Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Оценка 4.9

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
1 кл—2 кл
03.03.2017
Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность, поэтому проблема межличностных отношений младших школьников является актуальной.Программа направлена на развитие коммуникативных навыков и социальных умений у детей.Программа реализуется в трёх направлениях: Первое направление реализуется по линии развития у ребенка толерантности (терпимости) и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия. Второе направление заключается в развитии способности ребенка использовать различные коммуникативные средства. Третье направление формирует у детей социальные представления, которые возникают в процессе игры.
прог.профил..docx
Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста   Актуальность  Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность,  поэтому проблема межличностных отношений младших школьников является актуальной. Конечно, есть дети, которые легко идут на контакт, они вежливы, способны и с такими детьми  нет хлопот. Но ведь есть и такие ребята, с которыми, часто бывает трудно ладить и взрослым,  и сверстникам: это могут быть гиперактивные, агрессивные, конфликтные, тревожные,  застенчивые дети. Педагог часто не может определиться в выборе приемов эффективного  взаимодействия с такими детьми. В связи с этим возникает необходимость в систематизации и  создании программ по профилактике нарушенного поведения детей. Цель: психолого­педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями  поведения. Направленность программы Программа направлена на  развитие коммуникативных навыков и социальных умений у детей. Возрастной адресат Дети 7­8 лет. Ожидаемые результаты Осознание ребёнком через проживание игровых ситуаций своего персонажа  собственных  переживаний, своего  поведения.  Ребёнок будет использовать полученный опыт в общении со сверстниками. Снижение проблем в общении у ребёнка со сверстниками и взрослыми. Программа реализуется в трёх направлениях: Первое направление  реализуется по линии развития у  ребенка толерантности (терпимости) и  осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного  участника взаимодействия.  Второе направление заключается в развитии способности ребенка использовать различные  коммуникативные средства. Третье направление  формирует у детей социальные представления, которые возникают в  процессе игры. Содержание и основные этапы коррекционной работы с детьми. 1 этап – диагностический. Задачи: ­изучение личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими,  оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения: ­ диагностика уровня социально – личностного развития; ­ диагностика эмоциональных нарушений; ­ наблюдение специалистами и составление индивидуальных профилей эмоционально –  личностного развития; ­ анкетирование родителей. 2 этап – консультативный Задачи: ­ определение основных целей, задач, принципов и форм работы; ­составление рекомендаций:  для педагогов, работающих с проблемными детьми,   для родителей, имеющих детей с проблемами в общении.  ­определение тем бесед и консультаций для родителей. 3 этап – практический Задачи: ­реализация поставленных целей с помощью выбранных форм работы; ­ определение системы (снижение выраженности нарушенного поведения или его  профилактика). 4 этап – контрольно – итоговый. Задачи: ­определение динамики развития эмоционально личностной сферы у школьников, с которыми  проводилась направленная коррекционно – развивающая работа, и результативность этой  работы. Условия реализации программы Цикл практических занятий рассчитан от 10 занятий по 25­30 мин. Занятия проводятся  проводятся индивидуально и малыми группами один раз в неделю. Данная программа  коррекционно ­ развивающих занятий рассчитана на детей  младшегошкольного возраста . В группе  не более 5­6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и  всего курса сохранялся интерес. Условия проведения занятий: принятие ребёнка таким, какой он есть;  нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;  учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;  начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;  игра не комментируется взрослым. Обсуждение проходит после занятия;  в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.  Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Ситуативно – личностные реакции Ситуативно – личностные  реакции – временные проявления, которые при определенных  условиях способствуют  формированию устойчивых черт личности ребенка. Разнообразие ситуативно – личностных реакций характеризует поведение и внешние  проявления деятельности ребенка.  ситуативно – личностных реакций не способстуют адаптации к общественным нормам  поведения, формируют поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста. Классификация ситуативно – личностных реакций Основанием для такой классификации служит характеристика особенностей развития  основных сфер психической деятельности ребенка 1.Нарушение поведения в эмоционально – волевой сфере: ­ негативизм ­ демонстративность ­ дурашливость ­ обидчивость ­ эмоциональная отгороженность ­ реакции отказа ­ избегание умственных или физических усилий ­ нерешительность ­ инстинктивная тревога и страхи ­ агрессивность ­  конфликтность  ­  несерьезность 2. Нарушения поведения,  связанные с нарушением в познавательной сфере: ­ нарушение регуляции действий по простой и сложной словесной инструкции (по простому  или сложному образцу поведения взрослого или в соответствии с правилами игр); ­ сниженная активность умственных действий ­ повышенная подражательность и отвлекаемость внимания; ­ избегание умственных усилий. 3. Нарушения поведения,  связанные с  несформированностью  психомоторной сферы,  процессов торможения и возбуждения ­ двигательная расторможенность (повышенный темп движений, суетливость, импульсивность в действиях ранее условленного сигнала и т.