Программа кружка "Занимательная математика"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 22.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Занимательная математика»реализует задачи воспитания любознательного, активно познающегомир младшего школьника, обучения решению математических задач твор-ческого и поискового характера, расширяет математиче¬ский кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию по¬знавательных универсальных учебных действий, Также способствует развитию математических способно¬стей учащихся, формируeт элементы логической и алгоритмиче¬ской грамотности, коммуникативные умения младших школьниковс применением коллективных форм организации занятий и использова¬нием современных средств обучения.
Иконка файла материала матем.doc
ПРОГРАММА  КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ. 2 КЛАСС (34 ЧАСА). СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. 1. Нумерация.  Разрядный   состав   двузначных   чисел   и   соотношение между разрядными единицами. 2. Задачи   на   раскрашивание.  Правило   магического   квадрата; составление магического квадрата с использованием 3 цветов и 6 фигур,   с   использованием   8   цветов;   выявление   на   рисунках ограниченного   пространства   с   предметами(подмножества); выявление   закономерности   и   продолжение   орнамента   по   образцу; выявление и раскрашивание фигур внутри квадрата и треугольника, не имеющих общих точек. 3. Логический ряд чисел. Выявление закономерности расположения чисел; нахождение «лишнего» числа в ряду чисел; продолжение ряда чисел   на   основе   закономерности   их   расположения;   нахождение закономерности путём сравнения чисел, а также фигур с различным рисунком. 4. Логические   и   комбинаторные   задачи.  Решение   задач   путём рассуждения   с   опорой   на   схему;   формирование   умения   находить подмножества данного множества. 5. Загадки палочек.  Формирование пространственных представлений в играх с палочками; построение заданного числа фигур из заданного числа   палочек;   изменение   готовых   фигур   с   заранее   известным результатом. 6. Занимательный   диктант.  Закрепление   понятий   «слева­справа», «вверх­вниз»; черчение на бумаге в клетку под диктовку учителя; составление задания для товарища. 7. Нетрадиционные задачи.  Задачи­шутки; решение нетрадиционныхзадач   путём   построения,   схемы,   рисунка,   путём   рассуждения, решение   задач   на   материале   сказок;   задачи   с   несколькими вариантами решения. 8. Город четырёхугольников. Закрепление понятий «четырёхугольник,  «квадрат»; формирование представлений о ромбе: вершины, стороны,  диагонали ромба; черчение прямоугольников, квадратов, ромбов, их диагоналей. 9. Магический квадрат сложения.  Знакомство с правилом числового магического   квадрата;   решение   задач   с   помощью   магического квадрата; решение магических квадратов сложения из 9 клеток. 10.  Магический квадрат вычитания. Знакомство с правилом магического квадрата вычитания; решение магических квадратов вычитания из 9 клеток.  11.  Магический треугольник. Знакомство с правилом числового магического треугольника; решение магических треугольников; знакомство с понятием магическая звезда. 12.  Магические цепи. Нахождение закономерностей магических цепей и заполнение цепей по данным закономерностям.  13.  Город кругов и окружностей. Окружность, круг, их отличие; центр радиуса   круга   и   окружности;   сравнение   радиусов   ;   окружности   с общим центром; пересечение окружностей; треугольник вписанный в окружность; прямоугольник, вписанный в окружность; касательная. 14.  Игры со словами. Финикийское письмо; повторение правил шифровки на основе алфавита; установление соответствия между двумя множествами. 15.  Повторение. Требования к знаниям, умениям и навыкам, предъявляемые на конец учебного года.Знания, умения и навыки учащихся на конец учебного года. К   концу   2   класса   учащиеся   должны   знать:   правило   магического квадрата,   названия   геометрических   фигур:   «круг»,   «окружность», «квадрат»,   «прямоугольник»,   «ромб»­   и   понятия:   «касательная», «радиус», «точки пересечения», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»; правила магического квадрата сложения и вычитания, а также магического треугольника;   твёрдо   знать   понятия   «слева­справа»,   «вверх­вниз»; алфавитный код. К концу 2 класса учащиеся должны уметь: применять устные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000; выполнять проверку вычислений; заполнять   цветовой   магический   квадрат;   решать   магические   квадраты сложения   и   вычитания,   магический   треугольник   и   доказывать правильность   своего   вывода;   выявлять   последовательность   и закономерность расположения предметов и чисел; продолжать магические цепочки   чисел   на   основе   найденной   закономерности   их   расположения; решать   логические   задачи   рассуждением,   схемой   или   рисунком; формулировать вывод; строить из палочек и чертить на бумаге в клетку знакомые   геометрические   фигуры,   перестраивать   их   в   определённом порядке   из   того   же   количества   палочек  (линий);   писать   занимательные диктанты, решать нетрадиционные задачи с помощью рассуждения, схемы или рисунка, по действиям или выражением; называть, различать, чертить на   бумаге   в   клетку   ромб,   прямоугольник,   квадрат,   круг,   окружность (радиус),   пересекающие   окружности,   касательные   к   окружности, вписанные в окружность прямоугольник и треугольник, а также чертить окружность с общим центром.2 КЛАСС (34 ЧАСА). ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Нумерация.(2 ч.). Задачи на раскрашивание (2 ч.). Логический ряд чисел (знакомство и закрепление) (2 ч.). Логические задачи(2 ч.). Комбинаторные задачи(3 ч.). Загадки палочек(1 ч.). Занимательный диктант (знакомство и закрепление) (2 ч.). Нетрадиционные задачи (знакомство и закрепление) (4 ч.). Город Четырёхугольников (знакомство с новыми геометрическими 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. фигурами и упражнениями) (2 ч.). 10. Магические квадраты сложения (знакомство и закрепление) (2 ч.) 11. Магические квадраты вычитания(знакомство и закрепление) (2 ч.) Единицы длины. Старинные меры длины(1 ч.). 12. 13. Магический треугольник (знакомство и закрепление) (2 ч.). 14. Магические цепи(1 ч.). 15. Угол. Виды углов, их измерения.(2 ч.). Город Кругов и Окружностей ( знакомство и закрепление) (2 ч.). 16. 17. Шифровка. Игры со словами.(2 ч.). 18. Обобщение. Математическая викторина (2 ч.).3 КЛАСС(34 ЧАСА) СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. Закономерность   расположения   чисел;  продолжение   ряда   чисел,   на основе   закономерности   их   расположения;   правило   логического треугольника. Нумерация.  Разрядный   состав   многозначных   чисел, произведений,   наблюдения   за   суммой   разрядных   единиц   произведений;   сравнение закономерность расположения чисел. Магические   квадраты   сложения   и   вычитания.  Правила   числового магического   квадрата;   решение   магических   квадратов   сложения   и вычитания с двузначными и трехзначными числами. Единицы времени  (ч., мин., с., сутки, месяц, год, век) и соотношения между ними. Календарь. Единицы длины (км., м., д., см.) и соотношения между ними. Единицы   массы  (г.   и   кг.)   и   соотношения   между   ними.   Действия   с величинами. Нестандартные задачи. Решение нестандартных задач на геометрической основе   путем   сравнения   исходных   данных,   чертежом,   формирование пространственных представлений; перестроение геометрического рисунка с   заранее   известным   результатом;   решение   нетрадиционных   задач   с помощью рисунка, по действиям, выражением. Задачи на внимание. Знакомство с уравнениями. Решение уравнений. Составление уравнений по схеме.Магические   квадраты   умножения   и   деления.  Правила   составления магических квадратов умножения и деления, их решение. Логические   задачи,  основанные   на   материале   сказок.   Решение   задач путем рассуждения. Комбинаторные задачи. Составление комбинаций. Единицы площади (кв. см., кв. дм., кв. м.). Решение задач на нахождение площади и периметра треугольника, сложных фигур. Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур относительно данной прямой с помощью линейки, циркуля, угольника. Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.  Прямоугольный параллелепипед. Стереометрический   материал.  Многогранники.   Видимые   и   невидимые грани. Пересечение многогранников. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Порядок действий в выражениях. Модели выражений. Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Пропущенные   цифры.   Нахождение   пропущенных   цифр,   в   примерах   на сложение и вычитание, решенных столбиком. Игры   со   словами.  Головоломки.   Нахождение   логической   зависимости между   данными;   дополнение   таблиц   на   основе   сравнения   данных   и рассуждения; подбор сравнений. Шифр.Знания, умения и навыки на конец учебного года.  К   концу   3   класса   учащиеся   должны   знать:   разрядный   состав многозначных   чисел;   алгоритмы   письменного   сложения   и   вычитания; правила   составления   магических   квадратов,   единицы   величин   (длина, масса, время, площадь); Способы   вычисления   площади   и   периметра   прямоугольника,   сложных фигур; Геометрические тела ­ куб, шар, прямоугольный параллелепипед; понятия   «вершина»,   «ребро»,   «грань»,   «симметричные   фигуры»,   «ось симметрии»,   порядок   действий   в   выражениях;   Возможные   способы решения нетрадиционных задач;  Правила разгадывания ребусов. К концу 3 класса учащиеся должны уметь: ­ применять устные приемы сложения, вычитания, умножения и деления; ­ складывать и вычитать многозначные числа «в столбик»; ­   решать   магические   квадраты   умножения,   деления   и   доказывать правильность своего вывода; ­ находить закономерность расположения чисел; ­ продолжать числовой ряд на основе закономерности;­ решать уравнения; ­   решать   нетрадиционные   задачи   схемой,   рисунком,   рассуждением,   по действиям; ­ решать комбинаторные задачи, составлять комбинации; ­   находить   площадь   квадрата,   прямоугольника,   треугольника,   сложных фигур; ­   находить   разными   способами   ось   симметрии   геометрических   фигур, строить симметричные фигуры; ­ различать кубическую, шарообразную форму в бытовых предметах; ­ разгадывать слово по его значению; ­ быстро отвечать на вопросы, требующие смекалки; ­   доказывать   свою   точку   зрения;   формулировать   ответ,   разгадывать ребусы. 