Программа летнего лагеря с дневным пребыванием
Оценка 4.7

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—11 кл
28.05.2018
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием
В поисках пятого элемента. В далекой Галактике жители истощили свои ресурсы. В поисках новой планеты они обнаружили планету Земля, ресурсы которой оказались схожи с ресурсами инопланетян. И они хотят забрать то, что нам необходимо - это воздух, вода, огонь, земля. А главное они сеют раздор среди жителей Земли. Наша задача собрать все элементы, чтобы спасти планету от захватчиков.
Программа В поисках пятого элемента.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Московская средняя школа им. И. Ярыгина Программа воспитательной деятельности  «В поисках пятого элемента» лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ Московская средняя школа  им. И. Ярыгина.       возраст участников  – 7­17 лет продолжительность работы лагеря – 21 день  Автор: Волкова Ю.В. учитель начальных классов 1 Сизая,  2018 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Полное название программы ФИО   автора,   разработчика   (коллектива)   с указанием занимаемой должности Контактный телефон, электронный адрес   наименование   Полное ведомственная собственности Наименование субъекта Российской Федерации принадлежность, организаций,   форма   Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки   России   №   1008   от   29   августа 2013г) Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика,   если   есть   (дети­сироты,   дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) Краткая   аннотация   содержания   программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов) Комплексная  краткосрочная  воспитательная программа –  приключение «В поисках пятого  элемента» Волкова   Юлия   Викторовна,   учитель начальных классов 8­983­190­94­39, juliya2010@yandex.ru Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение Московская  средняя школа им. И.Ярыгина Красноярский край, Шушенский район  volkova­  Социально­педагогическая Возрастная группа: от 7 до 16 лет. Программа реализуется в форме  сюжетно­ролевой игры. Ребятам  предлагается пуститься в приключение,  чтобы  найти 5 элементов – 5 стихий на  нашей планете. (воздух, вода, земля,  огонь, дружба). В процессе поиска дети  знакомятся  с экологической ситуацией  нашего района, нашего села, планеты в  целом. Приобретают знания и навыки  экологического поведения. Проводят  исследовательские работы.  Продолжительность смены 21 день. За  победу в КТД или личное первенство –  детям вручается жетон, а по итогам  недели, отряду набравшему большее  количество жетонов – начисляется  количество баллов в общий рейтинг,  отряду набравшему большее количество  балов – вручается один из элементов.  Победителем игры становится отряд  набравший большее количество баллов. Объекты лагеря переименованы в  соответствии с игрой:  Экоотряд ­ отряд в лагере.  2 Обоснование актуальности программы Предполагаемый социальный эффект программы Эколята – дети в экоотряде. Командир – командир отряда. Разработка программы организации   каникулярного   отдыха, оздоровления   и   занятости   детей   была вызвана данной      С   целью   организации   летнего    отдыха детей вне стен школы; актуальностью задач современного воспитания; повышением   спроса   родителей   и детей   на   организованный   и содержательный отдых школьников в условиях ДОЛ; обеспечением   преемственности   в содержании   работы   лагеря   и деятельностью   детей   в   учебное время;      работы    модернизацией   старых   форм и воспитательной введением новых; необходимостью   использования богатого   творческого   потенциала подростков   и   педагогов   в реализации поставленных   целей и задач.   информационного   ­   расширение     и творческого пространства личности детей и взрослых;  ­   освоение   участниками     смены     новых направлений   в   развитии   ученического самоуправления и самоорганизации;  ­  разработка авторских проектов; ­   включение   в   коллективный   процесс разработки   содержания   и   новых вариантов форм работы; ­формирование   культуры   поведения   и общения, культуры досуга;  ­ формирование экологической культуры и экологического поведения; ­развитие технологий. педагогических новых     Цель и задачи программы, в соответствии  с их актуальностью   для   целевых   групп   участников, родителей Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей   живой   природе, способствовать   формированию бережного   отношения   к   ней, способствовать   оздоровлению   и физическому   совершенствованию ребят. 3 Задачи:   Создать  систему  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива; прививать   навыки   здорового образа жизни, укреплять здоровье; расширение экологических знаний, полученных при изучении  школьных предметов;       формирование у учащихся  активного и ответственного  отношения к окружающей среде;  максимальное использование  возможностей природного  окружения; выявление учащихся, склонных к  исследовательской деятельности в  области экологии; организация активного отдыха и  оздоровление детей; развитие творческих и  коммуникативных способностей  учащихся.   результаты   реализации Предполагаемые программы   (описание   позитивных   изменений, которые   произойдут   в   результате   реализации программы) Содержание программы: Обоснованность программы на этапах реализации: ­подготовительном;   реализации   мероприятий привлекать детей к изучению   экологии, ценить и уважать людей,  вносящих вклад в изучение экологии и  продвигающих эко­мероприятия. В   процессе   реализации   программы  «В поисках   пятого   элемента»  будут достигнуты следующие результаты: ­   Общее   оздоровление   воспитанников, укрепление их здоровья; ­   принятие   ценностей   здорового   образа жизни   как   основы   безопасности   и жизнедеятельности человека; ­получение   воспитанниками   опыта участия   в   творческой   предметной деятельности; ­   личностный   рост   участников   смены благодаря   ценностному   общению     и совместной   деятельности   в   условиях временного детского коллектива; ­ расширенное знакомство с экологией  и экологическим поведением. Подготовительный этап  Проектирование и разработка программы –   приключения  «В   поисках   пятого элемента».  