Программа кружка
Оценка 4.7

Программа кружка

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл
15.09.2019
Программа кружка
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
программа кружка грамотеи.doc
Ростовская область, Тацинский район, станица Тацинская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2 СОГЛАСОВАНО                                                           СОГЛАСОВАНО                             УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания МО                                          Заместитель директора             Директор школы _______Колбасина Н.В.  классных руководителей                                         по ВР  ______ Гончарова Ю.А.                 Приказ  от _________№ _____ Руководитель МО _____ Волоконская Н.В.                   «__»________20__г. Протокол МО от ___   № __ РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА  по кружковой работе «Грамотеи»  основное общее образование (уровень образования: основное) Количество часов: 34 Учитель Налесникова Ольга Александровна Программа   курса   внеурочной   деятельности   "Грамотеи"   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утверждённой   приказом   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   №   1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»на основе авторской программы Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской "Школа развития речи" для 5­11 классов. Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно­воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Данная   программа   внеурочной   деятельности   предполагает   развитие   кругозора   и   мышления   у учащихся,   способствует   повышению   их   интеллектуального   уровня   при   изучении   языка, воспитывает   чувство   уважения   к   языку   своих   предков.   Предназначена   для   использования учителями русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 5 классе. Программа курса по внеурочной деятельности «Грамотеи»  для 5 классов составлена на основе следующих нормативно­методических материалов: Актуальность программы Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения   русским   языком.   Благоприятные   условия   для   удовлетворения   индивидуальных интересов   учащихся   и   для   привития   речевых   умений,   реализации   их   интеллектуальных   и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают   многие   жизненные   навыки,   учатся   самостоятельно   подбирать   и   анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Цель   программы ­   расширение   лингвистического   кругозора;   обогащение   активного   и потенциального   словарного   запаса;   совершенствование   способности   применять   приобретенные универсальные   учебные   действия   в   процессе   речевого   общения   в   учебной   деятельности   и повседневной жизни. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач: Образовательные: развивать   лингвистические   способности   учащихся,   их   познавательную   активность, мышление и коммуникативную культуру; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст. Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи; развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности. Воспитательные: воспитывать   гражданственность   и   патриотизм,   любовь   к   русскому   языку,   приобщение   к культуре и литературе русского народа; овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность; формировать социально активную, конкурентоспособную личность. Место курса в учебном плане В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 5 классов предложен курс «Грамотеи». Курс рассчитан на 34 часа: 1 ч. в неделю, 34 учебные недели. Организация   деятельности   учащихся   на   занятиях   основывается   на   следующих общедидактических принципах: ­ научности; ­ наглядности; ­ индивидуального подхода к учащимся; ­ последовательности и систематичности в изложении материала;        ­ преемственности и перспективности в усвоении знаний; ­ связи теории с практикой; ­ доступности; ­ занимательности. Возраст учащихся: 10­11 лет Срок реализации программы: 1 год Форма организации ­ кружок. Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут). За год (34 недели) – 34 занятия Формы организации деятельности учащихся на занятиях: ­ групповые (работа в больших и малых группах); ­ индивидуальные; ­ парные Виды деятельности: ­ теоретические (лекция, урок­откровение, устный журнал, учёный совет); ­   практические   (тематические   конкурсы,   олимпиады,   ролевые   игры,   грамматический   турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование   предложений,   написание   сочинений   –   миниатюр,   аукцион   знаний,   подготовка сообщений, выполнение проектов); ­ индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта   и   защита   его,   создание   письменных   монологических   высказываний   (текстов)   в соответствии с коммуникативной установкой). Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы: ­­викторины; ­ лингвистические игры; ­ КВН; ­ орфографическое лото; ­ эстафеты; ­турниры; ­ исследование; ­ защита проектов. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. В каждом занятии прослеживаются три части: ­ теоретическая; ­ практическая; ­ игровая. Ведущими технологиями в учебном процессе являются: ­ технология проблемно­диалогического обучения ­ технология развития критического мышления ­ технологии личностно­ориентированного обучения Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника Формы и виды контроля. Формы   контроля:   творческие   работы,   проекты,   пресс­релиз,   аукцион   знаний,   практикум, мониторинг. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый. Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах). Методические рекомендации: Программа рассчитана на учащихся 5­х классов. Содержание программы Тема 1. Введение. Основные цели и задачи кружка. Что такое язык и речь? Раздел 1. Русский язык – язык великого народа.  Тема 2. Поговорим о родном языке. Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и  богатство русского языка. Сообщения учащихся о языке. Конкурс стихов о русском языке. Тема 3. Звук и буква. Буква и звук. Буква – условный знак для передачи звука речи. Выразительные возможности  звука речи. Аллитерация, ассонанс. Фонетическая зарядка. Игры с буквами и словами. Слоговой анализ текста. Звуковой анализ  текста. Раздел 2. Из истории письменности.  Тема 4. Можно ли писать без букв. Знакомство с историей письменности. Узелковое письмо. Пиктография. Идеографическое  письмо. Иероглифическое письмо. Тайна египетского письма. Клинопись.  Выполнение упражнений. Разгадывание таинственных надписей. Сообщения учащихся о  видах письма. Тема 5. О буквах русского алфавита.  Старославянская азбука. Потерянные буквы. Современный русский алфавит..  Сообщения учащихся об «интересных», «лишних», «весёлых», «удивительных», «дорогих»,  «волшебных» буквах языка. Тема 6. Как расшифровать письмена. Умение расшифровывать и создавать письмена. Письмо греческого мальчика. Тарабарская  грамота. Сообщения учащихся о тарабарской грамоте. Написание и чтение тарабарской грамоты.  Занимательные задачи. Тема 7. Словесные раскопки. Происхождение и значение личных имён и фамилий. Из истории некоторых слов:  географических названий, дней недели и других слов. Что такое ономастика. Сообщения учащихся об истории русских имён и фамилий, о происхождении названий  месяцев, дней недели, монет. Раздел 3. Лексика.  Тема 8. О синонимах русского языка. Понятие синонима. Использование синонимов писателями. Смысловые, контекстуальные  синонимы. Грамматическая сказка. Работа с отрывками из произведений И. С. Тургенева, М. Горького,  выявление роли синонимов в текстах. Дидактические игры и упражнения. Тема 9. Антонимы русского языка.  Понятие антонима. Разнокорневые и однокорневые антонимы.  Дидактические игры и упражнения. Роль антонимов в тексте. Тема 10. Омонимы русского языка. Понятие омонима. Омофоны. Омографы. Использование омонимов, омофонов, омографов в  художественных произведениях. Работа со словарём омонимов. Дидактические игры и упражнения. Тема 11. Многозначные слова и омонимы. Отличие многозначных слов от омонимов. Употребление омонимов в поэтической речи. Конкурс смекалистых. Тема 12. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Понятие диалектизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Отличие  историзмов от архаизмов. Исконно русские слова и заимствованные слова, их признаки. Дидактические игры и упражнения. Тема 13. Мир фразеологии.  Понятие фразеологизма. Фразеологические обороты. Метафорические сочетания. Почему  мы так говорим. Путешествие к словам с крыльями. Сообщения учащихся о появлении и значении некоторых  фразеологизмов. Занимательные игры. Роль фразеологизмов в тексте. Тема 14. Словари русского языка.  