Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
физическая культура
4 кл
31.03.2017
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время у большинства обучающихся наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
В ОУ есть учащийся, которому необходимо создать условия для физического развития.
Ввиду этого возникает необходимость в дополнительных занятиях адаптивной физической культурой с ребенком.
лфк.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 п.Хвойная»
ПРИНЯТО
На методическом совете
Протокол №1 от 30.08.2016г
курса «««Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
4 класс (8вид)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Методический комплект (учебник и рабочие тетради):
Программа:
Количество часов: 4 класс34часа
Составители: Громова НВ (заместитель директора по УВР (начальная школа))
1 Программа ««Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» имеет
физкультурноспортивную направленность, то есть направлена на укрепление здоровья детей и на формирование потребности и умения
систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
По своему функциональному предназначению – эта программа является оздоровительной и общеразвивающей; по форме организации может быть
как групповая, так и индивидуальная; по времени реализации – годичная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы: Громова НВ (заместитель директора по УВР (начальная школа))
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время у большинства обучающихся наблюдаются нарушения
физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
В ОУ есть учащийся, которому необходимо создать условия для физического развития.
Ввиду этого возникает необходимость в дополнительных занятиях адаптивной физической культурой с ребенком.
Педагогическая целесообразность программы.
Данная программа поможет обучающимся формировать устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление, а также содействовать
воспитанию нравственных и волевых качеств, способствовать развитию психических процессов и свойств личности обучающихся с отклонением
здоровья.
Цель: Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья
данной категории детей, овладение знаниями физической культуры и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и
умениями.
Задачи: Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
1.
здоровья.
Дать ребенку знания о правильной осанке, значении здорового образа жизни, о нормах и соблюдении режима дня, об охране своего
2 2.
Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с
целью коррекции физического развития.
3.
здоровья.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями
Сроки реализации программы: 1 год (4класс)
Всего часов
34
Теоретические
занятия
5
Практические
занятия
29
Ожидаемы результаты освоения программы.
знать:
уметь:
о технике безопасности при выполнении упражнений;
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
о правилах поведения на занятиях физической культурой;
о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурнооздоровительных занятий;
о технике выполнения физических упражнений;
о значении упражнения на развитие двигательных качеств;
о правилах самоконтроля за состоянием организма при выполнении физической нагрузки.
выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной
осанки;
выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
выполнять комплексы дыхательных упражнений;
выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
3
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения.
Аттестация по итогам освоения программы.
(аттестация не предусмотрена)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа содержит следующие разделы:
1. Введение. Общие основы (3часа).
2. Лечебная физическая культура основа при травмах и заболеваниях
опорнодвигательного аппарата. (10часов)
Упражнения при заболеваниях сердечно сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы. (10часов)
3.
4. Упражнения при заболеваниях органов Дыхания (3часа)
5. Упражнения при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС) (3часа)
6.
Упражнения при заболеваниях органов зрения (5часов)
Учебнотематический план программы «Занятия адаптивной физической культурой для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья»
№
Раздел,
тема
Виды занятий (в часах)
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Самостоятельная работа
Раздел 1 Введение. Общие основы (3часа)
4 1.1
1.2
Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи.
Содержание и значение утренней гимнастики.. Название
спортивного инвентаря.
Основы лечебного действия физических
упражнений..Общеразвивающие упражнения без предметов на
месте и в движении.
Основы лечебного действия физических упражнений.
Общеукрепляющие упражнения. Общеразвивающие
упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с
большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со
скакалкой).
Раздел 2 Лечебная физическая культура основа при травмах и заболеваниях
опорнодвигательного аппарата. (10часов)
2.1.
2.2
2.3
Лечебная физическая культура основа при травмах и
заболеваниях
опорнодвигательного аппарата. Беседа.
Лечебная физическая культура основа при травмах и
заболеваниях
опорнодвигательного аппарата. Просмотр видеометариалов.
Нарушение осанки. Профилактика нарушения осанки.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование
правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное
развитие мышц туловища,
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и
связок позвоночника. Анатомофизиологические особенности
опорнодвигательного аппарата. Сколиоз.
Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической
палкой, около гимнастической стенки; подвижные игры
тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
5 0,5
1
3
2.4
2.5
в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.
Упражнения для формирования и закрепления навыка
правильной осанки.
Коррекционная гимнастика на осанку. Игра «Попади в цель».
Подвижные игры. Развитие ловкости и координации
Упражнения для формирования и закрепления навыка
правильной осанки.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и
связок позвоночника :ползание по гимнастической скамейке;
перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя;
перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении
группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в
различных И.П.
Профилактика плоскостопия: :ходьба на носках, на наружных
сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам;
упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные
сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких
предметов ( мячей, палочек, кубиков ); подниматься и
опускаться на носках.
Раздел 3 Упражнения при заболеваниях сердечно сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы (10часов)
3.1
1
Содержание учебного материала
при заболеваниях сердечнососудистой системы. Беседа.
3.2
Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой
системы.
0,5
2
Основным видом физической активности является
дозированная ходьба,умеренные физические нагрузки
являются эффективнным средством.
Упражнения, требующие точности выполнения,
легче
0,5
0,5
6 осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением
должны чередоваться с упражнениями на дыхание и
расслабление.
Подвижные игры на закрепление материала.
Подвижные игры, изученные ребенком.
Комплекс упражнений на свежем воздухе для укрепление
организма.
Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и
медленно дышать, чередовать грудное и брюшное дыхание;
вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук;
глубокий вдох – максимальный выдох
Комплекс упражнений на свежем воздухе для укрепление
организма.
