Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
30.01.2018
Программа краеведческого курса «С азбукой по родному краю» для 1 класса составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области для преподавания внеурочной деятельности по курсу «Брянский край», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования 2011г..
Брянский край 1 класс.doc
Программа краеведческого курса
«Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Пояснительная записка
Программа краеведческого курса «С азбукой по родному краю» для 1 класса составлена на
основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области для
преподавания внеурочной деятельности
по курсу «Брянский край», Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего
образования 2011г..
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа МОиН РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
Приказ департамента общего и профессионального образования Брянской области «О
введении ФГОС НОО на территории Брянской области» №1125 от 07 июля 2011 г.
Методических рекомендаций МОиН «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г №
03296
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.10г. №189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.282110....»
Письмом Департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017 г.
№ 250004О «О примерном учебном плане 14 классов общеобразовательных организаций
Брянской области на 20172018 учебный год»;
Приказом по МБОУ Красненская ООШ №246 от 27.08.2017г.
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего
государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в
обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются
и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни
народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной
личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности
перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для начальной школы, должна стать
задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее
процветании, о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм
начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного
краеведческого образования, обеспечивающего духовнонравственное становление личности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с
целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному
культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам
местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом –
детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все
больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, написано учебное пособие «С
азбукой по родному краю». Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения исходила из того, что отстоять и
приумножить ценность российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое
самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего
народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой
родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь
выдающиеся ценности мировой цивилизации.
В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач
патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими
эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления
содержания начального образования в рамках национальнорегионального компонента. Начинать
решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.
Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю»
формирование основ этнического самосознания первоклассника и расширение собственного
культурного опыта на основе ознакомления с родным краем;
создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять
рассказ о своем родном крае.
Задачи:
познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
воспитывать у детей культуру и этику общения; воспитывать бережное отношение к
природе, родному краю.
устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать способности сравнивать и мыслить
логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и
словарный запас.
способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному
краю.
создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита.
Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России,
уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания,
актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.
Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания
детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с
которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы
и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети
должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем
мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к
осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.
Курс «С азбукой по родному краю» носит интегративный, надпредметный характер. Это
позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной
деятельности. Краеведческий компонент должен пронизывать весь учебновоспитательный процесс.
При этом не исключается возможность ведения отдельного курса.
Реализация краеведческого курса может осуществляться через:
интеграцию краеведческого материала в предметы федерального компонента или через план
внеурочной деятельности. Интеграция краеведческого материала в предметы федерального компонента в первом классе
возможна на уроках обучения грамоте, литературного чтения, уроках окружающего мира,
изобразительного искусства.
На уроках обучения грамоте можно знакомить учащихся с произведениями брянских писателей
и поэтов. На уроках окружающего мира детей можно знакомить с историей родного края, его
природным своеобразием. (Материал вводится по мере прохождения федеральной программы и в
соответствии с темами).
Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой
кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.
Программа курса «С азбукой по родному краю» составлена для работы с младшими
школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к
гражданской и нравственной деятельности
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному
дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Познакомить детей с их окружением (дома, улицы,
природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны, поэтому необходимо учить детей грамотно
взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.
Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в
окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения,
взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных
отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее
побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье,
как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома.
Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием
способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к
истории жизни семьи.
Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек
одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся,
какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают
друг другу книги о животных, фотографии.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность
привлечь первоклассников к поисковоисследовательской работе.
Описание места учебного курса в учебном плане
В целях изучения истории региона, его места в истории многонациональной России, вклада в
становление российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры в
часть, формируемую участниками образовательного процесса, вводится изучение в МБОУ
Красненская ООШ комплексного курса «Брянский край» при формировании плана внеурочной
деятельности в 1 классе «С азбукой по родному краю» 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Курс рассчитан на 33 часа в год, проводится во внеурочное время.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
внеурочной деятельности:
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность
выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами
(художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного
искусства, музыка и т.д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в
себя способность: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать
собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных
достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования, составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя способность: поиска и
отбора источников информации в соответствии с учебной задачей;
развитие коммуникативного опыта и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с
обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностноориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как
одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и
человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой
природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием
человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарного
исследовательского опыта; применение полученной информации для решения практических
задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного
поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними
питомцами;
в эстетической сфере — приводить примеры, дополняющие научные данные образами
литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья
человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов
регионального компонента:
краеведческий подход – выявление историкокультурных связей, знакомство с
социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;
содержательнодеятельностный подход – включение учащихся в активную творческую
проектноисследовательскую деятельность;
личностноориентированный подход – создание условий для формирования готовности и
потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве
социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;
практикоориентированный подход с учетом условий местности;
интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные
связи. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.