Лингвистические и энциклопедические словари. Как живут слова в разных словарях. В. И.  Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Сообщения учащихся об истории создания толкового словаря. Самостоятельная работа со  словарями. Игра «Кто больше?». Раздел 4. Синтаксис.  Тема 15.Почему предложения такие разные. Грамматическая основа предложения. Какие бывают знаки препинания и предложения. Сообщения учащихся о значении слов «подлежащее», «сказуемое». Сообщения­рассказы,  упражнение­игра. Весёлые рифмы. Дидактические игры и упражнения. Раздел 5. Морфемика Тема 16. Из чего состоят слова. Части слова. Бывают ли слова без корня. Зачем нужны приставки и суффиксы. Слова и их  формы. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания  приставок и суффиксов. Грамматическая сказка о частях слова. Рифмованные задания. Дидактические игры. Раздел 6. Словообразование. Тема 17. Основные способы образования слов. Изменение и образование слов. Основные способы образования слов. Дидактические игры и упражнения. Раздел 7. Морфология Тема 18. Части речи. Как возникли русские грамматические термины­названия частей речи. Самостоятельные и  служебные части речи. Грамматическая сказка о частях речи. Весёлые стихи о частях речи. Грамматические игры. Тема 19. Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Тайна грамматического рода. «Обломки» старых  склонений. Падежи и предлоги. Следы двойственного числа. Диктант­кроссворд. Лингвистические задания. Грамматические игры. Игра­соревнование. Раздел 8. Русский язык в его истории Тема 20. «Вначале было Слово…» Как и почему люди начали говорить. Как рождаются, живут и умирают слова (из истории  возникновения некоторых слов) Сообщения учащихся о происхождении некоторых слов. Работа с этимологическим  словарём русского языка. Тема 21. О происхождении и развитии русского языка. Древние корни русского языка. Языки­братья: украинский, белорусский. Близость в  грамматическом строе и словарном составе восточнославянских языков. Возникновение письма у  славян. Знакомство с древнейшими памятниками русского языка. Чтение стихов на украинском,  белорусском и русском языках, нахождение общих черт. Занимательные упражнения. Тема 22. Наш календарь. Исконно­славянские названия месяцев. Русский календарь, греческие календы и русские  колядки. Сообщение учащихся о происхождении старых и современных названий месяцев.  Занимательные упражнения. Тема 23. Язык как система. Лингвистика как наука. Понятие языковой системы. Единицы и уровни языка. Слово –  основная единица языка. Многоаспектный анализ слов. Этимология – наука о происхождении слов. Задачи этимологии. Этимологические словари  русского языка. Тема 24. Почему мы так говорим. Орфоэпия – наука о правильном произношении слова. Новое и старое в слове.  Произношение и ударение. Что такое орфоэпическая норма. Отличие орфоэпии от орфографии.  Орфоэпические словари русского языка. Грамматические сказки. Весёлые рифмы. Работа с орфографическим и орфоэпическим  словарями. Дидактические игры и упражнения. Тема 25. Русский язык и современность. Русский язык – язык великого народа, великой литературы. Русский язык в современном  мире. Игра «Корректор», занимательные игры и упражнения. Раздел 9. Морфология  Тема 26. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Словообразование,  правописание прилагательных. Роль прилагательных в речи.  Грамматическая сказка об имени прилагательном. Сообщения учащихся о значении  некоторых прилагательных. Работа со словарём эпитетов. Лингвистические задания.  Дидактические игры и упражнения. Викторина «Знаешь ли ты имя прилагательное?» Тема 27. Глагол. Самая живая часть речи. Наклонение глагола. Переходные и непереходные глаголы.  Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Правописание глаголов. Сообщения учащихся: «Из истории некоторых слов». Грамматические сказки о временах,  спряжении, инфинитиве глагола. Рифмованные упражнения. Лингвистические задания: сложные  случаи употребления глаголов. Тема 28. Имя числительное. Из истории возникновения числительных. Числительные количественные и порядковые.  