Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
обществознание
5 кл
16.01.2018
Данная программа направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Программа «Мой Пермский край» составлена для учащихся 5 классов общеобразовательных школ и поддерживается одноименным учебным пособием учебным пособием, выпущенным издательством «Книжный мир» в 2015 г.Документ Ворд
ОДНКНР Мой Пермский край.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«БольшеКочинская средняя общеобразовательная школа»
Программа курса «Основы духовнонравственной культуры
народов России»
Тема курса: «Мой Пермский край»
для 5 класса общеобразовательных школ
Составил:
Гагарин Василий Иванович
- учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
Срок реализации программы: 1 год
с.БКоча
2017 г. 1. Пояснительная записка
Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться
без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории,
культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной
культуры всего общества.
Пропаганда краеведения становится
необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой
деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный
вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории
своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает
возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно
полезной, увлекательной, благородной работы.
В новых образовательных стандартах духовнонравственному и
гражданскопатриотическому воспитанию отводится особая роль, а
гражданскопатриотической работе с подрастающим поколением
государством уделяется особое внимание.
Данная программа направлена на формирование патриотизма у
подрастающего поколения Пермского края и соответствует задачам,
определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно
нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» и
проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 20162020 годы».
Программа «Мой Пермский край» составлена для учащихся 5 классов
общеобразовательных школ и поддерживается одноименным учебным
пособием учебным пособием, выпущенным издательством «Книжный мир» в
2015 г.
Цели реализации программы: воспитать гражданина России, патриота
малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции,
памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное
участие в его развитии.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у обучающихся представления об историческом
прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и
культурное наследие города, края, страны;
• прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности:
учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал,
оформлять его;
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения,
учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и
самоанализу:
• расширять исторический кругозор учащихся;
Воспитательные:
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к
историческим, культурным и природным ценностям края;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения с
окружающим социумом;
• содействовать формированию социально активной, нравственной
личности с гражданским самосознанием.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей;
• основы социальнокритического мышления,
ориентация в
особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление
взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
Коммуникативные результаты
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве; • умение формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать
свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
• умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности;
• умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
• основы реализации проектноисследовательской деятельности;
• проведение наблюдения под руководством учителя;
• осуществление расширенного поиска информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
• основы ознакомительного, творческого, усваивающего и критического
чтения.
Регулятивные результаты:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных
составление плана и
целей с учетом конечного результата;
последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта;
• оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Возможные способы оценки результативности образовательной
деятельности учащихся определяются нормативными документами
образовательного учреждения (Основной образовательной программой
школы). Рекомендуемая форма организации оценивания деятельности
учащихся – продукт проектной и исследовательской деятельности.
Программа реализована в варианте за счет части учебного плана,
формируемой участниками образовательного процесса (вариативная часть) и
временно как вариант учебного курса Основы духовнонравственной
культуры народов России:
• 34 часа (один час в неделю в течение учебного года или 2 часа в
неделю в течение полугодия),
Программа предполагает организацию взаимодействия с учреждениями
(архивы, музеи, выставочные залы) и частными лицами (краеведы,
коллекционеры), а также использование ресурсов внутреннего туризма.
2. Содержание программы
Введение (1час).
Включение в новый раздел знаний, связь данного курса с изучением
других курсов и образовательных областей, неотрывность истории края от
истории России и других стран. Знакомство с курсом, учебным пособием, его
особенности, правила пользования им.
Тема 1. Древнее Прикамье. (5 часов).
Задача темы: формирование понимания исторических корней края,
особенностей его заселения, неповторимость его культуры. Знакомство с особенностями истории и жизни коренного населения Прикамья, их
культурой, традициями, бытом.
Основные понятия и термины: археология и археологический памятник,
летоисчисление, Пермский период, геология, геологическая эра, каменный
век, кроманьонец, Писаный камень, железный век, пермский звериный стиль,
металлургия, священное животное, ханты, манси, комипермяки, топонимика,
святилище, легенда, сказание, Парма, утварь, этнография, летопись,
канонизация, епископ, крещение, христианство, язычество, обереги, Пермские
боги (деревянная скульптура).
Персоналии: Родерик Импи Мурчисон, Стефан Великопермский
(Пермский).
Посмотрим глазами историка.
Что изучает наука история,
вспомогательные исторические науки, почему историю нельзя исправить или
написать. Кто такие историки. Счет лет в истории (летоисчисление). История
народа, история края.
