Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА»

  • Документация
  • doc
  • 22.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательная программа дополнительного образования обучающихся актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности Цель программы «Волшебная глина» – развитие художественно-творческой активности обучающихся, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами, развитие образного мышления, навыков творческого подхода в кулинарной оформительной деятельности.
Иконка файла материала ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА.doc
Департамент по делам казачества  и кадетских учебных заведений Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум имени Героя Советского Союза  Быкова Бориса Ивановича» Согласовано                                                                                                        Утверждаю: на заседании МК ОУД                                                                             зам. директора по УПР протокол №_____                                                                      ______________Т. П. Фоменко   от________________2018г. Председатель МК ОУД _______________А. Н. Самсонова Программа кружка «ВОЛШЕБНАЯ ГЛИНА» Руководитель: Фомин В.А.2018г.                                        Пояснительная записка Лепка в силу своей специфики является средством познания объемно­пространственных свойств действительности – важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна. В раннем же возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало. В работе по лепке заложены большие возможности для   эстетического   и   художественного   восприятия,   а   также   для   общего   развития. Воспитанники расширяют круг   знаний о свойствах материалов,  овладевают полезными техническими   навыками,   тренируют   руку   и   глаз,   а   также   развивают   способность координировать движения рук со зрительно воспринятым объектом.  Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние  глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи,  всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства  глины в истории человеческой цивилизации.  Данная программа направлена на приобщение обучающихся к миру прикладного  творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками  русского народного ремесла.             Актуальность обуславливается важностью  декоративно­прикладного творчества  для развития и воспитания обучающихся, его востребованностью в начальном и среднем  звене школы. Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я.  «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная  пластика и декоративная лепка в детском саду».             Новизна данной программы определяется учётом особенностей обучающихся   доступностью  теоретического и практического материала,  небольшие материальные  затраты,  зримые результаты работы.             Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не  привязана к какому­либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы  разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская  игрушка ,пятигорская керамика, игрушки и сувениры Дона,. декоративное панно и др. К  тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного  искусства, что делает творчество обучающихся модным и современным. • Программа позволяет развивать индивидуальность обучающегося в творчестве,  поддерживать   своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся. • Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки. • Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности  обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность  использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам. • Программа занятий лепкой вооружает обучающихся одним из умений, которое  пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.             Педагогическая целесообразность  программы определяется учётом возрастных  особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе  привития  трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и  эстетического вкуса.         2Введение  В современном мире художественное мышление, связывающие нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого и есть декоративно­прикладное  искусство. Оно  воспитывает  чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для обучающихся видеть красоту предметов декоративно­прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками. Образовательная программа дополнительного образования обучающихся актуальна тем,   что   она   широко   и   многосторонне   раскрывает   художественный   образ   вещи,   слова, основы   художественного   изображения,   связь   народной   художественной   культуры   с общечеловеческими   ценностями.   Одновременно   осуществляется   развитие   творческого опыта   учащихся   в   процессе   собственной   художественно­творческой   активности.   В программу введены и современные виды рукоделия, такие как лепка из глины, папье­маше, декупаж, роспись акриловыми красками. Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества, дает возможность поверить   в   себя,   в   свои   способности,   предусматривает   развитие   у   обучающихся изобразительных, индивидуальности.    