Программа кружка
Оценка 4.7

Программа кружка

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
11.03.2019
Программа кружка
Программа «Волшебная бумага» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса «Путешествие в страну оригами» Г.Э.Эм, программы Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» и Т. Геронимус «Секреты мастеров». В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
программа кружка.doc
Краснодарский край, Динской район, станица Васюринская Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 13»                                                                                                                      ______ /                        ./   Председатель педсовета УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №   от                                   года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы:    образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок  «Волшебная бумага» срок реализации программы: 4 года                                       Возраст обучающихся:  7 ­ 11 лет                                                                                                                 Составитель: Гайворонская  Любовь Ивановна 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Программа «Волшебная бумага» разработана в соответствии с требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, на основе курса «Путешествие в страну оригами» Г.Э.Эм, программы Н.М. Конышевой «Художественно­конструкторская деятельность» и Т. Геронимус «Секреты мастеров». В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель   гармоничного   единства   личностного,   познавательного,   коммуникативного   и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории   материальной   культуры   и   семейных   традиций   своего   и   других   народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно­деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая   активизацию   познавательной,   художественно­эстетической деятельности   каждого   учащегося   с   учетом   его   возрастных   особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.                   Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества   ставит перед учителем задачу научить   понимать   язык   искусства   через   выполнение   творческих   работ   в   разных художественных техниках, используя доступные материалы. Лист бумаги – самый доступный материал. Давно установлено, что активные физические действия пальца­ ми  благотворно влияют на весь организм.  Приблизительно треть  мозговых центров, отвечающих   за   движения   человека,   непосредственно   связана   с   руками.  Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность   мозга   и   других   органов.   Даже   простейшие   ручные   работы   требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение   определённых   движений.   Это   позволяет   работать   над   развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Развивая   моторику,   мы   создаем   предпосылки   для   становления   многих психических процессов. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообра­ зия   движений   пальцами,  кистью   руки,   как   ручной   труд.    Этот   вид   деятельности близок   любому   ребенку.   Занятия   бумажной   пластикой   позволяют   детям удовлетворить свои интересы к творчеству, а главное испытать свои возможности и проявить   свои   способности.Занимаясь   в   кружке,     ребёнок   получит   возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и 2 способами действий с бумагой.             Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия – игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.                        Увлекательные занятия позволяют ребёнку открыть в себе творческие способности,   развить   воображение,   развить   пространственное   мышление,   чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Процесс   изготовления   каждой   вещи,   помимо   работы   руками,  предполагает восприятие   предмета   или   его   изображения   зрением,   осязанием,   двигательными ощущениями;   анализ   и   синтез;   поиск   вариантов   достижения   цели;   определение последовательности   выполнения   действий;   сравнение   результатов   работы   с оригиналом или с замыслом; их корректировку. Ручной   труд   вырабатывает   такие   волевые   качества,   как   терпение   и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Ручная умелость  развивается в  процессе обработки бумаги. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита коорди­ нация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно   поэтому   содержание   программы   характеризуется   многообразием ручных   операций,   таких,   как   вырезывание   разных   видов,   сминание,   скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, гофрирование.  Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях. Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер:  а) точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа;   б)  выполнение работы по заданному учителем условию (например, придумай свою бабочку из сложенных «гармошкой» геометрических фигур);  в) выполнение работы по собственному замыслу. При повторении  образца ребенок  «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. При   выполнении   работ   на   творческое   воображение   ребенок   стоит   перед необходимостью   создать   собственный   образ   и   воплотить   его   в   изделии.   