Пермский период. Геология – помощник истории. Геологические
периоды. Пермский период и роль Р.И. Мурчисона в его открытии. Пермские
ящеры.
Каменный век Прикамья. Облик края в древние времена. Открытие
первобытных стоянок человека на территории Прикамья. Археологические
памятники на территории Прикамья, их охрана. Жизнь древних людей в
Прикамье.
Века металлов. Переход от каменного века к векам металлов,
совершенствование орудий охоты и земледелия. Кто такие чуды. Понятие о
пермском зверином стиле. Время создания предметов пермского звериного
стиля. Причины его появления. Легенды и сказания, связанные с наиболее
распространенными в Прикамье священными животными. Писаный камень и
иные уральские писаницы
Кто живет, тот и названия дает. Понятие о топонимике. Происхождение
слова «Пермь». Народы, населявшие Прикамье в древности и живущие здесь в
настоящее время. Освоение русскими уральских земель. Переход от
языческой веры к христианству. Роль Стефана Великопермского в
христианизации Прикамья. Пермская деревянная скульптура.
Тема 2. Столичная эстафета (6 часов) Задача темы: знакомство с историческими фактами возникновения и
развития исторических городов Пермской земли, в разное время бывшими
региональной столицей Прикамья.
Опорные понятия и термины: крепость, острог, городище, усадьба,
кремль, слобода, посад, собор, амбар, зодчество, городпамятник, ремесла и
ремесленники, набеги, соляной промысел, вотчина, иконопись, атаман,
ханство, летописец и летопись, шатер, каменная соль, магний, ботанический
сад, оранжерея. систематика, тюркские народы, тракт. благотворительность,
купечество, гильдия, гостиный двор, селенит, камнерезное искусство,
сталактит, сталагмит, заводпоселение, полба, крестьянская война, диорама,
метеорит, герб, геральдика и др.
Персоналии: Строгановы, Демидовы, Артемий Бабинов, Иван IV
(Грозный). Романовы, Петр I, Ермак, хан Кучум, К.Рылеев, Павел I, братья
Калиниковы, Голицыны, А.Воронихин, М.Грибушин, А.Губкин, К.Хлебников и
А.Хлебников, В.Татищев, С.Ремезов, Е.Пугачев, В.Беринг, Д.Менделеев,
В.Н.Татищев, Петр I, Екатерина II, Александр I, Н.В. Мешков, И.И.Свиязев,
К.Ф.Модерах, Дягилевы, Любимовы, А.С.Попов, Н.Г. Славянов, И.Лем,
Н.Воронцов и др.
Чердынь. Древнейший город Прикамья История его основания.
Каменная архитектура Чердыни. Город памятник и его охрана. Ныроб и его
роль в русской истории. Ныробский узник.
Соликамск. Основание города. Его значение в истории России и
Прикамья. Роль промышленников Демидовых в развитии города и края.
Архитектура. Современный Соликамск. Город – памятник и его охрана.
Ермак и его роль в освоении Урала и Сибири.
Усолье и соляные промыслы. Род Строгановых и история Усолья.
Архитектура. Нарышкинское барокко. А. Воронихин.
Кунгур. Основание Кунгура – крупного торгового центра Прикамья.
Кунгурская ярмарка. купцы Грибушин и Губкин и их вклад в развитие города.
культура и искусство. Знаменитые жители Кунгура. Кунгурская ледяная
пещера – памятник природы мирового значения.
Основание Перми. Основание Егошихинского завода. Роль В.Н.
Татищева в освоении богатств уральских земель. Первые постройки Перми.
1780 год – переименование Егошихинского завода в город Пермь. 1781
– образование Пермской губернии. Первые улицы и каменные здания Перми. Градостроительство и архитектура XIX века. Губернаторы Прикамья,
оставившие свой след в истории.
Губернский город Пермь. Особенности застройки и развития
губернского города. Архитектура Перми. Ф.Х. Грааль и его деятельность.
Пермский университет.
Замечательные жители Перми. Князья Макутовы. Знаменитые
изобретатели – уроженцы Прикамья: А.С.Попов, Н.Г.Славянов, Н.В.Воронцов.
Пароходчики И.И.Любимов и Н.В.Мешков. Д.Д. Смышляев. Дягилевы.
Знаменитые гости Перми.
Тема 3. КомиПермяцкий округ (1 час)
Задача темы: знакомство с КомиПермяцким округом как неотъемлемой
частью Пермского края.
Опорные понятия и термины: Кудымкар, исторические здания и
постройки, комипермяки и комипермяцкий эпос. КудымОш.
Персоналии: Строгановы, П.И. СубботинПермяк.
