Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"
Оценка 4.9

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
doc
администрации +1
Взрослым
24.01.2017
Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"
Курс "Активизация творческих способностей на уроках и внеурочное время" рассчитан на один год, запланировано девять занятий о одному заседанию в месяц. Учебно-методический комплект состоит из пояснительной записки, аннотированного содержания изучаемого материала, вопросов и заданий для самоподготовки и коллективного обсуждения, списка основной и дополнительной литературы, приложения.Программа мастер-класса для педагогов.
программа мастер-класса.doc
Программа мастер­класса учителя русского языка и литературы  МБОУ СОШ с.Рощинский  Стерлитамакского района  Каримовой Р.З. Пояснительная записка. Образование является ведущим фактором не только передачи накопленной культуры   подрастающему   поколению,   но   и   активного   преобразования   и развития всех сторон жизни общества и государства. В связи с этим сегодня, как никогда, требуется от педагогов пересмотр подходов, форм, методов обучения, создание условий, в которых школьник сформировался   как   личность,   творческая,   самостоятельная,   свободная, способная ценить себя и уважать других. Что же, по­ нашему, способствует достижению этих целей? Прежде всего – изменение всего стиля педагогической деятельности. Он определяется теперь умением учителя понимать каждого ученика, доверять ему, стимулировать его   личностное   развитие   объективным   дифференцированным   подходом   к оценке   качества   его   знаний   и   квалифицированным   владением   новейшими педагогическими технологиями. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения­ важнейшее и   сложнейшее   звено   в   этой   цепи.   Каждый   талантлив,   и   на   уроках   можно раскрыть и развить творческий потенциал   любого ребёнка – это гипотеза нашей работы. Цель данной работы ­ показать некоторые приемы пробуждения интереса у школьников   к   сотворчеству,   самостоятельному   творчеству   и   развития творческих   способностей     на   уроках   русского   языка,   литературы   и   во внеклассной работе.  Методы и приёмы, используемые учителем: изучение  по теории   литературы   изобразительно­   выразительных   средств,   наблюдение   за словом   мастеров   художественного   слова,     анализ   произведений,   система творческих   работ,   специально   направленная   на   раскрытие   творческого потенциала каждого ребенка. Цель мастер ­ класса: 1.Создание условий для профессионального самосовершенствования учителя,  при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной  образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль  творческой педагогической деятельности. ­  овладение   основными   приёмами   современных   педагогических        Курс охватывает учебные и воспитательные задачи: технологий;     ­стимулирование   познавательной   активности   педагогов,   интереса   к творческим   видам   деятельности,   отработка   условий   по   планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности; ­ развитие творческих педагогических способностей  учителей; ­осуществление   индивидуального   подхода   по   отношению   к   каждому участнику мастер ­ класса. ­ развитие мотивации и психологической готовности к образовательной деятельности в сотрудничестве. Курс призван расширить знания педагогов  о современных концепциях литературного образования, оказать помощь в организации самообразования учителей­словесников,   условия   для   конструктивного профессионального диалога, подготовить  их к новым условиям деятельности российской   школы   и   быть   готовыми   самим   создавать   новые   оптимальные условия для литературного образования.  создать   – Ожидаемый   результат   совершенствование   методического инструментария     учителя­словесника   в   развитии   творческих   способностей учащихся,   первоначальная   выработка   собственных   профессиональных ориентиров   и   позиции   по   отношению   к   педагогическим   нововведениям, наполнение   «портфеля   учителя»   конкретными   разработками   по   методике развития креативности школьников.   Курс «Активизация творческих способностей учащихся на уроках и  внеурочное время» рассчитан на 1год,  по одному заседанию в месяц – 9  заседаний.  Учебно­методический комплект состоит из пояснительной записки, в котором   обоснованы     актуальность   дисциплины,   цели   и   задачи,   основные подходы   к   изучению   предмета,   аннотированного   содержания   изучаемого материала (лекции, практические занятия, лабораторные занятия); вопросов и заданий   для   самоподготовки   и   коллективного   обсуждения;   формулировки основных знаний и умений; списка основной и дополнительной литературы; приложений (словари терминов, тест). Необходимо подчеркнуть, что вопросы и задания для самоподготовки и коллективного обсуждения специально даны в   совокупности,   т.к.   принципы   сотрудничества   подразумевают   взаимное доверие, уважение к мнению собеседника в решении проблемных ситуаций. Как раз обоснование выбора вопросов либо для обсуждения в коллективе, группе, либо для самостоятельного обдумывания – каждый раз проблемная ситуация,   происходит   развитие:   психологическое, педагогическое, эстетическое, этическое, образовательное.   решая   которую, Тема: Проблемы литературного образования учащихся в современной  школе.  Занятие №1. Цели:   1.Показать   особенности   литературного   образования   в современной школе. 2.Совершенствование умения определять литературно­образовательные проблемы Ход занятия: 1. Лекция с элементами беседы:  Основные   направления   модернизации.   Стандарты   литературного образования:   за   и   против.   Стратегии   обучения:   репродуктивные   и продуктивные,   воспроизводящие   и   развивающие,   традиционные   и инновационные. Принципы построения и содержание УМК Г.С.Меркина по литературе (сравнительный анализ).   Вопросы   и   задания   для   самостоятельной   подготовки   и коллективного обсуждения:  1. В   чём   Вы   видите   своеобразие   литературного   образования учащихся в современной школе? 2. Какое   место   занимает   литература     как   учебный   предмет     в современных учебных планах?  3. Каковы   особенности   функций   обучения   (обучающая, развивающая,   воспитательная)   на   уроке   литературы?   