Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.
Оценка 5

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
психологическая работа +1
Детсад
03.03.2017
Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.
Данная программа составлена для специального коррекционного учреждения IV вида, в связи с необходимостью в организации школы для дошкольников – воспитанников подготовительной группы. После выпуска из детского сада они (по заключению РПМПК и с согласия родителей) остаются в данном заведении и получают здесь начальное образование. Подготовительные занятия предусматривают формирование и развитие у детей общеучебных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в первом классе, а также способствуют возникновению положительного отношения к учебной деятельности. Курсы по подготовке к школе помогут учителю определить уровень развития будущих учеников, особенности каждого ребенка, объем его знаний. Полученные данные будут для учителя, набирающего первый класс, значимыми при выборе программы и УМК для школы. Во время работы курсов учитель также ведет подготовительную работу с родителями, помогает определить причину затруднений, возникающих у детей в процессе работы и наметить совместные пути их преодоления.
ШКОЛА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №3» IV ВИДА \  ПРОГРАММА КУРСОВ «МАЛЫШОК» ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ                                                                                 Составитель:                                                                           Учитель начальных классов Флегонтова Л.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Начальная школа – детский сад является специальным коррекционным  образовательным учреждением для детей с нарушениями зрения. Здесь  ученики получают начальное образование. Кроме этого здесь ведется  коррекционная  и лечебно­оздоровительная работа.           В связи со спецификой данного учреждения, возникла необходимость в  организации школы для дошкольников – воспитанников подготовительной  группы. После выпуска из детского сада они (по заключению РПМПК и с  согласия родителей) остаются в данном заведении и получают здесь  начальное образование.      Подготовительные занятия предусматривают формирование и развитие у детей общеучебных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в первом классе, а также способствуют возникновению положительного  отношения к учебной деятельности.       Курсы по подготовке к школе помогут учителю определить уровень  развития будущих учеников, особенности каждого ребенка, объем его знаний. Полученные данные будут для учителя, набирающего первый класс,  значимыми при выборе программы и УМК для школы.     Во время работы курсов учитель также ведет подготовительную работу с  родителями, помогает определить причину затруднений, возникающих у  детей в процессе работы и наметить совместные пути их преодоления. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ. ВАРИАНТ №1  Блок №1 «Обучение начальным навыкам чтения и письма»    Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают  формирование и развитие умений и навыков, необходимых для  успешного обучения в первом классе. Задачи занятий: 1. развить фонематический слух,  2. обучить первоначальному слоговому чтению, письму печатными  буквами (под диктовку и списыванию с печатного текста),  3. развивать речь детей, умение составлять связные рассказы, 4. создать базу для формирования общеучебных навыков, а также  способствовать возникновению положительного отношения к учебной  деятельности,     Обучение грамоте осуществляется аналитико­ синтетическим методом и  носит развивающий характер. Дети учатся составлять предложение, делить его на слова, слова на слоги, слоги на звуки, учатся образовывать слоги из  звуков, слова из слогов. В процессе обучения дети получают представление  о звуках гласных и согласных, учатся их различать, знакомятся с ударением, учатся выделять звуки в слова.      Обучение чтению идет параллельно с обучением письму. При обучении  письму дети учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и  слогов, писать слова, написание которых не расходится с произношением,  под диктовку, списывать слова с печатного текста, писать заглавную букву в начале предложения, в именах людей, в кличках животных, ставить точку в  конце предложения.     