художественно­конструкторских   способностей,   творческой Способствует освоению навыков лепки для украшения тортов и хлебобулочных изделий в  группах «Повар, кондитер», «Хозяйка (ин) усадьбы»   Цель   программы   «Волшебная   глина»  –   развитие   художественно­творческой активности обучающихся, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной   культурой   и   ремеслами,   развитие   образного   мышления,   навыков   творческого подхода в кулинарной оформительной деятельности. Задачи программы:  знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоделения, декоративно – прикладного искусства;  раскрыть истоки народного творчества;  3 формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;  совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;  формирование творческих способностей, духовной культуры;  воспитывать   в   обучающися   любовь   к   своей   родине,   к   традиционному   народному искусству, природе и окружающему миру. Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения (216 часов) и  предназначена для обучающихся 15­19 лет.  3 группы по 15 чел  Занятия проводятся 3 раза (6 часов) в неделю по 2 часа в неделю на 1 группу Методы организации учебно­воспитательного процесса: ­репродуктивный; ­практический; ­словесно­иллюстративный; ­выставочная деятельность. Ожидаемые результаты и способы их проверки. После окончания знать: •  требования техники безопасности при работе с глиной, •  этапы изготовления изделий из глины, •  виды изделий из глины, народные промыслы, •  виды художественной обработки изделий из глины; уметь: • делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,  • с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из глины по  программе. • работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно­ прикладного искусства. • технологией самостоятельного  изготовления изделий из глины, сюжетных композиции,  технологией  декоративной отделки керамики; • технологию заготовки и хранения глины; • способы эстетического оформления сувениров и подарков; • вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок. владеть: 4• технологией лепки простейших изделий из глины.  • использование керамических изделий в современном быту, связь их с историческим  прошлым народа;  • технологию художественных изделий из глины;  ­ Критерии  оценки достижений учащихся путем:   Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост обучающегося по  следующим параметрам: • усвоение знаний по базовым темам программы; • овладение умениями и навыками, предусмотренными программой; • развитие художественного вкуса; • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности. Используются следующие формы проверки: • анализ; • игра­конкурс; • викторина; • выставка. Методы проверки: • наблюдение; • тестирование; • опрос. Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или  конкурса. Результаты фиксируются по следующим параметрам: • усвоение знаний и умений по базовым разделам программы; • личностный рост, развитие общительности, работоспособности; • формирование художественно­эстетического вкуса; • участие в выставках, конкурсах прикладного творчества. Результаты освоения программы определяются по трём уровням: • высокий; • средний; • низкий. Форма подведения итогов программы дополнительного образования обучающихся – выставки и конкурсы. Дидактический материал:  5Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок. Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.                             УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1–го ПОЛУГОДИЯ ОБУЧЕНИЯ схемы изготовления керамических изделий   введение ,  инструктаж ТБ 1   2 3   Подготовка глиняного теста 4 П/р Подготовка глиняного теста 5   Лепка из глиняной массы 6 П/р Лепка из глиняной массы 7 П/р Лепка из глиняной массы 8 П/р Лепка из глиняной массы 9 П/р Лепка из глиняной массы Ручное ­форябвание с помощью простейшей гипсовой модели и. деревянной формы  Ручное ­форябвание с помощью простейшей гипсовой модели и. деревянной формы   конструкции гончарных кругов и инструмент   Точение форм на гончарном круге 10   11 П/р 12 13 14   15 П/р Литье в гипсовых формах Литье в гипсовых формах Литье в гипсовых формах 16 П/р 17   Ручное прессование (формование) в гипсовых формах 18 П/р Ручное прессование (формование) в гипсовых формах 19 П/р Ручное прессование (формование) в гипсовых формах 20 П/р Ручное прессование (формование) в гипсовых формах 21   Обработка необожженных изделий 22 П/р Обработка необожженных изделий 6 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч.2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч.       Подготовка к глазурованию и опробование его   Способы нанесения глазури   Пигменты, разбавители, флюсы, свойства красок   Керамическая живопись   Некоторые способы декорирования по утелю 23 П/р Обработка необожженных изделий 24  Сушка изделий 25 П/р  Сушка изделий 26  Декорирование сырых изделий 27 П/р  Декорирование сырых изделий 28   Обжиг 29 П/р Обжиг 30 31 32 33 П/р  Декорирование утельных изделий 34 35 36 П/р  Глазурование 37   Политой обжиг 38 П/р Политой обжиг   Общие сведения о работе надглазурными красками 39   Подготовка к живописи надглазурными красками по фарфору  40 41   Роспись красками 42 П/р Роспись красками 43 П/р Роспись красками 44 П/р Роспись красками 45   Муфельный надглазурный обжиг 46 П/р Муфельный надглазурный обжиг 47   Сведения из неорганической химии   Сырьевые и вспомогательные материалы для изготовления керамических изделий (черепка) Керамические расчеты и графические  определения     Керамические массы   Приготовление керамических масс 48 49 50 51 лекций 56ч,  пр. занятий 46 ч Итого 102ч. 7УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2–го ПОЛУГОДИЯ ОБУЧЕНИЯ     1   2   3    инструктаж ТБ Приготовление керамических масс Приготовление керамических масс Сведения о модельно­формовочном деле в керамике  4   5 П/р П/р  Изготовление моделей  6 П/р П/р Изготовление форм 7 П/р П/р Размножение простой формы и изготовление капов Примеры архитектурно­строительной и садово­парковой