Программа кружка "Юные музееведы"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 20.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В условиях модернизации системы российского образования изменяются цели, задачи, содержание и методы процесса воспитания. Главной задачей является формирование гражданина - патриота. Противоречия между объективными требованиями повысить уровень работы по патриотическому воспитанию и недостаточной разработанностью организационно-методических основ осуществления данной работы заставило автора разработать данную программу. В последнее время в стране все более возрастает интерес к школьным музеям. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности в нашем регионе. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Иконка файла материала юные музееведы.doc
Муниципальное образование Гулькевичский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Гирей имени  Героя Советского Союза М.И. Белоусова  муниципального образования Гулькевичский район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета  от _____________________ № 1 Председатель ____________ И.А. Зим РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  тематическая (тип программы: комплексная / тематическая) кружок (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Юные музееведы» (наименование) 2 года (срок реализации программы) 11­13 лет (возраст обучающихся) Кремень Галина Павловна, Науменко Татьяна Владимировна (Ф.И.О. учителей, составителей) Программа   разработана   на   основе  авторской   программы   внеурочной деятельности   «Юные   музееведы»,   автор   Д.В.   Смирнов,   М.:   Просвещение, 2011; модифицированной рабочей программы клуба «Казачья станица», автор Гужелева Р.Н., «Грайворон», 2011.I. Пояснительная записка В   условиях   модернизации   системы   российского   образования   изменяются   цели, задачи,   содержание   и   методы   процесса   воспитания.   Главной   задачей   является формирование гражданина ­ патриота. Противоречия между объективными требованиями повысить   уровень   работы   по   патриотическому   воспитанию   и   недостаточной разработанностью   организационно­методических   основ   осуществления   данной   работы заставило автора разработать данную программу. В последнее время в стране все более возрастает   интерес   к   школьным   музеям.   Это   вызвано,   прежде   всего,   ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во­вторых, это обусловлено развитием   краеведения   и   туристско­краеведческой   деятельности   в   нашем   регионе. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе   школьного   музея,   позитивная   тенденция   нашего   времени   и   лучшая   основа   для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей интегрирован в учебно­воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей в   школе   становится   средством   творческой   самореализации,   инициирует   личностно ориентированное   воспитание   и   образование,   является   маленьким   исследовательским центром   по   сохранению,   возрождению   и   развитию   локальных   культурно­исторических традиций,   участвует   в   диалоге   поколений   и   культур.   Но   программ,   которые   было   бы возможно непосредственное применить на практике очень мало.  Программа   занятий   внеурочной   деятельности   «Музееведение»   имеет   духовно­ нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно   продемонстрировать   многие   аспекты   музейной   работы,   а   с   другой   стороны, способствует   дальнейшему   активному   развитию   музея,   позволяет   формировать   в определенной   степени   профессиональный   актив,   объединять   юношеский   коллектив. Процесс   преподавания   курса   дает   возможность   сочетать   коллективную,   групповую, индивидуальные   формы   работы,   использовать   различные   технологии   обучения, формировать компетенции учащихся. Программа рассчитана на учащихся 5 классов.  Цель:  ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности   учащихся,   интеллектуального   развития   путем   вовлечения   их   в   поисково­ исследовательскую   краеведческую   деятельность   через   разнообразные   формы   музейной работы,   развитие   творческой   активности   и   самодеятельности   детей   и   юношества; способствовать   социализации   молодого   человека:   через   результаты   научно­ исследовательской   деятельности   прийти   к   осознанию   своей   принадлежности   к определенной государственной, культурной, этико­социальной общности. Задачи программы:      получить представление об основах музейного дела; сформировать практические навыки работы в музее; организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда; исследовать,   систематизировать   и   обобщить   материалы,   связанные   с историей школы; публично представлять результаты своей работы; Помочь учащимся более глубоко изучить историю казачества.  Воспитывать   патриотические   качества   личности   на   примере   героического  прошлого казаков и их роли в истории края и страны.     