4 ­организационном; ­основном; ­итоговом     с     Подбор и подготовка кадров для работы на  смене.  Подготовка (оформление, обустройство и др.) воспитателями,  вожатыми и другим персоналом центральной информационной   стены,   кабинетов   для отрядных мест, мест питания и др. Проведение  организационных совещаний, планерок. Организационный этап смены. Запуск игровой модели  Встреча   детей.   Диагностика   интересов, потенциала   лидерских,   организаторских, творческих   и   др.   способностей   детей   и подростков.  Запуск   игровой   модели.   Игровое знакомство   участников   смены.   Закладка основ   временного   детского   коллектива. Знакомство правилами жизнедеятельности, законами, традициями лагеря.  Формирование   органов   самоуправления. Выявление   лидеров.   Открытие   смены. Начало   образовательных   занятий   (по расписанию). Основной   этап   смены.   Реализация игровой модели.    Продолжение   образовательных   занятий (по   расписанию).   Реализация   основных принципов   и   идей   игровой   модели. Организация   деятельности   органов самоуправления.  – Корректировка мотивационных общения, поведения,   отношений   и   деятельности. Корректировка   межличностных   и групповых отношений и взаимодействий.  Проведение тематических дней, ролевых, деловых   игр,   игр   –   приключений, соревнований,  конкурсов в соответствии с   календарно   –   тематическим   планом работы лагеря и игровым замыслом.  Анализ   индивидуальных   и   групповых действий,   направленных   на   мотивацию успешности   участников   программы   в разных видах деятельности. Заключительный   этап   смены. Подведение итогов смены  Итоговая диагностика.   ценностно норм         5 План­график (план – сетка) программы Кадровое обеспечение программы: ­перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация); ­описание   системы   подготовки   педагогического отряда, дополнительного образования специалистов         деятельности   Выработка Анализ   предложений   и   рекомендаций, поступивших   от   детей,   родителей, персонала.   перспектив деятельности. Закрытие смены Постлагерный   период   (по   окончании смены) Анализ смены (положительных   и   отрицательных моментов),   проведенной   работы   и обобщение   ее   результатов.   Оформление итоговой документации.   Представление   материалов   по   итогам реализации программы  См. приложение №1 Специалисты   реализующие   программу лагеря,   работники   МБОУ   Московска средняя школа им. И.Ярыгина. Начальник лагеря – Волкова Юлия Викторовна Старшая вожатая – 2 человека. Воспитатели   ­  16   человек. Педагоги доп.образования ­  1 человек Мед.работник – 1 человек. Звукорежиссер – 1 человек Библиотекарь ­1 человек Работники столовой ­4 человека Технический персонал­ . 2 челолвека Перед   началом   работы   лагеря   проходит целевой   инструктаж   для   воспитателей,   знакомство должностными обязанностями. с   Ресурсная обеспеченность программы Программно – методическое  обеспечение:  1.Комплексная  краткосрочная  воспитательная программа –  приключение «В поисках пятого  элемента». 2. Комплексный календарно –  тематический план (сетка) смены,  сюжетно – ролевой  игры – приключения  «В поисках пятого элемента». 3. Планы  работы отрядов 4.Планы   воспитателей. 5.План   физкультурно­оздоровительной работы   и   массовых   мероприятий (утвержденный медицинским работником лагеря). 6.Комплект работы   педагогов информационно­   –   6 методических материалов: методических разработок,   сценариев,   рекомендаций, публикаций  и др. по тематике смены. Финансовое обеспечение 1 . Бюджетные средства для организации детского отдыха на 50  человек. 2. Частичный родительский взнос (30% от полной стоимости путевки). Перечень оборудования 1 .Спортивный инвентарь. 2.Музыкальная аппаратура. З.Микрофоны. 4.Костюмы. 5.Аудиокассеты, фонограммы. 6.Библиотечный фонд. 7.Канцелярские товары. 8:Фотоаппарат. 9.Призовой фонд. 10.Телевизоры. 11. Мультимедиа и видеоаппаратура. 12.Компьютер, множительная техника. Обеспечение проекта 1.   Расположение   лагеря   в   отдельном блоке. 2. 2 игровые комнаты. 3. Штаб лагеря. 4. Спортзал. 5. Спортивная площадка. 6. Музыкальный кабинет. 7. Актовый зал. 8. Танцевальный зал. 9. Зеленая зона (га). 10.Библиотека. 11.Столовая. 12. Медицинский кабинет. 13.Санузлы. Сельская библиотека «Светелка», СДК. Диагностическое   анкетирование,   устные беседы, педсовет. Оценка программы детьми осуществляется через: • • • анализ дня на Сборе Команды;  оформление   экрана   настроения, забора откровений и др.; проведение входящего и итогового анкетирования; 7 Наличие   социальных   партнеров,   в   том   числе родительского   сообщества   при   реализации программы Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями) Механизм оценки эффективности реализации программы: Методы   оценки   эффективности   мероприятий программы   и   воспитательно­педагогических действий (количественные, качественные) • желание ребенка записаться в ЛДП на следующий сезон; и др. • Оценка программы родителями отслеживается через: записи в  книге отзывов;  анкеты; устное собеседования; • • • Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через: • ежедневный анализ на  педагогических планерках  воспитателей и вожатых; анализ образовательных программ  (дополнительное образование); обсуждение результатов смены на  итоговом педсовете; • желание работать в  • • педагогическом коллективе лагеря в следующем сезоне; и др. • Наличие   методик,   направленных   на   изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в   различных   видах   деятельности,   их   учет, стимулирование применения Наличие системы стимулирования (количество и качество   регистрации   достижений   участников программы): ­развития творческого потенциала детей; ­уровня их спортивных достижений; ­пропаганда ЗОЖ; ­снижения уровня агрессивности в детской среде; ­профориентации; ­самоуправления; ­иные ­ Экспресс­методики, выявляющие  тенденции доминирования.