Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории
Оценка 4.9

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
14.05.2017
Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории
Пришкольная территория – это «визитная карточка» образовательного учреждения. Во многом, общее впечатление от школы создается по тому, насколько эстетично выглядит пришкольная территория. Это немаловажный фактор для формирования имиджа образовательного учреждения. Данная программа позволяет создать современный ландшафтный дизайн, развивая при этом трудовые и творческие навыки обучающихся коррекционной школы, а в дальнейшем позволит им применить свои знания и умения в повседневной жизни. Программа способствует социализации, формированию экологического сознания школьников, позволяя детям с различным уровнем знаний и социального опыта овладевать элементарными навыками землепользования и благоустройства территории. Актуальность программы заключается еще и в том, что воспитанники получают профессиональные умения и навыки в сочетании с формированием экологического типа мышления. Программа соответствует новому социальному заказу формирования личности выпускника, владеющей социально-экологической компетентностью.Скоро лето. Предлагаю Вам программу ландшафтного дизайна пришкольной территории
Программа.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА  г. ВИХОРЕВКА Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории “ШКОЛА ­ ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА” Вихоревка 2013 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГСКОУ СКОШ г. Вихоревка ______________Е.Н. Костина        «___»_____________2013 г. Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории “ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА” Сроки реализации: 2012 ­2015 гг. “МЫ РОЖДЕНЫ,  ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ”…                                                                                                 П. Герман Краткая аннотация программы: Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории разработана и   направлена   на   обеспечение   взаимодействия   всех   субъектов образовательного   процесса,   приурочена   к   40–летию   школы, исполняющемуся в 2013 году. 2 Участники программы: ­ сотрудники  ОГСКОУ СКОШ г. Вихоревка; ­обучающиеся; ­ родители (законные представители) СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы                                                                           4 2. Рецензия                                                                                              5­6   3. Пояснительная записка:                                                                    7­13  3.1 Соответствие программы социальному заказу                        формирования личности выпускника, владеющей социально­ экологической компетентностью 3.2 Особенности современного ландшафтного дизайна ОУ 3.3 Значение озеленения пришкольной территории  в формировании  эстетического, трудового и экологического  воспитания  учащихся 4.Информационно­аналитическая справка                        14­16      5.Обоснование программы                                                                   18­23      6.Пошаговая инструкция по планировке        пришкольного участка                                                                        23      7.Этапы реализации программы                                                          24­25      8.Дорожная карта                                                                                  26­30      9. Материально­техническое обеспечение программы                     31­32     10.Таблица распределения фронта работ по классам с  учетом      возрастных особенностей                                                                     33­35      11.Обоснование выбора деревьев, кустарников и цветов 3 36­41      для реализации программы      12. Спортивная площадка                                                                    42­44      13.Приложение  1                                                                                  45­48      14.Приложение  2                                                                                  49­53      15.Приложение  3                                                                                  54­56      16.Приложение  4                                                                                  57­65      17.Заключение                                                                                       66­67                                                                                                                                  Паспорт программы ландшафтного дизайна пришкольной территории Название ОУ   Юридический адрес Учредитель Администрация ОУ Документы ОУ “ШКОЛА ­ ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА”   Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Вихоревка Россия, 665770,  Иркутская обл., Братский р­н, г. Вихоревка, ул. Байкальская, д. 6 Министерство образования Иркутской области Директор:  Костина Елена   Николаевна Заместитель директора по УВР: Сыроватская Татьяна Михайловна  Лицензия от 06 сентября 2012 г.  №  5550 выдана  Службой по надзору и контролю в сфере образования Иркутской области    Свидетельство о государственной аккредитации   от   10 сентября 2012 г.  № 2090  выдано   Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области   Контакты        Телефоны: 8 (3953)400­965           Факс:  8 (3953)400­965 4 Е­mail: Vihsool@finteko.ru Нормативная база для разработки Программы  Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Конвенция о правах ребенка; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Устав школы. Автор­              Белорыбцева А.В. – учитель русского языка и чтения разработчики Программы Цель программы  Развитие нравственно­эстетического, экологического и трудового воспитания обучающихся  в процессе озеленения и благоустройства территории  школы Сроки реализации программы Ожидаемые результаты  2012­2015 гг. Создание на пришкольной территории  эстетически правильно оформленного     участка,   с   последующим   использованием данной   территории   для учебной, спортивной, опытнической, исследовательской экологической деятельности.               Российская Федерация                                     В Министерство образования                         Иркутская область                                                  Иркутской области                         Муниципальное образование                                                       “Братский район”                                                                 Отдел образования                   администрации              МО «Братский район»   665708, г. Братск, ул. Пионерская, 11.                      