Программа кружка "Юный столяр".

  • Документация
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В программе кружка "Юный столяр" в полном объеме описана работа, цели и задачи, которые педагог ставит перед собой. Работа является внеурочной деятельностью. Кружок проходит 1 раз в неделю по 2 часа. Обучающиеся самостоятельно и при помощи педагога изготавливают изделия из древесины.Программа кружка "Юный столяр" на 2017-2018 год
Иконка файла материала юный столяр кружок 2017-2018.docx
МКОУ «Сявская коррекционная школа – интернат» Рассмотрено на заседании  методического совета школы:                         протокол №    от «  »                    2017 г.                                                                         Директор                                                                                                                               ________ /Т.Л.Разживина/                                                         «Утверждаю»:                                                                                                                              «___» _________ 2017 год. ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ СТОЛЯР» (Срок реализации: 1 год, для обучающихся 5­9 класс )   Учитель трудового обучения: Боровков Александр Николаевич Р.п. Сява 2017г.Пояснительная записка. Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических   установок,   социальных   норм   и   ценностей,   знаний,   умений   и   навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 10 до 18 лет. Именно в эти же годы   отмечаются   интенсивный   процесс   роста   и   развития   организма,   происходит   его биологическое   и   социальное   созревание,   формируется   мировоззрение,   готовность   к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Важно и то, что в школьные годы ребёнок   выбирает   свою   будущую   профессию,   чему   способствует   профориентация   на уроках   и   во   внеурочное   время.   Особое   значение   в   подготовке   детей   с   ограниченными возможностями   к   общественно­полезной   практической   деятельности,   их   успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения   к   труду.   В   коррекционной   школе   в   решении   данных   задач   особое   место занимают уроки трудового обучения и кружок «Юный столяр».  В   настоящее   время   столярная   обработка   древесины,   как   одно   из   популярных   и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Поэтому организация кружка «Юный столяр» очень актуальна в рамках дополнительного образования детей. Направленность программы Дополнительная   образовательная   программа   кружка     по   содержанию   является научно­технической,   а   по   назначению   –   прикладной,   носит   практико­ориентированный характер,   направлена   на   овладение   и   закрепление   навыков   и   приемов   работы   с инструментами   и   основным   технологическим   оборудованием   для   столярной   обработки древесины. По времени реализации программа рассчитана на один год.  Педагогическая   целесообразность   программы   заключается   в   том,   что   она разработана   с   учетом   требований   современных   образовательных   технологий   и способствует   развитию   у   детей   образного   и   пространственного   мышления,   фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для изготовления  тот или   иной   способ   обработки   древесины.   И   наконец,   позволяет   ребятам   накопить   опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы впарах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение. Цель   программы  ­   овладение   теоретическими   и   практическими   навыками обработки   и   конструирования   изделий,   развитие   сотрудничества   и   творчества обучающихся. Основные задачи. Образовательные:  1. Обучит безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием; 2. Обучить практическим навыкам обработки древесины; 3. Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий. Развивающие: 1. Способствовать   развитию   внимания,   логического   и   образного   мышления, творческих способностей обучающихся; 2. Развивать интерес учащихся к профессии столяра; 3. Содействовать формированию всесторонне развитой личности. Воспитательные: 1. Способствовать   воспитанию   бережного   отношения   к   материалам,   инструментам, оборудованию; 2. Способствовать   воспитанию   трудолюбия,   аккуратности,   взаимопомощи   и взаимовыручки. Занятия   кружка   проводятся   1   раз   в   неделю   по   два   часа   в   виде   групповых   или индивидуальных занятий. Данная   программа   применяется   для   разновозрастной   группы   детей,   так   как   в   ней заложена возможность дифференцирования  заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят.Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия. В программе можно выделить несколько этапов: ­ правила организации занятий и правила техники безопасности; ­ знакомство с оборудованием, материалами и инструментами; ­ изучение способов подготовки деталей к работе; ­ изготовление деталей из древесины и фанеры ­ художественная обработка изделий; ­ способы сборки и отделки изделий. Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических возможностей детей.  Ожидаемые результаты освоения программы: Каждый обучающийся должен знать:  1. Общие сведения о древесных материалах; 2. Назначение и применение инструментов и оборудования; 3. Правила техники безопасности при работе; 4. Основные способы столярной и токарной обработки древесины; 5. Способ художественной обработки; 6. Способы сборки и отделки изделия. Должен уметь: 1. С   соблюдением   правил   техники   безопасности   использовать   инструменты   и станочное оборудование;2. Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом; 3. Применять различные виды сборки и отделки изделий; 4. Рационально организовывать свою работу. Сможет решать задачи: 1. Применять на практике полученные знания и умения; 2. Адаптироваться в условиях современной жизни; 3. Самостоятельно находить решения жизненных ситуаций. Организационно­педагогические условия Обучение проводится в очной форме, в группах до 15  человек.    Сроки реализации образовательной программы Продолжительность обучения: 36 недель (70 академических часов) Регламентирование образовательного процесса на неделю: занятия проводятся 1 раз  в неделю по утвержденному расписанию. Регламентирование образовательного процесса на день: занятия проводятся по 2  академических  часа  (40 минут) с переменой 5 минут по утвержденному  расписанию.  Устанавливаются следующие каникулы:  Осенние каникулы – 1 неделя Зимние каникулы – 2 недели Весенние каникулы – 1 неделя Конкретные даты каникул устанавливаются приказом директора на каждый  учебный год. Форма аттестации Форма аттестации проходит в отчетных выставках и участия в конкурсах. Условия реализации программы. Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды  групповой и индивидуальной работы: практические занятия,  творческие отчеты,  участие в конкурсах, фестивалях, выставках.  Кроме того, необходимы следующие  средства обучения: Мастерские с хорошим освещением. Спецодежда.Инструменты и приспособления. Наличие пиломатериала и заготовок. Технологические карты и образцы изделий. Учебный  план. Содержание занятия Организационная   работа.    Распределение   рабочих   мест.   Общие правила   поведения   в   мастерской.   Выбор,   разметка   и   строгание заготовок. Выжигание. Сроки  выполнения сентябрь  Кол­ ко  часов 10  часов   Разметка, сверление и сборка изделий. Выжигание, раскрашивание  и лакирование.    Выбор заготовок. Разметка и выпиливание. Выжигание. Разметка, строгание и сборка изделий. Выпиливание лобзиком.  Выжигание.  Выбор материала. Разметка и строгание заготовок. Выжигание.  Разметка, строгание и сверление заготовок. Выжигание. Разметка и долбление гнезд. Сборка изделий. Выжигание.  Лакирование изделий Выбор материала. Строгание заготовок. Работа на токарном станке.  Изготовление изделий из фанеры. Работа на токарном станке. Изготовление изделий из фанеры.  Отделка и лакирование изделий. 8 часов октябрь  6 часов ноябрь  декабрь  10  часов  6 часов январь  6 часов февраль  6 часов март  8 часов апрель  8 часов май  №  п/п 1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН №№ Тема  занятий 1. 2. 3. 4. 5. 1 четверть Вводное. Распределение рабочих мест.  Общие правила поведения в мастерской. Выбор заготовок: а/ Книжная полка б/ Табурет детский Выжигание, выбор рисунка Разметка заготовок.  Выпиливание и строгание брусков 350х30х30 Перевод рисунка на фанеру. Строгание заготовок  300х80х15 Строгание брусков     350х30х30 Выжигание. Правила безопасной работы при выжигании. Строгание заготовки 200х80х15 Разметка и строгание уклонов. Выжигание рисунка. Кол­во часов         18 2 2            Дата 1.09 8.09 2 15.09              2 2          22.09 29.096. 7.         8. 9 10. 11. 12. 13. 14 15. Разметка и сверление заготовок Разметка и строгание уклонов Изготовление царг. Выжигание рисунка. Сборка полочки для  книг, с помощью шурупов Разметка   и   сверление   отверстий   для   царг   и   проножек. Выжигание рисунка. Обработка полочки нождачной бумагой. Выпиливание царг и проножек 215 мм. Раскрашивание гуашью.    Сборка каркаса для табуретки на клею.   Лакирование полочки и рисунков на фанере.                                                                                      