Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса
Оценка 4.6

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
математика
9 кл
03.11.2017
Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса
Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9 класса Преподавание строится как углубленное изучение вопросов предусмотренной программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление школьников.
курсы 9 класс.doc
ГБОУ РМЭ «Школа­интернат  г.Козьмодемьянска «Дарование» Утверждаю: Директор школы­интерната ____________Н.А. Толстова   «     »   ____________2016 г Согласовано: с зам. директора по учебной работе __________ О.В. Толстова «     »   ____________2016 г Рассмотрено: заседании методического  объединения учителей  естественно­ научного цикла __________________________ «        » _____________2016г. Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса   Составила: Введенская С.П.,  учитель математики ,  первая  квалификационная  категория г. Козьмодемьяск 2016 Пояснительная записка Основная   задача   обучения   математике   в   школе   заключается   в   обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений,   необходимых   в   повседневной   жизни   и   трудовой   деятельности   каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин, а так же продолжения образования,   сориентировать   в   выборе   профессиональной   деятельности   после получения   профильного   образования,   подготовка   обучающихся   к   продолжению образования, повышения уровня их математической культуры.  Преподавание строится как углубленное изучение вопросов предусмотренной программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам   решения   математических   задач,   требующих   применения   высокой логической   и   операционной   культуры,   развивающих   научно­теоретическое   и алгоритмическое   мышление   школьников.Этот   курс   предлагает   учащимся знакомство   с   математикой   как   с   общекультурной   ценностью,   выработкой понимания   ими   того,   что   математика   является   инструментом   познания окружающего мира и самого себя.  Если   в   изучении   предметов   естественнонаучного   цикла   очень   важное   место занимает   эксперимент   и   именно   в   процессе   эксперимента   и   обсуждения   его организации   и   результатов   формируются   и   развиваются   интересы   ученика   к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач.   Собственно   весь   курс   математики   может   быть   построен   и,   как   правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач. Учебный процесс включает следующие методы обучения: словесные – с целью сообщения   новой   информации,   наглядные   –   для   усвоения   образцов   применения математической науки и практические – для самостоятельного овладения навыками работы по изучаемым темам.  Формы работы ориентированы на подростковый  возраст детей и специфику предпрофильного   обучения   и   представляет   собой:   лекции,   презентации, практикумы, самостоятельную работу с научной литературой.  Данный   курс   способствует   углублению   и   расширению   знаний   учащихся   по математике, готовит детей к выпускному экзамену. На изучение программы курса выделяется 2 часа в неделю (50 ч в год).  Цели:   Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать  и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации,  реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их  совершенствования.Повысить математическую культуру учащихся в рамках  школьного курса математики. Задачи курса:   предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному  предмету и индивидуальные возможности его освоения;  способствовать усвоению фактических знаний и умений, установленных  программой курса;  показать практическую значимость задач данного типа в сфере прикладного  исследования;  научить способам решения стандартных и нестандартных задач по  математике;  углубить знания по математике, предусматривающие формирование  устойчивого интереса к предмету;  выявить и развить их математические способности;  обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;  обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей  высокой математической культуры;  организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся,  способствующую развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств. Программа курса имеет модульный характер, т.е. порядок прохождения  отдельных тем и разделов может быть изменен. Используемые технологии:   лекционно­семинарская система обучения;  информационно­коммуникационные технологии;  использование исследовательского метода в обучении, направленного на  развитие мыслительных способностей;  дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы;  технология деятельностного метода, помогающая выявить познавательные  интересы школьников;  проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путём  постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы. Позиция педагога при проведении данного курса меняется в зависимости от  этапов освоения программы. Он выступает информатором только в тех случаях,  когда является единственным обладателем информации. Большую часть учебного  времени проводящий занятия учитель выполняет функции советника, консультанта,  поддерживающего интеллектуальную активность учащихся, и наблюдателя за  процессом практической работы учеников. Позиция равноправного участника –  самая предпочтительная при проведении групповых обсуждений и индивидуальной  работы. Важный принцип преподавания – создание на уроках атмосферы доверия и  свободного обмена мнениями. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Алгебраические выражения  ­ Рациональные числа и измерения. ­ Делимость чисел. ­ Многочлены.   Определение   многочлена   и   операции   с   многочленами, разложение   многочлена   на   множители,   деление   многочлена   на   многочлен, теорема Безу.   ­ Числовые   выражения   и   выражения   с   переменными.   Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения.  ­ Дробно­рациональные   выражения.   Тождественные   преобразования   дробно­ рациональных выражений. ­ Иррациональные   числа.   Действия   с   иррациональными   числами.   Миф   об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа. 2. Уравнения и системы уравнений  ­ Развитие понятия уравнения. ­ Равносильность   уравнений,   их   систем.   Следствие   из   уравнения   и   системы уравнений. ­ Основные   методы   решения   рациональных   уравнений:   разложение   на множители, введение новой переменной. ­ Квадратные уравнения. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений. ­ Квадратный   трехчлен.   Нахождение   корней   квадратного   трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители. ­ Уравнения с параметром ­ Основные приемы решения систем уравнений. 3. Функции и их графики Развитие понятия функции.. ­ Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике. ­ Свойства графиков, чтение графиков. ­ Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций. ­ Графическое решение уравнений и их систем. ­ Графическое решение неравенств и их систем. ­ Построение графиков «кусочных» функций. ­ Решение уравнений, неравенств и их систем с помощью применения свойств функций, (нестандартные задачи) 4. Неравенства и системы неравенств ­ Развитие понятия неравенства.  ­ Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств. ­ Решение   неравенств.   Метод   интервалов   –   универсальный   метод   решения неравенств. ­ Неравенство с параметром ­ Смешанные неравенства ­ Метод оценки при решении неравенств. ­ Системы неравенств, основные методы их решения. 5. Текстовые задачи  ­ Основные   типы   текстовых   задач.   Алгоритм   моделирования   практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. ­ Задачи на равномерное движение. ­ Задачи на движение по реке. ­ Задачи на работу. ­ Задачи на проценты. ­ Задачи на пропорциональные отношения. ­ Нестандартные   методы   решения   задач   (графические   методы,   перебор вариантов). 6. Планиметрия ­ Треугольник ­ Четырехугольник ­ Окружность, вписанная и описанная окружность ­ Правильный многоугольник ­ ­ применять  приёмы решения геометрических задач в задачах на вычисление,  применять   общие   методы   геометрии   (преобразований,   векторный, координатный) и применять их при решении геометрических задач, вычислять значения   геометрических   величин   (длин,   углов,   площадей,   объёмов), используя изученные формулы, а также аппарат алгебры, начала анализа и тригонометрии. 7.Задачи на прогрессию ­ определения арифметической и геометрической прогрессий, формул их  п­го члена,  ­ формулы суммы n­первых членов,  ­ формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии,  ­ характеристические свойства прогрессий. ­ применять формулы суммы n­первых членов,  ­ применять   формулу   суммы   бесконечно   убывающей   геометрической прогрессии. задачи повышенной трудности по теме: «Последовательности и прогрессии» ­ 8. Решение задач ­ Задачи на комбинаторику, вероятность. ­ Задания из физики, экономики, химии и биологии Тематическое планирование   Тема Дата 1. Алгебраические выражения  Вводное занятие. Решение заданий повышенной  сложности по теме: «Числа и выражения. Делимость  чисел Степень числа. Приближенные значения» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Многочлены» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Преобразование выражений. Сокращение дробей».   Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Преобразования выражений».  Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Квадратный корень. Преобразование выражений,  содержащий корень».  Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Преобразование выражений, содержащий модуль».   2. Уравнения и системы уравнений  Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Уравнения. Способы их решения» Уравнения. Способы их решения. Уравнения с двумя  неизвестными. Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Квадратные и биквадратные уравнения» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Системы линейных уравнений».   Системы уравнений и уравнения с параметром Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Системы уравнений и уравнения с параметром» 3. Функции и их графики Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Диаграммы и графики» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Функции и их свойства» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Сложная функция. Область определения и множество значений функции». Построение графиков функций с модулем Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Уравнение прямой, окружности, параболы и  гиперболы. Решение нестандартных задач». Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение уравнений, неравенств и их систем с  № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. помощью применения свойств функций» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение уравнений, неравенств и их систем с  помощью применения свойств функций» 4. Неравенства и системы неравенств Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение неравенств» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение систем неравенств» Решение систем  неравенств с параметром   Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение систем неравенств. Смешанные неравенства» 5. Текстовые задачи  Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение задач на проценты и дроби, сложные  проценты» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение задач на смеси» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение задач на движение» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение задач на совместную работу» Решение заданий повышенной сложности по теме:  «Решение задач с помощью систем уравнений»   Решение задач повышенной сложности Решение задач повышенной сложности 6. Планиметрия Решение геометрических задач повышенной трудности  по теме: «Треугольники». Решение геометрических задач повышенной трудности  по теме: «Четырехугольники». Решение геометрических задач повышенной трудности  по теме: «Правильные многоугольники. Площади  фигур» Решение геометрических задач повышенной трудности  по теме: «Окружность. Вписанная и описанная  окружность». Решение геометрических задач повышенной трудности  по теме: «Комбинации фигур» Решение геометрических задач повышенной трудности  по теме: «Комбинации фигур» Решение геометрических задач повышенной трудности  по теме: «Комбинации фигур» Решение геометрических задач повышенной трудности  по разделам геометрии. 7.Задачи на прогрессию 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. Решение задач повышенной трудности по теме:  «Арифметическая прогрессия».  Решение задач повышенной трудности на  арифметическую прогрессию Решение задач повышенной трудности по теме:  «Геометрическая прогрессия»  Решение комбинированных задач повышенной  трудности на арифметическую и геометрическую  прогрессию Решение задач повышенной трудности по теме:  «Последовательности и прогрессии» Решение задач повышенной трудности по теме:  «Последовательности и прогрессии» 8. Решение задач Решение задач повышенной трудности по теме:  «Комбинаторные задачи».   