Учитель может   показать   несколько   образцов   не   для   точного   подражания,   а   как   варианты выполнения   задания.   Подчеркнем,   что   художественной   деятельности   на   этих занятиях   придаем   особое   значение   как   эффективному   средству   развития воображения и эстетического чувства детей. 3 Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные   в   ребёнке   с   рождения.   Как   помочь   ребёнку   открыть   себя   наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика –   один   из   самых   простых,   увлекательных   и   доступных способов   работы   с   бумагой.   Здесь   ребёнку   даётся   возможность   реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.   Большая   роль   в   овладении   бумагопластикой   отводится   коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если  ребёнок   создаёт   коллективно   одну   большую   картину,   он   получает   конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою                      собственную.         Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности   в   исполнении,   ведь   мастерство   –   это   всегда   упорный   труд   и воображение.  Программа   предусматривает   развитие   у   детей   изобразительных,     нестандартного   мышления, художественно­конструкторских   способностей, творческой   индивидуальности.   Это   вооружает   детей   способностью   не   только чувствовать   гармонию,   но   и   создавать   ее   в   любой   жизненной   ситуации,   в   любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Бумага,   как   материал   для   детского   творчества,   ни   с   чем   несравнима   (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и   вполне   нужные   для   повседневного   обихода   предметы   (закладки,   упаковки   для подарков, рамочки, открытки, сувениры и т.д.).                      Бумага   дает   возможность   ребенку   проявить   свою   индивидуальность, воплотить   замысел,   ощутить   радость   творчества.   Кроме   того,   дети   приобретают навыки   конструкторской,   учебно­исследовательской   работы,   опыт   работы   в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Занятия проводятся один раз в неделю по  1 часу, во  время занятия  обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Срок реализации программы ­ 4 года, первый год обучения рассчитан на 33 часа, 2­4 годы по  34 часа.  Количество учащихся – от 12 человек до класса­комплекта. В группы принимаются дети 6 – 7 лет без какой­либо специальной подготовки. Цель  – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. 4 Задачи программы: 1.Дать знания о возможностях бумаги, особенностях композиции; 2.Познакомить   со   способами   и   технологическими   процессами   работы   с   бумагой, этапами проектирования и создания изделий; 3.Способствовать   развитию   образного   мышления,   художественно­конструкторских способностей, художественного вкуса, творческой индивидуальности; 4.Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, коммуникативные качества. Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности  Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий: коммуникативная – беседы, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, ситуативные разговоры; продуктивная   –   мастерские   по   изготовление   продуктов   детского   творчества, творческие проекты; игровая   –   игровые   ситуации,   игры   с   правилами     (дидактические,   подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно­ролевые),            Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (рассказ, беседа)   и практическое выполнение задания. Основная часть урока отводится   практическим   занятиям,   которые   включают   в   себя     выполнение графических зарисовок,   изготовление различных поделок из бумаги и природного материала, оформление выставок, анализ своей работы.      Данная программа основывается на следующих принципах:  Принцип культуросообразности предполагает, что  художественное творчество  должно   основываться   на   общечеловеческих   ценностях   культуры     и   строиться   в соответствии   с   ценностями   и   нормами   тех   или   иных     национальных   культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.   Принцип   природосообразности  предполагает,   что   процесс   художественного творчества   школьников   должен   основываться   на   научном   понимании   взаимосвязи естественных и социальных процессов,  согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать  школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя. Принцип   коллективности  применительно   к   художественному   творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование даёт юному человеку опыт   жизни   в   обществе,   опыт   взаимодействия   с   окружающими,   может   создать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно – творческой самореализации. Принцип диалогичности  предполагает, что духовно – ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе  взаимодействия  педагога и учащихся в 5 художественной   деятельности,   содержанием   которого   являются   эстетические ценности,   а   также   совместное   продуцирование   художественных   ценностей. Диалогичность   требует   не   столько   равенства,   сколько   искренности   и   взаимного понимания, признания и принятия. Принцип   патриотической   