«Занимательная математика»реализует задачи воспитания любознательного, активно познающегомир младшего школьника, обучения решению математических задач твор-ческого и поискового характера, расширяет математиче¬ский кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию по¬знавательных универсальных учебных действий,
Также способствует развитию математических способно¬стей учащихся, формируeт элементы логической и алгоритмиче¬ской грамотности, коммуникативные умения младших школьниковс применением коллективных форм организации занятий и использова¬нием современных средств обучения.
ПРОГРАММА КРУЖКА
ПО МАТЕМАТИКЕ.
2 КЛАСС (34 ЧАСА).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
1. Нумерация. Разрядный состав двузначных чисел и соотношение
между разрядными единицами.
2. Задачи на раскрашивание. Правило магического квадрата;
составление магического квадрата с использованием 3 цветов и 6
фигур, с использованием 8 цветов; выявление на рисунках
ограниченного пространства с предметами(подмножества);
выявление закономерности и продолжение орнамента по образцу;
выявление и раскрашивание фигур внутри квадрата и треугольника,
не имеющих общих точек.
3. Логический ряд чисел. Выявление закономерности расположения
чисел; нахождение «лишнего» числа в ряду чисел; продолжение ряда
чисел на основе закономерности их расположения; нахождение
закономерности путём сравнения чисел, а также фигур с различным
рисунком.
4. Логические и комбинаторные задачи. Решение задач путём
рассуждения с опорой на схему; формирование умения находить
подмножества данного множества.
5. Загадки палочек. Формирование пространственных представлений
в играх с палочками; построение заданного числа фигур из заданного
числа палочек; изменение готовых фигур с заранее известным
результатом.
6. Занимательный диктант. Закрепление понятий «слевасправа»,
«вверхвниз»; черчение на бумаге в клетку под диктовку учителя;
составление задания для товарища.
7. Нетрадиционные задачи. Задачишутки; решение нетрадиционныхзадач путём построения, схемы, рисунка, путём рассуждения,
решение задач на материале сказок; задачи с несколькими
вариантами решения.
8. Город четырёхугольников. Закрепление понятий «четырёхугольник,
«квадрат»; формирование представлений о ромбе: вершины, стороны,
диагонали ромба; черчение прямоугольников, квадратов, ромбов, их
диагоналей.
9. Магический квадрат сложения. Знакомство с правилом числового
магического квадрата; решение задач с помощью магического
квадрата; решение магических квадратов сложения из 9 клеток.
10. Магический квадрат вычитания. Знакомство с правилом
магического квадрата вычитания; решение магических квадратов
вычитания из 9 клеток.
11. Магический треугольник. Знакомство с правилом числового
магического треугольника; решение магических треугольников;
знакомство с понятием магическая звезда.
12. Магические цепи. Нахождение закономерностей магических цепей и
заполнение цепей по данным закономерностям.
13. Город кругов и окружностей. Окружность, круг, их отличие; центр
радиуса круга и окружности; сравнение радиусов ; окружности с
общим центром; пересечение окружностей; треугольник вписанный в
окружность; прямоугольник, вписанный в окружность; касательная.
14. Игры со словами. Финикийское письмо; повторение правил
шифровки на основе алфавита; установление соответствия между
двумя множествами.
15. Повторение. Требования к знаниям, умениям и навыкам,
предъявляемые на конец учебного года.Знания, умения и навыки учащихся на конец
учебного года.