(тест "Лидер",  "Большая семейная фотография");  беседа; наблюдение; методы оценки  психологического климата в отряде  (цветопись Лутошкина, анкеты, методика  экспертной оценки атмосферы в группе);  методы оценки психологического  климата в отряде; убеждение, внушение;  игровая терапия; тренинги общения;  После каждого этапа оценивается и  участие каждой команды и личных заслуг  ребенка. Каждый день в общем рейтинге  отражается количество заработанных  баллов команды.  За победу в различных испытаниях  (делах) команда получает баллы.  По итогам участия в этапах, каждую  пятницу на общелагерном собрании  вручается один из элементов. По итогам  игры  будут выявлены команды по  номинациям: «Самая дружная», «Самая  творческая», «Самая интеллектуальная»,  «Эколята года» и т.д. Для индивидуальной системы роста в  каждом компании ведётся дневник, где  8 оформляется система роста каждого  члена компании. За победу в различных  конкурсах, состязаниях, соревнованиях  участник может получить один  из знаков  успеха (подобные знаки придумываются в первый день в каждой компании, как  элемент атрибута отряда). Вручение  знака успеха проходит в компании при  подведении итогов дня на советах  компании. По окончании смены в каждой  компании будет выявлен «Эколёнок  года» и награжден. Так же в лагере  действует система  штрафных и бонусных  баллов. Бонусный баллы:  Качественно выполненная зарядка  + 5 баллов   Подготовка и участие в  мероприятии + 10 баллов 1 место в любом мероприятии   +  15 2 место + 10 баллов   Организация игры на свежем  воздухе  + 5 баллов.  Другие        +  от 1 до 10  Штрафные баллы:  Дисциплина (столовая, актовый  зал, общественные места.)  ­ от 1  до 10 баллов  Отказ от участия в мероприятии. – 20 баллов  Опоздание на мероприятие – 5  баллов  Неуважительное отношение,  оскорбление  – 5 баллов На детском уровне: посещаемость,  результативность  продуктов творческой  деятельности; желание попасть в лагерь  на следующую смену. На родительском уровне: итоговые  анкеты удовлетворенности, записи в  книге отзывов, устные беседы.  Повышение престижа лагеря в целом,  желание родителей привести в лагерь  детей на следующую смену. На уровне администрации ДОЛ :  предложения по обмену опытом, ведение  семинаров. Наличие   системы   показателей   и   индикаторов оценки качества программы: ­ на детском уровне; ­ на родительском уровне; ­ оздоровительных лагерей; ­   на   уровне   социального   заказа   учреждениям отдыха и оздоровления детей субъекта РФ   на   уровне   администрации   детских Наличие   грамот,   дипломов,   подтверждающих ­ 9 (регионального, участие   программы   в   конкурсах   различного уровня   федерального, международного) Возможность тиражирования программы Наличие   информации   об   опыте   реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки) ­ ­ Содержание программы 1. Пояснительная записка…………………………………………………………...….11 1.1.   Актуальность   и   новизна …………………………………………………………….………………………….………11   Тематическая   направленность   программы. 1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………...……...12 1.3. Принципы реализации программы…………………………………………………...12 1. Содержание. Модель тематической сюжетно­ролевой игры……………………13 2.1. Игровая легенда (общий замысел)……………………………………………………13 2.2.   Атрибутика   тематической   сюжетно­ролевой   игры   (флаг,   гимн,   герб,   заповеди, тематические словари, грамоты……………………………………………………………….14 2.3. Детское самоуправление………………………………………………………………14 2.4. Система стимулирования……………………………………………………………...15 2.5. Этапы реализации программы (блочная система)…………………………………...16 2. Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение……………………….16 3.1. Кадровое обеспечение ………………………………………………………………...16 3.2. Сетевое взаимодействие……………………………………………………………….16   программно­методическое 3.3. обеспечение)…………………………………………………………………………………….17 3.4. Материально­техническое и финансовое обеспечение………………………...........18   Методическое   обеспечение   (нормативно­правовое, 3. Механизм реализации программы………  ………………………………………...19 4. Предполагаемые результаты программы…………………………………………20 5.1   Критерии   эффективности   реализации   программы   (детьми,   родителями,   пед коллективом)……………………………………………………………………..................20 5.2. Возможные риски……………………………………………………………………...20 5.3. Способы коррекции рисков…………………………………………………………...21 10 6. Заключение……………………………………………………………………………...21 7. Список литературы…………………………………………………………………….22 8. Приложение………………………………………………………………….…………..23 11 1. Пояснительная записка «Мы – хозяева нашей Родины и она для нас  кладовая солнца с великими сокровищами жизни» М. Пришвин Лагерь   –   это   сфера   активного   отдыха,   разнообразная   общественно­   значимая, досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.         Истина   гласит,   что   только   здоровый   человек   с   хорошим   самочувствием, психологической   устойчивостью,   высокой   нравственностью   способен   активно   жить, успешно   преодолевая   различные   трудности  и   достигая   успехов   в   любой   деятельности. Поэтому   родителей,   педагогов   волнуют   вопросы   воспитания   здорового   физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.         Муниципальное   бюджетное   общеобразовательное   учреждение   Московская средняя школа им. И. Ярыгина уделяет особое внимание летнему отдыху учащихся.Школа расположен в центре села, имеет одну спортивную площадку и два спортивных зала. 91 % педагогического состава имеют высшее образование, 9% средне­специальное. Так же есть площадки   для   игры   в   футбол,   беговая   дорожка,   настольный   теннис;   актовый   зал   для проведения   массовых   мероприятий   численностью  до     человек;  Игровой   инвентарь, оборудование,  снаряжение  для организации  досуга в  соответствии  с возрастом детей  и подростков,   в   том   числе   компьютерной   техники   имеется   в   достаточном   количестве. Вожатые   и   воспитатели   в   полной   мере   реализуют   поставленную   перед   ними   задачу   – оздоровление и детский отдых в увлекательной, интересной форме.                 