Развивать навыки творческой исследовательской работы, которая поможет подростку сформировать способность ориентироваться в социуме.  Содействовать   пониманию   многообразия   современного   мира   и необходимости диалога между представителями разных культур. Режим занятий:  в неделю 1 учебный час. Формы   занятий:  беседы,   экскурсии,   консультации,   встречи   с   интересными   людьми, проектная   и   исследовательская   деятельность,   использование   интернет   ­   технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи, оформление выставок, создание экспозиций. Формы работы Беседы Посещение музеев, экскурсии Оформление выставки Выступление   перед   членами   кружка   с докладами, сообщениями. Видеозанятия Работа по индивидуальному плану Индивидуальные консультации Цели и практическая направленность составлять Получение   первичных   знаний   о   музейной работе. Первичное   знакомство,   поиск   тем   для рефератов   и   сообщений.   Составление самостоятельных   экскурсий.   Ознакомление с   основами   оформления   музейных экспозиций. выставочную Учиться   экспозицию   в   соответствии   с   тематикой   и правилами   оформления   выставок   и экспозиций Овладевать публичных выступлений, умением формулировать свои мысли   и   грамотно   излагать   их   перед аудиторией. Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира.     навыками   Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному   плану   литературы, написание   докладов   и   т.д.,   подготовка проектов и творческих работ Оказание   помощи   учащимся   в   подготовке творческих работ. Проектно ­ исследовательская деятельность Создание   и   реализация   коллективного проекта по организации школьного музея. Срок реализации программы – два года. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть   или   услышать   нужную   информацию,   тут   требуется   прикоснуться   к   эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь   молодому   поколению   в   решении   этих   проблем   сегодня   может   такой уникальный социальный институт, как музей. Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.Особое   место   в   современных   общеобразовательных   учреждениях   России   отводится школьным   краеведческим   музеям,   которые   призваны   комплексно   решать   вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отноше­ ние к реликвиям,  у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений   исторические,   природные,   материальные,   художественные   и   культурные ценности. Программа     предполагает   организацию   деятельности   обучающихся   от   простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному  исследовательскому   поиску  и,  наконец,  к овладению   элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно­образовательной и экспозиционной работы. При   реализации   содержания   данной   программы   расширяются   знания,   полученные детьми   при   изучении   различных   школьных   курсов.   В   условиях   партнёрского   общения обучающихся   и   педагога   открываются   реальные   возможности   для   самоутверждения   в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое   использование   аудиовизуальной   и   компьютерной   техники   может   в значительной   мере  повысить   эффективность  самостоятельной  работы   детей   в  процессе поисково­исследовательской работы в школьном краеведческом музее. Разработка   наглядных   пособий,   оформление   экспозиций   и   выставок,   музейного оборудования   должны   производиться   с   привлечением   возможностей   информационных компьютерных   технологий,   что   может   быть   предметом   совместной   творческой   работы руководителя школьного краеведческого музея и детей. Занятия   нацелены   на   формирование   у   школьников   устойчивого   интереса   к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев,   знакомство   с   приёмами   экспонирования,   атрибутикой   и   художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы. Значительное   количество   занятий   направлено   на   практическую   деятельность   ­ самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико­экспозиционный план,   маршрут   экскурсии,   научно­исследовательскую   работу),   школьник   тем   самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.II. Тематический план программы 5 класс № Наименование  тем, разделов, модулей Всего часов Характеристика деятельности обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вводное   занятие.   Основные   понятия   и   термины музееведения Что   такое   музей?   Музееведение   как   научная дисциплина Роль музея в жизни человека. Основные  социальные функции музеев История   музейного   дела   за   рубежом. Коллекционирование   (от   Античности   до   конца XVIII в.) История   музейного   дела   в   России. Коллекционирование   (конец   XVII   —   первая половина XIX в.) Музейная сеть и классификация музеев.  Школьный краеведческий музей Фонды музея. Работа с фондами Становление казачества Казачьи заповеди, права, традиции, культура 10. 