Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса
Оценка 5

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Оценка 5
Разработки курсов
doc
математика +1
2 кл—11 кл +1
24.04.2017
Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса
Как автор программы перед собой я ставлю следующую цель: разработать методику формирования у младших школьников креативности мышления в процессе обучения математике с помощью дивергентных и с включением конвергентных задач, так как в дидактическом и методическом плане проблема развития креативности мышления посредством использования дивергентных задач в процессе обучения математике мало изучена.
программа Созвездие умников для обучающихся 2 классов.doc
МАОУ – СОШ № 9 города Искитима Новосибирской области Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса     Составитель: Гончаренко Т.Е.,      учитель начальных классов 1 г. Искитим, 2016 год 2 Многие психологи и педагоги придерживаются мнения, что ребёнок рождается   талантливым   и   способным   от   природы,   нужно   только   умело помогать раскрываться его талантам. Один из путей – это целенаправленные занятия   по   выявлению   и   развитию   индивидуальных   способностей   каждого школьника.   Педагог   не   должен   ограничивать   свою   деятельность   только обучением,   он   должен   развивать   ребёнка   многопланово,   учить   мыслить нестандартно, креативно.  В   современных   условиях   на   первый   план   выступает   развитие творческого компонента мышления, ибо современному обществу нужны люди, способные   продуцировать   оригинальные   идеи   и   претворять   их   в   жизнь, умеющие быстро находить конструктивный выход из сложных и проблемных ситуаций,   диктуемых   повседневной   жизнью.   В  современном   мире   ребёнок должен   уметь   применять   полученные   на   уроках   знания   в   нестандартных ситуациях,   иначе   знания   остаются   ненужным   багажом.   Практическое использование знаний возможно только тогда, когда ребёнок умеет мыслить творчески.  Проблема   развития   креативности   (творческости)   мышления привлекала пристальное внимание исследователей с середины ХХ века. Поворотным   пунктом   в   современных   исследованиях   креативности принято   считать   1950   год. Это   связано   со   вступительной   речью   нового Президента Американской психологической ассоциации Дж.Гилфорда. Хотя доклад   Гилфорда   назывался   “Креативность”,   с   течением   времени   многие психологи   стали   понимать   креативность   и   дивергентное   мышление   как синонимы,   поскольку,   по   мнению   Гилфорда,   креативность   локализуется, прежде всего, именно в факторах дивергентного мышления. [6]  Для определения уровня креативности разные авторы выделяют разное количество   параметров     креативности.   Наиболее   полно   их   раскрыл     Дж. Гилфорд,   он   выделил   16   гипотетических   интеллектуальных   способностей, характеризующих креативность. Вот некоторые из них: 1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;   2)   гибкость   мысли   –   способность   переключаться   с   одной   идеи   на другую;  3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;  4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире; 3 5) способность к разработке гипотезы;  6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;   7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;   8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;  9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали. [6] Дж.   Гилфорд   указал   на   принципиальное   различие   между   двумя мыслительными операциями конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное   мышление (от   лат.   соnvergere —   сходиться) использует   предварительно   усвоенные   алгоритмы   решения   определенной задачи, это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно   правильное   решение   задачи.   Предполагает   точное   следование инструкции или последовательности действий по решению задачи. [17] Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно   правильное   решение.   Они   пытаются   использовать   имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение. Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного   мышления.   И   как   результат   этого   обучения   –   поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все. Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличие от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным. [17] Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов. Хороший пример дивергентного мышления — мозговые штурмы. Именно   мышление   в   различных   направлениях   (дивергентное мышление)   ученые считают основой творчества.   Решением задачи развития личности, начиная с младшего школьного возраста   в   процессе   обучения,   занимались   крупные   отечественные   и зарубежные   ученые:   С.А.Рубинштейн,   Н.С.Рождественский,   В.В.Репкин, С.В.Жуйков,   А.Н.Люблинская, З.И.Калмыкова, Л.В.Занков, А.В.Полякова и др.    Н.А.Менчинская,   В.В.