Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)
Оценка 4.8

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
10.11.2018
Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)
Проблема приобщения детей к чтению приобретает глобальный характер. «Знаками беды» сегодняшнего дня, по мнению психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, снижение престижа и уровня знаний и образованности. У детей формируется непринятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенка сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного. Программа поможет учителю правильно организовать работу по чтению.Интересная и поучительная программа.
Внекл. чтение- программаc.doc
Курс. «Речь и слово» (или «Внеклассное чтение») ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность.       Есть в начальной школе такой интересное занятие   внеклассное чтение.         С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда  по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря  учебник и приносит в школу какую­нибудь сказку, прочитанную и заученную  вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется,  усложняется.         Для ребенка ­ в массовости, конечно, ­ чтение не является приятным  занятием. Это трудная и кропотливая работа.        Причем необходимо разделить два вида чтения:  чтение как раскодирование букв и слогов, умение правильно говорить,  чтение как способ восприятия информации.      Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно  немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые  шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.        Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим  школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают  прочитанное, отвечают на вопросы, развивают речь, учат правильно общаться.  Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка,  все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от  слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не  букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа,  построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды ­ ребенок  осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно  воспринимать прочитанное. И тут­то появляется внеклассное чтение.      Внеклассное ­ значит вне класса, то есть чтение прежде всего и домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника  возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные  рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме  восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый  личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием  Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует ­  существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг.  Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как ­ исключительно мастерство и, извините, желание педагога.      Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на  первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Так  зачем же ребенку, подчеркиваю, ­ ребенку внеклассное чтение? Мы уже  отметили ­ для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему  было интересно.       Охватить все хорошие детские книги на уроках невозможно. Более того, из списка литературы, что предлагается ученикам, запомнятся две ­ три книги.  Но даже если запомнится одна ­ все равно это победа учителя, все равно это  его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно.       В заключении хочется вспомнить о роли личности учителя в восприятии  ученика начальной школы. Не буду повторять и без того всем известные слова об авторитете, примере и тому подобному. Отмечу лишь то, что этим надо  пользоваться ­ то есть строить работу с книгой через собственный интерес к  данному произведению. Интерес порождает интерес. А читающий человек  порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным  профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и  усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только  прочесть, но и задуматься над ней.            Целью интегрированного курса является нравственное, патриотическое и эстетическое   воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения,   способствующих   успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.             Задачи    курса:  ­ воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости; ­ воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине; ­ формирование активной жизненной позиции; ­ развитие прикладных умений и навыков; ­ развитие мелкой моторики; ­ развитие устной речи, навыков общения; ­ воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.                   Принципы   курса: ­ интеграция; ­ систематичность; ­ наглядность;   ­ деятельностный подход; ­ личностно­ориентированный подход.           