направленности  предусматривает   обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края. Принцип   проектности  предполагает   последовательную   ориентацию   всей деятельности   педагога   на   подготовку   и   «выведения   ребёнка   в   самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел – реализация ­ рефлексия. В ходе  проектирования перед  ребёнком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности, порождение   чего­то   нового,   отличающегося   своей   неповторимостью, оригинальностью. Принцип   диалога   культур  в   программе   в   сфере   художественного   творчества предполагает:  ­   рассмотрение   художественного   творчества   как   диалога   культур   поколения современных детей  с поколением предшествующих эпох; ­   рассмотрение   самостоятельного   коллективного   художественного   творчества   как диалога культур всех участников коллектива. Принцип   поддержки   самоопределения   воспитанника.  Самоопределения   в художественном   творчестве   –   процесс   формирования   личностью   собственного осмысленного   и   ответственного   эстетического   отношения   к   действительности. Предпосылками   формирования   способности   эстетического   самоопределения   у ребёнка служат обострённость восприятия эстетического и возрастная сензитивность к самоопределению.        Основная идея программы в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно­нравственное развитие и воспитание ребёнка, а  уж   потом   на  развитие   специальных   предметных   способностей   художественного творчества.                                   Распределение часов учебного времени в авторской и рабочей программах. № Наименование разделов, блоков, тем 2. Учебно­тематический план Характеристика деятельности обучающихся Всег о  часо в Количество часов  Ауди торн ые   Внеа удит орны е 6 2. Квиллинг  3. 4. Объемная  аппликация Конструирование  из бумаги 8 8 9 7 2 II год обучения Бумагопластика 34 8 1.  6 2   I год обучения 33 1. Бумагопластика 8 8 ­ ­ ­ 8 8 Наблюдать связи человека с природой и предметным  миром, наблюдать  декоративно­ художественные  особенности изделий.  Сравнивать, обобщать и  анализировать задания Анализировать,  осуществлять практический поиск и открытие нового  знания и умения,  планировать  последовательность  практических действий Выполнять простейшие  исследования (наблюдать,  сравнивать, сопоставлять)  изученные материалы: их  виды, физические и  технологические свойства Выполнять работу с опорой  на слайдовый или текстовой план Осваивать приёмы работы с  картоном, подбирать  материал для выполнения  изделия Моделировать несложные  изделия с разными  конструктивными  особенностями по образцу.  Планировать  последовательность  практических действий,  организовывать свою  деятельность в малых  группах, осуществлять  сотрудничество 7 2. Квиллинг 10  10 ­ 3. Объемная  аппликация 10 8 4. Конструирование  из бумаги 6 4 2 2 III год обучения Бумагопластика 34 10 6 4 1.     2. Квиллинг 8 7 1 Создавать на основе  заданной технологии и  приведённых образцов  собственные изделия Оценивать результат своей  деятельности: точность  изготовления деталей,  аккуратность выполнения  работы Воплощать мыслительный  образ в материале с опорой  (при необходимости) на  графические изображения,  соблюдая приемы  безопасного и  рационального труда Использовать умения  работать над проектом под  руководством учителя:  составлять план  Коллективно разрабатывать несложные тематические  проекты и самостоятельно  их реализовывать.  Использовать правила  работы с бумагой,  ножницами и клеем Приводить собственные  примеры, делать выводы и  обобщения,  аргументировать свои  ответы Создавать мыслительный  образ объекта с учетом  поставленной  конструктивно­ технологической задачи или с целью передачи  определенной  художественно­ эстетической информации;  воплощать мыслительный  образ на графические  изображения 8 3. 4. 1. Объемная  аппликация 10 Конструирование  из бумаги 6 IV год обучения Бумагопластика 34 8 2. Квиллинг 7 8 4 6 4 2 2 2 3 3. Объемная  аппликация 8 7 1 Участвовать в совместной  творческой деятельности  при выполнении  практических работ и  реализации несложных  проектов. Проектировать изделия:  создавать образ в  соответствии с замыслом,  реализовывать замысел.  Коллективно разрабатывать  проекты и реализовывать их самостоятельно Анализировать доступные  задания: понимать  поставленную цель,  отделять известное от  неизвестного,  прогнозировать получение  практических результатов Проводить доступные  исследования новых  изделий с целью выявления  художественно­ технологических  особенностей для  дальнейшего использования  в собственной  художественно­ творческой  деятельности Осуществлять доступный  информационный,  практический поиск и  открытие нового  художественно­  технологического знания  и  умения. Создавать  мыслительный образ  доступного объекта с  учетом конструктивно­ технологической задачи 9 4 Конструирование  из бумаги 9 7 2 Использовать умения  работать над проектом под  руководством учителя:  составлять план Создавать разные изделия  на основе одной технологии, самостоятельно составляя  план их выполнения Создавать на основе  заданной технологии и  приведённых образцов  собственные изделия                         3.