Программа содержит в себе различные техники работы, которыми пользовались мастера данного вида творчества сотни лет в разных странах.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. Основная часть времени посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю»Директор МБОУ
«Средняя общеобразовательная
школа №2»
___________ Р.Н. грибова
от «____» ______ 20____г.
Рассмотрена
на заседании НМС
Протокол №
от «____» ______ 20____г.
«Джут»
Рабочая дополнительная образовательная программа
для детей младшего школьного возраста
(возрастная категория детей)
Срок реализации 1 год
Составитель:
педагог дополнительного
образования детей
квалификационная категория I
Андриишина Лариса Владимировна
г. УсольеСибирское
2018–
1Пояснительная записка
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества «Джут»
разработана для организации внеурочной деятельности младших школьников в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования.
Данная программа предусматривает:
углубленное ознакомление с теоретическими и практическими знаниями по
декоративной работе ,
графические и живописные упражнения,
выполнение художественных работ по различным мотивам,
украшение интерьера, класса и школы рисунками, стендами, декоративными
панно.
Искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов
художественного творчества.
Эстетическое и эмоционально – выразительное начало является важной
особенностью декоративно – прикладной работы.
Эта работа формирует в детях художественный вкус, творческую инициативу,
развивает чувство прекрасного.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на
уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу
детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие
работы. Работа, выполненная своими руками огромная радость для ребят.Это
помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
2Цель программы:
основной целью дополнительного образования является создание условий для
самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся. Занятия
направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших
школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы: Образовательные:
познакомить с видами декоративноприкладного искусства его историей,
особенностями и спецификой а так же применением в современной жизни;
многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов;
с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров;
с художественными промыслами;
обучить:
технологиям декорирования изделий из дерева, стекла, металла, картона, ткани;
техническим навыкам конструирования и моделирования из различных
материалов;
знаниям по истории национальной культуры;
современным техниками;
основам знаний в области композиции, формообразовании, цветоведения в
декоративноприкладном искусстве;
сформировать:
собственный стиль в декорировании изделий;
потребности использования графического изображения (наброска, эскиза) на
подготовительном этапе и процессе изготовления изделия;
Развивающие:
Развивать креативные способности детей.
пробуждать любознательность в области декоративноприкладного искусства,
технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
обучающихся;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
3Расширять коммуникативные способности детей;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Отличительные особенности данной программы
Автор программы самостоятельно изучала технологии работы в технике
джутовая филигрань, а также занималась индивидуальным изготовлением авторских
работ.
Программа содержит в себе различные техники работы, которыми пользовались
мастера данного вида творчества сотни лет в разных странах.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером
практических работ по каждой теме. Основная часть времени посвящается
практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся
показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Учащиеся приобретают знания по цветосочетанию, композиции, основам
формообразования, пропорции, основным принципам построения орнамента и
осваивают базовую систему понятий и определений. Приобретают навыки
экспериментирования с разными видами верѐвочных материалов в процессе работы
над изделием.
Большое внимание в программе уделено созданию индивидуальных и
коллективных тематических композиций из базовых элементов, созданию изделий
несложной конструкции.
В настоящее время, декупаж вернулся и подарил возможность с необыкновенным
изяществом и по своему вкусу прекрасно декорировать любые предметы обихода.
Упражнения в скручивании базовых форм, создание из них аппликационных
орнаментов, проведение творческих игр и упражнений развивает воображение,
приучает детей видеть необычное в обычных предметах.
В итоге дети создают яркие декоративные поделки, имеющие не только
художественнодекоративные сувениры но и унитарные изделия т.е. с практической
пользой. Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство
гордости за свой труд. Лучшие работы служат основой методического фонда
объединения, используемого на занятиях с детьми, а так же при организации отчетных,
итоговых выставок в городе.
Таким образом, программа знакомит детей с опытом работы многих мастеров,
даёт ребёнку свободу в творчестве и подводит его к индивидуальным проектам и
композициям.