Охарактеризуйте целостность   и   цикличность   процесса   обучения     в   системе   литературного образования учащихся. Может ли курс русской словесности заменить курсы русского языка и литературы в школе? По каким источникам информации можно судить о наличии проблем  в литературном образовании? Назовите эти проблемы и их симптомы. 4. Существует   ли   необходимость   инновационных   изменений   в управлении   литературным     образованием   школьников?   Назовите   факторы, порождающие эту необходимость. 5. Каковы   условия,   обеспечивающие   эффективность   управления литературного образования школьников.  6. Каковы особенности национального литературного образования? В   чём   Вы   видите   успехи   и   недостатки?   Каковы   пути   решения   проблем. Предложите   проект   развития   литературного   образования   в   Республике Башкортостан. Литература Основная 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. М., 2003. С. 3­16. 2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. И сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова и др.; Под ред. И.А. Смирнова. М., 1999. С.118­132; 245­293.   1. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы? // Литература в школе. 2002. № 4. с.24.  Дополнительная 2. Гуковский   Г.А.   Изучение   литературного   произведения   в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.  2. Кленицкая   И.Я.   Получится   у   каждого.   Как   сделать   изучение литературы делом, жизненно важным для подростков? // Литература в школе. 2002. № 4. С.29.   3.Ланин Б. Какой будет литература в 12­летней школе? // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1999. № 29. С.13.  4.Нартов К.М. Взаимосвязи  отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Книга для учителя / К.М. Нартов, Н.В. Лекомцева; Под ред. Л.Г. Нартовой, Н.А. Ремизовой. 3­е изд. М., 2004.   5. Программа   литературного   образования     для   общеобразовательных учреждений. 5­11 классы / Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2000. 6.   для общеобразовательных   учреждений.   5­11   классы   /   Под   ред.   Г.Меркина   , С.Зинина и Чалмаева. М., 2009.    Программа   литературного   образования   7. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для   учителя   /   Т.Ф.   Курдюмова,   И.С.   Збарский   и   др.;   Под   ред.   Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985. 8. Анализ   литературного   произведения   в   9   классе:   Пособие   для учителей / Сост. Д.Л. Устюжанин. М., 1978. Тема: Способности человека. Виды способностей.  Занятие №2. Цели занятия: 1.Знакомство с программой мастер­класса и планом работы на год. 2.Знакомство с понятием «способности» в психологии. 3.Дать  классификацию видов способностей. 4.Знакомство с методикой определения способностей школьника. Форма занятия: лекция + психологическое тестирование. Ход занятия: 1.Лекция о способностях человека в психологии. 2. Методика  определения способностей школьников. 3.Практическая работа по определению способностей человека. 4. Домашнее задание: протестировать своих домашних по определению видов  способностей. Литература Основная В.Н.Дружинин Психодиагностика общих способностей. М., 1996, 1. с.280 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 47­49. 3. В.Д.Шадриков Деятельность и способности М., 1994,с.320 Тема: Формы и методы активизации творческих способностей учащихся на  уроках русского языка. Работа с художественным текстом. Занятие № 3. Цели занятия: 1.Знакомство  с  методикой организации   работы с художественным текстом  на уроках языка. 2.Демонстрация некоторых приёмов работы с текстом.  Форма занятия:  лекция + практическая работа.   Ход занятия: 1.Мини­лекция о преимуществах работы с текстом на уроках русского языка. 2. Анализ текстов и предложенных заданий к ним. 3. Практическая работа. Составление своих заданий к предложенным текстам. 4. Домашнее задание. Принести  материал к разделу из 3­4 текстов с  заданиями к ним. Литература Основная 1.Т.С.Весельева Увлекать творчеством,­ Ж.ЛВШ №3 1988. 2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 47­49. 3.   А.А.Карачев   Как   учить   школьников   основам   творческой   деятельности   –ж. «Школа и производство»№3 1997, с. 85­87. Занятие №4. Тема: Формы и методы активизации творческих способностей учащихся на  уроках русского языка. Технология Н.П.Гузика. Цели занятия: 1.Познакомить методикой  планирования материала  и ведения уроков по  технологии Н.П. Гузика. 2. Изучить формы уроков по данной технологии. 3. Обмен опытом по организации уроков по технологии Гузика. Форма занятия: лекция + практическая работа. Ход занятия: 1. Лекция о методике Н.П.Гузика. 2. Анализ заданий учителя из собственной копилки. 3. Составление  блока уроков по одному теоретическому разделу  учебника по изучаемой технологии. 4. Домашнее задание. Составить задания к уроку межпредметного  обобщения материала по теме «Простое предложение». Литература Основная 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. М., 2003. С. 17­59. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 47­49. Тема: Формы и методы активизации творческих способностей учащихся на  уроках литературы в 5­8 классах. Словесное рисование. Творческий пересказ. Занятие №5. Цели занятия: 1.Обмен опытом работы по организации занятий с детьми  среднешкольного  возраста по литературе. 2. Демонстрация приемов работы на уроках, развивающих читательское чутье  и вкус.  Форма занятия: беседа + аукцион идей + практическая работа в группах. Ход занятия: 1.Беседа о  разнообразных формах занятий по словесному рисованию,  творческому пересказу художественных текстов. 2. Обмен опытом работы слушателей. 3. Работа в группах по придумыванию заданий к конкретным текстам,  которые изучаются по программе литературы в разных классах. Домашнее задание: принести  на следующее занятие конспект урока с  приемами, рассмотренными  на  данном заседании.  Литература 1.Т.С.Весельева Увлекать творчеством,­ Ж.ЛВШ №3 1988. 2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 47­49. 3.   А.А.Карачев   Как   учить   школьников   основам   творческой   деятельности   –ж. «Школа и производство»№3 1997, с. 85­87. 4. Т.И.Мустафина Художественный текст на уроках литературы в старшей школе. Уфа, 2005. 5. М.А.Рыбникова Очерки методики литературного чтения  М., 1977,с.384 6. З.Я.Рез Методика преподавания литературы М., «Просвещение»,1977. Тема: Проблема личностной ориентации ученика в учебном процессе. Занятие № 6. Цель занятия: 1.Познакомить с системой работы Е.Ильина. 2.