п.); ­ речевая расторможенность (повышенный темп речи или сила голоса); ­ психомоторная заторможенность (замедленный темп движений, пропуск условных сигналов к  действию, состояния бездеятельности и т.п.). 4. Нарушения поведения, связанные с нарушениями  в мотивационной, познавательной  психомоторной сферах одновременно: ­ общая дезорганизованность; ­ неуправляемость ­ непредсказуемость поведения ребенка и т.п. ­ повышенная истощаемость. Одна и та же ситуативно – личностная  реакция может указывать на различные нарушения и  рассматриваться уже как синдром (совокупность симптомов). Ситуатив­ но –  личностная   реакция Виды нарушенного поведения  у детей Диагностика Методы коррекции нарушенного  поведения 1)негативизм 2)демонстративность 3)эмоциональная неустойчивость 4) агрессивность 5) конфликтность 6)нерешительность 7)страхи     8) тревога   9)несерьезность 10)речевая расторможенность 11) эмоциональная отгороженность 12)  гиперактивность  13) дефицит  внимания 14) избегание умственных усилий  15) непонимание простых и сложных инструкций 16) застреваемость 17) истощаемость умственных и физическая 1) вызывающее; 2) гиперактивное; 3) заторможенное 4) смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства 1)беседы с родителями и воспитателями; 2)заполнение опросников, схем, таблиц, анализа нарушений поведений у  детей; 3)подбор психологического инструментария для определения  особенностей эмоционально – личностой сферы детей; 4) психолого – педагогическое наблюдение за дошкольниками 1) стимуляция гуманных чувств ребенка 2) ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого; 3) формирование понимания ребенком особенностей нарушенного  поведения ; 4) переключение его на иное состояние; 5) стимуляция у ребенка  реакции удивления через необычность и  неожиданность игровых действий и поведения взрослого 6) корректировка взрослым «поведения здесь и сейчас» 7) реакция ребенка на нежелательное состояние; 8) варьирование, упрощение, усложнение действий, заданий, которые  вводит взрослый в поведение «здесь и сейчас»; 9) предупреждение нежелательного поведения; 10) игнорирование нарушенного поведения 11) положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных и  предполагаемых результатов действия и поведения ребенка; 12) стимуляция переживания положительных эмоций у ребенка; 13) формирование чувства юмора у ребенка4 14) стимуляция мотивации к соревновательной деятельности; Важно помнить, что коррекция нарушенного поведения может происходить только в процессе  направленного игрового сотрудничества взрослого и ребенка  и представляет собой процесс  регулирования ребенком собственного поведения. Таким образом, используя диагностический инструментарий, классификацию ситуативно –  личностных реакций,  участники образовательного процесса определяют вид нарушенного  поведения ребенка и выходят на необходимость определения стратегии коррекции.  Объект Цели Средства Объект  игровой  коррекции(со вместно с   детьми) Результат  игровой  коррекции Дети с неконструктивными формами поведения ­ Снижение выраженности нарушений поведения; ­ коррекция личностных особенностей с помощью стимуляции  умственного, эмоционального, психомоторного развития ребенка в их  единстве; ­ коррекция через стимуляцию механизмов произвольной регуляции  поведения и психических процессов; ­ расширение навыков социального поведения ребенка. Диагностика нарушений развития и поведения ребенка: ­ в процессе беседы с родителями и воспитателями; ­ в процессе наблюдений и проведения коррекционных занятий; ­ в процессе заполнения анкет и бланков анализа нарушений поведения; ­ в процессе диагностики отдельных психических функций. ­ Родители детей с особым поведением: ­ эмоционально «отгороженные» родители;  ­ родители с депрессивным настроением; ­ родители с тенденцией гиперопеке; ­ родители детей с педзапущенностью; ­ родители с тенденцией к жесткому обращению с детьми; ­ родители с активной жизненной позицией ­ обучение родителей игровому поведению с ребенком; ­ стимуляция преращения взрослого в непосредственного участника  детских игр;  ­ обучение взрослого детским играм и коррекционным программам; ­ расширение знаний родителей  и педагогов  об особенностях и  проблемах  ребенка. Технология игровой коррекции                                     Этапы игровой коррекции Этапы Нарушения в процессе игры Цели взрослого Критерии  произвольного  поведения   1 «Хочу играть», получать удовольствие от игры, от общения с  другими людьми. 2. «Могу играть» самостоятельно или при помощи и активном  участии взрослого. На этих двух этапах ребенок добровольно принимает на себя  ограничения, ответственность, преодолевая собственное «не  хочу»,  «боюсь, не получится».                                                        3. «Надо играть» по правилам, которые предлагает взрослый.        На этом этапе не всегда сразу можно разобраться, почему ребенок нарушает правила поведения или выполнение игровых действий –  это одна из важнейших целей игротерапии.   На 1 этапе: нарушение в способности принимать игровые действия от взрослого. Это может проявиться в виде негативизма,  демонстративности, отгороженности, повышенной тревожности,  страха. Ребенок с нарушением поведения хочет играть, но трудно  наладить эффективное игровое взаимодействие. На 2 этапе: нарушения проявляются в том, что интеллектуальные  возможности не позволяют использовать более сложные игры, и  тогда взрослый выбирает варианты игры или  упрощает условия,  структуру  игры. Главное – чтобы чувство успеха не покидало ребенка. На 3 этапе: ребенок не берет ответственность за свое   неправильное поведение, избегает проявлять произвольные  усилия,  на грани «приятного с неприятным»  нарушает правила –  ограничения  в способах выполнения игровых действий  при  взаимодействии детей и взрослых.  