В программе кружка "Юный столяр" в полном объеме описана работа, цели и задачи, которые педагог ставит перед собой. Работа является внеурочной деятельностью. Кружок проходит 1 раз в неделю по 2 часа. Обучающиеся самостоятельно и при помощи педагога изготавливают изделия из древесины.Программа кружка "Юный столяр" на 2017-2018 год
МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат»
Рассмотрено на заседании
методического совета школы:
протокол № от « » 2017 г. Директор
________ /Т.Л.Разживина/
«Утверждаю»:
«___» _________ 2017 год.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ СТОЛЯР»
(Срок реализации: 1 год, для обучающихся 59 класс )
Учитель трудового обучения:
Боровков Александр Николаевич
Р.п. Сява
2017г.Пояснительная записка.
Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов поведения,
психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков,
позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу
становления личности соответствует школьный возраст, от 10 до 18 лет. Именно в эти же
годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его
биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к
разнообразной трудовой и творческой деятельности. Важно и то, что в школьные годы
ребёнок выбирает свою будущую профессию, чему способствует профориентация на
уроках и во внеурочное время. Особое значение в подготовке детей с ограниченными
возможностями к общественнополезной практической деятельности, их успешной
социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного
отношения к труду. В коррекционной школе в решении данных задач особое место
занимают уроки трудового обучения и кружок «Юный столяр».
В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и
необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни.
Поэтому организация кружка «Юный столяр» очень актуальна в рамках дополнительного
образования детей.
Направленность программы
Дополнительная образовательная программа кружка по содержанию является
научнотехнической, а по назначению – прикладной, носит практикоориентированный
характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с
инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки
древесины.
По времени реализации программа рассчитана на один год.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
разработана с учетом требований современных образовательных технологий и
способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии,
умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для изготовления тот
или иной способ обработки древесины. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт
самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы впарах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь
и взаимообучение.
Цель программы овладение теоретическими и практическими навыками
обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества
обучающихся.
Основные задачи.
Образовательные:
1. Обучит безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
2. Обучить практическим навыкам обработки древесины;
3. Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий.
Развивающие:
1. Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления,
творческих способностей обучающихся;
2. Развивать интерес учащихся к профессии столяра;
3. Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструментам,
оборудованию;
2. Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и
взаимовыручки.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по два часа в виде групповых или
индивидуальных занятий.
Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней
заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже
накопленные знания и практические навыки старших ребят.Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно
направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность
самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки
готового изделия.
В программе можно выделить несколько этапов:
правила организации занятий и правила техники безопасности;
знакомство с оборудованием, материалами и инструментами;
изучение способов подготовки деталей к работе;
изготовление деталей из древесины и фанеры
художественная обработка изделий;
способы сборки и отделки изделий.
Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с
учетом возрастных и психофизических возможностей детей.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Каждый обучающийся должен знать:
1. Общие сведения о древесных материалах;
2. Назначение и применение инструментов и оборудования;
3. Правила техники безопасности при работе;
4. Основные способы столярной и токарной обработки древесины;
5. Способ художественной обработки;
6. Способы сборки и отделки изделия.
Должен уметь:
1. С соблюдением правил техники безопасности использовать инструменты и
станочное оборудование;2. Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом;
3. Применять различные виды сборки и отделки изделий;
4. Рационально организовывать свою работу.
Сможет решать задачи:
1. Применять на практике полученные знания и умения;
2. Адаптироваться в условиях современной жизни;
3. Самостоятельно находить решения жизненных ситуаций.
Организационнопедагогические условия
Обучение проводится в очной форме, в группах до 15 человек.
Сроки реализации образовательной программы
Продолжительность обучения: 36 недель (70 академических часов)
Регламентирование образовательного процесса на неделю: занятия проводятся 1 раз
в неделю по утвержденному расписанию.
Регламентирование образовательного процесса на день: занятия проводятся по 2
академических часа (40 минут) с переменой 5 минут по утвержденному
расписанию.