Выявить разновидности деталей по композиционной роли и  методикой   выявления их в тексте. 3.Проверка домашнего задания Форма занятия: лекция + практическая работа. Ход занятия: 1.Лекция по плану: Литература   как   предмет,   формирующий   человека.   Система   Е.Н. Ильина.   Коммуникативная   основа   урока.   Соотношение   обучения   и воспитания. Формула развития: от опыта личности к анализу художественного произведения, от него  ­ к книге. Деталь – вопрос – проблема. Творчество Л. Толстого, И. Тургенева, М. Горького по системе Е.Н. Ильина. 2. Беседа. А).   Формы   пробуждения   и   развития   личностного   отношения   школьника   к литературе. Б). Каковы особенности системы Е.Н. Ильина. В). В чём искусство общения учителя и учащихся на уроках литературы, по мнению Е.Н. Ильина? 3.   Практическая   работа.   Раскройте   содержание   одного   из   авторских приёмов Е.Н. Ильина. 5.Методика   работы   с   художественной   деталью.   Достоинства   и   недостатки анализа от «детали». Домашнее   задание:  Опишите   ход   урока   ­   изучения   творчества   русских писателей по системе Е.Н. Ильина. Литература Основная 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. М., 2003. С. 17­59. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 47­49. Дополнительная 1. 2. 3. 4. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982. Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.  Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М., 1991.  Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. М., 1990.  Тема: Обучение основам стихосложения. Работа с рабочими тетрадями Занятие №7. по литературе. Цель занятия: 1.Знакомство с авторскими тетрадями по стихосложению. 2.Демонстрация  методики работы обучению основам стихосложения.  3.Проверка домашнего задания.  Форма занятия: презентация справочных тетрадей + игра со  слушателями. Ход занятия: 1.Презентация рабочих тетрадей по литературе «Мир поэзии». 2.Деловая игра­ работа в творческих группах ­ демонстрация методики  работы с тетрадями. Домашнее задание. Принести  идею, макет создания рабочих тетрадей  по отдельным темам программы по литературе. Литература Основная 1.Весёлый класс. Урок поэзии М., АСТ – ПРЕСС, 1996. 2.К.Д.Вишневский Мир глазами поэта М., «Просвещение», 1979. 3.А.И.Горшков Русская словесность. От слова к словесности М.,  «Просвещение», 1997. 4.В.Т.Дорожкина Основы стихосложения – школьникам на уроках и во  внеклассной работе М., издательство АРКТИ, 2006. 5.Классическая восточная поэзия. Антология. Составитель Х.Г. Короглы. М.,  «Высшая школа», 1991. 6.А.Княжицкий, А.Лейбова, С.Хурумов  Опыты стиховедения издательство  гимназии «Открытый мир», М., 1995. 7.Краткий словарь литературоведческих терминов Пособие для учащихся  средней школы. М., «Просвещение», 1978. 8.С.И.Львова Уроки словесности. 5­9 классы. М., издательский дом «Дрофа»,  1997. 9.Мысль, вооружённая рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Л., издательство ЛГУ, 1983. Дополнительная 1. «Башкортостан укытыусыhы» №3 2005. статья Т.Дорожкиной, Н.Ивановой  – Берек « Синквейн как творческая работа школьника». 2. «Первое сентября » от 14 января 2003 года Статья С.Заир – Бека «Хайку  по биологии, синквейны по физике…» 3.Приложение к «Первому сентября» ­ «Литература» №596 от 1­15 марта  2006. статья Н.Плавинской «Несколько слов о синквейне». Тема: Информационные технологии в изучении литературы. Занятие № 8. Цели: 1. Дать характеристику информационных технологий. 2.   Совершенствование   умений   технологии в образовательном процессе по литературе.   использовать   информационные Форма занятия: лекция + практическая работа. Ход занятия: 1. Лекция. Компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего  образования. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в  образовании. Использование аудиовизуальных средств на уроках литературы.  Электронные базы данных. Репетиторы по литературе, СД   фирмы «Кирилл и  Мефодий». Мультимедийные презентации. Мультимедийная библиотечка  школьника. Виртуальная переписка с писателями, со своими сверстниками. 2.Обсуждение темы Вопросы и задания для самостоятельной подготовки и коллективного обсуждения: 1. В   чём   сущность   информационных   технологий   в   образовании? Классификация   и   характеристика   программных   средств   информационной технологии обучения. 2. 3.  Электронный учебник по литературе: за и против. Охарактеризуйте   и   оцените   аудиовизуальные   средства, применяемые на уроках литературы. Насколько они отвечают требованиям современности?  Как можно организовать виртуальную переписку с писателем? Какова её  учебная цель?  3.  Требования к мультимедийным презентациям. 4.Мультимедийные презентации и создание слайд­шоу как эффективное  средство развития творческих способностей учащихся школы. 5.Создание в группах презентаций, посвященных любимому писателю.  Домашнее   задание.  Продумайте   проект   электронной   библиотечки школьника.  Литература Основная 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. М., 2003. С. 144­236. Дополнительная 1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. 192 с.  2. Соловов   А.В.   Информационные   технологии   обучения   в профессиональной подготовке // Информатика и образование. 1996. № 1.  3. Хуторской   А.В.   Развитие   одарённости   школьников:   Методика продуктивного обучения. М., 2000.  4. Пейперт   С.   Переворот   в   сознании:   Дети,   компьютеры   и плодотворные идеи. М., 1989. С. 15­23.  5. «Информационные   технологии   в   высшей   школе»:   Термины   и определения 01.002­95. http: // www/ informika/ ru (Отраслевой стандарт МО РФ). 6. Ястребцева Е.Н. Проект «Гармония» // Компьютер в школе. 1998. № 3.  Тема: Проблемы диагностики литературного развития учащихся. Занятие №9. Цель: 1.  Обменяться   опытом     применения   основных   форм   и   методов диагностики и контроля. 2.  Совершенствование   умений     применять   на   практике   приёмы диагностирования   литературного   развития   учащихся,   способствующих развитие творческих способностей учащихся. Форма занятия:  круглый стол. Ход занятия:    Круг   вопросов   круглого   стола.  Технология   мониторинга   качества обучения в системе «учитель­ученик». Диагностика филологических знаний учащихся.   Критерии   читательской   деятельности   школьников   на   уроке литературы.   Методы   изучения   читательского   восприятия   учащихся. Тестирование по литературе: за и против. «Портфель ученика» ­ инструмент самооценки   собственного   познавательного,   творческого   труда   ученика, рефлексии его собственной деятельности. Вопросы для обсуждения. 