Важным этапом подготовки детей к обучению в школе является  подготовка руки ребенка к письму, развитие мелкой моторики и  координации движений рук, выработка умения правильно сидеть и держать ручку. Для успешного овладения письмом использовать следующие  графические упражнения: 1) «дорожки» (провести прямые линии по середине дорожки, не  отрывая, карандаш и не съезжая с дорожки); 2) «дождик» (провести прямые линии, чтобы каждая капелька упала на  землю или в лужу; 3) «парашютисты» («помоги парашютистам приземлиться»); 4) «обведи рисунок по точкам»; 5) «обведи рисунок точно по линиям, стараясь не отрывать карандаш»; 6) штриховка («заштрихуй фигуры, не выходя за контуры»); 7) «нарисуй фигуры» («нарисуй фигуры внутри большой фигуры,  постепенно уменьшая фигуры, а вокруг маленькой постепенно  увеличивающиеся, нельзя касаться предыдущей фигуры»); 8) «клубочки» (рисование клубка); 9) «нарисуй такую же картинку»; 10) дорисуй картинку;  11) рисование орнаментов.     Объем часов – 24 (по обучению чтению) и 24 (по обучению письму).  Продолжительность занятий – по 30 минут. Тематика уроков блока «Обучение начальным навыкам чтения и письма». № уро ка 1. Тема урока по обучению чтению № уро ка 1. Рисунок «Колобок».  Тематика уроков по обучению письму Путешествие в сказку «Колобок». Предложение, слово, слог. Штриховка героя. Печатание  знакомых букв и слов. 2. Путешествие в сказку «Репка». 2. Рисунок «Репка». Штриховка  Гласные и согласные звуки. 3. Путешествие в сказку «Курочка Ряба». Ударение. 4. Путешествие в сказку  «Теремок». Гласные звуки [а], [о], [у]. Буквы  Аа, Оо, Уу. 5. Путешествие в сказку «Лиса и  журавль».  Гласные звуки [ы], [и]. Буквы ы,  Ии. 6. Путешествие в сказку  «Заюшкина избушка». Согласные звуки [н], [н’], [м], [м’]  и буквы Нн, Мм. 7. Путешествие в сказку «Три  медведя». Согласные звуки [л], [л’], [р], [р’]  и буквы Лл, Рр. в заданном направлении.  Графич. упражнение  «Дорожки». 3. Рисунок «Золотое яичко».  Выполнение штриховки в  заданном направлении. 4. Рисунок «Теремок».  Печатание заглавных и  строчных букв Аа, Оо, Уу. 5. Калькирование и штриховка  рисунка «Журавль».  Печатание заглавных и  строчных букв ы, Ии. 6. Штриховка рисунка  «Зайчик». Печатание букв  Нн, Мм и слов типа: мама,  Нина. 7. Калькирование и штриховка  рисунка «Медвежонок».  Печатание новых букв Лл, Рр  и слов с этими буквами. 8. Путешествие в сказку «Кот,  8. Калькирование и штриховка  9. петух и лиса». Согласные звуки [c], [c’], [з], [з’]  и буквы Сс, Зз.  Сказка В. Сутеева «Цыпленок  и утенок». Согласные звуки [т], [т’], [д], [д’]  и буквы Тт, Дд. 10. Сказка В. Сутеева «Под  грибом». Согласные звуки [к], [к’], [г], [г’]  и буквы Кк, Гг. 11. Сказка В. Сутеева «Три  котенка». Согласные звуки [п], [п’], [б], [б’]  и буквы Пп, Бб. 12. Сказка В. Сутеева «Петух и  краски». Согласные звуки [в], [в’], [ф],  [ф’7] и буквы Вв, Фф. 13. Сказка В. Сутеева «Мышонок и  карандаш». Согласные звуки [ш], [ж]. Буквы  Шш, Жж. 14. Сказка В. Сутеева «Кораблик». Согласный звук [й]. Буквы Йй. рисунка «Кот». Печатание  новых букв Сс, Зз и слов с  этими буквами. 9. Штриховка «Утенок».  Калькирование  стихотворения С. Маршака  «Зебры». Печатание букв Тт,  Дд. 10. Штриховка «Белый гриб»  печатание букв Гг, Кк и слов  с новыми буквами. 11. Штриховка «Котенок».  Калькирование печатного  текста (С. Маршак «Слон»).  Печатание букв Пп, Бб. 12. Штриховка «Петушок».  Печатание букв Вв, Фф и  слов с новыми буквами. 13. Штриховка «Художник».  Печатание букв Шш, Жж,  слов с новыми буквами.  Списывание с печатного  текста предложения. 14. Рисование по точкам  кораблика. Печатание букв Йй и слов с  новой буквой. 15. Путешествие в сказку  15. Калькирование печатного  К. Чуковского «Путаница». Гласный звук [э]. Буквы Ээ. 16. Путешествие в сказку  К. Чуковского «Телефон». Хитрые буквы Ее.  17. Путешествие в сказку  К. Чуковского «Муха ­  Цокотуха». Хитрые буквы Ёё. 18. Путешествие в сказку  текста (отрывок из ск.  «Путаница»). Печатание  новых букв Ээ, слов в новой  буквой. 16. Калькирование печатного  текста (отрывок из ск.  «Телефон»). Печатание букв Ее и слов с  новой буквой. 17. Печатание новых букв Ёё,  слов с этими буквами,  простых предложений. 18. Калькирование печатного К. Чуковского «Чудо ­ дерево». Хитрые буквы Яя. текста (отрывок из ск. «Чудо  – дерево»). Печатание букв Яя и слов с  этими буквами. 19. Стихи С. Маршака «Детки в  19. Печатание букв Юю, слов с  клетке». Хитрые буквы Юю. 20. Стихи С. Маршака  «Разноцветные страницы». Согласные звуки [ч], [щ] и буквы Чч, Щщ. 21. Стихи С. Маршака «Где обедал  воробей?». Согласные звуки [ц], [х], [х’] и  буквы Цц, Хх. 22. Стихи С. Маршака «Круглый  год». Буква мягкий знак «ь» и его  роль в слове. 23. Стихи С. Маршака «Угомон». Буква твердый знак «ъ» и его  роль в слове. 24. Моя любимая книжка. Почитаем и узнаем.  Обобщающее занятие. новыми буквами,  предложений. 20. Печатание букв Чч, Щщ и  слов с новыми буквами.  Списывание с печатного  текста. 21. Печатание букв Цц, Хх, слов  с новыми буквами.  Составление и запись  простых предложений. 22. Печатание буквы «ь», слов с  новой буквой. Печатание  отдельных слов под  диктовку. 