Возможны игры не интересны взрослому, но тем не менее, играть с ребенком необходимо! Главное – творчество, умение конструировать новые игровые  задачи для преодоления нарушенного  у ребенка поведения. Если ребенок не проявляет значительных нарушений поведения на  всех  этапах игры, то такое поведение можно назвать осознанным,  мотивированным, самостоятельным, т.е саморегулирующим.  Такое поведение необходимо для адаптации к условиям  жизни в  социуме. Содержание игровых задач по коррекции нарушений поведения ребенка Вид нарушенного поведения Содержание игровой задачи Направлена на осознание ребенком особенностей  агрессивного и вспыльчивого поведения: Агрессивность, вспыльчивость Демонстративность, негативизм Конфликтность Эмоциональная  неустойчивость(обидчивость) Эмоциональная отгороженность Нерешительность Страхи Заторможенность ­ взрослый подходит к ребенку, который кого – то  обидел, и предлагает совместно с ребенком написать  ему письмо, с разъяснениями по поводу  произошедшего. Далее всем вместе предлагается всем вместе обсудить сложившуюся ситуацию. Направлена на выработку реакции на агрессивное  поведение: ­ взрослый берет «щит», ребенок «меч», взрослый  дразнитего защищается Направлена на стимуляцию чувства удивления у  ребенка через необычность и неожиданность игровых  действий и поведения взрослого: ­ взрослый в поле внимания ребенка играет в любую  игру с другими детьми, так чтобы вызвать у ребенка  интерес к игре. Когда он увлечется игрой, взрослый  предлагает ему принять участие в ней Направлена на осознание ребенком конфликта через  обучение выражению собственных переживаний ,  агрессивного поведения словами (обида, злость,  добро…) Направлена на осознание ребенком различных  эмоциональных состояний; ­ взрослый просит загадать 2 – 3 цвета «настроения».  В процессе игры взрослый задает ребенку наводящие  вопросы: «почему ты выбрал именно этот цвет  настроения; когда и какого цвета бывает твое  настроение чаще (утром, вечером…)?» Направлена на новизну, необычность игры в  сочетании с формированием положительных эмоций у ребенка: ­ кубик или другой предмет кладет на голову  ребенку; затем ребенок наклоняет голову и пытается  поймать кубик в руки Направлена на положительное подкрепление  промежуточных, побочных, реальных или  предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка Направлена на моделирование (провокацию) и  преодоление состояния «здесь и теперь» в единстве с  направленностью на осознание особенностей   боязливо – тревожного поведения ребенка,  направленных на преодоление тревоги: ­ Ребенок боится высоты; взрослый предлагает  перепрыгнуть невысокое препятствие, с невысокой  ступеньки и т.д. ребенок выполняет это или нет.  Затем взрослый беседует с ребенком о его страхе так, чтобы страх постепенно уходил. Направлена на стимуляцию положительных эмоций,  через мотивацию соревновательности у ребёнка: Избегание умственных усилий Снижение умственной  работоспособности Дефицит внимания  Двигательная расторможенность   Застреваемость  ­ совместные игры со взрослым соревновательного  характера. Направлена на стимуляцию умственной активности  ребёнка. Направлена на варьирование, упрощение действий,  задания с целью стимуляции, поддержания  умственной активности ребёнка. Направлена на положительное подкрепление  реальных результатов игровых действий ребёнка: ­взрослый предлагает ребёнку посмотреть вокруг и  назвать всё круглое (красное и т.д.). Направлена на переключение, на состояние другого  ребёнка: ­взрослый: «Коля, Ира, встаньте на скамейку и  держитесь за руки, что бы не упасть! Попробуйте  руки не разрывать и на скамейке устоять! Друг на  друга не обижаться , между собою не толкаться!» Направлена на поощрения усилий ребёнка. Ситуативно – личностные реакции Ситуативно – личностные  реакции – временные проявления, которые при определенных условиях  способствуют  формированию устойчивых черт личности ребенка. Разнообразие ситуативно – личностных реакций характеризует поведение и внешние проявления  деятельности ребенка.  ситуативно – личностных реакций не способстуют адаптации к общественным нормам поведения,  формируют поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста. Классификация ситуативно – личностных реакций Основанием для такой классификации служит характеристика особенностей развития основных сфер  психической деятельности ребенка 1.Нарушение поведения в эмоционально – волевой сфере: ­ негативизм ­ демонстративность ­ дурашливость ­ обидчивость ­ эмоциональная отгороженность ­ реакции отказа ­ избегание умственных или физических усилий ­ нерешительность ­ инстинктивная тревога и страхи ­ агрессивность ­  конфликтность  ­  несерьезность 2. Нарушения поведения,  связанные с нарушением в познавательной сфере: ­ нарушение регуляции действий по простой и сложной словесной инструкции (по простому или  сложному образцу поведения взрослого или в соответствии с правилами игр); ­ сниженная активность умственных действий ­ повышенная подражательность и отвлекаемость внимания; ­ избегание умственных усилий. 3. Нарушения поведения,  связанные с  несформированностью  психомоторной сферы, процессов  торможения и возбуждения ­ двигательная расторможенность (повышенный темп движений, суетливость, импульсивность в  действиях ранее условленного сигнала и т.п.); ­ речевая расторможенность (повышенный темп речи или сила голоса); ­ психомоторная заторможенность (замедленный темп движений, пропуск условных сигналов к  действию, состояния бездеятельности и т.п.). 4. Нарушения поведения, связанные с нарушениями  в мотивационной, познавательной психомоторной сферах одновременно: ­ общая дезорганизованность; ­ неуправляемость ­ непредсказуемость поведения ребенка и т.