Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".
Оценка 4.8

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история +2
Взрослым
19.01.2017
Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".
Программа «Россия Памятью жива» ориентирована на подростков 7-9 классов, проявляющих к исследовательской деятельности по истории своего края. Дети данного возраста уже имеют необходимые опорные знания. Имеется возможность интеграции с другими учебными предметами. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданственности у обучающихся. История родного края рассматривается как часть отечественной истории. Важную роль в реализации данного курса призван сыграть деятельный подход, предусматривающий активное участие обучающихся в сборе материала, в подготовке и защите проектов, экскурсиями по родному краю. В рамках курса предусматривается осуществление проектной исследовательской работы, что способствует развитию аналитического мышления и формированию основ научных знаний, навыков исследовательской деятельности.
Программа Россия Памятью жива.doc
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя   школа №1 р.п.Тумботино Павловского района Нижегородской области Программа курса внеурочной днятельности  «Россия Памятью жива» Направление:  «Организация   воспитательной   работы   и   духовно­нравственного просвещения на основе краеведческого материала» для  учащихся  13­17 лет Автор работы: учитель русского языка и литературы  высшей категории Мисюрева Л.В. 2                                                                       ­2016                                                 Пояснительная записка                                                Программа курса внеурочной деятельности     «Россия Памятью жива!» разработана   в   соответствии   с     постановлением   Правительства   Российской Федерации   от   5   октября   2010   г.   № 795   «О   государственной   программе "Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации   на   2011  ­   2015 годы"»,   в   соответствии   с   Концепцией   патриотического   воспитания   граждан Российской Федерации, в соответствии  с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека». Программа   рассчитана   на   учащихся   7­9   класса.   Срок   реализации   ­     4 учебных года,  1 в неделю (136 часов).  Программа «Россия Памятью  жива» ориентирована  на подростков    7­9 классов, проявляющих интерес к исследовательской деятельности по истории своего края. Дети данного возраста уже имеют необходимые опорные знания. Имеется возможность  интеграции с другими учебными предметами. 3 Краеведение     является   одним   из   важнейших   источников   расширения знаний   о   родном   крае,   воспитание   любви   к   нему,   формирование гражданственности у обучающихся. История родного края рассматривается как часть отечественной истории.    Изучение   истории   родной   земли,   истинной   истории   нашего   Отечества, его     духовных   и   культурных   традиций,   устоев   народа   является   важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Актуальность Проблема духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения  –  это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала   деформация   глубинных   основ   духовного   мира   —   нравственности   и патриотизма. 9 мая  2015 года  в нашей стране  праздновалось семидесятилетие Победы нашего   народа   в   годы   Великой   Отечественной   войны.   Нынешнее   поколение школьников почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Слишком   много   сейчас   желающих   в   мире   фальсифицировать   итоги  Великой Отечественной войны.  Поэтому  рассказать о героизме нашего народа, его роли в победе над фашизмом, сформировать правильное представление у наших ребят о событиях  того времени – наша главная  задача. То, чему мы учим наших   детей   сегодня,   составит   картину   нашего   будущего.     В   наше   время приходит поколение ребят, которое станет последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг российских солдат. 4 И не только солдат, подвиг каждого героя, которого коснулось страшное горе под названием война..    Война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого.   Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа.  Одной   из   основных   задач   духовно­нравственного   воспитания   является развитие   национального   и   патриотического   самосознания   нового   поколения   На   сегодняшний   день   социальная   политика граждан   великой   страны. государства уделяет немалое внимание проблеме воспитания чувства долга и уважения среди современных детей. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное  общество  с  богатой  историей  и  опытом  прошлого, или  попадем  в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Важную роль в реализации данного курса призван сыграть деятельный  подход, предусматривающий активное участие обучающихся в сборе материала,  в подготовке и защите проектов, экскурсиями по родному краю. В рамках курса  предусматривается осуществление проектной исследовательской работы, что  способствует развитию         аналитического мышления и формированию       основ научных знаний, навыков исследовательской деятельности.                           Знания, умения, полученные в рамках предложенного курса,  могут быть востребованы   в   дальнейшей   жизнедеятельности,   например   в   организации туристических   поездок,   при   создании   музеев,   семейных   архивов.   Овладение практическими знаниями и умениями даст возможность учащимся лучше узнать родную   историю   и   культуру,   будет   способствовать   воспитанию   чувства патриотизма. Познавательный   компонент  программы   предполагает   ознакомление учащихся   с     историей   родного   края   (в   том   числе   и   с   теми   её   страницами, 5 которые долгое время считались забытыми), героическим прошлым земляков на полях   сражений   за   Родину   методами   исследования   и   описания,   методикой проведения экскурсий, защитой проектов. Развивающий компонент  предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие   логического   мышления,   навыков   самостоятельных   исследований, коммуникативно­речевых   умений   и   навыков,     использование   приобретённых умений и знаний в практической деятельности. Воспитательный   компонент  создаёт   условия   для   формирования интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, интереса и уважения   к     истории   и   культуре   своего   края,   воспитанию   патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию. Цели:  Развитие   личности   школьника;   формирование   активной   жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение к духовному опыту народа;  развитие в учениках чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный героями войны и тружениками тыла;  формирование духовно­нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;  раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно­нравственных   традиций   русского   народа,   гражданских   основ Российского государства. Достижению целей способствует решение следующих задач: Образовательные:  Раскрыть положение родного края как части России, показать единство истории родного края с историей и жизнью России. 6  Углубить и расширить знания  об истории пос. Тумботино.  Собрать информацию о  героях войны и тружениках тыла пос. Тумботино;  Дать   представление   об   основных   источниках   знаний,   сформировать умения работать с различными источниками знаний.  Овладеть методикой  сбора, оформления материала.  Развивать навыки работы  с различными источниками информации, умение делать презентации, выступать перед аудиторией.  Собрать и систематизировать собранный материал, оформить его. Воспитательные:  Сохранение   духовной   культуры,   воспитание   патриотических   чувств, уважения к историческому наследию  предшествующих поколений.  Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.  Воспитание чувства  уважения и глубокой признательности  к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.  Воспитание гордости за свой народ, победивший фашизм.  Распространять информацию среди учащихся школы (проведение бесед, представление презентаций); Развивающие  Формирование   умений   и   навыков   научно­исследовательской   работы   с историческими, архивными и литературными источниками.  Формирование умения оформлять статью, презентацию, реферат.  Развитие устной коммуникативной способности учащихся.  Развитие познавательного интереса к истории своего родного края.  Развитие творческих способностей учащихся.  Принимать участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня 7 Ожидаемые результаты: В ходе работы учащиеся получат возможность подробнее познакомиться с историей   родного   края,  с  биографией   Героев   Советского   союза   и   России Павловского района и уважаемых людей.       Дети научатся собирать краеведческий материал, грамотно брать интервью, приобретают навыки публичного выступления. Повысится уровень воспитанности учащихся и уровень социальной активности, происходит   утверждение   нравственных   ценностей,   лежащих   в   основе мировоззрения  русского человека. Обучающиеся   овладеют   элементарными   поисковыми,   исследовательскими, практическими навыками.  