23. Печатание буквы «ъ», слов с  новой буквой. Печатание  отдельных слов под  диктовку. 24. Печатание слов, простых  предложений. Списывание с  печатного текста. Ожидаемые результаты: 1. приобретение первоначального читательского навыка, 2. умение ориентироваться в книге с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора, 3. умение составлять слова из букв разрезной азбуки, 4. навык проведения звуко – буквенного анализа слова, 5. умение записывать слова и небольшие предложения, используя  6. умение списывать без ошибок с печатного образца, 7. узнать правила оформления предложения на письме и умение  печатный шрифт, применять его, 8. знать элементарные правила грамматики и орфографии и умение  пользоваться ими при письме. Используемая литература: 1. Амонашвили Ш. А. Чтение – качество личности и образ жизни. //  Школьные технологии. – 1998. ­ №5 – с.221­226. 2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Книга для учителя. – М.:  Прсвещение. 1991. – с.32. 3. Кушнир А.М. Азбука чтения. Как правильно учить читать. // Школьные  технологии. – 1996. ­ №4­5 – с.10­49. 4. Кушнир А.М. Зачем ребенок приходит в школу. // Школьные технологии. – 1996. ­ №6 – с.96­112. 5. Кушнир А.М. Педагогика грамотности. // Школьные технологии. – 1996.  ­ №4­5 – с. 10­49. 6. Леонтьев А.А. Психология обучения чтению. // Начальная школа. –  1999. ­ №10. – с.9­14. 7. Полевская М. Ф. Об опытно – экспериментальной работе по обучению  чтению. // Начальная школа. – 1997. ­ №3 – с. 45­4 Блок №2 «Обучение математике»      Обучение математике осуществляется посредством игровых  упражнений, направленных на развитие логического мышления,  наблюдательности, сообразительности.  Задачи занятий:  1. дать детям представление о числе и цифре,  2. научить считать до 20 и обратно,  3. знать о месте числе в натуральном ряду,  4. научить сравнивать предметы по количеству, познакомить с понятиями «больше», «меньше», «столько же»,  5. упражняться в решении простых задач,  6. познакомить с составом чисел от 1 до 10,  7. научить правильно писать цифры.  Для этого есть смысл использовать такие задания, которые не только  вызывают интерес своим содержанием, занимательный формой, но и  побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.  Ниже предлагаются примеры такого рода заданий, которые  используются при изучении темы «Число и цифры 6» Игра «Мышка»  (знакомство с составом числа 6). Маленькая трудолюбивая мышка запасла на зиму зернышки. Она хотела  положить в каждую кладовку по 6 зернышек, но кажется, ошиблась.  Давайте проверим и дорисуем недостающие зернышки. Учитель  предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображены  кладовки мышки, соединенные лабиринтом. В каждой из них не хватает  от 1 до 5 зернышек. Давайте цифрами запишем, сколько зернышек было,  у мышки и сколько вы добавили. 5+1=6 4+2=6 3+3=6 2+4=6 1+5=6 Игра «Круги» (отношения «больше», «меньше») Каких кругов больше? А) Маленьких или белых? Б) Больших или синих? В) Маленьких или синих? Задача «птицы» На ветке сидело шесть птиц. Третья улетела. Сколько птиц осталось? Тематика занятий по математике Объем часов – 24, продолжительность занятия – 30 минут. № заняти я 1­2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16­17 18­19 20 21 Тема занятия Счет предметов. Порядковые отношения: «стоять перед», «находиться  между», «стоять за». Отношения «больше», «меньше», «столько же». Сравнение чисел. Знакомство со знаками «больше»,  «меньше», «равно». Число и цифра 1. Число и цифра 2. Число и цифра 3. Число и цифра 4. Число и цифра 5. Числа 1­5 (повторение). Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра  8. Числа 6­8 (повторение). Число и цифра 9. Число 10. Число 1­10(повторение) Число 0. 22­24 Закрепление знаний о составе чисел от 1 до 10.   Ожидаемые результаты: 1. знание числового ряда в концентре «Десяток»; 2. умение производить счет предметов в данном концентре; 3. умение сравнивать предметы по количеству, уравнивать группы  предметов; 4. знание состава чисел первого десятка; 5. умение записывать числа: 6. умение решать простые задачи и задачи логического характера. 1. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. Автор –  Используемая литература: составитель С.В. Савинова. //Издательство «Учитель», 2005. – 191 с. 2. Математика и конструирование. // Челябинский институт  усовершенствования учителей, 1992. 3. Игровые и занимательные задания по математике : Пособие для  учителя.Т.К. Жигалкина.// М., 1987. 4. Подумаем вместе. Винокурова Н.К. – М., 2002. 5. Праздник числа: Занимательная математика для детей. Волина В.В. –  М. 1993. Блок №3. «Развитие эмоциональной сферы и навыков общения  будущего первоклассника». Основной целью данного блока является: 1. развитие у детей способности управлять своими эмоциями, то есть  развитие произвольности поведения; 2.  