тел. 46­97­38              №  432   от  05.02.2013 г. Рецензия на программу ландшафтного дизайна пришкольной территории ОГСКОУ СКОШ г. Вихоревка.                                        “ШКОЛА­ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА” 5 Пришкольная территория – это «визитная карточка» образовательного учреждения. Во многом,   общее   впечатление   от   школы   создается   по   тому,   насколько   эстетично выглядит   пришкольная   территория.   Это   немаловажный   фактор   для   формирования имиджа   образовательного   учреждения.   Данная   программа   позволяет   создать современный ландшафтный дизайн, развивая при этом  трудовые и творческие навыки обучающихся   коррекционной   школы,   а   в   дальнейшем   позволит   им   применить   свои знания   и   умения   в   повседневной   жизни.   Программа   способствует   социализации, формированию   экологического   сознания   школьников,   позволяя   детям   с   различным уровнем   знаний   и   социального   опыта   овладевать   элементарными   навыками землепользования   и   благоустройства   территории.           Актуальность   программы заключается еще и в том, что воспитанники получают профессиональные умения и навыки   в   сочетании   с   формированием   экологического   типа   мышления.   Программа соответствует   новому   социальному   заказу   формирования   личности   выпускника, владеющей социально­экологической компетентностью. Новизна   программы заключается   в   том,   что   интегрирует   предметы художественно­эстетического   и   естественнонаучных   направлений   на   уровне межпредметных связей.  Каждый   структурный   компонент   программы   логически   последовательно   и конкретно   раскрывает   идею   и   взгляд   авторов   на   современное     экологическое  образование детей,  которое должно быть нацелено на формирование стремления  не только к познанию окружающей природы, но и к активной деятельности по улучшению и   сохранению   природной   среды,   пропаганде   экологических   знаний,   нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Это позволяет сделать вывод о том, что каждый структурный компонент программы отвечает своему назначению и доказывает   целесообразность   реализации   данной   программы.   При   реализации программы   авторы   учитывают   следующие   принципы:   добровольности,   творчества, научности,   доступности.   Обучающие,   развивающие   и   воспитательные   задачи 6 соответствуют   достижению   общей   цели   программы: формированию   личности воспитанника   с   активной   гражданской   позицией,   с   новым   образом   экологического мышления и типом поведения в окружающей среде. В   результате   реализации   программы   у   обучающихся   будет   сформирована элементарная   социально­экологическая   компетентность,   которая   выражается   в способности и готовности личности воспринимать окружающую действительность в единстве  природных и  социокультурных связей  на основе сформированных  знаний, умений,   навыков,  опыта   и  личностных  качеств.   При   разработке  программы   авторы показали   профессиональную   компетентность   в   области   анализа,   оценки   и планирования деятельности; умение   грамотно излагать свои мысли,  видение проблем и их решений; способность к освоению и внедрению в педагогическую практику новых технологий. Программа  рекомендована к  реализации. Подготовила гл. специалист отдела образования                                  Т.В. Уварова        Пояснительная записка                         Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику коррекционной школы. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, уметь адаптироваться   к   тем   условиям,   в   которых   придется   строить самостоятельную   жизнь,   видеть   соответствующую   возможностям жизненную   перспективу.   Это   нелегко   дается   детям   с   нормальным развитием,   и   тем   более   сложно   идет   процесс   социализации   у   детей   с 7 нарушениями   интеллектуального   развития.   Наиболее   полно   задачам социализации детей с нарушениями интеллекта отвечает образовательно­ реабилитационная среда специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Вихоревка.   Именно   среда,   как   природная,   так   и   архитектурная, воздействует   на   обучающихся   постоянно,   создавая   определенное настроение.   Созданные   в   образовательном   учреждении   условия обеспечивают   ученику   освоение,  в  соответствии   с  его  возможностями, трудовых   умений   и   навыков,   специальных   программ,   формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни.   Однако, после   окончания   школы   большинство   обучающихся   испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: ­ психологической неготовностью к моменту перехода от   обучения   к   сфере   профессионального   труда;   ­   отсутствием   ясной жизненной   перспективы,   одной   из   причин   которой   является   чувство социальной незащищенности; ­ неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной   способностью   оценки   своих   возможностей   и способностей   при   определении   профиля   и   содержания   профессии; неготовностью   к   преодолению   определенных   профессиональных трудностей.   Из   вышесказанного   видно,   что   существует   серьезная   проблема, нерешенность   которой   препятствует   интеграции   в   общество   лиц   с интеллектуальным   недоразвитием.     В   решении   этой   проблемы существенную роль может сыграть система практических мероприятий, ставящая   целью   не   только   предоставление   информации   о   мире профессий,   но   и   способствующая   личностному   развитию   учеников, 8 формированию   у   них   способности   соотносить   свои   индивидуально­ психологические   особенности   и   возможности   с   требованиями, предъявляемыми   к   ним   жизнью   в   обществе.   Сфера   возможного приложения труда лиц с нарушениями интеллектуального развития носит относительно   ограниченный   характер,   так   как   часто   проявляется несоответствие между уровнем профессиональной подготовки учащихся и   требованиями   современного   производства.   Часть   выпускников   не выдерживают ритма и темпа работы, не умеет войти в коллектив, найти в нем свое место. Одной из самых доступных профессий для нынешних выпускников   школ   является   профессия   помощника   ландшафтного дизайнера или озеленителя, спрос на которую в последние годы сильно возрос.   