мышления,   внимания, Требования  к результатам обучения по программе интегрированного курса:            К концу обучения учащиеся должны знать:  ­ популярные русские и татарские народные сказки; ­ признаки сказки как жанра; ­ виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных) ­ правила работы с красками, пластилином, ножницами;           К концу обучения учащиеся должны уметь: ­ слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы; ­ иллюстрировать услышанное или прочитанное; ­ пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно; ­ передавать эмоции и  свое отношение к поступкам героев при инсценировке               Прогнозируемый результат реализации программы. 1. Оптимальное повышение техники чтения. 2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора. 3. Умение работать с книгой. 4. Умение работать с текстом. 5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию  познавательных  способностей у своих детей.                                   Диагностические средства.       Эффективность реализации программы отслеживается по результатам  следующих показателей: 1. Проверка техники чтения. 2. Проверка читательского кругозора. 3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения/ (в конце 2, 3 и 4­х  классов)          Возраст детей, участвующих в реализации данной   программы  6,5­ 11 лет.        Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Содержание программы      В содержание программы входят разнообразные произведения: сказки,  стихотворения, басни и т.д.  Данный курс предполагает систематическое  чтение и осмысление текстов, постижение своеобразной творческой личности  писателя и его литературного наследия.      Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой  дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В  интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение,  слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с  учетом возрастных особенностей учащихся (1­4 класс).           Проверка читательских умений в 1  классе. В работе с книгой учащийся должен уметь:  использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с  обложки и титульных листов;  определять примерное содержание книги по иллюстрациям;  отвечать на типовые вопросы о книге;  составить небольшой рассказ (3­4 предложения) о книге в целом после  рассматривания.      Проверка читательского кругозора В 1  классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью  следующих вопросов и заданий:  Что мы узнаем о книге с ее обложки? С ее иллюстрациями?  Что мы узнаем о книге с титульного листа?  Назови писателей ­ авторов некоторых  сказок (2­4 произведения)  О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)  О чем вы любите читать?  Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о  временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам  чтения  Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?      Проверка читательских умений во 2 классе. В работе с книгой второклассник должен уметь:  использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с  обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;  определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам  после просмотра оглавления;  пользоваться сносками и примечаниями книги;  отвечать на типовые вопросы о книге;  составить рассказ о книге в целом после рассматривания.          Проверка читательского кругозора Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает  знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии. Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:  Что мы узнаем о книге с ее обложки?  Что мы узнаем о книге с титульного листа?  Назови писателей ­ авторов сказок  Скажи, каких поэтов ты знаешь.  Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.  О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)  Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи  примеры.  Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.  Чем отличаются стихи от прозы?  О чем вы любите читать?  Что отличает произведения народного творчества и литературы?  Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о  временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам  чтения  Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?      Проверка читательских умений в 3 классе. В работе с книгой третьеклассник должен уметь:  выбирать источник чтения самостоятельно ­ по силам и интересам;  характеризовать книгу в целом;  сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную  форму книги;  представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям. В работе с текстом третьекласснику нужны умения,  готовиться к восприятию нового произведения;  эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;  составить рассказ о герое произведения;  кратко передать события (сюжет);  самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.      