Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл
Оценка 4.8

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Оценка 4.8
Документация +1
doc
математика
6 кл—7 кл
18.03.2019
Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл
программа кружка 6-7 класс состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, УМК, календарно - тематический план, литература. Титульный лист не прилагается его можно скачать у меня в библиотеке отдельно. Соответствует всем стандартам ФГОС.
Программа кружка.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка………………………………………….. 1.Актуальность и новизна программы………………………… 2. Цели и задачи программы…………………………………….. 3. Специфика реализации программы……………………….. 4. Возможные формы контроля достижений учащихся……… 5. Прогнозируемые результаты освоения программы………. 6.   Примерный   календарно­тематический   план   реализации программы…………………………………………………………. 7. Содержательное наполнение программы…………………. 8. Библиография………………………………………………… 3 3 4 5 7 7 8 10 16 Пояснительная записка 1.Актуальность и новизна программы Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития   одаренных   детей,   включая   детей,   чья   одаренность   на   настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на   дальнейший   качественный скачок в развитии их способностей. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике,   эти   занятия   могут   стать   толчком   в   развитии   их   интереса   к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят   за   рамки   обязательного   содержания,   они,   безусловно,   будут способствовать  совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.  Математический   кружок   –   одна   из   наиболее   действенных   и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обучение   по   программе   осуществляется   в   виде   теоретических   и практических   занятий   для   учащихся.   В   ходе   занятий   ребята   выполняют   творческие   проекты, практические   работы,   готовят   рефераты, исследовательские   работы,   принимают   участия   в   конкурсных   программах, выпускают математическую газету «Юный математик». Программа   математического   кружка   носит   естественно   ­   научную направленность. Учить математическому видению важно и необходимо, так как   учащиеся   11­13   лет   очень   позитивно   воспринимают   новое.   У   них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных 2 приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и  самоорганизации.  Точная наука математика учит логически мыслить, а это и формирует математическое видение. Для   учащихся  5­6  классов  очень  важен  уровень  личных  достижений. Необходимо помочь ему почувствовать  радость познания, умения учиться, быть   уверенным   в   своих   способностях   и   возможностях.   Культура   счета   и математической   речи   улучшаются   вычислительными   умениями   и   навыками работы с величинами. Работа кружка ­ это развитие познавательной активности и на уроке математики.   Поскольку   объем   учебной   нагрузки   не   позволяет   учителю   в урочное время предоставить внепрограммную информацию, и значительная часть   разнообразного   занимательного   математического   материала,   остается невостребованной, то устранить данное несоответствие может разнообразие кружковых занятий.  Программа   математического   кружка   содержит   в   основном традиционные   темы   занимательной   математики:   арифметику,   логику, комбинаторику и т.д.   Новшеством является то, что в программу включен раздел   «Математика   и   здоровье   человека».  В   разделе   рассматриваются: основы   здорового   образа   жизни   и   математика,   занимательные   задачи, связанные с сохранением здоровья, стихотворения о пользе здорового образа жизни, разнообразные  задачи,  содержание  которых  направлено   на здоровье человека. 2. Цель и задачи программы Цель программы: Пробуждение   и   развитие   устойчивого   интереса   учащихся   к математике и ее приложениям; расширение и углубление знаний учащихся по 3 программному материалу; создание условий для формирования и развития практических   умений   учащихся   решать   нестандартные   задачи;   развитие умения   самостоятельно   приобретать   и   применять   знания;   разностороннее развитие личности.  