формирование эмоционально – положительного отношения к школе;  развитие навыков общения. Блок предназначен для дошкольников, посещающих подготовительные  курсы к первому классу. В работе с детьми используется синтез методов группового тренинга,  игротерапии, психодрамы и ее различных модификаций. Игры и упражнения, входящие в содержание данного блока, используется на различных этапах работы «Школы дошкольника». Последовательность  определяются особенностями группы и динамикой складывания  отношений в ней. Частота их проведения – 1 занятие в неделю  продолжительностью 30 минут. Упражнения и игры для начальной (первой) фазы занятий. Основная задача данного этапа – знакомство детей и формирование  сплоченности группы. Эти занятия проводятся в первые дни работы  «Школы дошкольника». Данные упражнения и игры сочетаются с  упражнениями блока № 1, направленного на развитие познавательных  процессов дошкольников. 1. Игра «Слева и справа друг» Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с  вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет, нам свое имя, а мы  все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища  справа и слева» Психолог (педагог) начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает  ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята  назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию: «А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы  продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа  (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга  справа зовут…(называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи  соседа слева) зовут…» Запомнили? Игра продолжается по кругу. В конце игры группа детей стоит, обняв  друг друга за плечи. Анализ игры: 1. понравилась ли вам игра? 2. Запомнили ли вы имена своих новых друзей? 3. Как ты чувствуешь себя сейчас? 4. Приятно ли тебе чувствовать рядом с собой плечо своего нового  друга? 2. Игра «Паровозик» Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам лучше  запомнить имена наших новых товарищей. Один из нас возьмет на себя  роль «паровозика»:он будет двигаться по кругу, произнося свое имя:  Саша, Саша….Затем он выберет, кого –то из круга, подойдет к нему,  возьмет его сзади за пояс, и они уже будут двигаться по кругу вместе,  произнося вместе имя нового «паровозика» (то есть второго ребенка):  Миша, Миша….и т.д. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все не  побываем в роли «паровозика». 3. Игра «Паутинка» Материал: клубок ниток. Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас у  каждого из вас есть возможность что ­ нибудь рассказать о себе, о том,  что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься в свободное  время. У вас есть 1 минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе. (Ведущий берет клубок в руки и начинает игру сам.) Меня  зовут….я очень люблю петь. (Ведущий свободный конец нити держит в  руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.) А теперь ты расскажи что ­ ни будь о себе, а потом перебрось клубок следующему. Таким  образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не станут  частью одной «паутины». Затем ведущий говорит с детьми о групповой  сплоченности.  После разговора группа распускает паутину. При этом каждый ребенок  возвращает клубок предыдущему, называя его по имени и вспоминая его  рассказ о себе. Анализ игры: 1. Все ли высказались в ходе игры? 2. Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего? 3. Кто в группе вызывает у тебя любопытство?      Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Водящий  должен остаться в центре круга. А теперь водящий внимательно посмотрит  4. Игра «Чем мы похожи» на всех ребят, найдет кого­то похожего на себя и попросит его выйти в круг. Например:   «Вася, выйди, пожалуйста, в круг потому, что у тебя такие же синие глаза,  как у меня». После этого «старый» водящий встает в общий круг, а новый  продолжает игру.   Анализ игры: 1. понравилась ли тебе игра? 2. Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться? 3. Какими должны быть твои друзья – похожими на тебя или совсем  другими? Упражнения и игры для основной (второй) фазы занятий 1. Игра «Передай маску!» Эта игра заимствована из традиций театра импровизаций, помогает  обратить внимание детей на невербальное общение, на возможность  «прочтения» эмоций по лицу, подготовить их к работе над этюдами,  выражающими эмоциональное состояние. Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я попытаюсь придать своему лицу особое  выражение, например, вот такое. (На несколько секунд на лице  фиксируется выражение радости, печали, страха и т.