1.В   чём   заключается   роль   и   значение   диагностирования   в   системе литературного образования учащихся? 2.Каковы, на ваш взгляд, объективные и субъективные причины формализма в оценке уровня литературного развития учащихся? Продумайте и предложите пути   предупреждения   и   преодоления   формализма   в   оценке   степени обученности   учащихся   и   фактической   эффективности   деятельности преподавателя в системе литературного образования. 3.Каким целям служит контроль? Какие методы контроля и оценки учебно­ познавательной деятельности учащихся по литературе вы знаете? 4.Что   понимается   под   содержанием   балльной   оценки?   В   чём   причины   её девальвации? 5.По   каким   параметрам   анализируется   и   оценивается   личность   учителя   и учащихся на занятиях по литературе? 6.Расскажите   о   технологии   мониторинга   качества   обучения   в   системе «учитель­ученик».   Как   проводится   диагностика   филологических   знаний учащихся? ( Кроссворды, и письменные работы с элементами опережающего анализа,   письменные   задания,   основанные   на   интересе   к   художественной детали, уроки­путешествия, а также зачеты по принципу “вертушки”) 7.Охарактеризуйте   понятие   «степень   обученности   учащихся».   Какие типичные   затруднения   испытывают   учителя­словесники   при   проверке   и оценке степени обученности учащихся по литератре? 8.Опишите основные методы изучения читательского восприятия  учащихся. 9.Каково, по­вашему, содержание «Портфеля ученика» по коми литературе? Вопросы   и   задания   для   самостоятельной   подготовки   и коллективного обсуждения: 1. Тестирование   по   литературе:   за   и   против.   Изучите   тесты   по русской литературе и попробуйте составить тесты по коми литературе (по одному из разделов учебников для 9 и 11 классов). 2. «Портфель ученика» по литературе. Чем его наполнить? Что вам представляется   интересным   в   технологии   «Портфель   ученика»?   Как   вы считаете, действительно  ли важно учить школьников оценивать результаты собственной деятельности? Почему? Литература Основная 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е.С. Полат. М., 2003. С. 123­132. Дополнительная 1. 2. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. М., 2002.  Безносов   Э.Л.   Раздаточные   материалы   по   литературе.   8­11 классы: Методическое пособие. М., 2001.  3. Иоффе   Г.А.   Диагностика   филологических   знаний старшеклассников // Литература в школе. 1998. № 3.  4. Кальней   В.А.,   Шишов   С.Е.   Технология   мониторинга   качества обучения в системе «учитель – ученик». М., 1999.  5. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996. (Гл. 3,4). 6. Кучина Т.Г. Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9­11 классы: Методическое пособие. М., 2001.  7. 8. Крючков В.П. И вновь о тестах // Литература в школе. 2003. № 1.   Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л., 1983. С.267 – 292 (Творчество писателя и творчество читателя). 9. Маранцман В.Г. Литературное развитие школьников // Методика преподавания   литературы:   В   2   ч.   /   Под   ред.   О.ю.   Богдановой,   В.Г. Маранцмана. М., 1994. Ч. 1. С.69­110.  10. Михновец Н.Г. Тестовые задания по литературе для 10 класса. СПб, 2003.  11. Симонов   В.П.   Педагогический   менеджмент:   50   НОУ­ХАУ   в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. М., 1995. С. 186­216.  12.“Русская словесность”, № 4 за 2000 год статья З.А.Павловой “Урок  проверки знания текста художественного произведения”. Терминологический словарь Приложение 1 Абстрагирование  —   мысленное   отвлечение   от   несущественных, второстепенных признаков и аспектов изучаемых явлений. Абстрактный — лишенный конкретности, жизненности. Авторитарный — основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский. Агрессивный — действующий с целью нанесения страдания и ущерба другим, демонстрирующий собственное превосходство в силе. Адаптация  —   процесс   приспособления   к   изменившимся   условиям основной деятельности. Адаптивный — приспособленный к изменившимся условиям основной деятельности. Активизировать — добиваться более деятельного, активного участия. Активность  —   способность   человека   производить   общественно значимые преобразования, проявляющаяся в творчестве, волевом поведении, общении, работе и учебе. Актуальность  —   критерий   соответствия   опыта   современным тенденциям общественного развития и уровню развития науки. Алгоритм — последовательность действий при выполнении какой­либо задачи. Альтернатива  —   1)   необходимость   выбора   между   двумя   или несколькими   исключающими   друг   друга   возможностями;   2)   одна   из   этих возможностей. Анализ  —   1)   мыслительная   операция,   позволяющая   производить расчленение целого на части; 2) метод исследования объектов, позволяющий вычленять   отдельные   части   из   целого   и   подвергать   их   самостоятельному изучению;   3)   поэлементное,   отдельное   изучение   компонентов,   блоков, подсистем изучаемого процесса. Аргументировать — доказывать, приводя аргументы. Аспект  —   та   или   иная   сторона   предмета,   явления,   понятия;   точка зрения, взгляд на что­либо, точка зрения, с которой рассматривается какое­ либо явление, понятие, перспектива. Атрибут — необходимый, постоянный признак, принадлежность чего­ либо. Библиография  —   1)   научное   описание   произведений   печати, составление их указателей; 2) перечень книг, статей по какому­либо вопросу. Вариативный — допускающий варианты, видоизменения частей чего­ либо при сохранении основы. Вербальный  —   словесный;   материал,   представленный   в   словесной форме. Включенность  —   способность   понимать   происходящее,   смысл разговора или действий. Внимание — сосредоточенность мыслительной деятельности субъекта в данный момент времени на каком­либо реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и др. Воображение 1) отражение будущего, создание ноною образа на основе прошлого опыта; 2) построение образа или создание программы поведения в ситуации неопределенности. Гипертрофии  —   некое   чрезмерное   развитие,   избыток   каких­либо свойств, качеств, способностей. Гуманизации образования — философская и социально­политическая доктрина,   согласно   которой   содержание   образовании   должно   обеспечивать свободное   и   всестороннее   развитие   личности,   