3 класс (34 часа) 1. Вводное занятие. Как мы читаем?                                                                1 2. Закономерность расположения чисел. Правила магического  треугольника.  Занимательный диктант.                                                         1 3. Нумерация. Полезные наблюдения.                                                            1   4. Магический квадрат сложения.                                                                   1  5. Магический квадрат вычитания.                                                                 1 6. Единицы времени. Календарь.                                                                     1 7. Единицы длины, массы. Действия с величинами.                                     2 8. Нестандартные задачи.                                                                                 3 9. Знакомство с уравнениями. Решение уравнений.                                     2  10. Магический квадрат умножения. Ускоренные приемы умножения.    1 11. Магический квадрат деления.                                                                   1   12. Логические задачи.                                                                                     2 13. Комбинаторные задачи.                                                                             214. Площадь фигуры. Решение задач на нахождение площади и  периметра  треугольника,  сложных фигур.                                                   2 15. Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур.                 1 16. Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.  Прямоугольный  параллелепипед.                                                                  2 17. Стереометрический материал. Многогранники. Видимые и  невидимые  грани. Пересечение многогранников.                                      2 18. Шар. Сфера. Круг. Окружность.                                                               1 19. Порядок действий в выражениях. Модели выражений.                         1 20. Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.        Пропущенные цифры.                                                                               2 21. Игры со словами.                                                                                        1 22. Шифр.                                                                                                          1 23. Головоломки. Занимательные задачи.                                                     1 24. Математическая викторина.                                                                      1 4 КЛАСС (34 ЧАСА) СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. Нумерация  многозначных   чисел.  Использование   моделирования   в нумерации. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Изучение   закономерностей  в   ряду   чисел,   геометрических   фигур; сравнение, обобщение, вывод. Составление комбинаций цифр, чисел, цветных геометрических фигур по условию и с помощью рассуждений. Решение комбинаторных задач. Решение   логических   задач.  Решение   задач   на   «просеивание», переливание;   вывод   по   исходным   данным;   истинные   и   ложные умозаключения. Нестандартные   задачи.  Решение   задач   нетрадиционными   способами; применение  знаний  масштаба, взаимосвязей  величин, единиц  измерения;применение знаний о доле числа; задачи с использованием исторического материала; задачи о путешествиях, звездах и планетах. Действия   с   величинами.  Соотношение   единиц   величин   (длина,   масса, площадь, объем). Сравнение однородных величин. Сложение и вычитание величин. Умножение и деление величины на число. Текстовые задачи на зависимость между величинами – скорость, время, расстояние. Площадь и периметр фигур.  Решение задач на нахождение площади и периметра сложных фигур разными способами. Алгоритмы письменного умножения  (умножение многозначного числа на   однозначное,   двузначное,   трехзначное   число)   и   деления   (деление   на однозначное, двузначное и трехзначное число). Уравнение.  Неравенство.   Способы   решения   усложненных   уравнений. Решение задач способом  составления уравнений. Числовые   и   буквенные   выражения.  Нахождение   числовых   значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв. Стереометрический материал.  Модели   и  изображение   геометрических тел.   Тела   вращения:   цилиндр,   конус,  шар.  Сечение   конуса   и   цилиндра. Пересечение фигур. Доли  и  дроби.   Сравнение   дробей.   Решение   задач   на   нахождение   доли числа и числа по доле. Математические фокусы. Угадывание и запоминание чисел. Игры со словами.  Ребусы. Шифровка и ключ; значение слов, изменение значения слова по заданию, узнавание исходного слова по его значению; правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.