Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта
Оценка 4.9

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
13.02.2017
Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта
Принцип комплексного психологического обследования представляет собой важнейший принцип построения психологического обследования ребенка, в котором собственно диагностическая работа образует лишь одну из нескольких его составляющих. Соответственно только комплексное психологическое обследование ребенка может стать достаточной основой для выявления подлинных причин возникновения его проблем и трудностей, а значит послужить полноценной базой для построения программы индивидуальной психологической помощи, что, как известно, соответствует принципу коррекционной направленности диагностики.
программа психологического обслед..docx
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ школьника с нарушением интеллекта Любая оценка, высказанная  по поводу психического развития ребенка, может существенно повлиять на условия дальнейшего развития маленького человека, прежде всего на отношение к нему родителей, учителей и других лиц,  участвующих в его воспитании. Но, как показывает анализ обширной  литературы, посвященной разным аспектам психодиагностики в области  образования, большинство авторов уделяют основное внимание вопросам  собственно диагностической работы (диагностике в узком смысле слова), не  учитывая в должной мере того обстоятельства, что психологическое  обследование ребенка всегда шире собственно диагностического его блока.  Другими словами, многими практическими психологами часто явно  недооценивается тот принципиальный факт, что никакая самая лучшая  психологическая методика не имеет самостоятельного диагностического  значения, и попытка решения любой диагностической задачи  предполагает построение программы соответствующего  психологического обследования, опирающегося, в свою очередь, на  комплекс диагностических методик. При этом составление такого  комплекса — одна из наиболее важных и требующих квалифицированного  подхода задач в психодиагностической работе. Однако не только огромная «цена» возможной ошибки делает необходимым  тщательный и разносторонний анализ психического развития ребенка. Даже в  случае обращения по поводу сугубо частных трудностей необходимость  широкого психологического обследования диктуется целостным характером  процесса развития, а значит, невозможностью существования изолированных  проблем и необходимостью принять во внимание множественность их  возможных источников. Например, в качестве частой жалобы  как со стороны  родителей, так и учителей звучит недовольство недостаточной  сосредоточенностью ребенка: у дошкольников и детей младшего школьного  возраста часто подозревают наличие нарушений внимания. Тем не менее  психологическая практика показывает, что в таких случаях нарушения  внимания встречаются весьма редко. Реально, за такой жалобой может стоять и недостаточная  сформированность функции произвольного контроля за  своей деятельностью, и высокая тревожность, и слабая мотивация в  деятельности, и неадекватные возрасту ребенка требования со стороны  родителей, и интеллектуальная слабость (разной степени — от низкой нормы  и задержки умственного развития до собственно умственной отсталости), и  многие другие причины. Сложная, неоднозначная связь между симптоматикой поведенческих и иных  проблем, которые имеют место у детей разных возрастных групп, с одной  стороны, и психологической природой этих проблем — с другой, обязывают  психолога проводить комплексное психологическое обследование ребенка,  которое должно включать изучение социальной ситуации и истории его  развития  а также анализ познавательной и эмоционально­личностной  сфер развития (в более или менее развернутой форме, что зависит от  особенностей конкретного случая). Данное требование ни в коем случае не  является избыточным, учитывая принципиальную многозначность  подавляющего большинства проблем детского развития.  Таким образом, принцип комплексного психологического обследования  представляет собой важнейший принцип построения психологического  обследования ребенка, в котором собственно диагностическая работа  образует лишь одну из нескольких его составляющих. Соответственно только  комплексное психологическое обследование ребенка может стать  достаточной основой для выявления подлинных причин возникновения его  проблем и трудностей, а значит послужить полноценной базой для построения программы индивидуальной психологической помощи, что, как известно,  соответствует принципу коррекционной направленности диагностики.  Каким образом реализуется принцип комплексного психологического  обследования ребенка.  Анализ каждого конкретного случая представляет собой довольно объемную  работу, требующую определенной организации. Наиболее рациональной  представляется такая последовательность этапов исследования конкретного  случая. Этап сбора предварительной информации. Получение информации о  жалобах и запросе в первичной беседе с родителями, а также имеющихся  сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц; здесь же проводится подробная беседа с родителями, направленная на  получение сведений о предшествующих периодах развития ребенка, его  здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально­ бытового плана (психологический анамнез ребенка); изучение практического  запроса к психологу и формулирование гипотез относительно  психологической проблемы ребенка. Здесь также может иметь место  наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке (обязательно для  психологов, работающих в детских учреждениях). Этап экспериментально­психологического обследования. Определение  общей стратегии обследования и составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально­психологического обследования ребенка.  