Задача,   организаторов оздоровления   и занятости детей, сделать каникулы самым ярким временем года для каждого школьника. Каждое дело в лагере должно стать не только здоровым отдыхом, но и   направленным на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребенка. Средством   реализации   таких     педагогических   задач   в   деятельности   коллектива лагеря   с   дневным   пребыванием   в   этом   году   стала   Программа  «В   поисках   пятого элемента».         Детский   лагерь,   учитывая   его   специфическую   деятельность,   может   дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя   личностью,   вызывающей   положительную   оценку   в   глазах   других   людей;   повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости. 1.1. Тематическая направленность программы. Актуальность и  новизна. Программа решает как задачи по организации оздоровительного отдыха детей, так и   их   культурно­досуговой   деятельности,   создания   условий   для   формирования   у школьников   навыков   общения   и   культуры   поведения,   развития   их   творческих   и интеллектуальных способностей. Основная   идея   программы   ­   представление   возможностей   для   раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате различных видах творческой деятельности. Экологическое   воспитание   в   условиях   летних   лагерей   является   одной   из   наиболее эффективных   форм,   так   как   способствует   освоению   социализации   и   реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую 12 деятельность   необходимо   для   формирования   личности,   способной   жить   в   гармонии   с природой. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.    В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном   имеют     отношение   к   городам.   Однако   на   практике   наблюдается   изменение характера   почв,   низкое   плодородие,   нередки   случаи   нарушения   норм   внесения минеральных   удобрений   и   так   далее.   Поэтому     приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.   сохранение   среды   Новизна  данной   программы   заключается   в   том,       весь   период   насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.  В поисках элементов – источников жизни, ребята знакомятся   как экологической ситуацией в селе, так и с экологией планеты в целом; учатся экологическому поведению и придумывают   сами   правила   жизни   в   соответствии   с   экологическими   ценностями. Продолжительность   смены  21  день.   Каждой   неделе   соответствует   своя   тематичесая ступень об экологии. Программа  «В поисках пятого элемента»  разработана для учащихся  7­17  лет. Программа краткосрочная, реализуется в течение лагерной смены.  1.2. Цель и задачи программы Цель программы: расширить   знания   обучающихся   об   окружающей   живой   природе,   способствовать формированию   бережного   отношения   к   ней,   способствовать   оздоровлению   и физическому ребят. Задачи:  совершенствованию      Создать  систему  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива; прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье;  расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;   формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей  среде;  максимальное использование возможностей природного окружения;  выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области  экологии; организация активного отдыха и оздоровление детей; развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. привлекать детей к изучению экологии, ценить и уважать людей, вносящих вклад в     изучение экологии и продвигающих эко­мероприятия. 1.3. Принципы реализации программы 1. Принцип   гуманности:  признание   личности   ребёнка   высшей   ценностью воспитания,   выявление   и   развитие   всех   сущностных   сил   ребёнка,   внушение   каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости. 2. Принцип   индивидуализации  воспитания   требует   учёта   индивидуальных особенностей   каждого   ребёнка   при   включении   его   в   различные   виды   деятельности, 13 раскрытия   потенциалов   личности,   предоставление   возможностей   каждому   для самореализации, самораскрытия. 3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей,   организацию   их   совместной   деятельности   на   основе   взаимопонимания   и взаимопомощи. 4. Принцип   мотивации   деятельности  ребят   требует   добровольности   их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели. 5. Принцип   вариативности  предполагает   создание   условий   для   выбора ребятами   форм   деятельности,   для   поддержки   различных   инициатив,   направленных   на достижение  значимых  целей  и самореализацию  индивидуальности,  как педагогов, так и детей. 6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ. 7. Принцип наглядности  данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда. 2. Содержание. Модель тематической сюжетно­ролевой игры   мобильным   и   повышает   образовательный   потенциал. Продолжительность смены в летнем лагере составляет 21 день.  У дружбы с природой много разных путей. Один из них летний школьный экологический лагерь   –   это   самая   удачная   форма   реализации   экологического   воспитания,   которая позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской   работы.   Смена   учебной   деятельности,   на   альтернативные   формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря,   позволяет   ребёнку   уйти   от   стереотипов   обучения,   что   делает   его   более увлекательным,   Работа экологического   лагеря   при   школе   наиболее   полно   способствует   так   же   расширению   и углублению   знаний   о  природе;   вырабатывает   умения   оценивать   состояние   окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Мы создаем  в ЛДП  интерактивную программу познания экологического поведения. Вся жизнедеятельность в лагере пронизана духом приключений. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками чтения. Сюжетно­ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию. Сюжет определяет канву игры,   правила   и   принципы   жизнедеятельности,   нормы   поведения,   которые   могут корректироваться  в процессе игры. Игра ­ это действие,  творчество ребят и взрослых, общая   радость   взаимопонимания.   