«Занимательная математика»реализует задачи воспитания любознательного, активно познающегомир младшего школьника, обучения решению математических задач твор-ческого и поискового характера, расширяет математиче¬ский кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию по¬знавательных универсальных учебных действий,
Также способствует развитию математических способно¬стей учащихся, формируeт элементы логической и алгоритмиче¬ской грамотности, коммуникативные умения младших школьниковс применением коллективных форм организации занятий и использова¬нием современных средств обучения.
матем.doc
ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО МАТЕМАТИКЕ.
2 КЛАСС (34 ЧАСА).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
1. Нумерация. Разрядный состав двузначных чисел и соотношение
между разрядными единицами.
2. Задачи на раскрашивание. Правило магического квадрата;
составление магического квадрата с использованием 3 цветов и 6
фигур, с использованием 8 цветов; выявление на рисунках
ограниченного пространства с предметами(подмножества);
выявление закономерности и продолжение орнамента по образцу;
выявление и раскрашивание фигур внутри квадрата и треугольника,
не имеющих общих точек.
3. Логический ряд чисел. Выявление закономерности расположения
чисел; нахождение «лишнего» числа в ряду чисел; продолжение ряда
чисел на основе закономерности их расположения; нахождение
закономерности путём сравнения чисел, а также фигур с различным
рисунком.
4. Логические и комбинаторные задачи. Решение задач путём
рассуждения с опорой на схему; формирование умения находить
подмножества данного множества.
5. Загадки палочек. Формирование пространственных представлений
в играх с палочками; построение заданного числа фигур из заданного
числа палочек; изменение готовых фигур с заранее известным
результатом.
6. Занимательный диктант. Закрепление понятий «слевасправа»,
«вверхвниз»; черчение на бумаге в клетку под диктовку учителя;
составление задания для товарища.
7. Нетрадиционные задачи. Задачишутки; решение нетрадиционных задач путём построения, схемы, рисунка, путём рассуждения,
решение задач на материале сказок; задачи с несколькими
вариантами решения.
8. Город четырёхугольников. Закрепление понятий «четырёхугольник,
«квадрат»; формирование представлений о ромбе: вершины, стороны,
диагонали ромба; черчение прямоугольников, квадратов, ромбов, их
диагоналей.
9. Магический квадрат сложения. Знакомство с правилом числового
магического квадрата; решение задач с помощью магического
квадрата; решение магических квадратов сложения из 9 клеток.
10. Магический квадрат вычитания. Знакомство с правилом
магического квадрата вычитания; решение магических квадратов
вычитания из 9 клеток.
11. Магический треугольник. Знакомство с правилом числового
магического треугольника; решение магических треугольников;
знакомство с понятием магическая звезда.
12. Магические цепи. Нахождение закономерностей магических цепей и
заполнение цепей по данным закономерностям.
13. Город кругов и окружностей. Окружность, круг, их отличие; центр
радиуса круга и окружности; сравнение радиусов ; окружности с
общим центром; пересечение окружностей; треугольник вписанный в
окружность; прямоугольник, вписанный в окружность; касательная.
14. Игры со словами. Финикийское письмо; повторение правил
шифровки на основе алфавита; установление соответствия между
двумя множествами.
15. Повторение. Требования к знаниям, умениям и навыкам,
предъявляемые на конец учебного года. Знания, умения и навыки учащихся на конец
учебного года.
