ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Любовь Лазарева свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Программа коррекционно – развивающих занятий
Файл:

кор.-разв.упр..docx - Программа коррекционно – развивающих занятий


Все файлы публикации > кор.-разв.упр..docx
Программа коррекционно – развивающих занятий

Коррекционно – развивающая работа
в начальной школе

Программа коррекционно – развивающих занятий
ЦЕЛЬ: развитие различных видов внимания, памяти, совершенствование
мыслительных операций, развитие координации тонких движений и
пространственной ориентации.
С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается
объем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп
выполнения, сложнее становятся выполняемые рисунки (по мере улучшения
координации тонких движений).
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного
вида деятельности на другой.
Примерная структура занятий:
­
упражнение на развитие тонкой моторики руки и
пространственной ориентации;
упражнение на развитие одного из видов внимания;
упражнение на развитие долгосрочной памяти;
упражнение на развитие общей координации;
упражнение на развитие мышления.
­
­
­
­
Для проведения занятий каждому ребенку необходимо иметь: тетрадь в
клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку.
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах (10 – 12
человек).
Работая с группой, необходимо помнить о создании спокойной
обстановки, благоприятного эмоционального фона.
ВАЖНО ПОМНИТЬ! – СОЗДАВАЯ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ,
ВЫ ДЕЛАЕТЕ ОГРОМНЫЙ ШАГ К УСПЕХУ!
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Развитие математических навыков».

Программа коррекционно – развивающих занятий

2
Цель: Развитие моторики руки, мыслительных, арифметических
навыков устно и письменно. Развитие логического мышления.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
ПЕРВЫЙ УЗОР:
Одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, одна клетка
вправо, одна клетка вверх, две клетки вправо и т.д.
ВТОРОЙ УЗОР:
1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2
вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо и т.д.

2. Упражнение на развитие переключения внимания
.
Назвать по цепочке числа от 1 до 30, которые делятся на 3 мы называть
не будем, а заменяем хлопком. Тот, кто ошибается выходит из игры.
3. Упражнение на развитие внимания и логического
мышления.
1. К серой цапле на урок прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки, приготовили уроки.
Сколько лодырей ­ сорок прилетело на урок?
(4 сороки).
2. Как­то вечером к медведю на пирог пришли соседи:

Программа коррекционно – развивающих занятий

3
Еж, барсук, енот, «косой», волк, с плутовкою­лисой;
А медведь никак не мог разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей, посчитай­ка всех зверей.
(7 зверей).
3. Задали детям в школе урок: прыгают в поле 40 сорок,
Десять взлетели, сели на ели. Сколько осталось в поле сорок?
(30 сорок).
4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней.
Рыбак Евсей – 4 карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
(19 рыб).
5. К двум зайчатам в час обеда прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели и по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок, сколько съедено морковок?
(15 морковок).
4. Упражнение «Веселые квадраты».
«15»
5
6
4
5
2
8
5
7
3
«30»
14
4
12
10
10
10
6
16
8
Работа в тетради. Чтобы узнать каким будет ключевое число,
необходимо составить математические выражения и решить их (по столбцам и
строчкам).

Программа коррекционно – развивающих занятий

4
ЗАНЯТИЕ 2
А Б В
Г Д Е
Тема: «Подскажи словечко».
Цель: Развитие логического мышления, речи, внимания, памяти,
дикции.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
3 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1
вниз, 3 вправо, 3 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 3 вправо, 1 вверх и т.д.




2. Упражнение «Найди рифму».
Стол ­ ...(кол, вол).
Ковер – (мотор).
Чайник ­ ...(начальник).
Табурет ­ ...(обед, омлет).
Люстра ­ ...(капуста).
Утка ­ ...(дудка).
Рама ­ ...(мама).
Журнал ­ ...(канал).
Класс ­ ...(газ).
3. Упражнение «Добавь словечко».
Цель: Развитие внимания, речи и мышления.
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет
Это мой ... (велосипед).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит ... (телефон).
Идет спокойно, не спеша –

Программа коррекционно – развивающих занятий

5
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит ... (черепаха).
Нет лучше качелей,
Чем ветки лиан,
Для этих гимнасток –
Кривляк ... (обезьян).
Я для отдыха, для сна,
Скачет зверушка, Да и в школе я нужна.
Не рот, а ловушка, Называюсь ... (тишина).
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
А зовут ее зеленая ... (лягушка).
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются ... (иголки).
4. Упражнение «Послушай, сообрази, доскажи»
Цель: Развитие мышления и речи.
Заяц прыгает, а ласточка ... (летает).
Червяк ползет, а рыба ... (плывет).
Лошадь скачет, а змея ... (ползет).
Гусеница ползет, а кузнечик ... (прыгает).
Корова мычит, а лошадь ...(ржет).
Собака лает, а кошка ... (мяукает).
Курица кудахчет, а кукушка ... (кукует).
Овца блеет, а свинья ... (хрюкает).
Лягушка квакает, а мышь ... (пищит).
Сорока стрекочет, а ворона ... (каркает).
Голубь воркует, а воробей ... (чирикает).
5. Упражнение «Запомни и произнеси скороговорку»
Цель: Развитие дикции.
1.Наш Полкан попал в капкан.
2. Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
3. Архип осип, Осип охрип.

Программа коррекционно – развивающих занятий

6
4. Щетина у чушки, чешуя у щучки.
5. От топота копыт пыль по полю летит.
6. Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
7. Ткет ткач ткани на платье Тане.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Развитие логического мышления.
Цель: Развивать логику, мелкую моторику, образное мышление,
внимание, память.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо,
3 вверх, 1 вправо, 1 вниз и т.д.
2. Упражнение «Расскажи стихи руками».
Цель: Развитие свободы движений, образного мышления, внимания,
речи.
Педагог читает стихи по одной строчке, а дети воспроизводят эту
строку, сопровождая ее соответствующими выразительными движениями
рук.
«Моя книга»
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик – круглый бок:
Вверх – вниз, прыг – скок.
В книжке зонт. Открой и пой:
Лупит дождь ­ а ты сухой!
Киска в книжке близко­близко.

Программа коррекционно – развивающих занятий

7
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой
Теплый!!!
«Пять малышей»
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире.
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке,
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились – ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
«1, 2, 3, 4, 5, ...
Ну, берегитесь, я иду искать!!!»
3. Упражнение «Антонимы».
На доске столбиком записываются слова, которые переписывают в
тетрадь учащиеся, одновременно подбирая каждому, противоположное
по значению.
Пример (рассматривается вместе с детьми):
Зима – лето.
Грязь, свет, день, жара, плюс, правда, вопрос, добро, друг, радость,
лентяй, толстый, здоровый, робкий.
4. Упражнение «Синонимы»
На доске столбиком записываются слова, которые переписывают в
тетрадь учащиеся, одновременно подбирая каждому близкое по
значению.
Пример: дорога – путь.
Прохлада, темнота, парк, метель, страшный, печальный, мокрый,
красивый, вкусный.