п. Все дети должны иметь возможность увидеть это выражение лица.)  А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть  выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение  на своем лице. Как только это у него получится он должен назвать  изображенное выражение (страшное, веселое, злое, грустное….). потом  нужно повернуть голову вправо, поменять при этом выражение своего  лица на новое, которое он «передает» своему соседу. Так же делают все  остальные. 2. Игра «Чувства и настроения» Детям предлагается рисунок дома, где в каждой из квартир изображен  человек. Задание 1. Помоги человечкам подобрать цвет для обоев. Раскрась стены квартир в те же цвета, которые больше всего подходят к настроению  жильца. Задание 2. Чтобы ты всегда точно знал, в какую квартиру стоит заходить  в гости, а какую лучше обойти, подбери для двери с табличками. Далее детям предлагается рисунок, где изображены 2 здания. Задание 3. Раскрась стены этих зданий в тот цвет, который  соответствует твоему сегодняшнему настроению в то время, когда ты был  в школе, дома. Задание 4. Какую из дверей ты выбрал бы для своего дома, для школы? Данная игра помогает психологу оценить эмоциональное отношение  ребенка к школе, способствует развитию у ребенка внимания к  собственному душевному состоянию и состоянию окружающих людей. 3. Игра «Царевна Несмеяна» Инструкция: «Давайте поиграем в Царевну Несмеяну. Кто хочет ею  быть? Итак, каждый из вас по очереди будет подходить к Царевне  Несмеяне и стараться ее рассмешить – Царевна Несмеяна же изо всех ил старается не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сумел все – таки вызвать  улыбку у Царевны Несмеяны».           Анализ игры: 1. Легко ли рассмешить другого человека? 2. Кому это удалось лучше, чем другим? 3. Что он для этого сделал? 4. Игра «Смелый мальчик»       Инструкция: «У меня в руках карточки, на каждой из которых написано:  «смелый мальчик (девочка)», «веселый мальчик (девочка)», грустный  мальчик (девочка)» и т.д. Я раздам вам карточки так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы попробуйте изобразить доставшегося мальчика или  девочку без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по  классу, подходить друг к другу, нельзя только произносить слова». Анализ игры: 1. Трудно ли тебе было изобразить чувства другого человека? 2. Легко ли угадать чужие чувства? 3. Что приятнее изображать? Упражнения и игры для завершающей (третьей) фазы занятий. 1. Игра «Две школы» (метод биодрамы А. Вольтмана)  Между детьми распределяются роли животных. Дети играют в «звериную  школу», где разрешается любое фантазирование (ученики – испуганные  зайчики, петухи – забияки и т.д., учителя – грозные и страшные птицы и  звери). Побывав в «звериной школе» дети переходят в «людскую школу»,  где уроки имитируют школьные предметы. «Людская школа»  представляется как нечто светлое и доброе. В «людской школе» создаются  ситуации, моделирующие взаимоотношения ученика и учителя. 1. Игра «В школе» Детям предлагается набор картинок, изображающих различные  ситуации, возникающие в школе (у изображенных персонажей  отсутствуют лица), и набор табличек, изображающих различные чувства. Картинка1. «Мама привела меня в школу и оставила в классе одного» Картинка 2. «Перемена» Картинка 3. «Учительница разговаривает со мной». Картинка 4. «Я делаю уроки» Задания: Для каждого рисунка предлагается выбрать табличку с  изображением чувства, отражающую настроение каждого из  нарисованных персонажей. После этого дети разыгрывают  пантомимический этюд на тему рисунка, изображая обозначенные ими  эмоции и объясняя причину их возникновения у каждого из персонажей. В случае необходимости после этого психолог (педагог) просит  проиграть этюд, изображая «желаемое» состояние.               ( метод общего сочинения историй Р.М. Стирцингер) 2. Игра «Сочинение историй»  Метод используется для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные  способы разрешения конфликтов, возникающих в школе. Ребенок начинает рассказывать историю о жизни в школе, затем ее  продолжает психолог, который вводит в повествование более  «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что  излагаются ребенком. В конце каждой истории дети придумывают ей  заглавие, помогающее выделить наиболее важный  аспект истории. 3. Игра «В школе и дома» Используется для формирования у детей понимания смысла и значения  различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях.  Детям предлагается типичная ситуация, например: «Тебе попалась  трудная задача, и тебе никак не удается ее решить. Как ты поступишь,  если рядом с тобою мама? А если ты в классе и рядом одноклассники, и  учительница, как надо поступить?» Ситуации проигрываются детьми и  обсуждаются. В процессе обсуждения особое внимание уделяется  чувствам и переживаниям героев. Рекомендации по планированию и проведению занятий. 