Значение для развития ребенка:
учит детей различным приемам работы с художественными материалами и
техникой работы художественными материалами (гуашь, масляная пастель,
акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика, гелевые ручки);
4 с цветоведением: основные и составные цвета;
с декоративно – символической ролью цвета в декоративноприкладном
искусстве;
с пропорциями: соотношение целого и частей;
с произведениями декоративно – прикладного искусства.
учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым
складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает
развитию чертежных навыков.
развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует
их воображение и фантазию.
На занятиях обучающиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими
образа от материала, его физических качеств и особенностей. Некоторым детям
оказывается дополнительная индивидуальная помощь.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые
предстоит выполнять обучающимся.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Джут» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1
год – обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения
программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога
каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе
должно быть не более 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Джут» принимаются все желающие учащиеся начальной
школы. В группы 2го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно
прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой
аттестации.
Занятия проводятся с 1 октября по 30 мая.
. Режим занятий (на 1 год обучения 20172018 уч. год ):
Общее количество часов в год 128 ч
Количество часов и занятий в неделю – 4ч в неделю
Периодичность занятий еженедельно
5При определении режима занятий учтены санитарноэпидемиологические
требования:
• для обучающихся 1года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
(продолжительностью – 40 минут и 10 минут – перерыв).
По необходимости возможна коррекция режима занятий, а так же варьирование
тем в зависимости от состава группы, календаря праздничных дат и потребностей
учреждения.
Формы и методы обучения
В процессе обучения по данной программе используются различные формы
организации занятий:
фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу
под руководством педагога);
групповая (для выполнения работы обучающиеся объединяются в группы в
зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с
другом);
коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя
самостоятельность и взаимопомощь);
индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении
индивидуального задания).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительноиллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
• частичнопоисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуальнофронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
6Способы фиксации результатов
Результативность освоения детьми данной программы определяется с помощью
использования разнообразных способов проверки:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и
группового);
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за
индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы;
самоконтроль.
Основными критериями оценки работ детей являются:
внешний вид изделия;
соблюдение технологии изготовления и декорирования;
самостоятельные творческие изыскания;
целесообразность работы;
самостоятельность в выполнении работы;
продуктивность (выполнение работы в установленный срок);
качество выполненной работы;
культура поведения и соблюдения техники безопасности при выполнении
работ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Работы детей, соответствующие основным требованиям, представляются на
выставках внутри объединения, выставках городских, а также используются в
оформлении кабинетов, участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся анализировать и оценивать
свою работу. Этот вид деятельности предусматривает следующие этапы:
анализ педагога;
совместный анализ учащегося и педагога;
самоанализ.
Учебнотематический план
0,22 ставки – 128 час.
Год обучения
теория
1 год
24
7практика
всего
48
72
Учебнотематический план
1 год обучения ( начальные классы)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
Дата
теория практика
всего
план
факт
Джут
1. Формирование группы
2. Беседа по охране труда
3. Диагностика обученности учащихся
Азбука
Цветоведение.
формообразования.
джутовой филиграни.
Основы
4.
1
1
1
1
1
1
1
1
85. Формы базовых элементов. Орнамент.
1
Джутовая филигрань
5. Салфетка
6. Бабочка
7. Рамка для фотографии.
8 Декор металлической баночки
9 Рыбка
10. Сердечки магнитики
11 Браслет, ободок
12 Корзинка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
5
7
3
3
7
2
4
4
4
6
8
4
4
8
Калейдоскоп работ в технике (объёмная филигрань)
13 Шкатулка
14 Салфетница
15 Декор стеклянной бутылки
16 Домик
17 Куклы
18 Коврик
19 Вазочка
20 Украшения (ожерелье. Серьги)
21 Панно
22. Пасхальные яйца
23. Праздники, выставки
24. Заключительное занятие
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
20
7
7
7
11
11
3
7
4
7
3
4
1
108
8
8
8
11
12
4
8
4
8
4
4
1
128
Содержание программы
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Презентация «Филигрань: рождение
промысла и его место в культуре». Виды филиграни, применение на занятиях
декоративноприкладного творчества. Знакомство с программой. Показ образцов
изделий в технике джутовая филигрань, рассматривание иллюстраций,
фотографий, книг и журналов. Рассказ о работе объединения. План работы на
учебный год.
2. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности. Организация
рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами.
3.Азбука джутовой филиграни. Цветоведение. Основы
формообразования.
История филиграни, его особенности. Секреты мастерства. Термины и
базовые формы: ролл, свободный ролл, спираль, замкнутая спираль, конус, капля,
9глаз, овал, лист, изогнутый лист, дуга и т. д. Плоская и объёмная формы.
Преобразование одной формы в другую: свободный ролл в каплю, глаз, овал; лист в
дугу, изогнутый лист ит. д. Приёмы работы. Цвет как средство выразительности.
Цветовой круг. Ахроматические, хроматические цвета. Тёплые и холодные цвета.
Цветовой фон в художественном конструировании. Знакомство с богатой
красочной палитрой на примере природных явлений: гроза, снегопад, северное
сияние, извержение вулкана и т. д.
4. Формы базовых элементов. Орнамент. Создание аппликаций из базовых
элементов филиграни. Использование графических схем. Понятие орнамента. Виды
орнаментов, их характерные признаки. Основные принципы построения орнамента:
повтор, чередование, инверсия, симметрия. Цвет в орнаменте. Выражение замысла
путѐм выбора материала.
5. Изготовление панно в технике «Джутовая филигрань»
Знакомство с изделием. Выбор схемы для панно.
Изготовление основания для панно. Скручивание часто
повторяющихся орнаментов из джута, склеивание на каркас.
Сборка панно. Окончательная сборка и отделка изделия.
6.Объёмная филигрань. Объёмное изображение предметов в филиграни.
Использование джута как базового материала при создании объёмных фигурок в
технике филиграни. Способы скручивания фигурок, придания им формы способом
выдавливания,
лёгкость,
динамичность фигурки. Цветовое сочетание. Красота в простоте.
Пластичность,
вытягивания.
Пропорция,
силуэт.
Практическая часть. Примерные задания: вазы, шкатулки, чашки с блюдцем,
птицы.
7. Изготовление шкатулки. Тематические комп
Создание индивидуальных и коллективных тематических композиций.
Решение композиционных задач. Пространственное расположение предметов на
плоскости. Использование приёмов аппликации, при оформлении работ.
Экспериментирование в подборе формы и пропорции предметов. Сочетаемость
фона и деталей по цвету. Симметрия и асимметрия в природе.
озиции.
Практическая часть Примерные задания: Упражнения на составление
композиций из геометрических фигур. Тематические композиции в оформлении
шкатулки: «Бабочки на лугу», «Зимний лес», «Лето», «Осенний букет».
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выявление освоения знаний, умений и навыков с помощью
выполнения практической работы и тестирования. Отбор работ для выставки.
Требования к уровню подготовки
Знать/понимать:
– название основных техник;
10– понимать значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители,
лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно;
–– названия инструментов и приспособлений, названия поверхностей.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами,
применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
Способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных
программой;
Виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения;
Названия и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий;
Практика работы на компьютере:
информация, её отбор, анализ, и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации;
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации;
включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств;
клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора;
соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам;
работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление;
создание небольшого текста по интересной детям тематике; вывод текста на
принтер
Уметь:
– пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками,
поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
–на заданную тему создавать декоративные панно в круге, квадрате;
– использовать основные приемы декупажа;
–владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом,
красками, лаком
Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.
