Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа город Буй Костромской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
школьным методическим советом с заместителем по воспитательной Директор МОУ СОШ № 9 г. Буя:
МОУ СОШ № 9 г. Буя работе МОУ СОШ № 9 г. Буя _________ Л.В.Румянцева Протокол № ___ ____________ Г. А. Мосина Приказ №____ от «___» ________2016 г «___»________ 2016 г от «____» _________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
5 - 6 КЛАССЫ
ПРЕДМЕТ: «ТЕХНОЛОГИЯ»
Возраст учащихся: 10 – 12 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Составитель: Мосина М. В., учитель технологии 2016
СТАТУС ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по художественной росписи ткани «Батик» разработана для занятий с учащимися 5,6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Программа предусматривает знакомство с истоками и жанрами древнейшей, народной, национальной росписи. Тем самым расширяется культурное пространство и формируется среда, позволяющая ребенку развивать художественно - эстетическое видение мира, реализовать его стремление к самовыражению.
Программа «Батик» рассчитана на 17 часов в год. Группа занимается один раз в неделю по 1 часу. Количество детей в группе: 10-15 человек.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – создание условий, способствующих развитию творческого потенциала личности ребёнка средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
• сформировать основы знаний по композиции, цветоведению, истории батика и изобразительной грамоты;
• выработать знания технологических приемов выполнения росписи ткани;
• сформировать навыки организации своей деятельности, умение самостоятельно выполнять и анализировать свою работу;
• способствовать развитию воображения, фантазии детей, пространственного и творческого мышления, художественного вкуса;
• развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности;
• развивать эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
• воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность;
• воспитывать уважительное отношение к русским традициям и национальной культуре;
• социально адаптировать учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Искусство батика не изучается на уроках в общеобразовательной школе. В специализированной художественной школе росписью ткани занимаются дети, владеющие начальными графическими умениями и навыками изобразительной деятельности. Программа «Батик» составлена таким образом, что по ней могут заниматься все желающие дети, даже те, кто не имеет специальных навыков.
Особенностью данной программы является ее адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям учащихся.
Педагогическая основа программы - ориентация на ребенка, на его потребности, способности, интересы. Ведущая идея программы - актуализация способностей и потенциала ребенка с целью развития творческих способностей, познавательного интереса, формирования ценностных ориентаций. Программа ставит своей целью познакомить учащихся с традиционным искусством народов мира. Привить любовь к данному виду искусства, обучить практическим навыкам росписи, научить создавать собственные творческие проекты и композиции.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимися получаемых знаний и навыков, на закрепление их в последующих заданиях, все это развивает у них не только навыки технического ремесла, но и творческого начала. В процессе решения технических и творческих задач, учащиеся получают знания по технологии батика, знакомятся с правилами безопасности при работе с оборудованием и рабочими инструментами.
Педагогическая деятельность, предусмотренная программой, направлена на повышение социального статуса и самооценки ребенка, значимости его работы, возможности быть самостоятельным с позиции выбора ценностно-ориентированных видов деятельности.
Данная программа предполагает обучение детей разработке коллективных и индивидуальных творческих проектов, что способствует развитию их коммуникативных качеств, позволяет научиться организовать, выполнять и оценивать свою работу. Развитию творческой активности способствует участие учащихся в выставках и конкурсах.
Программа кружка «Батик» способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, получаемых ими на уроках изобразительного искусства. Содержание курса дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать своими руками прекрасные авторские, эксклюзивные вещи, которые используются в качестве подарков своим друзьям и близким. Этот факт придаёт дополнительную значимость их творчеству.
Занятия батиком по программе предполагает знакомство учащихся с профессиями, сопряженными с данным видом деятельности: художник по росписи ткани, художник декоратор, которые в настоящее время очень востребованы. К тому же, в современных социально-экономических условиях знания и умения, полученные учащимися в данной области декоративно-прикладного творчества, ориентируют детей на выбор дальнейшего пути, могут стать материальной поддержкой в их будущем.
В ходе реализации программы используются различные формы проведения занятий: вводное, традиционное, практическое занятие, ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний. Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности. Традиционны на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью. В зависимости от поставленных задач в программе используются различные методы обучения такие, как словесный, наглядный, практический, репродуктивный метод, поисковые методы (проблемный, исследовательский), которые развивают личностные качества ребенка.
