Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
21.02.2019
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важную роль для его успешной в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.
Программа коррекционно-развивающих занятий.doc
Низкая мотивация младших школьников
Психологические рекомендации взрослым от психолога
1. При низкой мотивации, следует учитывать, что для детей общение
со взрослыми и с другими детьми обычно представляет самостоятельную и
важнейшую ценность. Поэтому основная линия рекомендации –
разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающих
познавательные элементы.
2. Если в обследовании у ребенка обнаруживается полное отсутствие
познавательной направленности, то можно предположить, что совместных
познавательных занятий взрослые с этим ребенком просто никогда не вели, а
за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье.
3. Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и
обратной: когда родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком
рано и в неподходящие формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить
читать, писать и считать. Педагогическое безграмотное обучение может
прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами.
Выход и в этом случае то же: совместные занятия с познавательной
направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя,
вдалбливающего знания нерадивому ученику. Простейшие варианты
совместных познавательных занятий с ребенком младшего школьного
возраста – это наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и
доступный объект для таких наблюдений – фасоль); или фиксация изменений
в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе
родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему
школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов
появляются каждую неделю. 4. Какой – либо кружок с познавательной направленностью может
помощь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных
ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто – ни будь из
более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей
или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить
характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не
обычного «подтягивания» отстающего, скажем, по математике. Значимость
общения со старшим ребенком может оказаться условием «запуска»
познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно
должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде
«клуба по интересам», в котором сами принимают посильные участие. Программа коррекционноразвивающих занятий
для детей, имеющих низкий уровень
учебной мотивации.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет
важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у
ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования,
показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность
в отборе и запоминании необходимой информации.
Гуманизация образования требует формирования ребенка как
субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является
основным фактором, влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение
школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими
учащимися коррекционноразвивающих мероприятий по развитию мотивов
учебной деятельности.
Программа коррекционноразвивающей работы по развитию
учебной мотивации и учебнопознавательных мотивов у детей имеет два
направления:
методические рекомендации для учителей начальных классов. При
составлении методических рекомендаций были использованы материалы
А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой, Н.Ф.Талызиной; программа
коррекционноразвивающих занятий. При составлении программы
коррекционноразвивающих занятий были использованы материалы и
рекомендации Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.
Методические рекомендации для учителей начальных классов
Формирование учебнопознавательных мотивов младших школьников, должно
явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов.
Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо
учитывать следующие рекомендации:
1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели
для него внутренней значимости (посредством положительного оценивания,
похвалы и т. д.);
2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда,
связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью. 3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или
удерживать те, что поставил учитель;
4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и
путей достижения целей;
5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся,
углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно
следственных связей.
Программа коррекционноразвивающих занятий
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебнопознавательных
мотивов у учащихся начальной школы.
Задачи программы:
формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах,
явлениях, действиях;
знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии
причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
формирование знаний о различных знаковых системах;
формирование умения ставить перед собой цель или удерживать
предложенную учителем;
формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Адресат коррекции: учащиеся 14х классов, имеющие низкий уровень
учебной мотивации.
Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты
учебной деятельности учащихся.
Средства коррекции:
вербальнокоммуникативные;
орудийноманипулятивные;
изобразительнографические;
экспрессивномимические.
Форма коррекции: групповая. Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия
проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Структура занятий:
организационная часть. Приветствие;
основная часть. Игровой блок;
заключительная часть. Рефлексия.
Занятие № 1
Тема. Знаки и символы
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую
фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент
начала занятия.
2. Основная часть:
игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на
20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом)
предмет, названный психологом. Интервал между словами 35 секунд. Далее
проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет
подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.
Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы
моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.
игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" дети опускают
руки вниз; "вода" дети вытягивают руки вперед; "воздух" поднимают руки
вверх; "огонь" вращают руками в локтях.
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и
двигательного анализатора.
3. Рефлексия:
игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую
фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент
окончания занятия. Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);
игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 10 отличиями,
которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена
на концентрацию внимания.
