В условиях модернизации системы российского образования изменяются цели, задачи, содержание и методы процесса воспитания. Главной задачей является формирование гражданина - патриота. Противоречия между объективными требованиями повысить уровень работы по патриотическому воспитанию и недостаточной разработанностью организационно-методических основ осуществления данной работы заставило автора разработать данную программу. В последнее время в стране все более возрастает интерес к школьным музеям. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности в нашем регионе. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
юные музееведы.doc
Муниципальное образование Гулькевичский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Гирей имени
Героя Советского Союза М.И. Белоусова
муниципального образования Гулькевичский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _____________________ № 1
Председатель ____________ И.А. Зим
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тематическая
(тип программы: комплексная / тематическая)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Юные музееведы»
(наименование)
2 года
(срок реализации программы)
1113 лет
(возраст обучающихся)
Кремень Галина Павловна,
Науменко Татьяна Владимировна
(Ф.И.О. учителей, составителей)
Программа разработана на основе авторской программы внеурочной
деятельности «Юные музееведы», автор Д.В. Смирнов, М.: Просвещение,
2011; модифицированной рабочей программы клуба «Казачья станица», автор
Гужелева Р.Н., «Грайворон», 2011. I. Пояснительная записка
В условиях модернизации системы российского образования изменяются цели,
задачи, содержание и методы процесса воспитания. Главной задачей является
формирование гражданина патриота. Противоречия между объективными требованиями
повысить уровень работы по патриотическому воспитанию и недостаточной
разработанностью организационнометодических основ осуществления данной работы
заставило автора разработать данную программу. В последнее время в стране все более
возрастает интерес к школьным музеям. Это вызвано, прежде всего, ориентацией
воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, вовторых, это обусловлено
развитием краеведения и туристскокраеведческой деятельности в нашем регионе.
Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на
базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для
патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей интегрирован в
учебновоспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с
преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей
в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно
ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским
центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурноисторических
традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Но программ, которые было бы
возможно непосредственное применить на практике очень мало.
Программа занятий внеурочной деятельности «Музееведение» имеет духовно
нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление
позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение
основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить
свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны,
наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны,
способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в
определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.
Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую,
индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения,
формировать компетенции учащихся. Программа рассчитана на учащихся 5 классов.
Цель: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной
активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково
исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной
работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей и юношества;
способствовать социализации молодого человека:
через результаты научно
исследовательской деятельности прийти к осознанию своей принадлежности к
определенной государственной, культурной, этикосоциальной общности.
Задачи программы:
получить представление об основах музейного дела;
сформировать практические навыки работы в музее;
организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного
фонда;
исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с
историей школы;
публично представлять результаты своей работы; Помочь учащимся более глубоко изучить историю казачества.
Воспитывать патриотические качества личности на примере героического
прошлого казаков и их роли в истории края и страны.
Развивать навыки творческой исследовательской работы, которая поможет
подростку сформировать способность ориентироваться в социуме.
Содействовать пониманию многообразия современного мира и
необходимости диалога между представителями разных культур.
Режим занятий: в неделю 1 учебный час.
Формы занятий: беседы, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми,
проектная и исследовательская деятельность, использование интернет технологий,
создание презентаций, экскурсии в музеи, оформление выставок, создание экспозиций.
Формы работы
Беседы
Посещение музеев, экскурсии
Оформление выставки
Выступление перед членами кружка с
докладами, сообщениями.
Видеозанятия
Работа по индивидуальному плану
Индивидуальные консультации
Цели и практическая направленность
составлять
Получение первичных знаний о музейной
работе.
Первичное знакомство, поиск тем для
рефератов и сообщений.
Составление
самостоятельных экскурсий. Ознакомление
с основами оформления музейных
экспозиций.
выставочную
Учиться
экспозицию в соответствии с тематикой и
правилами оформления выставок и
экспозиций
Овладевать
публичных
выступлений, умением формулировать свои
мысли и грамотно излагать их перед
аудиторией.
Ознакомление с недоступными памятниками
истории и культуры, музеями России и мира.
навыками
Посещение библиотек, музеев. Изучение по
индивидуальному плану литературы,
написание докладов и т.д., подготовка
проектов и творческих работ
Оказание помощи учащимся в подготовке
творческих работ.
Проектно исследовательская деятельность Создание и реализация коллективного
проекта по организации школьного музея.