Давыдов,   Важным   моментом   для   выявления   необходимости   формирования дивергентного мышления в образовательном процессе младших школьников 4 является положение о том, что личность, которая может реализовать свою творческую активность, руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост.   Идея   развивающего   обучения   была   впервые   сформулирована Л.С.Выготским,   считавшим,   что   эффективность   обучения   определяется   не только имеющимся уже ко времени обучения уровнем развития, но, в большей мере,   учетом   зоны   его   ближайшего   развития.   Эта   идея   была   положена   в основу   развивающих   программ,   созданных   Л.В.Занковым,   Д.В.Элькониным, В.В.Давыдовым. [6] Почему   проблема   развития     дивергентного   мышления   актуальна? Дивергирование определяет развитые навыки планирования, прогнозирования, которые обеспечивают настойчивость в достижении цели. Ярко выраженный интерес  к проблемам  любого  рода  развивает  способность конструктивного овладения   понятиями,   позволяет   учащимся   демонстрировать   понимание сложных причинно­следственных связей и отношений. Таким   образом,   конвергентное   мышление  направлено   на   поиск единственно   верного   результата,   а  дивергентное   мышление  исходит   из принципиальной   возможности   нахождения   многих   решений.   Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях». [17] Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один   вопрос   может   быть   несколько   ответов.   А   ведь   именно   это   является условием самовыражения личности. 5 Важную   роль   в   подготовке   к   творческому   труду   играет   начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте формируется  психологическая основа   для   такой   деятельности:   развиваются   воображение   и   фантазия, творческое   мышление,   воспитывается   любознательность,   формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты,   делать   выводы,   практически   оценивать   деятельность,   активность, инициатива;   начинают   складываться   и   дифференцироваться   интересы, склонности,   формируются   потребности,   лежащие   в   основе   творчества. Ребенок   может   предложить   такое   решение,   которое   уже   известно, использовалось  им на практике, но додумался до него он самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение   решать   нешаблонные,   нестандартные   математические   задачи. Успешное   формирование   у   младших   школьников   творческого   мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является та среда, которая поможет ребенку проявить свои  способности. Математика   имеет   большие   возможности   в   развитии   не   только абстрактного,   понятийного,   алгоритмического   и   т.   д.   мышления,   но   и творческого.   Многие   десятилетия   усилия   методистов   в   соответствии   с традициями   отечественных   образовательных   программ   и   учебников   были главным   образом   направлены   на   разработку   методических   подходов   к решению конвергентных задач.  На протяжении 19 лет работы в школе учителем начальных классов я постоянно   интересовалась   этой   проблемой,   но   целенаправленно   стала заниматься   ею   с   2007­2008   учебного   года,   набрав   первую   группу   курса «Эрудиты» среди учащихся 3­4 классов.  Как   автор   программы   перед   собой   я   ставлю   следующую  цель: разработать  методику  формирования  у  младших  школьников  креативности мышления   в   процессе   обучения   математике   с   помощью   дивергентных   и   с включением конвергентных задач, так как в дидактическом и методическом плане проблема развития креативности мышления посредством использования дивергентных задач в процессе обучения математике мало изучена.  Задачи: 6      Создать   условия   для   развития   у   детей   познавательных   интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску. Обеспечить   становление   у   детей   развитых   форм   сознания   и самосознания. Организовать   деятельность   по   овладению   учащимися   приёмами поисковой и творческой деятельности. Способствовать развитию комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности». Помочь учащимся сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. Проанализировав   современные   учебники   для   начальной   школы   ­ учебные пособия М.И.Моро и др. («Школа России»), И.И.Аргинской (система Л.В.Занкова), Н.Б.Истоминой («Гармония»), Л.Г.Петерсон («Школа­2100») и др. можно сделать вывод, что задачи дивергентного типа ­ большая редкость в их содержании. Обычно в школе рассматриваются конвергентные задачи, т. е. имеющие   вполне   определенное   условие,   строгий   алгоритм   решения   и единственно верный ответ, которые рассчитаны на развитие главным образом конвергентного   мышления,  который,   по   мнению   А.И.Савенкова  «считается более простым по сравнению с творческим». [10] Развитие   дивергентного   мышления   имеет   значение   не   только   для интеллектуального   роста   человека,   но   и   для   его   личностного   развития, воспитывает такие качества личности, как толерантность, любознательность, креативность.  