Проверка читательского кругозора Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.  Назовите фамилии отечественных поэтов.  Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок  Какие басни вы знаете?  Кто из писателей пишет о природе?  Назовите авторов зарубежной литературы.  Назовите известные вам жанры произведений.  Назовите любимые темы чтения.      Проверка читательских умений в 4 классе. В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские  умения четвероклассников:  выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;  определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после  чтения;  устанавливать тему и жанр просмотренной книги;  называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по  частям, выборочно);  ставить перед собой цель чтения книги.  давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).      Проверка читательского кругозора. Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:  Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно­ художественное издание, научно­познавательные и справочные книги,  энциклопедии, избранное, книги­произведения 11 книги­сборники, собрание  сочинений классика литературы.)  Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного  творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки  авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы,  поговорки, песенки­потешки, колыбельные, небылицы, загадки,  скороговорки.)  Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического  произведения;  Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение.  (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для  детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. ­ или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)  Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2  группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.  Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные  темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и  волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о  мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о  школьной жизни, о народной мудрости.)  Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.  Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное  произведение ­это условный вымышленный мир, картина реальной или  фантастической жизни.  Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы  передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания.  Произведение всегда несет читателю какую­то поучительную мысль, передает  чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова  употребляются в переносном значении. Тексты ­ это чужая речь, прозаическая и  стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение  литературы развивает человека, обогащает его жизнь.) Вариант 1.  Содержание программы. 1 класс. № Тематика занятий Содержание деятельности Количество часов Всего Теоретические занятия Практика 1­2 Русская  народная  сказка  «Колобок» 3­4 Русская  народная  сказка  «Теремок» 5­6 Русская  народная  сказка «Репка» 7­8 Русская  народная  сказка «Волк и Слушание,  рассказывание  сказки, рисование  героев сказки,  лепка колобка,  инсценирование Слушание,  рассказывание,  иллюстрирование,  лепка героев,  инсценирование Слушание,  выборочный  пересказ,  рисование с  помощью  трафарета. Слушание, лепка  из пластилина,  рисование  2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 9­ 10 11­ 12 13­ 14 15­ 16 17­ 18 19­ 20 21­ 22 23­ 24 лиса» Русская  народная  сказка «Волк и семеро  козлят» Русская  народная  сказка  «Лисичка со  скалочкой» Русская  народная сказ­ ка  «Рукодельница и ленивица» Русская  народная  сказка «Три  медведя» Русская  народная  сказка «Маша  и медведь» Русская  народная  сказка «Гуси­ лебеди» Русская  народная  сказка «Каша  из топора» Русская  народная  сказка «Кот и  лиса» 25­ Русская  пальчиками. Слушание,  выборочный  пересказ,  инсценирование.  Создание книжки­ малышки. Слушание, чтение, иллюстрирование,  инсценирование. Слушание, лепка  из пластилина  колодца и  ведерка,  инсценирование  сказки Чтение, пересказ,  иллюстрирование. Слушание,  пересказ,  рисование свечкой и акварелью.  Ролевая игра. Рассказывание,  чтение, лепка,  пластилиновый  театр. Слушание, чтение, иллюстрирование,  рисование свечкой и акварелью Чтение, краткий  пересказ,  рисование жидкой гуашью путем  набрызга –  животные. Рассказывание,  2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27­ 28 29­ 30 31­ 32 33­ 34 35­ 36 народная  сказка  «Лягушка­ царевна» Русская  народная  сказка  «Морозко» Татарская  народная  сказка «Три  сестры» Русская  народная сказ­ ка «Сестрица  Аленуш­ка и  братец  Иванушка» Русская  народная  сказка  «Хаврошечка» А.Алиш   (татарская   сказка)   «Болтливая  утка» 37­ 38 Г.Х. Андерсен  «Дюймовочка» 39­ 40 Г.