К концу 2 класса учащиеся должны знать: правило магического
квадрата, названия геометрических фигур: «круг», «окружность»,
«квадрат», «прямоугольник», «ромб» и понятия: «касательная»,
«радиус», «точки пересечения», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»;
правила магического квадрата сложения и вычитания, а также магического
треугольника; твёрдо знать понятия «слевасправа», «вверхвниз»;
алфавитный код.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь: применять устные приёмы
сложения и вычитания в пределах 1000; выполнять проверку вычислений;
заполнять цветовой магический квадрат; решать магические квадраты
сложения и вычитания, магический треугольник и доказывать
правильность своего вывода;
выявлять последовательность и
закономерность расположения предметов и чисел; продолжать магические
цепочки чисел на основе найденной закономерности их расположения;
решать логические задачи рассуждением, схемой или рисунком;
формулировать вывод; строить из палочек и чертить на бумаге в клетку
знакомые геометрические фигуры, перестраивать их в определённом
порядке из того же количества палочек (линий); писать занимательные
диктанты, решать нетрадиционные задачи с помощью рассуждения, схемы
или рисунка, по действиям или выражением; называть, различать, чертить
на бумаге в клетку ромб, прямоугольник, квадрат, круг, окружность
(радиус), пересекающие окружности, касательные к окружности,
вписанные в окружность прямоугольник и треугольник, а также чертить
окружность с общим центром. 2 КЛАСС (34 ЧАСА).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Нумерация.(2 ч.).
Задачи на раскрашивание (2 ч.).
Логический ряд чисел (знакомство и закрепление) (2 ч.).
Логические задачи(2 ч.).
Комбинаторные задачи(3 ч.).
Загадки палочек(1 ч.).
Занимательный диктант (знакомство и закрепление) (2 ч.).
Нетрадиционные задачи (знакомство и закрепление) (4 ч.).
Город Четырёхугольников (знакомство с новыми геометрическими
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
фигурами и упражнениями) (2 ч.).
10. Магические квадраты сложения (знакомство и закрепление) (2 ч.)
11. Магические квадраты вычитания(знакомство и закрепление) (2 ч.)
Единицы длины. Старинные меры длины(1 ч.).
12.
13. Магический треугольник (знакомство и закрепление) (2 ч.).
14. Магические цепи(1 ч.).
15. Угол. Виды углов, их измерения.(2 ч.).
Город Кругов и Окружностей ( знакомство и закрепление) (2 ч.).
16.
17. Шифровка. Игры со словами.(2 ч.).
18. Обобщение. Математическая викторина (2 ч.). 3 КЛАСС(34 ЧАСА)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на
основе закономерности их расположения; правило логического
треугольника.
Нумерация. Разрядный состав многозначных чисел,
произведений, наблюдения за суммой разрядных единиц произведений;
сравнение
закономерность расположения чисел.
Магические квадраты сложения и вычитания. Правила числового
магического квадрата; решение магических квадратов сложения и
вычитания с двузначными и трехзначными числами.
Единицы времени (ч., мин., с., сутки, месяц, год, век) и соотношения
между ними. Календарь.
Единицы длины (км., м., д., см.) и соотношения между ними.
Единицы массы (г. и кг.) и соотношения между ними. Действия с
величинами.
Нестандартные задачи. Решение нестандартных задач на геометрической
основе путем сравнения исходных данных, чертежом, формирование
пространственных представлений; перестроение геометрического рисунка
с заранее известным результатом; решение нетрадиционных задач с
помощью рисунка, по действиям, выражением. Задачи на внимание.
Знакомство с уравнениями. Решение уравнений. Составление уравнений
по схеме. Магические квадраты умножения и деления. Правила составления
магических квадратов умножения и деления, их решение.
Логические задачи, основанные на материале сказок. Решение задач
путем рассуждения.
Комбинаторные задачи. Составление комбинаций.
Единицы площади (кв. см., кв. дм., кв. м.). Решение задач на нахождение
площади и периметра треугольника, сложных фигур.
Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур относительно
данной прямой с помощью линейки, циркуля, угольника.
Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Прямоугольный параллелепипед.
Стереометрический материал. Многогранники. Видимые и невидимые
грани. Пересечение многогранников. Шар. Сфера. Круг. Окружность.
Порядок действий в выражениях. Модели выражений.
Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Пропущенные цифры. Нахождение пропущенных цифр, в примерах на
сложение и вычитание, решенных столбиком.
Игры со словами. Головоломки. Нахождение логической зависимости
между данными; дополнение таблиц на основе сравнения данных и
рассуждения; подбор сравнений. Шифр. Знания, умения и навыки на конец учебного года.