п. ­ повышенная истощаемость. Одна и та же ситуативно – личностная  реакция может указывать на различные нарушения и  рассматриваться уже как синдром (совокупность симптомов). Ситуатив­ но –  личностная   реакция 1)негативизм 2)демонстративность 3)эмоциональная неустойчивость 4) агрессивность 5) конфликтность 6)нерешительность 7)страхи     8) тревога   9)несерьезность 10)речевая расторможенность 11) эмоциональная отгороженность 12)  гиперактивность  13) дефицит  внимания 14) избегание умственных усилий  15) непонимание простых и сложных инструкций 16) застреваемость 17) истощаемость умственных и физическая Виды нарушенного поведения  у детей Диагностика 1) вызывающее; 2) гиперактивное; 3) заторможенное 4) смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства 1)беседы с родителями и воспитателями; 2)заполнение опросников, схем, таблиц, анализа нарушений поведений у  детей; 3)подбор психологического инструментария для определения  особенностей эмоционально – личностой сферы детей; Методы коррекции нарушенного  поведения 4) психолого – педагогическое наблюдение за дошкольниками 1) стимуляция гуманных чувств ребенка 2) ориетация ребенка на состояние сверстника или взрослого; 3) формирование понимания ребенком особенностей нарушенного  поведения ; 4) переключение его на иное состояние; 5) стимуляция у ребенка  реакции удивления через необычность и  неожиданность игровых действий и поведения взрослого 6) корректировка взрослым «поведения здесь и сейчас» 7) реакция ребенка на нежелательное состояние; 8) варьирование, упрощение, усложнение действий, заданий, которые  вводит взрослый в поведение «здесь и сейчас»; 9) предупреждение нежелательного поведения; 10) игнорирование нарушенного поведения 11) положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных и  предполагаемых результатов действия и поведения ребенка; 12) стимуляция переживания положительных эмоций у ребенка; 13) формирование чувства юмора у ребенка4 14) стимуляция мотивации к соревновательной деятельности; Важно помнить, что коррекция нарушенного поведения может происходить только в процессе  направленного игрового сотрудничества взрослого и ребенка  и представляет собой процесс  регулирования ребенком собственного поведения. Таким образом, используя диагностический инструментарий, классификацию ситуативно –  личностных реакций,  участники образовательного процесса определяют вид нарушенного поведения  ребенка и выходят на необходимость определения стратегии коррекции.  ПРИЛОЖЕНИЕ Примерная схема наблюдения за поведением ребенка  Ф.И.О ребенка ....................................................               Дата заполнения .............................................  Заполнил: родитель, психолог, педагог .....................................................................................................   Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне    характер нарушений  поведения в чем конкретно проявлялось данное  нарушение поведения Агрессивность Негативизм         Демонстративность    Эмоциональная  отгороженность  Псевдоглухота Вспыльчивость  Обидчивость (эмоциональная  неустойчивость) Конфликтность  Нерешительность  Страхи  Тревога Заторможенность  Ломает игрушки или постройки; ребенок толкает сверстника, щипается,  кусается, плюется, ругается.   Делает все наоборот; отказывается даже от интересной игры; говорит  часто слова «не хочу или не буду» и  т.п. Отворачивается спиной, утрирует  движения на занятии, стремится  обратить на себя внимание в ущерб организации занятий;  делая что­то  наоборот наблюдает за реакцией окружающих и т.п. С трудом включается в коллективную игру; избегает смотреть в лицо  собеседнику; когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим  делом и не замечает окружающих; часто не использует речь как средство  общения.  Не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования;  Бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. Болезненно реагирует на замечания; обижается при проигрыше в игре;  недовольное выражение лица.   Сам провоцирует конфликт; не уступает игрушек ; не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности и т. п. Отказывается от ведущих ролей в играх; избегает ситуации устного  опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ. Страх пылесоса; страх собаки; страх новых людей в новой ситуации;  страх остаться одному; страх темноты; страх от порывов ветра. Блуждающий, отстраненный взгляд; ребенок не может объяснить  причины избегающего поведения, неожиданно вздрагивает, проявляет  немотивированную боязливость, осторожность и пр; спит вместе с  родителями. Не знает чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам; говорит  слишком тихо; темп действий замедлен; при выполнении действий по  сигналу запаздывает и пр. Избегание умственных усилий   Не смотрит мультики; быстро устает от доступного по возрасту  Двигательная  расторможенность (гиперактивность ) Речевая  расторможенность Не понимание словесных  инструкций  Не понимание  умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).  Смотрит по сторонам на занятии; приходится  повторять задание по  несколько раз; переспрашивает условия выполнения задания и пр. Поспешно планирует собственные действия; встает на первой половине  занятия, когда другие дети еще сидят;  темп действий убыстрен;  количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); быстро  возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры; действует  раньше условленного сигнала и пр.  Говорит слишком громко, темп речи убыстрен; переговаривается на  занятии несмотря на замечания взрослого и пр.    Путает или пропускает последовательность действий по словесной  инструкции взрослого.     Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, простых словесных  инструкций  Застреваемость    Сниженная  работоспособность   (физическая)  а не на объяснение задания. Рисует многократно повторяющиеся элементы; навязчив при общении;  повторяет многократно одну и ту же фразу; застревает на обиде; с  трудом переключается и пр. Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет  работоспособность на первой трети организованного занятия; требуется  варьирование  сложности задания не требующего умственных усилий;  работоспособность калеблется в течении дня; чередование повышенной и пониженной Р.  