Повысится интерес ребят и к истории своей семьи, своего рода. В результате занятий   в творческом объединении   «Память» по программе «Россия Памятью жива»  ученик должен   Знать/понимать:  Основные   факты,   процессы   и   явления,   характеризующие   цклостность региональной и отечественной истории;  особенности   р.п.Тумботино,   Павловского   района   и   их   роль   в отечественной истории;  термины и понятия, связанные с темой исследования;  имена героев­павловчан;  исторические памятники на территории Павловского района. Уметь: 8  проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;  критически анализировать источники исторической информации;  устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;  формулировать собственную позицию по изучаемым вопросам;  владеть   основными   видами   публичных   выступлений,   презентации результатов исследовательской деятельности. Результаты самостоятельной работы учащихся:  Проект «Поклонный крест — святая Память».  Проект «Земли родной святые имена» (Новомученики пос.Тумботино).  Проект «Дети войны»  Издание   Книги   Памяти   о   своих   родных,   участниках   Великой Отечественной войны.  Создание   Книги   памяти   о   жителях   пос.Тумботино,   погибших   или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.  Проект «Милосердие, рождённое войной».  Проект «Православные праздники и традиции в пос.Тумботино  Проект: «Они воевали в Афганистане» Механизмы реализации программы. Работа реализуется в следующих формах:     сбор и анализ информации;  презентации, встречи, беседы;  экскурсии;  конкурсы, концерты; 9  участие в школьных и внешкольных мероприятиях;   акции      Формы итоговой аттестации:  исследовательские работы;  творческие работы;  защита проектов.                                                                                                                       Применяются следующие средства:  использование ресурсов сети Интернет;     цифровые средства (проектор, ПК);  раздаточный наглядный материал;  информационное пространство школьной библиотеки, музея, СМИ.  Средства родителей, спонсоров (организация экскурсий) Направления работы: 1. Организационно­вводные занятия – 6 часов 2. Из истории  Павловского района и пос.Тумботино – 4 часа 3. К истокам духовности   ­— 12 часов 4. История родного края в легендах и преданиях – 4 часа 5. Летопись родного края в летописи Победы  — 34 часа 6. Милосердие, рождённое войной — 18 часов 7. Они воевали в Афганистане и в Чечне  ­ 8 часов 8. Конкурсы – 20  часов 9. Сотрудничество со школьной библиотекой и музеем – 7 часов 10.Экскурсии  — 20  часов 11.Подведение итогов — 2 часа 10 Блоки   автономные,   между   собой   и   внутри   варьируются,   что   позволяет   в зависимости   от   необходимости   перестраивать   работу,   изменять   количество часов.     Календарно­тематическое планирование    курса «Россия Памятью жива!»                               №п/п Тема  Формы работы Кол­во часов Направления исследователь­ ской проектной деятельности I. Организационно­вводные занятия  (6 ч.) Информационная беседа Практическая работа 1. 2. 3 . 4. Знакомство с деятельностью  объединения. Обучение созданию  презентаций. Правила оформления  реферата, учебно­ исследовательской работы Знакомство с поисковой  работой отряда «Память». 1 2 2 1 11 II. Из истории  Павловского района и пос.Тумботино (4 ч.) ии Павловский район  ­ центр  кустарного производства  железных и стальных изделий  (замк , ножи, ножницы и др.). Пос.Тумботино: от  кустарного промысла – к  производству медицинского  инструмента Посещение краеведческого Музея в  г. Павлово Посещение Музея  ОАО «Завод им. М.Горького» III. К истокам духовности ( 12 ч.)    5. 6. 7. 8. 215 лет Тумботинской церкви Благовещения Пресвятой  Богородицы. Встреча со старожилами  посёлка Тумботино. Их имена навечно остались в памяти земляков. Работа над проектом. 9. Пред  иконою святою 10 И «нет в мирах спасительнее  чуда…»              Рассказы старожилов посёлка об истории церкви в пос.Тумботино Беседа о трагической судьбе священнослужи­ телей в годы репрессий Беседа о священником «Дорога к Храму» Урок об иконе  Владимирской  Богоматери Проект «Земли родной Святые имена» Новомученики пос.Тумботино Минипроекты учащихся по избранным темам Проект «Земли родной Святые имена» Новомученики 2 2 3 4 2 1 12 11. Православные праздники и  обычаи в посёлке Тумботино. Презентации учащихся. пос.Тумботино Видеофильм IV. История родного края в легендах и преданиях (4 ч.) 12. Происхождение названия  пос.