Статья "Организация работы в инклюзивном классе"
Оценка 4.9

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
25.02.2019
Статья "Организация работы в инклюзивном классе"
В статье раскрывается понятие "Инклюзивное образование", роль учителя в начальных классах, где обучаются дети с ОВЗ, даются ответы на вопросы, чем отличается урок в обычном и инклюзивном классе, как организовать и провести урок в таких классах, используя определенный режим работы и оптимальные условия для организации деятельности на уроке детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация работы в инклюзивном классе.docx
Гарькина Ирина Вячеславовна МБОУ СОШ № 4 г. Рассказово, Тамбовская область ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ            Добрый день, уважаемые коллеги.   Позвольте поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать творческих успехов, здоровья, бодрости духа и оптимизма. Свое выступление хочется начать с притчи.    Притча “В школе животных”      Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему­то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет   к   директору.   Кролики   делали   сенсационные   успехи   в   беге,   но   им пришлось   нанимать   индивидуального   преподавателя   по   плаванию.   Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов,   были   объявлены   “неспособными   развиваться”.   И   их   послали   в специальный класс, в отдаленную нору  суслика.  Возникла  проблема. Какая, по Вашему мнению?       В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов юридических, экономических, социальных и других прав инвалидов.    В Российской Федерации в интересах детей с ОВЗ   утверждена Национальная стратегия действий на 2012­2017 годы. С 1 сентября 2016 года вступили в силу государственные   стандарты   образования   школьников   с   ОВЗ   и интеллектуальными нарушениями. Одним из направлений является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.             Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания   процесса   обучения   детей   с   особыми   потребностями   в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для   всех,   в   плане   приспособления   к   различным   нуждам   всех   детей,   что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.      Основным приоритетом инклюзивного образования  является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются Для   педагогов,   работающих     с   детьми     с   ОВЗ,   особой   актуальностью вместе   со   своими   сверстниками   по   месту   жительства   в   массовой общеобразовательной   школе,   где   им   оказывается   необходимая   специальная поддержка.               В   последние   годы   в   образовательных   учреждениях   нашего   города обучаются   дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ),   что предъявляет   новые   и   более     высокие   требования   ко   всем   педагогам, работающим   в   школе.   Инклюзивное     образование   предполагает,   что   дети   с различными   особенностями,   должны   быть     включены   в     образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.   становится  развитие следующих  характеристик:  1) направленность на ребёнка, включающую в себя: ­ положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними; ­ стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ; 2) интеллектуальная гибкость: ­ навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с   ограниченными возможностями здоровья; 3) профессиональная компетентность: ­ знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах; ­ знания специальных технологий сопровождения ребенка с ОВЗ; ­ навыки  проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ 4) поведенческая гибкость: ­ навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту; ­ знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.     Учитель – это  координатор инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно­образовательного   родителями   и процесса: учащимися.Это – человек, которому в инклюзивном пространстве обзательно должны   оказывать   помощь   учителю   такие   специалисты,   как   учитель­ дефектолог,   учитель­логопед,   педагог   ЛФК,       социальный   педагог,     тьютор. Последние единицы в наших школах, к сожалению, отсутствуют. Поэтому вся нагрузка ложится на плечи  учителя.    Современный этап развития инклюзивного образования в современной России сопряжен с множеством противоречий и проблем: пробелы в законодательстве, недостаточность   научных   исследований   и   апробированных   методических разработок.   Педагоги   и   администрация   образовательных   учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками   образовательного   процесса,   где   центральной   фигурой   является      командой   специалистов,   администрацией, ребенок. Главные вопросы, которые   возникают   у педагогов, работающих   в классе с «особенными» детьми, связаны с уроком:  ­ каким должен быть урок в инклюзивном образовании? ­ чем инклюзивный урок отличается от традиционного? ­ как спроектировать инклюзивный урок?  И как его полноценно реализовать?    К сожалению, в практике инклюзивного образования нет однозначного ответа на данные вопросы, однако попытки решения предпринимаются. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями  большое   количество  использования здоровья,   должен   предполагать наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными   нарушениями   при   восприятии   материала   опираются   на сохранное   у   них   наглядно­образное   мышление.   Не   могут   в   полном   объеме использовать   словесно­логическое   мышление,  поскольку   оно   у   них   нарушено или  имеет замедленный характер.     Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого   ребенка,   учитывая   его   индивидуальные   особенности,   структуру дефекта, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.  Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе. Ход   урока   зависит   от   того,   насколько   соприкасаются   изучаемые   темы   у учеников   с   разными   образовательными   потребностями,   как   они   усвоили предыдущую   тему,   какой   этап   обучения   взят   за   основу   (изложение   нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном   дидактическом   материале,   индивидуально   подобранном   для   каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель   сначала   объясняет   новый   материал   по   типовым   государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют   самостоятельную   работу,   направленную   на   закрепление   ранее изученного.  Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности  в развитии,   организует   работу,   предусматривающую   анализ   выполненного задания,   оказание   индивидуальной   помощи,   дополнительное   объяснение   и уточнение,   объяснение   нового   материала.   Такое   чередование   деятельности педагога продолжается в течение всего урока.       При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки­инструкции,   в   которых   отражен   алгоритм   действий   школьника, приведены   различные   задания   и   упражнения.   Такой   педагогический   прием используется как  с детьми с сохранными психофизическими  возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Если учитель не в     состоянии   уделять   много   времени   на   уроке   учащемуся   с   умственной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом заданий.   Или,   наоборот,   если   учитель   вынужден   отвлечься   для   объяснения сложной темы для детей с ограниченными возможностями, значит, сильные дети выполняют какие­то задания по карточкам. При организации режима урока в инклюзивном классе     учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (олигофрения и ЗПР): 1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными. Начало урока:        Первый   вариант   работы   –   «особенные»   дети   работают   по   карточкам   на закрепление   предыдущей   темы   (в   это   время   учитель   работает   с   остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего   урока   и   дети   должны   дать   этим   понятиям   письменную характеристику.   При   этом   карточка   может   содержать   слова­подсказки   или предложения   с   пропущенными   словами,   чтобы   детям   было   проще   дать определение понятию. Также можно использовать задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой   должны   указать   какому   понятию   соответствует   то   или   иное определение). После предложить карточки с практическими примерами.   Второй   вариант   –   пока   «обычные»   учащиеся   работают   по   карточкам   на закрепление   предыдущей   темы   (т.к.   они   более   самостоятельны),   учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Словарную  работу  включать  обязательно (устно  или  по  карточкам).  Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно   учитель   предлагает   детям   10   уже   известных   им   понятий,   касающихся пройденных   тем.   После   этого   карточки   с   понятиями   убираются,   а   у   себя   в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети   устно   дают   определения   этим   словам.   После   этого   предлагается выполнить   практическое   задание   на  доске   или   другое   практическое   задание, чтобы дети  вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями. Начало урока с детьми, имеющими нарушение с интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала. Основной ход урока:    Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам,   отрабатывая   новую   тему.   В   это   время   учитель   в   «доступном» варианте   объясняет   новую   тему   детям   с   ограниченными   возможностями здоровья.   При   этом   используются:   наглядность   (каждое   действие   или   слово должно   быть   подкреплено   картинкой,   схемой,   карточкой,   практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме.  Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют   задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные»  дети выполняют индивидуальные   задания,   связанные   с   новой   темой,   а   в   это     время   учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми. Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно  предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания  самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам   содержание новой темы, и только  потом предложить   им  самостоятельные   задания и  переключиться  на проверку заданий, выполняемых сильными  учениками.         2. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.  Устные задания выполняются по следующему алгоритму: ­ учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети   или один   ребенок   проговаривают   задание   после   учителя;   можно   использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; ­ учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что  потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь  нужно использовать   карточки   с   алгоритмом   действий,   иллюстрации,   отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц; ­ пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с   чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с  учителем; ­ итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети). Письменные задания: ­ учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети   или один   ребенок   проговаривают   задание   после   учителя;   можно   использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; ­   детям   раздаются   карточки   с   заданием   для   самостоятельного   выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий); ­ проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения. 3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования   наглядности   для   упрощения   восприятия   материала. К.