Способы проверки усвоенного материала
Контроль обучающихся важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные
средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма
оценки уровня обученности предполагает систематизацию, обобщение и закрепление изученного
материала; проверку уровня усвоения материала и овладения УУД, заданными как планируемые
результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды контроля как
предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа,
дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,
экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания,
компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, результатов выполнения диагностических заданий.
В результате изучения данного курса обучающиеся:
узнают:
научатся:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
символику страны, края, города, школы;
государственные праздники;
имена известных людей Брянской области, героев ВОВ;
названия городов, посёлков, рек, озёр, изученных в курсе.
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Тематическое планирование
«С азбукой по родному краю»
1 класс
Тема
К
ч
Дата
план
Дата
фак
т
Азбука к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики не учатся математике.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Делу время, а потехе час.
Если человека не знаешь, посмотри на его друга.
В своем болоте и лягушка поет.
Жизнь дана на добрые дела.
Землю солнце красит, а человека труд.
Ищи товарища лучше себя, а не хуже.
Родной свой край делами прославляй.
Кукушка кукует по бездомью горюет.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Мудрым никто не родился, а научился.
На родной сторонке и камешек знаком.
Одна голова хорошо, а две лучше.
По платью встречают, а по уму провожают.
Рабочие руки не знают скуки.
Своя земля и в горсти мила.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Француз боек, а русский стоек.
Хватился малах, ан пусто в головах.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Что где родится, там и годится.
Встать пораньше, да шагнуть подальше.
Щепкой море не перегородишь.
Не разгрызешь ореха, так не съешь ядра.
В ком стыд, в том и совесть.
Кроить – не шить после не распорешь.
Это еж, его руками не возьмешь.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. 31.
32.
33.
Кукушка кукует по бездомью горюет.
Яблоко от яблони не далеко падает.
«С азбукой по родному краю». Обобщение.
1
1
1
Список литературы для учителя:
«С Азбукой по родному краю» для 1 класса Авторысоставители Пряникова Н.Е., Шик
Н.В./Пересвет 2006 год
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. 2ОО1, №7.
Мой дом моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы патриоты! М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я гражданин России! М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 57 лет. – М, :
«ТЦ Сфера», 2005.
Н.А.Иванин Фокино город вечного огня. Тула «Приокское книжное издательство» 1973.
«История родного края» издательство «Курсив», 2012 г., подготовленная авторами
составителями В.Н. Лупоядовым и Л.Ю. Лупоядовой.
Список литературы для учеников и родителей:
«С Азбукой по родному краю» учебное пособие для 1 класса Авторысоставители Пряникова
Н.Е., Шик Н.В./Пересвет 2006 год
Серия книг «История России». М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн. М.: 000
«Издательство АСТЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева. М.: Худож. лит., 2003.
Интернетресурсы
1. Конспекты уроков технологии в 1 классе http://nsportal.ru/nachalnayashkola/tekhnologiya/konspekty
urokovtekhnologiiv1klasse
2. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/
3. Анацкая С.Н. Занятие по рисованию в классе КПП http://kacharschool.narod.ru/nachalka/urok1.htm. 4. Седлецкая М.Н. Урок технологии в 1м классе по теме "Работа с бумагой. Оригами. "Моя улица»
http://festival.1september.ru/articles/565883/
5. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории
ЗДУВР; http://festival.1september.ru/articles/513975/
6. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/
6. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна
http://festival.1september.ru/articles/513978/
7. Сайт МОУ «Аспинская СОШ» http://aspaschool.ru/
Медиаресурсы
1. CD большая советская энциклопедия.
2. CD Кирилл и Мефодий
3. CD Детская энциклопедия КМ
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.