Тумботино Опрос населения пос.Тумботино Начало работы над проектом «Загадки топонимики родного края» Создание буклетов 13. История  топонимических  Опрос населения названий  окрестностей  пос.Тумботино. 14. Легенды, о происхождении  речки Кстова, озер Свято и  Кусторка.  Сбор информации (беседы со старожилами) V. Летопись родного края в летописи Победы (34 ч.) 15. Их  имена прославили   Сбор материала о Павловский район Героях Советского Союза и Буклеты «Земляки – герои Великой Отечественной кавалерах ордена войны». Славы Павловского района. Начало работы над проектом «Книга Памяти» 16. Социальный опрос «Что вы  знаете своих прадедушках и  прабабушках, участниках  Великой Отечественной  войны?» 2 2 1 1 4 2 13 Судьба страны в истории  моей семьи 17. «А был он лишь солдат…» 18. 19. Встреча с ветеранами  Великой Отечественной  войны Создание Книги Памяти  жителей пос. Тумботино,   погибших или пропавших без  вести в годы Великой  Отечественной войны. Индивидуальны е подпроекты Работа над проектом «Мы –благодарные потомки». 8 2 2 2 Работа с семейными архивами. Издание Книги Памяти о членах своих семей, участниках Великой Отечественной войны Презентация Книги Памяти, интервью Систематизация и обобщение материала И в тылу ковали Победу (14 ч.) Беседы с тружениками тыла, интервью Начало работы над проектом «Дети войны»    4 4 2 4 6 20. 21 Всё для фронта!  Всё для  Победы! (Завод им.     М.Горького в годы Великой  Отечественной войны)              Дети военных лет 22. Моя семья в годы Великой  Отечественной войны 23. Защита проектов «Дети  войны» Поиск, исследование. Сочинение Выпуск школьной газеты VI. Милосердие, рождённое войной  (18 ч.) 24. Работа эвакуационных  госпиталей в Павловском  районе Сбор информации о врачах и Начало работы над проектом «Милосердие, 14 25. Эвакогоспиталь №1473 около пос.Тумботино рождённое войной» медсёстрах, работавших в госпиталях г.Павлово и пос.Тумботино Беседы со старожилами посёлка 26. Поклонный крест – святая Рассказ о проекте Продолжение Память. «Поклонный крест – святая Память!» проекта «Поклонный крест – святая Память!» VII. Они воевали в Афганистане и в Чечне  ­  8 часов 27. Наши земляки, воевавшие в Сбор Афганистане. информации о воинах­афганцах пос.Тумботино. 28. Горячая точка – Северный  Кавказ 29 . Встреча с земляками,  воевавшими в Афганистане и  в Чечне Встреча с ветеранами, беседа. Исследователь­ ская работа в парах. Работа над проектом: «Они воевали в Афганистане» VIII. Конкурсы (20 ч.) 8 4 4 2 2 15 Информация о конкурсах в школьной газете Подготовка и проведение конкурсов среди учащихся. 30. Конкурс рисунков «Этих  дней не смолкнет слава» (1­4  класс). Конкурс чтецов «И память  нам покоя не даёт» (5­11  класс). 31. Конкурс коллажей «Мир без  Подведение войны» (5­9 класс). 32. Конкурс рисунков «Пасха  красная» 33. Конкурс выразительного  чтения «Рождественское  чудо» (5­11 кл.) 34. Подготовка к Сретенским  детско­юношеским чтениям  (7­10 кл.) 35. Подготовка к районным,  областным и Всероссийским  конкурсам. итогов конкурса. Публикации в районной газете, в школьной газете. Сбор материала, оформление работ Сбор материала, оформление работ 2 2 2 2 3 3 6 IX. Сотрудничество со школьной библиотекой и музеем (7 ч.) 36. 37. Беседы у книжной полки  «Память о войне нам книга  оживляет». Работа лекторских групп   Беседы, викторины в 1­7 классах 2 3 16 38. Сбор газетно­журнальных  материалов о Великой  Отечественной войне   «Сколько вечных огней мы  зажгли на Земле». Выпуски школьной газеты X.  Экскурсии                                                20 ч. 39. Путешествие в мир  Тумботинского Заречья 40. Павловский краеведческий  41. 42. 43. 44. Музей г.Нижний Новгород  (усадьба  Рукавишникова) г. Москва   Государственный  исторический Музей, Музей  воинской славы на Поклонной горе г.Москва. Покровский собор  (Храм Василия Блаженного).  История и легенды.  г.Санкт­Петербург.  Пискарёвское кладбище 42. Храмы  и соборы   Дивеева  43. Успенский собор  44. (г.Владимир) «Здесь русский дух, здесь  Русью пахнет»  (г. Суздаль)  43.. Подведение итогов работы Виртуальная экскурсия Виртуальная экскурсия Виртуальная экскурсия Презентации 2 2 2 3 2  2 2 3 2 2 2 Содержание курса 1. Организационно­вводные занятия –(6 часов).  Знакомство с деятельностью объединения  «Россия Памятью жива». Источники краеведческих знаний. Обучение   созданию   презентаций.   Правила   оформления   реферата,   учебно­ исследовательской работы. Практическая работа по созданию презентаций. Знакомство с поисковой работой отряда «Память». 17 ии 2. Из истории  Павловского района и пос.