11. Возрождение казачества Подведение итогов 3 4 4 4 3 3 4 3 4 1 1 ознавательные УУД:  ­ поиск и выделение  необходимой информации; ­ применение методов  информационного поиска,  в том числе, с помощью  компьютерных средств; ­ структуирование знаний; ­ осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания в  устной и письменной  форме; ­ анализ – выделение  признаков; ­ синтез – составление  целого из частей, в том  числе, самостоятельное  достраивание с  выполнением недостающих компонентов;И т о г о 34 ­ выбор оснований и  критериев для сравнения,  классификации объектов; ­ подведение под понятие,  выведение следствий; ­ установление причинно­ следственных связей; ­ построение логической  цепи рассуждений; ­ выдвижение гипотез и их  обоснование; ­ самостоятельное  создание способов  решения проблем  творческого и поискового  характера. Коммуникативные УУД:  ­ потребность в общении  со взрослыми и  сверстниками; ­ владение определенными  вербальными и  невербальными средствами общения; ­ эмоционально позитивное отношение к процессу  сотрудничества; ­ ориентация на партнера  по общению, умение  слушать собеседника. Регулятивные УУД: ­ целеполагание; ­ планирование; ­ прогнозирование;  ­ контроль; ­ коррекция; ­ оценка; ­ волевая саморегуляция  как способность к  мобилизации сил и  энергии; ­ способность к волевому  усилию – к выбору в  ситуации мотивационного  конфликта и к  преодолению препятствий. Личностные УУД: ­ формирование основ  гражданской идентичности личности; ­ сформированность  познавательных мотивов –  интерес к новому; ­ стремление выполнять  социально­значимую и№ Наименование тем, разделов, модулей Всего часов 6 класс Характеристика деятельности обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Музейная экспозиция и ее виды Поисково­исследовательская и научная  деятельность музея Выставочная деятельность музея. Классификация  выставок Культурно­образовательная деятельность музея Организация краеведческой работы в экспедициях Казаки в нашем районе Казачье жительство Бабушкин сундук Край, в котором ты живешь Фольклор Народные обряды и праздники Подведение итогов 5 3 3 6 4 1 3 1 2 2 2 2 Познавательные УУД:  ­ поиск и выделение  необходимой информации; ­ применение методов  информационного поиска,  в том числе, с помощью  компьютерных средств; ­ структуирование знаний; ­ осознанное и  произвольное построение  речевого высказывания в  устной и письменной  форме; ­ анализ – выделение  признаков; ­ синтез – составление  целого из частей, в том  числе, самостоятельноеИтого 34 достраивание с  выполнением недостающих компонентов; ­ выбор оснований и  критериев для сравнения,  классификации объектов; ­ подведение под понятие,  выведение следствий; ­ установление причинно­ следственных связей; ­ построение логической  цепи рассуждений; ­ выдвижение гипотез и их  обоснование; ­ самостоятельное  создание способов  решения проблем  творческого и поискового  характера. Коммуникативные УУД:  ­ потребность в общении  со взрослыми и  сверстниками; ­ владение определенными  вербальными и  невербальными средствами общения; ­ эмоционально позитивное отношение к процессу  сотрудничества; ­ ориентация на партнера  по общению, умение  слушать собеседника. Регулятивные УУД: ­ целеполагание; ­ планирование; ­ прогнозирование;  ­ контроль; ­ коррекция; ­ оценка; ­ волевая саморегуляция  как способность к  мобилизации сил и  энергии; ­ способность к волевому  усилию – к выбору в  ситуации мотивационного  конфликта и к  преодолению препятствий. Личностные УУД: ­ формирование основ  гражданской идентичности личности; ­ сформированность  познавательных мотивов –III. Содержание программы 5 класс 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения Цели и задачи занятий по программе «Музееведение». Основные понятия и термины в музейном   деле   (музей,   вернисаж,   выставка,   фонды,   экскурсия,   экспозиция   и   др.). Становление   и   развитие   государственно­общественной   системы   музейного   дела.   Опыт успешной   деятельности   объединений   обучающихся   в   краеведческих   музеях образовательных учреждений. Практическая   работа:  ознакомление   с   информацией   в   сети   Интернет,   поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). 2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина Современное   понимание   термина   «музееведение».   Законодательные   акты, регулирующие   музейное   дело   в   Российской   Федерации.   Положение   о   музее   в образовательном   учреждении.   Устав   самодеятельного   объединения   юных   музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Практическая   работа:  поиск   в   сети   Интернет   основных   законодательных   актов, регламентирующих   деятельность   школьных   музеев   в   России.   Обсуждение   и   доработка устава объединения юных музееведов. 3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный   краеведческий   музей   на   современном   этапе   развития.   Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района;   домашнее   задание:   по   итогам   экскурсии   определить   в   своей   рабочей   тетради социальные функции музея. 4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) Начало   коллекционирования   древностей.   Коллекционирование   в   античную   эпоху. Древняя   Греция:   святилища,   храмы,   пинакотеки.   Общественные   и   частные   собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).Исторические   предпосылки   возникновения   музеев.   Кабинеты   и   галереи   эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно­научные кабинеты XVI— XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии. Западноевропейские   музеи   в   XVIII   в.   Формирование   концепции   публичного   музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. Практическая работа:  просмотр видеофильмов  об известных музеях мира; поиск сайтов   и   знакомство   через   них   с   известными   зарубежными   собраниями   (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей). 5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт­Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в. Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск   сайтов   и   знакомство   через   них   с   известными   отечественными   музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта. 6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей Музейная   сеть   и   классификация   музеев.   Принципы   классификации   музеев   в Российской   Федерации.   Частные   музеи   и   музеи,   созданные   на   общественных   началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого   музея.   План   работы   школьного   краеведческого   музея   (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно­исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея. Практическая   работа:  участие   в   планировании   деятельности   школьного   музея   и составлении отчёта о выполнении плана работы. 7. Фонды музея. Работа с фондами Определение   понятий   «фонды   музея»,   «изучение   музейных   фондов»,   «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Практическая   работа:  знакомство   с   фондами   школьного   краеведческого   музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.8. Музейная экспозиция и её виды 8. Становление казачества Появление общин казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими  ханами и их участие   в   свержении   ига.  XVI  в.   усиление   роли   и   значимости   казаков   в   Московском царстве.   Становление   казачьей   независимости   на   Дону.   Образование   донских, астраханских, гребенских, терских и других казаков. Их бытовые традиции. 9. Казаки на службе Отечества. Образование казачьих поселений  XV­XVI  вв. от Волги до Днестра. Начало освоения земель Кавказа русским государством. Первые поселения казаков.  11. Казачьи заповеди, права, традиции, культура.Казачество и православие. Права и обязанности казаков. Символы и знаки. Герб и гимн Кубанского казачьего войска. Чины и звания. Казачья семья. Роль женщины – казачки. Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре. Дни памяти казаков. 12. Возрождение казачества  Казаки на службе Отечеству. Казачий корпус.  6 класс 1. Музейная экспозиция и её виды Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика. Особенности экспозиций и выставок. Принципы их построения. Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных изысканий музея в создании экспозиций и выставок. Роль художников­дизайнеров в создании экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок. 2. Поисково­исследовательская и научная деятельность музея Музеи   как   современные   научные   и   поисково­исследовательские   центры.   Основные направления   научно­исследовательской   деятельности:   разработка   научной   концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана   фондов;   реставрация,   социально­психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.   музейная   педагогика, Поисково­исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Практическая   работа:  участие   в   поисково­исследовательской   деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково­исследовательского задания. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки 3. школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Практическая работа:  участие   в  подготовке  тематической  выставки   в  школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки. 4. Культурно­образовательная деятельность музея 5. Роль   культурно­просветительной   работы   музея   в   его   социокультурной   деятельности. Музей   и   общество.   Коммуникативная   связь   музея   с   обществом.   Виды   культурно­ просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник. Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности.  Практическая работа: написание текста обзорной экскурсии к выставке.  Организация краеведческой работы в экспедициях Понятие   «краеведческая   экспедиция».   Формы   выполнения   краеведческих исследований   в   экспедиции:   индивидуальные,   звеньевые   и   коллективные.   