Востребованность   специалистов   этого   профиля   связана   с развитием   ландшафтного   дизайна,   где   зеленые   насаждения   играют немаловажную   роль.  На   актуальность   профессии   повлияло   и   массовое переселение   жителей   в   загородные   дома.   Многие   стали   заказывать индивидуальные услуги по дизайну и озеленению приусадебных участков. Благодаря работе озеленителя   вырастают деревья, кусты, появляются пышные   цветники   и   альпийские   горки.   Озеленители   обеспечивают дальнейший   профессиональный   уход   за   зелеными   насаждениями   и выполняют следующие работы:  1. Осуществляют подготовку инструментов и посадочного материала.  2. Планируют и делают разметку дорожек, грядок, лунок для посадки.  3. Занимаются подготовкой почвы, рыхлением, удобрением.  4. Высаживают саженцы, рассаду на подготовленные грядки 9 5.   Осуществляют   уход   (формирование   кроны   подрастающих   саженцев деревьев,   декоративная   стрижка   древесно­кустарниковых   растений, полив, подкормка). Необходимые   качества,   обеспечивающие   успешность   в   профессии озеленителя: трудолюбие, физическая выносливость, целенаправленность. Педагогами школы было принято решение  об изучении особенностей этой профессии, так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека и применения знаний, умений и навыков, полученных обучающимися на практике. В учебный план был введен факультатив «Ландшафтный дизайн» для обучающихся 8­ 9 классов, в ходе которого  изучаются основные закономерности дизайна, технология   создания   культурного,   эстетически   оформленного   по правилам   ландшафтного   дизайна   цветника,   пришкольного   участка (Приложение 4). При освоении и отработке этих наиболее общих умений и навыков   осуществляется профессиональная проба, которая сводится к тому,   что   педагог   выявляет   уровень   готовности   учащихся   к   освоению специальности:   состояние   крупной   и   мелкой   моторики   каждого, способность   выполнять   заданную   последовательность   работ   с необходимым качеством, составлять план деятельности и контролировать себя в процессе работы, возможность выполнять основные операции. В 1­ 4,   5­7   классах   работают   кружки   по   цветоводству,   овощеводству   и растениеводству (Табл.1). Кружки, секции, студии, и т.п. Классы, группы Ф.И.О. руководителя Кружок “Моя первая  клумба” 1­4 классы  Баташова Л.М.  Количество обучающихся, воспитанников 17 10 Кружок “Основы  цветоводства” Кружок “Огород своими  руками” 5­6 классы  Минкина Т.Ю.. 7 класс  Мигова Т.А. 14 8 Таблица   1.  Систематическое   обучение     необходимо   для   формирования эколого­образовательной среды школы. На педагогическом совете   было   ландшафтного   дизайна принято   решение   разработать   программу   пришкольной   территории   как   важнейшей   составляющей   эколого­ образовательной   среды,   чтобы   на   практике   обучающиеся   под руководством педагогов постигали эту науку. Сегодня в  жизнь каждого современного   человека   основательно   входит   такое   понятие,   как «ландшафтный дизайн».   Сам термин  возник сравнительно недавно, хотя человек занимается обустройством пейзажа вокруг зданий уже с глубокой древности.  Ландшафтный   дизайн  ­   это   видоизменение   природной   среды   с теоретического использованием   методов   практического   и   художественного   опыта   и   эстетики,  конкретными   пожеланиями   группы людей   или   определенного   человека.   Слово   “дизайн”   в   переводе   с английского  означает  рисунок, чертеж,  проект,  но  одновременно и сам процесс   проектирования,   а,   кроме   того,   и   его   результат   —   проект. Ландшафтный   дизайн   предполагает   организацию   пространства   под открытым   небом   и   представляет   собой   часть   более   широкого   понятия «ландшафтная   архитектура»   —   тот   ее   уровень,   который   предполагает владение   разнообразными   приемами   использования   природных материалов: земли, воды, растительности.    11 Ландшафтный   дизайн  —   это   также   проектирование     сооружений, искусственных   покрытий   и   малых   архитектурных   форм.   Спецификой ландшафтной   архитектуры   было   и   остается   преимущественное использование   особых   природных   «строительных   материалов» — растительности,   воды,   камней,   земли,   включая   особенности   рельефа местности.   Эти   материалы   и   являются   основными   в создании   среды открытых   пространств.   Совместимость   различных   видов   растений,   при помощи   которых   создается   гармоничная   композиция   –   основное требование "ландшафтного дизайна”. Пришкольный   участок  специальной   коррекционной   школы   города Вихоревка   ­   это   не   только   визитная   карточка   школы,   красивая территория, радующая взгляды прохожих и создающая настроение, но и экспериментальная   и   исследовательская   площадка,   где   обучающиеся ведут наблюдения за растительным миром,  и с помощью разных методик проводят   исследования,   выращивая   декоративные   и   многолетние растения. Озеленение  ­   комплекс   взаимосвязанных   работ   по   эстетическому   и экологическому   улучшению   мест   отдыха   и   жизни   человека.   Комплекс работ,   скрывающийся   под   термином   “озеленение”,   включает   в   себя огромный   список   проводимых,   а   зачастую   просто   необходимых мероприятий, нацеленных на придание исходному ландшафту логически и эстетически законченных форм. Озеленение школьной территории, прежде всего,   служит     целям   эстетического,   трудового   и   экологического воспитания  учащихся. На основе привлечения школьников к практически 12 значимой   деятельности   на   пришкольном   участке   идет   становление   их социальной компетенции.  Актуальность  данной программы состоит в том, что знания, умения и навыки,   полученные   обучающимися   в   ходе   ее   реализации,   могут   быть применены ими не только для облагораживания территории вокруг школы, но и  в дальнейшей профессиональной деятельности.  Цель: Развитие   нравственно­эстетического,   экологического   и   трудового воспитания   обучающихся     в   процессе   озеленения   и   благоустройства территории  школы. Задачи:  ­  Спроектировать   и     создать   экологически   благоприятную   среду   на территории школы; ­   привить   детям   нравственные   основы,   эстетический   вкус,   любовь   к природе;  ­совершенствовать   материалом;   навыки   учащихся   в   работе   с   дополнительным ­ содействовать сотрудничеству детей и взрослых;  ­способствовать ответственности обучающихся.    воспитанию   сознательной   деятельности   и Миссия   программы:  создание   в   ОГСКОУ   СКОШ   г.   