1. Упражнения и игры эмоционального блока, предлагаемые для первой и второй фазы занятий, сочетаются с упражнениями  познавательного блока, составляя целостное занятие. 2. Упражнения заключительной фазы эмоционального блока, как  правило, рассчитаны на целое занятие. Целесообразно проводить  данные «уроки» на завершающей стадии работы «школы  дошкольника». 3. В ходе занятий необходимо поддерживать не только любой успех  ребенка, но и его усилия, прилагаемые для получения результата. 4. В структуру  занятий необходимо вводить ритуалы встречи и  прощания. 5. Ведущему занятие необходимо использовать импровизацию,  ориентируясь на ситуации, возникающие в процессе работы с детьми. Тематическое планирование занятий. Тема 1. Знакомство (1­2 занятие) Знакомство детей друг с другом. Обсуждение вопросов: «Что такое  школа?», «Для чего нужно учиться?». «Что значит быть учеником?».  Правила поведения на занятиях. Тема 2. Играем, общаемся, учимся вместе(3­5 занятие) Знакомство детей с понятиями «классный коллектив», «сплоченность».  Правила совместной деятельности, дружной и честной игры. Правила  общения в группе. Тема 3. Внимание и наблюдательность (6­10 занятие) Что, значит, быть внимательным. Внимание и школьные успехи. Тренинг  внимания и наблюдательности, умение видеть различия и сходства,  умение замечать детали. Развитие способности к сосредоточению.  Диагностика внимания. Тема 4. Память (11­15 занятие) Зачем человеку память? Мои воспоминания. Тренировка памяти:  запоминание зрительных образов, ассоциативное запоминание,  запоминание считалок, стихов. Диагностика опосредованной памяти. Тема 5. Переживания, настроение, эмоции (16­20 занятие) Основные виды эмоций (чувств) человека: радость, грусть, интерес,  страх, гнев. Их проявление в мимике, жестах, позе. Эмоции и цвет.  Определение своих эмоциональных состояний. Как понять чувства  другого человека? Этюды на выражение основных эмоций. Тема 6. Скоро в школу (21­24 занятие) Обсуждение вопросов: «Что ждет меня в школе? Ученик, учитель,  одноклассники. Права и обязанности ученика. Ролевые и  психотерапевтические игры». Список литературы для проведения занятий блока № 3 1. Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. Человекознание:  курс психологии с элементами этики и валеологии. 1­й класс. М… Генезис, 1998.  2. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М… Педагогика, 1990. 3. Чистякова М.И.Психогимнастика. М… Просвещение, 1990. 4.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М…Генезис, 1999. 5.  Овчерова Р.В. Практическая психология в начальной школе.        М… Сфера, 1996. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ. ВАРИАНТ №2. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс математической подготовки. Основной целью научного курса математики является развитие  математических представлений детей старшего дошкольного возраста и  подготовка к школе. Программа рассчитана на развитие познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе  деятельного подхода, когда новое постигается путем самостоятельного  анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Дети учатся  наблюдать и выражать в речи свойства предметов, группировать предметы  по общим свойствам, сравнивать, складывать и вычитать совокупности  предметов. Устанавливаются взаимосвязи между частью и целым. Дети  осваивают цифры от 1 до 9 и счет в пределах 10, принципы присчитывания  и отсчитывания единиц на числовом отрезке, сравнение по количеству с  помощью составления пар. Основные задачи: 1. Формирование мотивации учения, ориентированной на  удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2. Увеличение объема внимания и памяти. 3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, классификации, аналогии). 4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии,  воображения, творческих способностей. 5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить  простейшие умозаключения. 6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,  устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,  видеть себя глазами окружающих. 7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять  решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами,  проверять результат своих действий и т. д. Знания, умения и навыки. 1. Умение продолжить последовательность чисел или геометрических  фигур, найти общий признак группы предметов, умение  самостоятельно составить последовательность, содержащую  некоторую закономерность, умение найти нарушенную  закономерность. 2. Развитие речи: умение описать свойства предметов, объяснить  сходство и различие предметов. 