2. Основная часть:
игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов
и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям
предлагается поиграть в эту игру друг с другом.
Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации,
развитие внимания, словарного запаса, кругозора.
игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются
стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с
различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу,
должен провести отряд тем же путем.
Цель: развитие моторнослуховой памяти, объема и концентрации внимания,
снятие двигательной расторможенности, негативизма.
3. Рефлексия:
игра "Настроение в цвете" (на конец занятия); упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания
себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая
"звездочка", средняя "флажок", низкая "грибок", ребенок выбирает тот
предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий,
объясняя при этом свой выбор.
Занятие № 3
Тема. Противоположности
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или
иное эмоциональное состояние).
2. Основная часть:
игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать
противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и
грустное и т.д.).
Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и
передавать свое эмоциональное состояние.
беседа обсуждение детских рисунков.
упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один
из которых по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с
другом.
Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам,
развитие умения дифференцировать признаки на существенные и
несущественные, развитие коммуникативных навыков.
3. Рефлексия:
игра "Настроение" с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия). Занятие № 4
1. Организационная часть:
приветствие;
Тема. Ассоциации
игра "Настроение" с помощью пиктограммы.
2. Основная часть:
игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают
различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные
пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.
Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного
запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.
игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические
фигуры, которые нужно дополнить чем либо, чтобы получился законченный
предмет, явление.
Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.
3. Рефлексия:
игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
упражнение "Шкала роста". Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение в цвете" (на начало занятия).
2. Основная часть:
упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное
время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается
оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.
Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации,
развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и
других.
игра "Самый самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем
поступке в своей жизни.
Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости,
адекватной самооценки.
3. Рефлексия:
игра "Настроение в цвете" (на конец занятия); упражнение "Шкала роста".
Занятие № 6
Тема. "Умное предложение"
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из
которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое
красивое предложение, самое быстро составленное предложение, самое
правильное предложение.
Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее
и частное; развитие навыка оценивания себя и других.
игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить
предложения на тему "Моя школа".
Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.
3. Рефлексия:
игра "Настроение в цвете"; обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";
упражнение "Шкала роста".
Занятие № 7
Тема. Математический урок
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах",
основанные на материале уроков математики.
Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения
общего и частного.
рисование на тему "Кто чего боится".
Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному
самочувствию детей.
3. Рефлексия:
игра "Настроение в цвете"; упражнение "Шкала роста".
Занятие № 8
1. Организационная часть:
приветствие;
Тема. Что меня окружает
игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
упражнение "Что меня окружает", основанное на материалах уроков
окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем
животном, о каком либо времени года, о явлениях живой природы.
Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.
игра "Найди общее". Детям предлагаются карточки с изображением времен
года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.
Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения
высказывать свое мнение, расширение словарного запаса. 3. Рефлексия:
игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
упражнение "Шкала роста".
Занятие № 9
Тема. Мир профессий
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
игра "Мир профессий". Ребятам предлагаются карточки с изображением
рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится) , с помощью
которых рассказывают о профессиях.
Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.
игра "Кем я хочу быть". Детям предлагается обыграть самую
привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары,
определяющие данную профессию). Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить
их наклонности.
3. Рефлексия:
игра "Настроение в цвете";
упражнение "Шкала роста".
Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов
1. Организационная часть:
приветствие;
игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". Детям предлагается
составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу
научиться", совместно обсудить то, что написали дети.
Цель: проанализировать свои умения и навыки.
рисование на тему : "Наш дружный класс".
3. Рефлексия: игра "Настроение" с помощью пиктограммы";
упражнение "Шкала роста";
общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?",
"Что было полезным ?", "Что было самым трудным на занятиях?".
Литература.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1968 464 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006 512с.
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.
М.: Просвещение, 1990 192с.
4. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее
воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983 63с.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном
возрасте. Пособие для учителей М.: Педагогика, 1983 187с.
6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего
школьника М.: Просвещение, 1976. 208с. 7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика,
1984. 144с.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ
"Сфера", 1996. 240с.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.