Программа коррекционно – развивающих занятий

8
5. Упражнение «Слова ­ родственники».
Детям дается слово, к которому они подбирают однокоренные
слова.
ЛЕС СТОЛ ЗИМА.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Словарный запас.
Цель: Развитие моторики руки, внимания, мышления, речи,
словарного запаса.
1. Графический диктант.
4 вверх, 4 вправо, 2 вниз, 3 влево, 2 вниз, 4 вправо, 4 вверх, 4
вправо и т.д.
2. Упражнение «Послушай, запомни, ответь: все ли верно»
Цель: Развитие внимания, мышления, речи.
Дети слушают предложения и определяют: может ли это быть.
Если да, то когда, где, почему. Если нет, то следует доказать, что это
небыль.
1. Выпал снег, Алеша вышел загорать.
2. Мальчик поехал в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
3. Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.
4. В лесу раздавались веселые трели кукушки.
5.Сегодня ночью я слышал: как стрекотали кузнечики, пели
соловьи, куковали кукушки, квакали рыбы, тявкали лисы.

Программа коррекционно – развивающих занятий

9
6. Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
7. В парке Лиза видела зайца, пять обезьян, бизона, девять змей и
зебру.
8. Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
9. Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево.
10. В каплях дождя шумели солнечные лучики.
11. Солнце закрыло облако.
12. Осень сменяет лето, а зима сменяет весну.
3. Игра «Отвечай быстро» (Кто? или Что?)
Примечание: Упражнение продуктивно при условии, что оно будет
выполняться четко и быстро. Необходимо предусмотреть несколько
вариантов ответов.
Мурлычет – кот Варит – повар Стоит – дом
Лает учит прыгает
Мычит лечит летает
Жужжит строгает спит
Шипит сажает лепит
Ревет красит играет
Воет метет смотрит
Фыркает строит кружится
Каркает чертит смеется
Чирикает пишет падает
Кукует рисует плачет
Поет точит горюет
Квакает чинит трещит
Крякает штопает скрипит
Хрюкает говорит вьется
Пищит поет смеется
4. Упражнение «Составление слов».
Развитие логического и вербального мышления,
Цель:
избирательности внимания.
Составить как можно больше слов из букв слова

Программа коррекционно – развивающих занятий

10
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Развитие речи.
Цель: Развитие моторики руки, воображения, мышления, логики,
речи.

ПЛАН:
1. Графический диктант.
2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 2
вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз и т.д.
2. Упражнение «Волшебный круг».
Цель: Развитие воображения.
Каждому ребенку выдается шаблон в виде круга, который он
обводит на листе бумаги. Затем ему предлагается дорисовать круг так,
чтобы получился новый предмет.
3. Упражнение «Звук и буква «А».
­ Громко повторите за мной слова: Август, Армия, Адрес, Аня.
С какого звука мы начинаем произносить слова?
Запишите за мной только те слова, которые начинаются на звук
«А»: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, арка, урна, остров, астра, осы,
утка, атака, аптека, оптика.

Программа коррекционно – развивающих занятий

11
4.Упражнение «Большие и маленькие».
­ Я назову большие предметы, а вы – маленькие.
Пример рассматриваем вместе с детьми:
Сады – садики.
Зонты, мосты, коты, торты, винты, усы, банты, носы, плоты, кусты,
ходы, кроты, кресты.
5 Упражнение «Слова – родственники».
Подобрать и записать однокоренные слова к следующим словам:
СОЛЬ ЛИСТ КНИГА
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: Развитие внимания и логического мышления.
Цель: Развитие моторики руки, развитие внимания и логического
мышления, образного мышления и речи.
1. Графический диктант.
2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 2
вправо, 1 вверх, 1 влево и т.д.
2. Упражнение «Составление предложения из слов»
Цель: Развитие внимания и логического мышления.
1. Вова, море, в, плавал.
2. Луг, на, коровы, вышли.
3. Ворона, дерево, на, села.
4. Внесла, Варя, комнату, в, самовар.
5. Ворота, в, вошел, Вася.
6. Высокий, везут, воз, волы.
3. Упражнение «Речь с движениями»
Цель: Развитие свободы движения, образного мышления, внимания
и речи.

Программа коррекционно – развивающих занятий

12
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть ­ не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик!
Что сначала съесть, что после?
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет.
Голоден до полусмерти,
Ослик головою вертит.
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва.
Выбрать ничего не смог,
И без сил на землю лег...
Ослик глубоко вздохнул...
Так голодным и уснул.
4.Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: Вспомнить морфологический состав слова.
Закончить предложение подходящим однокоренным словом к
слову «игра» (записать в тетрадь и выделить корень):
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая... (игра)!
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы... (играть).

Программа коррекционно – развивающих занятий

13
Наш щенок – такой шалун,
Забияка и ... (игрун)!
Мой котенок шаловливый,
Очень ласковый ... (игривый).
У малышки – погремушка.
Очень шумная ... (игрушка)!
5. Упражнение «Четвертый лишний».
Книга, портфель, чемодан, кошелек.
Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.
Река, мост, озеро, море.
Бабочка, линейка, карандаш, ластик.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Большие и маленькие.
Цель: Развитие мелкой моторики руки, внимания, воображения,
логического мышления.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх,
3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз и т.д.
2. Упражнение «Большие и маленькие».
Я назову один предмет, а вы его запишите в тетрадь, подберете к
нему слово во множественном числе, а второе в уменьшительно­
ласкательной форме, но тоже множественного числа.

Программа коррекционно – развивающих занятий

14
Пример: рыба – рыбы, рыбки.
Гора, нора, нота, липа, слива.
­ Как называются эти слова? А какие слова называются
однокоренными? Выделите корень.
3. Упражнение «Солнце, заборчик, камешки»
Цель: Развитие внимания.
Ведущий командует играющим: «Солнышко! Камешки! Заборчик!
Камешки!» И так далее.
На команду «Солнышко!» дети поднимают руки и растопыривают
пальцы. По команде «Заборчик!» ладони выпрямлены, пальцы прижаты
друг к другу. Руки сжаты в кулаки – это «Камешки!»
Темп команд постепенно увеличивается. Кто отстал или сбился,
выбывает из игры. Побеждает оставшийся.
4.Упражнение «Подскажи словечко».
ГНОМ И ДОМ
Жил да был веселый гном
Он в лесу построил ... (дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал ... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко).
Старый, мудрый гном ­ гномище
Выстроил большой ... (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был ... (домосед).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома ... (домовой).