3. Сравнение сложения и вычитания. 4. Умение изображать числа от 1 до10. 5. Сравнение чисел в пределах 10 при помощи знаков <,  >, =. 6. Совокупность предметов. № занятия Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и  неравенства. Отношение: часть – целое. Представление о действии  сложения (на наглядном материале). Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа. Удаление части из целого (вычитание). Простейшие отношения: между, посередине, внутри,  снаружи. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Число 1 и цифра 1. Число 2 и цифра 2. Пара. Представление о точке, линии, отрезке, луче. Число 3 и цифра 3. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Число 4 и цифра 4. Представление об углах и видах углов. Число 5 и цифра 5. пространственные отношения:  впереди, сзади. Временные отношения: раньше, позже. Число 6 и цифра 6. Пространственные отношения: длиннее, короче.  Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с  помощью мерки). Зависимость результата сравнения от  величины мерки. Число 7 и цифра 7. Пространственные отношения:  тяжелее, легче. Сравнение массы.  Число 8 и цифра 8. Представление об объеме (вместимости). Сравнение  объема (непосредственное и опосредованное с помощью  мерки). Зависимость результата сравнения от величины  мерки. Число и цифра 9.  Представление о площади. Сравнение площади.  Зависимость результата сравнения от величины мерки  (большая клетка – маленькая клетка). Число 0 и цифра 0. Число 10. представление о сложении и вычитании в  пределах 10 на наглядной основе. Знакомство с пространственными фигурами – шар. Куб,  параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их  распознавание. 24 Упражнение по выбору детей. Литература: 1. Волина В.В. праздник числа. Занимательная математика для детей. –  М., 1993 2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5­6 лет. Под ред.  А.А. Столяра. – М., 1991 3. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2­е. –  М., 1975 4. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или как помочь ребенку стать  5. Мерзон А.Е., Чекин А.Л., Азбука математики. – М., 1994 6. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей  смышленным. – М., 1997 д/с. Изд. 2­е – М., 1984 7. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для  дошкольников. Методические рекомендации. – М., 1998 8. Петерсон Л.Г., Холина И.П. Раз ­ ступенька, два – ступенька.  Практический курс математики для дошкольников. Методические  рекомендации. – М., «Балас», 2001 9. Программно – методический материал. Математика. Начальная школа.  Составитель И.А. Петрова – 2­е изд. – М: Дрофа, 1999 Объяснительная записка. Курс обучения грамоте. Курс развития речи и подготовке к обучению грамоте для дошкольников 5­6  лет является началом непрерывного курса «Обучение грамоте – русский  язык – чтение и литература» для 1­11 классов, который создается в рамках  образовательной системы «Школа – 2100». Дошкольный курс развития речи и подготовке к обучению грамоте призван  обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе  последующим направлениям: 1) формирование произвольного поведения; 2) овладение средствами и эталонами познавательной  деятельности; 3) мотивационная готовность к обучению в школе. Программа ориентирована на решение таких сложнейших и актуальных  задач, как языковое, эмоционально – нравственное и интеллектуальное  развитие ребенка, формирование приемов анализа языкового материала,  построенного на основе широкого обобщения к языковому опыту детей и  чувству языка, свойственного детям. Основным содержанием программы является развитие языковой культуры  речи, звуко–слоговой анализ слов. Работа по звуко–слоговому анализу слов  сочетается с работой по развитию речи. Задачи. 1)формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; 2)развитие наглядно­образного и формирование словесно­логического  мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения; 3)формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза.  Сравнения, обобщения, исключения; 1) развитие памяти, внимания, творческих способностей,  воображения, вариативного мышления; 2) развитие умений говорения, слушания, чтения; 3) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и  окружающей; 4) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;  развитие грамматического строя речи с опорой на речевой опыт  ребенка; 5) развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом,  словом, словосочетанием, предложением; 6) развитие звуковой культуры речи; 10)развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе,  взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать  внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои  действия; 11)освоение детьми правильной посадки при письме, развитие  умения правильно держать карандаш. Ожидаемый результат. 