Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы
Оценка 4.9

Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
обществознание +1
5 кл—11 кл +1
19.06.2019
Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы
Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и роста конкурентоспособности российской экономики. Поэтому появилась необходимость обобщения и систематизации знаний педагогов об особенностях финансовой системы современной России и формирования у них опыта эффективного планирования и использования личного, семейного бюджета, ориентации в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.
Пояснительная записка.docx
Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы (Автор – А.В.Доронгов) Пояснительная записка Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие граждан   в   накопительных,   ипотечных,   страховых   и   пенсионных   программах. Устойчивое   развитие   экономики   России   зависит   не   только   от   внедрения   более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от того, насколько население   способно   их   использовать.   Основой   этого   должна   стать   личная инициатива,   его   независимость, самостоятельность и ответственность за свои поступки.   предприимчивость   отдельного   человека, А.В.   Зеленцова   характеризует   финансовую   грамотность   как   способность физических   лиц   управлять   своими   финансами   и   принимать   эффективные финансовые   решения.   Также   она   отмечает,   что   в   долгосрочном   плане   место финансовой   грамотности   населения   определяется   возросшим   значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния на всех   этапах   жизненного   цикла   ­   при   получении   образования,   создании   семьи, рождении детей, смене сферы деятельности и окончании трудовой деятельности, выходе на пенсию и т.п. Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции   долгосрочного   социально­экономического   развития   Российской Федерации   на   период   до   2020   года.   Стратегия   развития   финансового   рынка Российской   Федерации   на   период   до   2020   года   рассматривает   повышение финансовой   грамотности   населения   в   качестве   важного   фактора   развития финансового   рынка   в   России,   повышения   стабильности   финансовой   системы   и роста конкурентоспособности российской экономики. Сложность   проблемы   повышения   уровня   финансовой   грамотности   и финансовой   дееспособности   населения   Российской   Федерации   диктует необходимость   проведения   соответствующей   государственной   политики.   Она обеспечит   комплексный   подход   к   решению   этой   проблемы   и   даст   возможность повысить   эффективность   мер,   направленных   на   повышение   уровня   финансовой грамотности   населения   России.   Государство   должно   координировать   усилия различных   федеральных   органов   исполнительной   власти,   органов   местного самоуправления,   образовательных   организаций,   осуществляющих   различные инициативы в области финансового просвещения. Документом,   формулирующим   цели   и   задачи   подобной   государственной политики,   является   Концепция   Национальной   программы   повышения   уровня финансовой   грамотности   населения   Российской   Федерации.   Данная   Концепция положила начало осуществлению практической работы по выработке и реализации единой   государственной   программы,   направленной   на   повышение   финансовой грамотности населения России. В последнее десятилетие двадцатого века в российском образовании произошли два   заметных   события:   лидирующие   позиции   завоевала   концепция   личностно­ ориентированного   образования   и   выдвинута   идея   о   необходимости   широкого внедрения   в   школы   знаний   основам   финансовой   грамотности.   Что   касается последнего,   то,   возможно,   впервые   в   центре   внимания   оказались   знания, вероятность   «востребованности»   которых   составляет   100%,   ведь   потребителем является каждый человек с первого до последнего дня своей жизни.   В настоящее время  важность и актуальность формирования финансовых знаний у подростков с целью их экономического образования и социальной адаптации ни у кого не вызывает сомнения. Начинать это образование лучше всего со школьной скамьи,   потому   что   школу   детям   трудно   заподозрить   в   необъективности   –     в отличие   от     производителей   и   продавцов   она   не   является   заинтересованной стороной в продвижении   потребительской информации разного рода.   При этом нужно иметь в виду, что   современные  школьники  с каждым годом  все раньше переходят   от   пассивного   наблюдения   к   активному   участию   в   потребительских ситуациях. Чтобы подросток мог чувствовать себя достойно и свободно даже в самых неблагоприятных обстоятельствах повседневной жизни, важно научить его азам рационального экономического поведения.  Грамотный человек должен прежде всего уверенно чувствовать себя в мире новых экономических понятий,  знать  свои права,  а главное – уметь  защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией; если не помогает досудебный порядок разрешения спора, не бояться обратиться в суд. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами. Другими словами – самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ним  жизнь. В   Примерной   основной   образовательной   программе   основного   общего образования в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» также включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги,   предоставляемые   гражданам,   формы   дистанционного   банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет   и   др.).   