Образовательная программа дополнительного образования обучающихся актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности
Цель программы «Волшебная глина» – развитие художественно-творческой активности обучающихся, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами, развитие образного мышления, навыков творческого подхода в кулинарной оформительной деятельности.
ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА.doc
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской
области «Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя
Советского Союза Быкова Бориса Ивановича»
Согласовано Утверждаю:
на заседании МК ОУД зам. директора по УПР
протокол №_____ ______________Т. П. Фоменко
от________________2018г.
Председатель МК ОУД
_______________А. Н. Самсонова
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Руководитель: Фомин В.А. 2018г.
Пояснительная записка
Лепка в силу своей специфики является средством познания объемнопространственных
свойств действительности – важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом
отношении роль лепки также важна. В раннем же возрасте она нередко представляет собой
более активное развивающее начало. В работе по лепке заложены большие возможности
для эстетического и художественного восприятия, а также для общего развития.
Воспитанники расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными
техническими навыками, тренируют руку и глаз, а также развивают способность
координировать движения рук со зрительно воспринятым объектом.
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние
глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи,
всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства
глины в истории человеческой цивилизации.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к миру прикладного
творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками
русского народного ремесла.
Актуальность обуславливается важностью декоративноприкладного творчества
для развития и воспитания обучающихся, его востребованностью в начальном и среднем
звене школы.
Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я.
«Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная
пластика и декоративная лепка в детском саду».
Новизна данной программы определяется учётом особенностей обучающихся
доступностью теоретического и практического материала, небольшие материальные
затраты, зримые результаты работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не
привязана к какомулибо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы
разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская
игрушка ,пятигорская керамика, игрушки и сувениры Дона,. декоративное панно и др. К
тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного
искусства, что делает творчество обучающихся модным и современным.
• Программа позволяет развивать индивидуальность обучающегося в творчестве,
поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
• Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности
обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность
использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
• Программа занятий лепкой вооружает обучающихся одним из умений, которое
пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных
особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития
трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и
эстетического вкуса.
2 Введение
В современном мире художественное мышление, связывающие нас с прошлым, с
духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение
этого и есть декоративноприкладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к
прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень
важно для обучающихся видеть красоту предметов декоративноприкладного искусства,
пробовать изготовить их своими руками.
Образовательная программа дополнительного образования обучающихся актуальна
тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова,
основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с
общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого
опыта учащихся в процессе собственной художественнотворческой активности. В
программу введены и современные виды рукоделия, такие как лепка из глины, папьемаше,
декупаж, роспись акриловыми красками.
Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных,
индивидуальности.
художественноконструкторских
способностей,
творческой
Способствует освоению навыков лепки для украшения тортов и хлебобулочных изделий в
группах «Повар, кондитер», «Хозяйка (ин) усадьбы»
Цель программы «Волшебная глина» – развитие художественнотворческой
активности обучающихся, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной
народной культурой и ремеслами, развитие образного мышления, навыков творческого
подхода в кулинарной оформительной деятельности.
Задачи программы:
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоделения,
декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
3 формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
воспитывать в обучающися любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству, природе и окружающему миру.
Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения (216 часов) и
предназначена для обучающихся 1519 лет.
3 группы по 15 чел
Занятия проводятся 3 раза (6 часов) в неделю по 2 часа в неделю на 1 группу
Методы организации учебновоспитательного процесса:
репродуктивный;
практический;
словесноиллюстративный;
выставочная деятельность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
После окончания знать:
• требования техники безопасности при работе с глиной,
• этапы изготовления изделий из глины,
• виды изделий из глины, народные промыслы,
• виды художественной обработки изделий из глины;
уметь:
• делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,
• с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из глины по
программе.
• работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно
прикладного искусства.
• технологией самостоятельного изготовления изделий из глины, сюжетных композиции,
технологией декоративной отделки керамики;
• технологию заготовки и хранения глины;
• способы эстетического оформления сувениров и подарков;
• вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок.
владеть:
4 • технологией лепки простейших изделий из глины.