При реализации программы предусматривается смена методов обучения в ходе одного занятия. Совмещение различных форм познавательной деятельности учащихся, использование элементов игровых технологий, физкультминуток способствует лучшему усвоению материала и снижает утомляемость детей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
• начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
• знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• осознание своих творческих возможностей;
• проявление познавательных мотивов;
• развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой; Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
• планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• различать способ и результат действия;
• понимать специфику росписи по ткани, ее характерные техники и приемы;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся получит возможность научиться:
• включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.
Предметные:
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• приобретение опыта создания художественного образа в декоративноприкладном виде искусства;
• приобретение опыта работы в различных техниках художественной росписи ткани;
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРУЖКА «БАТИК»
1. Введение. Цель и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимое для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Что такое батик.
2. Подготовительные работы .Подготовка к росписи. Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Правила наводки резерва. Перенос рисунка на ткань и работа с резервом.
3. Основы цветоведения. Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Понятие тона. Насыщенность цвета. Теплые и холодные цвета. Упражнения по растяжке цвета от тѐмного к светлому. Символические цвета. Изготовление образцов палитры (цветовой карты).
4. Основы композиции. Понятие о композиции. Пропорциональность, масштабность, выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы. Виды симметрии в композиции. Применение на практике знаний по композиции. Практические занятия. Работа над составлением композиции. Разработка эскиза. Окончательная обработка батика. Закрепление красителя на ткани. Обработка края изделия. Основные приемы оформления работ.
5. Основы холодного батика. История возникновения холодного батика. Изучение этапов работы. Основные приемы росписи. Растяжка одного цвета. Растяжка цвета от белого. Переход из цвета в цвет (эффект деградэ). Создание эскиза композиции на тему «Цветы на шелке», «Любимый город». «Витраж», «В царстве Снежной королевы», Натяжение ткани. Особенности перевода рисунка на ткань. Нанесение рисунка на ткань с помощь прозрачного контура. Выполнение росписи в технике «Холодного батика». Изучение этапов росписи по цветному фону. Особенности работы с декоративными и объемными контурами. Декорирование росписи флористическими и другими материалами. Оформление работы.
6. Техника «Свободная роспись» Изучение технологических этапов работы в технике «Свободная роспись» (эффект акварели). Создание эскиза композиции на тему: «Бабочки», «Рыбки», «Осенний пейзаж» Дополнительные приемы росписи. Декор контурными средствами. Набрызги водой. Прием лессировки. Дополнительные техники. Солевая техника. Китайская роспись. Техника с использованием спирта. Эффект кракле (приемы старения). Капельная техника, прием вытекания. Выполнение образцов различных техник и приемов. Выполнение изделий в различных техниках (миниатюры, панно-картинки, открытки, подушки, шейные платочки, шарфы и т.д.).
7. Комбинирование различных техник росписи ткани. Изучение особенностей комбинирования различных техник при росписи ткани. Создание эскиза на тему: «Поздравительная открытка», «Любимые сказки», «Морской мир», «Весенний натюрморт» Выполнение росписи ткани с использованием техники холодного батика с элементами травления солью. Перевод рисунка. Нанесение резерва. Роспись платков, шарфов в технике свободной росписи ткани с элементами холодного батика. Комбинирование техники свободной росписи ткани с элементами холодного батика. Создание эскиза на тему: «Первый подснежник», «Весна», «Тюльпаны», «9 Мая». Изучение особенностей комбинирования техники «Горячего батика» и техники «Кракле». Создание эскиза композиции на тему: «Затерянные цивилизации», «Мир ярких красок».
8. Работа над проектом. Выбор темы. Роспись платков, палантинов, галстуков в выбранной технике. Декоративное оформление работы.
Подготовка работ к выставке.