Х. Андерсен  «Огниво» 41­ 42 Г. Тукай  «Козел и  баран» чтение,  аппликация,  инсценирование. Слушание, чтение, иллюстрирование,  ролевая игра. Чтение,  выборочный  пересказ,  пластилиновый  театр. Слушание, чтение, краткий пересказ,  рисование с  натуры лица  восковыми  мелками. Чтение, рисование жидкой гуашью  путем набрызга –  цветы на поляне Слушание,  пересказ,  рисование по  шаблону,  вырезание, лепка  из пластилина Лепка из  пластилина,  поделки из  природных  материалов.  Слушание,  выборочный  пересказ, лепка из  пластилина  Слушание,  пересказ,  рисование по  шаблону,  2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 43­ 44 45­ 46 47­ 48 49­ 50 51­ 52 53­ 54 55­ 56 57­ 58 59­ 60 Русская  народная  сказка  «Летучий  корабль» А.С.Пушкин  «Сказка о  рыбаке и  рыбке» А.С. Пушкин  «Сказка о  мертвой  царевне» Г. Тукай  «Шурале» Русская  народная  сказка  «Петушок и  волшебная  меленка» В Катаев  «Цветик­ семицветик» Русская  народная  сказка  «Пузырь,  соломинка и  лапоть» Русская  народная  сказка «Умная  внучка» Русская  народная  сказка «Кот и  инсценирование. Слушание,  выборочный  пересказ,  инсценирование.  Создание книжки­ малышки. Рассказывание,  чтение, лепка,  пластилиновый  театр. Слушание,  выборочный  пересказ, лепка из  пластилина Слушание, чтение, иллюстриро­ вание,  инсценирование. Слушание,  выборочный  пересказ,  инсценирование.  Создание книжки­ малышки. Слушание,  выборочный  пересказ, лепка из  пластилина Рассказывание,  чтение, лепка,  пластилиновый  театр. Слушание, чтение, иллюстриро­ вание,  инсценирование. Слушание,  выборочный  пересказ,  2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61­ 62 63­ 64 65­ 66 петух» В Катаев  «Дудочка и  кувшинчик» Русская  народная  сказка « Праздник  сказок. Проект «В гостях у  сказки» инсценирование.  Создание книжки­ малышки. Слушание,  выборочный  пересказ, лепка из  пластилина Рассказывание,  чтение, лепка,  пластилиновый  театр. Подготовка и  проведение  викторины и  спектакля (по  выбору детей) 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Всего 66 33 33 Вариант 1.  Содержание программы. 2 класс. № Содержание деятельности Всего Количество часов Теоретические Практические занятия занятия Времена года – 17 часов. 1 2 3 4 5 А. Твардовский «Осенью»;  В. Бианки «Сентябрь» ­  выразительное чтение,  иллюстрирование. Технологическая  деятельность: Аппликация  на тему «Золотая осень». Л. Воронкова Танины дела»  ­ групповая работа  (пересказ). К. Бальмонт «К зиме»; Н.  Сладков «Суд над  декабрем» ­ чтение по  ролям, инсценирование. Иллюстрирование на тему  «Зимний лес». 1 1 1 1 1 0,5ч 0,5ч ­ 1ч 1ч ­ 0,5ч 0,5ч ­ 1ч 6 7 А. Чехов «Весной»; Я.  Аким «Апрель» ­ чтение,  признаки весны С/Р Н. Сладков «Ивовый пир» ­  жужжащее чтение,  иллюстрирование по  прочитанному. Л. Воронкова «В небе тучки поспорили» ­ чтение по  ролям, составление  вопросов по содержанию  (работа в парах). «Весеннее пробуждение» ­  технологическая  деятельность (работа с  бросовым материалом). 10 Ю. Дмитриев «Рассказы  8 9 старичка – лесовичка» «Что такое лес» ­ чтение  цепочкой; составление  картинного плана. «Волшебная корзина»  ­рассказы старичка –  1лесовика. Выразительное  чтение, тестирование. «Про кота»­ рассказы  старичка­лесовичка.  Составление памятки «Как  вести себя в лесу». «Про птенцов» ­ ­ чтение,  составление плана по  прочитанному. «Как обманули птиц»­  рассказы старичка­ лесовичка. Читаем,  рассуждаем, делаем  выводы. Выступление учащихся на  тему: «Лето в  произведениях писателей». «Яркие краски лета» ­  иллюстрирование, защита  11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5ч 0,5ч 05,ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 05,ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч своей работы. 17 Урок – игра «Времена  1 0,5ч года». О братьях наших меньших – 12 часов. 1 1 1 1 2 2 1 1 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 1ч 1ч 0,5ч 0,5ч 1 2 3 4 Е. Чарушин «Щур» ­  самостоятельное чтение,  пересказ. Н. Сладков «Медвежья  горка» ­ выразительное  чтение, иллюстрирование. Н. Сладков «Осенние  радости» ­выборочное  чтение, пересказ. Э. Шим «Тяжкий труд» ­  жужжащее чтение,  творческая работа (краткое  изложение). 5­6 Б. Житков «Про слона» ­  чтение по цепочке.  Творческая работа по  произведению Б. Житкова  «Про слона»  (восстановление  прочитанного по памяти). Творческая работа по  произведению Б. Житкова  «Про слона»  (восстановление  прочитанного по памяти).   9 7­8 В. Дуров «Обезьяна Мимус» ­ Чтение, пересказ, задания  творческого характера. В. Бианки «Плавунчик»­  чтение, работа по  содержанию (основные  черты птиц). В. Бианки «Кто чем поет» ­  самостоятельное чтение,  творч. задание (выписать  всех героев произведения и  их способ пения),  инсценирование. 10 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 1ч 1ч 0,5ч 0,5ч 11 Выступление учащихся на  тему «Животные нашего  края». 