Поэтому   для   полноценного   проявления   креативности мышления   необходима   соответствующая   пропедевтическая   работа   в начальной школе, которая предполагает уделять особое внимание развитию дивергентной   составляющей   креативности   мышления.   Конвергентному мышлению,   как   было   сказано   выше,   в   традиционном   обучении   уделяется достаточно   большое   внимание.   Практически   все   учебные   задачи, используемые в традиционных учебниках – конвергентного типа. Поэтому, я думаю,  необходим   паритет   или   выверенный   баланс   в  использовании   задач, направленных   на   развитие   обоих   видов   мышления   –   конвергентного   и дивергентного. Ведь качественное образование и целенаправленное развитие креативности мышления в процессе обучения создает благоприятный фон для «произрастания»  творческих  личностей.  Отсутствие такого  благоприятного фона   не   дает   возможность   развиваться   и   проявляться   тем   творческим задаткам, которые заложены в человеке от рождения. 7 По   мнению   А.И.Савенкова,   работающего   над   вопросами   развития креативности,     выделяются следующие условия формирования творческого мышления учащихся:   доминирование     заданий   дивергентного   типа   и     развивающих возможностей   учебного   материала   над   его   информационной насыщенностью;   развитие  личностных  функций  субъектов  через  индивидуализацию образовательного процесса;   ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций т.е., проблематизация;  использование   системы   методических   приёмов,   направленных   на формирование дивергентного мышления. [6] Соблюдение   данных   условий   даст   возможность   формирования творческого мышления школьников.  Развитие   креативности   (беглости,   гибкости   и   оригинальности) мышления   у   младших   школьников   в   процессе   обучения   математике   будет происходить более эффективно, если:  при формировании умения решать задачи систематически использовать совокупность   специально   подобранных   дивергентных   задач   с соответствующей методикой их решения;  создавать   на   внеурочных   занятиях   по   математике   доброжелательную творческую   обстановку,   призванную   поощрять   любые   идеи   и инициативы   учащихся   в  поисках   разнообразных   решений   задач   ­  как конвергентных, так и дивергентных. Ведь   «творческие   способности   не   могут   «созреть»   сами   по   себе, независимо от внешних воздействий. Для их развития требуется усвоение, а затем   и   применение   знаний   и   умений,   выработанных   в   ходе   общественно­ исторической   практики».   (Н.С.Лейтес,   [10])   Творческую   личность   можно получить,   лишь   развивая   его   в   течение   всего   периода   обучения   в   школе. Начальная школа – очень важные годы для творческого развития личности, так как все обучение в старших классах базируется на знаниях, полученных в младших   классах.   «Характер   мыслительной   деятельности   начинает складываться   в   начальной   школе,   и   наиболее   подвержен   педагогическому воздействию». (Н. В.Аммосова, [10]) Как отличить дивергентные задачи от конвергентных? [17] 8 Конвергентная задача – та, где условие предполагает существование лишь одного, «единственно верного» решения, которое может быть получено путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов. А   дивергентные   задачи   бывают   трех   типов   (по   классификации А.И.Иванова, [8]): Дивергентная задача 1­го типа  – та,  которая может быть  решена только   одним   способом,   а   с   другой   стороны,   имеет   несколько   вариантов решений. Дивергентная задача 2­го типа – та, которая имеет одно решение, но решается   несколькими   способами.   Это   любая   задача,   имеющая   разные способы решения. Такие задачи всегда присутствуют в небольшом количестве в учебниках математики для начальной школы, однако опыт показывает, что лишь незначительное число детей видит и понимает смысл разных способов решения подобных задач. Дивергентная задача 3­го типа  – та, которая имеет разные верные решения и решается разными способами. Задачи   дивергентного   типа   можно   разделить   на   следующие группы: 1. Дивергентные задачи, связанные с движением. 2. Комбинаторные задачи. 3. Задачи, связанные с разнообразием измерения величин. 4. Задачи на построение и конструирование геометрических фигур. 5. Задачи на состав и представление чисел. 6. Задачи на оптимизацию. 7. Задачи на магические квадраты. 8. Задачи на общность признаков. 9. Задачи на версии причин событий. 10.Задачи на составление по заданному решению или уравнению. 11.Задачи с недостающими данными. 12.Задачи, связанные с разнообразием использования материалов. 13.Задачи на преодоление инерции мышления. 14.Прогностические задачи. [10] 9 Но иногда бывают такие конвергентные задачи, которые решаются как дивергентные. По мнению А.Н.Поддьякова, с которой я полностью согласна: дивергентность и конвергентность сочетаются друг с другом, в деятельности ребенка одни компоненты деятельности (например, цель) он может строить конвергентным путем, а другие (например, способы достижения этой цели) искать   дивергентным   путем.   