Основные задачи программы: развитие   математических   способностей   и   логического   мышления   у учащихся; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно­популярной литературой; расширение   и   углубление   представлений   учащихся   о   культурно­ исторической ценности математики, о роли ведущих ученых­математиков в развитии мировой науки; осуществление   индивидуализации   и   дифференциации   решения разнообразных   задач   из   различных   разделов   курса,   в   том   числе   задач, требующих поиска  пути и способов  решения, ясного и точного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического); расширение   и   углубление   представлений   учащихся   о   практическом значении математики;  воспитание   учащихся   чувства   коллективизма   и   умения   сочетать индивидуальную работу с коллективной;  установление   более   тесных   деловых   контактов   между   учителем математики   и   учащимися   и   на   этой   основе   более   глубокое   изучение познавательных интересов и запросов школьников;  создание   актива,   способного   оказать   учителю   математики   помощь   в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного 4         класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).  3. Специфика реализации программы Программа   может   содержать   разные   уровни   сложности   изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.   Данная программа является программой открытого типа,   т.е.   открыта   для   расширения,   определенных   изменений   с   учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.  На занятиях математического кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет. Возрастная группа обучающихся:   11­13 лет, т.е. 5­6 классы. Оптимальная численность группы – 12 человек.  Курс   рассчитан   на   1   час   в   неделю.   Общее   количество   проводимых занятий – 34 часа. Обучение   по   программе   осуществляется   в   виде   теоретических   и практических   занятий   для   учащихся.   В   ходе   занятий   ребята   выполняют   творческие   проекты, практические   работы,   готовят   рефераты, исследовательские   работы,   принимают   участия   в   конкурсных   программах, выпускают математическую газету «Юный математик». Для   поддержания   у   учащихся   интереса   к   изучаемому   материалу,   их  применять активность   на   протяжении   всего   занятия   необходимо дидактически   игры  –   современному   и   признанному   методу   обучения   и воспитания, обладающему образовательной,  развивающей  и  воспитывающей функциями,   которые   действуют   в   органическом   единстве.   Кроме   того,   на занятиях   математического   кружка   необходимо   создать   "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.  5 Основными   педагогическими   принципами,   обеспечивающими   реализацию программы, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;  • доброжелательный психологический климат на занятиях;  •   личностно­деятельный   подход   к   организации   учебно­ воспитательного процесса;  •   подбор   методов   занятий   соответственно   целям   и   содержанию занятий и эффективности их применения;  • оптимальное сочетание форм деятельности;  • доступность.  Кроме того, эффективности организации кружка  способствует использование различных форм проведения занятий: –  эвристическая беседа; – практикум; – интеллектуальная игра; – дискуссия; – творческая работа (проект). 4. Возможные формы контроля достижений учащихся Оценивание   учебных   достижений   на   кружковых   занятиях   должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля: – сообщения и доклады (мини); –   тестирование   с   использованием   заданий   математического   конкурса «Эврика», «Я­Гений», «Я­Энциклопедия» и др. – творческий проект (в любой форме по выбору учащихся); – исследовательские работы. 5. Прогнозируемые результаты освоения программы 6 Учащиеся   должны   научиться   анализировать   задачи,   составлять   план решения, решать задачи, делать выводы. Решать задачи на смекалку, на сообразительность. Решать логические задачи. Работать в коллективе и самостоятельно. Расширить  свой математический кругозор. Пополнить свои математические знания. Научиться работать с дополнительной литературой. Защищать свои творческие работы. Участвовать в математических олимпиадах. Итогом реализации программы является: – выполнение творческих проектов; – защита проектов; – выставка газет «Математический калейдоскоп».  7          Примерный календарно­тематический план  реализации программы Количество Примерные сроки № п.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Название темы Старинные системы записи  чисел Четыре действия арифметики Как появились меры длины. Как измеряли на Руси. Возникновение денег. Денежная  система в Древней Руси Как люди научились измерять  время. Изобретение календаря Происхождение метрической  системы мер. Система мер  русского народа. Знаменитые математики Из истории цифры 7 Математика и столица России Геометрия – значит  «земледелие» Многоугольники Происхождение дробей Комбинаторные задачи.  Применение графов к решению  задач Геометрия в пространстве Математика и здоровье  человека Покорение космоса и  математика Экономика и математика Бережливость дороже богатства Земля­кормилица Логические задачи Делится или не делится.  