Собственно проведение обследования и анализ продуктов деятельности  ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.);  проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин  имеющихся трудностей и нарушений. Аналитический этап. Обработка совокупности полученных данных,  постановка психологического диагноза, составление условно­вариантного  прогноза и разработка рекомендаций для программы психокоррекционной  работы. Заключительный этап. Беседа с родителями или иными лицами,  обратившимися к психологу, относительно результатов обследования,  обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная  выработка программы психолого­коррекционных мероприятий. Для квалифицированного решения психологической проблемы специалисту  требуется собрать сведения по следующим основным разделам: 1) информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет  ребенок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми  лицами (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или  других посещаемых учреждениях); 3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе  обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях); 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и  эмоционально­личностной сфер ребенка. Только на основе такой информации психолог может дать общую оценку  уровня развития ребенка, определить сущность трудностей ребенка, оценив  степень их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с их  появлением, определить сферы воздействия с целью устранения или  ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную  программу или предложения по психотерапии. Все перечисленные виды и  источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают  специфические средства и методы ее получения. Как известно, методики психологического обследования делятся на  стандартизованные (тесты) и клинические, с принципиально разной  методологической основой и стратегией применения. Поэтому рассмотрим  подробнее основные правила обследования, соответствующие двум названным типам методик. ОСОБЕННОСТИ  ПАМЯТИ И  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ у обучающихся  с нарушением интеллекта В   процессе   многообразной   деятельности   человеку   часто   необходимо использовать   приобретенные   знания   и   накопленный   опыт.   Это   становится возможным   на   основе   памяти.  В   памяти   выделяют   три   процесса: запоминание,   сохранение   и   воспроизведение   прошлого   опыта   и   текущих событий. Процессы   запоминания,   сохранения   и   воспроизведения   у   детей   с умственной отсталостью имеют определенные особенности. Запоминание   может   быть   преднамеренным   и   непреднамеренным.   У нормальных   школьников   эффективность   преднамеренного   запоминания значительно   выше   непреднамеренного.   У   умственно   отсталых   младших школьников не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед   непреднамеренным.   Однако   у   учащихся   старших   классов   под воздействием   коррекционных   мероприятий   преднамеренное   запоминание существенно   улучшается.   Возрастает   произвольность   деятельности,   ее планомерность.   Вследствие   этого   сама   организация   процесса   запоминания поднимается на более высокий уровень. Сохранение   того   или   иного   материала   в   памяти   у   учащихся   с умственной   отсталостью   имеет   свои   особенности.   Нарушение   процесса сохранения у детей выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных   ассоциаций.   Причины   этого   кроются   в   функциональных нарушениях   процессов   высшей   нервной   деятельности   (слабость замыкательной   функции,   патологическая   инертность   нервных   процессов возбуждения и торможения и т. д.). Функциональные нарушения, как известно, тесно связаны с первичным дефектом — органическим поражением головного мозга.   Но   на   особенности   процесса   сохранения   большой   отпечаток накладывают  вторичные  нарушения —  личностное  недоразвитие  умственно отсталых. По  этой причине  зачастую  сохраняется  не смысловое  целостное содержание запоминаемого материала, а отдельные фрагменты, броские по цвету, форме, звучанию и т. д. Практика обучения умственно отсталых детей показывает, что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику в том случае, когда коррекционная работа направляется на формирование общественно   значимых   интересов,   умения   самостоятельно   выполнять отдельные этапы деятельности, способности адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности и т. д. Воспроизведение находится в зависимости от качества запоминания и сохранения. У детей с  умственной отсталостью  этот  процесс  также  имеет свои   особенности.   При   отсроченном   и   моментальном   воспроизведении обнаруживаются   привнесения   и   замещения;   нередко   воспроизведенный материал   искажается.   Причем   при   отсроченном   воспроизведении   эти недостатки   оказываются   выраженными   в   большой   степени.   В воспроизведенном   материале   нередко   обнаруживаются   отождествления, нарушение   последовательности,   Наибольшие искажения встречаются при воспроизведении словесного материала.   неполнота   содержания. Представления   —   это   вторичные   образы   действительности;   они являются   воспроизведением   образов   восприятия.   