Оценка уверенности в себе  Тест «Лесенка».  Цель: изучение самооценки у детей младшего школьного возраста.   Стимульный материал: графический рисунок лесенки, которая насчитывает пять ступенек.  Плоскостное изображение мальчика (девочки). Инструкция: «Вот посмотри, на этой лесенке расположились все дети, которые ходят в твою группу.  На этой ступеньке (показ на самую верхнюю ступеньку) стоят самые хорошие дети в группе, а на этой  (показ на самую нижнюю ступеньку) стоят самые плохие дети в группе.    На какую ступеньку ты  поставишь себя сам?  На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?(Ф.И.О. воспитателей) На какую ступеньку тебя поставит твой друг?   Оценка результатов:   «На какую ступеньку поставишь сам себя?»:                                                                                                                4 ­ 5 ступень–оптимальный    уровень (норма).                                          3 ступень–тенденция к  заниженной самооценке.                                       1–2 ступень–ребенок обесценивает сам себя, неуверен, тревожен.   «На какую ступеньку поставит воспитатель, друг?»                                          3 ­5 ступень – оптимальный уровень.                                         1 – 2 ступень – заниженная самооценка.   Бланк теста «Лесенка» Вопрос Номер ступеньки 1. «Где ты стоишь?»  2. «Куда бы  поставила тебя  воспитатель?» /с  указанием И.О. 3. «Куда бы поставил тебя друг?»       Высказывания  ребенка       Комментарии Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?» /Е.В. Кучерова/.   Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.    Инструкция: С ребенком проводится индивидуальная беседа по вопросам: 1.     Любишь ли ты ходить в школу? 2.     Хотел бы ты работать в школе, когда станешь взрослым? Кем? 3.     Дружите ли вы с ребятами в группе? 4.     Часто ли вы ссоритесь? 5.     Какое у тебя сегодня настроение?   Оценка результатов: 1.положительный ответ – 2 балла. 2.отрицательный ответ – 0 баллов.   Выводы:   высчитывается средний балл по группе. Норма – 8 баллов. Тест «Проективные ситуации» /Е.В. Кучерова/.   Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в школе.   Инструкция: Ребенку описывается ситуация и предлагается продолжить ее. «Я буду читать тебе маленькие истории про мальчика /девочку/, которого зовут также,  как и тебя.  Послушай и ответь на вопрос».   1.     /Имя/ должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и приготовился прочитать  его. /Текст произносится максимально нейтрально/. Что было потом? /После ответа ребенка  обязательно его одобрить: «Хорошо»/.   2.     /Имя/ играет со своим другом в группе. Его позвала к себе учительница и … Что было?   3.     /Имя/ обедает. Больше ему есть не хочется и … Что было дальше?   4.     /Имя/ лепил и испачкал стол пластилином. Что было потом?   Оценка результатов: 1.     положительный характер ответа – «+» 2.     нейтральный характер ответа – «0» 3.     негативный характер ответа – «­»    Выводы: если у ребенка две или более отрицательных реакций, можно говорить об эмоциональном  неблагополучии ребенка в школе. Индивидуальный профиль социального развития  Фамилия, имя Возраст Утверждение Легко идёт на контакт  со взрослыми Откликается на  Утверждение Избегает контакта со  взрослыми Не реагирует на просьбы  +2 ­2 +1 0 ­1 просьбы взрослых С удовольствием  действует со  взрослыми сообща Успешно действует под руководством  взрослого Легко принимает  помощь взрослого Часто взаимодействует со сверстниками Легко устанавливает  дружеские  взаимоотношения со  сверстниками Успешно участвует в  коллективной игре Проявляет качества  лидера Хорошо себя чувствует в большой группе детей Спокойно наблюдает за действиями других  детей Умеет занимать других  детей Успешно участвует в  делах и играх,  предложенных другими детьми Успешно разрешает  конфликты со  сверстниками Хорошо действует  самостоятельно Может занять себя сам Умеет сдерживать  себя, контролировать  своё поведение Способен жертвовать  своими интересами  ради других Не причиняет вреда  растениям, книгам,  игрушкам Хорошо знает и  выполняет распорядок  дня в детском саду взрослых Не любит действовать со  взрослыми сообща Не умеет действовать под  руководством взрослого Не принимает помощь  взрослого Избегает взаимодействия со  сверстниками С трудом устанавливает  дружеские отношения со  сверстниками Не участвует в коллективной игре Предпочитает подчиняться  другим Не любит большие группы  детей Прерывает, мешает  действиям других детей Не умеет занимать других  детей Не участвует в играх,  предложенных другими  детьми Затрудняется решать  конфликты со сверстниками Не может действовать  самостоятельно Не может занять себя сам Не умеет сдерживать себя,  контролировать своё  поведение Ориентирован только на свои непосредственные интересы Часто причиняет вред  растениям, книгам,  игрушкам Не знает и не выполняет  распорядок дня в детском  саду Не признаёт правил,  предложенных взрослыми Не признаёт правил,  предложенных другими  детьми Признаёт правила,  предложенные  взрослыми Признаёт правила,  предложенные другими детьми        По  результатам наблюдений за поведением ребёнка заполняется таблица где вы указываете место  на шкале , которое, с вашей точки зрения, наиболее соответствует утверждению, характеризующему  поведение ребёнка.      После заполнения таблицы, отмеченные точки соединяются линиями. В результате можно   наглядно представить, в сторону каких ­ положительных или отрицательных – оценок сдвинут  профиль. Вопросы­утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при  взаимодействии со взрослыми, сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего  окружения. Полученный профиль покажет, в какой области социализации ребёнка осуществляется  успешно, а в какой возникли затруднения. Для получения более адекватных оценок целесообразно предложить заполнить анкету родителям.      