Тема 4. Старинные города и поселки Прикамья.
Задача темы: знакомство с историческими городами Прикамья, их
особенностями, архитектурой, бытом. Роль малых городов в истории края и
России.
Опорные понятия и термины: городзавод, мастеровые, изобретатель
самоучка.
Персоналии: Строгановы, Демидовы, Лазаревы. Савва Морозов.
Дягилевы.
Оса. Основание города. Оса – старинный купеческий город. Взятие
Е.Пугачевым крепости Оса и исторический мемориал, посвященный этому
событию. Архитектура и ее охрана. Витус Беринг и Оса.
Оханск. Основание города. Оханск купеческий и его особенности. Путь
великих людей России через Оханск. Оханский метеорит.
Ильинский.
Центр управление Строгановской вотчиной.
Сомодеятельная культура Ильинского. Артефакты Ильинского музея.
Пожвинская роспись (уральская роза) в коллекции музея. Лесопарк
Кузьминка. Очер. История возникновения. Памятники истории и архитектуры.
Ежовский палеонтологический памятник.
Добрянка. Достопримечательности города, культурная жизнь завода,
современная жизнь Добрянки.
Чермоз. Лазаревы в Прикамье. Культурноисторические памятники
Чермоза.
Нытва. Культурноисторические памятники Нытвы. Нытвенская ложка.
Лысьва. Князья Шаховски и Шуваловы в Прикамье. Лысьвенская каска.
Пожва. Пожвенские заводы, их продукция. Пароходостоение в
Прикамье.
Суксун. Достопримечательности Суксуна. Суксунский самовар.
Орел. Роль городка в освоении Урала и Сибири. Прикамские изразцы.
Кынзавод. Археологические памятники и памятники культуры.
Павловский. П.А. Строганов.
Орда. Камнерезное дело в Прикамье.
ВсеволодоВильва. Завод и имение. Роль ВсеволодоВильвы в
культурной жизни Прикамья.
Бикбарда – родовое имение Дягилевых.
Пыскор как первая резиденция Строгановых в Прикамье.
Тема 5. Горное дело и развитие Прикамья. (1 час)
Задача темы: сформировать представление о городезаводе.
Опорные понятия и термины: городзавод, мастеровые, изобретатель
самоучка.
Городазаводы как основа металлургической промышленности в
Прикамье. Устройство завода. Заводские рабочие. Жизнь и быт заводского
поселения.
Тема 6. Новые города Прикамья. (3 часа) Задача темы: знакомство с новыми городами Прикамья, их
особенностями, архитектурой, бытом. Новые отрасли промышленности
Прикамья.
Опорные понятия и термины: комбинат, химическая промышленность,
нефтяная промышленность, лесная и целлюлознобумажная промышленность,
гидроэнергетика.
Персоналии: С.С. Говорухин.
Березники. Березниковский химический комбинат. С.С. Говорухин.
Краснокамск. Краснокамский целлюлознобумажный комбинат.
Чайковский. Воткинская ГЭС.
Тема 7. Прикамье в военные годы (2 часа)
Задача темы: знакомство с героями войн, формирование образа
защитника Родины.
Опорные понятия и термины: героизм, патриотизм, защита Родины.
Персоналии: Ю. Берглин, Н. Трухин, А. Стабровский,Т. Барамзина,
А.Покрышкин и др..
Герои войны 1812 года. Герои русскотурецких войн. Герои Первой
мировой войны. Герои Великой Отечественной войны.
Прикамье в годы Великой Отечественной войны.
Тема 8. Прикамье литературное.
Задача темы: знакомство литературным наследием Прикамья.
Опорные понятия и термины: писатель, поэт.
Персоналии: А. Попов, М. Осоргин, Д. МаминСибиряк, П. Бажов, А.
Чехов, Б. Пастернак, В. Иванов, В. Астафьев, О. Волконская, О. Селянкин, Л.
Юзефович, А. Королев, В. Воробьев, Л. Давыдычев, Л.Кузьмин.
Литературное пространство Прикамья.
Детские писатели и их произведения. 3. Тематическое планирование
№ Тема
1
Введение
Тема 1: Древнее Прикамье
2 Посмотрим глазами историка
3 Пермский период
4
5
6
7
8
9
Каменный век Прикамья
Века металлов
Кто живет, тот и названия дает
Тема 2. Столичная эстафета
Чердынь
Соликамск. Усолье
Кунгур
10
Основание Перми
11 Губернский город Пермь
12 Замечательные жители Перми
Тема 3. КомиПермяцкий округ
13 Возникновение комипермяков
14 Верования комипермяков
15 Быт комипермяков
16 Культура комипермяков
Кол во
часов
1
5
6
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 17 Кудымкар
18 Большая Коча – центр обрядовой культуры
Тема 4. Старинные города и поселки Прикамья
19 Оса. Оханск
20 Ильинский. Очер
21 Добрянка.Чермоз. Нытва.