К концу 2 класса учащиеся должны знать: правило магического
квадрата, названия геометрических фигур: «круг», «окружность»,
«квадрат», «прямоугольник», «ромб» и понятия: «касательная»,
«радиус», «точки пересечения», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»;
правила магического квадрата сложения и вычитания, а также магического
треугольника; твёрдо знать понятия «слевасправа», «вверхвниз»;
алфавитный код.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь: применять устные приёмы
сложения и вычитания в пределах 1000; выполнять проверку вычислений;
заполнять цветовой магический квадрат; решать магические квадраты
сложения и вычитания, магический треугольник и доказывать
правильность своего вывода;
выявлять последовательность и
закономерность расположения предметов и чисел; продолжать магические
цепочки чисел на основе найденной закономерности их расположения;
решать логические задачи рассуждением, схемой или рисунком;
формулировать вывод; строить из палочек и чертить на бумаге в клетку
знакомые геометрические фигуры, перестраивать их в определённом
порядке из того же количества палочек (линий); писать занимательные
диктанты, решать нетрадиционные задачи с помощью рассуждения, схемы
или рисунка, по действиям или выражением; называть, различать, чертить
на бумаге в клетку ромб, прямоугольник, квадрат, круг, окружность
(радиус), пересекающие окружности, касательные к окружности,
вписанные в окружность прямоугольник и треугольник, а также чертить
окружность с общим центром.2 КЛАСС (34 ЧАСА).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Нумерация.(2 ч.).
Задачи на раскрашивание (2 ч.).
Логический ряд чисел (знакомство и закрепление) (2 ч.).
Логические задачи(2 ч.).
Комбинаторные задачи(3 ч.).
Загадки палочек(1 ч.).
Занимательный диктант (знакомство и закрепление) (2 ч.).
Нетрадиционные задачи (знакомство и закрепление) (4 ч.).
Город Четырёхугольников (знакомство с новыми геометрическими
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
фигурами и упражнениями) (2 ч.).
10. Магические квадраты сложения (знакомство и закрепление) (2 ч.)
11. Магические квадраты вычитания(знакомство и закрепление) (2 ч.)
Единицы длины. Старинные меры длины(1 ч.).
12.
13. Магический треугольник (знакомство и закрепление) (2 ч.).
14. Магические цепи(1 ч.).
15. Угол. Виды углов, их измерения.(2 ч.).
Город Кругов и Окружностей ( знакомство и закрепление) (2 ч.).
16.
17. Шифровка. Игры со словами.(2 ч.).
18. Обобщение. Математическая викторина (2 ч.).3 КЛАСС(34 ЧАСА)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на
основе закономерности их расположения; правило логического
треугольника.
Нумерация. Разрядный состав многозначных чисел,
произведений, наблюдения за суммой разрядных единиц произведений;
сравнение
закономерность расположения чисел.
Магические квадраты сложения и вычитания. Правила числового
магического квадрата; решение магических квадратов сложения и
вычитания с двузначными и трехзначными числами.
Единицы времени (ч., мин., с., сутки, месяц, год, век) и соотношения
между ними. Календарь.
Единицы длины (км., м., д., см.) и соотношения между ними.
Единицы массы (г. и кг.) и соотношения между ними. Действия с
величинами.
Нестандартные задачи. Решение нестандартных задач на геометрической
основе путем сравнения исходных данных, чертежом, формирование
пространственных представлений; перестроение геометрического рисунка
с заранее известным результатом; решение нетрадиционных задач с
помощью рисунка, по действиям, выражением. Задачи на внимание.
Знакомство с уравнениями. Решение уравнений. Составление уравнений
по схеме.Магические квадраты умножения и деления. Правила составления
магических квадратов умножения и деления, их решение.
Логические задачи, основанные на материале сказок. Решение задач
путем рассуждения.
Комбинаторные задачи. Составление комбинаций.
Единицы площади (кв. см., кв. дм., кв. м.). Решение задач на нахождение
площади и периметра треугольника, сложных фигур.
Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур относительно
данной прямой с помощью линейки, циркуля, угольника.
Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Прямоугольный параллелепипед.
Стереометрический материал. Многогранники. Видимые и невидимые
грани. Пересечение многогранников. Шар. Сфера. Круг. Окружность.
Порядок действий в выражениях. Модели выражений.
Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Пропущенные цифры. Нахождение пропущенных цифр, в примерах на
сложение и вычитание, решенных столбиком.
Игры со словами. Головоломки. Нахождение логической зависимости
между данными; дополнение таблиц на основе сравнения данных и
рассуждения; подбор сравнений. Шифр.Знания, умения и навыки на конец учебного года.
