Презентирую методические материалы программы кружка ЮНЫЙ ПАТРИОТ. Программа апробирована на базе педагогической площадки МБОУ г. Астрахани "СОШ № 51". Состав обучаемых 8-11 классы. Все ребята и девочки стали лучше учится, активно участвовать в общественной жизни школы. Их отличает ещё и то, что они преуспевают не только в учёбе но и участие в различных спортивных секциях.ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
КРУЖКА ЮНЫЙ ПАТРИОТ
Многочисленные социологические исследования, проведенные в последнее
время, позволяют дать достаточно полную характеристику молодого
человека в возрасте 1618 лет.
Основные социальнокультурные ценности со временного молодого
человека, как правило, слабо сформированы. Среди ценностей, приносящих
большое удовлетворение, выделяются семейное благополучие, материальный
достаток, свобода, самостоятельность и независимость.
У нашей молодежи плохо выражены высшие социальнонравственные
чувства, в том числе выполнение гражданского и патриотического долга.
Существенно недооценивается, принижается роль и значение патриотизма
в жизни общества. Нет опыта участия в социально значимой деятельности,
слабо развиты навыки и умения выполнения ответственных задач в кол
лективе. Невысокой степенью развития характеризуются взаимоотношения
со сверстниками, готовность подчинить свое «Я», личные интересы целям
совместной деятельности.
Учет особенностей этой социальновозрастной группы очень важен при
решении задач патриотического воспитания, в определении его основных
ориентиров.
Чтобы определить предмет нашего разговора, давайте сначала
разберемся в понятиях.
чувство, содержание которого есть любовь к Отечеству, гордость за его про
шлое и настоящее, готовность защитить интересы Родины.
Итак, что такое патриотизм? Это нравственный принцип, социальное
имеет несколько составляющих:
Базовый термин патриотизм (на греческом языке означает «Отечество»)
♦национальнопатриотическое воспитание часть патриотического
воспитания, основанного на
нравственных понятиях культуры, традиций русского народа;
военнопатриотическое воспитание составная часть патриотического
воспитания и его высшая форма, ориентированная на служение Отечеству,
его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины;
♦гражданскопатриотическое воспитание это вера в будущее
♦героикопатриотическое воспитание я бы это понятие растворила во
России, гордость за свою страну;
Вот как об этом говорит поэт и педагог И.В. Камская:
всех составных частях, так как оно ориентировано на осознание своей
при частности к истории своего народа и страны.
Быть патриотом... Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь ты гордиться –
Твой век земной не зря тобой прожит!
Когда уроки патриотизма не заканчиваются ?
Практика внеурочной военнопатриотической работы с учащимися уже
доказала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после
звонка.
Попробуем ответить на вопрос: где больше возможности готовить
будущих защитников Отечества на уроке или за его пределами?
Конечно, урок важнейшее звено воспитательной работы с учащимися, но
если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе с
учащимися, то не может быть никакой речи о целостной системе военно
патриотического воспитания в школе.
В чем же преимущества внеурочной деятельности? В том, что она не
ограничена временем и пространством (в сравнении с уроком). Содержание
воспитательной работы не регламентировано жестко учебными планами,
программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает
большими возможностями для вовлечения школьников в активную
деятельность, вне которой невозможно успешное формирование личностных
качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий
защитник Родины не сможет даже в минимальном объеме их применить, если
мы не создадим условия для систематических упражнений в их применении на
практике путем вовлечения учащихся в военнопатриотическую деятельность.
А она чрезвычайно многогранна.
Каковы же формы патриотического воспитания во внеурочное время и
как они изменяются в зависимости от возраста школьников?
Я предлагаю вашему вниманию примерную классификацию форм
внеклассной работы, составленную на основе анализа практики школ города
Астрахани по патриотическому воспитанию учащихся с учетом нормативных
документов Управления образования г. Астрахани.
рассказами о герояхземляках;
Для учащихся 14х классов:
♦яркие рассказы и беседы о Родине, Российской армии;
♦утренники, посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества с
♦экскурсии и уроки мужества в школьном музее;
♦разучивание и знакомство с историей военных песен;
♦экскурсия на Пост № 1 в Братском саду у ВЕЧНОГО ОГНЯ ;
♦конкурсы рисунков, плакатов и поделок на военную тематику;
♦встречи с Дедомкраеведом (знакомство с улицами и памятниками
♦выставка и рассказ о прадеде или прабабушке участниках Великой
♦«Зарничка» сюжетноролевая игра;
♦«Моя страна мой верный друг» путешествие по карте России.