Программа коррекционно – развивающих занятий

15
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный ... (домовитый).
Мох, калину, зверобой –
Все из леса нес ... (домой).
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас ... (домашний).
Вечером привык встречаться
Гном с любимым ...(домочадцем).
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в ... (домино).
Каждый день соседи­гномы
Навещают деда ... (дома).
Слова записываются в тетрадь. Выделяется корень. Выясняется
какое слово не является однокоренным.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Развитие внимания и памяти.
Цель: Развитие моторики руки, внимания, памяти, логического
мышления, словарного запаса.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх,
1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 вправо и т.д.
2 Упражнение «Кто внимательный?»
Цель: Развитие внимания и памяти.

Программа коррекционно – развивающих занятий

16
Детям предлагается в течение 3 – 5 секунд запомнить
расположение кружочков в трех квадратах и затем воспроизвести их в
тетради на заранее нарисованных квадратах.
1. 2.
3. Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: Развитие логического мышления, внимания, словарного
запаса.
Снегопад
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ...(снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые пушинки,
Кружатся над головою
Каруселью ... (снеговою).
На проселке, на лужок
Все снижается ... (снежок).
Землю белой, чистой, нежной,
Застелил постелью ... (снежной).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее ...(снегопад).

Программа коррекционно – развивающих занятий

17
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в ... (снежки).
Снежный ком – на снежный ком,
Все украсили ... (снежком),
Словно в белый пуховик
Мы одели снеговик.
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка ­ ...(снегурка).
На снегу­то посмотри –
С красной грудкой ... (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (снег).
3.Упражнение «Составление предложений из слов».
Раздать карточки со словами, из которых нужно составить
предложения.
К – 1, К – 2.
1. Вова, море, в, плавал.
2. Луг, на, коровы, вышли.
3. Ворона, дерево, на, села.
4. Внесла, Варя, комнату, в, самовар.
5. Ворота, в, вошел, Вася.
6. Высокий, везут, воз, волы.
К –3, К – 4.
1. Кекс, Кира, сладкий, испекла.
2. Соловей, звонко, в, поет, клетке.
3. Киоск, в, Кеша, конфеты, купил.
4. Пушистая, на, киска, греется, солнышке.
5. На, волк, охоту, вышел.
6. Волны, в, высокие, море.
К – 5, К – 6.
1. На, воробей, чирикает, ветке.
2. Тыкву, в, Валя, вырастила, огороде.
3. Берег, лодку, на, вынесли, высокий, волны.
4. Яблок, сварила, Клава, варенье, из.
5. Высокая, во, выросла, трава, дворе.
6. Небо, взлетел, высоко, воробей, в.
К – 7, К – 8.

Программа коррекционно – развивающих занятий

18
1. Зонт, время, дождя, во, нужен.
2. Обезьяны, джунглях, в, живут.
3. Лыжах, легко, Зоя, на, скользит.
4. Ужи, траве, зеленой, по, ползут.
5. В, заяц, уголке, живет, живом.
6. Ежевика, корзине, в, Зины, у.
К – 9, К 10.
1. В, стоят, цветы, вазе.
2. Положили, банку, в, варенье.
3. В, вафли, тарелке, лежат.
4. Снег, на, улице, выпал, первый.
5. Снегом, дорожки, и, замело, тропинки, все.
6. Щекочет, и, мороз, нос, щеки.
К – 11, К – 12.
1. Январское, наступило, утро, морозное.
2. Город, холодное, весь, солнце, зимнее, осветило.
3. Крыши домов, и, инии, деревья, в, морозном.
4. Щекочет, и, мороз, нос, щеки.
5. Снег, теплее, пошел, стало, и.
6. Снегом, дорожки, и, замело, тропинки, все.
К – 13, К – 14.
1. Книга, столе, лежит, на, интересная.
2. Легенд, книге, сказок, в, много, и.
3. Книгу, Миша, в, взял, интересную, библиотеке.
4. Комнату, солнце, в, теплое, заглянуло, летнее.
5. Коровы, лугу, на, пасутся, зеленом.
6. Розы, клумбе, на, белые, расцвели, красные, и.
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Активный словарный запас.
Цель: Развитие мелкой моторики руки, мыслительных навыков,
речи, активного словарного запаса.
ПЛАН:
1. Графический диктант.

Программа коррекционно – развивающих занятий

19
2. Упражнение «Измените слова так!»
Пример: кричать – кричащий, звучать – звучащий.
Рычать, мычать, ворчать, кричать, стучать, звучать, молчать,
бренчать.
3. Упражнение «Придумай рисунок».
Цель: Развитие логического мышления, внимания, воображения.
На доске 5 геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник,
квадрат, треугольник. Перерисуйте эти фигуры к себе в тетрадь. Затем
дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились новые предметы.
4. Упражнение «Цепочка слов».
Цель: Развитие слухового внимания, фонемотического слуха.
­ Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово,
которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове. Например,
стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т.д. Нельзя называть имена, клички, названия
городов, деревень, рек, морей и т.д. Можно называть только предметы.
Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.
5. Упражнение «Найди рифму».
1. Как у нашего Мирона
На носу сидит ... (ворона).
2. А лисички взяли спички
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит
Выбежал из моря ... (кит).
3.Кит царапался, кусался,
Если ж был неравен спор –

Программа коррекционно – развивающих занятий

6.
7.
20
От врагов своих спасался,
Залезая на ... (забор).
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это ... (брюки).
Брал в столовой дядя Степа
Для себя двойной обед.
Спать ложился дядя Степа –
Ноги клал на ... (табурет).
6. В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый ... (чемодан).
7. Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как ... (оса).
ЗАНЯТИЕ 10
Тема: Психологический автопортрет.
Цель: Выявление уровня самооценки, дать понятие о самооценке,
дать возможность детям проанализировать «кто Я».
ПЛАН:

Программа коррекционно – развивающих занятий

21
2. Упражнение «Кто Я?»
Дети записывают вопрос к себе в тетрадь, а затем в течении 5
минут записывают предложения, которые начинаются: «Я – это...»
3. Упражнение «Психологический портрет».
Дети делят лист на две части. С одной стороны листа пишут: «За
что меня можно любить?», а с другой стороны «За что меня можно
ругать?». Затем дети в течении 5 – 10 минут заполняют эти колонки
отвечая на поставленные вопросы.
4. Упражнение «Моя самооценка».
­ А сейчас начертите у себя в тетради лесенку из пяти ступенек. На
самой первой ступеньке напишите «Злые», а на пятой – «Добрые». А
теперь поставьте крестик там, где по вашему мнению находитесь вы.
(Результаты анализируются, при этом дается понятие о низкой и
завышенной самооценке).
5. Упражнение «Добрый – Злой».
Составить таблицу:
ДОБРЫЙ
1. Помогает слабым.
2. Щедрый.
3. Не завидует.
4. Жалеет других.
5. Не грубит.
ЗЛОЙ
6. Никому не помогает.
7. Жадный.
8. Завистливый.
9. Безжалостный.
10.Жестокий.
11.Мстительный.
При составлении таблицы дети отвечают на вопросы:
1. Какого человека можно назвать «Добрым»?
2. Какого человека можно назвать «Злым»?
ЗАНЯТИЕ 11
Цель: Развитие образной памяти и логического мышления,
развитие мелкой моторики руки, словарного запаса.
ПЛАН:
1. Графический диктант.