Срок реализации программы – два года.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны
связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть,
посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе,
потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой
уникальный социальный институт, как музей. Музей — это своеобразная модель системы
культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится
школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы
развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми
экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры
родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отноше
ние к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других
поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные
ценности.
Программа
предполагает организацию деятельности обучающихся от простого
собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий,
самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными
навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики
исследовательской, фондовой, культурнообразовательной и экспозиционной работы.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные
детьми при изучении различных школьных курсов. В условиях партнёрского общения
обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в
преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим
делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в
значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе
поисковоисследовательской работы в школьном краеведческом музее.
Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок, музейного
оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных
компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы
руководителя школьного краеведческого музея и детей.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к
музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных
музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным
оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших
музейных собраниях России и Европы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность
самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.
Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематикоэкспозиционный
план, маршрут экскурсии, научноисследовательскую работу), школьник тем самым
раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных
и личностно значимых формах деятельности. II. Тематический план программы
5 класс
№
Наименование
тем, разделов, модулей
Всего часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вводное занятие. Основные понятия и термины
музееведения
Что такое музей? Музееведение как научная
дисциплина
Роль музея в жизни человека. Основные
социальные функции музеев
История музейного дела
за рубежом.
Коллекционирование (от Античности до конца
XVIII в.)
История музейного дела
в России.
Коллекционирование (конец XVII — первая
половина XIX в.)
Музейная сеть и классификация музеев.
Школьный краеведческий музей
Фонды музея. Работа с фондами
Становление казачества
Казачьи заповеди, права, традиции, культура
10.
11.
Возрождение казачества
Подведение итогов
3
4
4
4
3
3
4
3
4
1
1
ознавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой информации;
применение методов
информационного поиска,
в том числе, с помощью
компьютерных средств;
структуирование знаний;
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме;
анализ – выделение
признаков;
синтез – составление
целого из частей, в том
числе, самостоятельное
достраивание с
выполнением недостающих
компонентов; И т о г о
34
выбор оснований и
критериев для сравнения,
классификации объектов;
подведение под понятие,
выведение следствий;
установление причинно
следственных связей;
построение логической
цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД:
потребность в общении
со взрослыми и
сверстниками;
владение определенными
вербальными и
невербальными средствами
общения;
эмоционально позитивное
отношение к процессу
сотрудничества;
ориентация на партнера
по общению, умение
слушать собеседника.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция
как способность к
мобилизации сил и
энергии;
способность к волевому
усилию – к выбору в
ситуации мотивационного
конфликта и к
преодолению препятствий.
Личностные УУД:
формирование основ
гражданской идентичности
личности;
сформированность
познавательных мотивов –
интерес к новому;
стремление выполнять
социальнозначимую и №
Наименование тем, разделов, модулей
Всего часов
6 класс
Характеристика
деятельности
обучающихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Музейная экспозиция и ее виды
Поисковоисследовательская и научная
деятельность музея
Выставочная деятельность музея. Классификация
выставок
Культурнообразовательная деятельность музея
Организация краеведческой работы в экспедициях
Казаки в нашем районе
Казачье жительство
Бабушкин сундук
Край, в котором ты живешь
Фольклор
Народные обряды и праздники
Подведение итогов
5
3
3
6
4
1
3
1
2
2
2
2
Познавательные УУД:
поиск и выделение
необходимой информации;
применение методов
информационного поиска,
в том числе, с помощью
компьютерных средств;
структуирование знаний;
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной
форме;
анализ – выделение
признаков;
синтез – составление
целого из частей, в том
числе, самостоятельное Итого
34
достраивание с
выполнением недостающих
компонентов;
выбор оснований и
критериев для сравнения,
классификации объектов;
подведение под понятие,
выведение следствий;
установление причинно
следственных связей;
построение логической
цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД:
потребность в общении
со взрослыми и
сверстниками;
владение определенными
вербальными и
невербальными средствами
общения;
эмоционально позитивное
отношение к процессу
сотрудничества;
ориентация на партнера
по общению, умение
слушать собеседника.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция
как способность к
мобилизации сил и
энергии;
способность к волевому
усилию – к выбору в
ситуации мотивационного
конфликта и к
преодолению препятствий.
Личностные УУД:
формирование основ
гражданской идентичности
личности;
сформированность
познавательных мотивов – III. Содержание программы
5 класс
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
Цели и задачи занятий по программе «Музееведение». Основные понятия и термины в
музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Становление и развитие государственнообщественной системы музейного дела. Опыт
успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях
образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск
основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов;
викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему
музея (совместно с родителями).