Устанавливаются следующие каникулы:
Осенние каникулы – 1 неделя
Зимние каникулы – 2 недели
Весенние каникулы – 1 неделя
Конкретные даты каникул устанавливаются приказом директора на каждый
учебный год.
Форма аттестации
Форма аттестации проходит в отчетных выставках и участия в конкурсах.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды
групповой и индивидуальной работы: практические занятия, творческие отчеты,
участие в конкурсах, фестивалях, выставках. Кроме того, необходимы следующие
средства обучения:
Мастерские с хорошим освещением.
Спецодежда.Инструменты и приспособления.
Наличие пиломатериала и заготовок.
Технологические карты и образцы изделий.
Учебный план.
Содержание занятия
Организационная работа.
Распределение рабочих мест. Общие
правила поведения в мастерской. Выбор, разметка и строгание
заготовок. Выжигание.
Сроки
выполнения
сентябрь
Кол
ко
часов
10
часов
Разметка, сверление и сборка изделий. Выжигание, раскрашивание
и лакирование.
Выбор заготовок. Разметка и выпиливание. Выжигание.
Разметка, строгание и сборка изделий. Выпиливание лобзиком.
Выжигание.
Выбор материала. Разметка и строгание заготовок. Выжигание.
Разметка, строгание и сверление заготовок. Выжигание.
Разметка и долбление гнезд. Сборка изделий. Выжигание.
Лакирование изделий
Выбор материала. Строгание заготовок. Работа на токарном станке.
Изготовление изделий из фанеры.
Работа на токарном станке. Изготовление изделий из фанеры.
Отделка и лакирование изделий.
8 часов октябрь
6 часов ноябрь
декабрь
10
часов
6 часов январь
6 часов февраль
6 часов март
8 часов апрель
8 часов май
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№
Тема занятий
1.
2.
3.
4.
5.
1 четверть
Вводное. Распределение рабочих мест.
Общие правила поведения в мастерской.
Выбор заготовок:
а/ Книжная полка
б/ Табурет детский
Выжигание, выбор рисунка
Разметка заготовок.
Выпиливание и строгание брусков 350х30х30
Перевод рисунка на фанеру.
Строгание заготовок 300х80х15
Строгание брусков 350х30х30
Выжигание.
Правила безопасной работы при выжигании.
Строгание заготовки 200х80х15
Разметка и строгание уклонов.
Выжигание рисунка.
Колво
часов
18
2
2
Дата
1.09
8.09
2
15.09
2
2
22.09
29.096.
7.
8.
9
10.
11.
12.
13.
14
15.
Разметка и сверление заготовок
Разметка и строгание уклонов
Изготовление царг. Выжигание рисунка.
Сборка полочки для книг, с помощью шурупов
Разметка и сверление отверстий для царг и проножек.
Выжигание рисунка.
Обработка полочки нождачной бумагой.
Выпиливание царг и проножек 215 мм.
Раскрашивание гуашью.
Сборка каркаса для табуретки на клею.
Лакирование полочки и рисунков на фанере.
2 четверть
Выбор заготовок:
а/ разделочная доска
б/ кашпо
в/ изделия из фанеры
Разметка и выпиливание верха для табуретки
Разметка заготовок.
Обработка лицевых сторон.
Крепление с помощью шурупов. Отделка изделия. Разметка
и строгание заготовок.
Перевод рисунка на фанеру.
Разметка и строгание заготовок. Перевод формы доски по
шаблону. Выпиливание лобзиком Выжигание рисунка.
Соединение частей изделия на клею и саморезах.
Выпиливание формы доски.
Выпиливание лобзиком
Выжигание рисунка.
Разметка и строгание припусков. Способы обработки кромок
доски. Выпиливание лобзиком
Раскрашивание гуашью.
Обработка кромок доски.
Выпиливание лобзиком.
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
6.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
1.12
8.12
15.1216.
Раскрашивание гуашью.
2
22.12
17.
Отделка изделий наждачной бумагой. Обработка кромок
доски напильником по линиям разметки.