Содержание   программы   1 год обучения  (33часа) Раздел 1    Бумагопластика – 8 часов Азбука бумагопластики (1 час)  Удивительный это материал бумага. «Веточка» Мастера бумажной пластики (1 час) Спираль,  сгибание. «Букет» (1 час) Завитки. «Золотая рыбка» (1 час) Сова  (1 час) Ежик (1 час) Зайчик  (1 час)   Бабочки (складывание гармошкой) (1 час)   Раздел 2. Квиллинг – 8 часов Искусство бумагоскручивание – квиллинг (1 час) Основы квиллинга (скручивание полосок бумаги) (1 час) Ягоды  рябинки (1 час) Снежинка (1 час) Весёлые пчёлки (1 час) Бабочка (1 час) Цветы (1 час) Композиция бабочки и цветы (1 час)   Раздел 3. Объемная аппликация – 8 часов Ветка мимозы (1 час)   Две вишенки (1 час)   Рамочка для фото (1 час)   Панно  «Сердечко» (1 час)   10 Цветущая веточка  (1 час)   Панно «Ромашки»  (1 час)   Белая фантазия (из белой бумаги) (1 час)   Весёлое солнышко (1 час)   Раздел 4 .Конструирование из бумаги – 9 часов Подводный мир (2 час)   Букет на окошке (2 час)   Поздравительная открытка (2 час)   Нарциссы в хрустальной вазе (1 час)   Цветы на салфетке (1 час)   «Гусеница» (1 час)   2 год обучения  (34часа) Раздел 1    Бумагопластика – 8 часов Бумагопластика, как вид искусства.  Основы бумагопластики(1 час)   Плетение. «Коврик» (1 час)   «Осенний лес» Коллективная работа(2 час)   «Георгины в вазе» (1 час)   Вырезывание симметричных изображений (1 час)   Вырезывание спиралей. Творческие работы (2 час)   Раздел 2. Квиллинг – 10 часов «Весёлые мухоморчики» (2 час)   «Ледяной цветок» (2 час)   «Снежная фантазия» (2 час)   «Ангелочки» (2 час)   Проект­дизайн «Валентинки» (2 час)     Раздел 3. Объемная аппликация –10 часов «Стрекоза и муравей (2 час)   «Спелые плоды» (2 час)   «Букет из вербы и берёзы» (2 час)   Дизайн­проект «Весна пришла» (2 час)   Защита дизайн­проектов «Весна пришла» (2 час)   Раздел 4 .Конструирование из бумаги – 6 часов Игрушки из полоски бумаги.  «Сова» (2 час)   «Лисичка» (2 час)   Дизайн – проект игрушки (2 час)   11 3 год обучения  (34часа) Раздел 1    Бумагопластика – 10 часов Бумагопластика как вид искусства.  Основы бумагопластики (1 час)   «Осенний лес» Творческая работа (1 час)   «Лебединое озеро». Коллективная работа (1 час)   «Морское дно». Дизайн­ проект (1 час)   Выставка дизайн – проектов «Морское дно» (1 час)   «Морские лилии» (1 час)   «Одуванчики» (1 час)   Панно в круге. Творческая работа (1 час)    «Матрёшка» (1 час)   Выставка творческих работ (1 час)   Раздел 2. Квиллинг – 8 часов Искусство скручивания бумаги – квиллинг (1 час)   «Боровички» (1 час)   «Сочные яблоки» (1 час)   «Спелая клубничка» (1 час)   «Плоды крыжовника»­ панно в круге (1 час)   «Полевые цветы» Коллективная работа (1 час)   «Русские узоры» ­ гжель дизайн проект (1 час)   Выставка творческих  работ (1 час)   Раздел 3. Объемная аппликация –10 часов Виды объёмной аппликации (1 час)   «Весёлые зонтики» (1 час)   «Звёздное небо» (1 час)   «Валентин и Валентинка» ­ творческая работа (1 час)   «Открытка к 23 февраля в 3D» дизайн –проект (1 час)   «Открытка к 8 марта в 3D» дизайн –проект (1 час)   Выставка открыток в 3D (1 час)   «Букет весенних цветов» самостоятельная творческая работа (1 час)   «Весёлые цыплятки» (1 час)   Выставка творческих работ (1 час)   Раздел 4 .Конструирование из бумаги – 6 часов «Русская изба»  дизайн – проект (1 час)   «Деревенский двор» дизайн – проект (1 час)   « Русская  деревня» дизайн проект творческая коллективная работа (1 час)   Выставка «Русская деревня» (1 час)   12 «Весна пришла» индивидуальные творческие работы (1 час)   Итоговая выставка (1 час)   4 год обучения  (34часа) Раздел 1    Бумагопластика – 8 часов Бумагопластика как вид искусства.  Основы бумагопластики (1 час)   Осенний букет (1 час)   Коллективная работа «Осень в лесу» (1 час)   Бумага и фантазия. Дизайн ­ поект  «Волшебная шкатулка» (1 час)   Выставка дизайн проектов (1 час)   Творческая работа  «Сказка за сказкой» (1 час)   Дизайн – проект  «Бабочки» (1 час)   Выставка дизайн – проектов «Бабочки» (1 час)   Раздел 2. Квиллинг – 7 часов Искусство скручивания бумаги – квиллинг (1 час)   Дизайн – проект «Букет» (1 час)   Выставка дизайн проектов «Букет» (1 час)   Проект открытки  в 3d  (1 час)   Выставка  открыток  (1 час)   Коллективная работа «Зимние узоры» (1 час)   Выставка  работ  «Зимние узоры»  (1 час)   Раздел 3. Объемная аппликация –8 часов Весёлые котята (1 час)   Коллективный проект «Русские богатыри» (1 час)   «Герои русских сказок» (1 час)   Выставка  «Герои русских сказок и русские богатыри» (1 час)   Голуби  ­ мира  (1 час)   Дизайн – проект «Поздравительные открытки»  (1 час)   Творческая мастерская (1 час)   Выставка творческих работ (1 час)   Раздел 4 .Конструирование из бумаги – 9 часов Коллективная работа «Зоопарк»  (2 час)   Коллективная работа  «Подводный мир» (2 час)   Дизайн – проект  «Весна в лесу» (1 час)   Выставка работ (1 час)   Творческая работа конструирование из бумаги (1 час)   Разработка  дизайнерского проекта «Дизайн  классной комнаты» (1 час)   Выставка творческих работ (1 час)   13 4. Предполагаемые результаты реализации программы  Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной  внеурочной деятельности»                Уровень             результатов Виды внеурочной деятельности  Социальное творчество  (социальнопреобразующая  добровольческая  деятельность) Приобретение  социальных  знаний Кружок «Волшебная  бумага»   Формирование  ценностного  отношения к  социальной   реальности Получение  самостоятельного  общественного действия    КТД (коллективно­творческое дело)  выставки в школе  Социальный проект: изготовление работ для поздравления с праздниками (День пожилого человека, 23 февраля (поздравление в госпиталь г. Краснодар, с 8 марта – поздравление учителей пенсионеров и т.