При   этом   соотношение   компонентов деятельности,   которые   ребенок   ищет   конвергентным   или   дивергентным путем,   может   неоднократно   меняться   по   мере   продвижения   ребенка   в познании   объекта.   [18]   Таким   образом,   дивергентное   и   конвергентное мышление в благоприятном случае дополняют и обогащают друг друга. При неблагоприятных вариантах доминирует либо конвергентная составляющая, и тогда   ребенок   не   может   собрать   полную   информацию   из­за   того,   что   его действия   с   объектом   слишком   стереотипны,   либо   дивергентная,   и   тогда ребенок   теряется,   «тонет»   в   лавине   полученной   им   самим   разнообразной информации, будучи не в состоянии ее осмыслить.  Таким   образом,   «суть   в   том,   что   для   ребенка   с   конвергентным мышлением  любая  задача  будет  конвергентной, а  для ребенка,  у которого сформированы   элементы   дивергентного   мышления,   доступны   как конвергентные подходы к решению задач, так и дивергентные». [8] Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   недостаточно   только включать дивергентные или конвергентные задания в работу с учеником, – необходимо   применять   методику,   формирующую   у   ребенка   дивергентные подходы даже к конвергентному заданию. Внедрение   задач   развивающих   дивергентное   мышление   на   занятиях курса – задача непростая. Для  этого нужна подготовка самого педагога  и психологическая   готовность   учащихся   к   работе   с   творческими   учебными задачами.  Педагогическая техника, реализуемая через приёмы, базируется на определённых принципах: Принцип   свободы   выбора.   В   любом   обучающем   или   управляющем действии, где только возможно, необходимо предоставлять право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Принцип открытости. Необходимо не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. 10 Принцип   деятельности. Нужно   организовать   освоение   учениками знаний, умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать. Принцип   обратной   связи. Необходимо   регулярно   контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Чем более   развита   система   –   техническая,   экономическая,   социальная   или педагогическая, ­ тем больше в ней механизмов обратной связи. Принцип   идеальности. Идеальность   –   одно   из   ключевых   понятий решения   изобретательских   задач.   Необходимо   максимально   использовать возможности,   знания,   интересы   самих   учащихся   с   целью   повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. [5] Введение   в   начальную   школу   регулярных   развивающих   занятий   по данному   курсу,   включение   детей   в   постоянную   поисковую   деятельность существенно   гуманизирует   начальное   образование.   Такой   систематический курс   создает   условия   для   развития   у   детей   познавательных   интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в свои возможности. Во время занятий по предложенному   курсу   происходит   становление   у   детей   развитых   форм самосознания   и   самоконтроля,   у   них   исчезает   боязнь   ошибочных   шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.   Система задач и упражнений позволяет решать все три  аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект. Формирование   и   развитие   различных   видов   памяти,   внимания, воображения, мышления. Формирование и развитие общеучебных   умений и навыков (умение работать  с книгой в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу). Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие   мышления     в   ходе   усвоения   таких   приемов   мыслительной деятельности,   как   умение   анализировать,   сравнивать,   синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.  Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук). Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект. 11 Воспитание   системы   нравственных   межличностных   отношений (формировать «Я­концепция»).  Основные формы и методы обучения Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно­ ориентированных   технологий   обучения   и   воспитания:   игровые   технологии; технология   коллективного   взаимообучения;   технология   проблемного обучения, технология критического мышления.  Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить   рассуждать,   выдвигать   гипотезы.   В   курсе   заложена   возможность дифференцированного и индивидуального обучения.  Изучение   курса   осуществляется   посредством   активного   вовлечения  учащихся в различные виды и формы деятельности:   введение нового материала в форме дискуссии;  занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях; самостоятельное   решение   заданий   в   форме   индивидуальной,   парной, групповой работы с последующим обсуждением; самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую   и   творческую   деятельность,   предоставляя   возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.            