12 Урок – игра «О братьях  наших меньших» ­ отгадай,  вообрази, изобрази. 1 1 0,5ч 0,5ч Что на свете всего важнее – 12 часов 0,5ч 1 2 3 4 5 С. Михалков «Будь  человеком»; Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла» ­  выразительное чтение,  рассуждаем, делаем  выводы. В. Осеева «Сыновья» ­  жужжащее чтение, пересказ. Творч. работа в парах  (выписать основную мысль,  идею произведения,  обосновать свой ответ). Е. Пермяк «Маркел –  самодел» ­ чтение цепочкой, характеристика героев. Е. Пермяк «Торопливый  ножик» ­ самостоятельное  чтение, тестирование. Чтение произведений Дж.  Родари, А. Барто, Л.  Толстого «Что на свете  важнее всего» ­ чтение,  сопоставление  прочитанного с темой. 6­7 Н. Артюхова «Подружки» ­  выразительное чтение,  работа по содержанию,  сравнительная  характеристика героев. Н. Артюхова «Совесть  заговорила» ­ чтение, анализ и пересказ  произведения. Творческая работа: мини –  сочинение «Что на свете  важнее всего». 8­ 11 12 1 1 1 1 1 2 4 1 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 1ч 2ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 1ч 2ч 0,5ч 0,5ч 1­3 В. Гаршин «Лягушка –  Путешествие в сказку – 16 часов 1,5ч 3 путешественница» ­ чтение,  анализ, пересказ  произведения. 6­ 10 4­5 «Моя любимая сказка» ­  выступление учащихся,  сообщение,  иллюстрирование. П. Бажов «Малахитовая  шкатулка»­ чтение по  цепочке, анализ, пересказ  текста, работа в парах  (задание творч. характера) Г. Х. Андерсен «Гадкий  утенок» ­ чтение  произведения, анализ и  пересказ текста. Творческие задания. 11­ 15 16 Урок – игра «Путешествие в сказку». 2 5 5 1 Смешинки – 11 часов. 1 1 1 1 2 1 2 3 С. Михалков «Как старик  корову продавал» ­  эмоциональное  выразительное чтение, игра  «рифма». О. Григорьев «Букет» ­  заучивание наизусть.  Задания творч. характера. Б. Заходер «Кит и кот» ­  интонационное чтение,  иллюстрирование. 4 Ю. Тувим «Словечки –  колечки»­ выразительное  чтение, инсценирование. 5­6 В. Драгунский  «Заколдованная буква»­ ознакомление с  произведением; развитие  памяти и речи. Краткий  пересказ, игра «Собери  1,5ч 1ч 1ч 2,5ч 2,5ч 2,5ч 2,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 1ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 1ч словечко» 8 7 Ю. Коринец «Кто живет у  нас в сарае»; К. Чуковский  «Загадка» ­ чтение, задание  творч. характера (парная  работа). Выступление учащихся по  теме «Юмор в  произведениях»­защита  работ. Творческая работа в  группах (сочинение  юмористических стишков). 9 10 Урок – игра по теме  «Смешинка». 11 Подведение итогов,  выполнение творческих  заданий (по выбору уч­ся). 1 1 1 1 1 ИТОГО 68 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 33,5 0,5ч 0,5ч 0,5ч 0,5ч 34,5 Вариант 2. Содержание программы.  1 класс № Тема 1. « Клуб  почемучек» о в т с е ч и л о К в о с а ч 3 Вид занятий (форма, метод) Беседа, чтение книг учителем. Содержание Рассматривание, чтение книжек ­ малышек,  игры с книжками­  игрушками, раскрашивание  рисунков в книжках­  раскрасках. 2. «Поляна сказок» 3 3. 4. 5. Игры с буквами Малые  фольклорные  жанры: народные  песенки, потешки. Где живут книги? 6.  Малые  фольклорные  жанры: загадки.  Стихи  о детях и  для детей. Мои  первые книжки». Малые  фольклорные  жанры: веселые  скороговорки,  забавные  считалки. Из чего состоит  книга? Я рисую книжку. Коллективная  поездка в театр. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Игровая  программа для  первоклассников  в форме КВНа  2 2 1 2 2 2 2 2 2 4 Драматизация  сказки, игры  на основе  сказок Чтение сказок учителем,  драматизация сказки, игры на  основе сказок, раскраски со  сказками, лепка героев из  пластилина. Игровая  форма  занятия. игры и  хороводы Игры с буквами. Нужны для  игр альбом, карандаши или  краски, картинки с буквами Чтение учителем, заучивание  наизусть, игры и хороводы. Экскурсия в   библиотеку  школы. Детское  творчество. беседа игра Игры беседа Проектная  деятельность. Игровая  программа. Знакомство с библиотекарем и  библиотекой. Правила поведения в  библиотеке,  порядок выдачи книг Отгадывание загадок,  рисование или раскрашивание  отгадок­ букв. Чтение стихов учителем,  заучивание наизусть, игры. Разучивание скороговорок и  считалок, игры пожеланию  детей. Элементы книги: корешок,  страницы, переплет,  оглавление. Изготовление книжки­ малышки. Просмотр и обсуждение  спектакля, обмен впечатлениями. Подготовка к празднику,  мероприятие. «Спасибо тебе,  Азбука!» 13. Маленький  читатель. 14. Писатели­ юбиляры. 15. Игра – викторина  по прочитанным  книгам. 1 3 1 16. Летнее чтение 1 беседа Итого 33 часа Экскурсия в   библиотеку  поселка.  Знакомство с библиотекарем и  библиотекой, запись в  библиотеку. Совместное  чтение книг,  подготовка  рисунков по  произведениям . викторина Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами  писателя. Ответы на вопросы,  выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.  