• использование керамических изделий в современном быту, связь их с историческим
прошлым народа;
• технологию художественных изделий из глины;
Критерии оценки достижений учащихся путем:
Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост обучающегося по
следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
• развитие художественного вкуса;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
• анализ;
• играконкурс;
• викторина;
• выставка.
Методы проверки:
• наблюдение;
• тестирование;
• опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или
конкурса.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• формирование художественноэстетического вкуса;
• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Форма подведения итогов программы дополнительного образования обучающихся –
выставки и конкурсы.
Дидактический материал:
5 Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок.
Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1–го ПОЛУГОДИЯ ОБУЧЕНИЯ
схемы изготовления керамических изделий
введение , инструктаж ТБ
1
2
3
Подготовка глиняного теста
4 П/р Подготовка глиняного теста
5
Лепка из глиняной массы
6 П/р Лепка из глиняной массы
7 П/р Лепка из глиняной массы
8 П/р Лепка из глиняной массы
9 П/р Лепка из глиняной массы
Ручное форябвание с помощью простейшей гипсовой модели и.
деревянной формы
Ручное форябвание с помощью простейшей гипсовой модели и.
деревянной формы
конструкции гончарных кругов и инструмент
Точение форм на гончарном круге
10
11 П/р
12
13
14
15 П/р
Литье в гипсовых
формах
Литье в гипсовых
формах
Литье в гипсовых
формах
16 П/р
17
Ручное прессование (формование) в гипсовых формах
18 П/р Ручное прессование (формование) в гипсовых формах
19 П/р Ручное прессование (формование) в гипсовых формах
20 П/р Ручное прессование (формование) в гипсовых формах
21
Обработка необожженных изделий
22 П/р Обработка необожженных изделий
6
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч. 2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
Подготовка к глазурованию и опробование его
Способы нанесения глазури
Пигменты, разбавители, флюсы, свойства красок
Керамическая живопись
Некоторые способы декорирования по утелю
23 П/р Обработка необожженных изделий
24
Сушка изделий
25 П/р Сушка изделий
26
Декорирование сырых изделий
27 П/р Декорирование сырых изделий
28
Обжиг
29 П/р Обжиг
30
31
32
33 П/р Декорирование утельных изделий
34
35
36 П/р Глазурование
37
Политой обжиг
38 П/р Политой обжиг
Общие сведения о работе надглазурными красками
39
Подготовка к живописи надглазурными красками по фарфору
40
41
Роспись красками
42 П/р Роспись красками
43 П/р Роспись красками
44 П/р Роспись красками
45
Муфельный надглазурный обжиг
46 П/р Муфельный надглазурный обжиг
47
Сведения из неорганической химии
Сырьевые и вспомогательные материалы
для изготовления керамических изделий (черепка)
Керамические расчеты и графические
определения
Керамические массы
Приготовление керамических масс
48
49
50
51
лекций 56ч, пр. занятий 46 ч
Итого 102ч.
7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2–го ПОЛУГОДИЯ ОБУЧЕНИЯ
1
2
3
инструктаж ТБ
Приготовление керамических масс
Приготовление керамических масс
Сведения о модельноформовочном деле
в керамике
4
5 П/р П/р Изготовление моделей
6 П/р П/р Изготовление форм
7 П/р П/р Размножение простой формы и изготовление капов
Примеры архитектурностроительной
и садовопарковой керамики
Фасадные облицовочные керамические материалы
Формование керамической скульптуры лепкой
8
9
10
11 П/р П/р Формование керамической скульптуры лепкой
12
Процессы усадки и деформация
Сырьевые материалы для изготовления
глазурей и эмалей
Глазури и эмали
Узорнорельефноеофактуривапие керамической поверхности
13
14
15
16 П/р П/р Узорнорельефноеофактуривапие керамической поверхности
17
18 П/р П/р Подглазурные, надглазурные и другие техники декорирования
19
Глиняная посуда(жгутовой способ)
20 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ)
21 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ)
Подглазурные, надглазурные и другие техники декорирования
8
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч. 22 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ)
23 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ)
24
Магнит на холодильник
25 П/р Магнит на холодильник
26 П/р Магнит на холодильник
27 П/р Магнит на холодильник
30 П/р
31 П/р
28
29 П/р
В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.