д.) Цель: потребность в ощущении   атмосферы  праздника оттого, что дети доставили радость людям. Воспитательные   результаты   внеурочной   деятельности   школьников   в   сфере художественно­прикладного творчества распределяется по трём уровня Первый уровень результатов ­ приобретение школьниками знаний о способах работы с бумагой, видах бумаги, областях её применения,  видах работы с бумагой, освоение   приёмов   создание   композиций.  Изготовление   объекта   демонстрации   под руководством педагога.   Второй     уровень  результатов  ­   самостоятельное   изготовление   отдельных объектов   композиции.     Создание   художественных   образов   на   основе     примеров, консультаций   и   советов   педагога.   Самостоятельное   изготовление   объектов демонстрации. Третий  уровень результатов – получение школьниками знаний о традициях, истории данного вида творчества, его культурной принадлежности. Самостоятельное создание   композиции   в  соответствие   с  требованиями    дизайна.  Умение   создавать художественный   образ,   раскрывающий   основную   идею   композиций. Самостоятельный выбор приёмов для создания проекта в сфере художественно – прикладного   творчества.   Умение   представить   собственные   разработки   зрителям, экспертам. Личностные универсальные учебные действия. 14 У учащегося будут сформированы:   широкая мотивационная основа художественно­творческой деятельности,  включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;  адекватное понимание причин успешности/ неуспешности  творческой  деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования:   внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости  творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной  жизни;   устойчивого интереса к новым способам познания;  адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой  деятельности; Обучающийся научится:   принимать и сохранять учебно­творческую задачу;   планировать свои действия;   осуществлять итоговый и пошаговый контроль;   адекватно воспринимать оценку учителя;   различать способ и результат действия;   вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных  ошибок; Обучающийся получит возможность научиться:   проявлять познавательную инициативу;   самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  незнакомом материале;   преобразовывать практическую задачу в познавательную;   самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:   допускать существование различных точек зрения и различных вариантов  выполнения поставленной творческой задачи;   учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении  коллективных работ;   формировать собственное мнение и позицию;   договариваться, приходить к общему решению;   соблюдать корректность в высказываниях;   задавать вопросы по существу;   использовать речь для регуляции своего действия;   контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться:   учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; 15   с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;   владеть монологической и диалогической формой речи;   осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве  необходимую помощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:   осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно­ творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в  открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;   использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных и  творческих задач и представления их результатов;   анализировать объекты, выделять главное;   осуществлять синтез (целое из частей);   обобщать ( выделять класс объектов по к/л признаку);   подводить под понятие;   устанавливать аналогии; Обучающийся получит возможность научиться:   осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с  исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек в сети  Интернет;   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  использованию методов и приемов художественно­творческой деятельности в  основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат  возможность:   Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое  мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные  интересы;   Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными  видами и областями применения;   Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных  материалов;   Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;   Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с  новыми функциями уже известных инструментов;   Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; 16  Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение  общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим,  принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою  собственную;   оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего  жилища;   Достичь оптимального для каждого уровня развития;   Сформировать систему универсальных  учебных действий;  Сформировать навыки работы с информацией. Предметными результатами работы являются доступные по возрасту  начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда,  об основах культуры труда, элементарные умения предметно­образовательной  деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в  мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации  проектов, участие в конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.        