Формы занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, парная, групповая, коллективная; по особенностям коммуникативного взаимодействия: беседа; практикум, игры, коллективные и групповые работы; нестандартные: конкурсы. по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Методы работы Методы и приемы: практические (игровые); экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование; 1. Словесные: беседа; объяснение; поощрение; 12 2. Наглядные: показ таблиц, схем слайды, демонстрация образцов; 3. Практические: упражнение; 4. Аналитические: наблюдение; самоконтроль; самоанализ;  5. Контрольные: игра. Формы проведения итогов реализации курса:    проведение диагностических, контрольных срезов, тестов, олимпиад; участие в КВНах, в конкурсах, олимпиадах, викторинах муниципального, областного, российского уровней; участие в предметных декадах школы. Наглядным итогом работы в рамках курса может стать оформление отчетных материалов, включающих в себя:   результаты олимпиад; отзывы учащихся и родителей о занятиях. Формы контроля Обучение безотметочное. Оценка овладения   учениками   логических операций   мышления   отслеживается   по   олимпиадам,   диагностическим заданиям. После изучения каждого раздела предлагается игра для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание   ребенком   своих   способностей,   формирование   способов самоконтроля.  Для более эффективной работы по повышению уровня развития дивергентного и конвергентного мышления необходимо соблюдать ряд условий:     Свободная   атмосфера   в   школе   и   классе:   без   авторитарности; возможность выбора вида деятельности. Доверие   и   уважение   к   ученикам   со   стороны   учителя;   постоянное предоставление   ученикам   самостоятельности   и   познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя   к   мотивации   учения,   игровые   методики,   юмор.   Решение субъективно­творческих задач при изучении разных тем. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему   развитию   эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному), к его способностям. (физическому,   13  Атмосфера общей культуры в школе, высокая нравственность учащихся, высокий  уровень  духовного  развития  и учителя,  и  учащихся.  Учитель достигнет желаемого результата лишь в том случае, если сам он, как личность, не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.  В процессе совместной деятельности деятельность учителя имеет ряд особенностей:   Продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения; Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа); Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика; Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе занятия; Применение   трудных   ситуаций,   возникающих   по   ходу   занятия,   как область приложения знаний; Стимулирование   учеников   к   выбору   различных   способов   выполнения заданий.         Режим занятий: Продолжительность занятий: 45 минут. Важное   условие  –  проведение   занятий   в   системе  ­   либо   отдельным академическим часом, либо включением заданий в школьные дисциплины. Планируемые результаты освоения обучающимися программы Требования   к   личностным,   метапредметным   и   предметным   результатам освоения программы. В   результате   изучения   данного   курса   обучающиеся   получат   возможность формирования личностных результатов:  определять   и   высказывать   под   руководством   педагога   самые   простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); 14             в   предложенных   педагогом   ситуациях   общения   и   сотрудничества,   при поддержке   других   участников   группы   и   педагога,   делать   выбор,   как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные результаты Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться   совместно   с   педагогом   и   другими   учениками   давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже известного; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать   навыками   сотрудничества   в   группе   в   совместном   решении учебной задачи. Предметными   результатами  являются   формирование   следующих умений:     сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить   закономерность   в   значении   признаков,   в   расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие.     Основные принципы распределения материала курса: 1. системность: задания располагаются в определённом порядке; 2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 15 3. принцип «от простого ­ к сложному»: задания постепенно усложняются; 4. увеличение объёма материала; 5. наращивание темпа выполнения заданий; 6. смена разных видов деятельности. Методы  и  приемы  организации   курса ориентированы  на  усиление самостоятельной   практической   и   умственной   деятельности,   на   развитие навыков   контроля   и   самоконтроля,   а   также   познавательной   активности детей.  Рекомендуемая   модель   занятия   (по   системе   О.А.Холодовой, [18]):  Мозговая и пальчиковая гимнастики ­ физические упражнения для      стимуляции кровообращения мозга (2–3 минуты).  Разминка     ­   ответы   на   вопросы,   возможно   с   использованием презентации  (3–5 минут).  