Профиль, полученный в анкете родителей, может существенно отличаться от того, который  получил педагог. Анкета для родителей Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут педагогам  лучше узнать  особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития. 1.  Ребенок: Ф.И.____________________________________________________ Как Вы чаще всего обращаетесь к ребенку, какие уменьшительно­ласкательные формы его имени  используете____________________________ Дата рождения ребенка____________________ 2. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними  ______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _________________________ 3. Основные виды игр и занятий дома _________________________________ 4. Какие игрушки любит, кто их убирает________________________________ 5. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ­ с детьми своего возраста — да­нет;   ­ с детьми старшего возраста — да­нет; 6. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным; малоэмоциональным; очень  эмоциональным. 7.   Что умеет ребенок делать самостоятельно ___________________________ _______________________________________________________________________________________ _____________________________________________ Диагностика нравственного воспитания детей 7­8  лет. Раздел Культура поведения Культура общения Коллективные отношения Общественные мотивы игры Отношения в общении со взрослым Самостоятельность Нравственные понятия Самооценка В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень Критерии оценки Уважение к сверстникам, умение видеть  товарищей по группе, относиться к ним  доброжелательно, прислушиваться к  замечаниям товарища; быть  требовательным. Умение уступать дорогу девочкам,  взрослым, вежливо отвечать Знать название своей страны, города, улицы. Быть сдержанным, учитывать потребности  своих товарищей, знать, что он не один,  умение выполнять задание в общем темпе. Умение договариваться, распределять роли,  играть дружно, быстро оказывать помощь  друг другу. Намечать сюжет,  последовательность игры, стремление  играть сообща. Понимание и принятие ведущей роли  взрослого Намечать тему игры, самостоятельно  решать вопросы. Презрение, жалость, печаль, суетливость,  умение, тоска и т. д. Контролировать свои поступки, чувства,  желания. Дата (начало) Уровень социализации Дата (окончание)  Уровень социализации Сред­ ний,% Низ­ кий,% Высо­ кий,% Сред­ ний,% Низ­ кий,%     Диагностика социального развития детей 7­8 лет.     № п/п     Утверждение  Высо­ кий,% 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Легко идет с взрослыми на контакт. Откликается на просьбы взрослых. С удовольствием действует со  взрослыми сообща. Легко принимает помощь взрослого. Легко устанавливает дружеские  отношения со сверстниками. Успешно участвует в коллективной  игре. Проявляет качества лидера. Хорошо себя чувствует в большой  группе детей. Спокойно наблюдает за действиями  других детей. 10. Умеет занимать других детей. 11. 12. Успешно участвует в делах и играх,  предложенных другими детьми.   Успешно разрешает конфликты со  сверстниками. 13. Хорошо действует самостоятельно. 14. Может занять себя сам.   15. 16. 17. 18. 19. 20. Умеет сдерживать себя,  контролировать свое поведение. Способен жертвовать своими  интересами ради других. Не причиняет вреда растениям,  животным, книгам, игрушкам. Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду Признает правила, предложенные  взрослыми. Признает правила, предложенные  другими детьми. Игровой комплекс по коррекции нарушенного поведения младших школьников. Для коррекции нарушенного поведения оптимально подходит игротерапия. Специалист  может использовать ее, организуя небольшую группу детей до 6 человек. Вместе со  специальными играми большое значение в коррекции приобретают игровые комплексы,  направленные на сплочение группы, выработку у детей навыков бесконфликтного общения  в коллективе,  саморегуляцию, на снижение психоэмоционального  напряжения, развития  способности распознавать различные чувства и развивать навыки адекватного выражения  эмоций. Результативность игротерапии зависит от  правильности выбора направления и  систематизации работы. Конфликтное общение Цель: снижение конфликтности. Развитие умения договариваться, саморегуляции  поведения. «Встреча сказочных героев» Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает  противоположными чертами характера. Например, конфликтному ребенку дается роль  персонажа, который со всеми дружит , помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с  низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (Илья Муромец),  ребенку с двигательной расторможенностью – роль, предусматривающую ограничение  активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т.д. Каждому ребенку волшебник дает по пять жизней, которых он лишается, если изменят  поведение героев. Дети садятся в круг, происходит встреча сказочных героев. Тему для  разговора может подобрать взрослый или сами дети. Они придумывают сказку и  разыгрывают ее . После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:  ­ опиши свои ощущения в новой роли? ­ что мешало сохранять предложенный стиль поведения? ­ Каковы слабые и сильные стороны  каждого героя? 2. «Ролевая гимнастика». А) Рассказать известное стихотворение: ­ шепотом; ­ очень быстро; ­ очень медленно; ­ без всякого выражения; ­ с иностранным акцентом. Б) Пройти, как:  ­ малыш; ­ старичок; ­ великан; ­ карлик. В) Улыбнуться, как: ­ кот на солнышко; ­ солнышко; ­ как ­ будто  ты увидел чудо; ­ как хитрая лисичка и т.д.. Г) Сесть, как: ­ пчелка на цветке; ­ наездник на лошади; ­ зайчик, лягушка и т.д. Д) Попрыгать,  как: ­ кузнечик, зайчик, кенгуру и т.д. Е) Нахмуриться, как  ­ осенняя тучка; ­ рассерженный человек; ­ обиженный человек, ­ Снежная королева; ­ Карабас – Барабас и т.д. Ж) Испугаться, как : ­ ребенок, потерявшейся в лесу; ­ заяц, увидевший волка; ­ котенок, на которого лает собака и т.