деятельностное   участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает. Деградация  —   общее   прогрессирующее   и   частично   обратимое обеднение   способностей,  познавательных   процессов,   чувств   и   переживаний личности, снижение активности, утраты присущих ей свойств. Дедукция  ­   способ   рассуждений   от   общих   положений   к   частым, логический вывод частных положений из общей мысли. Действие  —   единица   деятельности,   преднамеренная   активность, направленная на достижение осознаваемой цели Демократизация  —   реорганизация   чего­либо   на   демократических началах, внедрение демократических принципов. Демократический стиль общения  — члены коллектива участвуют в обсуждении задач, решения принимаются совместно. Демократичный — чуждый высокомерия, сознания превосходства по отношению к людям. Деятельностный   подход  —   признание   единства   психики   и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности. Диагностика  —   процесс   и   способы   определения   степени   развития личностных   качеств,   затруднений   в   развитии,   общении,   а   также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов. Дидактический   материал  —   наглядный,   используемый   для самостоятельной   индивидуальной   работы   учащихся   или   демонстрации учителем перед классом.  Дисциплинарные   меры  —   взыскания,   налагаемые   за   нарушения дисциплины, т.е. принятого и обязательного для выполнения всеми порядка. Дифференциация   обучения  —   организация   учебном   деятельности школьников   среднего   и   старшего   возраста,   при   которой   учитываются   их склонности, интересы и проявившиеся способности. Догматизм  —   способ   мышления,   характеризующийся   безусловным, некритическим принятием некоторых положений, мнений, учений или норм в качестве догм — постулатов или практических принципов.  Доминирование — преобладание, господствование.  Доминирующий мотив — определяющий направленность личности, а также направленность деятельности.  Достоинство — совокупность высоких моральных качеств и уважение человеком этих качеств в самом себе.  Единообразный организованный по одному образцу.  —   обладающий   сходным   видом,   формой, Задатки  —   анатомо­физиологические   особенности   организма, центральной   нервной   системы,   являющиеся   предпосылками   развития способностей. Знания  —   результат   познавательной   деятельности;   совокупность усвоенных понятий, законов, принципов и зафиксированных образов явлений и предметов. Идеализм  —   одно   из   двух   главных   (наряду   с   материализмом) направлений в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию. Идентификация  — установление совпадения, сходства с подобным, однородным. Индивидуализация   обучения  —   организация   учебного   процесса   с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальность  — интегральное свойство личности, совокупность индивидуально­психических   особенностей,   делающих   ее   уникальной, неповторимой. Индивидуальный   стиль   деятельности  —   своеобразная   система психологических   средств,   к   которым   сознательно   или   стихийно   прибегает человек в целях наилучшего сочетания своей индивидуальности с внешними уелонимми деятельности. Индивидуальный   стиль   мышления  —   устойчивая   совокупное   п. индивидуальных вариаций в способах восприятия, воспоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. Индукции  —   способ   рассуждений   от   отдельных   частных   фактов   и положений к общим выводам. Инертный непредприимчивый.  —   бездеятельный,   неактивный,   безынициативный, Инициатива  —   почин,   внутреннее   побуждение   к   новым   формам деятельности, руководящая роль в каком­либо действии. Инспектор  — должностное лицо, осуществляющее надзор и контроль за правильностью действий подведомственных органов или подчиненных лиц. Инструментарий  —   совокупность   применяемых   инструментов   или методов, способов деятельности. Интеграция — объединение в одно целое каких­либо частей. Интеллектуальный — мыслящий, умственный, духовный. Интенсификация  —   усиление,   повышение   интенсивности, напряженности деятельности. Интерес  —   форма   проявления   познавательной   потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Интонация — манера произношения, выражающая чувства говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада, тон. Интуиция  — способность к свернутым, логически не проработанным решениям,   к   верной   ориентации   в   ситуации   на   основе   предшествующего опыта. Классификация  —   распределение   каких­либо   объектов   на   классы, разряды по каким­либо признакам. Классно­урочная   система  —   организация   учебных   занятий,   при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся  по  действующему  в течение  определенного промежутка  времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Коммуникация  —   общение,   связь;   сообщение   или   передача информации. Компенсировать — уравновешивать, возмещать потери. Комплексный подход — рассмотрение явлений в совокупности. Комфортность — состояние удовлетворения, внутреннего покоя из­за благоприятно сложившихся обстоятельств. Конкретизация  — воссоздание возможно полного знания о реальной действительности с учетом всех признаков и аспектов изучаемого объекта. Концепция  —   система   взглядов,   то   или   иное   понимание   явлений, процессов,   фактов,   руководящая   идея   для   их   трактовки   и   освещения; ведущий замысел деятельности. Корректный  —   1)   правильный,   точный;   2)   тактичный,   вежливый, учтивый. Косноязычие — неумение владеть речью, говорить свободно, соблюдая языковые нормы. Критерий  — обобщенный показатель  развития системы, успешности деятельности,   основа   для   классификации.   Предполагает   выделение   ряда признаков, по которым можно определять показатели. Либеральный   стиль   общения  —   руководитель   ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Личностный подход  — предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, самосознательному развивающемуся субъекту. Личность  —   человек   как   субъект   отношений   и   сознательной деятельности,   способный   к   самопознанию   и   саморазвитию;   устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, харак­ теризующая человека как члена общества. Материализм  —   одно   из   двух   главных   (наряду   с   идеализмом) направлений   в   философии,   утверждающее   первичность   материи,   природы, бытия, объективной действительности по отношению к сознанию, мышлению и рассматривающее   сознание   и   мышление   как   неотъемлемое   познаваемое свойство материи. Методика воспитания — учение о методах воспитания. Методика   обучения  —   частная   теория   обучения   или   частная дидактика. Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности учителя и   учащихся,   при   которой   последние   усваивают   знания,   умения   и   навыки, развиваются их познавательные способности, формируется мировоззрение. Мировоззрение  —   совокупность   принципов,   взглядов   и   убеждений, определяющих отношение человека к действительности. Модернизация — изменение чего­либо в соответствии с современными требованиями, вкусами. Модификация  —   видоизменение   предмета   или   явления,   не затрагивающее его сущности. Мотив  — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору. Мотивация  —   совокупность   устойчивых   мотивов,   побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности. Моторика — двигательная активность. Мышление  —   особая   ступень   в   процессе   отражения   сознанием объективной действительности; способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения. Наблюдение  —   метод,   который   заключается   в   систематическом   и целенаправленном   восприятии   изучаемого   объекта   с   целью   сбора информации, фиксации действий или фактов и проявлений поведения объекта для его изучения и обобщения. Навык  —   способ   выполнения   действий   и   операций,   ставший   в результате многократных упражнений автоматизированным. Направленность   устойчивых   мотивов, ориентирующих   поведение   и   деятельность   личности   независимо   от конкретных условий.  —   совокупность Научность  —   дидактический   принцип,   определяющий   постепенное овладение   ребенком   системой   объективно­достоверных,   проверенных практикой,  системообразующих  обобщений,  основ  знаний  и  навыков, явля­ ющихся базой получения любого специального образования. Нормативный — устанавливающий нормы, правила. Обоснование  —   подтверждение   убедительными   доказательствами, доводами. Обучаемость  —   способность   к   усвоению   информации,   учебного материала. Общение  — взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной   и   эмоциональной   информацией,   деятельностью,   опытом, знаниями,   умениями   и   навыками,   являющимися   необходимым   условием развития и формирования личности. Объект — явление, предмет или лицо, на которое направлена чья­либо деятельность, внимание и т.п. Оптимизация — улучшение какого­либо процесса для достижения его максимальной эффективности; повышение интенсивности  процесса в целях достижения высоких результатов. Организационный  —   связанный   с   определенным   порядком, организацией деятельности. Оценка — определение и выражение в условных знаках­баллах, а также оценочных суждениях учителя степени усвоения учениками знаний, умений и навыков, установленных программой. Память  — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Память механическая  —  вид   памяти,  основанной   на   многократном повторении без установления ассоциативных и смысловых связей. Партнер —   компаньон, товарищ в каком­либо деле. Пассивный — проявляющий активности, безучастный. Педагогическая   технология  —   такое   построение   деятельности педагога,   в   которой   все   входящие   в   него   действия   представлены   в определенной последовательности  и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Передовой педагогический опыт — опирающийся на педагогические новации   и   позволяющий   получать   результаты,   отвечающие   современным требованиям, и оптимальные для конкретных условий. Подростковый   возраст  —   период   онтогенеза,   который   является переходным этапом, стадией между детством и юностью (периоды­фазы от 9 до 11, от 11 до I 3, от 13 до 16 лет). Познавательная   активность  —   свойство   личности,   выражаемое   в   в   реализуемой   потребности   к устойчивом   интересе   к   знаниям, самостоятельным разнообразным учебным действиям. Познавательная   деятельность  —   направленная   на   овладение знаниями. Познавательный процесс — деятельность, направленная на получение достоверных знаний о мире. Познание  —   1)   процесс   психического   отражения   и   восприятия объективного   мира,   результатом   которого   является   новое   знание   о   его сущности; 2) творческая деятельность субъекта, ориентированная на получе­ ние достоверных знаний о мире; 3) воспроизведение в сознании характеристик объективной   реальности.   Следует   различать   обыденное,   мифологическое, философское, художественное и научное познание. Потенциал — совокупность всех средств, возможностей, необходимых для чего­либо. Потребность  —   состояние   человека,   создаваемое   испытываемой   им нуждой   в   объектах   и   действиях,   необходимых   для   его   существования   и развития,   и   выступающее   источником   его   активности,   организующее   и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Предпочтение  — выражение преимущества при сравнении чего­либо или кого­либо. Презентация  —   предъявление,   представление   чего   либо   нового, созданного, появившегося. Принудительный  —   совершаемый,   осуществляемый   под   давлением, насильственно. Принуждать — заставлять что­либо делать. Принцип — основное, исходное положение какой либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности.. Приоритет — преобладающее, первоочередное значение чего­либо. Проблема — противоречие; единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Прогноз  —   научное   предсказание   хода   или   результатов   каких­либо событий, процессов. Продуктивное   мышление самостоятельного открытия знаний.  —   способность   и   возможность Продуктивность  —   характеристика   деятельности,   при   носящей результаты, создающей ценности; производительность. Проект ­ детальная разработка проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Произвольное внимание  — вид внимания, которым направляется   и поддерживается сознательно постам ленной целью. Просвещение  —   разновидность   образовательной   деятельности, рассчитанная   на   большую   аудиторию.   Основная   задача   —   широкое распространение знаний через такие формы, как лекции, проповеди, беседы, диспуты и т.