Вихоревка развивающей эколого­образовательной среды с   ухоженным, эстетически правильно   оформленным       пришкольным   участком,   с   последующим 13 использованием   данной   территории   для   учебной, опытнической,   спортивной,   исследовательской   и   экологической   деятельности обучающихся.   Новизна программы  заключается в том, что впервые,   при разработке программы   по   созданию   в   образовательном   учреждении   предметно­   учитывались   вкусы   и пространственной   экологической   среды, потребности детей и подростков, особенности их восприятия мира. Критерии успешности программы:   Изменение мотивации к обучению и отношения к труду;  изменение качества знаний, умений и навыков;   уровень   развития   ключевых   компетентностей:   ­   умение самостоятельно   решать   возникающие   проблемы   в   ходе деятельности; ­ умение работать в группах;  владение навыками исследовательской и проектной деятельности;  изменение   уровня   тревожности   учащихся   в   процессе   работы   на земле;  укрепление веры детей в свои способности;  результативность практической деятельности. Структура развивающей эколого­образовательной среды ОГСКОУ СКОШ г. Вихоревка 14 Эколого­ образовательная  среда Школьное здание (предметы,  факультативы,  кружки) Пришкольный  участок с  элементами  ландшафтного  дизайна Социальное  партнерство в  детско­взрослом  обществе Результат воздействия эколого – образовательной среды 1. Социально­значимая   деятельность   в   рамках   социального партнерства всех субъектов образовательного процесса; 2. Сплоченность   всех   субъектов   образовательного   процесса   при реализации совместной деятельности; 3. Раскрытие   творческого   потенциала   всех   участников образовательного процесса; 4. Экологическая   компетентность   обучающихся   как   составляющая ключевых образовательных компетентностей; 5. Экологическая компетентность учителей как результат повышения профессиональной   компетентности   в   овладении   технологиями организации социально­значимой деятельности. Информационно -аналитическая справка, раскрывающая особенности и условия реализации программы. 15 Областное   государственное   специальное   (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными   возможностями   здоровья   специальная   (коррекционная) общеобразовательная  школа   VIII вида г. Вихоревка      располагается  в двухэтажном   кирпичном   здании   общей   площадью   1743,7   кв.   м., построенном в 1992 г.    В школе функционируют 9 классов (8 классов­ комплектов   с   максимальной   наполняемостью   12   человек)   для обучающихся   с   7   до   17   лет  (Табл.   2),     работает   квалифицированный педагогический состав. (Табл. 3)    Контингент обучающихся, воспитанников ОГСКОУ СКОШ г. Вихоревка Общее количество обучающихся,  воспитанников Количество классов 75 9 Состав и квалификация педагогических кадров ОГСКОУ СКОШ г. Вихоревка Педагогические работники Всего Имеют образование: ­ высшее педагогическое ­ высшее непедагогическое ­ незаконченное высшее ­ среднее профессиональное (педагогическое) ­ среднее профессиональное  (непедагогическое) ­ другое (пед. класс) Имеют квалификационные категории: ­ высшую ­ первую ­ вторую 22 12 ­ 1 5 ­ ­ 9 6 Процент к общему числу педагогических работников 55% ­ 5% 41% ­ ­ 41% 27%  16 ­ другое не имеют Таблица 3.  Школа расположена в экологически чистом районе г. Вихоревка, вдали от шумных автомобильных магистралей и железнодорожных путей, с одной 32% 7 стороны окружена хвойно­лиственными  деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра, с другой   двухэтажными жилыми домами в кирпичном исполнении. Здание школы по всему периметру огорожено металлическим забором. Внутренний двор достаточно большой и составляет 1000 кв. м. В образовательном  учреждении   накоплен   положительный   опыт  работы   по социально­трудовой   адаптации   будущих   выпускников.   Педагогическим коллективом   проводится   целенаправленная   работа   по   профориентации обучающихся.   По   результатам   ежегодного   анкетирования   все   ученики выпускного   класса   2013   года   собираются   продолжить   обучение   в профессиональных   училищах.   Так,   например,   среди   выпускников прошлого учебного года 78,9% продолжили обучение в образовательных учреждениях начального профессионального образования.  Педагоги школы уверены, что в дальнейшем они могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. У них  сформированы общественно­ ценные потребности и интересы, навыки адекватного   поведения   и   отношения   к   жизненным   обстоятельствам, стойкие   трудовые   установки.   Трудовые   навыки   у   обучающихся вырабатываются постепенно, но по мере освоения несложных действий и видов физического труда, они хорошо адаптируются к условиям обычного производства   и   могут   работать   в   течение     рабочего   дня   с   полной 17 нагрузкой,   легко   приспосабливаясь   к   необходимости   длительного пребывания на ногах. Наиболее рациональной для них является групповая форма   организации   труда   (звенья,   отряды)   с   участием   педагогов   и родителей  (Табл.9).   В   этих   случаях   положительное   влияние   оказывает рабочая   группа,   создающая   условия   для   взаимопонимания,   выработки адекватных   трудовых   установок,   стимулирования   интереса   к   труду (Табл.8).   Благоустройство   и   озеленение   пришкольного   участка   играет важную   санитарно­гигиеническую   и   учебно­воспитательную   роль.   На пришкольной территории дети учатся ухаживать за растениями, ставить различные   опыты,   наблюдать   за   птицами,   подкармливать   их   в   зимнее время,   вести   фенологические   наблюдения,   слушать   звуки   природы, различать   лекарственные   растения,   воспитывать   в   себе   экологическую культуру,   так   как   здесь   произрастают   некоторые   виды   растений, занесенные  в Красную книгу: жарки, подснежники и др.           К 75 – летию Иркутской области пришкольный участок был украшен  не только   большим   разнообразием   цветочно­декоративных   растений,   но   и новыми элементами ландшафтного дизайна, что придало школьному двору неповторимый колорит (Приложение 1).       Красивый, ухоженный пришкольный участок пробуждает в школьниках эстетические   чувства,   любовь   к   родному   краю.   Это   место,   где обучающиеся   приобретают   основы   экологических   знаний,   развивают чувство   красоты.   Нашим   педагогам   удалось   привить   детям   чувство ответственности. Теперь они заботливо относятся к территории школы, 18 сами   выращивают   рассаду,   пропалывают   клумбы,   снабжают   растения водой.   