У   детей   с   нарушением интеллекта   представления   отличаются   недифференцированностью, фрагментарностью,   Произвольное   оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях  имеется  тенденция  к  утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов.   расплывчатостью. Формирование   смысловых   и   ассоциативных   связей   у   умственно отсталых протекает с большими нарушениями. Смысловые связи искажаются, замещаются   привнесениями,   оказываются   структурно   неоформленными. Ассоциативные связи быстро угасают, случайно заменяются. Образная память преобладает над словесно­логической. Специальная   коррекционная   работа   способствует   устранению недостатков   памяти   и   представлений.   Проведение   учебно­воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания — один из самых эффективных   путей   оптимизации     сохранения   и воспроизведения.   В   специальной   психологии   имеется   указание   на   то,   что после десятилетнего возраста у умственно отсталых детей при специальной коррекционной   работе   особенно   заметно   начинает   развиваться   логическая память. Это объясняется возрастным созреванием, развитием мыслительной деятельности,   формированием   личностных   структур,   приводящим   к осознанному   и   целенаправленному   запоминанию   и   усвоению   материала, пониманию важности учебной и практической деятельности. запоминания, Исследование логической и механической памяти Необходимый материал: заранее подготовленные пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой — пары слов, не связанные по смыслу, например: 1) нож — резать, ручка — писать, ученик — школа, курица — яйцо, лед — коньки; 2) небо — рак, рыба — песня, ботинки — стол, дерево — крыша, спички — кровать. Ход выполнения задания   Испытуемому   предлагается   их   запомнить. Экспериментатор медленно зачитывает пары слов из первой, а затем из второй колонки.   После   этого экспериментатор называет начальные слова из первой колонки, испытуемый должен   назвать   соответствующее   парное   слово.   Аналогичная   работа производится со словами второй колонки. Затем сопоставляются те и другие данные. Исследование зрительной памяти Необходимый материал: заранее подготовленные два десятка картинок. Ход выполнения задания Экспериментатор   предъявляет   (с   интервалом   в   две   секунды)   картинки   из первого   десятка.  Затем   нужно   сделать   десятисекундный   перерыв.   Следует перемешать   предъявлявшиеся   картинки   с   картинками   из   второго   десятка. Затем   надо   разложить   все   двадцать   картинок   на   столе.   После   этого испытуемому   предлагается   назвать   те   картинки,   которые   были   ему предъявлены в начале эксперимента. Полученные результаты выражаются в процентах. Исследование словесно­логической памяти Необходимый материал: короткий рассказ с четкими смысловыми единицами. Ход выполнения задания Экспериментатор   читает   рассказ   и   просит   испытуемого   воспроизвести   его содержание. Галка и голуби Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела   в  голубятню.  Голуби   приняли   ее   как   свою,   накормили,  но   она   не удержалась и закричала по­галочьи. Тогда голуби увидели, что она галка, и выгнали ее. Она вернулась было к галкам, но те ее не признали и тоже не приняли. Подсчитывается количество и полнота воспроизведенных смысловых единиц. Исследование условий продуктивного запоминания Необходимый материал: заранее подготовленные две колонки слов. работа к­рова солома плат­к мост с­мка пещера р­чка мотор путь роща спич­а дров­ стак­н Ход выполнения задания Испытуемому предлагается переписать первую колонку слов. Затем дается задание переписать вторую колонку слов и при этом вставлять пропущенные буквы.   После   этого   письменная   работа   забирается.   Испытуемому предлагается назвать все слова, которые он помнит, из первой, а затем из второй   колонки.   В   итоге   подсчитывается   и   сопоставляется   количество воспроизведенных слов из первой и второй колонок. В выводах отмечается влияние особенностей деятельности на продуктивность запоминания.  Исследование полноты и точности представлений Необходимый   материал:   заранее   подготовленная   картинка   с   изображением рыбы. Ход выполнения задания Испытуемому предлагается рассмотреть картинку, а затем воспроизвести ее в собственном   рисунке.   Затем   экспериментатору   следует   проанализировать рисунок в  Исследование памяти    Методика «10 предметов»  Стимульный материал. Карточка, на которой нарисовано 10 разных  предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии  друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного  альбомного листа. Инструкция. Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные  предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты  мне расскажешь, что здесь нарисовано. Проведение теста. После инструкции детям дают на 2­3 минуты картинку.  Маленьким детям можно помочь, рассматривая картинки с ними вместе и  называя нарисованные предметы, обращая при этом внимание ребенка на то,  что ему их надо хорошенько запомнить. Таким образом, создается  дополнительная установка на запоминание. После того как ребенок  рассмотрел предметы, карточку у него отбирают, напоминая о том, что через  некоторое время (20­30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные  предметы. При воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы  были нарисованы, можно добавить: «Помнишь, я тебе говорила о том, что их  надо хорошенько запомнить?». Количество правильно воспроизведенных  предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют.  Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет,  что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив,  какие предметы он забыл назвать. Таким образом можно выявить способность  ребенка к узнаванию­ Обычно карточку предъявляют повторно только при  плохом воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1­3 предмет Анализ результатов. Нормой считается воспроизведение 4­6 предметов. Если  ребенок не может вспомнить ни одного предмета либо вспоминает их  неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения,  однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с  нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции  деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не могут сосредоточиться на задании). Тест «10 слов» Стимулъный материал. Ряд из десяти не связанных между собой слов. Для  детей 4,5­6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк. Инструкция, Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые  ты должен будешь запомнить и повторить мне в конце занятия. Проведение теста. После инструкции взрослый медленно (с интервалом в 1­2  секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. По окончании он  просит ребенка повторить их; в случае необходимости исправляя сделанные  ребенком ошибки, взрослый записывает, сколько было сделано ошибок. Затем  ребенка просят повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не  повторит все слова правильно. После того как ребенок воспроизведет весь ряд слов, взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз. Примерно  через 20­30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем теперь  взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено  правильно. Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных с первого раза  слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для  запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. Норма для детей 5­ 6 лет ­ воспроизведение 4­5 слов при первом воспроизведении и запоминание  всего ряда после 2­3 повторений. При отсроченном воспроизведении (через  20­30 минут) в норме дети должны воспроизвести 5­7 слов. Если ребенок не  мог воспроизвести даже 2­3 слова, как при мгновенном, так и при  отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5­7 повторений,  это говорит о низком уровне непосредственной памяти. Можно  предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности,  однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких­то интеллектуальных  отклонениях или нарушениях. Для исследования опосредованной памяти можно использовать тест  «Пиктограмма» Стимульный материал. Лист белой бумаги (стандартный лист А4), простой  карандаш и набор слов и словосочетаний для запоминания. Для детей 10 лет  может быть использован следующий набор из 12 слов:  веселый праздник,  вкусный ужин,  строгая воспитательница,  тяжелая работа,  теплый ветер,  болезнь,  обман,  расставание,  развитие,  слепой мальчик,  страх, веселая компания. Инструкция. Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их  запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что­нибудь, что тебе  напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить  рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать  картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно  передавали смысл слова. Проведение теста. Приведенные выше слова и словосочетания медленно  читают вслух, а дети рисуют, что им придет в голову. На каждый рисунок  отводится 1­2 минуты. При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал.  Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нем надо уместить все  картинки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго­ третьего слова. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и  добавлять что­то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а ее связь с произнесенным словом. Если ребенок  продолжает рисовать, ему читают следующее слово. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы  было видно, какой рисунок к какому слову относится. (Если ребенок умеет  считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам). Через 20­30 минут после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и  просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им  диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также  количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова «разлука» ребенок говорит «расставание» или вместо «вкусный ужин» ­ «сладкий  ужин», это ошибкой не считается. Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных слов говорит  об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем  непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10­ 12 слов (то есть практически стопроцентное воспроизведение). Уровень развития образного мышления исследуют при помощи  анализа рисунков. У детей с низким уровнем мышления рисунки мало  связаны с темой, либо эта связь поверхностная, а у детей с высоким уровнем  образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например,  для «вкусного ужина» может быть нарисован или торт, или стол с каким­то  блюдом, или тарелка с едой и т.п. Для «болезни» может быть изображен и  больной человек (например, с перевязанной ногой или лежащий на кровати), и  больничная кровать, и больница.  