Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)
Оценка 4.8

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
классное руководство +2
11 кл
25.02.2018
Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)
Рабочая программа кружка «Скорая помощь. Я и ЕГЭ» для учащихся 11 класса разработана на основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н. Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 11-х классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга.документ
Скорая помощь. Я и ЕГЭ 11 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа  Принято                                                      Согласовано                                                         Утверждаю на заседании Педагогического                 заместитель директора по УВР                       Директор                          совета МБОУ Новомеловатская СОШ      _______О.А.Стрельцова             МБОУ Новомеловатская СОШ        Протокол № 1  от 29.08.2017 г                           от 30.08.2017 г.                                _________А.Н.Протасов                                                                                                                                  Приказ № 175 от 31.08.2017 г Программа кружка по социальному направлению  «Скорая помощь. Я и ЕГЭ» 11 класс Срок реализации  программы:  2017 – 2018 учебный год Составитель программы: Е.И.Котова – социальный педагог I КК  С. Новомеловатка 2017 г. Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Скорая помощь.  Я и ЕГЭ» для учащихся 11 класса разработана на  основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами  психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого­педагогических  мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к  успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н. Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 11­х классов к ЕГЭ  с элементами психологического тренинга. 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: •   актуальность: Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. В последнее десятилетие психолого­педагогическое сопровождение стало неотъемлемой частью образовательно­ воспитательного процесса. Одной из задач, которые ставятся перед российским образованием,  является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации  образования. Несмотря на уже давний срок внедрения ЕГЭ, вопросы методического сопровождения  предметной подготовки к экзамену достаточно хорошо освещены, а вот психологический компонент  все еще мало разработан. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности  психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с  повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием  навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре  проведения этого экзамена. Имея ряд положительных моментов, ЕГЭ не сработает в нашу пользу,  если не будут учтены важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования  учащихся. Ученые­психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает  уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно  действовать в условиях дефицита времени. Все это привело к необходимости создания программы  внеурочной деятельности, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.  •     практическая  значимость  программы:  Программа   «Скорая   помощь.     Я   и   ЕГЭ»     позволяет нивелировать   негативные   ожидания   и   переживания,   вызванные   ЕГЭ.   Таким   образом,   программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания  и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат  приёмы релаксации и снятия нервно­мышечного напряжения. Самостоятельным блоком данной  программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно­мышечного напряжения. •   связь с существующими по данному направлению общешкольными программами  (литература, обществоведение, русский язык); •   вид (модифицированная);  2 Кружок предназначен для учащихся 11 класса.  Курс состоит из 35 часов. В целом каждое занятие  рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть  увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 2. Цель и задачи программы. Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся 11 класса при сдаче ЕГЭ. Задачи:  Обучающие: 1. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического  напряжения, повышение сопротивляемости стрессу. 2. Отработка навыков поведения на экзамене. 3.  Освоение приемов самодиагностики своих психологических особенностей, уровня  тревожности и компетенции в подготовке к ЕГЭ, способов самораскрытия и активного стиля  общения и способов передачи и приема обратной связи. 4. Обучение учащихся способам самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей. 5. Обучение учащихся способам самомотивации и реагирования на негативные эмоции. 6. Обучение приемам эффективного запоминания. 7. Обучение методам работы с текстом.  Воспитательные:  1. Актуализация индивидуальных психологических особенностей подготовки к ЕГЭ. 2. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.  3. Формирование психологической установки на самопознание и самореализацию.  Развивающие: 1. Развитие уверенности в себе. 2. Развитие навыков самоконтроля.  3. Развитие коммуникативной компетентности. Содержание занятий включает три блока: I. Информационный ­ Выпускник и ЕГЭ (1­3 занятие). Сведения о процедуре и правилах Единого  государственного экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников. II. Поведенческий ­ Сдаем ЕГЭ (4­14 занятие). Отработка навыков поведения на экзамене, учебных  навыков, развитие коммуникативной компетенции. III. Эмоциональный ­ Я и ЕГЭ (15 – 33 занятие). Какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться, развитие уверенности в себе, навыков самоконтроля, стрессоустойчивости). 3. Теоретико­методологическое обоснование программы: «Скорая помощь.  Я и ЕГЭ» 3 Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном  пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. Введение новых ФГОС  предполагает психологическое сопровождение подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ. Условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для выпускников: ­ познавательные ­ связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со  спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко  оперировать системой учебных понятий предмета; ­ личностные ­ обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности  получить поддержку взрослых; ­ процессуальные ­ связанные с самой процедурой ЕГЭ и отсутствием четкой стратегии  деятельности. Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры,  релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини­лекции, психофизиологические  методики, телесно­ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально­ психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга, арт­терапия,  мозговой штурм. Оптимальная форма фронтальной психологической подготовки выпускников к ЕГЭ ­  психолого­педагогические занятия с элементами тренинга. На занятиях не просто происходит  обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать  экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. В процессе занятий каждый  участник пополняет свою «копилку» представления о ЕГЭ: «чем лично для меня ЭГЭ лучше  традиционного экзамена»; «наиболее подходящие для меня способы снятия тревоги и напряжения»;  «что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы)». Формы работы: групповая  дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных  упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм»,  освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях.  4. Особенности    возрастной    группы   детей    возраст   детей   и   их   психологические   особенности  Содержание   программы   отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор тренингов и заданий отражает реальную умственную подготовку обучающихся 11 класса, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. особенности набора детей – свободный.  число   обучающихся   в группе – 12 человек.  •   общее число часов в год – Программа рассчитана на 34 часа в год;  •  число часов и занятий в неделю –  с проведением занятий 1 раз в неделю  •  длительность занятия – продолжительность занятия 35­40 минут. 5. Режим занятий: 6. Ожидаемые   результаты  работы по программе: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний :  4 ­ усвоение психологических основ сдачи экзамена; ­ освоение техник саморегуляции; ­ освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене; Второй уровень результатов — получение школьником опыта практической деятельности и  позитивного отношения к базовым ценностям общества:  ­ формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;  Третий   уровень   результатов   — получение   школьником опыта   самостоятельного общественного действия: - умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие  способы работы;  ­ развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы;  ­ повышение сопротивляемости стрессу; ­ умение извлекать информацию из различных источников. 7. Система отслеживания и оценивания результатов обучения. Реализация проекта.  Презентационная папка проекта. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №  п/п 1 2 3 1 Основные разделы программы кружка  «Скорая помощь.  Я и ЕГЭ» Наименование разделов (тем) Общее  количество  часов Выпускник и ЕГЭ. (4 ч). Теория Практика Диагностика: выявление уровня тревожности  (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». Плюсы и минусы ЕГЭ. Дискуссия: «Возможности, которые  предлагает нам жизнь». Объективный взгляд  на экзамен. 1 1 2 Сдаем ЕГЭ. (12 ч). Наши правила. Как лучше подготовиться к  занятиям. Поведение на экзамене.  2 5 ­ ­ 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 1 1 ­ 1 1 1 1 1 1 1 ­ Память и приёмы запоминания (часть 1). Память и приёмы запоминания (часть 2).  Методы работы с текстами. Что такое ЕГЭ? (часть 1). Что такое ЕГЭ? (часть 2). Индивидуальный способ деятельности. Мой  учебный стиль. Практические задания по  темам. 2 2 2 1 1 2 Я и ЕГЭ. (20 ч). Как справляться со стрессом. Уверенность на  экзамене. Моя ответственность на экзамене. Идем на ЕГЭ. Психологические особенности  публичного выступления. Как преодолеть  страх перед экзаменом. Диагностика эмоционального состояния и  выработка индивидуальных рекомендаций для учащихся по способам успешной сдачи ЕГЭ  (самодиагностика, лекция). «Как быть готовым к ЕГЭ?». Навыки  позитивной самомотивации и способы  подготовки к ЕГЭ (арт­терапия, “мозговой  штурм”). Диагностика уровня сформированности  процессуальной компетенции к ЕГЭ  (самодиагностика). Духовные ценности современной цивилизации. Обучение приемам релаксации. Способы снятия нервно­психического  напряжения. Знакомство с приемами волевой  мобилизации и приемами самообладания.  Эмоции и поведение (1 часть). Эмоции и поведение (2 часть). Типичные ошибки при подготовке к  экзаменам. Защита творческих работ Итого: 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 35 ­ 23 2 12 Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний к разделу «Я и ЕГЭ»: Реферат, презентация: 1. Особенности юношеского возраста. 2. Психологический климат в группе. 3. Самопознание. 4. Стресс. 5. Коммуникация. 6. Имидж. 6 7. Поведение и установки. Межличностное общение. Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний: 1. Рекомендации учащимся перед сдачей ЕГЭ. 2. Презентация: «Психологическая подготовка 11­классников к ЕГЭ», «Как справиться  со стрессом перед экзаменом». 3. Психологическое исследование: «Мой класс и ЕГЭ», «Как сдают ЕГЭ в разных странах». 4. Составление программы психологического тренинга позитивного общения. Содержание программы Каждое занятие программы построено по единому алгоритму: вводная мини­лекция, экспресс­ диагностика, психологические упражнения по теме занятия, памятки для учащихся, подведение  итогов занятия.  Оптимальной формой  психологической подготовки учащихся к экзаменам  являются психолого­ педагогические занятия, которые отличаются от тренинга и классного часа.    Для  повышения  эффективности занятий и закрепления  полученных навыков будет создаваться  «копилка полезных советов» — памятка сдающим экзамены. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В программе использованы следующие диагностические методики: «Тест школьной тревожности  Филипса», опросник «Определение уровня тревожности в ситуации проверки знаний» на основе  методики МОДТ Е.