п. Процедура  —   установленная   последовательность   действий   для осуществления   или   оформления   чего­либо;   последовательность   действий   в каком­либо деле. Процессуальный  —   отражающий   совокупность   последовательных действий, направленных на достижение результата. Развивающее обучение — способ организации обучения, содержание, методы   и   формы   организации   которого   ориентированы   на   всестороннее развитие ребенка. Развитие  —   процесс   количественных   и   качественных   изменений   в организме,   психике,   интеллектуальной   и   духовной   сфере   человека, обусловленный   влиянием   внешних   и   внутренних,   управляемых   и   неуправ­ ляемых факторов. Распределение внимания  — возможность одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности. Рациональный  —   1)   основанный   на   разуме,   логике;   разумный, рассудочный; 2) организованный наиболее разумным способом. Реальность — существующая действительность. Регламент — правила, регулирующие поведение и порядок проведения какой­либо работы. Регламентация  —   организация   или   осуществление   деятельности   в соответствии с установленными правилами. Результативность  — достижение высоких показателей в какой­либо деятельности. Реконструирование — воссоздание по сохранившимся остаткам. Репрессивный — основанный на использовании карательных мер. Репродукция — воспроизведение чего­либо оставшегося в памяти. Рефлексия — процесс вспоминания, выявления и осознания основных компонентов деятельности, ее смысла, способов, проблем, пути их решения, полученные результаты и т.п. Реформировать — изменять, преобразовывать. Речь  — 1) способность говорить, выражать мысль словами; 2) форма общения, опосредованная языком Самобытность — оригинальность, природное своеобразие. Самовоспитание  —   осознанная,   целеустремленная   деятельность человека, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. саморазвитие, на     направленная     Самообразование  —   активная   целенаправленная   познавательная деятельность   человека,   связанная   с   поиском   и   усвоением   знаний   в интересующей его области. Самоопределение  —   сознательный   акт   выявления   и   утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самосознание  —   оценка   человеком   своего   знания   нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Санкция  —   мера,   принимаемая   против   стороны,   на   рушившей соглашение, правила, порядок. Светский — мирской, гражданский, не церковный Сенсорный — относящийся к органам чувств. Синтез  —   создание   целостного   представления,   обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития изучаемого объект Содействовать — помогать кому­либо, способствовать чему­либо. Содержательный — характеризующий элементы целого, его свойства и связи, сущность и смысл. Сознательный — 1) обладающий сознанием; 2) связанный с участием разума, осмысленный, разумным Сотрудничество  — занятие какой­либо деятельностью вместе с кем­ либо. Специальная педагогика — теоретические основы принципы, методы, формы   и   средства   воспитания   и   образования   детей   и   взрослых,   имеющих отклонения в физическом или психическом развитии. Специфика — совокупность отличительных особенностей чего­либо. Способ   деятельности  —   совокупность   приемов   и   методов, обеспечивающих результат какой­либо деятельности. Способности  — индивидуальные  особенности личности, являющиеся субъективными   условиями   успешного   осуществления   определенного   рода деятельности. Средство  — предмет, приспособление, необходимое для выполнения какой­либо деятельности. Стандарт — единая типовая форма организации, осуществления чего­ либо. Стереотип — привычное отношение человека к какому­либо явлению, сложившееся под влиянием определенных условий и предшествующего опыта. Стиль  —   способ   осуществления   чего­либо,   характер   деятельности, общения в их отличительных признаках. Стимулирование  —   активизация   действий,   поступков,   явлений   на основе повышения заинтересованности. Стихийный  —   1)   слепой,   бессознательный;   2)   непроизвольный,   не подчиняющийся воле рассудка. Субъект  — лицо или группа лиц, выступающие активным деятелем в каком­либо акте, процессе. Субъективизм  —   ограниченное   воззрение   на   что­либо,   отсутствие объективизма. Творческое мышление — позволяющее получать результат, которого раньше   никто   не   добивался,   дающее   возможность   действовать   различными путями   в   ситуации,   когда   неизвестно,   какой   из   них   может   привести   к желаемому итогу. Темперамент  —   совокупность   индивидуальных   особенностей личности,   характеризующих   динамическую   эмоциональную   сторону   ее деятельности и поведения. Теоретическое   мышление  —   это   словесно   выраженное   понимание человеком   происхождения   той   или   иной   вещи,   того   или   иного   явления, понятия, умение про следить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму. Теософия  — религиозно­мистическое учение о постижении божества через   откровение   и   о   возможности   непосредственного   общения   с потусторонним ми ром. Термин  —   слово   или   сочетание   слов,   являющееся   точным обозначением определенного понятия из какой­либо области. Тест  — стандартизированное  задание, позволяющее выявить наличие или   отсутствие   каких­либо   характеристик   у   изучаемого   лица   —   знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам Техника — совокупность профессиональных приемов, используемых в какой­либо деятельности, искусстве, мастерстве. Традиции — исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п. Традиционный  —   подчиненный   установившемуся   по   рядку, неписаному закону. Требование — правило, условие, обязательные для выполнения. Трудолюбие  —   черта   характера,   состоящая   в   положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Убеждения  — важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности особую значимость и ясную направленность. Удовлетворение  —   чувство   удовольствия,   испытываемое   тем,   чьи устремления, желания, потребности осуществились. Умение  —   1)   освоенный   человеком   путем   упражнений   способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний; 2)   неосознанное   состояние   готовности   человека   определенным   образом воспринимать,   оценивать   и   действовать   по   отношению   к   окружающим   его людям или объектам. Уникальный — редкий, единственный в своем роде. Унификация — приведение чего­либо к единой форме, единому виду, системе. Управление — руководство деятельностью чего­ или кого­либо. Условие — обстоятельство, от которого что­либо зависит; обстановка, в которой что­либо происходит. Установка — представление об объекте или явлении, складывающееся на   основе   ранее   полученной   информации,   теоретических   умозаключений, ожиданий и т.