Склонение числительных. Правописание числительных. Грамматическая сказка о числительном. Сообщения учащихся «Из истории возникновения  некоторых числительных». Дидактические игры, упражнения, головоломки. Игра­путешествие в  мир числительных.  Тема 29. Наречие. Наречие как часть речи. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий.  Правописание наречий. Грамматическая сказка о наречии. Сообщения учащихся «Из истории некоторых наречий».  Грамматические игры. Тема 30. Местоимение. Зачем нужны местоимения? Разряды местоимений. Образование неопределённых  местоимений. Правописание местоимений. Грамматическая сказка о местоимении. Весёлые стихи о местоимении. Раздел 10. Орфография.  Тема 31. Можно ли писать так, как мы говорим. Можно ли писать так, как мы говорим? Особенности и трудности русской орфографии.  Знакомство с орфографическими словарями русского языка. Грамматические сказки и рассказы, объясняющие трудные случаи гласных и согласных в  словах. Дидактические игры и упражнения. Кроссвордные диктанты, отгадывание шарад, работа с  сигнальными карточками, перфокартами. Раздел 11. Пунктуация.  Тема 32. Секреты пунктуации. Из истории русской пунктуации Пунктуационные шутки. Турнир знатоков русского языка. Название раздела Введение. Основные цели и  задачи кружка. Поговорим о родном языке Звук и буква Можно ли писать без букв Методическое обеспечение программы. Форма  занятия Методы,  приёмы Дидактический материал Форма  подведения  итогов Беседа Практическое занятие Беседа,  сообщения  учащихся Дидактические  игры Лекция,  практическое  занятие Практическое занятие Звуковой анализ  текста Раздаточный  материал Карточки Слово учителя,  сообщения  учащихся,  выполнение  упражнений О буквах русского алфавита Лекция,  Иллюстрации практическое  занятие Раздаточный  материал Игра ­  конкурс Как расшифровать письмена Практическое занятие Беседа,  сообщения  Карточки Словесные раскопки Практическое занятие О синонимах русского  языка Антонимы русского языка Омонимы русского языка Лекция,  практическое  занятие Лекция,  практическое  занятие Лекция,  практическое  занятие Многозначные слова и  омонимы Практическое занятие учащихся,  выполнение  занимательных  задач Слово учителя,  сообщения  учащихся,  частично­ поисковый Грамматические  игры и  упражнения,  беседа Грамматические  игры и  упражнения,  беседа Грамматические  игры и  упражнения,  беседа Беседа,  занимательные  игры Раздаточный  материал Карточки Раздаточный  материал Карточки Перфокарты Слова  общеупотребительные и  ограниченные в  употреблении Мир фразеологии Словари русского языка Почему предложения такие  разные Лекция,  практическое  занятие Дидактические  игры и  упражнения Раздаточный  материал Практическое занятие Беседа,  занимательные  игры Лекция,  практическое  занятие Беседа,  занимательные  упражнения Лекция,  практическое  занятие Объяснение,  беседа,  сообщения  учащихся. Карточки Конкурс  смекалистых Карточки Игра­конкурс Из чего состоят слова Лекция,  практическое  занятие Беседа,  лингвистические  задания,  дидактические  игры,  рифмованные  упражнения Основные способы  образования слов Части речи Имя существительное Лекция,  практическое  занятие Беседа,  дидактические  игры и  упражнения Практическое занятие Лекция,  практическое  занятие Беседа,  грамматические  игры Грамматическая  сказка,  занимательные  упражнения Карточки Карточки Карточки Перфокарты,  карточки Игра­ соревнование «Вначале было Слово…» Практическое занятие,  беседа Беседа,  сообщения  учащихся Карточки О происхождении и  развитии русского языка Лекция,  практическое  занятие Беседа,  занимательные  упражнения Таблица Наш календарь Язык как система Почему мы так говорим Практическое занятие Беседа,  сообщения  учащихся Лекция,  практическое  занятие Беседа,  выполнение  упражнений Лекция,  практическое  занятие Беседа,  дидактические  игры и  упражнения Раздаточный  материал,  карточки Раздаточный  материал Русский язык и  современность Практическое занятие Беседа,  грамматические  игры Раздаточный  материал (текст) Имя прилагательное Лекция,  Беседа,  Карточки Викторина практическое  занятие дидактические  игры и  упражнения Глагол Имя числительное Наречие Местоимение Лекция,  практическое  занятие Лекция,  практическое  занятие Лекция,  практическое  занятие Лекция,  практическое  занятие Можно ли писать так, как  мы говорим Практическое занятие Карточки Игра­конкурс Карточки Викторина Раздаточный  