Совместными   усилиями   удалось   сделать   территорию   яркой, красивой, что создает положительный настрой для учащихся, учителей, жителей   микрорайона.   Школа   является   «зеленым   оазисом»   среди «каменных джунглей» архитектуры микрорайона. Каждый год, расширяя цветочно­декоративный   фонд,   обогащая   видовой   состав   растений,   мы повышаем уровень культуры не только учащихся школы, но и жителей микрорайона.  Красивое,  яркое  цветочное  оформление  школьного  двора способствует   проявлению   и   развитию   творческих   способностей   детей. Проблема состоит в том, что единая композиция на пришкольном участке отсутствует. Цветы, кустарники и деревья посажены фрагментарно и не создают   единой   целостной   композиции,   связанной   общей   идеей   и сценарием. Назрела необходимость соединить уже имеющиеся элементы ландшафтного дизайна в один проект.  Обоснование программы           Идея   нашего   проекта   заключается   в   создании   на   пришкольной территории   ОГСКОУ   СКОШ   г.   Вихоревка     ухоженного,   эстетически   участка,   с   последующим   использованием правильно   оформленного   данной   территории   для   учебной,   опытнической,   исследовательской   и экологической деятельности. 19 Работа по  перепланировке школьной территории началась с принятия в сентябре 2012 года решения о создании  инициативно­творческой группы педагогов   для   реализации   проекта  “Ландшафтный   дизайн   пришкольной территории»”.    Первоочередной   задачей  для   успешного   осуществления проекта   было   изучение   литературы   по   ландшафтному   дизайну.   В библиотеке   ОГСКОУ   СКОШ   имеется   достаточное   количество   книг   по данной проблеме. На специально выделенном стеллаже была оформлена книжная выставка, рассказывающая о ландшафтном дизайне, составлена картотека   тех   глав,   статей   и   выдержек   из   газет,   которые   наиболее подходили для   наших условий. На уроках географии и биологии были изучены особенности климата, почвы нашего района, охарактеризованы те деревья, кустарники и цветы среди всего многообразия видов цветочно­ декоративных   растений,   которые   могут   успешно   произрастать   в   наших условиях.    Практически   всегда,   при   создании   для   детей   предметно­ пространственной среды,  систему представлений о том, какой она должна быть, материализуют взрослые, не учитывая при этом вкусы и потребности детей.   Педагоги   школы   решили   поступить   по­другому   и   обратились   к первоисточнику, чтобы узнать мнение детей о том, какой должна быть школа.   С   детьми   была   проведена   большая   предварительная   работа   по созданию мотивации и интереса к дальнейшим событиям. В школе был объявлен   конкурс   эскизов   пришкольного   участка   среди   обучающихся старших   классов,   которые   разрабатывали   их   с   учетом   освещенности территории. Среди младших школьников был проведен конкурс рисунков с   целью   уточнения   предпочтения   цветовой   гаммы,   сказочных   героев, которых   ребята   хотели   бы   видеть   на   участке.      Воспитатели   групп 20 продлённого   дня   проводили   занятия,   на   которых   дети   выполняли упражнения, например, необходимо было создать свой план пришкольного участка   на  плотной  бумаге,  лучше   в технике  аппликации.  При  этом   не обязательно   было   растительные   массивы   изображать   зеленым   цветом, а улицы, проспекты и площади — серым. Таким образом, дети учились иносказательным,  условным   цветам.    На   других  занятиях  обучающиеся выполняли   карандашный   рисунок   пришкольной   территории. Т р е т ь е   были   выполнить   учащиеся,   создать з а д а н и е ,   которое   должны   небольшой   макет   пришкольной   территории,   используя   природные материалы: прутики или сухие соцветия, камни и.т.д.   Эксперимент дал множество   интересных   идей.   Педагогам     стало   понятно,   что   желание придать своему школьному двору красивый, облагороженный вид  делает каждого ребёнка неравнодушным, стимулирует его активность. Красота обучающимися пришкольного характеризовалась     участка   многоцветностью,   была   отмечена   важность   включения   природных элементов не только на участке, но и в интерьер школы; на школьном участке   изображались   сады,   водоемы,   фонтаны,   обязательно   цветущие деревья. Сказочные герои представлялись  участниками образовательного   Свобода   творчества   школьников   имеет   глубокий процесса. педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность   его   фантазии,   вызывает   положительные   эмоции, возбуждает   его   активность,  его   волю   к   действию,  помогает   с   большой настойчивостью   и   изобретательностью   преодолевать   трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Важно   только   приучить   обучающихся   к   тому,   чтобы   усилием   воли 21 задуманный образ был непременно осуществлён и замысел был выполнен до конца (Приложение 2).        Перед тем как   приступить к написанию программы,   инициативно­творческий   коллектив   поставил перед собой ряд вопросов:   ОГСКОУ   СКОШ ­Что   именно   мы   желаем   выразить   и   воплотить   на   пришкольной территории? ­Какие   растения   и   архитектурные   формы   мы   будем   использовать   для воплощения нашего замысла? ­ Как созданный ландшафтный дизайн повлияет на организм, психику и настроение обучающихся? ­ Какой цвет выбрать основным для  формирования единой композиции? Одним словом, была нужна центральная идея – нить, на которую будут нанизаны   все   структурные   элементы.   Из   всего   многообразия   идей ландшафтного   дизайна,   предложенного   обучающимися,   педагогами   и родителями,     необходимо   было   выбрать   одну,   учитывая   особенности нашего учреждения и контингент обучающихся, большинство из которых в домашних условиях лишены даже минимального уюта. Необходимо было создать  на пришкольной территории островок радости, чтобы дети могли окунуться   в   страну   настоящего   детства.   Зная   о   благотворном   влиянии сказкотерапии  на неокрепшую психику ребенка, было принято решение использовать   сказочные   мотивы,   объединенные   общим   сценарием (Приложение   3).  Принято   считать,   что     сказки   являются   залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. 22 Через них ребёнок в определённом возрасте осваивает мир, познаёт людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых   занимательных   энциклопедий.   Проскочив   этот   этап   развития, человек утрачивает способность воспринимать мир объёмно и образно.    Сказка   в   детском   возрасте   является   базой   для   формирования гармоничной   личности   ребёнка,   создаёт   основу   для   приобретения «нравственного   иммунитета»,   который   направлен   на   защиту   детской психики   от   деструктивного   воздействия   окружающей   среды.   