2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
Современное понимание термина «музееведение».
Законодательные акты,
регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в
образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов.
Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов,
регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка
устава объединения юных музееведов.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный
институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура
краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или
района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради
социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до
конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху.
Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания
Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы;
светские сокровищницы и частное коллекционирование). Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи
Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественнонаучные кабинеты XVI—
XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея.
Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск
сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями);
домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа —
презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая
половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в.
Кунсткамера в СанктПетербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и
научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны;
поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными
собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном
из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в
Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.
Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития,
обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного
краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы
образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научноисследовательской
работы). Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и
составлении отчёта о выполнении плана работы.
7. Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный
предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного
краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных
фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для
организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея.
Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея;
составление учётной карточки экспоната школьного музея.8. Музейная экспозиция и её
виды
8. Становление казачества
Появление общин казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими ханами и их
участие в свержении ига. XVI в. усиление роли и значимости казаков в Московском
царстве. Становление казачьей независимости на Дону. Образование донских,
астраханских, гребенских, терских и других казаков. Их бытовые традиции.
9. Казаки на службе Отечества.
Образование казачьих поселений XVXVI вв. от Волги до Днестра. Начало освоения
земель Кавказа русским государством. Первые поселения казаков.
11. Казачьи заповеди, права, традиции, культура. Казачество и православие. Права и обязанности казаков. Символы и знаки. Герб и гимн
Кубанского казачьего войска. Чины и звания. Казачья семья. Роль женщины – казачки.
Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре. Дни памяти казаков.
12. Возрождение казачества
Казаки на службе Отечеству. Казачий корпус.
6 класс
1.
Музейная экспозиция и её виды
Понятие музейной экспозиции. Ее характеристика. Особенности экспозиций и выставок.
Принципы их построения. Виды экспозиций. Материалы экспозиций и выставок. Роль научных
изысканий музея в создании экспозиций и выставок. Роль художниковдизайнеров в создании
экспозиций и выставок. Принципы дизайнерского оформления экспозиций и выставок.
2.
Поисковоисследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисковоисследовательские центры. Основные
направления научноисследовательской деятельности: разработка научной концепции
музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и
охрана фондов; реставрация,
социальнопсихологические
исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
музейная педагогика,
Поисковоисследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа:
участие в поисковоисследовательской деятельности
школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности;
выполнение индивидуального поисковоисследовательского задания.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки
3.
школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные
или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном
краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в
своём городе или районе, составление паспорта выставки.
4.
Культурнообразовательная деятельность музея
5.
Роль культурнопросветительной работы музея в его социокультурной деятельности.
Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно
просветительной работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии.
Основные требования к экскурсии. Правила поведения экскурсовода. Музейный праздник.
Его подготовка и проведение. Музей и школа. Роль музея в социализации личности.
Практическая работа: написание текста обзорной экскурсии к выставке.
Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция».
Формы выполнения краеведческих
исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и
обязанности краеведаисследователя при выполнении поисковоисследовательских работ.
Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа:
составление программы выполнения индивидуального
краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника
индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ
результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
6. Казаки в нашем районе.
Появление казаков в Краснодарском крае. Возникновение казачьих поселений. Трактовка
названий казачьих городков. Топонимика. Практические занятия:
Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение).
Викторина по топонимическим понятиям: названия станиц, рек, поселений.
7. Казачье жительство
Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Разнообразие куреней. Основной
строительный материал. Правила строительства. Резные украшения постройки. Основные
мотивы казачьего прикладного искусства. Окраска дома. Гармония цвета и природы.
Меблировка комнат. Украшение стен комнат: гравюры, фотографии, оружие.
Практические занятия:
Изготовление макета куреня или крестьянской избы нашего края. Выставка творческих
работ учащихся с их обсуждением.
8. Бабушкин сундук
Самобытность казачьей одежды. Традиционная одежда нашего края. Женский народный
костюм. Мужской костюм.
Практические занятия:
Зарисовка мужского и женского костюма.
9. Край, в котором ты живешь
История Краснодарского края. История Гулькевичского района. Флаг, герб района.
Памятники района. Люди, прославившие наш район.
Практические занятия:
Экскурсия в музей города Гулькевичи.
10. Фольклор.
История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров фольклора.
Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военноисторическая, бытовая,
лирическая, исходная, обрядовая.