2 четверть Выбор заготовок: а/ разделочная  доска б/ кашпо в/ изделия из фанеры Разметка и выпиливание верха для табуретки Разметка заготовок. Обработка лицевых сторон. Крепление с помощью шурупов. Отделка изделия. Разметка и строгание заготовок. Перевод рисунка на фанеру.           Разметка и строгание заготовок. Перевод формы доски   по шаблону. Выпиливание лобзиком Выжигание рисунка. Соединение   частей   изделия   на   клею   и   саморезах. Выпиливание   формы   доски.   Выпиливание   лобзиком Выжигание рисунка. Разметка и строгание припусков. Способы обработки кромок доски. Выпиливание лобзиком Раскрашивание гуашью. Обработка   кромок   доски.   Выпиливание   лобзиком.          2          2                                2 2          2         14          2 2 2 2 2 2 6.10 13.10 20.10 27.10 10.11 17.11 24.11      1.12 8.12 15.1216. Раскрашивание гуашью. 2     22.12    17. Отделка   изделий   наждачной   бумагой.   Обработка   кромок доски напильником по линиям разметки.        Лакирование изделий  18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.    25. 26.                                           3 четверть Выбор материала а/ скамейка; б/ табурет в/ полочка из реек. г/ выжигание. Строгание брусков для табуретки /450х 40 х40/. Бруски  для скамейки 300 х35х 30 – 4 шт.300 х18 х30 – 5 шт. Обработка   реек,   разметка   для   сверления.   Подготовка фанеры. Строгание   брусков   для   табуретки   и   скамейки.   Сверление реек, сборка с помощью шурупов. Перевод рисунка на фанеру. Разметка и строгание уклонов на ножках. 20          2 2 2 2           Изготовление   брусков   для   скамейки:300х30х30–4шт; 300х60х30–2шт.   Строгание   дощечек   для   полочки. Выжигание рисунка.          2 Строгание   уклонов.   Сборка     полочки.   Разметка   гнёзд   и шипов. Выжигание рисунка. 2 Разметка и сверление гнёзд для царг  и проножек. Обработка полочки.   Долбление   гнёзд   в   брусках   для   изготовления скамейки. Выжигание.            2 Удаление   разметки,   изготовление   царг   и   проножек. Запиливание шипов, долбление гнёзд. Выжигание рисунка. Подгонка соединений, сборка 2насухо». Склеивание.  Изготовление указки. Опиливание припусков. Разметка и выпиливание верха для  табуретки и скамейки.  Обработка напильником и наждачной  бумагой. Крепление  верха с помощью шурупов. Отделка изделий. Лакирование          2          2           29.12        12.01 19.01     26.01     2.02     9.02   16.02     2.03      9.03     16.0327 28 29 30 31 32     33     34 IV четверть Выбор материала: 18 2 6.04 Табурет. Разметка и выпиливание заготовок. Изделия из фанеры (разделочная доска, настенная полочка) Разметка фанеры для выжигания. Разметка и строгание брусков для ножек. Разметка заготовок по шаблону и выпиливание. Перевод рисунка на фанеру. Разметка ножки и обработка на токарном станке. Выпиливание заготовок из фанеры лобзиком. Выжигание рисунка. Работа на токарном станке. Выпиливание лобзиком.  Выжигание рисунка. Разметка и сверление ножек и заготовок для полочки. Сборка полочки, лакирование. Перевод рисунка на фанеру. Изготовление царг и проножек. Разметка формы доски по шаблону. Выжигание рисунка.           2      13.04 2 2                      2             2 20.04 27.04       4.05     11.05 Выпиливание царг и проножек в размер, сборка  каркаса на клею. Выпиливание лобзиком. Выжигание рисунка.           2     18.05 Изготовление верха и сборка табурета. Обработка изделий наждачной бумагой. Лакирование изделий           2 25.05МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА  ЗАНЯТИЙ 1. Организационный момент (техника безопасности при работе ручным столярным  инструментом). Беседа (цель работы). 2. 3. Анализ предстоящей работы: ­ анализ изделия; ­ определение плана работы. 4. Практическая работа. 5. Анализ работы. 6. Подведение итогов. МАТЕРИАЛЫ  И  ОБОРУДОВАНИЕ ­ заготовки из  пород древесины; ­ инструмент для разметки; ­ ножовки для продольного и поперечного пиления; ­ рубанок, верстак, киянка; ­ сверлильный станок, коловорот; ­ токарный станок для обработки древесины; ­ технологические карты, шаблоны; ­ образцы изделий. Информационное обеспечение программы. Литература. Основная литература: 1. А.Н. Портнов. Столярная обработка древесины. 2. О.Н. Маркелова. Декоративно­прикладное творчество. 3. С.К. Никулин. Программа для учреждений дополнительного образования. Рекомендуемая литература: 1. Ю.А. Боровков. Технический справочник учителя технологии 2. А.С. Хворостов. Декоративно­прикладное искусство в школе 3. А.В. Березнев. Резьба по дереву. 4. А.С. Хворостов. Мастерим вместе с папой5. А.М. Шепелев. Как построить сельский дом. 6. Материалы журналов: «Юный техник», «Школа и производство», «Сделай сам»,  «Советы домашнему мастеру».