Тумботино  (4 часа). Павловский   район     ­   центр   кустарного   производства   железных   и   стальных изделий (замк , ножи, ножницы и др.). Посещение краеведческого Музея в г. Павлово. Пос.Тумботино:   от   кустарного   промысла   –   к   производству   медицинского инструмента. Посещение Музея  ОАО «Завод им. М.Горького» 3. К истокам духовности   ( 12 часов).  215 лет Тумботинской церкви  Благовещения Пресвятой Богородицы. Поиск: сбор информации об истории церкви в пос.Тумботино. Их имена навечно остались в памяти земляков. Беседа о трагической судьбе священнослужителей Тумботинской церкви в годы репрессий. И «нет в мирах спасительнее чуда…»   Урок «Икона Благовещение Пресвятой Богородицы». Православные праздники и обычаи в посёлке Тумботино. Проект «Земли родной Святые имена» (Новомученики пос.Тумботино). 4. История родного края в легендах и преданиях (4 часа) Происхождение   названия   пос.Тумботино.   Опрос   населения   пос.Тумботино. История  топонимических названий  окрестностей пос.Тумботино.  Легенды, о происхождении речки Кстова, озер Свято и Кусторка. Проект «Загадки топонимики родного края». 5. Летопись родного края в летописи Победы  (34 часа) Их  имена прославили  Павловский район. Сбор материала о Героях Советского Союза и кавалерах ордена Славы   Павловского района. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Создание буклетов  «Мои земляки­павловчане – герои Великой Отечественной войны». Создание Книги Памяти жителей пос. Тумботино,  погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. 18 Проект «Мы – благодарные потомки» (Издание Книги Памяти о членах своих семей, участниках Великой Отечественной войны). И   в   тылу   ковали   Победу!   Всё   для   фронта!     Всё   для   Победы!   (медико­ инструментальный завод им. М.Горького в годы Великой Отечественной войны). Дети военных лет Дети военных лет. Встреча с ветеранами тыла, детьми военных лет. Сочинение «А я о детстве вспомнить не могу; война его, как стебелёк, сломала…» Проект «Дети войны. 6. Милосердие, рождённое войной (18 часов) Работа эвакуационных госпиталей в Павловском районе. Сбор информации о врачах и медсёстрах, работавших в госпиталях г.Павлово и пос.Тумботино. Эвакогоспиталь №1473 около пос.Тумботино. Рассказ о проекте «Поклонный крест – святая Память!» Проект  «Милосердие, рождённое войной». 7. Они воевали в Афганистане и в Чечне  (8 часов) Наши   земляки,   воевавшие   в   Афганистане.   Сбор   информации   о   жителях пос.Тумботино,   воевавших   в   Афганистане   и   Чечне.   Встречи   с   ветеранами боевых действий. Горячая точка – Северный Кавказ 8. Конкурсы (20  часов) Подготовка и проведение конкурсов среди учащихся школы. Конкурс рисунков «Этих дней  не  смолкнет слава» (1­4  класс).  Конкурс чтецов «И  память  нам покоя не даёт» (5­11 класс). Конкурс   коллажей   «Мир   без   войны»   (5­9   класс).   Конкурс   рисунков   «Пасха красная». Конкурс выразительного чтения «Рождественское чудо» (5­11 кл.). Подготовка к Сретенским детско­юношеским чтениям (7­10 кл.). Подготовка к районным, областным и Всероссийским конкурсам. 9. Сотрудничество со школьной библиотекой и музеем (7 часов) 19 Беседы   у   книжной   полки   «Память   о   войне   нам   книга   оживляет».   Беседы, викторины   в   1­7   классах.   Сбор   газетно­журнальных   материалов   о   Великой Отечественной войне  «Сколько вечных огней мы зажгли на Земле». 10. Экскурсии  (20  часов) Путешествие   в   мир   Тумботинского   Заречья.   Экскурсия   в   Павловский краеведческий Музей. .Экскурсия в г.Нижний Новгород  (усадьба Рукавишникова). Экскурсии   в   г.   Владимир   и   Суздаль.   Успенский   собор   (г.Владимир).   «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»  (г. Суздаль). Экскурсия: «Храмы  и соборы   Дивеева». Виртуальные экскурсии:   г. Москва     Государственный исторический Музей, Музей воинской славы на Поклонной горе;  г.Москва.  Покровский собор  (Храм Василия   Блаженного).   История   и   легенды;   г.Санкт­Петербург.   Пискарёвское кладбище. 11. Подведение итогов (2 часа) Материалы     проектов   и   разработки   занятий     по   программе   «Россия Памятью жива»  см. в Приложениях Литература 1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. – М., Просвещение, 1993. – 276 с. 2. Пасхалов А.П. Удивительная этимология — М.: ЭНАС, 2008 3. Спиридонов Г.В. Новые Павловские очерки — Н.Новгород: Вектор ТиС,  2003

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".

Программа курса внеурочной деятельности "Россия Памятью жива".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017