Рекомендательный список  произведений для летнего  чтения. Содержание программы. 2 класс № Тема о в т с е ч и л о К в о с а ч Вид занятий (форма, метод) Содержание 1 2 2 3 3 3 3 2 2 1. Самые  интересные  книги,  прочитанные  летом. 2. Конкурс  рисунков по   прочитанным  книгам. 3. Конкурсная  программа  «Путешествие в  море книг»  4. Литературная  игра­ викторина  «Лукоморье» по  сказкам А. С.  Пушкина. 5. День книги –  именинницы. 6. Сказки и стихи   К.Чуковского. 7. Писатели –  юбиляры. 8. Литературная  игра «Что? Где?  Когда?» по  сказкам  Андерсена. «И в шутку, и  всерьез».  Рассказы Н.  Носова.  9. Посещение  библиотеки. Обзор новых книг для чтения  во 2 классе. Выставка рисунков. Драматизация отрывков из  произведений, игры, конкурсы. Драматизация отрывков из  произведений, игры, конкурсы. Рассказ о книге по календарю  знаменательных дат Викторина по произведениям,  конкурс рисунков. Рассказ о творчестве писателя. Драматизация отрывков из  произведений, игры, конкурсы. Отгадывание кроссвордов. Организация и проведение  конкурса. Конкурсная  программа. Подготовка по группам. Литературная  игра­  викторина. Форма  проведения по выбору  учителя. Литературная  игра­  викторина Устный  журнал. Литературная  игра­  викторина  Конкурс  кроссвордисто в. 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . Сказки  зарубежных  писателей.  Сказки братьев  Гримм. Зарубежный  фольклор. Конкурс  семейных  плакатов и  рисунков  «Вместе весело  шагать» «Папа, мама, я – читающая семья». 15 . Посещение  поселковой  библиотеки. Итого 3 3 1 1 4 1 34 часа Драматизация отрывков из  произведений, игры, конкурсы Драматизация отрывков из  произведений, игры, конкурсы Английские песенки в  переводе Чуковского и  Маршака, чешские и  латышские песенки в переводе Маршака. Викторина по  сказкам Ш.  Перро.  Конкурс  рисунков. Устный  журнал. Беседа,  чтение. Выставка  рисунков и  плакатов. Проектная  деятельность. Праздник для  родителей и  детей Беседа, обзор  книг. * конкурс на самую читающую семью; *конкурс на лучшее чтение  стихов; *любимые книги родителей в  детстве «Дайте до детства  обратный билет». Рекомендательный список  произведений для летнего  чтения Содержание программы.  3 класс. о в т с е ч и л о К в о с а ч 2 3 3 2 3 3 2 4 Вид занятий Содержание (форма, метод) Проектная  деятельность. Защита читательских  дневников. Устный  журнал. практическая  работа Экскурсия Стихи русских поэтов об  осени в сопровождении  музыкальных произведений   русских композиторов Моделирование рассказа,  сказки. Обзор новинок для чтения  учащихся младшего  школьного возраста проект По календарю знаменательных дат. Выставка книг Дети приносят в класс книги  со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку. Составить кроссворд по  произведениям детских  писателей. Подготовка и проведение  утренника. проект Литературный праздник № Тема 1. 2. «Что я  читал  летом».  «Золотая  волшебница­  осень» 3. Игра «Лего­ чтение» 4. Посещение  библиотеки. « День новой  книги». 5. Писатели –  юбиляры. 6.  «Лучшие сказки  20­века». 7. Конкурс  кроссвордистов. 8. Литературный  праздник,  посвященный  творчеству Г.­Х.  Андерсена. 9. Сочиняем загадки. 4 проект 10 . Устный журнал  «Любимые книги  – любимые  4 проект Дети сочиняют загадки по  предложенной рифме, рисуют  отгадку. 11 . 12 . писатели». Фотоконкурс «Я  читаю!» Современные  детские журналы  и газеты. Итого                                      2 2 34  часа Фотоконкурс проект творческая  деятельность Выставка фотографий,  сделанных в семье,  классе,  библиотеке. Подготовить рекламу журнала по мини­группам. Содержание программы. 4 класс о в т с е ч и л о К в о с а ч № Тема 1. «Лето с  героями  любимых книг». 2. Устный журнал  «Твоя книжная  полка». 3. И. Крылов «Уж  сколько раз  твердили  миру...»  Конкурс на  лучшее  инсценирование басни. 4. «Книжкины  именины» 2 1 3 2 Вид занятий (форма, метод) Содержание проект Презентация читательских  дневников. Занятие в  библиотеке Обзор новинок для чтения  учащихся младшего  школьного возраста Творческая работа в группах  Конкурс на  лучшее  инсценирование басни. Игровая  программа Викторины, конкурсы,  кроссворды по книгам детских писателей. 5. «Литературная  гостиная». 6. Литературные  сказки  зарубежных  писателей. 7. В гостях у  малышей. 9. Сочиняем  сказки 10 . 11 . Литературная  игра по книге  А. Толстого  «Золотой  ключик, или  Приключения  Буратино». Конкурс  чтецов,  посвященный  празднику  Победы. 3 4 5 4 3 3 Встреча с  писателем. КВН. концертная  деятельность проект Литературная  игра Приглашает библиотека. Подготовка: биография  писателя,  вопросы. Обмен впечатлениями.  