Программа коррекционно – развивающих занятий

22
2 вниз, 3 влево, 2 вниз, 3 вправо, 5 вниз, 2 вправо, 3 вверх, 4
вправо, 3 вниз, 2 вправо, 7 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 4 влево,
4 вверх, 2 влево.
2. Упражнение «Запомни и напиши».
Цель: выявление уровня зрительной памяти.
1. Показ цветов, дети говорят как они называются.
2. «Сейчас я покажу вам цветные карточки, на них будут
изображены цифры и ваша задача – запомнить не только цифру, но и цвет
карточки, на которой изображена эта цифра. Время 30 секунд. Затем вы
пишите в тетради цифры, а через тире цвет карточки».
1
0
Красный Желтый
5
Фиолетовый Розовый
6
3
2
Коричневый Оранжевый
7
Зеленый
8
Синий
4
Голубой
9
Сиреневый
3. Упражнение «Художник»
Один ребенок выходит к доске, остальные в тетрадях рисуют:
правой, левой, двумя руками сразу
1. Круг.
2. Квадрат.
3. Треугольник.
4. Упражнение «Четвертый лишний».
Дедушка, учитель, папа, мама.
Минута, секунда, час, вечер.
Василий, Федор, Иванов, Семен.
Добрый, ласковый, веселый, злой.

Программа коррекционно – развивающих занятий

23
5. Упражнение «Составь слово из звуков».
­ Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один
за другим. Слушайте внимательно и скажите какое слово
получится из этих звуков:
Д О М
Ш К А Ф
К О Ф Т А
З Е Р К А Л О
А теперь молча запишите, какое слово получится из этих
звуков:
Н О С
П А У К
З А М О К
С О Б А К А
Р И С У Н О К
6. Упражнение «Один и много».
­ Сейчас я скажу название одного предмета, а вы напишите
слово обозначающее несколько таких предметов:
Пример: книга – книги.
Город, ребенок, имя, ручка, стул, человек, лампа, ухо, стекло,
друг, стол, брат, трактор, семя, окно, флаг.
ЗАНЯТИЕ 12
Цель: Развитие мелкой моторики руки, памяти, логического
мышления. Развитие левого и правого полушарий.

Программа коррекционно – развивающих занятий

24
ПЛАН:
1. Графический диктант.
2. Упражнение «Запомни и напиши».
1. Повторение названий цветов.
2. “Сейчас я покажу вам карточки, на них будут изображены
буквы и ваша задача запомнить не только букву, но и цвет карточки, на
которой изображена буква. Время 30 секунд. Затем вы пишите в тетради
буквы, а через тире цвет карточки этой буквы”.
Р
Красный
П
Фиолетовый
К
Желтый
Т
Розовый
А
И
Коричневый Оранжевый
Е
Зеленый
У
Синий
М
Голубой
Н
Сиреневый
3. Упражнение “Художник”.
1. Дети рисуют в тетради треугольник правой рукой и затем
заштриховывают без линейки.
2. Дети рисуют в тетради треугольник левой рукой и затем
заштриховывают без линейки левой рукой.
4. Упражнение “Слепой художник”.
­ Поставьте точки на листе обеими руками одновременно.
Затем закройте глаза и нарисуйте по два круга, один большой и один
маленький внутри большого.
5. Упражнение “Наоборот”.
Прочитать и запомнить 6 слов , записанных наоборот:
АМИЗ АНСЕВ ГУРД КИНЕЧУ ГЕНС ЫЛУКИНАК
Время для запоминания 20 секунд.
6. Упражнение “Систематизация”
Цель: развитие навыков общения.

Программа коррекционно – развивающих занятий

25
1. Скажите, какие ягоды вы знаете?
Сейчас я буду называть свои слова, если среди них вы
услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.
Слова для предъявления:
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина,
морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква,
абрикос, кабачок, апельсин.
2. Сейчас я буду называть слова, если услышите слово,
относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам – два.
Слова для предъявления:
Капуста, клубника, арбуз, яблоко, ананас, земляника, груша,
смородина, голубика, репа, киви, малина, морковь, свекла, банан,
картофель, укроп, крыжовник, черника, брусника, голубика, слива,
клюква, персик, абрикос, перец, кабачок, апельсин, мандарин.
7. Упражнение “Подбери слова”.
Запиши номера слов из левого столбика, а через тире – номера
слов из правого столбика, подходящих к ним по смыслу.
1. Мяч 1. Мебель
2. Тополь 2. Цветок
3. Шкаф 3. Насекомое
4. Тарелка 4. Дерево
5. Пальто 5. Одежда
6. Муравей 6. Посуда
7. Щука 7. Игрушка
8. Роза 8. Рыба

Программа коррекционно – развивающих занятий

26
ЗАНЯТИЕ 13
Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, логического
мышления, развитие активного словарного запаса.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
3
1
3 2
2
1 3
3
2. Упражнение «Запомни и напиши».
­ Сейчас я покажу вам цветные карточки, на них будут
изображены фигуры и ваша задача запомнить фигуру и цвет карточки, на
которой эта фигура изображена. Время 30 секунд. Затем вы рисуете в
тетради фигуру, а через тире название цвета карточки.
3. Упражнение “Слепой художник”.
Нарисовать обеими руками сразу квадраты. Закрыв глаза,
вписать меньшие квадраты в нарисованные.
4. Упражнение “Найди слово”.
­ Я написала на доске слова, вы должны в каждом отыскать
другое, спрятавшееся в нем, слово:

Программа коррекционно – развивающих занятий

27
смех – (мех) мель – (мел)
волк – (вол) набор – (бор)
столб – (стол) укол – (кол)
коса – (оса) дорога – (рога)
полк – (пол) олень – (лень)
зубр – (зуб) пирожок – (пир, рожок)
удочка – (дочка) китель – (кит)
5. Упражнение “Слова – неприятели”
Записать слова и через тире написать слова, противоположные
по значению:
1 – К 2 – К 3 – К 4 ­ К
холодный чистый твердый толстый
тупой мокрый старший светлый
просторный враг верх проиграть
поднять день утро весна
зима завтра рано близко
низко редко медленно радостно
темно сел взял нашел
забыл уронил насорил выпрямил
легкий высокий больной зима
начало весна брат конец
5 – К 6 – К 7 – К 8 ­ К
восток правда друг честный
восход длинный радость бедняк
зима город различие село
грязь вопрос надежда свет
свет успех лентяй чистый
день темно расторопный аккуратный
успех истина щедрый жесткий
жара добро толстый замкнутый
мир польза трудный искренний
плюс богач здоровый отважный
9 – К 10 ­ К
правдивый решительный белый враг
день упрямый блестеть горький