керамики  Фасадные облицовочные керамические материалы Формование керамической скульптуры лепкой 8   9   10   11 П/р П/р  Формование керамической скульптуры лепкой 12   Процессы усадки и деформация Сырьевые материалы для изготовления глазурей и эмалей  Глазури и эмали Узорно­рельефноеофактуривапие керамической поверхности 13   14   15   16 П/р П/р Узорно­рельефноеофактуривапие керамической поверхности 17   18 П/р П/р Подглазурные, надглазурные и другие техники декорирования 19   Глиняная посуда(жгутовой способ) 20 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ) 21 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ) Подглазурные, надглазурные и другие техники декорирования 8 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч.22 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ) 23 П/р Глиняная посуда(жгутовой способ) 24   Магнит на холодильник 25 П/р Магнит на холодильник 26 П/р Магнит на холодильник 27 П/р Магнит на холодильник 30 П/р 31 П/р 28   29 П/р В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм. (конструктивный способ) В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм. (конструктивный способ) В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм. (конструктивный способ) В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм. (конструктивный способ) В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм. (конструктивный способ) 32 П/р 33   Сюжетные композиции на тему русских народных сказок 34 П/р Сюжетные композиции на тему русских народных сказок 35 П/р Сюжетные композиции на тему русских народных сказок 36 П/р Сюжетные композиции на тему русских народных сказок Тематика сувениров для народных праздников 37   38 П/р Тематика сувениров для народных праздников 39 П/р Тематика сувениров для народных праздников 40 П/р Тематика сувениров для народных праздников 41 П/р Тематика сувениров для народных праздников 42 П/р Тематика сувениров для народных праздников 43   Папье­маше 44 П/р Папье­маше 45 П/р Папье­маше 46 П/р Папье­маше 47 П/р Папье­маше 48   Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская и др) 49 П/р Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская и др) 50 П/р Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская и др) 51 П/р Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская и др) 52 П/р Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская и др) 53   Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин) 54 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин) 55 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин) 56 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин) 57 П/р Декоративное панно(глина, соленое тесто, пластилин) 58   Винтажные шкатулки, вазы 59 П/р Винтажные шкатулки, вазы 60 П/р Винтажные шкатулки, вазы 61   свистульки из глины 62 П/р свистульки из глины 63 П/р свистульки из глины 9 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч.2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 64 П/р свистульки из глины 65   Донской промысел 66 П/р Донской промысел 67 П/р Донской промысел 68 П/р Донской промысел 69 П/р Донской промысел Итого лекций 22ч,      пр. занятий 45 ч Итого 72ч. Итого за год 240 часов             СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Дурасов Г.П  « Каргапольская глиняная игрушка­Л 1986 2. ДайнГ.Л.    «Игрушечных дел мастер»­ М 1994. 3. Богуславская И.Я. «Русская глинная игрушка»­ М ,1975 4. Некрасов М.А. «Современное народное искусство»­Л. 1980 5. Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла» ­ Л.1980. 6. Алексахин Н.Н. «Творческая мастерская» ­М.,1987 7. Шпикалова Т.Я. «Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера.­М.,2001 8. Дайн Г.Л. «Русская игрушка» ­ М.1987 9. Зайцева А.А. Папье­маше: коллекция оригинальных идей 10.Гибсон Р. Папье­маше. Бумажные цветы 11.Иванова Е.П. Поделки из папье­маше 12.Величко Н.В. Поделки из ниток 13.Вера Н  П Поделки из соломки              Литература  для  обучающихся: 1.Неменский Б.М. – просвещение,1991г. «Изобразительное искусство и    художественный труд. 2.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла»,Послушная глина. 3. «Народное творчество» журнал №5 4.Шевчук В.А. «Дети и народное творчество»­ М,1985г. Список используемой литературы (в алфавитном порядке) 101. Балинская И.Р. Домовенок. – М.: Летопись, 1996. 2. Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997. 3. Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.: Астрель, 2000. 4. Бортон П. Забавные игрушки / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997. 5. Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997. 6. Глаголев О.В. Лепим из глины. – М.: Проф­Издат, 2009. 7. Гульянц   Э.К.,   Базик   И.Я.   Что   можно   сделать   из   природного   материала:   книга   для воспитателя детского сада, 2­е издание, доработанное. ­  М.: Просвещение, 1991. 8. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С­Пб.: Ладога­100, 2007. 9. Корнилова В.В. Декоративное мыло: энциклопедия. – М.: Аст­пресс, 2010. 10. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000. 11. Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст­ пресс, 1999. 12. Сахарова   С.Ю.   Академия   домашних   волшебников:   научно­художественная   лит.,   4­е изд., доп.­ М.: Дет.лит., 1992. 13. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа­Плюс, 2005. Пояснительная записка За счет часов  В мире животных Предметная лепка. Скульптуры малых форм. (конструктивный способ) П/р П/р Народная игрушка( Дымковская  Каргопольская и др) 2 ч. 2 ч. Были проведены внеурочные мероприятия 21 апреля 2018 года, выставка поделок  Ночь в библиотеке им. Лермонтова апрель 2018 11