Если родители,  по тем или иным соображениям, лишают ребёнка этого пласта культуры, то они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально.  В результате в развитии ребёнка наблюдается очень серьёзные, порой невосстановимые   проблемы.  В   настоящее   время   отечественными психологами созданы теоретические и методические основы   применения сказки в целях  коррекции поведения и личностных характеристик детей, в   том   числе   и   детей,   имеющих   отклонения   в   умственном   развитии. Доказано,   что   сказкотерапия     в   работе   с   «особыми»   (в   частности, умственно отсталыми) детьми весьма результативна: «Сказка оказывает колоссальное  воздействие на эмоциональную сферу детей с  умственной отсталостью, — утверждает О. Смирнова. — Сказка не только учит детей переживать, радоваться,  сочувствовать, грустить, но и способствует  их социализации на примерах добра». С нашей точки зрения,  сказкотерапия позволяет   ребёнку   разобраться   в   себе,   преодолеть   свои   страхи   и скорректировать поведение.  Мы все помним свои детские впечатления от волшебных сказок. С персонажами сказок мы учились различать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, верность и предательство.  23 Современные дети, слушая сказки, проходят тот же путь познания мира и обретения опыта. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герои,  сюжет, конфликт и  развязка. Но  сказка  только тогда становится   терапевтической,   когда   ребёнок   отождествляется   с   её героями,   может   провести   параллель   между   сюжетом   и   собственной жизнью   и   извлекает   некий   урок   или   понимает   скрытое   сообщение. Терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребёнку упорядочить   его   внутренний   мир,   узнать   нечто   новое   и   осуществить желаемые изменения. Учитывая  выводы психологов, дефектологов, было принято   решение   создать   на   пришкольной   территории   сказочную атмосферу,    которая будет влиять на эмоциональное состояние ребенка, привлекать его в школу, создаст территорию   радости, отличную от его привычной   среды.   Важно   было   построить   не   столько   на   территории, сколько   в   сознании   ребенка   «зону   безопасности»,   в   которой   он   не чувствует себя виноватым, не испытывает страха и смущения. Он просто приходит   в   школу,   где   его   встречают   сказочные   герои,   узнаёт   что­то новое,   что­то   сопоставляет,   сравнивает   без   всяких   неприятных   Проходя   по   территории   до   школы, психологических   последствий.   ребенок погружается   в метаморфический мир, невольно отождествляя себя с персонажами и событиями придуманного мира, в результате  чего агрессивные защитные силы  ребёнка естественным образом ослабевают,  и он становится более открытым,  попадая  из “темного царства”, в котором живет, в страну ВООБРАЗИЛИЮ, где может придумать свою, особенную сказку, которая поможет проявиться потенциальным чертам его личности, осуществиться чему­то нереализованному и  будет  обучать его методам 24 самопомощи,   позволяющим   справиться   с   конфликтами   и   жизненными трудностями.  Окончательно выбрав идею, коллектив приступил к   созданию дорожной карты реализации программы  и планированию территории. (Табл.5)  План — важнейшая составная часть ландшафтного дизайна, он помогает соединить потребности человека, его устремления, а также особенности участка,   природы   и   рельефа.   Пришкольный   участок   ­   сложная из пространственно­функциональная состоящая   система,     взаимозависимых   элементов:   это   здание   школы,   спортивная   площадка, центральная линия, ведущая к зданию школы, задний двор. Для реализации программы была  выбрана прямоугольная планировка.  Пошаговая инструкция по планировке пришкольного участка. ШАГ 1. Начинать планировку следует на чистом листе бумаги, на котором необходимо   обозначить   направление   сторон   света   и   условные   границы участка.    ШАГ 2.   Нужно мысленно представить себе будущий участок, со всеми его   строениями   и   растениями.   Это   избавит   от   возможных   переделок, которые  могут стоить больших материальных и физических затрат. ШАГ   3.  Лучше   сделать   несколько   эскизов,   выбрав   из   них   наиболее подходящий. ШАГ   4  Планировка   пришкольной   территории   должна   учитывать противопожарные меры и беспрепятственный подъезд транспорта.  25 ШАГ 5. При разработке планировки отдельных участков важно, чтобы они были объединены в единый стиль, создавая одно гармоничное целое. ШАГ 6. Планировка должна быть лаконичной и удобной. Этапы реализации программы: 1.Аналитический и проектировочный этап (2012- 2013 гг.) 2.Практический этап (2013-2014 гг.) 3. Обобщающий этап (2014-2015 гг.) Этапы реализации программы Таблица 4 Год реализац ии этапа Название этапа 2012 -2013 Аналитический и проектировочн ый этап Содержание деятельности Ожидаемые результаты 1. Планирование работы. 2. Изучение теоретических основ ландшафтного дизайна. 1.Теоретическа я и практическая готовность педагогов и обучающихся к реализации программы. 2.Создание чернового варианта пришкольного участка 3. Зонирование территории. 4. Формирование клумб, гряд, отсыпка дорожек, постройка малых форм, 26 2013-2014 Практический этап устройство водоема. 5. Обустройство спортивной площадки. 6. Посадка деревьев. кустарников Подбор камней для альпийских горок Завоз песка Распил бревен для создания дорожек Разбивка клумб Высаживание рассады Формирование альпийских горок Строительство деревянных элементов ландшафтного Покраска построек, ограждения школьного двора каждого участка и Установка скульптур Выкладывание дорожек Уход за насаждениями на Создание пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного участка, с использованием данной территории для учебной, спортивной, опытнической, исследовательс кой и экологической деятельности. 27 2014-2015 Обобщающий этап 1.Мониторинг результативности программы 2.Выявление степени удовлетворенности обучающихся и их родителей результатами деятельности ОУ 1.Гармонично развитая личность выпускника. 2. Теоретическая и практическая готовность выпускников получить профессию озеленителя. Дорожная карта по реализации программы Таблица 5 № Мероприятия 1 Педсовет Сроки реализации Май 2012 Ожидаемые результаты Принятие решения о создании в ОУ эколого- развивающе й среды. Распределен ие полномочий в группе Определение этапов реализации программы Июнь 2012 Программа Май 2012 ландшафтног Ответств енные Костина Е.Н. Костина Е.