Решение задач повышенной трудности по теме:  «Вероятность» Экономика – успех производства. Решение задач  экономического содержания 48. Математика в физических явлениях 49. Математика в химии и биологии 50. Итоговое занятие Список литературы: 1. Виленкин Н., Потапов В. Задачник­практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики. 2. Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990. 3. Галицкий и М.Л. др. «Сборник задач по алгебре для 8­9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение,   4. Глейзер. Г.И. «История математики в школе VII –VIII кл.». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982 5. А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра и  геометрия. 9 класс. Разноуровневые дидактические материалы. 6. Сборник элективных курсов “Математика 8­9 классы”, составитель В. Н .  Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006. 7. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 1999г.) 8. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. 9. Шарыгин И.Ф.    Математика. Для поступающих в Вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1997 10. Шевкин А.В.    Текстовые задачи: 7 – 11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: ООО «ТИД   «Русское слово­РС», 2003 11. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной  школы. 9 класс Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, и др. Москва, Просвещение, 2006 год 12. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации ­2015. Под редакцией Ф.Ф.  Лысенко. Ростов­на­Дону, издательство «Легион» 2008 год 13. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации ­2016. Под редакцией Ф.Ф.  Лысенко. Ростов­на­Дону, издательство «Легион» 2009 год 14. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации ­2017. Под редакцией Ф.Ф.  Лысенко. Ростов­на­Дону, издательство «Легион» 2010 год  15. И.В.Ященко, А.Л. Семенов, А.С.Трепалин: ГИА­2016, 2017. Математика. Типовые   экзаменационные варианты. 30 вариантов.  М.: Издательство «Национальное          образование», 2013 г. 16. Алгебра, 8 кл. / Ю.Н. Макарычев и др. под редакцией С. А. Теляковского.­ М.:  Просвещение, 2008 г./ ­ Алгебра, 9 кл. / Ю.Н. Макарычев и др. под редакцией С. А.  Теляковского.­ М.: Просвещение, 2008 г./  17.  Макарычев Ю.Н и др. Алгебра: Дидактические материалы для 9 класса ­М.:  Просвещение, 2008 г. ­ Алгебра ,8 кл. / Ш.А. Алимов и др. –М.: Просвещение, 2008 /  18.  Алгебра ,9 кл. / Ш.А. Алимов и др. –М.: Просвещение, 2008 /  19.  Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Дополнительные главы к школьному  учебнику 8 кл. – М.: Просвещение, 1996.  20.  Алгебра для 8,9 кл.: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным  изучением математики / Н.Я. Виленкин и др.­ М.: Просвещение, 1996.  21.  Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8­9 классов: учебное пособие для  учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. –М.: Просвещение,  1992. 22. К.С. Муравин, Г.К. Муравин. Алгебра: Учебник для 7­9 кл. сред. шк.­М.:  Просвещение, 1994.  23.  Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7­11 кл. сред. шк. –М.: Просвещение, 1999. ­ Атанасян Л.С. и др. 24.    Зив Б.Г. и др. Задачи по геометрии для 7­11 классов.­М.: Просвещение, 1991. 25. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после урока.Пособие для учителя. М.: Просвещение.  1. Вся   элементарная   математика:  Средняя   математическая   интернет­школа. Интернет­ресурсы: 1971.  http://www.bymath.net 2. Графики функций. http://graphfunk.narod.ru 3. ГИА по математике: подготовка к тестированию. ttp://www.uztest.ru 4. Занимательная   математика   —   школьникам   (олимпиады,   игры,   конкурсы   по математике). http://www.math_on_line.com 5. Математика   on_line:   справочная   информация   в   помощь   учащемуся. http://www.mathem.h1.ru 6. Математика   в   помощь   школьнику   и   студенту   (тесты   по   математике   online). http://www.mathtest.ru 7. Международный математический конкурс "Кенгуру". http://www.kenguru.sp.ru 8. Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина. http://www.mathnet.spb.ru 9. «Незнайка» neznaika.pro ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения программы практикума ученик должен: знать/понимать существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; как   используются   математические   формулы,   уравнения   и   неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; как   математически   определенные   функции   могут   описывать   реальные зависимости; приводить примеры такого описания; как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; смысл   идеализации,   позволяющей   решать   задачи   реальной   действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации; уметь составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; выполнять   основные   действия   с   алгебраическими   дробями;   выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; применять   свойства   арифметических   квадратных   корней   для   вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни; решать   линейные,   квадратные   уравнения   и   рациональные   уравнения, сводящиеся   к   ним,  системы   двух   линейных   уравнений   и  несложные   нелинейные системы; решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы; решать   текстовые   задачи   алгебраическим   методом,   интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; определять   координаты   точки   плоскости,   строить   точки   с   заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;  находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определять   свойства   функции   по   ее   графику;   применять   графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;  описывать свойства изученных функций, строить их графики;                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:     выполнения   расчетов   по   формулам,   составления   формул,   выражающих зависимости   между   реальными   величинами;   нахождения   нужной   формулы   в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;  описания   зависимостей   между   физическими   величинами,   соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа курсов по математике «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса

Программа  курсов по математике  «Практикум по решению математических задач повышенной трудности» для обучащихся 9класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2017