Права   и обязанности краеведа­исследователя при выполнении поисково­исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции. Практическая   работа:  составление   программы   выполнения   индивидуального краеведческого   задания   в   экспедиции;   оформление   (ведение,   заполнение)   дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания. 6. Казаки в нашем районе. Появление казаков в Краснодарском крае. Возникновение казачьих поселений. Трактовка  названий казачьих городков. Топонимика.Практические занятия:   Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение).  Викторина по топонимическим понятиям: названия станиц, рек, поселений.  7. Казачье жительство  Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной  строительный материал. Правила строительства. Резные украшения постройки. Основные  мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы.  Меблировка комнат. Украшение стен комнат: гравюры, фотографии, оружие.  Практические занятия:  Изготовление макета куреня или крестьянской избы нашего края. Выставка творческих  работ учащихся с их обсуждением.  8. Бабушкин сундук Самобытность казачьей одежды. Традиционная одежда нашего края. Женский народный  костюм. Мужской костюм. Практические занятия:  Зарисовка мужского и женского костюма.  9. Край, в котором ты живешь  История Краснодарского края. История Гулькевичского района. Флаг, герб района.  Памятники района. Люди, прославившие наш район.  Практические занятия:  Экскурсия в музей города Гулькевичи.  10. Фольклор. История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров  фольклора.  Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно­историческая, бытовая,  лирическая, исходная, обрядовая.    Фольклор Белгородчины. Песни,   частушки. Отражение в частушках условий быта,  происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность   пословиц и поговорок. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. Взаимосвязи  общерусского и белгородского фольклора. История родного края, отраженная в   фольклоре.  Практические занятия:     Разучивание песен, частушек. Проведение викторин, конкурсов в качестве итогового  урока. Участие в концертных программах, мероприятиях. 11. Народные обряды и праздники.      Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Обычай  новоселья. Рождение детей. Народные календарные праздники.  Практические занятия:     Игры по  «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица»,  «Новоселье».  12. Подготовка и проведение итогового мероприятия Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого ученика. Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма;   проведение   школьной   краеведческой   конференции   по   итогам   летней экспедиции.IV. Предполагаемые результаты реализации программы 1) в обучающей сфере ­ приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса   учащихся   к   музейной   деятельности   (активность   в   создании самостоятельных исследовательских проектов); 2) в воспитательной сфере  ­ воспитание у учащихся  чувства уважения к истории   сформированные   отдельные   аспекты родной   школы   и   ее   традициям, патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции; 3) в развивающей сфере ­ достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по   научно­музейной   обработке,   учету,   описанию,   классификации   предметов музейного   значения,   проведение   экскурсий   по   экспозициям   музея;   развитие творческих способностей учащихся  в процессе создания и презентации работ по профилю   музея;   сформированная   коммуникативная   компетентность   и   навыки ораторского искусства. Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий. По окончании обучения  по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие  музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного   дела,   основы   музееведческой   деятельности,   методику   проведения   поисково­ исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Выпускники   должны   уметь   общаться   с   людьми,   вести   исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять  его  и   хранить,  вести   элементарную  поисковую  и   научно­исследовательскую работу. Подведение   итогов   деятельности   организуется   в   конце   учебного   года   в   различных формах   общественной   презентации   (выставка,   экскурсия,   предметная   неделя,   конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.). Начальный Беседы, посещение музеев, экскурсии V. Формы контроляПромежуточный Итоговый Оформление выставки, выступление перед  членами кружка с докладами, сообщениями, работа по индивидуальному плану,  индивидуальные консультации,  видеозанятия Проектно ­ исследовательская деятельность VI. Методические рекомендации Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы   ребенок   мог   проникнуться   такими   чувствами,   недостаточно   только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня поможет такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое   место   в   современных   общеобразовательных   