К концу 3 класса учащиеся должны знать: разрядный состав
многозначных чисел; алгоритмы письменного сложения и вычитания;
правила составления магических квадратов, единицы величин (длина,
масса, время, площадь);
Способы вычисления площади и периметра прямоугольника, сложных
фигур; Геометрические тела куб, шар, прямоугольный параллелепипед;
понятия «вершина», «ребро», «грань», «симметричные фигуры», «ось
симметрии», порядок действий в выражениях; Возможные способы
решения нетрадиционных задач;
Правила разгадывания ребусов.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
применять устные приемы сложения, вычитания, умножения и деления;
складывать и вычитать многозначные числа «в столбик»;
решать магические квадраты умножения, деления и доказывать
правильность своего вывода;
находить закономерность расположения чисел;
продолжать числовой ряд на основе закономерности; решать уравнения;
решать нетрадиционные задачи схемой, рисунком, рассуждением, по
действиям;
решать комбинаторные задачи, составлять комбинации;
находить площадь квадрата, прямоугольника, треугольника, сложных
фигур;
находить разными способами ось симметрии геометрических фигур,
строить симметричные фигуры;
различать кубическую, шарообразную форму в бытовых предметах;
разгадывать слово по его значению;
быстро отвечать на вопросы, требующие смекалки;
доказывать свою точку зрения; формулировать ответ, разгадывать
ребусы.
3 класс (34 часа)
1. Вводное занятие. Как мы читаем? 1
2. Закономерность расположения чисел. Правила магического
треугольника. Занимательный диктант. 1
3. Нумерация. Полезные наблюдения. 1
4. Магический квадрат сложения. 1
5. Магический квадрат вычитания. 1
6. Единицы времени. Календарь. 1
7. Единицы длины, массы. Действия с величинами. 2
8. Нестандартные задачи. 3
9. Знакомство с уравнениями. Решение уравнений. 2
10. Магический квадрат умножения. Ускоренные приемы умножения. 1
11. Магический квадрат деления. 1
12. Логические задачи. 2
13. Комбинаторные задачи. 214. Площадь фигуры. Решение задач на нахождение площади и
периметра треугольника, сложных фигур. 2
15. Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур. 1
16. Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Прямоугольный параллелепипед. 2
17. Стереометрический материал. Многогранники. Видимые и
невидимые грани. Пересечение многогранников. 2
18. Шар. Сфера. Круг. Окружность. 1
19. Порядок действий в выражениях. Модели выражений. 1
20. Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Пропущенные цифры. 2
21. Игры со словами. 1
22. Шифр. 1
23. Головоломки. Занимательные задачи. 1
24. Математическая викторина. 1
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Нумерация многозначных чисел. Использование моделирования в
нумерации. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных
чисел.
Изучение закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур;
сравнение, обобщение, вывод.
Составление комбинаций цифр, чисел, цветных геометрических фигур по
условию и с помощью рассуждений. Решение комбинаторных задач.
Решение логических задач. Решение задач на «просеивание»,
переливание; вывод по исходным данным; истинные и ложные
умозаключения.
Нестандартные задачи. Решение задач нетрадиционными способами;
применение знаний масштаба, взаимосвязей величин, единиц измерения;применение знаний о доле числа; задачи с использованием исторического
материала; задачи о путешествиях, звездах и планетах.
Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса,
площадь, объем). Сравнение однородных величин. Сложение и вычитание
величин. Умножение и деление величины на число. Текстовые задачи на
зависимость между величинами – скорость, время, расстояние.
Площадь и периметр фигур. Решение задач на нахождение площади и
периметра сложных фигур разными способами.
Алгоритмы письменного умножения (умножение многозначного числа
на однозначное, двузначное, трехзначное число) и деления (деление на
однозначное, двузначное и трехзначное число).
Уравнение. Неравенство. Способы решения усложненных уравнений.
Решение задач способом составления уравнений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение числовых значений
буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
Стереометрический материал. Модели и изображение геометрических
тел. Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечение конуса и цилиндра.
Пересечение фигур.