В   основу   жизни   на   острове   положен   принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка. 2.1. Игровая легенда В далекой Галактике на одной из планет, её жители полностью истощили ресурсы своей земли…. В поисках новых планет они обнаружили чудесную планету Земля, и ее ресурсы оказались для инопланетных гостей схожими с их планетой. И сегодня они хотят забрать то, что для нас жизненно необходимо: воздух, воду, землю, огонь, и самое главное – они сеют   раздор   среди   жителей   Земли.   Наша   задача   сплотиться   и   защитить   свою   землю. Собрать все элементы воедино и найти тот пятый элемент, который защитит нас от захвата инопланетных гостей. 2.2. Атрибутика тематической сюжетно­ролевой игры  (флаг, гимн, герб, заповеди, тематические словари, грамоты) Объекты лагеря переименованы в соответствии с игрой:  14 Экоотряд ­ отряд в лагере.  Эколята – дети в экоотряде. Командир – командир отряда. Все   участники   включаются   в   игру,   полную   приключений,   испытаний   и   трудностей.   У каждого испытания есть своё задание. Ребятам предлагается их пройти, получить баллы. Дети станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Когда все преграды будут   позади,   участники   соберутся   всей   дружной   командой   для     того   чтобы   вложить последний пятый элемент и сохранить Землю. Только достойные смогут стать почётными Эколятами.   Большой   Совет   подводит   итог   игры   и   проводит   награждение   активных участников.  Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания,   успехи,   понимание,   поддержка,   искренность,   активность,   творчество, лидерство и доброта.  Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности, а ребята получат навыки коллективно­творческой деятельности. Именно   в   процессе   групповых   отношений   формируются   условия,   при   которых   более успешно   проходит   процесс   социализации.   Поэтому   мы   уделяем   большое   внимание отрядной работе. Она логично вписывается в идею смены и предполагает учёт возрастных особенностей детей, обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.  План работы отряда (компания) включает в себя:  • отрядные дела (для всего отряда);  • групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или  проведению дел);  • межотрядные, направленные на взаимодействие с другими отрядами (компаниями)  лагеря.  Каждый отряд (компания) в лагере имеет свой неповторимый имидж.  Он выражается в:  • названии;  • девизе, которому следует в своей творческой деятельности;  • символах и атрибутах;  • законах и традициях отрядной жизни;  • игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха,  и т.д.  • оформлении уголка компании.  2.3. Детское самоуправление.  Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию   характера,   слиянию   физического,   эмоционально­   нравственного   и социального   аспекта   в   развитии   каждого   ребёнка.   Формируется   чувство   «команды», ответственности   за  общее   дело,   стремление   к  победе,   взаимопомощь   и  взаимовыручка. Самоуправление   складывается   из   деятельности   временных   и   постоянных   органов самоуправления.   К   временным   органам   самоуправления   относится   деятельность командиров  в отряде, работа творческих и инициативных групп, чередование творческих поручений, совета дела. Вся компания  делится на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения один раз в неделю. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: Группа «Досуг». Эта группа помогает лидерам организовать различные мероприятия в компании, готовиться к большим делам. Группа «Уют» должна внести свой вклад   в   оформление   места   сбора   компании,   сделать   его   чуть­чуть   уютнее,   домашнее, красивее. Группа «Сюрприз». В течение дня или на итоговом «огоньке» ребята этой группы должны   удивить   компанию   каким­то   приятным   сюрпризом.   Группа   «Пресс­центр». Описать вчерашний день, красочно оформить страничку дневника  отряда. Группа «Спорт» вместе   с   лидерами   организует   различные   спортивные   мероприятия   в   компании, физкульт.минутки, игры на улице. 15 Самоуправление в Городе N.             Старший вожатый Схема №1 Информационный центр              «Позитив» Вожатый  в отряде,  Вожатый  в отряде,  старшеклассник старшеклассник     Командир отряда     Командир отряда     Группа      Досуг    Группа        Уют     Группа     Сюрприз     Группа   Пресс­центр      Группа       Спорт 2.4. Система стимулирования После   каждого   этапа   оценивается   и   участие   каждого   отряда.   Каждый   день   в   общем рейтинге отражается количество заработанных баллов.  За   победу   в   различных   испытаниях   (делах)   компания   получает   баллы.   Результаты отражаются   в   общем   рейтинге.   По   итогам   приключения     будут   выявлены   команды   по номинациям: «Самая дружная», «Самая творческая», «Самая интеллектуальная», «Лучшая команда» и т.д. Для индивидуальной системы роста в каждом отряде ведётся дневник, где оформляется система роста каждого члена компании. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях   участник   может   получить   один     из   знаков   успеха   (подобные   знаки 16             Старший вожатый    Группа     Досуг   Группа       Уют    Группа    Сюрприз    Группа  Пресс­центр     Группа      СпортИнформационный центр             «Позитив» придумываются   в   первый   день   в   каждой   компании,   как   элемент   атрибута   отряда). Вручение знака успеха проходит в компании при подведении итогов дня на советах отряда. По окончании смены в каждой компании будет выявлен «Лучший эколёнок» и награжден грамотой. (см. приложение.) Так же действует система штрафных и бонусных  баллов. Бонусный баллы:  Качественно выполненная зарядка  + 5 баллов  Подготовка и участие в мероприятии + 10 баллов    Организация игры на свежем воздухе  + 5 баллов.  Другие        +  от 1 до 10  1 место в любом мероприятии   + 15 2 место + 10 баллов Штрафные баллы: Дисциплина (столовая, актовый зал, общественные места.)  ­ от 1 до 10 баллов Отказ от участия в мероприятии. – 20 баллов Опоздание на мероприятие – 5 баллов Неуважительное отношение, оскорбление  – 5 баллов 2.5. Этапы реализации программы Содержание   тематической   смены   реализуется   на   основе   5   блоков   мероприятий   по ключевым направлениям: 1.Общекультурное  ­ организация посещения основных объектов культуры с. Сизая; ­ организация и проведение тематических и творческих встреч;   ­ организация и проведение творческих общелагерных мероприятий, а так же мероприятий внутри отрядов. 2. Общеинтеллектуальное ­ проведение викторин, интеллектуальных игр. 3.Спортивно­оздоровительное ­ организация и проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, стартов, эстафет. 4.Социальное  ­   организация   и   проведение   акций   с   целью   популяризации   идей   ЗОЖ,   экологической культуры среди всех воспитанников, членов педагогического коллектива.  ­   создание   сотрудничество кружков. 5.Духовно­нравственное ­   приобщение   к   миру   духовно­нравственных   ценностей   благодаря   содержательному компоненту   программы   и   созданию   атмосферы   доброжелательного   сотрудничества   на протяжении всей смены.   тематических   проектов   по   итогам   работы   кружков,     допускается 3. Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение 3.1. Кадровое обеспечение Специалисты реализующие программу лагеря, работники МБОУ Московская средняя  школа им. И.Ярыгина.  Начальник лагеря – 1 человек Старший вожатый – 2 человека. Воспитатели   ­   16    человек. 17 Педагоги доп. образования ­  1 человек Мед.работник – 1 человек. Звукорежиссер – 1 человек Библиотекарь ­1 человека Работники столовой – 4 человека Технический персонал­.2 человека Перед началом работы лагеря проходит целевой инструктаж для воспитателей, знакомство с должностными обязанностями. 3.2. Сетевое взаимодействие: При организации ЛДП будут использованы  взаимосвязи с социальными партнерами: Сельская библиотека «Светелка», ДК Схема №2   СДК                Лагерь с дневным пребыванием  3.3. Методическое обеспечение         МБОУ Лицей №7 Нормативно­правовое обеспечение Сельская    библиотека  «Светелка» В основе программы лежит  следующая нормативная база:  Конвенция о правах ребенка, статьи 24, 26, 27, 29, 31;  Конституция Российской Федерации;  Федеральный закон от 24.07.1998 № 124­ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"  Федеральный закон от 05.04.2013 № 44­ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"  Федеральный   закон   от   29.12.2010   №   436­ФЗ   "О   защите   детей   от   информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"  Приказ Федеральной службы государственной статистики от 16.05.2011 № 239 "Об утверждении   статистического   инструментария   для   организации   федерального статистического   наблюдения   за   деятельностью   детских   оздоровительных учреждений (лагерей)  Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.04.2011   № МД­463/06  "О  рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха".  Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 31.03.2011 № 06­614)  Письмо министерства здравоохранения и социального развития РФ                           от 14.11.2011 № 18­2/10/1­7164 "О типовом положении о детском оздоровительном лагере".  Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390                                "О противопожарном режиме".  Рекомендации   по   безопасности   эксплуатации   физкультурно­спортивных сооружений   общеобразовательных   организаций,   спортивного   оборудования   и инвентаря   при   организации   и   проведении   физкультурно­оздоровительных   и спортивно­массовых мероприятий с обучающимися.  Гигиенические   требования   к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   в оздоровительных   учреждениях   с   дневным   пребыванием   детей   в   период   каникул 18                Лагерьс дневным пребыванием         МБОУ Лицей №7  СДКСельская   библиотека «Светелка» СанПиН   2.4.4.2599­10   (утв. санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25)   постановлением   Главного   государственного  Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков СанПиН 2.4.2.2842­11 (утв.   постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 18.03.2011 № 22)  Письмо   Федеральной   службы   по   надзору   в   сфере   защиты   прав   потребителей   и благополучия человека от 15.06.2011 № 01/7310­1­32                "О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях".  Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя (утв. постановлением Госстандарта России            от 29.12.2003 № 401­ст)  Гигиенические   требования   к   срокам   годности   и   условиям   хранения   пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1324­03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 № 98)  Федеральный   закон   от   30.03.1999   №   52­ФЗ   "О   санитарно­эпидемиологическом благополучии населения".  Порядок   оказания   медицинской   помощи   несовершеннолетним   в   период оздоровления   и   организованного   отдыха   (утв.   Приказом   Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 363н)  Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации   должностных   лиц   и   работников   организаций,   деятельность   которых связана   с   производством,   хранением,   транспортировкой   и   реализацией   пищевых продуктов   и   питьевой   воды,   воспитанием   и   обучением   детей,   коммунальным   и бытовым обслуживанием населения (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 № 229)  Гигиенические требования к персональным электронно­вычислительным машинам и организации   работы   СанПиН   2.2.2/2.4.1340­03   (утв.   постановлением   Главного государственного санитарного врача РФ               от 03.06.2003 № 118)  О   типовых   штатах   административно­хозяйственного,   педагогического, медицинского обслуживающего персонала детских оздоровительных лагерей (утв. постановлением ВЦСПС от 11.05.1990 № 7­22)  Указ Президента РФ от 13 июня 2014 года № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы».  Положение о работе Лагеря с дневным пребыванием.    