Программа кружка "Культура речи" 8 класс
Оценка 4.6

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
8 кл
19.02.2018
Программа кружка "Культура речи" 8 класс
Публикация является частью публикации:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.doc
Приложение  Дидактические материалы Стандарты   второго   поколения   ставят   перед   школой   новые   задачи.  В   сфере   развития речемыслительных способностей учащихся 9 классов мы находим следующие требования:   думать, рассуждать  интересоваться окружающим миром   анализировать и оценивать Прослушанное         +      Прочитанное          +      Увиденное Выражение результатов этого анализа в форме устного или письменного речевого высказывания К   занятиям   подбираются   тексты   небольшого   объема   как   для   изучения   изобразительно­ выразительных средств языка, так и для написания лингвистического сочинения в 9 классе. Лирическую миниатюра В.П.Астафьева из сборника «Затеси» под названием «Игра».     Мальчишки гоняли по  тротуару  шайбу. Она щелкала  звонко, летала  легко и отчего­то крошилась.     Я  приблизился   и увидел:  мальчишки  играют   пряником,  какие  в детстве  нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.     Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен. Примерный план работы с текстом малой формы. Вопросы к тексту 1. О чем текст?  2. Какие   воспоминания,   переживания Примерные ответы учащихся О мальчишках, играющих пряником. Вспомнил свое детство, пряник в форме коня с розовой «разбудила»   эта   ситуация   в   душе автора?  гривой. 3. С   чем   сравнивает   автор   пряник, С луной, до которой невозможно дотянуться. полученный им в детстве?  4. С помощью каких слов В.П.Астафьев говорит нам об этом? 5. Что такое однородные члены? Дайте определение. 6. Для чего автор их использовал? 7. Какое изобразительно­выразительное средство   автор   использует   в С   помощью   однородных   сказуемых   «был   манящ, недоступен и призрачен» Однородными  называются   такие   члены   предложения, которые   являются   одним   и   тем   же   членом предложения,   относятся   к   одному   и   тому   же   члену предложения   и   соединяются   друг   с   другом сочинительной связью. Однородные члены обычно выражаются словами одной   части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. Они   помогают   понять   авторский   замысел,   тончайшие оттенки значений. Автор использует сравнение «как луна». Оно выделяет, подчеркивает   предмет,   обращает   на   него   особое последнем предложении? 8. В каких словах выражено авторское внимание. «Мальчишки», «гоняли», « отчего­то крошилась». отношение к детям? 9. Есть ли в тексте синонимы? 10. Как называются такие синонимы? 11. Что   волнует   автора?   Почему   он «Шайба» ­ «пряник». Контекстные синонимы. Дети «гоняют» хлеб, что недопустимо. назвал это произведение «Игра»?                       Для работы с текстами малой формы на уроке удобно использовать небольшие по объему притчи ­  иносказательные рассказы с нравоучительным выводом. Особенно хорошо подходят для этого современные притчи, они затрагивают многие стороны нашей жизни, кажущиеся нам неважными, незаметными. Среди них мы можем найти тексты, в которых говорится о боли, причиняемой нами другим людям, о Добре и Зле, живущих в наших душах, о смысле жизни, о зависти и нравственной глухоте, о семье. С притчей мы работаем по следующему плану: 1. О чем притча? 2. Какая проблема поднимается автором в этом тексте? 3. Эта проблема актуальная? 4. Какие средства выразительности вы здесь видите? 5. Какую роль играют эти языковые средства в тексте? 6. Какова позиция автора? Притча «Два друга». Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: — Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: — Когда кто­либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но  когда   кто­либо  делает  что­либо  хорошее,   мы  должны  выгравировать   это  на  камне,  чтобы никакой ветер не смог бы это стереть. Вопросы к тексту Примерные ответы учащихся 1. Давайте   попробуем   определить,   каким И   прямо   (через   отдельные   предложения),   и   через способом   автор   будет   показывать   нам свою   позицию.   Это   будет   сделано прямо,   открыто   или   через   модальный план? 2. Попробуем   проанализировать   данный   найти   в   нем   средства текст, выразительности, позицию автора.    а   затем   выявить модальный план (использование языковых средств). Мы находим синтаксический параллелизм: «Сегодня мой   самый   лучший   друг   дал   мне   пощёчину»   ­ «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»; «Тот,   который   получил   пощёчину,   стал   тонуть,   но друг его спас» ­ «Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его».  3. Какую   фигуру   речи   автор   использует, «Когда   кто­либо   нас   обижает…»   ­   «Но   когда   кто­ чтобы показать нам, что один из друзей был мудрым  другом?  Зачитайте строки. 4. А почему использован параллелизм?  5.Почему тот, которому дали пощечину, не обиделся на друга? 