Упражнения при заболеваниях сердечно сосудистой системы
(ССС) и дыхательной системы. Закрепление материала.
3.3
3.4
3.5.
0,5
0,5
0,5
Раздел 4 Упражнения при заболеваниях органов Дыхания (3часа)
4.1
0,5
Основа дыхательной системы.
Комплекс упражнений.
Основа дыхательной системы.
Комплекс упражнений. Закрепление материала.
4.2
4.3
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Комплекс
Л.Г при бронхите и пневмонии. Обучение правильному
дыханию:брюшной и грудной тип дыхания; полное дыхание;
упражнения для тренировки дыхательных мышц, для
восстановления дыхания.
Упражнения при заболеваниях органов Дыхания.
0,5
0,5
1
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
7 Раздел 5. Упражнения при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС) (3часа)
5.1
0,5
Упражнения при заболеваниях органов Дыхания.
Закрепление материала.
Упражнения для развития функции координации и
вестибулярного аппарата.
5.2
5.3
Общеразвивающие упражнения. Воздействие ФУ на нервную
систему. Характеристика физических упражнений.
Упражнения для развития функции координации и
вестибулярного аппарата.
Общеукрепляющие упражнения.
Раздел 6 Упражнения при заболеваниях органов зрения (5часов)
6.1
Характеристика и виды заболеваний глаза и профилактика.
Упражнения для наружных мышц глаза: упражнения для
прямых мышц глаза; упражнения для прямых и косых мышц
глаза.
Характеристика и виды заболеваний глаза и профилактика
Профилактика зрения. Упражнения для внутренней
(цилиарной) мышцы. Выполняют эти упражнения движением
глазного яблока по всем возможным направлениям и путем
перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю
и наоборот.
6.2
Комплекс специальных упражнений для глаз.
Комплекс специальных упражнений для глаз. Самомассаж
глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
0,5
0,5
0,5
8 надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не
вызывая боли, с разной частотой и силой.
Итого
11,5
17,5
5
Содержание программы.
Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Содержание и значение утренней гимнастики.. Название спортивного инвентаря.
Основы лечебного действия физических упражнений Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении. Общеразвивающие
упражнения с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом, со скакалкой).
Упражнения при нарушении осанки.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища,
Упражнения при сколиозах. Анатомофизиологические особенности опорнодвигательного аппарата. Сколиоз.
Комплекс упражнений при шейногрудном остеохондрозе. Коррекционная гимнастика на осанку. Игра «Попади в цель». Подвижные игры.
Развитие ловкости и координации
Комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия. Профилактика плоскостопия: :ходьба на носках, на
наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам; упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и
пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков ); подниматься и опускаться на носках.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника :ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на
живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад
в различных И.П.
Упражнения для развития координации. Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около гимнастической стенки; подвижные
игры тренирующего и целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой», «Китайские пятнашки» и др.
Упражнения при заболеваниях сердечнососудистой системы.
Основным видом физической активности является дозированная ходьба,умеренные физические нагрузки являются эффективнным средством.
Комплекс упражнений при заболеваний сердечнососудистой системы .Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения «однообразных»
движений. Для этого необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы. Рекомендуются новые упражнения. Упражнения, требующие
точности выполнения, легче осваиваются вначале урока. Упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на дыхание и
расслабление.
Упражнения при заболеваниях органов дыхания Комплекс Л.Г при бронхите и пневмонии. Обучение правильному дыханию:брюшной и грудной
тип дыхания; полное дыхание; упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно дышать, чередовать
грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох
Упражнения при заболеваниях обмена веществ и центральной нервной системы (ЦНС).
9 Воздействие ФУ на нервную систему. Характеристика физических упражнений. Упражнения для развития функции координации и вестибулярного
аппарата.
Упражнения при заболеваниях органов зрения. Характеристика и виды заболеваний глаза и профилактика. Упражнения для наружных мышц
глаза: упражнения для прямых мышц глаза; упражнения для прямых и косых мышц глаза.
Комплекс специальных упражнений для глаз. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы. Выполняют эти упражнения движением глазного
яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.
Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной
частотой и силой.
Материальнотехническое обеспечение:
Оборудование спортивного зала: гимнастический инвентарь, индивидуальные аптечки мяч, скакалки, обруч, гимнастические палки, шведская стенка,
беговая дорожка, весы, тренажеры.
Технические средства компьютер, магнитофон, телевизор.
Учебнометодическое и информационное обеспечение:
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов вузов. М.: Гуманит. Изд.Центр, ВЛАДОС, 2001г.. – 680 стр.с.ил.
Дополнительные источники:
1. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. Учебник для физической культуры /Под ред.С.Н. Попова, Физкультура и
спорт,1985 г.351 стр. с ил.
2.М.Д. Рипа и др. Занятие физической культуры со школьниками к специальной медицинской группе. М: Просвещение, 1988г. – 175 стр. с.ил.
3. М.В.Девятова. Нет – остеохондрозу. СанктПетербург. ИК «Комплект» 1997г. 224 стр.с.ил.
4. М.В.Девятова. Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника. Лекции Ленинград. 1989г.
5. М.С.Панаев. Массаж при заболевании опорнодвигательного аппарата. Ростов на Дону, Феникс, 2000г. – 128 стр. с.ил.
6. Лечебная физическая культура: Справочник /Епифанов В.А., Машков В.Н., Ануфриев Р.И. М: Медицина, 1987, 528 стр. с.ил.
10 11
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Программа "ЛФК" (для детей с умственной отсталостью)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.