Знания, умения и навыки учащихся на конец учебного года. К концу 4 класса учащиеся должны знать: разрядный состав многозначных чисел; алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления; единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения; способы   вычисления   площади   и   периметра   прямоугольника,   сложных фигур; геометрические тела вращения: цилиндр, конус, шар; правила составления магических квадратов умножения и деления;правила разгадывания ребусов. К концу 4 класса учащиеся должны уметь: ­ находить закономерности в ряду чисел, геометрических фигур; ­ решать комбинаторные, логические задачи путем сравнения исходных данных, рассуждением; ­ строить   умозаключения   и   делать   выводы   об   их   истинности   или ложности; составлять различные комбинации из чисел, геометрических фигур; ­ ­ решать нестандартные задачи разными способами; соотносить единицы: длины, времени, массы; ­ ­ устанавливать   связи,   понимать   зависимости   между   величинами: скорость, время, расстояние; ­ различать   кубическую,   цилиндрическую   и   шарообразную   форму   в бытовых предметах и на чертежах; вычислять периметр и площадь сложных фигур различными способами; ­ ­ решать усложненные уравнения; ­ разгадывать ребусы и головоломки; ­ ­ составлять   логические   квадраты   сложения,   вычитания,   умножения   и деления; сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать свою точку зрения. 4 класс (34 часа) 1. Нумерация. Старинная народная нумерация. Русские счеты.                  1 2. Изучение закономерностей. Игра «Найди место числам».                       1 3. Комбинаторные задачи. Составление комбинаций.                                  2 4. Геометрические головоломки.                                                                     1  5. Логические задачи.                                                                                        3 6. Уравнение. Неравенство. Решение усложненных уравнений.                  1 7. Решение задач способом составления уравнений.                                     2 8. Нестандартные задачи.                                                                                  3 9. Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.Пропущенные цифры.                                                                                  2 10. Единицы длины и площади. Действия с величинами. Соотношения        величин.                                                                                                       1 11. Площадь и периметр фигур. Решение задач на нахождение площади и         периметра сложных фигур различными способами.                              2 12. Объем. Единицы измерения объема.                                                         1 13. Модели и изображения геометрических тел.                                            1 14. Стереометрический материал. Тела вращения: цилиндр, конус, шар.        Сечение конуса и цилиндра. Пересечение фигур.                                   2 15. Скорость движения. Решение задач на движение.                                   1 16. Игра «Экспедиция». Решение задач с использованием масштаба.        1 17. Совершенствование приемов письменного умножения и деления.        Магические квадраты умножения и деления.                                         2 18. Числовые и буквенные выражения.                                                           1 19. Знакомство с простейшими диаграммами и графиками.                         1 20. Доли и дроби. Сравнение дробей. Решение задач на нахождение части числа и обратных данным.                                                                               2 21. Математические фокусы. Угадывание чисел.                                          1 22. Игры со словами. Ребусы.                                                                           1 23. Итоговое занятие. Математическая викторина.                                        1   Список литературы. Артемов А.К. Обучение математике в 3 классе. Программа развивающего обучения. Пособие для учителей. – Пенза, 1988г. Винокурова Н.К. Сборник текстов и упражнений для развития ваших  творческих способностей. ­М.: Импэто, 1995г. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. ­М.: Наука, 1986г. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения.Пособие для учителей начальной школы. ­М.: Просвещение, 1968г. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. ­М.: Омега, 1994г. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике.  4­й класс. ­М.: Линка­Пресс, 2004г. Истомина Н.Б., Подходова Н.С. Наглядная геометрия.  Тетрадь по  математике. 3­й класс. ­М.: Линка­Пресс, 2003г. Лейман Й. Хитроумная математика. ­С.: Народна просвета, 1979г. Лейман Й. Занимательная математика. ­С.: Народна просвета, 1984г. Перельман Я.И. Занимательная математика. ­М.: Издательство Русанова, 1994г. Русанов В.Н. Математические олимпиады  младших школьников. ­М.: Просвещение, 1990г. Трутнев В.П. Считай, смекай, отгадывай. ­М.: Просвещение,1970г.

Посмотрите также