Подготовка и проведение  мероприятия по следующим  произведениям: Линдгрен «Малыш и Карлсон,  который живет на крыше»,  «Пеппи Длинныйчулок»;  Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон  «Шляпа Волшебника» Посещение подготовительной  группы детского сада с  инсценировкой сказки (любой  по выбору) Дети сочиняют сказку по  предложенному началу,  оформляют в книжку­  малышку Толстой «Золотой ключик,  или Приключения Буратино». Конкурс чтецов Подготовка и участие в  ежегодном конкурсе чтецов 12 . 13 . Читательская  конференция  «Зачем нужны  книги  в  компьютерный  век?» Литературная  игра «Слабое  звено» Итого  2 2 34  часа Читательская  конференция Литературная  игра Подготовка и проведение  конференции. работа организуются по  секциям. Выступают  докладчики и оппоненты,  подводится итог. Подготовка и заключительная  игра по прочитанным книгам. Дополнительный материал к занятиям. 1. Анкета для первоклассников  «Читательская активность обучающихся» Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного  возраста, а также направленности читательского интереса. 1. Любишь ли ты читать?   (да, нет) 2. Почему ты любишь читать?  (можно многое узнать, интересно)  3.Посещаешь ли ты библиотеку?  (да,  нет) 4. Что ты любишь читать?   (стихи,   сказки,    смешные   рассказы,  рассказы о животных ) 5.Что любишь больше всего?  (читать сам,  слушать чтение взрослых) 6. Читают ли в вашей семье книги вслух?  (читают,  не читают)  7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?  (хвалят,  ругают, сердятся) 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?   (могу,  не могу)     2.  План проведения недели детской книги День недели Клас Мероприятие понедельник с 1 ­4 Конкурс рисунков «В  стране книг!» Игра "Книжка заболела"  (ремонт книг,  учебников, изготовление закладок) Ответственные Классные руководители,  дети, родители, педагоги  дополнительного образова­ ния, воспитатели ГПД Классные руководители,  дети, родители, воспитатели  ГПД, зав. библиотекой вторник 1­ 4 среда 1 ­4 четверг 1 2 3 ­ 4 пятница 1­4 суббота 1 ­4 Встреча с писателем в  библиотеке  «Литературная  гостиная» Конкурс  чтецов  «Поэтическая тетрадь» Литературная игра  «Планета сказок» Литературная  викторина «Там, на  неведомых дорожках» Литературный турнир  «Чемодан  приключений» Утренник «Посвящение  в читатели» Торжественная линейка Подведение конкурсов,  награждение  победителей. Классные руководители,  дети, зав. библиотекой Классные руководители,  дети, родители,  воспитатели ГПД, зав. библиотекой Классные руководители,  дети, родители, педагоги  дополнительного образова­ ния, воспитатели ГПД зав. библиотекой Классные руководители,  дети, родители, воспитатели  ГПД, зав. библиотекой Содержание  занятий по внеклассному чтению Наименование темы Форма работы 1­й класс В.А. Осеева "Волшебное слово"  С.Я. Маршак "Вам, дети, про все на  свете"  В.П. Катаев "Цветик­семицветик"  И.И. Акимушкин "Жил­был бобр",  рассказы о животных  Н.Н. Носов "Фантазеры и затейники"  Б.В. Заходер "Моя Вообразилия"  Д. Биссет "Все кувырком"  В.В. Бианки "Мышонок Пик".  Знакомство с книгой В.В. Зотова  "Лесная мозаика" и серией аудиокассет  "Лесная азбука" (по этой же книге)  В.Ю. Драгунский "Денискины  рассказы". Знакомство с книгами К.В.  Драгунской  Громкое чтение, обсуждение,  беседа  Литературный утренник  Викторина  Громкое чтение, обсуждение, обзор Беседа, инсценировка, викторина  Литературный час  Громкое чтение, сочинение,  рисование, игра  Обсуждение, видеопросмотр,  прослушивание кассеты  Громкое чтение, обсуждение, обзор "Чудесная страна Ирины Токмаковой"  Литературный утренник  Е.И. Чарушин "И лисята, и зайчата, и  медведь"  К.И. Чуковский "Приключения  Бибигона"  Г.Б. Остер "Зарядка для хвоста"  Беседа, громкое чтение, викторина, игра, обзор  Беседа, викторина  Громкое чтение, викторина,  видепросмотр  2­й класс Беседа, викторина, обзор,  видеопросмотр  Литературный утренник  Викторина, обзор, громкое чтение,  видеопросмотр  Беседа, обсуждение, громкое  чтение  Беседа, викторина, видеопросмотр  Беседа, обсуждение, громкое  чтение  Литературный час  В.В. Голявкин "Тетрадки под дождем"  Громкое чтение, беседа  Г.В. Сапгир "Сегодня, завтра и вчера"  Литературный час  "Обыкновенный волшебник" (по  сказкам Е.Л. Шварца). Знакомство с  книгами С.А. Седова  В.В. Бианки "Отчего я пишу про лес"  Беседа­обзор  "Тот самый Карлсон" (по книге А.  Линдгрен "Три повести о Малыше и  Карлсоне")  Ю.П. Мориц "Большой секрет для  маленькой компании"  "Незнайка собирает друзей" (по книгам  Н.Н. Носова). Знакомство с книгами  А.Б. Хвольсон "Приключения  Мурзилки и лесных человечков", И.П.  Носова "Ура, Незнайка!"  А.П. Гайдар "Чук и Гек". Знакомство со сказкой Н.П. Вагнера "Великое"  Р. Киплинг "Просто сказки"  Б.С. Житков "Рассказы о животных".  Знакомство с книгой О.Ф. Кургузова  "По следам Почемучки"  "Дядя Степа Михалков" (по  стихотворениям  С.В. Михалкова)  В.В. Чаплина "Питомцы зоопарка"  "Волшебник из Копенгагена" (по  произведениям Г.