5. Формы и виды контроля   Проведение выставок работ учащихся:  – в классе,  в школе.  Выставки: однодневные ­ проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;  постоянные  ­ проводятся в помещении, где работают дети; тематические ­ по итогам изучения разделов, тем; итоговые   –   в   конце   года   организуется   выставка   практических   работ   учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Предусматривается организация творческих отчетов коллектива. Программа   создает   условия   для   тесного   сотрудничества   с   родителями   по привлечению   их   к   организации   и   обеспечению   образовательной   и   творческой деятельности школы. 6.Методические  рекомендации   В ходе реализации данной программы внеурочной деятельности школьников можно выделить следующие этапы:  1)   знакомство школьников с особенностями различных технологий при работе с бумагой; создание школьниками собственных изделий из бумаги; предъявление результатов художественного творчества;    обсуждение результатов собственного художественно­ прикладного творчества 2) 3) 4) 17 Каждому этапу реализации программы соответствуют свои организационные формы: первый этап   ­ лекция  (представление  видов  бумаги,  техник  работу с  бумагой), рассказ   по   теме   объекта   работы,  сообщение,  демонстрация   изделий,  фронтальная беседа, экскурсия (музей ИЗО, выставки декоративно­прикладного искусства); второй этап ­  изготовление объекта демонстрации, подготовка к выставке; третий этап – представление работ, выставка; четвёртый этап – обсуждение работ, дискуссия.  Для успешной реализации программы необходимо создать условия, обеспечивающие:  жизнь и здоровье детей (безопасность работы с инструментами):  эмоциональное   благополучие   каждого   ребёнка   (формирование благоприятного климата в коллективе);  включение каждого ребёнка в коллективное художественное творчество (мотивирование)                         Инструменты  и материалы.   Спец.   шило.   Специальный   инструмент.   Часто   применяется   для перенесения   продавливания   схемы   с   лекала   на   бумагу,   для последующей  вырезки.  Инструмент похож  на  двустороннее  шило  (по одному острию с каждой каждого конца ручки), однако на кончиках остриёв располагаются крохотные гладкие шарики, для предотвращения прокалывания бумаги.  Нож по бумаге. Канцелярский нож для бумаги. Однако есть некоторые предпочтения по конструктиву. Корпус должен быть металлическим, такой   меньше   разбалтывается.   Лезвие   должно   чётко   удерживаться конструктивом. Ручка предпочтительна прямая, подобная авторучки.   Коническое   шило.   Специнструмент.   Это   шило   с   жалом   круглого сечения, конически сходящимся к острому концу. Обычно применяется для проглаживания бумаги с целью придания ей трёхмерной формы, например, спирали.  Пинцет.   Небольшой   пинцет   с   острыми,   точно   сопрягающимися концами. Таким инструментом будет удобнее работать с маленькими деталями.   Рабочие   прихватывающие   поверхности   не   должны   иметь зазубринок. Они помешают работе с мелкими объектами и оставят на бумаге следы.  Также  понадобится специальная доска, на которой мы будем вырезать элементы   композиции   из   бумаги.   Она   удобна   для   этой   цели   и   в определённой   степени   устойчива   к   порезам.   При   составлении композиции нам понадобится двухсторонний скотч, различные клеи.   Материалы.  Для   бумагопластики   используется   цветная   бумага подобная   тонкому   ватману.   Более   тонкая   не   подойдёт,   так   как   не сможет сохранять форму. Более толстая будет не такая поддатливая к 18 приданию   формы.   Кроме   такой   бумаги,   которую     назовём   несущей, применяем   также   декоративную   корейскую   бумагу   ручного производства   ­   тонкую,   полупрозрачную,   ярко   окрашенную.   Она намного художественнее, но не может сама по себе держать форму. В сочетании с несущей бумагой другого цвета даёт яркую каёмку на срезе. Перед вырезкой листы бумаги равномерно склеиваются клеем.  Технология работы.  Техника бумагопластики   делится на 4 части. Подготовка материала, вырезка, придание формы элементу, сборка. Используем двухслойный материал.   При   этом   на   плотную   несущую   бумагу   с   помощью   клея наклеиваем   тонкую   декоративную   более   красивую,   но   неспособную держать форму. С помощью шила с закруглённым кончиком намечается план   будущей   кройки,   часто   переводится   с   лекала.   Далее   наступает ответственный   момент   вырезки.   Основная   хитрость   состоит   в   угле среза.   Несущая   бумага   достаточно   толстая,   что   бы   надрез   в приблизительно 45 градусов был заметен. При этом элемент композиции отбивается от фона и других деталей композиции. В готовой работе это не бросается в глаза, но общее впечатление значительно улучшается. Особенно заметен эффект на двухслойной бумаге. Например, зелёный контур   несущей   бумаги   будет   хорошо   заметен   на   фоне   красной декоративной,  акцентируя  внимание   на  элементе.  После  вырезания  к бумаге   применяются   различные   техники   для   придания   ей   объёмной формы.  