Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
классное руководство +2
11 кл
25.02.2018
Рабочая программа кружка «Скорая помощь. Я и ЕГЭ» для учащихся 11 класса разработана на основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.
Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 11-х классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга.документ
Скорая помощь. Я и ЕГЭ 11 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Принято Согласовано Утверждаю
на заседании Педагогического заместитель директора по УВР Директор
совета МБОУ Новомеловатская СОШ _______О.А.Стрельцова МБОУ Новомеловатская СОШ
Протокол № 1 от 29.08.2017 г от 30.08.2017 г. _________А.Н.Протасов
Приказ № 175 от 31.08.2017 г
Программа кружка
по социальному направлению
«Скорая помощь. Я и ЕГЭ»
11 класс
Срок реализации программы: 2017 – 2018 учебный год
Составитель программы: Е.И.Котова – социальный педагог I КК
С. Новомеловатка 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Скорая помощь. Я и ЕГЭ» для учащихся 11 класса разработана на
основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами
психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психологопедагогических
мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к
успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.
Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 11х классов к ЕГЭ
с элементами психологического тренинга.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность: Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. В последнее
десятилетие психологопедагогическое сопровождение стало неотъемлемой частью образовательно
воспитательного процесса. Одной из задач, которые ставятся перед российским образованием,
является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации
образования. Несмотря на уже давний срок внедрения ЕГЭ, вопросы методического сопровождения
предметной подготовки к экзамену достаточно хорошо освещены, а вот психологический компонент
все еще мало разработан. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности
психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с
повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием
навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре
проведения этого экзамена. Имея ряд положительных моментов, ЕГЭ не сработает в нашу пользу,
если не будут учтены важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования
учащихся. Ученыепсихологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает
уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно
действовать в условиях дефицита времени. Все это привело к необходимости создания программы
внеурочной деятельности, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену
и справиться с волнением.
• практическая значимость программы: Программа «Скорая помощь. Я и ЕГЭ» позволяет
нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ. Таким образом, программа
позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания
и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат
приёмы релаксации и снятия нервномышечного напряжения. Самостоятельным блоком данной
программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервномышечного напряжения.
• связь с существующими по данному направлению общешкольными программами
(литература, обществоведение, русский язык);
• вид (модифицированная);
2 Кружок предназначен для учащихся 11 класса. Курс состоит из 35 часов. В целом каждое занятие
рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть
увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2. Цель и задачи программы.
Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся 11 класса при сдаче ЕГЭ.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического
напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3.
Освоение приемов самодиагностики своих психологических особенностей, уровня
тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ, способов самораскрытия и активного стиля
общения и способов передачи и приема обратной связи.
4. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей.
5. Обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции.
6. Обучение приемам эффективного запоминания.
7. Обучение методам работы с текстом.
Воспитательные:
1. Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ.
2. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
3. Формирование психологической установки на самопознание и самореализацию.
Развивающие:
1. Развитие уверенности в себе.
2. Развитие навыков самоконтроля.
3. Развитие коммуникативной компетентности.
Содержание занятий включает три блока:
I. Информационный Выпускник и ЕГЭ (13 занятие). Сведения о процедуре и правилах Единого
государственного экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников.
II. Поведенческий Сдаем ЕГЭ (414 занятие). Отработка навыков поведения на экзамене, учебных
навыков, развитие коммуникативной компетенции.
III. Эмоциональный Я и ЕГЭ (15 – 33 занятие). Какие чувства есть или могут быть у выпускников и
как к этому относиться, развитие уверенности в себе, навыков самоконтроля, стрессоустойчивости).
3. Теоретикометодологическое обоснование программы: «Скорая помощь. Я и ЕГЭ»
3 Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном
пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. Введение новых ФГОС
предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ.
Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников:
познавательные связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со
спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко
оперировать системой учебных понятий предмета;
личностные обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности
получить поддержку взрослых;
процессуальные связанные с самой процедурой ЕГЭ и отсутствием четкой стратегии
деятельности.
Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры,
релаксационные методы, метафорические притчи и истории, минилекции, психофизиологические
методики, телесноориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально
психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга, арттерапия,
мозговой штурм.
Оптимальная форма фронтальной психологической подготовки выпускников к ЕГЭ
психологопедагогические занятия с элементами тренинга. На занятиях не просто происходит
обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать
экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. В процессе занятий каждый
участник пополняет свою «копилку» представления о ЕГЭ: «чем лично для меня ЭГЭ лучше
традиционного экзамена»; «наиболее подходящие для меня способы снятия тревоги и напряжения»;
«что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы)». Формы работы: групповая
дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных
упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм»,
освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях.