8 все го 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 2 1 3 2 2 1 1 1 2 часов те ор ия 0,5 0,5 0,5 пр ак ти ка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0.5 0,5 1 0,5 1 1 1 0,5 1,5 1 0.5 1 1 1 0.5 1 0.5 2 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 0.5 0,5 0,5 1 22 23 Признаки делимости Защита творческих проектов и  исследовательских работ Урок обобщения. «Математика  вокруг нас» Всего: 1 1 34 0 0 1 1 14, 5 19, 5 Содержательное наполнение программы Тема 1. Старинные системы записи чисел (1 ч.) Занятие 1. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. История  возникновения названий – «миллион, миллиард, триллион». Числа великаны.  Игра­соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».  Методы обучения: лекция, объяснение. Формы контроля: решение творческих задач в процессе игры­ соревнования «Кто быстрее долетит до Марса». Тема 2. Четыре действия арифметики (1 ч.) Занятие 2. Как появились знаки «+», «­«, «х», «:». История открытия нуля.  Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».  Методы обучения:  рассказ, объяснение. Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры  «Математическая цепочка».  Тема 3. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (1 ч.) Занятие 3 . Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. История  линейки в России. Занимательные задачи. Игра «Математический бег». Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного  слушания. Формы   контроля:   Решение   занимательных   задач   в   процессе   игры «Математический бег». Тема 4. Возникновение денег. Денежная система Древней Руси (1 ч.) Занятие 4. 9 Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Старинная русская   денежная   система.   Появление   названий   рубль   и   копейка.   Задачи­ шутки. Методы   обучения:     активное   участие   учащихся   в   эвристических беседах. Формы контроля: выполнение творческих заданий «Задачи­шутки». Тема 5. Как люди научились измерять время. Изобретение календаря (1ч.) Занятие 5. Возникновение мер времени. Название месяцев и их продолжительность. Загадки о времени. Методы обучения: рассказ, объяснение. Формы контроля: проверка творческих заданий «Загадки о времени». Тема 6. Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа (2 ч.) Занятие 6. Разработанная во Франции в XVIII в. Единая система мер массы и длины. Основные единицы измерения массы и длины в России.  Методы обучения: рассказ, объяснение. Формы контроля: фронтальный опрос. Занятие 7. Решение   занимательных   задач.  Стихотворения   о   линейке   и   циркуле.   Игра­ соревнование «Пройди по цепочке». Методы обучения: решение занимательных задач. Формы контроля: проверка творческих заданий. Тема 7. Знаменитые математики (1 ч.) Занятие 8. Знаменитые   русские   математики.   Пифагор   и   его   ученики. Древнеиндийские математики. Методы обучения: выступления учащихся с рефератами. Формы контроля: проверка рефератов. Тема 8. Из истории цифры 7 (2 ч.) Занятие 9. О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.  Методы обучения: учебная беседа с приемом активного слушания. 10 Формы контроля: выполнение творческих заданий (подготовка пословиц и поговорок о числах) Занятие 10. Математические кроссворды о цифрах. Методы   обучения:   выполнение   творческих   заданий   (составление кроссвордов) Формы контроля: выпуск газеты «Математический калейдоскоп №1». Тема 9. Математика и столица России (2 ч.) Занятие 11. История   строительства   Московского   Кремля.  Занимательные   задачи   о Кремле. Методы обучения: рассказ, объяснение с применением презентации. Формы контроля: выполнение творческих заданий. Занятие 12.   Игра­соревнование   «Кто   быстрее».   Выпуск   газеты   «Математический калейдоскоп» (№2) Методы обучения: выпуск газеты. Формы контроля: подготовка материала для газеты. Тема 10. Геометрия – значит «земледелие» (1 ч.) Занятие 13. История   возникновения   геометрии   как   науки.   Конкурс   рисунка   или аппликации «Геометрия рядом». Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации. Формы   контроля:   игра   «Из   каких   геометрических   фигур   состоит рисунок», конкурс рисунков. Тема 11. Многоугольники  (2 ч.) Занятие 14. Виды многоугольников. Равносоставленные фигуры.  Методы обучения: объяснение с просмотром презентации. Формы контроля: творческие задания. Занятие 15. Вычерчивание паркетов. Стихотворения о геометрических фигурах. Методы обучения: выступления учащихся. Формы контроля: выполнение творческих заданий. Тема 12. Происхождение дробей (2 ч.) 11 Занятие 16. История возникновения обыкновенных  и десятичных дробей.  Методы обучения: рассказ, объяснение. Формы контроля: решение занимательных задач. Занятие 17. Арифметические ребусы. Выпуск газеты «Математический калейдоскоп» (№3). Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений. Формы   контроля:   составление   арифметических   ребусов   для   газеты «Юный математик». Тема 13. Комбинаторика. Применение графов к решению задач (2 ч.) Занятие 18. Комбинаторные задачи. Решение задач с применением графов.  Методы обучения: объяснение. Формы контроля: выполнение тренировочных упражнений. Занятие 19. Чтение и составление таблиц,  чтение и построение диаграмм. Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах. Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения. Тема 14. Геометрия в пространстве (1 ч.) Занятие 20. Геометрия   в   пространстве.   Задачи,   связанные   с   прямоугольным параллелепипедом.  Методы обучения: объяснение с просмотром презентации. Форма контроля: подготовка мини­докладов. Тема 15. Математика и здоровье человека (3 ч.) Занятие 21. Основы здорового образа жизни и математика.  Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации. Формы контроля: подготовка сообщения. Занятие 22. Занимательные   задачи,   связанные   с   сохранением   здоровья. Стихотворения о пользе здорового образа жизни. Методы обучения: решение занимательных задач. Формы контроля: подготовка творческих заданий. 12 Занятие 23.  Решение задач, содержание которых направлено на здоровье человека. Методы обучения: решение задач. Формы контроля: проверка рефератов. Тема 16. Покорение космоса и математика (2 ч.) Занятие 24. Роль математики в освоении космического пространства человечеством.  Методы обучения: объяснение с просмотром презентации. Формы контроля: проверка творческих заданий. Занятие 25. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Игра «Полет на Марс».  Методы обучения: игра «Полет на Марс». Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры. Тема 17. Экономика и математика (2 ч.) Занятие 26. Раскрытие   содержательной   стороны   экономических   понятий   через математические задания. Методы обучения: рассказ, объяснение. Формы контроля: мини­сообщения. Занятие 27.  Решение комбинаторных задач.  Методы обучения: решение тренировочных задач. Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения. Тема 18. Бережливость дороже богатства (1 ч.) Занятие 28. Пути экономии в домашнем хозяйстве.  Методы обучения: объяснение с просмотром презентации. Формы контроля: разработка творческого проекта.  Тема 19. Земля­кормилица (1 ч.) Занятие 29. О   бережном   отношении   к   земле,   умелом   ее   использовании   для производства   продуктов   питания.   Оригинальные   задачи   «Огород   на подоконнике. Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации. 13 Формы контроля:  выпуск математической газеты «Математический калейдоскоп» (№4). Тема 20. Логические задачи (1 ч.) Занятие 30. Решение задач на переливание. Решение задач на взвешивание.  Методы обучения: решение занимательных задач. Формы контроля: проверка творческих заданий. Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости (2 ч.) Занятие 31. Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10. Методы обучения: объяснение. Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения. Занятие 32.  Задачи на смекалку.  Методы обучения: решение занимательных задач. Формы контроля: проверка творческих заданий. Тема 22. Защита творческих проектов и исследовательских работ(1 ч.) Занятие 33. Защита творческих проектов и исследовательских работ. Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах. Формы контроля: защита проектов. Тема 23. Урок обобщения. «Математический калейдоскоп» (1 ч.) Занятие 34. Игры и соревнования. Награждение учащихся успешно освоивших программу курса. Методы обучения: игра «Математический калейдоскоп». Формы контроля: подведение итогов. 14 Библиография 1. Власова   Т.Г.   «Предметная   неделя   в   школе»   ­   Ростов   –   на   –   Дону, «Феникс»,2007. 2. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика на уроках в 5 – 11 классах» ­ Волгоград, издательство «Учитель» 2003. 3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики» ­ М.: Просвещение, 1989. 4. Житормирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране геометрии» ­ М.: «педагогика – Пресс», 1994. 5. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка» ­ М., 1959. 6. Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва,  Просвещение, 1995 7. Лоповок Л.М. «Математика на досуге» ­ М., Просвещение 1981. 8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва,  Просвещение, 1984 9. Пичурин Л.Ф. «за страницами учебника алгебры» ­ М., Просвещение,  1990. 10.Спивак А.В. «Математический праздник» ­ М.: Бюро Квантум, 2007 15 16

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл

Программа кружка "Математический колейдоскоп" 6-7 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.