Д.Ушинский придавал большое значение наглядному обучению как методу, т.к.   дети   с   интеллектуальными   нарушениями   при   восприятии   материала опираются на сохранное у них наглядно­образное мышление.  Что должен учитывать и знать учитель при использовании средств наглядности: ­ учитывать роль наглядности в решении учебных задач; ­ учитывать, будут ли понятны данные пособия учащимся; ­ учитывать функции наглядных пособий в данном учебном процессе: наглядные пособия могут использоваться для создания у учащихся конкретных представлений   об   изучаемом   предмете,   явлении   или   событии;   наглядные пособия   могут   использоваться   для   каких­либо   с   ними   действий;   наглядные пособия могут использоваться как наглядная опора абстрактных понятий; ­   знать   возрастные   и   индивидуальные   особенности   учащихся:   наглядный материал   должен   быть   ярким   и   интересным,   но   не   должно   быть   избытка наглядности,   потому   что   низкий   объем   восприятия   и   внимания   у   детей   с нарушением интеллекта не позволит изучить каждое пособие досконально; ­ учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема; ­   наглядный   материал   должен   способствовать   познанию,   а   не   простому пассивному разглядыванию картин или предметов. 5. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности: а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание; б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине  урока; в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления); г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини­постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции   детей   и   связывает   знания   с   жизнью).     Учащиеся   с   ограниченными возможностями   здоровья   усваивают   темы   по     специальным   (коррекционным) образовательным программам. В зависимости   от сложности изучаемой темы, объяснение   домашнего   задания   имеет     индивидуальный   или   фронтальный характер. Его проверка проводится  поочередно или совместно в зависимости от сложности   задания   для     самостоятельной   домашней   работы,   а   выполнение оценивается с учетом  индивидуальных возможностей каждого ученика.       Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Математика», а также творческие работы (сочинение, изложение) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия. Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке:  ­ рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; ­ выбор цели и средств ее достижения; ­ регулирование действий учеников;  ­ побуждение учащихся к деятельности на уроке;  ­   обязательное   использование   практических   и   наглядных   методов: рассматривание   и   манипуляции   с   натуральными   предметами,   картинками; работа со схемами, таблицами ­ развитие интереса к уроку;  ­ чередование труда и отдыха (динамические паузы, пальчиковые игры и т. д.)          Для того чтобы урок был динамичным, продуктивным и интересным для каждого   ребенка   важно   применять   разнообразные   методы   обучения, предусмотреть   смену  видов   деятельности  на   уроке.  Концентрически преподносимый   материал   урока   позволяет   учащимся,   переходя   от   простых заданий   к   сложным,   повторить   и   закрепить   пройденный   материал,   успешно справиться с предложенными упражнениями.                Дети с ОВЗ отличаются и по своим способностям, и по особенностям психофизического  развития.  У всех  учащихся выявлены нарушения устной и письменной   речи,   проблемы   поведения.  Часто   отвлекаются,   не   могут   долго сидеть за партой, тонус мышц либо повышенный, либо пониженный, моторика практически   не   сформирована;   они   быстро   устают,   отмечается   колебание работоспособности,   продуктивность   деятельности   уже   к   середине   урока снижается.   Эти   дети   с   трудом   владеют   своими   эмоциями.   Более   тревожны, обидчивы,   уязвимы.   Они   –   разные,   и   это   разнообразие   обязывает   искать индивидуальный   подход   к   ученикам   и   использовать   особые   методики преподавания.   Они   могут   нормально   жить   и   успешно   обучаться   только   в доброжелательной, спокойной,   предсказуемой обстановке.   На   уроке   должна   быть   создана   атмосфера   полного   контакта   с Учителем, атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.    ритмичной,   стабильной,   Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение   дается   трудно,   и   есть   которым   что­то   может   мешать   учиться. Мастерство педагога и состоит в том, чтобы увеличить вероятность получения желательных   состояний   ученика   и   уменьшить   вероятность   получения нежелательных   состояний.  Партнерские   отношения   педагога   и   учащихся создают   особое   позитивное   отношение   школьников   к   учебному   процессу, повышая эффективность обучения.

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"

Статья "Организация работы в инклюзивном классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019