Экономно и рационально расходовать материалы. Самостоятельно выполнять
изделия, предложенные программой, по рисунку, эскизу, чертежу, инструкционной
карте. А также по описанию и по собственному замыслу;
Подбирать возможные материалы для поделки, анализировать их свойства,
рассчитывать размеры и количества;
Решать творческие задачи прикладного характера
Прогнозируемый результат.
11 Овладеют умением подбирать цветовой фон.
Ознакомятся с основными принципами построения орнамента: повтор,
чередование, инверсия, симметрия.
Будут знать правила техники безопасности, как организовать рабочее место,
материалы и инструменты.
Будут знать историю филиграни, его особенности. Термины и базовые
формы. Виды филиграни. Приёмы работы.
Овладеют навыками изготовления и преобразования базовых форм, из
различных видов веревочных материалов.
Научатся создавать композиции, используя графические схемы.
Научатся основным правилам композиционного построения.
Познакомятся с понятиями: цветовой круг, ахроматические и хроматические
цвета, тёплые и холодные оттенки.
Овладеют приёмами составления орнамента в полосе, круге.
Ознакомятся с понятием пропорции (соотношение частей по величине).
Научатся использовать различные технические приёмы для придания
объёмной фигурке лёгкости, динамичности.
Овладеют приёмами сочетания гармоничных и контрастных цветов.
Научаться приёмам конструирования цветов простой односложной
конструкции и бахромчатых цветов (сгибание, надрезание, скручивание), способам
создания композиций
с использованием элементов аппликации (стебли, листья и т. д.).
Освоят законы композиции: композиционный центр, равновесие, закон
целостности композиции. Научатся применять приобретѐнные знания для создания
индивидуальных и коллективных тематических композиций.
Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:
– выставки, конкурсы;
– выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь), и итоговая (в
конце учебного года) покажет возрастание уровня творческой свободы работ;
– открытые занятия.
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с
листом оценки.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Нулевой уровень – качество не проявляется.
12№
п/п
Лист оценки
Ф.И.О.
Уровень
1 Организация рабочего места
2 Основы цветоведения
3 Умение пользоваться приспособлениями и инструментами
4
Владение разнообразными техниками декупажа
5 Умение применять термины
6 Умение создавать панно в круге, квадрате
7 Умение производить отбор предметов для декорирования
8 Умение использовать материалы (клей, лаки, краски,детали
для декорирования)
Учебнометодическое обеспечение
Литература для обучающихся
131. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: НиолаПресс, 2007.
– 128 с.
2. Воронова О. В. Декупаж : Новые идеи, оригинальные техники. М.: Эксмо, 2010.
3. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ классик,2011.32с.
4. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,
2012. – 112с.
5.»Декоративные изделия в технике Джутовая филигрань» В.Пушина
Литература для педагога
1. Декупаж. Красивый декор своими руками. Минск: харвест,2010.256с.
2. Методические основы преподавания декоративноприкладного творчества: учебно
методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. –
3. Бойко Е.А. Декупаж.100 лучших идей. – М.: АСТ: Астрель, 2010.128с.
4.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль, 1998.
5.Бреслав Г.Э. Психология и цветолечение для всех. СПб: Б.& К.,2000.
6.Быстрицкая А. Бумажная филигрань. – Москва: Просвещение, 1982.
7. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. Москва:
1982.
8.Выгонов В.В., Галямова Э.М., Захарова И.В. Аппликация. – Москва: ИздДом МСП,
2006.
9.Выготский
возрасте.Москва:Просвещение, 1991
10.Глазычев В.Л. О дизайне. Москва: Искусство, 1971.
11Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта. Москва: Просвещение, 1991.
12.Гориянова О.В., О.П. Медведева. Школа юного дизайнера.– РостовнаДону
Феникс, 2005.
13. Интернет ресурсы: http
. ru /; www.sdecoupage.ru.
Воображение
Просвещение,
:// dekupaj
творчество
в
детском
Л.С.
и
14