Х. Андерсена)  "Иван Иваныч Самовар приглашает" (по Литературный час  Литературный час  Литературная экскурсия  КВН стихам и сказкам Д.И. Хармса)  "Дети радуги" (по произведениям Н.И.  Сладкова)  С.П. Алексеев "Богатырские фамилии"  Громкое чтение, обсуждение  Информина  3­й класс Н.Н. Носов "Витя Малеев в школе и  дома"  "Где­то, когда­то, в какой­то стране"  (по книге Дж. Родари "Приключения  Чиполлино")  "Ведьмы и другие" (по книге О.  Пройслера "Маленькая Баба­Яга").  Знакомство с книгами: П. Бигль  "Черная вдова", А. Первик "Чаромора", А. Шмидт "Ведьмы и все прочие", М.Ю. Мокиенко "Как Бабы­Яги сказку  спасали", "Как Бабы­Яги Новый год  встречали"  Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет"  "Играем с Пеппи" (по книге А.  Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок")  К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"  "В страну невыученных уроков".  Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной  "В стране невыученных уроков – 2",  "Путешествие в страну невыученных  уроков"  "…И кот ученый свои мне сказки  говорил…" (по сказкам А.С. Пушкина)  А.И. Куприн "Белый пудель"  "В путешествие с Нильсом" (по книге С. Лагерлеф "Чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями")  Д. Барри "Питер Пэн"  А.П. Чехов "Мальчики", "Каштанка"  Э. Распэ "Приключения Барона  Мюнхгаузена". Знакомство с книгами  Обсуждение  Литературный час  Беседа, викторина, обзор у  книжной выставки  Познавательный час  Литературная игра  Литературный час  Игра­путешествие, обзор  КВН  Обсуждение  Беседа, тест­игра  Беседа, викторина, видеопросмотр  Беседа, обсуждение  Беседа, тест­игра, обзор Беседа, обсуждение  Литературная игра, обзор  Ю.Б. Вийры "Мой папа – Мюнхгаузен",  С.Л. Макеева "Мюнхгаузен в России",  "Русский дневник барона Мюнхгаузена" Л.Ф. Воронкова "Девочка из города"  "Буратино на поле чудес" (по книге  А.Н. Толстого "Золотой ключик, или  Приключения Буратино"). Знакомство с книгами: К. Коллоди "Приключения  Пиноккио", А.В. Кумма, С.В. Рунге  "Вторая тайна золотого ключика", Е.Я.  Данько "Побежденный Карабас", Л.В.  Владимирский "Буратино в  Изумрудном городе", Шукура  Сагдуллы "Качал­батыр"  4­й класс "Литературная карусель" (по книге В.В. Медведева "Баранкин, будь  человеком!")  В.В. Бианки "Лесная газета"  К.К. Сергиенко "До свидания, овраг".  Знакомство с книгой Д. Пеннака  "Собака Пес"  "Путешествие с Гулливером" (по книге  Дж. Свифта "Путешествия Гулливера")  А. Линдгрен "Эмиль из Леннеберги".  Знакомство с книгами лауреатов  Мемориальной премии имени А.  Линдгрен  "Профессор математики и его две феи"  (по произведениям Л. Кэрролла).  Знакомство с книгой Г. Адера "Алиса в  Заиголье"  Ю.И. Коваль "Недопесок" и др.  "Зазеркалье В.С. Губарева"  В.П. Катаев "Сын полка"  К.М. Станюкович "Максимка"  "Мои герои – животные" (по  Литературная игра  КВН  Громкое чтение, обсуждение, обзор Беседа, кроссворд  Литературный час  Литературная игра  Беседа, громкое чтение,  обсуждение  Викторина, обзор  Беседа, обсуждение  Обсуждение  Круглый стол произведениям Э. Сетона­Томпсона).  Знакомство с книгой Ю.И. Коваля  "Шамайка"  "В волшебной долине Муми­троллей"  (по произведениям Т. Янссон)  Е.И. Ильина "Четвертая высота"  Литературная игра, обзор,  видеопросмотр  Обсуждение  Используемая  литература. Для педагога:  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. ­  Под ред.  Н.Е. Щурковой. ­ М.: Новая школа, 1998 2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва,  2006 3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. –  Москва, Дрофа, 1999 5. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.:  АРКТИ – 2006 6. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. ­ корр. АН СССР Н.Ю.  Шведовой. ­ М.: Русский язык, 1987. 7. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980 8. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980 9. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд­тесты. – Ярославль,  «Академия развития», 2006 10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. ­ Под. ред. Мартыновой  Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007   Для учащихся. 1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000 2. Азбука в загадках:  книжка­раскраска – М.: ООО «Канц­Эксмо»; Наталис,  2004.  3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.:  ООО «Издательство Артель». ­2004 4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. –  2001 5. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская  литература , 1984 6. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992 Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова.  Ижевск. 1998

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)

Программа курса "Речь и слово" (совместная работа с педагогами начальных классов" (1-4класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018