К концу 3 класса учащиеся должны знать: разрядный состав
многозначных чисел; алгоритмы письменного сложения и вычитания;
правила составления магических квадратов, единицы величин (длина,
масса, время, площадь);
Способы вычисления площади и периметра прямоугольника, сложных
фигур; Геометрические тела куб, шар, прямоугольный параллелепипед;
понятия «вершина», «ребро», «грань», «симметричные фигуры», «ось
симметрии», порядок действий в выражениях; Возможные способы
решения нетрадиционных задач;
Правила разгадывания ребусов.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
применять устные приемы сложения, вычитания, умножения и деления;
складывать и вычитать многозначные числа «в столбик»;
решать магические квадраты умножения, деления и доказывать
правильность своего вывода;
находить закономерность расположения чисел;
продолжать числовой ряд на основе закономерности; решать уравнения;
решать нетрадиционные задачи схемой, рисунком, рассуждением, по
действиям;
решать комбинаторные задачи, составлять комбинации;
находить площадь квадрата, прямоугольника, треугольника, сложных
фигур;
находить разными способами ось симметрии геометрических фигур,
строить симметричные фигуры;
различать кубическую, шарообразную форму в бытовых предметах;
разгадывать слово по его значению;
быстро отвечать на вопросы, требующие смекалки;
доказывать свою точку зрения; формулировать ответ, разгадывать
ребусы.
3 класс (34 часа)
1. Вводное занятие. Как мы читаем? 1
2. Закономерность расположения чисел. Правила магического
треугольника. Занимательный диктант. 1
3. Нумерация. Полезные наблюдения. 1
4. Магический квадрат сложения. 1
5. Магический квадрат вычитания. 1
6. Единицы времени. Календарь. 1
7. Единицы длины, массы. Действия с величинами. 2
8. Нестандартные задачи. 3
9. Знакомство с уравнениями. Решение уравнений. 2
10. Магический квадрат умножения. Ускоренные приемы умножения. 1
11. Магический квадрат деления. 1
12. Логические задачи. 2
13. Комбинаторные задачи. 2 14. Площадь фигуры. Решение задач на нахождение площади и
периметра треугольника, сложных фигур. 2
15. Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур. 1
16. Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Прямоугольный параллелепипед. 2
17. Стереометрический материал. Многогранники. Видимые и
невидимые грани. Пересечение многогранников. 2
18. Шар. Сфера. Круг. Окружность. 1
19. Порядок действий в выражениях. Модели выражений. 1
20. Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Пропущенные цифры. 2
21. Игры со словами. 1
22. Шифр. 1
23. Головоломки. Занимательные задачи. 1
24. Математическая викторина. 1
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Нумерация многозначных чисел. Использование моделирования в
нумерации. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных
чисел.
Изучение закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур;
сравнение, обобщение, вывод.
Составление комбинаций цифр, чисел, цветных геометрических фигур по
условию и с помощью рассуждений. Решение комбинаторных задач.
Решение логических задач. Решение задач на «просеивание»,
переливание; вывод по исходным данным; истинные и ложные
умозаключения.
Нестандартные задачи. Решение задач нетрадиционными способами;
применение знаний масштаба, взаимосвязей величин, единиц измерения; применение знаний о доле числа; задачи с использованием исторического
материала; задачи о путешествиях, звездах и планетах.
Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса,
площадь, объем). Сравнение однородных величин. Сложение и вычитание
величин. Умножение и деление величины на число. Текстовые задачи на
зависимость между величинами – скорость, время, расстояние.
Площадь и периметр фигур. Решение задач на нахождение площади и
периметра сложных фигур разными способами.
Алгоритмы письменного умножения (умножение многозначного числа
на однозначное, двузначное, трехзначное число) и деления (деление на
однозначное, двузначное и трехзначное число).
Уравнение. Неравенство. Способы решения усложненных уравнений.
Решение задач способом составления уравнений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение числовых значений
буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
Стереометрический материал. Модели и изображение геометрических
тел. Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечение конуса и цилиндра.
Пересечение фигур.