Лакирование изделий
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
3 четверть
Выбор материала
а/ скамейка;
б/ табурет
в/ полочка из реек.
г/ выжигание.
Строгание брусков для табуретки /450х 40 х40/. Бруски для
скамейки 300 х35х 30 – 4 шт.300 х18 х30 – 5 шт.
Обработка реек, разметка для сверления. Подготовка
фанеры.
Строгание брусков для табуретки и скамейки. Сверление
реек, сборка с помощью шурупов.
Перевод рисунка на фанеру. Разметка и строгание уклонов
на ножках.
20
2
2
2
2
Изготовление брусков для скамейки:300х30х30–4шт;
300х60х30–2шт.
Строгание дощечек для полочки.
Выжигание рисунка.
2
Строгание уклонов. Сборка полочки. Разметка гнёзд и
шипов. Выжигание рисунка.
2
Разметка и сверление гнёзд для царг и проножек. Обработка
полочки. Долбление гнёзд в брусках для изготовления
скамейки. Выжигание.
2
Удаление разметки, изготовление царг и проножек.
Запиливание шипов, долбление гнёзд.
Выжигание рисунка.
Подгонка соединений, сборка 2насухо». Склеивание.
Изготовление указки. Опиливание припусков.
Разметка и выпиливание верха для табуретки и скамейки.
Обработка напильником и наждачной бумагой. Крепление
верха с помощью шурупов. Отделка изделий. Лакирование
2
2
29.12
12.01
19.01
26.01
2.02
9.02
16.02
2.03
9.03
16.0327
28
29
30
31
32
33
34
IV четверть
Выбор материала:
18
2
6.04
Табурет. Разметка и выпиливание заготовок.
Изделия из фанеры (разделочная доска, настенная полочка)
Разметка фанеры для выжигания.
Разметка и строгание брусков для ножек.
Разметка заготовок по шаблону и выпиливание.
Перевод рисунка на фанеру.
Разметка ножки и обработка на токарном станке.
Выпиливание заготовок из фанеры лобзиком.
Выжигание рисунка.
Работа на токарном станке.
Выпиливание лобзиком.
Выжигание рисунка.
Разметка и сверление ножек и заготовок для полочки.
Сборка полочки, лакирование.
Перевод рисунка на фанеру.
Изготовление царг и проножек.
Разметка формы доски по шаблону.
Выжигание рисунка.
2
13.04
2
2
2
2
20.04
27.04
4.05
11.05
Выпиливание царг и проножек в размер, сборка каркаса на
клею.
Выпиливание лобзиком.
Выжигание рисунка.
2
18.05
Изготовление верха и сборка табурета.
Обработка изделий наждачной бумагой.
Лакирование изделий
2
25.05МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1. Организационный момент (техника безопасности при работе ручным столярным
инструментом).
Беседа (цель работы).
2.
3. Анализ предстоящей работы:
анализ изделия;
определение плана работы.
4. Практическая работа.
5. Анализ работы.
6. Подведение итогов.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
заготовки из пород древесины;
инструмент для разметки;
ножовки для продольного и поперечного пиления;
рубанок, верстак, киянка;
сверлильный станок, коловорот;
токарный станок для обработки древесины;
технологические карты, шаблоны;
образцы изделий.
Информационное обеспечение программы.
Литература.
Основная литература:
1. А.Н. Портнов. Столярная обработка древесины.
2. О.Н. Маркелова. Декоративноприкладное творчество.
3. С.К. Никулин. Программа для учреждений дополнительного образования.
Рекомендуемая литература:
1. Ю.А. Боровков. Технический справочник учителя технологии
2. А.С. Хворостов. Декоративноприкладное искусство в школе
3. А.В. Березнев. Резьба по дереву.
4. А.С. Хворостов. Мастерим вместе с папой5. А.М. Шепелев. Как построить сельский дом.
6. Материалы журналов: «Юный техник», «Школа и производство», «Сделай сам»,
«Советы домашнему мастеру».