9. Выставка работ.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие. План работы на полугодие. Правила техники безопасности. |
0,5 |
0.5 |
|
2 |
Подготовительные работы . |
1,5 |
0,5 |
1 |
3 |
Основы цветоведения. |
1,5 |
0.5 |
1 |
4 |
Основы композиции. |
3,5 |
0.5 |
3 |
5 |
Основы холодного батика. |
3 |
0,5 |
2,5 |
6 |
Техника «Свободная роспись». |
2 |
0,5 |
1,5 |
7 |
Комбинирование различных техник росписи ткани. |
2,5 |
|
2,5 |
8 |
Работа над проектом. |
2 |
|
2 |
9 |
Выставка работ. |
0,5 |
|
0,5 |
|
Всего |
17 |
3 |
14 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
|
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Подготовительные работы . Подготовка к росписи. |
1 |
2 |
|
Обработка ткани перед росписью. Работа с резервом |
1 |
3 |
|
Основы цветоведения. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Цвет и его значение в произведении. |
1 |
4 |
|
Понятие тона. Насыщенность цвета. Теплые и холодные цвета. Символические цвета. Изготовление образцов палитры |
1 |
5 |
|
Основы композиции. Виды симметрии в композиции. Применение на практике знаний по композиции. |
1 |
6 |
|
Работа над составлением композиции. Разработка эскиза. Окончательная обработка батика. |
1 |
7 |
0. |
Основы холодного батика. Переход из цвета в цвет (эффект деградэ). Создание эскиза композиции |
1 |
8 |
1. |
Особенности перевода рисунка на ткань. Особенности работы с декоративными и объемными |
1 |
|
|
контурами. |
|
9 |
2. |
Техника «Свободная роспись». Изучение технологических этапов. Создание эскиза композиции на тему: «Бабочки» |
1 |
10 |
|
Дополнительные приемы росписи. Декор контурными средствами. Набрызги водой. Прием лессировки. |
1 |
11 |
|
Китайская роспись. Техника с использованием спирта. Эффект кракле (приемы старения). |
1 |
12 |
|
Капельная техника, прием вытекания. Выполнение образцов различных техник и приемов. |
1 |
13 |
|
Комбинирование различных техник росписи ткани. |
1 |
14 |
|
Создание эскиза на тему: «Первый подснежник», «Весна», «Тюльпаны», «9 Мая» |
1 |
15 |
|
Работа над проектом. |
|
16 |
|
Работа над проектом. |
1 |
17 |
|
Выставка работ. |
1 |
|
|
Всего |
17 |
Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения: -ткань Х/б, шелк;
- подрамник, пяльцы, подрамник из пенопласта;
- рамка деревянная для оформления работ;
- кнопки, скрепки, английские булавки;
- бумага, карандаш, ластик, фломастер для выполнения эскизов, калька; - стеклянные трубочки для резерва, резерв разных цветов, объемные резервы и пасты для декорирования;
- краски по ткани;
- кисти разных размеров беличьи и щетинные;
- соль крупная, воск, клей ПВА;
- стаканчики для воды;
- палитра для смешивания красок.
1.Бранлей Ю.В. Народы мира/ М.: Советская энциклопедия, 1988 г. - 624 с.
2.Гильман Р.А. Художественная роспись тканей/ М.: Владос, 2003 г. - 115 с.
3.Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе/ Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003 г. -120 с.
4.Давыдов С.Г. Батик/ АСТ – Пресс – книга М.: 2005 г. - 184 с.
5.Живопись/ Под ред. Н.П.Бесчастнов – М.: Легпромбытиздат, 1993 г. - 256 с.
6.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и приданиях/ С.-Петербург: Изд. А.Ф.Девриена, 255 с.
7.Искусство батика/ Энциклопедия АСТ Внешсигма М.: 2001 г. - 110 с.
8. Кожохина С.К. Батик. Всѐ о картинах на ткани. «Академия развития», Ярославль, 2000г.
9. Комарова Т.С., Савенко А.И. Коллективное творчество детей/ Учеб. пособие – М.: Российское педагогическое агентство, 1998 г. - 106 с.
10Логвиненко Г.М. Декоративная композиция/ М.: Владос 2005 г. - 144 с.
11.Лэй Лэй Ц. Искусство китайской каллиграфии/ Пер. с агл. – М.: Изд. Никола-Пресс, 2006 г. - 128 с.
12.Сараева Ю.С. Роспись по ткани/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. - 160 с. 13. Саутаман М. Расписываем цветы по шелку.- М.: Ниола-Пресс, 2008 .-80 с.: ил.
114.Чебан В. Узоры и орнаменты для мастера/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г. - 384 с.
14.Энциклопедический словарь юного художника/ М.: Педагогика, 1993 г. - 416 с. 15. Эрл К. Роспись по шѐлку. Основы мастерства. «Арт-Родник», 2007г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
https://infourok.ru/programma-kruzhka-batik-klass-592532.html
http://festival.1september.ru/articles/subjects/28
http://fcior.edu.ru/ http://art.1september.ru/ http://www.1-kvazar.ru/ http://www.openclass.ru/node/147655 http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo http://pedsovet.org/
http://www.uchportal.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.