Доли и дроби. Сравнение дробей. Решение задач на нахождение доли
числа и числа по доле.
Математические фокусы. Угадывание и запоминание чисел.
Игры со словами. Ребусы. Шифровка и ключ; значение слов, изменение
значения слова по заданию, узнавание исходного слова по его значению;
правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.Знания, умения и навыки учащихся на конец
учебного года.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
разрядный состав многозначных чисел;
алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления;
единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
способы вычисления площади и периметра прямоугольника, сложных
фигур;
геометрические тела вращения: цилиндр, конус, шар;
правила составления магических квадратов умножения и деления;правила разгадывания ребусов.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
находить закономерности в ряду чисел, геометрических фигур;
решать комбинаторные, логические задачи путем сравнения исходных
данных, рассуждением;
строить умозаключения и делать выводы об их истинности или
ложности;
составлять различные комбинации из чисел, геометрических фигур;
решать нестандартные задачи разными способами;
соотносить единицы: длины, времени, массы;
устанавливать связи, понимать зависимости между величинами:
скорость, время, расстояние;
различать кубическую, цилиндрическую и шарообразную форму в
бытовых предметах и на чертежах;
вычислять периметр и площадь сложных фигур различными способами;
решать усложненные уравнения;
разгадывать ребусы и головоломки;
составлять логические квадраты сложения, вычитания, умножения и
деления;
сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать свою точку зрения.
4 класс (34 часа)
1. Нумерация. Старинная народная нумерация. Русские счеты. 1
2. Изучение закономерностей. Игра «Найди место числам». 1
3. Комбинаторные задачи. Составление комбинаций. 2
4. Геометрические головоломки. 1
5. Логические задачи. 3
6. Уравнение. Неравенство. Решение усложненных уравнений. 1
7. Решение задач способом составления уравнений. 2
8. Нестандартные задачи. 3
9. Приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.Пропущенные цифры. 2
10. Единицы длины и площади. Действия с величинами. Соотношения
величин. 1
11. Площадь и периметр фигур. Решение задач на нахождение площади и
периметра сложных фигур различными способами. 2
12. Объем. Единицы измерения объема. 1
13. Модели и изображения геометрических тел. 1
14. Стереометрический материал. Тела вращения: цилиндр, конус, шар.
Сечение конуса и цилиндра. Пересечение фигур. 2
15. Скорость движения. Решение задач на движение. 1
16. Игра «Экспедиция». Решение задач с использованием масштаба. 1
17. Совершенствование приемов письменного умножения и деления.
Магические квадраты умножения и деления. 2
18. Числовые и буквенные выражения. 1
19. Знакомство с простейшими диаграммами и графиками. 1
20. Доли и дроби. Сравнение дробей. Решение задач на нахождение части
числа и обратных данным. 2
21. Математические фокусы. Угадывание чисел. 1
22. Игры со словами. Ребусы. 1
23. Итоговое занятие. Математическая викторина. 1
Список литературы.
Артемов А.К. Обучение математике в 3 классе.
Программа развивающего обучения. Пособие для учителей. – Пенза, 1988г.
Винокурова Н.К. Сборник текстов и упражнений для развития ваших
творческих способностей.
М.: Импэто, 1995г.
Гарднер М. Математические чудеса и тайны.
М.: Наука, 1986г.
Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения.Пособие для учителей начальной школы.
М.: Просвещение, 1968г.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки.
М.: Омега, 1994г.
Истомина Н.Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике.
4й класс.
М.: ЛинкаПресс, 2004г.
Истомина Н.Б., Подходова Н.С. Наглядная геометрия. Тетрадь по
математике. 3й класс.
М.: ЛинкаПресс, 2003г.
Лейман Й. Хитроумная математика.
С.: Народна просвета, 1979г.
Лейман Й. Занимательная математика.
С.: Народна просвета, 1984г.
Перельман Я.И. Занимательная математика.
М.: Издательство Русанова, 1994г.
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников.
М.: Просвещение, 1990г.
Трутнев В.П. Считай, смекай, отгадывай.
М.: Просвещение,1970г.