4. Особенности возрастной группы детей
возраст детей и их психологические особенности Содержание программы отвечает
требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор тренингов и заданий отражает
реальную умственную подготовку обучающихся 11 класса, содержит полезную и любопытную
информацию, способную дать простор воображению.
особенности набора детей – свободный.
число обучающихся в группе – 12 человек.
• общее число часов в год – Программа рассчитана на 34 часа в год;
• число часов и занятий в неделю – с проведением занятий 1 раз в неделю
• длительность занятия – продолжительность занятия 3540 минут.
5. Режим занятий:
6. Ожидаемые результаты работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний :
4 усвоение психологических основ сдачи экзамена;
освоение техник саморегуляции;
освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;
Второй уровень результатов — получение школьником опыта практической деятельности и
позитивного отношения к базовым ценностям общества:
формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия:
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие
способы работы;
развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы;
повышение сопротивляемости стрессу;
умение извлекать информацию из различных источников.
7. Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Реализация проекта. Презентационная папка проекта.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
1
Основные разделы программы кружка «Скорая помощь. Я и ЕГЭ»
Наименование разделов (тем)
Общее
количество
часов
Выпускник и ЕГЭ. (4 ч).
Теория
Практика
Диагностика: выявление уровня тревожности
(тест Филлипса).
Анкета: «Готовность к ЕГЭ». Плюсы и минусы
ЕГЭ.
Дискуссия: «Возможности, которые
предлагает нам жизнь». Объективный взгляд
на экзамен.
1
1
2
Сдаем ЕГЭ. (12 ч).
Наши правила. Как лучше подготовиться к
занятиям. Поведение на экзамене.
2
5
1
1
1
1
1
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Память и приёмы запоминания (часть 1).
Память и приёмы запоминания (часть 2).
Методы работы с текстами.
Что такое ЕГЭ? (часть 1).
Что такое ЕГЭ? (часть 2).
Индивидуальный способ деятельности. Мой
учебный стиль. Практические задания по
темам.
2
2
2
1
1
2
Я и ЕГЭ. (20 ч).
Как справляться со стрессом. Уверенность на
экзамене.
Моя ответственность на экзамене.
Идем на ЕГЭ. Психологические особенности
публичного выступления. Как преодолеть
страх перед экзаменом.
Диагностика эмоционального состояния и
выработка индивидуальных рекомендаций для
учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ
(самодиагностика, лекция).
«Как быть готовым к ЕГЭ?». Навыки
позитивной самомотивации и способы
подготовки к ЕГЭ (арттерапия, “мозговой
штурм”).
Диагностика уровня сформированности
процессуальной компетенции к ЕГЭ
(самодиагностика).
Духовные ценности современной цивилизации.
Обучение приемам релаксации.
Способы снятия нервнопсихического
напряжения. Знакомство с приемами волевой
мобилизации и приемами самообладания.
Эмоции и поведение (1 часть).
Эмоции и поведение (2 часть).
Типичные ошибки при подготовке к
экзаменам.
Защита творческих работ
Итого:
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
35
23
2
12
Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний к разделу «Я и ЕГЭ»:
Реферат, презентация:
1. Особенности юношеского возраста.
2. Психологический климат в группе.
3. Самопознание.
4. Стресс.
5. Коммуникация.
6. Имидж.
6 7. Поведение и установки.
Межличностное общение.
Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний:
1. Рекомендации учащимся перед сдачей ЕГЭ.
2. Презентация: «Психологическая подготовка 11классников к ЕГЭ», «Как справиться
со стрессом перед экзаменом».
3. Психологическое исследование: «Мой класс и ЕГЭ», «Как сдают ЕГЭ в разных странах».
4. Составление программы психологического тренинга позитивного общения.
Содержание программы
Каждое занятие программы построено по единому алгоритму: вводная минилекция, экспресс
диагностика, психологические упражнения по теме занятия, памятки для учащихся, подведение
итогов занятия.
Оптимальной формой психологической подготовки учащихся к экзаменам являются психолого
педагогические занятия, которые отличаются от тренинга и классного часа.
Для повышения эффективности занятий и закрепления полученных навыков будет создаваться
«копилка полезных советов» — памятка сдающим экзамены.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе использованы следующие диагностические методики: «Тест школьной тревожности
Филипса», опросник «Определение уровня тревожности в ситуации проверки знаний» на основе
методики МОДТ Е.Е.Ромицына, «Определение уровня осведомлённости учащихся о процедуре сдачи
ЕГЭ» О.В.Ерёминой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
используемая педагогом для разработки программы и организации образовательной
деятельности;
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось89, 2003.
Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. – 20002. — №2. Пилотный выпуск.
Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций,
упражнения актерского тренинга, исследования. Спб.: Речь, 2004.
Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. Москва, 2004.
ЕГЭ и успешность выпускника/Народное образование. — 2005. — № 6. – С.99110.