Н. Костина Е,Н, Костина 28 Создание рабочей группы Май 2012 2 3 4 Разработка и утверждение плана-графика мероприятий реализации проекта Разработка и написание по программы по ландшафтному дизайну пришкольной территории 5 Определение необходимых изменений в образовательном процессе Август 2012г. 6 Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие реализацию программы Август 2012г. Педсовет 7 Август 2012г 8 Общешкольное родительское собрание Сентябрь 2012 г. Совещание Совета школы Сентябрь 2012 г. Внешняя экспертиза программы на муниципальном уровне. Размещение решения Совета школы на сайте ОУ Сентябрь 2012 г. Сентябрь 2012 г. 9 1 1 1 о дизайна пришкольно й территории. Включение в учебный план факультатив а “Ландшафтн ый дизайн”; определения направлений кружковой работы Разработка положений, принятие приказов, новых должностных инструкций, иных документов Утверждение программы ландшафтног о дизайна на 2012-2015 год. Ознакомлени е родителей с программой ландшафтног о дизайна Утверждение программы ландшафтног о дизайна на 2012-2015 год Получение  рецензии Ознакомлени е общественно Е.Н. Белорыб цева А.В. Сыроват ская Т.М. Костина Е.Н. Костина Е.Н. Костина Е.Н Костина Е.Н Костина Е.Н Костина Е.Н 29 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 Общешкольная линейка Сентябрь 2012 г. Создание обучающимися эскизов генерального плана Сентябрь 2012г Разработка генерального плана территории Разработка бизнес - плана Сентябрь 2012г Сентябрь 2012г Формирование трудовых отрядов среди обучающихся Сентябрь 2012г Назначение кураторов сводных трудовых отрядов Сентябрь 2012г Приобретение необходимых материалов для реализации проекта. 18 Сентябрь 2012г с сти решением Ознакомлени е педагогов и обучающихс я программой ландшафтног о дизайна Изготовлени с е макетов участков их пластил ина Конкурс рисунко в Разбивка территор ии на участки Составление списка необходимых материалов для реализации проекта. Выбор командиров, названий, девизов. т.т.д. Формирован ие сводных отрядов для выполнения определенны х работ. Полная готовность к реализации Костина Е.Н Классны е руко води тели Зам. по АХЧ Гл. экон оми ст Кл. руковод ители Балыков а С.П. Зам. директор а по АХЧ 30 проекта 1 9 Акция “Посади дерево” Сентябрь 2012г Создание аллеи Савицка я Л. М. 2 0 Выполнение теоретической части программы Сентябрь 2012г. – апрель 2013г 2 1 Разработка ежедневного плана задания трудовых десантов для отрядов – Май 2013 г-июнь 2013г. выпускников Готовность обучающихс я и педагогов к выполнению практическо й части программы. Межевание участков Подбор камней для альпийс ких горок Завоз песка Распил бревен для создания дорожек, клумб Высаживани е рассады Формирован ие альпийс ких горок Руковод ители кружков , факульт ативов. Зам. директор а по АХЧ, руковод ители отрядов, классны е руковод ители, воспитат ели 31 Строительст во деревян ных элемент ов ландшаф тного дизайна Покраска построек , огражде ния школьно го двора и каждого участка Установка скульпту р Выкладыван ие дорожек Уход за насажде ниями Создание презента ции, фотоаль бома Защита проекта Определение победите лей и лауреато в Балыков а С.П. Костина Е.Н. Балыков а С.П. 32 Открытие полян сказочных Август 2014 г. Общешкольное собрание Сентябрь Смотр-конкурс участков по отрядам 2014 г. Сентябрь 2014 г. 22 2 3 2 4 2 5 Общешкольная линейка Педсовет 1.Подведение итогов практического этапа реализации программы 2.Утверждение 3 этапа реализации программы. 2 6 27 Обобщающий этап 2014 ­ май 2015 Сентябрь 2014 г. Вручение грамот и призов Сентябрь 2014 г. О принятии участия в муницип альном конкурсе на лучший пришкол ьный участок 1. Продолжи Сентябрь Костина Е.Н Костина Е.Н Костина Е.Н. 33 ть экологиче ский монитори нг пришколь ного участка для определен ия характера изменени й их последова тельность, для построени я перспекти вного будущего. 2. Продолжи ть работу по благоустр ойству пришколь ной территори и с учетом ошибок 28 Педсовет Май 2015 г предыдущ их работ. 3. Заложить ”Аллею первоклас сников Подведение итогов реализации программы Костина  Е.Н. Материально-техническое обеспечение программы. 1. Перечень необходимого оборудования Таблица 6 № Наименование Приобретение 1 2 3 Эл. пила. Топор Молоток (аренда,  приобретение) Школьное имущество Школьное имущество Школьное Количес тво штук) 1 2 4 Сумма (тыс. руб) 0 0 0 Ответстве нный Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора 34 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Ножовка Ведра Носилки Лопаты Вилы Мотыги Рабочие  перчатки Грабли имущество Кисть малярная Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Школьное имущество Шланг  поливочный Лейки Мешки Секаторы 6 3 5 5 5 30 5 6 2 3 15 3 1 0 0 0 0 0 300 р. 0 0 0 0 0 0 0 по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам. директора  по АХЧ Зам. директора  по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ Зам.   директора по АХЧ      Таблица 7                   2. Перечень расходных материалов № 1 Расходные материалы песок Приобретение (аренда,  приобретение) Спонсорская помощь Количество вес/штук) Сумма (Тыс. руб) машина ­ 35 2 3 4 5 6            7           8          9        10 Спонсорская помощь Спонсорская помощь Спонсорская помощь Школьная Спонсорская помощь лесхоз Спонсорская помощь лесхоз ДОК гравий камень бревна краска доски саженцы семена деревья Малые формы, декоративные фигуры машина машина 10 шт. 30 л. 30 шт. 100 кустов В ассортименте 20 шт В ассортименте ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Таким   образом,   реализация   программы   является   малозатратной, экономически обоснованной и результативной. Таблица распределения фронта работ по классам с учетом возрастных особенностей. Таблица 8 1  класс 2  класс 3  класс 4  класс 5  класс 6  класс 7  класс 8  класс 9  класс Ответ ственн 36 Расчистка территории Реконструкция клумб Подготовка почвы   Внесение минеральных удобрений В несение органических удобрений Боронование, работа граблями Обрезка кустарников   и деревьев Посадка деревьев с             + Посадка   живой изгороди Подготовка семян Высаживание семян  Высаживание рассады в грунт Формирование гряд   + + + + + +    + +   + + + +  + + + + +      + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ый  педаго г Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М. Савиц кая  Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М 37 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Устройство огорода Рыхление почвы, прополка, борьба с сорной растительность ю Мульчирование Подготовка газонов Уход газонами   за Формирование клумб Заготовка камней Заготовка песка Отсыпка дорожек гравием, песком щебнем   и   для Насыпь альпийских горок Устройство экологической тропы Устройство спортивной площадки Установка декоративных фигур Установка малых форм + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М 38 Устройство водоема Покраска малых форм Полив + + + + + + + + + + + + + + Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Савиц кая Л.