Штатное расписание  согласно Положению. Программно – методическое  обеспечение Программно – методическое обеспечение смены включает в себя: 1.Комплексную   краткосрочную   программу   –   приключение   «В   поисках   пятого элемента». 2.   Комплексный   календарно   –   тематический   план   (сетку)   смены   ­   сюжетно   – ролевой игры – приключения. 3. Планы  работы отрядов  4. Планы работы педагогов – воспитателей. 5.План   физкультурно­оздоровительной   работы   и   массовых   мероприятий (утвержденный медицинским работником лагеря). 19 6.Комплект информационно­методических  материалов:  методических  разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций  и др. по тематике смены. 7. Режим жизнедеятельности центра. 3.4. Материально – техническое и финансовое обеспечение Финансовое обеспечение 1 . Бюджетные средства для организации детского отдыха на 50 человек. 2. Частичный родительский взнос (30% от полной стоимости путевки). Перечень оборудования 1 .Спортивный инвентарь. 2.Музыкальная аппаратура. З.Микрофоны. 4.Костюмы. 5.Аудиокассеты, фонограммы. 6.Библиотечный фонд. 7.Канцелярские товары. 8:Фотоаппарат. 9.Призовой фонд. 10.Телевизоры. 11. Мультимедиа и видеоаппаратура. 12.Компьютер, множительная техника. Обеспечение проекта 1. Расположение лагеря в отдельном блоке. 2. 2 игровых комнаты. 3. Штаб лагеря. 4. Спортзал. 5. Спортивная площадка. 6. Музыкальный кабинет. 7. Актовый зал. 8. Танцевальный зал. 9. Зеленая зона (га). 10.Библиотека. 11.Столовая. 12. Медицинский кабинет. 13.Санузлы. 4. Механизм реализации программы Механизм реализации программы проектирование этапов реализации программы:  Подготовительный этап  Проектирование   и   разработка   программы   –   приключения   «В   поисках   пятого элемента».   Подготовка   иной   программно­методической   документации   (образовательные курсы   по   тематике   смены,   программы   дополнительного   образования,   календарно   – тематические   планы,   и   др.).   Формирование   нормативно   –   правовой   библиотечки, символики и атрибутики смены. Подбор и подготовка кадров для работы на  смене.  Установление интеграционных связей с учреждениями образования, культуры и др. Подготовка   (оформление,   обустройство   и   др.)   воспитателями,   вожатыми   и   другим персоналом   центральной   информационной   стены,   кабинетов   для   отрядных   мест,   мест 20 питания   и   др.   Подготовка   площадка, творческий центр, клуб).  Проведение  организационных совещаний, планерок.   внутренней   педагогической   среды   лагеря   (спортивная Организационный этап смены. Запуск игровой модели  Встреча   детей.   Диагностика   интересов,   потенциала   лидерских,   организаторских, творческих и др. способностей детей и подростков.  Запуск   игровой   модели.   Игровое   знакомство   участников   смены.   Закладка   основ временного детского коллектива. Знакомство с правилами жизнедеятельности, законами, традициями центра.  Формирование   органов   самоуправления.   Выявление   лидеров.   Открытие   смены. Начало образовательных занятий (по расписанию). Основной этап смены. Реализация игровой модели    Продолжение   образовательных   занятий   (по   расписанию).   Реализация   основных принципов и идей игровой модели. Организация деятельности органов самоуправления.  Корректировка ценностно – мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности. Корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий.  Разворачивание деятельности образовательных и иных  пространств   развивающего и   прикладного   характера,   отвечающих   интересам   и   запросам   детей.   Их   включение   в различные виды коллективно – творческой деятельности . Проведение   тематических   дней,   ролевых,   деловых   игр,   игр   –   приключений, соревнований,   конкурсов   в   соответствии   с   календарно   –   тематическим   планом   работы лагеря и игровым замыслом.  Показ   детских   достижений   через   различные   традиционные   и   нетрадиционные формы:   игровые   программы,   конкурсы,   турниры,   спортивные   состязания     и   др.   Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе творческих объединений.  Анализ   индивидуальных   и   групповых   действий,   направленных   на   мотивацию успешности участников программы в разных видах деятельности. Заключительный этап смены. Подведение итогов смены  Итоговая   диагностика.     Оценка   и   самооценка   участниками   смены   личностно   – значимых   результатов   участия   в   программе.   Групповой   анализ   и   демонстрация индивидуальных и групповых достижений.  Создание     эмоциональной   атмосферы   успешного   завершения   смены.   Подведение итогов  смены. Награждение и поощрение участников и лидеров.   Анализ предложений и рекомендаций, поступивших от детей, родителей, персонала. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены. Постлагерный период (по окончании смены) Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка  о последующем участии (или отказе) в  тематической смене. Анализ   деятельности   смены   (положительных   и   отрицательных   моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов. Оформление итоговой документации.   Представление материалов по итогам реализации программы  5. Предполагаемые результаты программы 5.1.Критерии эффективности реализации программы Оценка программы детьми осуществляется через: анализ дня на Совете командиров;  оформление экрана настроения, забора откровений и др.; проведение входящего («Знакомство») и итогового («Мои впечатления о жизни в лагеря, анкетирования; • • • 21 • желание ребенка записаться в ЛДП на следующий сезон; • и др. Оценка программы родителями отслеживается через: записи в  книге отзывов;  анкеты; устное собеседования; • • • Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через: ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей и вожатых; анализ образовательных программ (дополнительное образование); обсуждение результатов смены на итоговом педсовете; • • • • желание работать в педагогическом коллективе лагеря в следующем сезоне; • и др. 5.2. Возможные риски 1.   