6.   Какой   способ   позиции мы здесь нашли?  7.   В   каких   словах,   на   ваш   взгляд   выражена   выражения   авторский авторская позиция? Зачитайте эти строки. 8.   Это   открытая   авторская   позиция.   В   чем заключается   смысл   этих   строк,   или   мораль? Чему учит текст? либо делает что­либо хорошее…» Потому   что   они   друзья,   а   дружба   построена   на доверии,   терпении,   прощении.   Друзья   идут   по дорогам, пролегающим  рядом. Возможно, он был виноват в чем­то. А может быть, просто потому, что он настоящий друг. Ведь сначала он ему дал пощечину, а затем спас от смерти. Через модальный план. Это последние предложения притчи: «Когда кто­либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли   стереть   это.   Но   когда   кто­либо   делает   что­либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть». Они объясняют нам, что есть настоящая дружба: умение прощать обиды и ценить и помнить самые лучшие и добрые поступки своих друзей, доказывающие, что он и есть «мой самый лучший друг». Пишем сочинение на лингвистическую тему (для восьмиклассников) Для восьмиклассников размещаю текст, над которым надо поработать, вопросы.  Материалы взяты из презентации Егораевой Т.Л. (1)Аннушка  работала больничным клоуном. (2)Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в  больницу и развлекала тяжело больных детей, которые жили там месяцами. (3)Играла с ними,  разучивала смешные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою  Нюшу, как она им представилась. (3)Родители и врачи не всех детей  отпускали играть с клоунами: многим ребятам было запрещено  волноваться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, потому что болезни могли дать  осложнения. (4)В ноябре больных, к счастью, было  совсем мало. (5)Вот и в этот раз в игровую комнату пришли  всего пятеро. (6)Среди них, как всегда,  был Гришка – худенький и бледный мальчик лет десяти на  вид. (7)Он не мог играть в подвижные игры, потому что вынужден был всегда таскать за собой  железную стойку с капельницей, из которой по капельке струилась в его слабенький организм жизнь.  (8)Гришка называл стойку «жирафом» и повязывал на нее свой желтый в клетку шарф, наверное,  чтобы «жираф» не простудился.  (9)Мальчишка всегда держался в стороне  и никогда не смеялся.   (10)Старшая медсестра, горестно вздохнув, так и сказала Нюше однажды: «Вон тот играть с вами вряд ли будет, и не старайтесь его развеселить. (11)Семи пядей во лбу мальчишка, и было бы здорово, если  бы он тоже радовался, но Гришенька как­то сам по себе.  (12)Будет просто со стороны наблюдать». (13)Потому Нюша и удивилась, когда мальчик в перерыве между играми подошел к ней и попросил  выйти с ним ненадолго в коридор – «что­то важное узнать». (14)Они вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна. (15)­ Нюша, тебе не страшно? (16)­ А чего мне бояться? (17)­ Что ты однажды придешь, а меня не будет с детьми. (18)­ Значит,  я пойду в твою палату искать тебя! (19)­ И в палате меня тоже не будет. (20)­ Тогда я пойду искать тебя к большому окну у столовой, где ты любишь стоять.  (21)­  И у окна не будет. (22)И в другой игровой комнате не будет. (23)Ты не боишься, что однажды  ты придешь, а меня насовсем нет? (24)­ Значит, я буду знать, что тебя выписали… (25)­ С жирафом, ­ Гришка кивнул на стойку с капельницей, – уже не выпишут. (26) Гришка смотрел на Нюшу не мигая,  и она, не в силах выдержать взгляда этих ждущих только  честного ответа глаз, попятилась  к окну, села на подоконник и, легонько притянув  мальчика к себе,  осторожно обняла его. (27)­ Гриш… (28)В пустом прохладном коридоре они были одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского  солнца проникал в коридор лишь на пару метров.  (29)Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине получившегося среза все люди увидели бы их –  Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном  луче. (30)И Нюша вдруг поняла: и солнце вот­вот  уйдет, и она вот­вот уйдет, и все люди уйдут, а  Гришка останется. (31)Один на один с подкрадывающейся к его худеньким плечикам  страшной  тьмой.          (32)И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом  дальнем и самом темном углу коридора: (33)­ Такой день, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34)Потому что ты  будешь всегда! (35)Никто и никогда, послушай! (36)Никто и никогда не исчезает насовсем, пока… пока… пока он смеется в чьем­то сердце! (37)Предательский комок в горле заставил  Нюшу всхлипнуть неожиданно громко, отчего Гришка  вздрогнул и испуганно отпрянул от нее.  (38)Девушка отвернулась, поспешно, по­детски ­ ладошками  – вытерла слезы и посмотрела на него. (39)­ Ойёёоой! (40)Какая ты… – мальчик словно не мог подобрать слова. (41)­ Какая ты! (42)Как… енот! (43)И тут Гришка засмеялся. (44)Зашелся никем раньше в больнице не слыханным первым  звонким  хохотом.  (45)Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся  и жираф, тонко звеня,  словно вторя задорному смеху мальчика. (46)Ничего не понимая, Нюша посмотрела на свое отражение в стекле окна. (47)Вытирая слезы, она  размазала потекшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда­то к ушам и действительно походила  на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверем. (48)Открылась дверь игровой, и в проеме появилась старшая медсестра. (49)Наверное, она хотела что­ то спросить, но не успела.  (50)Она увидела смешную Нюшу­енота, увидела рядом с ней трясущихся  от смеха Гришку и жирафа, и – «Гришка смеется!» ­  сама залилась счастливым смехом.  (51)В  коридор высыпали все, кто был в комнате. (52)И смех светлым вихрем пронёсся по всем углам,  подхватив и ошарашенную Нюшу.         (53)А Гришка хохотал  от души и не мог ни о чем думать. (54)Все, что ему хотелось,  ­ хохотать и хохотать дальше, так же легко, так же заразительно и громко,  и ему было радостно, что с ним смеются и другие дети. (55)И ему теперь было совсем не страшно.  (56)Потому что он смеялся  в сердце каждого, а они смеялись в его сердце. (57)А это значило, что  никто из них  отныне никогда уже не исчезнет насовсем…                                       (По Павловой О.) Работаем с текстом. Автор – образ Гришки. • Какие тропы использует автор для создания зрительного        образа Гришки? • Как изобразительные возможности словообразования        помогают понять  физическое  состояние мальчика? • С помощью каких лексических средств автор сумел         передать его душевное состояние? • Какие  качества мальчика проявляются в диалоге с Нюшей? • Каковы характерные особенности его речи? • Какова роль односоставных предложений в диалоге? • Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы нарисовать картину  трагического одиночества мальчика после предполагаемого ухода Нюши? • Какие изобразительные возможности морфологии помогают увидеть в тексте настроение  мальчика? • Каков смысл повтора синтаксических конструкций в речи Гришки? • Какие приёмы звуковых изобразительных ресурсов русского языка использует автор и какова их роль в тексте? • Почему предпоследний абзац представлен только одним предложением? • Какие языковые средства помогают определить авторское отношение к Гришке? Работаем с текстом. Автор – образ Нюши. • Какое ёмкое лексическое средство в первом абзаце        используется автором для создания  характеристики Нюши? • Почему, рассказывая о работе Нюши в больнице, автор         использует глаголы несовершенного  вида прошедшего времени? • Почему монолог Нюши выделен автором в отдельный абзац? • Какова функция пунктуационных знаков в монологе Нюши? • Объясните роль лексических повторов в монологе девушки. • Найдите в монологе Нюши сложноподчинённые предложения, определите  разряд  придаточных. Какова их грамматическая роль? • С помощью слов какой части речи автор создаёт картину детально подчеркнутых действий  Нюши? • Какие средства языковой выразительности наиболее полно передают отношение автора к  героине рассказа? • Дайте характеристику синтаксических особенностей речи Нюши. Объясните, какова их роль. • Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений и их  экспрессивных возможностях в передаче душевного состояние Нюши. Какие тропы, использованные автором в характеристике Нюши, помогают достичь художественного  эффекта? Работаем с текстом.  Автор – персонажи рассказа. • Назовите мысли и чувства персонажей рассказа, которые прямо не  названы, но предполагаются  в содержании текста. • Как  речь медсестры участвует в создании её художественного  образа, помогает передать  характер? • Какие события выражают глаголы повелительного и условного наклонений в монологе  медсестры? • Проанализируйте указанный фрагмент текста с точки зрения его синтаксических особенностей.  Определите, какие фигуры речи помогают увидеть авторское отношение к персонажам и  изображаемому. • Найдите в указанном фрагменте однокоренные слова. Какую мысль автора они помогают  понять? • Какую роль выполняют в тексте вводные слова? • Найдите в тексте конструкции, осложняющие предложение. Охарактеризуйте их по значению,  функции. • Обоснуйте выделение указанных абзацев в тексте. • Укажите абзац, в котором наиболее явно отражена авторская позиция. Литература и Интернет­ресурсы Антонова Е.С.  Методика  преподавания русского языка: коммуникативно­деятельностный подход. М., КНОРУС, 2007.  Астафьев В.П. Затеси. М.: Эксмо, 2008.   Дейкина  А.   Д.,  Новожилова   Ф.  А.  Тексты­миниатюры   на  уроках   русского   языка:   Пособие   для учителя. М.: Флинта, Наука, 2001. Никитина   Е.И.  Русская   речь:   Учеб.   пособие   по   развитию   связной   речи   для   5­7   классов общеобразовательных учреждений. / под ред. В.В.Бабайцевой. М.: Просвещение, 1995.  Якушев   А.В.   Два   друга   [Электронный   ресурс]   Притчи.ру.  URL:  http:   //  www.   pritchi.ru   (дата обращения: 25.12.2012).

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс

Программа кружка "Культура речи" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.