При   сборке  композиции     обычно  не   можем  применять   клей, подходящий для соединения плоских поверхностей, тогда в ход идёт двухсторонний   скотч   различной   толщины   для   подъёма   деталей   на нужную высоту.                     Раздел 2   Квиллинг.  Квиллинг,   бумагокручение,   бумажная   филигрань  —  искусство скручивать   длинные   и узкие   полоски   бумаги   в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.              Инструменты  и материалы.   Инструмент   для   квиллинга :  пластмассовая   или   металлическая палочку с расщепленным концом  или стержень для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь.  Можно использовать деревянные зубочистки.  Канцелярский нож для бумаги и линейка.  Материалы.  Бумага   должна   быть   цветной   с двух   сторон.    Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—7 мм. 19                 Технология квиллинга.     Посредством скручивания тонких цветных полосок бумаги, придания ей самых   замысловатых   форм   и   склеивания   готовых   элементов   вы получаете потрясающие композиции, вполне конкурирующие.  Каждая полоска плотно накручивается на зубочистку. Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с зубочистки и дальше крутить вручную.   Существуют чуть более десяти различных стандартных форм, которые   придать   скрученной   ленте:   листочки,   капельки,   «глаза», можно   звездочки и другие простые формы.     Раздел 3  Объёмная аппликация.   Объёмная   аппликация   из   бумаги ­   это   вырезание   и     частичное наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги.                   Инструменты и материалы.  Ножницы, карандаш, линейка, подкладной лист.  Материалы.  Цветная бумага для композиции, основа для аппликации подбирается   в   зависимости   от   цвета   изображения.   Чаще   всего используется цветной картон или плотная бумага, можно использовать бархатную бумагу.                     Технология объёмной аппликации.  Техника   объёмной   аппликации     делится   на   4   части.   Подготовка материала,   вырезка,   придание   формы   элементу   с   помощью   ножниц, сборка.     При   этом   на   плотную   несущую   бумагу   с   помощью   клея частично наклеиваем  детали  композиции.                     Раздел 4  Конструирование из бумаги  Данный   раздел   включает   в   себя   работы,   в   которых   используется комбинации  представленных техник.   7. Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса. Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Количество № п/п 2. 3.                   1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. 1  Григорьев, Д.В. Программы внеурочной  деятельности: пособие для учителей.­ М.:Просвещение, 2011. Куревина,  О. А. Прекрасное рядом с тобой :  учебник для начальной школы по курсу  «Синтез искусств» / О. А. Куревина, Е. А.  Лутцева. ­Ч.1­4. ­ М.: Баласс, 2007.  Петрова, И.М. Объёмная аппликация (из  1 1 20 4. 5. опыта работы) – Санкт­Петербург: Детство­ пресс,2002.   Пищикова,     Н.   Г.   Работа   с   бумагой   в нетрадиционной технике / Н. Г. Пищикова. ­ М.:       Скрипторий, 2006. ­ 104 с.  Проснякова,  Т. Н.  Технология : Азбука  мастерства : учебник для   1( 2,3,4 ) класса.  ­  М.: Академкнига, 2004.                                      2. Печатные пособия 1 1 1 1 4 15 2. 3. 1 2   Таблицы   по   цветоведению,   построению орнамента Схемы   по   правилам   создания   предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Дидактический   раздаточный   материал: карточки по художественной грамоте  Магнитная доска  Мультимедийный проектор      3. Технические средства обучения 1 1 4. Экранно­звуковые пособия Видеофильмы (технологические процессы, народные промыслы), Слайды (диапозитивы) по основным темам курса 5. Оборудование кабинета (­ов) Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, шкафы  для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного  оборудования  и пр., ученические столы   2 местные с комплектом стульев.              СОГЛАСОВАНО Протокол заседания  методического объединения  учителей начальных классов  БОУ СОШ № 13  от                          года №    ___________                 подпись руководителя МО            Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР  _______________                                подпись                          Ф.И.О.   21 № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Календарно­тематическое планирование Содержание (разделы, темы)    Количе Даты Оборудование с тво часов проведения план факт 1 год обучения  I.   Бумагопластика (8)   Азбука бумагопластики  Удивительный это материал  бумага. «Веточка» Мастера бумажной пластики.   Спираль,  сгибание. «Букет» Завитки. «Золотая рыбка» Сова.  Ежик Зайчик.   Бабочки (складывание  гармошкой) 1 1 1 1 1 1 1 1 II.   Квиллинг (8) Искусство бумагоскручивание ­  квиллинг Основы квиллинга (скручивание  полосок бумаги) Ягоды  рябинки Снежинка Весёлые пчёлки Бабочка Цветы Композиция бабочки и цветы 1 1 1 1 1 1 1 1 III.  Объёмная  аппликация (8) Ветка мимозы Две вишенки Рамочка для фото Панно  «Сердечко» Цветущая веточка  1 1 1 1 1 Коллекция  « Бумага и картон» Цветная бумага Бумага, клей, ножницы  Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Фольга, обертки шоколада Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон  Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы  Бумага, клей, ножницы 22 3.6 3.7 3.8 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 Подводный мир Букет на окошке Поздравительная открытка Нарциссы в хрустальной вазе Цветы на салфетке «Гусеница»       Итого:                                            Панно «Ромашки»   Белая фантазия (из белой  бумаги) Весёлое солнышко 1 1 1 IV.     