Доли и дроби. Сравнение дробей. Решение задач на нахождение доли
числа и числа по доле.
Математические фокусы. Угадывание и запоминание чисел.
Игры со словами. Ребусы. Шифровка и ключ; значение слов, изменение
значения слова по заданию, узнавание исходного слова по его значению;
правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил. Знания, умения и навыки учащихся на конец
учебного года.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
разрядный состав многозначных чисел;
алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления;
единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
способы вычисления площади и периметра прямоугольника, сложных
фигур;
геометрические тела вращения: цилиндр, конус, шар;
правила составления магических квадратов умножения и деления; правила разгадывания ребусов.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
находить закономерности в ряду чисел, геометрических фигур;
решать комбинаторные, логические задачи путем сравнения исходных
данных, рассуждением;
строить умозаключения и делать выводы об их истинности или
ложности;
составлять различные комбинации из чисел, геометрических фигур;
решать нестандартные задачи разными способами;
соотносить единицы: длины, времени, массы;
устанавливать связи, понимать зависимости между величинами:
скорость, время, расстояние;
различать кубическую, цилиндрическую и шарообразную форму в
бытовых предметах и на чертежах;
вычислять периметр и площадь сложных фигур различными способами;
решать усложненные уравнения;
разгадывать ребусы и головоломки;
составлять логические квадраты сложения, вычитания, умножения и
деления;
сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать свою точку зрения.
4 класс (34 часа)
1. Нумерация. Старинная народная нумерация. Русские счеты. 1
2. Изучение закономерностей. Игра «Найди место числам». 1
3. Комбинаторные задачи. Составление комбинаций. 2
4. Геометрические головоломки. 1
5. Логические задачи. 3
6. Уравнение. Неравенство. Решение усложненных уравнений. 1
7. Решение задач способом составления уравнений. 2
8. Нестандартные задачи. 3
9. Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Пропущенные цифры. 2
10. Единицы длины и площади. Действия с величинами. Соотношения
величин. 1
11. Площадь и периметр фигур. Решение задач на нахождение площади и
периметра сложных фигур различными способами. 2
12. Объем. Единицы измерения объема. 1
13. Модели и изображения геометрических тел. 1
14. Стереометрический материал. Тела вращения: цилиндр, конус, шар.
Сечение конуса и цилиндра. Пересечение фигур. 2
15. Скорость движения. Решение задач на движение. 1
16. Игра «Экспедиция». Решение задач с использованием масштаба. 1
17. Совершенствование приемов письменного умножения и деления.
Магические квадраты умножения и деления. 2
18. Числовые и буквенные выражения. 1
19. Знакомство с простейшими диаграммами и графиками. 1
20. Доли и дроби. Сравнение дробей. Решение задач на нахождение части
числа и обратных данным. 2
21. Математические фокусы. Угадывание чисел. 1
22. Игры со словами. Ребусы. 1
23. Итоговое занятие. Математическая викторина. 1
Список литературы.
Артемов А.К. Обучение математике в 3 классе.
Программа развивающего обучения. Пособие для учителей. – Пенза, 1988г.
Винокурова Н.К. Сборник текстов и упражнений для развития ваших
творческих способностей.
М.: Импэто, 1995г.
Гарднер М. Математические чудеса и тайны.
М.: Наука, 1986г.
Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. Пособие для учителей начальной школы.
М.: Просвещение, 1968г.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.
М.: Омега, 1994г.
Истомина Н.Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике.
4й класс.
М.: ЛинкаПресс, 2004г.
Истомина Н.Б., Подходова Н.С. Наглядная геометрия. Тетрадь по
математике. 3й класс.
М.: ЛинкаПресс, 2003г.
Лейман Й. Хитроумная математика.
С.: Народна просвета, 1979г.
Лейман Й. Занимательная математика.
С.: Народна просвета, 1984г.
Перельман Я.И. Занимательная математика.
М.: Издательство Русанова, 1994г.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников.
М.: Просвещение, 1990г.
Трутнев В.П. Считай, смекай, отгадывай.
М.: Просвещение,1970г.
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.