Программа коррекционно – развивающих занятий

28
ложь яростный луна верный
вред угрюмый быстрый полезный
робкий храбрый конец веселый
11 – К 12 – К 13 – К 14 ­ К
острый тесный честный смеяться
горячий шум блестеть счастье
гладкий широкий бледный потолок
мокрый верх маленький жара
яркий новый взрослый мир
сытый близкий пол быстрый
ложь большой греть делать
город север помогать мерзнуть
враг черный ложиться спасти
тонкий много спать огорчить
6. Упражнение “Лишний”.
Дети на слух исключают лишние слова, педагог записывает их
на доске. Затем в течении одной минуты дети запоминают эти слова, после
записывают их в тетради:
1. Прямая, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник.
2. Дождь, снег, иней, ветер, град.
3. Треугольник, куб, квадрат, ромб, круг.
4. Горький, кислый, холодный, соленый, сладкий.
5. Чайник, тарелка, чашка, стол, кастрюля.
6. Ботинки, туфли, сапоги, шнурки, валенки.
7. Тюльпан, лилия, фасоль, ландыш, роза.
8. Море, река, мост, пруд, океан.
7. Упражнение “Кулак – ладонь”.
Цель: Развитие координации движений.
Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак. Правую
руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с
силой. Затем левую руку выпрямить, ладони раскрыть, пальцы с силой
развести, правую руку согнуть в локте и сжать кулак.

Программа коррекционно – развивающих занятий

29
ЗАНЯТИЕ 14
Цель: Развитие моторики руки, сенсомоторики, словарного
запаса и логического мышления, навыков математического счета, развитие
левого и правого полушарий.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
2 2
9 7 3
4 2
2
4 4
3
1
6 4
2. Упражнение “Художник”.
Цель: развитие сенсомоторики.
­ Нарисуйте в тетради обеими руками, одновременно, по
образцу, левой рукой рисунок “Луна и облака”, правой –
“Солнце и облака”.

Программа коррекционно – развивающих занятий

30
3. Упражнение «Сложные слова».
Списать в тетрадь слова с карточки и объяснить состав этих
сложных слов (выделить корни).
Пример: самолет – сам летает, самосвал – сам сваливает груз.
Слова в карточках:
1. Пароход – (ходит при помощи пара).
2. Самоход – (сам ходит).
3. Вертолет – (летает благодаря вращению).
4. Бензовоз – (возит бензин).
5. Лесовоз – ( возит лес).
6. Землепашец – (человек, который пашет землю).
7. Мореход – (ходит по морю).
8. Пулемет – (метает пули).
9. Самовар – (сам варит).
4. Упражнение “Кто как говорит?”
­ Я буду называть животных, а вы будете говорить название
голосов животных:
Корова ... (мычит), лошадь ... (ржет), коза ... (блеет), свинья
(хрюкает), собака ... (лает), кошка ... (мяукает), тигр ... (рычит), волк ...
(воет), медведь ... (ревет), змея ... (шипит), лягушка ... (квакает), утка
(крякает), жук ... (жужжит), комар ... (пищит), ворона ... (каркает),
кукушка ... (кукует), соловей ... (поет).
5. Упражнение “Распредели цифры по порядку”.
­ В таблице написаны числа от 1 до 40 (но не все подряд). Ваша
задача написать эти числа в порядке возрастания. (Всего цифр 25).
12
7
28
40
13
34
21
16
20
6
4
31
1
19
35
11
37
25
39
17
30
2
33
9
24
Порядок расположения чисел:

Программа коррекционно – развивающих занятий

31
1 2 4 6 7 9 11 12 13 16 17 19 20 21 24 25 28
30 31 34 35 37 39 40.
6. Упражнение “Букварь”.
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше
слов: а к с о и м р т.
(Сок, март, сом, ком, том, мак, комар, три, рис, сито, такси,
ЗАДАЧИ
мир, ток, кот и т.д.)
ЗАНЯТИЕ 15
Цель: Развитие мелкой моторики руки, пространственной
координации, навыков устного и письменного счета, логического
мышления и образного восприятия.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
2
2
6
2. Упражнение «Художник».
Нарисовать рисунок сначала правой, затем левой рукой.

Программа коррекционно – развивающих занятий

32
3. Упражнение “Решайка”.
­ Мы сейчас будем решать задачи:
1. В одном баке 30 литров бензина, во втором в 2 раза меньше.
Сколько бензина в обоих баках вместе? (45).
2. В одном автобусе 13 пассажиров, в другом на 18 пассажиров
больше. Сколько человек в 2­х автобусах вместе? (44).
3. 27 литров молока разлили в трехлитровые банки, 18 литров
сока разлили в двухлитровые банки. Сколько всего потребовалось банок?
(18).
4. Вода выливалась из бака за 32 минуты через одно отверстие
на дне. За сколько минут выльется вода, если открыть второе такое
отверстие? (16).
5. Мороженое стоит 3 рубля 80 копеек, стакан сока на 80
копеек меньше. Сколько стоит двойная порция мороженного и 2 стакана
сока? (13 рублей 60 копеек).
Решить задачи, используя краткую запись.
4. Упражнение “Математические квадраты”.
“40”
25 5
3
14
12 21
10
23
7
30 15
20 20
25 40
30
35
10
“75”
“90”
26
45
19
37
35
18
27
10
53
5. Упражнение “Соедини половинки слов”.
­ Соедините части слов стрелками из двух столбиков.

Программа коррекционно – развивающих занятий

33
Само ляр род раст
Бук верт при ездка
Фут варь воз ина
Бал вар раз горок
Кап кон по очка
Кон нал сор бор
Ва ка пар воз
Ка гон водо фор
Гон кан сема та
ЗАНЯТИЕ 16
Цель: Развитие мелкой моторики руки, навыков устного счета,
логического мышления, памяти и фантазии.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
2
6
2
6
2. Упражнение “Шифровальщик”.
1
0
А Р
3
2
О У
4
С
5
К
6
Л
7
И
9
8
Ы В
6740 434675 43125 624ь 184ь 9265 521290
Расшифровать слова и найти среди них лишнее.
(Лиса, суслик, сурок, лось, рысь, волк, корова).
3. Упражнение “Художник”.
Нарисовать в тетради мышку обеими руками сразу.