М Таблица формирования трудовых отрядов Таблица 9 Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс  9 класс Сводн Коман дир Ф. Сано в Гапее вцев Слава Женя Кути нов Пронь кин Данил Усов Саша Кочкода н Леонид Кл. рук­ль Воспит атель Курато р Ждан ова И.М. Бата шова Л.М. Балы кова С.П. Федос еева Н.И. Бата шова Л.М. Балы кова С.П Ждан ова И.М. Бата шова Л.М. Балы кова С.П А.Е. Афана сьева  Мигов а Т.А. Балык ова С.П Барсу кова Г.Н. Барсу кова Г.Н. Фаеф анова Ю. Е, Мирома нова Т.Е Нирконе н Н.В. Фаефан ова   Ю. Е, Алек сеев Рома н Мин кина Т.Ю. Мин кина Т.Ю. Асат урян Н.А. Барсу кова Настя Степан ов Павел Савиц кая Л.М. Савиц кая Л.М. Асату рян Н.А. Яньков а Э.М. Яньков а Э.М Сырова тская Т.М.  Обоснование выбора деревьев и кустарников ый отряд Солод кая Крист ина Савиц кая Т.М. Барсу кова Г.Н. Тубол Т.А 39 для реализации программы            Городские условия неблагоприятны для роста и развития растений. Высокая   температура   летом,   низкие   температуры   зимой,   загрязнение воздуха,   недостаток   влаги   и   ограниченная   площадь   питания   вызывают ослабление   роста,   снижение   декоративных   качеств   и   долговечности древесных   растений.   Поэтому   для   сохранения   жизнеспособности   были рекомендованы  растения, адаптированные к природным условиям города Вихоревка   (Табл.10).  Также   необходим   постоянный   уход   за   ними.   Эту работу   надо   распределить   и   чередовать   так,   чтобы   все   обучающиеся овладели приемами и навыками  ухода за растениями. Обычно различают мероприятия по уходу за надземной частью древесных растений и уход за корневой   системой.   Уход   за   надземной   частью   древесных   растений включает мероприятия по обрезке деревьев и кустарников, обмыв кроны лиственных   и   хвойных   древесных   растений,   внекорневые   подкормки   и борьбу с вредителями и болезнями. Уход за корневой системой древесных растений   включает   рыхление   почвы,   полив,   внесение   органических   и минеральных   удобрений,   отепление   корней   и   борьбу   с   сорной растительностью.     Ассортимент деревьев и кустарников, пригодных для насаждений в северных условиях 40 Таблица 10 Деревья Акация белая Ель: обыкновенная Кустарники Вьющиеся растения  для вертикального  озеленения Ирга круглолистная Жимолость:  обыкновенная Калина Лимонник Береза: бородавчатая,  пушистая Жимолость:  съедобная Рябина: обыкновенная Боярышник:  обыкновенный Сосна: кедровая,  обыкновенная Яблоня: сибирская Черемуха Облепиха:  крушиновидная Малина: прекрасная,  душистая Сирень: обыкновенная Наличие + + + + + + + Использование цветов в озеленении   ­ это настоящее искусство. Цветы с давних   пор   украшают   жизнь   человека,   пленяя   его   своей   красотой   и  ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает  человека, учит его понимать   и   ценить   прекрасное.   Любовь   к   цветам,   привитая   с   детства, остается   на   всю   жизнь.   Доказано,  что   цветовая   гамма,  используемая   в насаждениях, влияет   на настроение     и эмоции  человека.   Известно,  что яркие,   теплые   цвета   радуют,   придают   бодрость,   зеленый,   синий, фиолетовый ­ успокаивают, настраивают на созерцание. Это необходимо учитывать при создании клумб и цветников. Обоснование выбора форм  цветочных насаждений 41 для реализации программы.    Это   небольшие   цветники   различной   геометрической   формы. Клумбы.   Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, треугольными или многоугольными   (рис.   Устраивают   клумбы   на   газоне,   1). заасфальтированной или любой другой площадке с твердым покрытием. Клумбы делают перед зданием, оформляют однолетними цветущими и декоративно­лиственными растениями, хотя можно использовать такие двулетники   и   многолетники.   Рисунок   расположения   растений   на маленьких клумбах, как правило, простой, их обычно засаживают 1 – 3 видами   или   сортами   одного   вида   растений.   На   клумбах   больших размеров растения высаживают по рисунку, который иногда может быть сложны и составляется из большого набора видов и сортов. Рабатки.    Так   называют   цветники,   которые   представляют   собой   сравнительно узкие полосы из цветов (рис. 2). Ширина их обычно от 40 – 50 до 150 см, длина произвольная, поверхность ровная и лишь изредка, только на широких рабатках, ее делают в центре чуть выпуклой для того, чтобы   избежать   застоя   воды.   Рабатки   бывают   односторонние   и двусторонние,  ассиметричные и симметричные. 42 Это   узкие   сплошные   полосы   шириной   от   10   до   40   см, Бордюры.   окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки или отдельные детали цветника   Бордюр   составляют   из   одного   вида   низкорослых   растений. Растения подбирают компактные, чтобы полоса выглядела аккуратно. Для таких посадок подходят крупные растения с красивой формой куста, с красивыми   листьями,   либо   с   крупными   цветками   или   соцветиями, например, амарант, клещевина, молочай . Ландшафтные композиции: клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны, скульптуры, бассейн. 43 Массивы  ­   это   цветники   площадью   500   –   1000   м2  и   более,   которые создают   на   больших   площадях.   При   их   устройстве   обычно   используют многолетники.    Каменистые сады можно размещать на Рокарий, или каменистый сад.   участках, которые мало пригодны для других типов цветников, например на склонах, откосах, лестницах. Рокарий может быть совсем маленьким, 1 – 3 м2. Для того, чтобы создать этот необычный цветник, нужно запастись камнями или плитняком красивой формы, окраски, размеры могут быть различными –  от небольших  камешков  до  солидных глыб  или  валунов. Камни   и   плитки   располагают   на   участке,   стараясь   создать   красивую композицию, включающую вымощенные этими камнями дорожки, чтобы не тревожить растения, когда нужно пройти по рокарию. В каменистых садиках высаживают главным образом многолетние растения, низкорослые и   средние   по   высоте   и   лишь   изредка,   как   солитеры,   высокорослые. Растений   для   создания   каменистого   садика   нужно   немного. Перегруженный   рокарий   не   так   интересен,   так   как   под   растениями   не 44

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории

Программа ландшафтного дизайна пришкольной территории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017