(конструктивный способ)
В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.
(конструктивный способ)
В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.
(конструктивный способ)
В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.
(конструктивный способ)
В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.
(конструктивный способ)
32 П/р
33
Сюжетные композиции на тему русских народных сказок
34 П/р Сюжетные композиции на тему русских народных сказок
35 П/р Сюжетные композиции на тему русских народных сказок
36 П/р Сюжетные композиции на тему русских народных сказок
Тематика сувениров для народных праздников
37
38 П/р Тематика сувениров для народных праздников
39 П/р Тематика сувениров для народных праздников
40 П/р Тематика сувениров для народных праздников
41 П/р Тематика сувениров для народных праздников
42 П/р Тематика сувениров для народных праздников
43
Папьемаше
44 П/р Папьемаше
45 П/р Папьемаше
46 П/р Папьемаше
47 П/р Папьемаше
48
Народная игрушка( Дымковская Каргопольская и др)
49 П/р Народная игрушка( Дымковская Каргопольская и др)
50 П/р Народная игрушка( Дымковская Каргопольская и др)
51 П/р Народная игрушка( Дымковская Каргопольская и др)
52 П/р Народная игрушка( Дымковская Каргопольская и др)
53
Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин)
54 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин)
55 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин)
56 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин)
57 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин)
58
Винтажные шкатулки, вазы
59 П/р Винтажные шкатулки, вазы
60 П/р Винтажные шкатулки, вазы
61
свистульки из глины
62 П/р свистульки из глины
63 П/р свистульки из глины
9
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч. 2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
64 П/р свистульки из глины
65
Донской промысел
66 П/р Донской промысел
67 П/р Донской промысел
68 П/р Донской промысел
69 П/р Донской промысел
Итого лекций 22ч, пр. занятий 45 ч
Итого 72ч.
Итого за год 240 часов
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дурасов Г.П « Каргапольская глиняная игрушкаЛ 1986
2. ДайнГ.Л. «Игрушечных дел мастер» М 1994.
3. Богуславская И.Я. «Русская глинная игрушка» М ,1975
4. Некрасов М.А. «Современное народное искусство»Л. 1980
5. Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла» Л.1980.
6. Алексахин Н.Н. «Творческая мастерская» М.,1987
7. Шпикалова Т.Я. «Бабушкины уроки. Народное искусство
Русского севера.М.,2001
8. Дайн Г.Л. «Русская игрушка» М.1987
9. Зайцева А.А. Папьемаше: коллекция оригинальных идей
10.Гибсон Р. Папьемаше. Бумажные цветы
11.Иванова Е.П. Поделки из папьемаше
12.Величко Н.В. Поделки из ниток
13.Вера Н П Поделки из соломки
Литература для обучающихся:
1.Неменский Б.М. – просвещение,1991г. «Изобразительное искусство и
художественный труд.
2.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла»,Послушная глина.
3. «Народное творчество» журнал №5
4.Шевчук В.А. «Дети и народное творчество» М,1985г.
Список используемой литературы (в алфавитном порядке)
10 1. Балинская И.Р. Домовенок. – М.: Летопись, 1996.
2. Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997.
3. Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2000.
4. Бортон П. Забавные игрушки / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.
5. Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн,
1997.
6. Глаголев О.В. Лепим из глины. – М.: ПрофИздат, 2009.
7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для
воспитателя детского сада, 2е издание, доработанное. М.: Просвещение, 1991.
8. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – СПб.: Ладога100, 2007.
9. Корнилова В.В. Декоративное мыло: энциклопедия. – М.: Астпресс, 2010.
10. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000.
11. Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст
пресс, 1999.
12. Сахарова С.Ю. Академия домашних волшебников: научнохудожественная лит., 4е
изд., доп. М.: Дет.лит., 1992.
13. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: ДрофаПлюс, 2005.
Пояснительная записка
За счет часов
В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм.
(конструктивный способ)
П/р
П/р Народная игрушка( Дымковская Каргопольская и др)
2 ч.
2 ч.
Были проведены внеурочные мероприятия 21 апреля 2018 года, выставка поделок Ночь в
библиотеке им. Лермонтова апрель 2018
11
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.