Программа коррекционно – развивающих занятий

34
4. Упражнение “Сочини стихотворение из двух строк”.
1. Шла собака по забору ...
2. Стрекоза на ногу села ...
3. Килька плавала в томате ...
4. Спать слоненка положили ...
5. Мухи фруктов захотели ...
6. Жил у лужи крокодил ...
7. Как­то мне приснился сон ...
8. Шла коза по мостику ...
9. Залетела к нам оса ...
10. Вот уже четыре дня ...
11. Телефон опять звонит ...
12. Стали пить вы в школе квас ...
5. Упражнение “Устный счет”.
Цель: развитие последовательности логических операций, внимания.
­ Я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны
решить их в уме. Результат вычислений запишите только тогда, когда я
скажу “Пишите”.
1. Даны два числа: 6 и 3. Сложите эти числа и от полученного
отнимите 2. Затем отнимите еще 4... Пишите!
(6 + 3 = 9 ­ 2 = 7 ­ 4 = 3)
2. Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа
прибавьте к первой цифре первого числа. От полученного числа отнимите
2, а теперь прибавьте 7... Пишите!
(1 + 2 = 3 – 2 = 1 + 7 = 8)
3. Даны два числа 27 и 32. Первую цифру второго числа
умножьте на первую цифру первого числа и от полученного отнимите
вторую цифру второго числа ... Пишите!
(3 2 = 6 – 2 = 4)
4. Даны два числа: 82 и 68. К первой цифре второго числа
прибавьте вторую цифру первого числа и полученную сумму разделите на
4. Пишите! ( 6 + 2 = 8 : 4 = 2)

Программа коррекционно – развивающих занятий

35
5. Даны два числа: 54 и 26 ... Ко второй цифре первого числа
прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на
первую цифру второго числа ... Пишите! (4 + 6 = 10:2 =5)
6. Даны два числа: 56 и 92 ... Вторую цифру первого числа
разделите на вторую цифру второго числа и полученное умножьте на
первую цифру второго числа ... Пишите! (6 : 2 = 3 9 = 27)
6. Упражнение “Взрослые и дети”.
­ Я скажу название взрослого зверя, а вы мне скажите как
называют детеныша этого зверя:
Тигр – (тигренок), лев – (львенок), слон – (слоненок), лиса –
(лисенок), мышь – (мышонок), лягушка – (лягушонок), коза – (козленок),
осел – (осленок), утка – (утенок), ворона – (вороненок), орел – (орленок).
ЗАНЯТИЕ 17
Цель: Развитие моторики руки, функций левого и правого
словесно­логического
грамматического строя речи,
полушарий,
мышления, воображения.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
2
4
2
2. Упражнение “Художник”.
­ Нарисуйте двумя руками сразу круги, затем одновременно
нарисуйте квадраты так, чтобы квадрат, нарисованный левой рукой
описывал круг, а квадрат, нарисованный правой рукой был вписан в уже
нарисованный круг.

Программа коррекционно – развивающих занятий

36
3. Упражнение “Пропавшие слова”.
Текст: (работа по карточкам).
Зима. Все дорожки покрыты пушистым ... . Гладким ... оделась
речка. Ребята построили высокую ... . Быстро мчатся с ... санки. Резкий ...
бьет детям в ... . Мороз щиплет ... . Ребята не боятся ... Весельем горят
их ... .
Пропущенные слова: снегом, льдом, горку, горки, ветер, лицо,
щеки, мороза, глаза.
4. Упражнение “Составь слово”.
а) к, о, с (сок) а) е, р, о, м (море)
б) у, д, б (дуб) б) ш, а, к, а (каша)
в) м, р, и (мир) в) а, к, у, р (рука)
г) т, о, р (рот) г) б, о, н, е (небо)
д) ы, с, р (сыр) д) а, с, о, к (коса)
е) д, м, ы (дым) е) д, а, в, о (вода)
5. Упражнение “Найди закономерность”.
Вставить пропущенные числа:
1, 4, 7, 10, ..., ..., 19, 21, 24, 27 Ответ: 13, 16
5, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 20, ..., ... . Ответ:22, 23.
11, ..., ..., 11, 13, 12, 14, 13, 15, 14 Ответ: 10, 12
6. Упражнение “Найди окончание”.
­ Найдите общее окончание для всех перечисленных наборов
букв, чтобы в результате получились осмысленные слова:
ко по
ро ? (т) уго ? (л)
по сто
пило уко
опр ру
тр ? (ос) ре ? (чка)
спр пе

Программа коррекционно – развивающих занятий

37
вопр све
7. Упражнение “Нарисуй картинку”.
Перед школьником кладут лист бумаги с изображением одного
элемента и просят нарисовать на его основе картинку.
ЗАНЯТИЕ 18
Цель: Развитие навыков счета и логического мышления,
развитие тонкой моторики руки и пространственной ориентации. Выявить
межличностные отношения в группе.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
6
2
3 5
4
4
2
6
2. Упражнение “Художник”.
Нарисуйте елочку двумя руками сразу.
Сначала Затем

Программа коррекционно – развивающих занятий

38
3. Упражнение “Запиши число”.
1. Запишите число, идущее за числом 28. (29)
2. / ­ / идущее за числом 32. (33)
3. / ­ / стоящее перед числом 15. (14)
4. / ­ / стоящее перед числом 18. (17)
5. / ­ / стоящее перед числом 23. (22)
6. / ­ / идущее после числа 28, но перед числом 30. (29)
7. / ­ / идущее после числа 99, но перед числом 101. (100)
8. / ­ / которое находится между числами 49 и 51. (50)
9. / ­ / которое находится между числами 63 и 65. (64)
10. Запишите все четные числа, которые находятся между
числами 88 и 99. (90, 92, 94, 96, 98).
4. Упражнение “Слова омонимы”.
Какое слово обозначает то же самое, что и слова:
1. Родник и то, чем открывают дверь? (Ключ).
2. Прическу у девочки и инструмент для срезания травы?
3. Ветку винограда и инструмент, которым рисуют? (Кисть)
4. Овощ, от которого плачут и оружие для стрельбы стрелами?
(Коса).
(Лук).
5. Часть ружья и часть дерева? (Ствол).
6. То, на чем рисуют и зелень на ветвях? (Лист).
7. Подъемный механизм для стройки и механизм, который
нужно открыть, чтобы полилась вода? (Кран).
5. Упражнение “Отношение к друзьям”.
Закончите предложения:
1. Если все против меня, то ...
2. Знаю, что глупо, но боюсь ...
3. Думаю, что настоящий друг ...
4. Сделал бы все, чтобы забыть ...
5. Не люблю людей, которые ...

Программа коррекционно – развивающих занятий

39
6. Моя семья обращается со мной, как ...
7. Моей самой большой ошибкой было ...
8. В школе мои учителя ...
9. Когда меня нет, мои друзья ...
10. В школе мне нравится ...
ЗАНЯТИЕ 19
Цель: Развитие грамматического строя речи, навыков счета,
развитие моторики и пространственной ориентации, мыслительных
навыков, долговременной памяти.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
2
3
5
8
4
3
2. Упражнение “Художник”.