Фольклор Белгородчины. Песни, частушки. Отражение в частушках условий быта,
происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность
пословиц и поговорок. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. Взаимосвязи
общерусского и белгородского фольклора. История родного края, отраженная в
фольклоре.
Практические занятия:
Разучивание песен, частушек. Проведение викторин, конкурсов в качестве итогового
урока. Участие в концертных программах, мероприятиях.
11. Народные обряды и праздники.
Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Обычай
новоселья. Рождение детей. Народные календарные праздники.
Практические занятия:
Игры по «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица»,
«Новоселье».
12.
Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого ученика.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка
докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и
видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней
экспедиции. IV. Предполагаемые результаты реализации программы
1) в обучающей сфере приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление
интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании
самостоятельных исследовательских проектов);
2) в воспитательной сфере воспитание у учащихся чувства уважения к истории
сформированные отдельные аспекты
родной школы и ее традициям,
патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;
3) в развивающей сфере достижение учащимися высокого уровня умений и навыков
по научномузейной обработке, учету, описанию, классификации предметов
музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие
творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по
профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки
ораторского искусства.
Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических
видов занятий.
По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела,
ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие
музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково
исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские
краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал,
оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научноисследовательскую
работу.
Подведение итогов деятельности организуется в конце учебного года в различных
формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс
экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.).
Начальный
Беседы, посещение музеев, экскурсии
V. Формы контроля Промежуточный
Итоговый
Оформление выставки, выступление перед
членами кружка с докладами, сообщениями,
работа по индивидуальному плану,
индивидуальные консультации,
видеозанятия
Проектно исследовательская деятельность
VI. Методические рекомендации
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно
важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только
прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к
эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня поможет такой
уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы
культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России
отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать
вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных
детьми экспонатов. Средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и
культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому,
бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить
для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и
культурные ценности.
Программа «Музееведение» предполагает организацию деятельности
обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных
экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к
овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. VII. Описание материальнотехнического обеспечения программы
Программа обеспечена наглядным материалом музейными предметами. Они
включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на
примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В
организации занятий используются визуальные средства – видеофильмы по истории и
искусству, интернет сайты, содержащие информацию о музеях страны и мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед,
практических занятий по музееведению. V I I I . Л и т е р а т у р а , р е к о м е н д у е м а я д л я у ч и т е л я
Голованов. — ЙошкарОла, 2006.
основное образование. – М., 2010.
1. Б а г а у т д и н о в а Ф. Г. Туристскокраеведческая деятельность учащихся
начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г.
Багаутдинова. — М., 1992.
2. Г о л о в а н о в В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П.
3. Г о р с к и й В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.
4. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
5. Е м е л ь я н о в Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
6. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для
7. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические
8. 1974.
9. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
10.
Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М.,
учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.
рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь,
2001.
11.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985. Организация и развитие ученического самоуправления в об
щеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.
О с т а п е ц А. А. Педагогика и психология туристскокраеведческой
деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
Сборник нормативноправовых актов по туристскокраеведческой работе,
организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. —
М., 2006.
С е й н е н с к и й А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М.,
12.
13.
14.
15.
18.
19.
20.
21.
16.
1988.
17.
С т о л я р о в Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Столяров, Н. Д.
Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
С т о л я р о в Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до
современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.
Ю р е н е в а Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Ю р е н е в а Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Ю х н е в и ч М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной
педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
IX. Литература, рекомендуемая для учащихся
1. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
2. Музейный мир России. — М., 2003.
3. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
4. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и
охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 19911996; М., 2001. Т. 3. 19972000.
5. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
6. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
7.
8. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
9. Интернетресурсы:
http://www.museumforum.ru/index.php Музейный форум
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html
Онлайн энциклопедия Кругосвет
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________________ В.Г. Масленникова
«_____» ____________ 2015 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________________ В.Г. Масленникова
«_____» ____________ 2015 года
Муниципальное образование Гулькевичский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 поселка Гирей имени
Героя Советского Союза М.И. Белоусова
муниципального образования Гулькевичский район
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Юные музееведы»
Направленность
духовнонравственная
Класс
Учитель
6 «Б»
Науменко Татьяна Владимировна
Количество часов
всего – 34, в неделю – 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной
деятельности Кремень Галины Павловны, Науменко Татьяны Владимировны
«Юные музееведы», утвержденной решением педагогического совета от
«______» ________________ 2015 года № 1.
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Программа кружка "Юные музееведы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.