материал Игра­ путешествие Раздаточный  материал Игра­конкурс Раздаточный  материал,  карточки Беседа,  сообщения  учащихся,  рифмованные  упражнения Грамматическая  сказка,  сообщения  учащихся,  грамматические  игры Грамматическая  сказка,  сообщения  учащихся,  грамматические  игры, задания Грамматическая  сказка, беседа,  дидактические  игры,  упражнения Дидактические  игры,  упражнения,  работа с  сигнальными  карточками,  перфокартами Секреты пунктуации Лекция,  практическое  занятие Пунктуационные  шутки Раздаточный  материал Учебно­тематический план Тема Введение. Основные цели и задачи кружка № 1 Раздел 1. Русский язык – язык великого народа  Турнир  знатоков  русского  языка Всего часов 1 Поговорим о родном языке Звук и буква Можно ли писать без букв О буквах русского языка Как расшифровать письмена Словесные раскопки 2 3 Раздел 2. Из истории письменности  4 5 6 7 Раздел 3. Лексика  8 9 10 11 Многозначные слова и омонимы 12 13 Мир фразеологии 14 О синонимах русского языка Антонимы русского языка Омонимы русского языка Словари русского языка Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Из чего состоят слова Почему предложения такие разные Основные способы образования слов Части речи Имя существительное Раздел 4. Синтаксис  15 Раздел 5. Морфемика  16 Раздел 6. Словообразование  17 Раздел 7. Морфология  18 19 Раздел 8. Русский язык в его истории  20 21 22 23 24 25 Раздел 9. Морфология  26 «Вначале было Слово…» О происхождении и развитии русского языка Наш календарь Язык как система Почему мы так говорим Русский язык и современность Имя прилагательное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Глагол Имя числительное Наречие 27 28 29 30 Местоимение Раздел 10. Орфография  31 Можно ли писать так, как мы говорим Раздел 11. Пунктуация  32,  33 34 Секреты пунктуации Подведение итогов года Всего 1 1 1 1 1 2 1 34 Список литературы Рекомендуемая литература 1. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт­Петербург. отд­ние, 1995. 2. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М.: Дрофа, 2006. 3. Откупщиков, Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков; – изд. 4­е. – Санкт­Петербург : Авалон; Азбука­классика, 2005. 4. Розенталь, Д. Э. и др. Русский язык для школьников 5­­9 классов. Путешествие в страну слов : учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М. : Изд. дом «Дрофа», 1995. 5. Успенский, Л. Н. Слово о словах: Очерки о языке / Л. Н. Успенский. – Минск, 1989. 6. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – М. : ИКАР, 2005. 7. Шанский, Н. М. Жизнь русского слова: кн. для старшеклассников / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. – М. : Вербум­М, 2006. Словари 1. Ашукин, С. С., Ашукина, М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / С. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М., 1986. 2. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М., 1987. 3. Ахманова, О. С. Словарь синонимов русского языка / О. С. Ахманова. – М., 1986. 4. Балакай, А. Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. –  М. : АСТ­ПРЕСС, 2001. 5. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков (любое издание). 6. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа: Большой толковый словарь / В. И. Зимин, А. С. Спирин. – Ростов н/Д : Феникс; Москва : Цитадель­трейд, 2005. 7. Иванова, Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т. Ф. Иванова. – М. : Рус. яз. – Медиа, 2005. 8. Культура русской речи: энциклопедический словарь­справочник / под ред. Л. Ю. Иванова [и др.]. – М.: Флинта; Наука, 2003. 9. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов (любое издание). 10. Новый краткий словарь иностранных слов / отв. ред. Н. М. Семёнова. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2005. 11. Новый орфографический словарь­справочник русского языка / ред.­сост. В. В. Бурцева. – М. : Рус.яз. – Медиа, 2005. 12. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. 13. Розенталь,   Д.   Э.   Справочник   по   русскому   языку:   Правописание.   Произношение. Литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис­пресс, 2005. 14. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. – М. : Просвещение, 1991 (и последующие издания).

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка

Программа кружка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019