Программа коррекционно – развивающих занятий

40
Нарисовать обеими руками одновременно квадраты. Квадрат,
нарисованный левой рукой, заштриховать вертикально, правой –
горизонтально.
3. Упражнение “Запиши число”.
1. Идущее за числом 99. 100
2. Идущее за чисом 199. 200
3. Стоящее перед числом 39. 38
4. Стоящее перед числом 89. 88
5. На 2 меньше числа 41. 39
6. На 2 меньше числа 161. 159
7. На 14 больше числа 28. 42
8. На 17 больше числа 38. 55
9. На 13 меньше числа 42. 29
10. На 18 меньше числа 50 32
11. В 3 раза меньше числа 81. 27
12. В 5 раз меньше числа 100. 20
13. В 6 раз больше числа 12. 72
14. В три раза больше числа 23. 69
4. Упражнение “Прилагательные”.
­ Сейчас я буду читать стихотворение А.С. Пушкина “К
морю”, а вы внимательно слушайте и постарайтесь записать все
прилагательные , которые вы заметите в нем.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь воды голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум,
Твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
А теперь, в течении одной минуты запоминайте записанные
вами прилагательные.

Программа коррекционно – развивающих занятий

41
5. Упражнение “Ищи безостановочно”.
В течении 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше
предметов: ­ одного и того же цвета;
­ одного размера;
­ одной формы;
­ из одного материала.
6. Упражнение “Пятый лишний”.
1. Стол, стул, пол, шкаф, полка.
2. Осина, тополь, сосна, береза, клен.
3. Горький, кислый, сладкий, горячий, соленый.
4. Иван, Сергей, Петров, Федор, Семен.
5. Молоко, кефир, мясо, творог, сметана.
6. Река, озеро, море, мост, пруд.
А теперь закройте свои тетради и постарайтесь вспомнить
прилагательные, которые вы выписали к себе в тетрадь.
ЗАНЯТИЕ 20
Цель: Развитие мелкой моторики, общей координации,
внимания, мыслительных навыков, речи, воображения.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
1
1 3
2
2
2 3

Программа коррекционно – развивающих занятий

42
4
2. Упражнение “Художник”.
Нарисовать зайца сначала правой рукой, затем левой рукой.
3. Упражнение “Подумай и запиши”.
­ Сейчас я буду называть числа, а ваша задача каждое четное
число увеличить на 2, а нечетное уменьшить на 2 и
полученные числа записать в тетрадь.
Набор чисел: 14 9 11 24 41 40 45 19 58 96 63 78 25
Ответы: 16 7 9 26 39 42 43 17 60 98 61 80 23
4. Упражнение “Буква потерялась”.
Вставить пропущенные буквы, чтобы получились слова.
П_осо у_о_ о_ен_
П_р_ о_о_ь к_ы_а
Ко_цо г_р_ п_рт_
Р_ка в_д_ м_р_
5. Упражнение “Аналогии”.
­ Сейчас я зачитаю два слова, между ними есть определенная
связь, затем еще одно слово, но второе слово к нему вы подберете сами,
чтобы между ними установились связь как между первыми двумя и
запишите его в тетрадь.

Программа коррекционно – развивающих занятий

43
Собака – щенок, а лошадь ­ ... (жеребенок).
Малина – ягода, а двенадцать ­ ... (число).
Зубы – жевать, а глаза ­ ... (видеть).
Дерево – ветка, а рука ­ ... (палец).
Теплоход – вода, а поезд ­ ... (рельсы).
Бежать – стоять, а молчать ­ ... (кричать).
Птица – клюв, а лев ­ ... (пасть).
Предложение – слово, а слово ­ ... (буква).
6. Упражнение “Три слона”.
­ Отгадайте, что это за “три слона” спрятались в клетках,
заполнив пустующие из них.
С_ЛОН_ _ Этот слон белоголовый
На столе живет в столовой.
С_ _ _ЛО_Н_ _ Этот бдителен всегда ­
Он разводит поезда.
_ _ _ _С_ЛОН Этот огненного цвета
В час заката и рассвета.
Ответы: солонка, стрелочник, небосклон.
7. Упражнение “Нарисуй картинку”.
ЗАНЯТИЕ 21
Цель: Развитие мелкой моторики руки, общей координации,
внимания, памяти, мышления.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
1
3

Программа коррекционно – развивающих занятий

44
2
2
2
2. Упражнение “Художник”.
Нарисовать черепаху сначала правой рукой, затем левой.
3. Упражнение “Аналогии”.
­ Я назову два слова, между которыми есть определенная
связь, затем назову еще одно, но второе слово подберите к нему сами и
запишите в тетрадь:
Свинья – поросенок, а овца ­ ... (ягненок).
Ухо – слух, а нос ­ ... (обоняние).
Собака – лай, а птица ­ ... (пение).
Яблоня – сад, а капуста ­ ... (огород).
Хлеб – нож, а бревно ­ ... (пила).
Слива – компот, а картофель ­ ... (суп).
День – ночь, а белый ­ ... (черный).
Лес – деревья, а библиотека ­ ... (книги).
Глагол – спрягать, а существительное ­ ... (склонять).
Слагаемое – сумма, а множитель ­ ... (произведение).
4. Упражнение “Подумай и подбери”.
Записать прилагательные и подобрать к ним однокоренные
существительные:
Светлый ­ ... (свет), легкий ­ ... (легкость), твердый­(твердь),
сухой ­ ... (сушь, сухость), высокий ­ ... (высота), старый ­ (старость),
добрый ­ ... (доброта), веселый ­ ... (веселье), умный ­ ... (ум), книжный –
(книга), столовый ­ ... (стол).
5. Упражнение “Шифр”.

Программа коррекционно – развивающих занятий

45
Используя шифр, решите примеры:
1
0
2
А М В
3
Е
5
4
6
К О С
8
7
9
И П Т
МА – В = ? (П) ПО – МО = ? (ИА)
(10 – 2 = 8) (85 – 15 = 70)
ВЕ – Е = ? (ВА) ТС – СС = ? (ЕА)
(23 – 3 = 20) (96 – 66 = 30)
СА – МА = ? (ОА) КК – ВВ = ? (ВВ)
(60 – 10 = 50) (44 – 22 = 22)
6. Упражнение “Антонимы”.
Записать в тетрадь слова и подобрать к ним слова,
противоположные по смыслу:
Тонкий ­ ...
Низкий ­ ...
Острый ­ ...
Здоровый ­ ...
Чистый ­ ...
Победа ­ ...
Громкий ­ ...
ЗАНЯТИЕ 22
Цель: Развитие мелкой моторики, общей координации, памяти,
логического мышления, воображения.
ПЛАН:
1. Графический диктант.