Основной задачей данного этапа является создание у ребят  определенного положительного фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.  Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения. (12­15 минут).  Используемые   на   этом   этапе   занятия   задания   не   только способствуют   развитию   этих   столь   необходимых   качеств,   но   и позволяют, неся соответствующую  дидактическую  нагрузку, углублять знания   ребят,   разнообразить   методы   и   приемы   познавательной деятельности, выполнять логически – поисковые и творческие задания.  Веселая   переменка  (3­5   минут).   Динамическая   пауза   развивает двигательную сферу ребенка и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. Логические задания (8 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Нестандартные задачи (10­15 минут). Умение ориентироваться в тексте задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Задачи такого характера различаются не только по содержанию, но и по сложности.  16 Содержание программы 2 класс 2 класс Арифметические действия. № п/п 1 2 Магический квадрат. 3 4 5 6 7 8 9 10 Арифметические   задачи,   требующие   особых   приемов Игра «Созвездие умников» (приложение 1). Задачи геометрического содержания. Задачи на принцип Дирихле. Игра «Созвездие умников» (приложение 2). Задачи, решаемые с помощью графов. Комбинаторные задачи. Игра «Созвездие умников» (приложение 3). решения. 11 Игра «Созвездие умников» (приложение 4). 12 13 14 Игра «Созвездие умников» (приложение 5). Задачи на разрезание фигуры на одинаковые части. Задачи с геометрическим содержанием. Итого:  Кол­во часов 4 3 1 4 3 1 4 3 1 4 1 2 2 1 34 ч 17 Литература 1 Белицкая   Н.Г.   Школьные   олимпиады.   Начальная   школа.   2­4   классы   / Н.Г.Белицкая, А.О.Орг.­ 3­е изд. – М.: Айрис­пресс, 2007. 2 Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2­4 классы / Б.П.Гейдман, И.Э. Мишарина. – 4­е изд. – М.: Айрис­пресс, 2008. 3 Гин С.Мир логики: Методическое пособие для учителя начальной школы / Внеурочная деятельность в начальной школе. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2011. 4 Григорьева А.Г. Дивергентное мышление как условие развития творчества детей http://festival.1september.ru/articles/608230/ 5 Данилюк А.А. Развитие дивергентного мышления учащихся начальной  школы. http://monach.86sch­mortka.edusite.ru/ 6 Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике: 1­4 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004. Задачи     и   7 Иванов   А.И.   конвергентные дивергентные. http://www.school2100.ru/upload/iblock/5e7/5e76df133d33898731859838113c ba75.pdf 8 Касумова  ДИВЕРГЕНТНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ   ЗАДАЧИ   КАК   СРЕДСТВО   РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ   МЫШЛЕНИЯ   У   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ   // http://www.pandia.ru/text/77/417/70295.php Солт­Ахмедовна Банати     9 Керова Г.В. нестандартные задачи по математике: 1­4 классы. – М.: ВАКО, 2010. 10 Комарова О.Н.  Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка // http://festival.1september.ru/articles/549433/ 11 Королева   Е.В.   Предметные   олимпиады   в   начальной   школе.   Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для   руководителей   образовательных   учреждений.   –   М.:   АРКТИ, 2007.Максимова   Т.Н..   Интеллектуальный   марафон:   1­4   классы.   –   М.: ВАКО, 2009. 12 Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителей начальных классов. – Саратов: «Лицей», 2002.Ефремушкина 18 О.А.   школьные   олимпиады   для   начальных   классов/Серия   «Здравствуй, школа!». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 13 Маслова С. В., Лысова В.Ф. Дивергентное решение текстовых задач в курсе знаний» математики http://www.rusnauka.com/28_NIOXXI_2008/Pedagogica/35639.doc.htm «Планета     14 Михеева   Н.Э.  Программа   деятельности     кружка   «ИНФОЗНАЙКА»   для детей младшего школьного возраста// http://boos.ucoz.ru/ 15 Н.Медведев. дивергентное http://tehread.ru/konvergentnoe­i­divergentnoe­myishlenie.html   Конвергентное и       мышление 16 Новикова   Н.В.  Формирование   конвергентного   и   дивергентного мышления//http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/matematika/formirovanie­ konvergentnogo­i­divergentnogo­myshleniya 17 Олимпиады   оп   математике.   3   класс   /   А.О.   Орг,   Н.Г.   Белицкая.   –   М.: Издательство «Экзамен, 2012. 18 Пупышева   О.Н.   Задания   школьных   олимпиад:   1­4   классы.   –   М.:   ВАКО, 2010. 19 Развивающие   задания:   тесты,   игры,   упражнения:   4   класс   /   сост.   Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. 20 Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. ­ М.: Педагогическое общество России, 1999. 21 Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для   начальной   школы.   –   М.:   ООО   «Издательство   Астрель»;   ООО «Издательство АСТ», 2000. 19

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса

Программа курса «Созвездие умников» для учащихся 2 класса

Программа курса  «Созвездие умников» для учащихся  2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017