22 Лысьва. Пожва. Суксун
23 Орел. Кынзавод
24 Павловский. Орда. ВсеволодоВильва.
25 Бикбарда. Пыскор.
Тема 5. Горное дело и развитие Прикамья
26 Горное дело и развитие Прикамья
Тема 6. Новые города Прикамья 3
27 Березники
28 Краснокамск
29 Чайковский
Тема 7. Прикамье в военные годы
30 Герои войны 1812 года. Герои русскотурецких войн.
Герои Первой мировой войны.
31 Герои Великой Отечественной войны. Прикамье в годы
Великой Отечественной войны.
Тема 8. Прикамье литературное
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
3
2
2
32 Литературное пространство Прикамья. А. Попов, М. 1 Осоргин, Д. МаминСибиряк, П. Бажов, А. Чехов, Б.
Пастернак, В. Иванов, В. Астафьев, О. Волконская, О.
Селянкин, Л. Юзефович, А. Королев.
32 Детские писатели и их произведения. В. Воробьев, Л.
Давыдычев, Л.Кузьмин.
1
34 Заключительное занятие «Мой Пермский край»
1
34
Количество часов и темы уроков могут изменяться в зависимости от
запроса учащихся, местности, в которой находится школа, от исторических
памятников, доступных детям для изучения. В соответствии с целями и
задачами курса учитель может разработать авторскую программу и
тематическое планирование.
4. Учебнометодические средства
4.1. Карты (настенные, электронные) Прикамья, Урала, Российской
Федерации.
http://bestmaps.ru/region/permskiykray
http://www.rdfo.ru/?menu=PermskiyKrayMap
http://rfmaps.ru/permskijkraj/
http://permmap.ru/
http://russiakarta.ru/permskijkraj.htm
4.2. Интернетстраницы и сайты населенных пунктов Прикамья
Города Прикамья. Турагенство «Зеленый ветер» http://www.zel
veter.ru/places
4.3. Ресурсы местных музеев и архивов.
Пермский краеведческий музей http://museum.perm.ru/
Пермский край: музеи http://www.tripadvisor.ru/Attractionsg2324084
Activitiesc49oa30Perm_Krai_Volga_District.html 14 музеев Пермского края, которые стоит посетить
http://permavtotravel.ucoz.ru/news/14_muzeev_permskogo_kraja_kotorye_s
toit_posetit/20130519667
Агентство
http://agarh.permkrai.ru/main
по
делам
архивов
Пермского
края
4.4.Телевизионные и учебные фильмы по истории Прикамья.
«Пермский период Родерика Мурчисона»
«Изобретение на века. Н.Г. Славянов» «Пермь Великая». Учебно
методический фильм в 4 частях. Министерство образования Пермского края,
2008.
«Пермь. История в лицах». Учебнометодический фильм в 4 частях,
2006
4.5. Методическая поддержка в социальной сети «Вконтакте» группа
«Мой Пермский край. Краеведение» .
5. Основная и дополнительная литература
5.1. Нормативные документы
Конституция Российской Федерации
Закон 273ФЗ. «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина Российской Федерации
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 20162020 годы»
5.2. Учебное пособие
Н.П.Горбацевич, Д.М. Софьин, О.В. Власова, Д.А. Кормилин. Мой
Пермский край. Странички далеких и близких времен. – Пермь, «Книжный
мир», 2015
5.3. Рекомендуемая литература 1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.
2. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь. Пермь, 1996.
3. Бординских Г.А. Легенды и предания земли Соликамской.
Соликамск, 2006.
4. Бубнов Е. Русское народное зодчество Урала. – М., 1988
5. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь,
1994.
6. Весновский В.А. Исторические памятники в Пермской губернии.
Пермь, 1915.
7. Вишневский Б.Н. Путешественник Кирилл Хлебников. Пермь, 1957.
8. Власова О.М. Художник П. И. СубботинПермяк. Пермь, 1990.
9. Воеводин Л.Е. 45 народных старинных песен в заводах Пермской
губернии. Пермь, 1905.
10. Воеводин Л.Е. Царствующий Дом Романовых и Пермский край //
Труды Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии. Вып. XI. Пермь,
1914.
