Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Оценка 5

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
30.01.2018
Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Программа краеведческого курса «С азбукой по родному краю» для 1 класса составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области для преподавания внеурочной деятельности по курсу «Брянский край», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования 2011г..
Брянский край 1 класс.doc
Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс Пояснительная записка Программа краеведческого  курса «С азбукой по родному краю» для  1  класса составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области для преподавания   внеурочной   деятельности     по   курсу   «Брянский   край»,   Концепции   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   планируемых   результатов начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования 2011г.. Приказа  Министерства  образования  и  науки  РФ от  06.10.2009 г.  №  373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Приказа   МОиН   РФ   №1241   от   26.11.2010г.   «О   внесении   изменений   в   Федеральный государственный   образовательный   стандарт   начального   общего       образования,       утвержденный приказом   Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373» Приказ   департамента   общего   и   профессионального   образования Брянской области «О введении ФГОС НОО на территории Брянской  области» №1125 от  07 июля 2011 г. Методических рекомендаций МОиН «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г № 03­296 Постановление  Главного  государственного  врача  РФ  от  29.12.10г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10....» Письмом Департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017 г.  №   2500­04­О   «О   примерном   учебном   плане   1­4   классов   общеобразовательных   организаций Брянской области на 2017­2018 учебный год»; Приказом по МБОУ Красненская ООШ  №246 от 27.08.2017г. Современное   начальное   образование   –   обязательное   звено   в   системе   непрерывного   общего государственного   образования,   развивающееся   в   соответствии   с   изменениями,   происходящими   в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества. Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:  формирование   физически   здоровой,   духовно   богатой,   высоконравственной,   образованной  личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; воспитание   гражданственности,   уважения   к   нравам   и   свободам   человека,   ответственности перед собой и обществом. Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для начальной школы, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании,   о   людях,   живущих   на   территории   России.     «Общеизвестно,   что   любой   патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)   В   связи   с   этим   сегодня   с   особой   остротой   актуализируется   значимость   этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно­нравственное становление личности.  Региональный   компонент   предусматривает   построение   программы   на   местном   материале   с целью воспитания  уважения  к своему  дому, родной земле;  приобщение  ребенка к национальному культурному   наследию:   культурным   традициям,   народным   художественным   промыслам,   образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.   Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, написано учебное пособие «С азбукой по родному краю». Разрабатывая данный учебный курс с основами краеведения исходила из того, что отстоять и приумножить   ценность   российской   культуры,   сохранить   свою   самобытность,   приобрести   развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В   связи   с   этим   становится   очевидным,   что   мало   понимать   важность   решения   задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и  способами, позволяющими эти   цели   реализовать.   Решение   этой   задачи   представляется   возможным   на   уровне   обновления содержания   начального   образования   в   рамках   национально­регионального   компонента.   Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.  Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю»   формирование основ этнического самосознания первоклассника  и расширение  собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем; создание азбуки для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы составлять рассказ о своем родном крае. Задачи: познакомить первоклассников с новыми понятиями краеведение и патриотизм; развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; воспитывать   у   детей   культуру   и   этику   общения;   воспитывать   бережное   отношение   к природе, родному краю.  устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать способности сравнивать и мыслить логически,   развивать   воображение,   фантазию,   творческие   способности,   обогащать   речь   и словарный запас.  способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.  создать азбуку родного края, подобрать иллюстрационный материал к каждой букве алфавита.        Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.  Практическая реализация данного курса находит выражение: 1) в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;  2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы; 3) в системе учебных заданий, которые подчинены  логике построения курса. Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и   человека,   истории   и   культуры,   на   понимании   единства   материального   и   духовного   мира.   Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы   ныне   владеем.   