Следует обратить внимание на характер рисунков к словам разной сложности, специально подобранным в пиктограмме. Так, придумать рисунок,  изображающий вкусный ужин или строгую воспитательницу, детям намного  проще, чем болезнь или обман. Наиболее сложными считаются слова «теплый  ветер» и «развитие». Норма для пятилетних детей ­ адекватные рисунки для  простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов.  Дети 6 лет и старше должны адекватно изображать все слова пиктограммы. Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически  однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время  правильно воспроизводит слова. В данном случае низкий уровень мышления  компенсируется хорошей механической памятью. Низкий уровень развития и  памяти, и мышления может в какой­то степени быть показателем общего  интеллектуального отставания ребенка. Большой интерес представляет сравнение данных о непосредственном и  опосредованном запоминании, так как хорошо развитое образное мышление  может компенсировать недостаток памяти. Ребенок способен воспроизводить  нормальное количество слов (10­12) в пиктограмме, однако при  непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы,  например, всего 3­5 слов   Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, его неумение уложиться в  отведенное время может говорить о ригидности (трудности переключения с  одной деятельности на другую), замедленном темпе деятельности, а также о  тревожности, неуверенности в себе. Естественно, по одному тесту трудно  сделать окончательный вывод об этих качествах, поэтому следует просто отметить их существование и, в дальнейшем, при использовании других  тестов, обратить особое внимание на эти качества, проверив более объективно их наличие. Если у ребенка во всех рисунках присутствует сквозная тема  которая мало видоизменяется (например, везде рисуются люди в разных  положениях ­ больные, веселящиеся и т.д.), также можно предположить  наличие определенных личностных качеств y данного ребенка ­ например,  общительность, тревога и т.п. О личностных проблемах говорит и отказ  ребенка рисовать какое­то определенное слово (например, «страх» или  «обман») при том, что остальные слова он рисует нормально. Однако эти  признаки также надо только отметить, так как для более точного  исследования этих проблем и личностных особенностей детей используют  другие методики. Анализ расположения рисунков/на листе бумаги показывает способность  ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно  учитывать при диагностике шестилеток, так как это является одним из параметров, характеризующих готовность ребенка к обучению в школе.  Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той  последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не  требуется их специально нумеровать в конце пиктограммы. При этом  изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. При низком уровне организации рисунки хаотически разбросаны по  листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне, ребенку приходится переворачивать листок, чтобы уместить все  слова. Зрительная память Эталоны для исследования зрительной памяти "6 фигур" и "Лето". "Шесть фигур".Очевидно, что используется только один ряд, остальные ­  для динамического наблюдения (ретеста). Перед ребенком на 10­15 секунд выкладывается набор из 6 фигур.   И.: "Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как  можно точнее". Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что  запомнил. При неудовлетворительном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз  ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура  повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с  третьего раза. Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20­25 минут  (заполненные другими заданиями) без дополнительного предъявления  эталона.   И.: "Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз".  Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное  изображение, утрата порядка). Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же  инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. Требуется только  одно воспроизведение; после этого через 20­25 минут исследуется прочность  запоминания, как и в пункте а.        Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные  различия в сфере зрительной памяти. "Шесть букв".  Инструкция и условия проведения теста ­ как и в пункте 1 а, б. Эталоны для  исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже  вариантов): ЕИРКГУ; ДЯВСРЛ; НЮБКИЬ; ОУЗТЩЧ. Сюжетная картинка "Лето".   Перед ребенком на 20 секунд кладется картинка "Лето". И.: "Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы  сфотографировать ее". После чего эталон убирается, и ребенку задаются  вопросы: Какое время года на картинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (Экспериментатор указывает левый нижний угол  чистого листа.) Там нарисован пруд; что находится в пруду и рядом с ним? Какие еще животные и растения есть на картинке? Кто чем занимается? Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает это место  крестиком на чистом листе бумаги.) Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации  исследуется через 20­25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист. И.: "Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно  схематично: просто поставь крестики и очерти границы той или иной фигуры  или фрагмента". Таким образом,  для исследования особенностей памяти учащегося  было  использовано  более 10  диагностических методик.

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта

Программа психологического обследования школьника с нарушением интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017