Дидактические   единицы,   затрагивающие   вопросы   финансовой грамотности, присутствуют и в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в курсе обществознания. Поэтому   появилась   необходимость   обобщения   и   систематизации   знаний педагогов   об   особенностях   финансовой   системы   современной   России   и формирования у них опыта эффективного планирования и использования личного, семейного бюджета, ориентации в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Вся система обучения финансовой грамотности  нацелена на то, чтобы научить учащихся  критически   мыслить,   работать   с   разными   источниками   информации,   не следовать бездумно за модой, анализировать то,  о чем говорится в рекламе. Только в этом случае школьники смогут разумно принимать решения, находить на рынке товаров и услуг то, что необходимо в тех или иных обстоятельствах, разумно планировать свои расходы и, наконец, делиться своими знаниями и навыками с другими. Цели и задачи курса  Цель   курса   по   финансовой   грамотности     в   средней   школе   направлена   на формирование у учащихся комплексного представления: ­   о   месте   человека   как   потребителя   в   экономической   и   социальной   системе общества; ­ об источниках финансовой информации; ­ о способах решения экономических в том числе финансовых проблем; ­ о роли и функционировании системы защиты прав потребителей. Задачи изучения курса «Основы финансовой грамотности»: ­ социальная адаптация выпускников школ к реалиям российского рынка; ­ выработка адекватных представлений о роли гражданина как потребителя  и его месте в экономической и социальной системе общества в целом; ­ обретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; ­   формирование   навыков   грамотного   потребительского   поведения   в   различных жизненных ситуациях; ­ выработка умения отстаивать свои права как потребителя. Учащихся   привлекает   социальная   значимость   курса   «Основы   финансовой грамотности»,   его   практическая   направленность,   поэтому   преподавать   данный   курс можно различным категориям учащихся. Для 5­8 классов общеобразовательной школы этот курс может быть рассчитан на  17 уч. ч, для 9 классов – на 34 уч. ч. Курс   может   преподаваться   как   спецкурс   (элективный   курс)   или   факультатив   в общеобразовательной   школе   или   как   предмет   по   выбору   в   специализированных (профильных) классах, изучающих экономику или право.  Программа   курса   «Основы   финансовой   грамотности»   предполагает   наряду   с традиционными   формами   широко   использовать   современные   активные  формы обучения:   деловые   игры,   практикумы,     конкурсы,   и   т.д.,   которые   помогают школьникам усваивать теоретические знания, формируют устойчивый познавательный интерес к предмету, облегчают и ускоряют его освоение. II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты: Личностными   результатами   изучения   курса   «Финансовая   грамотность» являются: ­ осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем  семьи  и участие в их  обсуждении;  понимание  финансовых связей  семьи  и государства; ­   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   мире   финансовых   отношений: сопоставление   доходов   и   расходов,   расчёт   процентов,   сопоставление   доходности вложений на простых примерах; ­   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; ­ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; ­ участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными   результатами   изучения   курса   «Финансовая   грамотность» являются:  Познавательные: ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ­ использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи  и  интерпретации  информации;  поиск  информации  в газетах, журналах,  на интернет­сайтах и проведение простых опросов и интервью; ­   формирование   умений   представлять   информацию   в   зависимости   от   поставленных задач   в   виде   таблицы,   схемы,   графика,   диаграммы,   диаграммы   связей   (интеллект­ карты); ­   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; ­ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: ­ понимание цели своих действий; ­ планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; ­ проявление познавательной и творческой инициативы; ­ оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; ­ адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: ­ составление текстов в устной и письменной формах; ­ готовность слушать собеседника и вести диалог; ­ готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ­ умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; ­   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  ­ адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными   результатами   изучения   курса   «Финансовая   грамотность» являются: ­   понимание   основных   принципов   экономической   жизни   общества:   представление   о роли   денег   в   семье   и   обществе,   о   причинах   и   последствиях   изменения   доходов   и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; ­ понимание и правильное использование экономических терминов; ­ освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;  ­ приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных   задач   в   области   семейной   экономики:   знание   источников   доходов   и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; ­ развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки   экономических   ситуаций,   определение   элементарных   проблем   в   области семейных финансов и нахождение путей их решения; ­   развитие   кругозора   в   области   экономической   жизни   общества   и   формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности» для курса основной школы

Программа курса «Основы финансовой грамотности»  для курса основной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019