Отечественной войны;
города);Для учащихся 56х классов:
♦проведение линеек, бесед, литературномузыкальных композиций на
тему «Наши прадеды участники Великой Отечественной войны»;
♦операция «Имена земляковгероев на мемориальной доске»;
♦заочные экскурсии по городамгероям и местам боевой славы;
♦слет мальчишек «Мы наследники Великой Победы»;
♦конкурс сочинений на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной
♦участие в военноспортивных объединениях;
♦игры на местности «Граница», «Рубеж». Сюжетноролевая игра «Путь к
войны»;
генералу» и т.д.
Для учащихся 78х классов:
Мероприятия, проводимые с учащимися этого возраста, имеют более
♦участие в движении следопытов, выполнение конкретных заданий
насыщенный и усложненный характер. Они включают:
городского краеведческого музея по поиску материалов о героях войны и
труда;
♦участие в волонтерской операции «Заботу и внимание ветерану»;
♦экскурсии в воинские части и товарищеские встречи с воинами;
♦маршбросок «Экстремал»;
♦городской военнопатриотический слет «Сильные люди»;
♦туристические походы «Зона выживания»;
♦юнармейское четырехборье;
♦участие в городском параде в честь Дня По беды;
♦участие в караульной службе на Посту № 1 у Вечного огня;
♦вступление в школьную организацию ДОСААФ;
♦«Город, в котором мне хочется жить!» защита проектов будущего
города.
время;
военной техникой;
Мероприятия, проводимые с учащимися 911х классов, включают:
♦работу в клубе «Будущий воин»;
♦проведение лектория по правовым знаниям «Я гражданин России»;
♦посещение пограничных застав, знакомство с бытом военнослужащих и
♦занятия по отработке военноспортивных навыков в каникулярное
♦активное участие в работе школьной организации ДОСААФ;
♦конкурс на лучшие знания по ОБЖ;
сборов;
♦занятия на полигоне воинской части в период проведения учебных
♦районные и городские соревнования « А нука парни !» и
♦организацию мастерклассов для учащихся 67х классов;
♦патрульнокараульную службу на Посту № 1 у Вечного огня;
♦участие в городских и областных олимпиадах по основам военной
Подготовка ребенка к школе не должна ограничиваться приобретением
школьной формы, ранца и учебников. Приобщение к родословной семьи,
истории улицы, района, города, страны первые уроки патриотизма. Знание
истории своей малой родины будет способствовать утверждению в сознании
ребят гордости за своих предков, уважения к старшим.
Путь, начатый задолго до Дня знаний, должен быть продлен буквально с
юнармейские игры;
службы. ...первых минут школьной жизни.
Задачи военнопатриотического воспитания старшеклассников более
ответственны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба
в армии. У школы есть последняя возможность исправить недочеты, пробелы
в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на этом этапе активно
формируется личность. Психофизические особенности юношеского возраста
таковы,
что появляется реальная возможность придать военно
патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это
требование может быть реализовано только существенным расширением
диапазона военноспортивной деятельности учащихся. Открывается широкое
поле для апробации военноприкладных знаний, умений и навыков: как самые
старшие в школе, они под руководством преподавателяорганизатора ОБЖ
осуществляют инструкторские функции в военнопатриотической работе
младших школьников проведении игр, конкурсов, викторин, игр «Зарничка»,
«Граница».
Дела разные, дела важные...
Одна из форм военнопатриотического воспитания, пережившая все
реформы в воспитательном процессе, это месячник героико
патриотической работы, посвященный Дню Защитника Отечества.
Месячник является своеобразным смотром патриотической работы
школы,
важным стимулом активизации всех форм военно
патриотического воспитания и вовлечения в них школьников.
Как проходит месячник в общеобразовательных учреждениях
Астрахани ?
Вся внеклассная работа по военнопатриотическому направлению
планируется до начала учебного года и организуется преподавателями
организаторами ОБЖ при активном участии всего педагогического
коллектива. Содержание этой работы находит отражение в комплексном
плане, который разрабатывается, обсуждается и утверждается на педсовете.