Поэтому   необходимо   приобщать   детей   к   пониманию   истории   своего   края,   к осознанию его природного своеобразия и  особенностей его культурного наследия. Курс «С азбукой по родному краю» ­ носит интегративный,  надпредметный  характер. Это позволяет   вводить   краеведческий   материал   в   единстве   и   взаимосвязи   учебной   и   внеучебной деятельности. Краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно­воспитательный процесс. При этом  не исключается возможность ведения отдельного курса. Реализация краеведческого курса может осуществляться через:  ­ интеграцию краеведческого материала в предметы федерального компонента или через план внеурочной деятельности. Интеграция краеведческого материала в предметы федерального компонента в первом классе возможна   на   уроках   обучения   грамоте,   литературного   чтения,   уроках       окружающего   мира, изобразительного искусства. На уроках обучения грамоте можно знакомить учащихся с произведениями брянских писателей и   поэтов.   На   уроках     окружающего   мира   детей   можно   знакомить   с   историей   родного   края,   его природным своеобразием. (Материал вводится по мере прохождения федеральной  программы и в соответствии с темами). Реализация   курса   через   внеурочную   деятельность   позволит   учащимся   расширить   свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края. Программа   курса   «С   азбукой   по   родному   краю»   составлена   для   работы   с   младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности  Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны, поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.  Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем   мире   (умение   определить   свой   адрес,   найти   нужный   адрес);   этики   поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений  в семье,  знакомит  с селом.  При подготовке к урокам  учащимся  предлагается  заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети   рассказывают   об   этом   всему   классу,   больше   открываются   друг   другу.   Данный   прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводятся   беседы   о   том,   какие   животные   живут   рядом   с   человеком,   давно   ли   человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.  Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково­исследовательской работе. Описание места учебного курса в учебном плане В целях изучения истории региона, его места в истории многонациональной России, вклада в становление   российской   государственности,   отечественной   промышленности,   науки   и   культуры   в часть,   формируемую   участниками   образовательного   процесса,   вводится   изучение   в   МБОУ Красненская   ООШ   комплексного   курса   «Брянский   край»   при   формировании   плана   внеурочной деятельности в 1 классе «С азбукой по родному краю» 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Курс рассчитан на 33 часа в год, проводится во внеурочное время. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности: Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:   развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;  развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся,   дающих   возможность выражать   свое   отношение   к   окружающему   миру   природы   различными   средствами (художественное   слово,   рисунок,   живопись,   различные   жанры   декоративно­прикладного искусства, музыка и т.д.);  воспитание   ответственного   отношения   к   природе,   осознания   необходимости   сохранения окружающей среды;  формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Метапредметные результаты: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя   способность:   ставить   цели   и   планировать   личную   учебную   деятельность;   оценивать собственный   вклад   в   деятельность   группы;   проводить   самооценку   уровня   личных   учебных достижений; освоение   элементарных   приемов   исследовательской   деятельности,   доступных   для   детей младшего   школьного   возраста:   формулирование   с   помощью   учителя   цели   учебного исследования,   составление   его   плана,   фиксирование   результатов,   использование   простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;  формирование приемов работы с информацией, что включает в себя способность: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей;  развитие   коммуникативного   опыта   и   овладение   опытом   межличностной   коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметные результаты:         в   ценностно­ориентационной  сфере  —   сформированность   представлений   об   экологии   как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;  в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы,   между   живыми   организмами;   об   изменениях   природной   среды   под   воздействием человека;   освоение   базовых   естественнонаучных   знаний,   необходимых   для   дальнейшего изучения   систематических   курсов   естественных   наук;   формирование   элементарного исследовательского  опыта; применение полученной информации для решения практических задач   в   повседневной   жизни;   для   осознанного   соблюдения   норм   и   правил   безопасного поведения в природной и социо­природной среде; в трудовой сфере  — владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами; в   эстетической   сфере  —   приводить   примеры,   дополняющие   научные   данные   образами литературы и искусства; в   сфере   физической   культуры  —   элементарные   представления   о   зависимости   здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды. Основные подходы при реализации минимума содержания образования предметов регионального компонента: краеведческий       подход       –       выявление       историко­культурных   связей,   знакомство   с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника; содержательно­деятельностный   подход   –   включение   учащихся   в   активную   творческую   проектно­исследовательскую деятельность;  личностно­ориентированный подход – создание условий  для  формирования  готовности  и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;   практико­ориентированный подход с учетом условий местности; интегративный   подход   предполагает   внутрипредметную   интеграцию   и   межпредметные связи. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни. Способы проверки усвоенного материала Контроль   обучающихся   ­   важнейший   этап   учебного   процесса,   выполняющий   обучающую, проверочную,   воспитательную   и   корректирующую   функции.   В   структуре   программы   проверочные средства   находятся   в   логической   связи   с   содержанием   учебного   материала.   Реализация   механизма оценки   уровня   обученности   предполагает   систематизацию,   обобщение   и   закрепление   изученного материала;   проверку   уровня   усвоения   материала   и   овладения   УУД,   заданными   как   планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся.  Для   контроля   уровня   достижений   обучающихся   используются   такие   виды   контроля   как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный   индивидуальный   письменный   опрос,   самостоятельная   проверочная   работа, экспериментальная   контрольная   работа,   тестирование,   диктант,   письменные   домашние   задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, результатов выполнения диагностических заданий. В результате изучения  данного курса обучающиеся:     узнают: научатся:          ­ название страны, региона, где живет учащийся, родного города;  ­ символику страны, края, города, школы; ­ государственные праздники; ­ имена известных людей Брянской области, героев ВОВ; ­ названия городов, посёлков, рек, озёр, изученных в курсе. ­ описывать изученные события истории Отечества; ­ оценивать поступки других с позиции добра и зла; ­ уважительно относиться к своему дому, семье, истории  русского  народа; ­ поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Тематическое планирование    «С азбукой по родному краю» 1 класс Тема К ч Дата план Дата фак т Азбука к мудрости ступенька. Без букв и грамматики не учатся математике. Глупый осудит, а умный рассудит. Делу время, а потехе час. Если человека не знаешь, посмотри на его друга. В своем болоте и лягушка поет. Жизнь дана на добрые дела. Землю солнце красит, а человека труд. Ищи товарища лучше себя, а не хуже. Родной свой край делами прославляй. Кукушка кукует по бездомью горюет. Любишь кататься, люби и саночки возить. Мудрым никто не родился, а научился. На родной сторонке и камешек знаком. Одна голова хорошо, а две лучше. По платью встречают, а по уму провожают. Рабочие руки не знают скуки. Своя земля и в горсти мила. Труд человека кормит, а лень портит. Ученье – свет, а неученье – тьма. Француз боек, а русский стоек. Хватился малах, ан пусто в головах. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь. Что где родится, там и годится. Встать пораньше, да шагнуть подальше. Щепкой море не перегородишь. Не разгрызешь ореха, так не съешь ядра. В ком стыд, в том и совесть. Кроить –  не шить после не распорешь. Это еж, его руками не возьмешь. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Кукушка кукует по бездомью горюет. Яблоко от яблони не далеко падает.  «С азбукой по родному краю». Обобщение. 1 1 1                            Список литературы для учителя:  «С Азбукой по родному краю» для 1 класса Авторы­составители ­Пряникова Н.Е.,   Шик  Н.В./Пересвет 2006 год  Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. ­ 2ОО1, №7.  Мой дом ­ моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.­Л., 1988.  Н.А. Печень. Символы воинской славы. ­ М.: ВЛАДОС, 2004.  И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы ­ патриоты! ­ М.: «ВАКО», 2006.  О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я ­ гражданин России! ­    М.: «ВАКО», 2006.  И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5­7 лет. – М, :  «ТЦ Сфера», 2005.  Н.А.Иванин  Фокино ­ город вечного огня. Тула  «Приокское книжное издательство» 1973.  «История родного края» издательство «Курсив», 2012 г., подготовленная авторами  составителями В.Н. Лупоядовым и Л.Ю. Лупоядовой.             Список литературы для учеников и родителей:  «С Азбукой по родному краю» учебное пособие для 1 класса  Авторы­составители ­ Пряникова Н.Е., Шик Н.В./Пересвет 2006 год  Серия книг «История России». ­ М: «Белый город», 2006.  Я   познаю   мир:   Дет.   энцикл.:     История   /  Под  общ. ред.   О.Г. Хинн.­   М.:   000  «Издательство АСТ­ЛТД», 1998.  Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.­ М.: Худож. лит., 2003. Интернет­ресурсы 1. Конспекты уроков технологии в 1 классе http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/tekhnologiya/konspekty­ urokov­tekhnologii­v­1­klasse 2. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/ 3. Анацкая С.Н. Занятие по рисованию в классе КПП http://kachar­school.narod.ru/nachalka/urok1.htm. 4. Седлецкая М.Н. Урок технологии в 1­м классе по теме "Работа с бумагой. Оригами. "Моя улица»  http://festival.1september.ru/articles/565883/ 5. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории  ЗДУВР; http://festival.1september.ru/articles/513975/ 6. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/ 6. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна  http://festival.1september.ru/articles/513978/ 7. Сайт МОУ «Аспинская СОШ» http://aspaschool.ru/ Медиа­ресурсы 1. CD большая советская энциклопедия. 2. CD Кирилл и Мефодий  3. CD Детская энциклопедия КМ

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа краеведческого курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс

Программа  краеведческого  курса «Брянский край» «С азбукой по родному краю» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2018