Е.Ромицына, «Определение уровня осведомлённости учащихся о процедуре сдачи  ЕГЭ» О.В.Ерёминой. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ­ используемая   педагогом   для   разработки программы   и   организации   образовательной  деятельности; Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. ­ М.: Ось­89, 2003. Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. – 20002. — №2. Пилотный выпуск. Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций,  упражнения актерского тренинга, исследования. ­ Спб.: Речь, 2004. Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. ­ Москва, 2004. ЕГЭ и успешность выпускника/Народное образование. — 2005. — № 6. – С.99­110. Ерхова М. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. — Ульяновск: УИПКПРО, 2004. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы ­ СПб.: Речь, 2002. Макарова Г. Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их  родителей //Завуч. – 2003. — №4. – С. 16­17. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к  ЕГЭ / Образование в современной школе. – 2007. — № 3 – С. 21­30. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Рязанова Д. Тренинг с подростками. ­ Москва, 2003. 7 13. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого­педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". ­ Журнал «Школьный  психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003. 14. 15. Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. ­ Спб, 2003. Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное  образование. – 2008.­ № 9. – С. 197­202. ­ рекомендуемая для детей и родителей.  1. Микрюков В. Ю. Единые экзамены как форма взаимодействия средних и высших  образовательных учреждении //Образование в современной школе. – 20001. — № 9. – С. 15­18 2. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций,  коммуникации и ответственности. ­ СПб.: Речь, 2006. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема  занятия Приемы и  методы  организации УВ процесса (в  рамках  занятия) Планируемые  результаты Выпускник и ЕГЭ. (4 ч). Дата проведени я ­ и н а л П я а м е у р ­ и т к а Ф я а к с е ч Диагностика: выявление  уровня тревожности (тест  Анкета: «Готовность к  ЕГЭ». Плюсы и минусы  «Возможности, которые  предлагает нам жизнь».  тест Анкета, диспут Дискуссия Создание групповой  сплочённости. Принятие  Самоанализ,  самодиагностика Знакомство  с некоторыми  приемами волевой  2. Сдаем ЕГЭ – 12 часов. 1 2 3 ­ 4 5 ­ 6 7 ­ 8 Наши правила. Как лучше  подготовиться к занятиям.  Память и приёмы  запоминания (часть 1). Память и приёмы  запоминания (часть 2).  Что такое ЕГЭ? (часть 1). лекция Лекция,  практическая  отработка  Получение представлений о б эффективных способах  Знакомство с  характеристиками памяти  человека. Обучение работе с  Обучение интеллектуальной  Теоретические знания по  теме. Познакомить выпускников с  особенностями ЕГЭ. 9 ­ 10 11 ­ 12 Методы работы с текстами. Лекция,  13 лекция 14 Что такое ЕГЭ? (часть 2). лекция 15 ­ 16 Индивидуальный способ  деятельности. Мой учебный стиль. Практические  тренинг Получение навыков  3. Я и ЕГЭ – 20 часов эффективных методов  8 Лекция, тренинг лекция Укрепление  группового доверия к  окружающим. Получение теоритических  знаний Выработка навыков  публичного выступления Презентация,  диспут, тренинг самодиагностика,  лекция арт­терапия,  “мозговой штурм” Навыки позитивной  Представления о  релаксационных техниках.  самомотивации и способы  подготовки к ЕГЭ самодиагностика Лекция, тренинги тренинги тренинги презентация Обучение способам  избавления от негативных  эмоций. Выработка навыков Навыки внимательного  отношения друг к другу.  Обучение умению выражать свои эмоции. Выработка  Получение теоритических  знаний Представление итоговых  работ по курсу. 17 ­ 18 19 20 ­ 21 22 ­ 23 24 ­ 25 26 27 ­ 28 29 ­ 30 31 ­ 32 33 Как справляться со  стрессом. Уверенность на  экзамене. Моя ответственность на  экзамене. Идем на ЕГЭ.  Психологические  особенности публичного  Диагностика  эмоционального состояния  и выработка  «Как быть готовым к  ЕГЭ?».  Диагностика уровня  сформированности  процессуальной  Духовные ценности  современной цивилизации.  Обучение приемам  Способы снятия нервно­ психического напряжения.  Знакомство с приемами  Эмоции и поведение (2  часть). Типичные ошибки при  подготовке к экзаменам. 34 ­ 35 Защита творческих работ презентация Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательной деятельности Технические средства обучения: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. компьютер колонки мультимедийный проектор ноутбук аудио и видеоматериалы расходные материалы выход в Интернет разработки уроков лекционный материал 10. раздаточный материал Результаты освоения кружка «Скорая помощь.  Я и ЕГЭ»  9 На занятиях учащиеся научаются и узнают как:      перестать бояться ЕГЭ (далее ­ экзамены), стать более уверенными; контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов; развить установку на успешную сдачу экзаменов; преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов; и, наконец, смогут  стать психологически более сильным. Ожидаемые результаты: Сформированность понятия «Я­концепции личности». Высокий уровень  мотивации на самопознание и самореализацию, на дальнейшее самосовершенствование. Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и  направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных  процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание  особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые.  Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи  которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Сформированность у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и  психику человека. Самостоятельное снятие психического напряжения. Сформированность навыков  регулирования своего настроения. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и  результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность  построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена. 10

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ" (11 класс)

Программа кружка социального направления "Скорая помощь. Я и ЕГЭ"  (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018