В конце января в школах проводится неделя готовности, в ходе которой
планируется работа ответственных исполнителей по подготовке намеченных
мероприятий, координируются планы по содержанию дел, время и место их
проведения.
1 февраля в торжественной обстановке проходит старт месячника,
посвященного Дню защитников Отечества.
27 февраля объявляется неделя под девизом «Боевую славу в новое
столетие». В ходе ее организуются встречи, тематические вечера, уроки
мужества, экскурсии, беседы, конференции.
820 февраля проходит декада под девизом «Здравствуйте, мы ваша
смена!».
В эти дни проходят:
♦тематические, спортивные и творческие встречи с воинами срочной
♦дни открытых дверей в воинских частях;
♦слет мальчишек «За будущее России»;
♦смотрконкурс «Красив в строю силен в бою !»;
♦соревнования по юнармейским специальностям;
♦маршбросок «Сильные люди»;
♦военноспортивная эстафета «В здоровом теле здоровый дух»;
♦викторина «Ратные страницы истории Астраханского края»;
♦сюжетноролевая игра «Путь к генералу»;
♦соревнования «Викторина разведчиков», «Дуэльная стрельба»;
службы;2127 февраля неделя под девизом «Наследники Победы». В эти дни
школьники чествуют ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов ВС
РФ, воинов запаса и срочной службы.
В течение всего месяца в школах работает «Полевая почта» ребята
готовят поздравления, пишут письма выпускникам школы, которые служат в
армии, выпускают боевые листки, фоторепортажи к Дню Защитника
Отечества.
24 февраля на торжественных линейках подводятся итоги месячника.
Программа месячника реализуется без нарушений учебного расписания, с
минимальными материальными затратами.
Главная цель активизировать военнопатриотическую работу в
школе, сделать мероприятия интересными, познавательными,
массовыми.
Для примера познакомлю с программой месячника
МБОУ г. Астрахани СОШ №51».План
Дню Защитника Отечества в МБОУг. Астрахани « СОШ № 51»
военнопатриотической работы во время месячника, посвященного
(преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв Анатолий Иванович)
Первая неделя. 15 февраля «Солдатский медальон»:
♦Торжественная линейка, посвященная открытию месячника (02.02.15г.);
♦Сбор информации о ветеранах ВОВ (историкокраеведческая работа по
♦Акция «Ветеран моего двора» (встречи с ветеранами, тружениками
заданию краеведческого музея);
тыла);
Конкурс рисунков и плакатов «У Вечного огня» (57е кл.);
♦Выставка поискового материала «Мы помним!».
Вторая неделя. 712 февраля «Отчизне верные сыны ! » :
♦Экскурсии в городской музей «Боевой славы »;
♦Уроки воинской славы;
( 89е кл.);
Третья и четвертая недели «Растут патриоты России»:
♦Операция «Снайпер» (811е кл.);
♦Праздник песни и строя (57е кл.);
♦Школа выживания (маршбросок) (78e кл.);
♦Конкурс на лучшего знатока предмета ОБЖ
♦ Спортивные встречи и турниры (спартакиада):
Шахматы (511е кл.);
Настольный теннис (7е кл.);
Дартс (510е кл.);
Баскетбол (8е кл.);
Волейбол (9е кл.);
♦Участие в многожанровом конкурсе «Нам завещаны память и слава »;
24 февраля подведение итогов, награждение, коллективная анкета для
участия в военноспортивной работе в школе «Хочу, чтоб это было, хочу,
чтоб было так».
Мозаика дел находится в постоянной динамике. Чтото становится
традиционным особо полюбившееся детям, но и эти традиции хороши
лишь тогда, когда преобразуются во чтото непривычное, интересное,
обновленное.
Итак, компас у нас в руках, ориентиры заданы !МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. АСТРАХАНИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 51»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ступеням
воспитания патриота
(в помощь заместителю директора по воспитательной работе)
Преподаватель – организатор ОБЖ
Дегтярёв Анатолий ИвановичАстрахань , 2013
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
ВОЕННО ПАТРИОТИЧЕСКИХ
ИГР НА МЕСТНОСТИ
5 9е КЛАССЫПодготовил :
преподаватель – организатор ОБЖ
А. И. Дегтярёв