д. З) Устать как: ­ папа после работы; ­ мама поле стирки белья; ­ человек, поднявший тяжелый чемодан. И) Отдохни как:  ­ турист, снявший большой рюкзак; ­ ребенок, который много потрудился, помогая маме; ­ как заяц, который долго убегал от погони; ­ воин, уставший после битвы. 3. «Новоселье» Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить», рисунок которого висит на  доске. Затем се вместе дети раскрашивают дом красками. Дети сами выбирают цвет для  своего окошка. 4.  «Как правильно дружить»  Вместе с детьми обсуждается  «Правила дружбы», вырабатываются правила общения без  ссор и конфликтов. Дети предлагают правила бесконфликтного общения и оформляют их в альбом. Например: ­ Помогай товарищу, если умеешь делать что – то – научи и его. Если товарищ попал в беду подумай вместе со взрослым и помоги ему че5м можешь. ­ Делись с товарищем. ­ Останови его, если он делает что – то плохое.  ­ Не ссорься, не спорь по пустякам.   ­ Если ты поступил плохо, не бойся в этом признаться и попросить прощения. ­ Умей спокойно принять помощь, советы, замечания от других ребят. ­ Соблюдай правила, старайся выигрывать честно. ­ Не радуйся, когда проигрывает товарищ, не смейся над ним. ­ Обидно проигрывать, но не падай духом! Ведь игру всегда можно продолжить! 5. «Цветик – семицветик» Для этой игры вам понадобится «Цветик – семицветик», лепестки которого должны  выниматься или отрываться , а также желтые и красные фишки. Каждый из ребят, сорвав лепесток, может задумать одно желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети кружатся с  лепестком: Лети, лети, лепесток, Через запад  ­ на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по – моему, вели. Если желание связано с удовлетворением личных потребностей  ­ ребенок получает  желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце все  фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить  об этом детям, т.к. в дальнейшем они могут скрыть свои заветные желания , подстраиваясь  под оценку взрослых. 6.  «Разыгрывание ситуации» Детям предлагается разыграть следующие ситуации: ­ два мальчика поссорились – помири их; ­ ты и твой друг хотят играть с одной и той же игрушкой; ­ твой друг обижен на тебя, извинись  перед ним и попробуй помириться и т.д. Можно использовать и те ситуации, которые реально происходили в группе между детьми.  Хорошо использовать такой приема, как  «обмен ролями», это дает возможность  почувствовать себя в роли слабого и обиженного. 7. «Строители» Участники игры выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать,  как один передает другом: ­ тяжелое ведро с водой; ­ легкую кисточку; ­ молоток и т.д. Ведущий следит, чтобы движения и мимика ребят соответствовала «тяжести» и объему  передаваемых «материалов». 8. «Согласованные действия» ­ распиливание дров; ­ гребля в лодке; ­ парный танец и т.д. 9. «Морские волны» Участники выстраиваются в одно линию и разбиваются на первый  ­ второй. Ведущий  включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают   первые номера, при опускании  ­ вторые. Море может быть и спокойным – рука на уровне  груди. 10. «Катание мяча» Играющие договариваются, в каком порядке они будут катать сваленный из шерсти мяч  (клубок). На ровной площадке на расстоянии 3 – 5 метров от черты, за которой  располагаются игроки, вырывается небольшая ямка. Первый игрок катит мяч, старается  попасть в ямку. Если попадает, он получает 1 очко и катит мяч еще раз. Если же игрок  промахивается и не попадает в ямку, катит следующий игрок. Релаксационные упражнения (выполняются под спокойное сопровождение). Путешествие (полет птицы). Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс,  зайчиков и белочек, понимаем язык зверей и птиц. Давайте сегодня попробуем  превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землёй, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нём такое  же легкое, гибкое как в воде.  Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – белая, как снег, с длинной, гибкой шеей, золотистым клювом.  Поднимите подбородки вверх. Да, такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте  плечики. Вы прекрасны! Закройте глаза. Давайте подышим как птицы.  ВДОХ – ВЫДОХ! После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь! » ­ выдох (3 раза)  Хорошо!  Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки – крылья, шире, плавно… Молодцы!  Согните чуть – чуть в коленях ноги, напрягите их и … .резко выпрямите… Глубокий  вдох… и … о, чудо! Мы взлетаем…  ВДОХ – ВЫДОХ ( 3раза)  Можете свободно взмахнуть крыльями… Тело как пушинка, легкое, мы совсем его не  чувствуем. Как радостно и свободно!  Чистое, голубое небо вокруг, приятная, мягкая прохлада … тишина, покой…  ВДОХ – ВЫДОХ!  Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нём себя. Какая  красивая, гордая птица!  ВДОХ ­ ВЫДОХ!  Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.  Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже. Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди…  И вот ноги легко коснулись земли…  Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.  Замечательным был полёт!  Пусть у кого­то не очень получилось. Не беда! И лебедь – красавец не сразу взлетел. Когда  ­ то он был гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его  обижали, и никто не понимал.  НО НЕ СТРАШНО РОДИТЬСЯ ГАДКИМ УТЕНКОМ, ВАЖНО ХОТЕТЬ БЫТЬ  ЛЕБЕДЕМ! Все прекрасное когда – нибудь сбывается. НУЖНО ТОЛЬКО ОЧЕНЬ –  ОЧЕНЬ ВЕРИТЬ В СЕБЯ!  «Дождь в лесу» Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Учитель  читает текст, дети выполняют действия.  « В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко­ высоко  тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко  поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются,   (дети раскачиваются в  стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали  первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего  впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали  жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят  ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались,  стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья  почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». «Лентяи» Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного  полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь, на мягком­мягком ковре. Вокруг  тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете,  вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (Пауза — поглаживание детей.)  Отдыхают ручки у... (имя ребенка), отдыхают ножки у ... (имя ребенка). Приятное тепло  охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно  спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас  изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы  наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее  настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувству­ ете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение Эмоциональные паузы «Улыбка» Инструкция. Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой  улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки,  доходит до ладоней. Сделайте еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются  ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь… Ваши руки и ладошки  наполняются улыбающейся силой солнышка. «Солнечный зайчик» Инструкция Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал  дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на  подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки,  ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает  вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. «Качели» Инструкция Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает,  ласковое солнышко гладит вас  (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться  на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх­вниз. Бабочка  улетела. «Снежинки» Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки.  Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое­легкое,  как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветерок  нежно гладит маленькие, легкие снежинки… (пауза – поглаживание детей). Гладит  снежинку, ласкает… Упражнение «Что рассказало море» Цель: упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.      Ход упражнения: Данное упражнение проводиться, как упражнение разговор с лесом».            Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают  настроения, какой берег, кто обитает в море. Дети закрывают глаза и представляют себя на берегу моря: слушают, как «разговаривает»  песок, волны, ветер. Затем педагог просит детей рассказать о том, что каждому из них  сообщило море, ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи шума  моря). «Шишки» Инструкция Вы – медвежата, и с вами играет мама­медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и  с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела –  лапки отдыхают. А мама­медведица снова кидает шишки медвежатам…     Игры­драматизации «Зеркало»  Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят в глаза друг друга. Один  начинает выполнять какое­либо движение ­ другой повторяет его в зеркальном  отображении  и другие игры.            Важным приемом с точки зрения воспитания эмоциональной саморегуляции у  ребенка является принятие и проговаривание его чувств, в какой­либо проблемной  ситуации: «Я вижу, ты сердишься», «ты расстроилась», «Тебе стало грустно»,  при этом  необходимо наблюдение за ответной реакцией ребенка. С целью развития эмоциональной саморегуляции используются  также игры­ драматизации, игры­перевоплощения, игры­инсценировки, обязательно с участием  взрослых,  в которых дети самостоятельно учаться управлять своими эмоциями. Методика  «Я­ высказывания» Она состоит из четырех этапов.. 1 этап. Описание ситуации. Например, воспитатель говорит: «Маша и Катя , вы  разговариваете во время моего объяснения» 2 этап. Проговаривание чувств и потребностей самого взрослого с употреблением  местоимения «я», «мне»: «Мне это неприятно, меня это раздражает». 3 этап. Объяснение, к каким последствиям у взрослого это приводит: «Потому что я не  могу сосредоточиться и правильно объяснить задание группе». Последствия должны быть  реальными, и связанными не с чувствами, а с конкретными обстоятельствами для самого  взрослого (воспитатель не может верно, объяснить задание). 4 этап. Просьба. «Пожалуйста, перестаньте разговаривать». Все 4 этапа должны быть высказаны быстро, но твердо. Нельзя вовлечь себя в  дискуссию или допустить, чтобы ребенок прокомментировал какое­либо высказывание.  Как правило, такая методика приводит к желаемому результату. Этой методикой  злоупотреблять не стоит, эффект ее может снизиться.               Литература. Бабаева Т. «О социально­эмоциональном развитии школьников».  Белая К. Ю. Методическая работа в ОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое  пособие. 2­е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 314 c. Глебова С. В. Школа – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,  2007. – 111 с. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М.:  Педагогическое общество России, 2003. – 312 c/ Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое  руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко – М.: ЛИНКА­ПРЕСС, 2001. – 224 с. Дубина Л. И. Развитие у детей коммуникативных способностей. //Дошкольное воспитание,  2005. № 10. С. 26 – 35. Зверева О. Л. Родительские собрания в ОУ: методическое пособие. – М.: Айрис­пресс,  2007. – 128 с. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.  Практикум по возрастной психологии: /Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.:  Речь, 2001. – 688 с.: ил.

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Программа коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017