Программа коррекционно – развивающих занятий

46
2 5
2
5
1
2. Упражнение “Художник”.
Нарисовать одновременно левой рукой большой квадрат,
правой – маленький. Затем левой рукой внутри большой фигуры
постепенно уменьшающиеся квадраты, а вокруг маленькой – постепенно
увеличивающиеся. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем
больше получится фигур тем лучше.
3. Упражнение “Однокоренные слова”.
Подобрать как можно больше однокоренных слов к словам:
Стол, кот, дом.
4. Упражнение “Сиситематизация”.
Записать слова в три столбика:
1 столбик – ягоды, 2 столбик – фрукты, 3 столбик – овощи.
Капуста, клубника, арбуз, яблоко, ананас, земляника,
картофель, груша, смородина, голубика, репа, киви, малина, морковь,
свекла, банан, крыжовник, черника, помидор, брусника, мандарин,
голубика, слива, клюква, редиска, персик, абрикос, перец, кабачок,
апельсин, редька.
5. Упражнение “Найди общее”.
Подобрать к словам одно обощающее слово, чтобы оно
обозначало и то и другое понятие.
1. Хлеб и масло (еда)
2. Нос и глаза (части лица)
3. Яблоко и груша (фрукты)

Программа коррекционно – развивающих занятий

47
4. Часы и градусник (измирительные приборы)
5. Кит и лев (животные)
6. Черника и брусника (ягоды)
7. Шкаф и диван (мебель)
8. Биология и физика (науки)
9. Немецкий и русский (языки)
10. Брюки и кофта (одежда)
11. Троллейбус и автобус (транспорт)
12. Конфеты и шоколад (сладости)
13. Роза и гвоздика (цветы)
14. Море и река (водоем)
15. Кукла и мяч (игрушки)
6. Упражнение “Вверх и вниз”
Игра – соревнование: какая команда быстрее заполнит
промежуток между буквами.
К _ _ _ С
О _ _ _ О
С _ _ _ М
М _ _ _ С
О _ _ _ О
С _ _ _ К
7. Упражнение “Нарисуй картинку”.
ЗАНЯТИЕ 23
Цель: Развитие мелкой моторики, общей координации,
логического мышления, речи, воображения.

Программа коррекционно – развивающих занятий

48
ПЛАН:
1. Графический диктант.
1
5
2 2
5
2. Упражнение “Художник”.
Нарисовать одновременно двумя руками геометрические
фигуры: левой рукой – квадрат и заштриховать его горизонтально, правой
рукой – круг и заполнить его точками.
3. Упражнение “Подбери”.
Записать под диктовку слова, определить какой частью речи
они являются. Затем подобрать к каждому еще два так, чтобы первое
являлось существительным, а второе – глаголом.
Письменный ­ ... (письмо, писать).
Читательский ­ ... (чтение, читать).
Мыльный ­ ... (мыло, мылить).
Интересный ­ ... (интерес, интересоваться).
Больной ­ ... (боль, болеть).
4. Упражнение “Посмотри вокруг”.

Программа коррекционно – развивающих занятий

49
Посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше
предметов, названия которых начинаются с одной и той же буквы.
5. Упражнение “Составь формулу”.
По схеме составить формулу и вставить пропущенные буквы и
знаки:
В А = ... А > B на ...
В = ... A > ... на ...
А К = ... B < ... на ...
К K < ... на ...
В + К ... А
6. Упражнение “Закончи слово”.
Закончить и записать полученные слова.
МОЛО ... ПО ... БЕ ...
МОЛО ... ПО ... БЕ ...
МОЛО ... ПО ... БЕ ...
7. Упражнение “Нарисуй картинку”.

Программа коррекционно – развивающих занятий

50
ЗАНЯТИЕ 24
Цель: развитие мелкой моторики, общей координации,
логического мышления, долговременной памяти, воображения.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
1
3
7
2. Упражнение “Художник”.
Нарисовать обеими руками одновремено большой и маленький
круги. Затем нарисовать внутри большой фигуры постепенно
уменьшающиеся фигуры,
а вокруг маленькой – постепенно
увеличивающиеся. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем
больше получится фигур, тем лучше.
3. Упражнение “Логические задачи”.
1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто
веселее всех? (Алик).
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа.
Кто самый аккуратный? (Ира).

Программа коррекционно – развивающих занятий

51
3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто
сильнее всех? (Вова).
4. Упражнение “Найди ошибку”.
Прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте их.
Текст с ошибками:
«В май все лесные жители поют и играют, кто на чем и как
умеет. Тут услышышь и звонкое пение, и скрипку, и борабан и свист, и лай
и кашель, и вой и уханье, и жужание, и урчяние и кваканье.
Чистыми галосами поют соловьи, зяблики, дрозды. Скрепят
жуки и кузнечики, борабанят дятлы, свестят иволги. Лает лесица. Воет
волг. Ухает филин. Жужат шмели и пчелы, квакают лягужки.»
Текст без ошибок:
“В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как
умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и
лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, дрозды. Скрипят
жуки и кузнечики, барабанят дятлы, свистят иволги. Лает лисица. Воет
волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы, квакают лягушки.”
5. Упражнение “Добавь словечко”.
1. Едет он на двух колесах, 2. Когда порою одиноко,
Не буксует на откосах. Вдруг в тишину ворвется звон,
И бензина в баке нет. И голос друга из далека
Это мой ... (велосипед). Тебе подарит ... (телефон).
3. На одной ноге кружится, 4. Кто один имеет рог?
Беззаботна, весела, Отгадайте ... (носорог).
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная ... (юла).
5. Идет спокойно, не спеша ­
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит ... (черепаха).
6. Сам он весит десять тонн,

Программа коррекционно – развивающих занятий

52
А зовут беднягу ... (слон).
ЗАНЯТИЕ 25
Цель: Развитие мелкой моторики, общей координации,
концентрации внимания, мышления, памяти.
ПЛАН:
1. Графический диктант.
3
1
3
2
3
2. Упражнение “Художник”.
Нарисовать одновременно двумя руками геометрические
фигуры: правой рукой круг, левой – ромб. Затем с закрытыми глазами
выполнить следующее: правой рукой вписать в нарисованный ранее круг
квадрат, а левой вписать в нарисованный ранее ромб круг.
3. Упражнение “Глаголы”.

Программа коррекционно – развивающих занятий

53
­ Сейчас я буду читать стихотворение, которое называется
“Пять малышей”. А вы должны внимательно слушать и записать в тетрадь
все глаголы, которые услышите в нем.
Один малыш качается в саду,
Два малыша купаются в пруду,
Три малыша ползут к дверям в квартире,
А в эту дверь стучат еще четыре.
С пятью другими тоже все в порядке.
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились – ясно и ежу,
Но я глаза зажмурил и вожу:
“Один, два, три, четыре, пять,
Ну, берегитесь, я иду искать!”
4. Упражнение “Четвертый лишний”.
Зачитываются четыре слова, три из которых связаны
между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным.
Предлагается найти это “лишнее” слово и объяснить, почему оно
“лишнее”.
1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.
2. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
3. Часы, очки, весы, термометр.
4. Река, озеро, море, мост.
5. Береза, сосна, земляника, дуб.
6. Дедушка, учитель, папа, мама.
7. Минута, секунда, час, вечер.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов.
5. Упражнение “Нарисуй картинку”.

Программа коррекционно – развивающих занятий

54

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл