодически   проводите викторины. Блок 3 Программа основывается на работе с личностью детей с синдромом и осуществляется   в   рамках   мероприятий,   включающих   в   себя   комплексы занятий по сказкотерапии. Занятие обязательно включает: 1. Чтение или рассказывание сказки. 2. 3. 4. Анализ главных героев (их характеров, поступков). Идентификация с различными героями. Трансляция сказочного мира в реальный мир. Упражнение «Стойкий оловянный солдатик» Цель: обучение саморегуляции. Психолог: ­ Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты ­ стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по  сторонам, заметь,  что вокруг  тебя  делается, кто  чем занят, кому надо помочь. Молодец!  Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить   остальных  героев  сказки   Г.  Х.  Андерсена  «Стойкий   оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях. Упражнение «Тень» Цель: снятие мышечного напряжения и развитие координации. 23 Один   ребенок   ходит   по   помещению   и   делает   разные   движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они   его   тень   и   должны   быстро   и   четко   повторять   его   движения.   Затем ведущий меняется. Это упражнение можно включать в занятие с использованием сказки Г. Х. Андерсена «Тень». Упражнение «Волшебники» Цель: развитие эмоциональной сферы. Ребенку   предлагаются   две   одинаковые   фигуры   «волшебников».   Его задача   дорисовать   эти   фигуры,   превратив   одну   в   «доброго»,   а   другую   в «злого»   волшебника.   Для   девочек   можно   заменить   «волшебников»   на «волшебниц». Вторая   часть   задания:   ребенок   должен   сам   нарисовать   «доброго»   и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый». Третья   часть:   изобразить   «злого»   и   «доброго»   волшебников   через пантомимику,   придумать   для   каждого   из   них   танец,   подобрать   тему   на музыкальном   инструменте.   Такую   игру   хорошо   использовать   в   контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу. В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их. Сказочные задачи и головоломки На   занятиях   ребята   любят   решать   различные   сказочные   задачи   и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть.   Справляясь   с   трудностями,   наши   герои   приобретают   новые качества,   меняются,   трансформируются.   По   сути,   это   зашифрованные   в сказке   алгоритмы   способов   преодоления   жизненных   проблем.   Разрешая 24 сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей. По   аналогии   с   готовыми   сказочными   задачами   вы   всегда   сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них   целую   сказочную   картотеку   под   различную   проблематику.   Такими карточками вы будете пользоваться достаточно долгое время. «Сказка   без   конца».  Один   император   больше   всего   на   свете   любил слушать   сказки.   Но   все   сказки   имели   конец,   что   не   очень   нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца,   то   его   казнили.   Много   длинных   сказок   услышал   император,   много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.  Что же он придумал?  Необходимо придумать как можно больше вариантов решения сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них. Варианты, предлагаемые ребенком,   дадут   психологу   диагностическую   информацию   о   тех   способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни. Сказочные   головоломки   можно   использовать   в   коррекционно­ развивающих   занятиях,   направленных   на   развитие   познавательной   сферы, либо   на   занятиях   с   одаренными   детьми.   Это   не   просто   интеллектуальное развлечение,   а   увлекательный   способ   научиться   логически   мыслить. Математические   игры   лежат   в   основе   многих   наук.   Любые   логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие. Изготовление кукол для инсценировки сказок 25 Ни одно занятие не обойдется без кукол. Их любят не только маленькие дети.   Причем   к   готовым,   фабричным,   за   все   время   работы   возможно   не прикоснется ни одна рука, а к самодельным проявляется интерес практически всех людей, оказавшихся в вашем кабинете.  Самыми   простыми   в   изготовлении   являются   абстрактные   куклы.   Эти куклы   создаются   из   различных   материалов   и   носят   абстрактный   характер. Они не требуют покупки дорогостоящих материалов. Их можно мастерить с маленькими   детьми,   с   детьми,   имеющими   особенности   психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие и их родителями. Кукла из коробочки Необходимые   материалы:   коробочки   из­под   чая   (250   гр.)   или   мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки. Ход работы: крышка коробочки из­под чая удаляется ножницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, исходя из того, какую куклу вы собираетесь   делать,   выбираете   материалы   для   работы.   Коробочка оклеивается   цветной   бумагой   по   цвету   одежды   или   меха   героя.   Затем   из открытки   или   журнала   вырезаются   готовая   голова,   ручки,   ножки   куклы   и приклеиваются к коробке­варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего  героя сам и затем вырезать  и приклеить  их. Из ниток для вязания можно   сделать   волосы   и   прикрепить   их   к   голове   клеем,   скотчем   или скрепкой. Готовая   кукла   надевается   на   ручку   ребенка   как   «варежка».   Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой. Веерная кукла В основе такой куклы изготовленный из бумаги веер. На центральной части   веера   в   развернутом   виде   рисуется   сказочный   герой.   Эту   работу 26 ребенок может сделать как сам, так и с помощью мамы или психолога. В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается ­ и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо ­ и это уже сказочная маска. Такие куклы хорошо хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. Если у Вас есть желание сделать   такие   куклы   для   работы   с   конкретной   сказкой,   все   куклы­веера прекрасно  поместятся в коробку  из­под конфет,  на которую  наклеивается название сказки. Использование   кукол   в   психологической   практике   помогает   решить следующие задачи:  ­   саморегуляция   и   самоуправление,   так   как   ребенок   (взрослый), идентифицируясь с персонажем, учится, в первую очередь, управлять собой; ­ отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения; ­   получение   многочисленных   алгоритмов   разрешения   проблемной ситуации через манипуляции с куклами; Релаксация С целью расслабления в конце занятий часто используются статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.  Статическая медитация «Путешествие на облаке» Сядь   поудобнее   и   закрой   глаза.   Два­три   раза   глубоко   вдохни   и выдохни… Я   хочу   пригласить   тебя   в   путешествие   на   облаке.   Прыгни   на   белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? 27 Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что­то чудесное и волшебное (30 секунд). Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь   понаблюдай,   как   оно   медленно   растает   в   воздухе.   Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный. Список литературы 1. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. [Текст] /  Т. Д.  Зинкевич – Евстигнеева. ­ СПб, 2000 г. – 244 с. 2. Кабанова, М.Н., Панфилова, Л.Г.  «Полная энциклопедия начальной  школы». [Текст] / М.Н. Кабанова, Л.Г. Панфилова. – М.: ОЛМА Медиа  Групп, 2007 г. – 268 с. 3. Казакова, Р.Г. «Рисование с детьми младшего школьного возраста:  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». [Текст] /  Р.Г. Казакова.– М.: ТЦ Сфера, 2004 г.­156 с. 4. Медведева, Е.А., Левченко И.Ю. «Артпедагогика и арттерапия в  специальном образовании». [Текст] /  Е.А.  Медведева.­ М,  2001 г. –  148 с. 5. Панфилова, М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная  игра для дошкольников и младших школьников. [Текст] / М.А.   Панфилова.– М.: ТЦ Сфера, 2002 г.­218 с. 28 6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и  упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.; в 4­х томах. 2­е изд.  Стер. [Текст] /  К. Фопель.– М.: Генезис, 2003 г.­248 с. 29

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2018