учреждениях   России отводится   школьным   краеведческим   музеям,   которые   призваны   комплексно   решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов. Средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая   теоретические   знания   и   практические   умения   в   области   истории   и культуры   родного   края,   музейного   дела,   дети   приобретают   уважение   к   прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для   других   поколений   исторические,   природные,   материальные,   художественные   и культурные ценности. Программа   «Музееведение»   предполагает   организацию   деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов   и   событий,   самостоятельному   исследовательскому   поиску   и,   наконец,   к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.VII. Описание материально­технического обеспечения программы Программа обеспечена наглядным материалом ­   музейными предметами. Они включают   в   себя   значительное   количество   вещественных,   письменных   источников,   на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации   занятий   используются   визуальные   средства   –   видеофильмы   по   истории   и искусству,   интернет   ­     сайты,   содержащие   информацию   о   музеях   страны   и   мира. Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.V I I I .   Л и т е р а т у р а ,   р е к о м е н д у е м а я   д л я   у ч и т е л я Голованов. — Йошкар­Ола, 2006. основное образование. – М., 2010. 1. Б а г а у т д и н о в а   Ф.   Г.   Туристско­краеведческая   деятельность   учащихся начальных   классов:   (В   помощь   учителю,   руководителю   кружка)   /   Ф.   Г. Багаутдинова. — М., 1992. 2. Г о л о в а н о в   В.   П.   Педагогика   дополнительного   образования   детей   /   В.   П. 3. Г о р с к и й  В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007. 4. Горский   В.А.   Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   и 5. Е м е л ь я н о в  Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000. 6. Исследовательская   практика   школьников   в   профильном   обучении:   книга   для 7. Как   организовать   работу   школьного   краеведческого   музея:   методические 8. 1974. 9. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987. 10. Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006. рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2001. 11. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.Организация   и   развитие   ученического   самоуправления   в   об­ щеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003. О с т а п е ц   А.   А.   Педагогика   и   психология   туристско­краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001. Сборник   нормативно­правовых   актов   по   туристско­краеведческой   работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006. С е й н е н с к и й   А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 12. 13. 14. 15. 18. 19. 20. 21. 16. 1988. 17. С т о л я р о в   Б.   А.   Основы   экскурсионного   дела   /   Б.   А.   Столяров,   Н.   Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002. С т о л я р о в   Б.   А.   Педагогика   художественного   музея:   от   истоков   до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999. Ю р е н е в а  Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003. Ю р е н е в а  Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003. Ю х н е в и ч   М. Ю. Я поведу тебя в музей:  учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001. IX. Литература, рекомендуемая для учащихся 1. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988. 2. Музейный мир России. — М., 2003. 3. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001. 4. Российская  культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело  и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991­1996; М., 2001. Т. 3. 1997­2000. 5. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004. 6. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003. 7. 8. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003. 9. Интернет­ресурсы: http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html   Онлайн энциклопедия Кругосвет СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________ В.Г. Масленникова «_____» ____________ 2015 года СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________ В.Г. Масленникова «_____» ____________ 2015 года Муниципальное образование Гулькевичский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Гирей имени  Героя Советского Союза М.И. Белоусова  муниципального образования Гулькевичский район КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Кружок «Юные музееведы» Направленность  духовно­нравственная Класс  Учитель 6 «Б» Науменко Татьяна Владимировна Количество часов  всего – 34, в неделю – 1 час. Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной  деятельности Кремень Галины Павловны, Науменко Татьяны Владимировны  «Юные музееведы», утвержденной решением педагогического совета от  «______» ________________ 2015 года № 1.