Ерхова М. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. — Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы СПб.: Речь, 2002.
Макарова Г. Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их
родителей //Завуч. – 2003. — №4. – С. 1617.
Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005.
Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к
ЕГЭ / Образование в современной школе. – 2007. — № 3 – С. 2130.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Рязанова Д. Тренинг с подростками. Москва, 2003.
7 13.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психологопедагогических мероприятий для выпускников в
период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". Журнал «Школьный
психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.
14.
15.
Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. Спб, 2003.
Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное
образование. – 2008. № 9. – С. 197202.
рекомендуемая для детей и родителей.
1. Микрюков В. Ю. Единые экзамены как форма взаимодействия средних и высших
образовательных учреждении //Образование в современной школе. – 20001. — № 9. – С. 1518
2. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций,
коммуникации и ответственности. СПб.: Речь, 2006.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема занятия
Приемы и
методы
организации УВ
процесса (в
рамках
занятия)
Планируемые
результаты
Выпускник и ЕГЭ. (4 ч).
Дата
проведени
я
и
н
а
л
П
я
а
м
е
у
р
и
т
к
а
Ф
я
а
к
с
е
ч
Диагностика: выявление
уровня тревожности (тест
Анкета: «Готовность к
ЕГЭ». Плюсы и минусы
«Возможности, которые
предлагает нам жизнь».
тест
Анкета, диспут
Дискуссия
Создание групповой
сплочённости. Принятие
Самоанализ,
самодиагностика
Знакомство с некоторыми
приемами волевой
2. Сдаем ЕГЭ – 12 часов.
1
2
3 4
5 6
7 8
Наши правила. Как лучше
подготовиться к занятиям.
Память и приёмы
запоминания (часть 1).
Память и приёмы
запоминания (часть 2).
Что такое ЕГЭ? (часть 1).
лекция
Лекция,
практическая
отработка
Получение представлений о б
эффективных способах
Знакомство с
характеристиками памяти
человека. Обучение работе с
Обучение интеллектуальной
Теоретические знания по
теме.
Познакомить выпускников с
особенностями ЕГЭ.
9 10
11 12 Методы работы с текстами. Лекция,
13
лекция
14
Что такое ЕГЭ? (часть 2).
лекция
15 16
Индивидуальный способ
деятельности. Мой учебный
стиль. Практические
тренинг
Получение навыков
3. Я и ЕГЭ – 20 часов
эффективных методов
8 Лекция, тренинг
лекция
Укрепление
группового доверия к
окружающим.
Получение теоритических
знаний
Выработка навыков
публичного выступления
Презентация,
диспут, тренинг
самодиагностика,
лекция
арттерапия,
“мозговой штурм” Навыки позитивной
Представления о
релаксационных техниках.
самомотивации и способы
подготовки к ЕГЭ
самодиагностика
Лекция, тренинги
тренинги
тренинги
презентация
Обучение способам
избавления от негативных
эмоций. Выработка навыков
Навыки внимательного
отношения друг к другу.
Обучение умению выражать
свои эмоции. Выработка
Получение теоритических
знаний
Представление итоговых
работ по курсу.
17 18
19
20 21
22 23
24 25
26
27 28
29 30
31 32
33
Как справляться со
стрессом. Уверенность на
экзамене.
Моя ответственность на
экзамене.
Идем на ЕГЭ.
Психологические
особенности публичного
Диагностика
эмоционального состояния
и выработка
«Как быть готовым к
ЕГЭ?».
Диагностика уровня
сформированности
процессуальной
Духовные ценности
современной цивилизации.
Обучение приемам
Способы снятия нервно
психического напряжения.
Знакомство с приемами
Эмоции и поведение (2
часть).
Типичные ошибки при
подготовке к экзаменам.
34 35
Защита творческих работ
презентация
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности
Технические средства обучения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
компьютер
колонки
мультимедийный проектор
ноутбук
аудио и видеоматериалы
расходные материалы
выход в Интернет
разработки уроков
лекционный материал
10.
раздаточный материал
Результаты освоения кружка «Скорая помощь. Я и ЕГЭ»
9 На занятиях учащиеся научаются и узнают как:
перестать бояться ЕГЭ (далее экзамены), стать более уверенными;
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
развить установку на успешную сдачу экзаменов;
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
и, наконец, смогут стать психологически более сильным.
Ожидаемые результаты: Сформированность понятия «Яконцепции личности». Высокий уровень
мотивации на самопознание и самореализацию, на дальнейшее самосовершенствование.
Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и
направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных
процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание
особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые.
Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи
которой ребенку легче всего познавать окружающий мир.
Сформированность у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и
психику человека. Самостоятельное снятие психического напряжения. Сформированность навыков
регулирования своего настроения. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и
результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность
построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
10
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.