Конструирование из бумаги (9) Цветная бумага, клей,  ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы  Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы 2 2 2 1 1 1 33   № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Календарно­тематическое планирование Содержание (разделы, темы)  Количе с тво часов Даты проведения план факт 2 год обучения I.   Бумагопластика (8) Оборудование  Бумагопластика, как вид  искусства.  Основы  бумагопластики Плетение. «Коврик» «Осенний лес» Коллективная  работа «Георгины в вазе» Вырезывание симметричных  изображений. Вырезывание спиралей.  Творческие работы. «Весёлые мухоморчики» «Ледяной цветок» «Снежная фантазия» «Ангелочки» Проект­дизайн «Валентинки» 1 1 2 1 1 2 II.   Квиллинг (10) 2 2 2 2 2 Коллекция  « Бумага и картон» Цветная бумага Бумага, клей, ножницы  Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон 23 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4.1 4.2 4.3 III.  Объёмная  аппликация (10) «Стрекоза и муравей «Спелые плоды» «Букет из вербы и берёзы» Дизайн­проект «Весна пришла» Защита дизайн­проектов «Весна  пришла» 2 2 2 2 2 IV.    Конструирование из бумаги (6) Игрушки из полоски бумаги.   «Сова» «Лисичка» Дизайн – проект игрушки Итого:   2 2 2 34 Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы                                                 № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 2.1 Календарно­тематическое планирование  Содержание (разделы, темы)  Количе с тво часов Даты  проведения план факт 3 год обучения I.   Бумагопластика (10) Оборудование Бумагопластика как вид  искусства.  Основы  бумагопластики «Осенний лес» Творческая  работа. «Лебединое озеро».  Коллективная работа. «Морское дно». Дизайн­ проект Выставка дизайн – проектов  «Морское дно» «Морские лилии». «Одуванчики». Панно в круге. Творческая  работа.  «Матрёшка» Выставка творческих работ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы Искусство скручивания бумаги ­  квиллинг 1 Полоски для квиллинга, клей,  картон II.   Квиллинг  (8)  24 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 «Боровички» «Сочные яблоки» «Спелая клубничка» «Плоды крыжовника»­ панно в  круге «Полевые цветы» Коллективная  работа   «Русские узоры» ­ гжель дизайн  проект Выставка творческих  работ 1 1 1 1 1 1 1 III.  Объёмная  аппликация (10) Виды объёмной аппликации «Весёлые зонтики»  «Звёздное небо» «Валентин и Валентинка» ­  творческая работа. «Открытка к 23 февраля в 3D»  дизайн ­проект «Открытка к 8 марта в 3D»  дизайн ­проект Выставка открыток в 3D «Букет весенних цветов»  самостоятельная творческая  работа «Весёлые цыплятки» Выставка творческих работ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  IV.    Конструирование из бумаги (6)  «Русская изба»  дизайн ­ проект «Деревенский двор» дизайн ­  проект « Русская  деревня» дизайн  проект творческая коллективная  работа Выставка «Русская деревня»  «Весна пришла» индивидуальные  творческие работы Итоговая выставка Итого: 1 1 1 1 1 1 34 Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы,  картон Цветная бумага, клей,  ножницы, картон Бумага, клей, ножницы,,  картон Цветная бумага, клей,  ножницы, картон Бумага, клей, ножницы                                        25 № 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 Календарно­тематическое планирование  Содержание (разделы, темы)  Количес тво часов Даты  проведения план факт 4 год обучения I.   Бумагопластика (8) Оборудование Бумагопластика как вид  искусства.  Основы  бумагопластики Осенний букет Коллективная работа «Осень в  лесу» Бумага и фантазия. Дизайн ­  поект  «Волшебная шкатулка» Выставка дизайн проектов Творческая работа  «Сказка за  сказкой» Дизайн – проект  «Бабочки» Выставка дизайн – проектов  «Бабочки» 1 1 1 1 1 1 1 1 II.   Квиллинг  (7) Искусство скручивания бумаги ­  квиллинг Дизайн – проект «Букет» Выставка дизайн проектов  «Букет» Проект открытки  в 3d Выставка  открыток Коллективная работа «Зимние  узоры» Выставка  работ  «Зимние узоры» 1 1 1 1 1 1 1 III.  Объёмная  аппликация (8) Весёлые котята Коллективный проект «Русские  богатыри» «Герои русских сказок» Выставка  «Герои русских сказок  и русские богатыри» Голуби  ­ мира   Дизайн – проект  «Поздравительные открытки» 1 1 1 1 1 1 Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Полоски для квиллинга, клей,  картон Бумага, клей, ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы 26 Творческая мастерская Выставка творческих работ 1 1 IV.    Конструирование из бумаги (9) Коллективная работа «Зоопарк» Коллективная работа   «Подводный мир» Дизайн – проект  «Весна в лесу» Выставка работ Творческая работа  конструирование из бумаги Разработка  дизайнерского  проекта «Дизайн  классной  комнаты» Выставка творческих работ Итого: 2 2 1 1 1 1 1 34 Бумага, клей, ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Цветная бумага, клей,  ножницы Бумага, клей, ножницы,  картон Цветная бумага, клей,  ножницы, картон Бумага, клей, ножницы,  картон Цветная бумага, клей,  ножницы, картон 3.7 3.8 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7   27 28

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019