1. Мотивационная готовность ребенка к школе. 2. Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять  положение звука в слове. 3. Иметь понятие о характеристике звука. Согласные и гласные звуки,  твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. 4. Иметь понятие о слоге, подбирать слова на заданное количество  слогов, выделять в словах первые и последние слоги. 5. Выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов. 6. Изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения  звуков или слогов, выявлять в словах повторяющиеся слоги с  последующим их добавлением и другими словами. 7. Уметь писать печатные буквы. 8. Уметь соотносить звуки и буквы. 9. Освоить правильную осанку при письме, правильно держать  карандаш. № занятия Тема занятия по обучению  чтению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Звуки и буквы. Звуки и буквы. Слова. Звуки. Звук [а]. Звуки [о], [э]. Звуки [и], [ы]. Звук [у]. Гласные звуки  Звуки [м], [м’]. Твердые и мягкие  согласные звуки. Звуки [н], [н’]. Твердые и мягкие  согласные звуки Звуки [п], [п’]. Звуки [т], [т’]. Звуки [к], [к’]. Звуки [х], [х’]. Звуки [к­х], [к’­х’], [ф]. Звуки [ф’], [й]. Звуки [йо], [йу]. Звуки [йа], [йу]. Звуки [йэ], [йо], [йу], [йа]. Звуки [л], [л’]. Звуки [в], [в’]. Слова. Звуки. Звук [а]. Буквы А,  а. Звуки [о], [э]. Буквы О, о, Э, э. Звуки [и], [ы]. Буквы И, и, ы. Звук [у]. Гласные звуки Буквы У, у. Звуки [м], [м’]. Твердые и мягкие  согласные звуки. Буквы М, м. Звуки [н], [н’]. Твердые и мягкие  согласные звуки Буквы Н, н. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к. Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Буквы  Х, х. Звуки [к­х], [к’­х’], [ф]. Буквы Ф,  ф. Звуки [ф’], [й]. Буквы Й, й. Звуки [йо], [йу]. Буквы Ё, ё, Ю,  ю. Звуки [йа], [йу]. Буквы Я, я, Ю,  ю. Звуки [йэ], [йо], [йу], [йа]. Буквы  я, ю, ё, е. Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Дифференциация звуков [в], [ф]. Звонкие и глухие согласные  звуки. Звуки [ч’], [щ’]. Звуки [б], [б’]. Дифференциация  звуков [б], [п]. Звуки [д], [д’]. Дифференциация  звуков [д], [т]. Звуки [с], [с’]. Звук [ц]. Дифференциация  звуков [ц],   [с]. Звуки [г], [г’]. Дифференциация  звуков [г], [к]. Звуки [з], [з’]. Дифференциация  свистящих согласных. Звук [ш]. Дифференциация  свистящих согласных [ш], [щ], [з],  [с]. Звук [ж]. Дифференциация  звуков [ж­ш], [ж­з]. Звуки [р], [р’]. Дифференциация  звуков [р­л]. Страна азбука Дифференциация звуков [в],  [ф]. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы В, в и Ф, ф. Звуки [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч и Щ, щ. Звуки [б], [б’]. Дифференциация звуков [б], [п]. Буквы Б, б. Звуки [д], [д’].  Дифференциация звуков [д],  [т]. Буквы Д, д. Звуки [с], [с’]. Буквы С, с. Звук [ц]. Дифференциация  звуков [ц], [с]. Буквы Ц, ц. Звуки [г], [г’]. Дифференциация  звуков [г], [к]. Буквы Г, г. Звуки [з], [з’]. Дифференциация свистящих согласных. Буквы З, з Звук [ш]. Дифференциация  свистящих согласных [ш], [щ], [з], [с]. Буквы Ш, ш. Звук [ж]. Дифференциация  звуков [ж­ш], [ж­з]. Буквы Ж, ж. Звуки [р], [р’]. Дифференциация звуков [р­л]. Буквы Р, р. Страна азбука. Повторение  изученного о буквах. Литература 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Учебник­ тетрадь для дошкольников 4­6 лет в 4­х частях. – М.: «Баласс», 1999 2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для  дошкольников 5­6 лет в 2­х частях. – М.: «Баласс», 2002 3. Вагурина Л.Я. Начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного  возраста. Вып. 1. – М., 1995 4. Власова Г.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для  учителя. Изд. 2­е, перераб. – М., 1996 5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991 6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985 7. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для  развития речи. Пособие для логопедов и родителей. – М., 1995 8. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – С.­Пб., 1998 9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. – М., 1999 10. Придумай слово. Речевые упражнения для дошкольников. Книга  для воспитателей детского сада и родителей. Под ред. О.Р. Ушаковой.  – М., 1996 11. Сборник программ. Образовательная система «Школа – 2100». –  М., 2002 12. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников  чтению. Программа – конспект. – С.­Пб., 1998 13. Школа 2000… Концепция и программы непрерывных уроков…  Вып. 1. – М., «Баласс», 1997

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.

Программа курсов "Малышок" по подготовке к школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017