11. Волконская О.А. Пермская рябинка. Пермь, 1966.
12. Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки,
острожки, села. Пермь, 2005.
13. Горовой Ф.С. О дате основания города Перми. (К вопросу о датах
основания городов как исторических памятниках) // Уральский
археографический ежегодник за 1970 год. Пермь, 1971.
14. Гримм Г. Архитектор Воронихин. М.Л., 1963
15. Дмитриев А.А. Исторический очерк Пермского края. Пермь, 1896.
16. Дмитриев А.А. Очерки из истории губернского города Перми с
основания поселения до 1845 года с приложением летописи города Перми с
1845 до 1890 года. Пермь, 1889.
17. Дмитриев А.А. Пермская старина. Вып. I–VIII. Пермь, 1889–1900. 18. Золотов Е.Д. Город Кунгур в 1774 г. во время Пугачевского бунта:
материалы по истории города // Золотов Е.Д. Боль души: избранное. Кунгур,
2002.
19. Золотые Звезды Прикамья. Пермь, 1975.
20. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. И. С. Капцуговича. Пермь,
1976–1977.
21. История Урала: в 2 т. / под общ. ред. Ф. С. Горового. Пермь, 1963–
1965.
1984
22. Капцугович И. Рассказы для чтения по истории Прикамья. – Пермь,
23. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и
обычаев комипермяков. Кудымкар, 2005.
24. Корчагин П.А. Губернская столица Пермь. Пермь, 2006.
25. Кривощеков И.Я. Материалы для истории села Кудымкора
Соликамского уезда Пермской губернии. Пермь, 1894.
26. КривощековаГантман А. Географические названия Верхнего
Прикамья. – Пермь, 1983
27. Купкель А. Страницы пермской архитектуры. – Пермь, 1999
28. Лисовский В. Андрей Воронихин. – Л., 1971
29. Лобанов Д.А., Ощепков Л.Г. История 194го пехотного Троицко
Сергиевского полка. Пермь, 2006.
30. Лунегов И. Древняя Чердынь. – Пермь, 1969
31. Мезенина Т.Г., Мосин А.Г., Мудрова Н.А., Неклюдов Е.Г. Род
Строгановых. Екатеринбург, 2007.
32. Мухин В.В. Ермак Тимофеевич. Пермь, 1957.
33. Мялицын И.А. Танки вел Алексеев. Пермь, 1978.
34. Неклюдов Е.Г., ПоповаЯцкевич Е.Г. Род Лазаревых. Екатеринбург,
2013.
35. Оборин В., Чагин Г. Чудские древности Рифея. – Пермь, 1989 36. Перескоков Л.В.; Марченко А., протоиерей; Королева В.В.
Православные монастыри и храмы Перми. Пермь, 2013.
37. Подвиг пермских танкистов. Пермь, 1971.
38. Попов Е., протоиерей. Святитель Стефан Великопермский. Пермь,
1885.
39. Савич А.А. Прошлое Урала: исторические очерки. Пермь, 1925.
40. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.
41. Смышляев Д.Д. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891.
42. Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723–1917.
Пермь, 1999.
43. Теплоухов Ф.А. Древности Пермской Чуди из серебра и золота и ее
торговые пути. Пермь, 1895.
44. Терехин А. Архитектура Прикамья. – Пермь, 1970
45. Тынянов Ю.Н. Гражданин Очер. Уральское наследие. Пермь, 1990.
46. Унгвицкий В.Н. Культура Урала в годы Великой Отечественной
войны. Пермь, 1994.
47. Филатов С.В., Ардашов В.П. Геральдика Перми: серебряный медведь
на красном поле. Пермь, 2008.
48. Фомичев М.Г. Путь начинался с Урала. М., 1976.
49. Чагин Г. Чердынь. – Пермь, 1972
50. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь,
2003.
51. Чагин Г.Н., Шилов А.В. Уездные провинции Кунгур, Оса, Оханск.
Пермь, 2007.
52. Шварц А. Академик архитектуры И.И. Свиязев. – Пермь, 1959
53. Шишонко В.Н. Пермская летопись. Периоды 1–5. Пермь, 1881–1899.
54. Шустов С.Г. Пермское имение графов Строгановых в первой
половине XIX в. Пермь, 2006. 55. Юзефович Л. Рудознатцы. Пермь, 1987.
56. Юзефович Л.А. Чугунный ягненок; Казароза. Пермь, 2008.
57. Якунцов И.А. Урал в годы Великой Отечественной войны 1941–1945
гг. Пермь, 1997.
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» раздел "Мой Пермский край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.