Отсутствие   заинтересованности   со   стороны   воспитанников,   родителей   и педагогического коллектива в реализации  программы.   2.Свою   негативную   роль   может   сыграть   низкий   уровень   заинтересованности   в участии в смене со стороны общественных организаций с. Сизая.   3.Недостаточный   уровень   финансирования   и   низкая   мотивация   социума   на поддержку тематической смены могут вызвать затруднения в выполнении   тех или иных условий реализации программы. 5.3.Способы коррекции рисков  Проведение   своевременно   мотивационной,   информационной   и   разъяснительной работы  среди воспитанников, родителей и педагогического коллектива с учетом их ценностных ориентиров (для детей ­ возможность общения, найти новых друзей, увлекательно   провести   лето;   для   родителей   –   создание   условий   для   отдыха   и оздоровления   детей;   для   учителей   –   возможность   профессиональной самореализации   и   проведение   смены   на   высоком   методическом   уровне   (с возможностью последующего обмена опытом  своевременную   коррекцию   интеграционного   взаимодействия   с   представителями детских досуговых учреждений села,  сельской библиотекой с. Сизая;   мотивацию   социума   к   организационной   и   финансовой   поддержке   смены, направленной на воспитание любви и уважение к родному селу, его истории, людям проживающим рядом.  5. Заключение Летний период – активная пора социализации школьников. С наступлением каникул у детей   значительно   увеличивается   часть   свободного   времени,   которое   можно   и   нужно использовать   для   развития   творческого   потенциала,   совершенствования   личностных возможностей, развития физических качеств. Целостное развитие личности возможно при гармоничном   развитии   духовного   и   физического   здоровья,   что   даёт   основу   для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится   ответственность   не   только   за   развитие   и   образование   личности,   но   и   за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. 22 В процессе реализации программы «В поисках пятого элемента» будут достигнуты  следующие результаты: ­ Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. ­   Принятие   ценностей   здорового   образа   жизни   как   основы   безопасности   и жизнедеятельности человека. ­Получение воспитанниками опыта участия в творческой предметной деятельности. ­   Личностный   рост   участников   смены   благодаря   ценностному   общению     и совместной деятельности в условиях временного детского коллектива. ­ Расширенное знакомство с экологической культурой и экологическим поведением. 6. Список литературы 1. Григоренко   Ю.Н.,   Кострецова   У.Ю.,   Кипарис­2:   Учебное   пособие   по   организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 2. Гузенко   А.П.   Как   сделать   отдых   детей   незабываемым   праздником.   Волгоград: Учитель, 2007 3. Нещерет   Л.Г.   Хочу   быть   лидером!   Выпуск   4.­Н.   Новгород:   изд­во   ООО «Педагогические технологии», 2006. 4. Организация   досуговых,   творческих   и   игровых   мероприятий   в   летнем   лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г. 5. Учебник для  вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008. 6. Матросова Н.Н. Программа – приключение «Казачья станица «Беркут» как фактор патриотического воспитания 7. Смирнова К.С. Программа воспитательной деятельности  «Точки удивления» . 2014г.  8. Кадышев С.П. 1962г. «Песни хайджи»,1965г. «Славный путь». 9. Шмаков,  С.А. Игры шутки ­ игры минутки./ С.А. Шмаков –  М.: Новая школа, 1996. ­ 112 с. 10. Шмаков С.А. «Игры учащихся ­ феномен культуры». / С.А. Шмаков 11. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. «Школьный летний лагерь».– М.:  2004 г 12. М.С.  Коган  «С  игрой  круглый   год».  –  Сибирское  университетское   издательство, Новосибирск, 2006. 13. Педагогика каникул. Народное образование № 3, 2002. 14. Л. Соколова «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе», Новосибирск, 2007. 15. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008. 23 8. Приложение План  мероприятий  План – сетка в доработке Приложений №1 Приложение №2 Входящая ­ диагностика проводится до начала смены, в организационный период, с целью Диагностическое обеспечение выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач. Цель: Изучение интереса учащихся.  Анкета на входе Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере.  1. Чем вы любите заниматься в свободное время? 2. Любите   ли   вы   петь   и   танцевать,   какие   по   жанру   песни   и   танцы предпочитаете? 24 3. Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов? 4. В какие игры вы любите играть? 5. Каким видом спорта вы занимаетесь? 6. Какие телепередачи вы любите? 7. Чем бы вы хотели заняться летом? 8. Любите ли вы читать? Спасибо за ответы! Итоговая   –  диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о   достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 6­16 лет). Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в лагере с дневным пребыванием детей. Анкета на входе Дорогой друг! Вот и закончилась лагерная смена. Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами. Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены. 1. Из ребят мне было интересно общаться с ____________________________. 2. Из взрослых мне было интересно работать с _________________________. 3. Самые запоминающиеся мероприятия это ___________________________. 4. Я участвовал в ___________________________________________________. 5. А ещё хотел бы поучаствовать в ____________________________________. 6. Я научился ________________, благодаря ____________________________. 7. В этой смене мне не понравилось ___________________________________. 8. Хотел бы ты ещё раз попасть в наш лагерь? Почему? __________________. 9. Хотел бы ты продолжить общение с кем­либо после смены? ____________. 10. Я бы хотел изменить ____________________________________________. 11. Если хочешь, ты можешь подписаться. Спасибо за то, что ответил на наши вопросы!  Нам было очень приятно с тобой работать.  До встречи! 25 26

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018