п. Устремление  —   настойчивое   влечение,   тяготение   к   чему­либо,   к достижению какой­либо цели. Фантазия  —   способность   выдумывать,   представлять   что­либо; творческое воображение. Формальный — 1) официальный, законный, произведенный в принятом порядке; 2) бюрократический, соблюдающий только форму. Характер  —   совокупность   психических   особенностей   человека, проявляющихся в его действиях, поведении. Целенаправленная   учебная   деятельность  —   особая   форма активности, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, на получение   не   внешних,   а   внутренних   результатов,   на   достижение   тео­ ретического уровня мышления. Целостный   подход  —   обеспечивающий   в   изучении   целостность объекта, отличную от простой суммы отдельных частей. Цель  —   1)   осознанный   образ   предвосхищаемого   результата,   на достижение   которого   направлена   деятельность   человека;   2)   замысел исследования;   научный   результат,   который   должен   быть   получен   в   итоге исследования. Централизация  —   сосредоточение   властных   полномочий   в   одном центре, объединение в одном месте. Чувственный  —   осуществляемый,   получаемый,   воспринимаемый органами чувств. Шаблон — образец, по которому изготовляются изделия, одинаковые по форме, размеру и т.п. Эвристический   метод  —   основанный   на   использовании   вопросно­ ответной   формы,   при   котором   учитель   не   сообщает   готовых   знаний,   а   в процессе беседы приводит учащихся к самостоятельным выводам на основе имеющихся знаний и опыта. Эгоцентризм — познавательная позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях, а также ограниченной способностью воспринимать объективно внешние воздействия и состояния других людей. Экспертиза  —   рассмотрение,   исследование   каких­либо   вопросов, решение   которых   требует   специальных   знаний   в   области   науки,   техники, искусства и т.д. Эмоция  — непосредственное, временное переживание какого­нибудь чувства. Эталон — мерило, образец, стандарт. Юношеский возраст  — период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. «Я»­концепция   личности   осознаваемая   и переживаемая   система   представлений   о   самом   себе,   на   основе   которой человек строит свое поведение.  —   устойчивая, Приложение 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (к лабораторным занятиям) При   подготовке   терминологического   словаря   был   использован отраслевой   стандарт   Министерства   образования   РФ   «Информационные технологии в высшей школе»: Термины и определения 01.002 – 95. htt: //www. informika.ru Автоматизированная   информационная   система   (АИС)  — организационно­техническая   система,   использующая   автоматизированные информационные технологии в целях информационно­аналитического обес­ печения научно­инженерных работ и процессов управления. Автоматизированная   информационная   технология   (АИТ)  — информационная   технология,   в   которой   для   передачи,   сбора,   хранения   и обработки данных используются методы и средства вычислительной техники и систем связи. Автоматизированная  обучающая система  —  система,  включающая комплекс   учебно­методических   материалов   (демонстрационных,   теоретиче­ ских,   практических,   контролирующих)   и   компьютерные   программы, управляющие процессом обучения. Автоматизированный банк данных (АБД) — совокупность системы управления   базами   данных   и   конкретной   базы   (баз)   данных,   находящейся (находящихся) под ее управлением. Адрес страницы  —  данные,   точно   определяющие   логический   адрес сайта или Web­страницы в Internet. Алгоритм — совокупность действий со строго определенными прави­ лами выполнения. Алгоритмизация  — составление алгоритмов для решения поставлен­ ных задач. База данных  — единая система  данных, организованная по  опреде­ ленным   правилам,   которые   предусматривают   общие   принципы   описания, хранения и обработки данных. База знаний — формализованная система сведений о некоторой пред­ метной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений. Байт — 8­разрядное двоичное число (1 байт = 8 бит). Бит — величина, принимающая значение 0 или 1. Браузер  {Browser)  — средство просмотра. Более полно: программное обеспечение, предоставляющее графический интерфейс для интерактивного поиска, обнаружения, просмотра и обработки данных в сети. Гипермедиа (Hypermedia) — метод дискретного представления инфор­ мации   на   узлах,   соединяемых   при   помощи   ссылок.   Данные   могут   быть представлены   в   виде   текста,   графики,   звукозаписей,   видеозаписей,   муль­ типликации,   фотографий   или   исполняемой   документации.   Гипермедиа являются обобщением гипертекстовых систем. Гиперссылка  (Hyperlink)  — элемент документа для связи между раз­ личными   компонентами   информации   внутри   самого   документа,   в   других документах, в том числе и размещенных на различных компьютерах. Гипертекст  (Hypertext)  —  понятие,  описывающее   тип   интерактивной среды с возможностями выполнения переходов по ссылкам. Ссылки (адреса формата  URL),  внедренные   в   слова,   фразы   или   рисунки,   позволяют пользователю выбрать (установить указатель и нажать левую кнопку мыши) текст   или   рисунок   и   немедленно   вывести   связанные   с   ним   сведения   и материалы мультимедиа. Гипертекстовая система  — представление информации в виде неко­ торого   графа,   в   узлах   которого   содержатся   текстовые   элементы   (предло­ жения, абзацы, страницы или даже целые статьи либо книги), а между узлами имеются связи, с помощью которых можно переходить от одного текстового элемента к другому. Глобальная сеть  — сеть, в которой объединены компьютеры в раз­ личных странах, на различных континентах. Графические редакторы — программы подготовки и редактирования изображений   на   ЭВМ.   Современные   графические   редакторы   позволяют создавать также подвижные, анимированные изображения. Данные (в предметной области) — представление информации в фор­ мализованном виде, удобном для пересылки, сбора, хранения и обработки. Дистанционное обучение — обучение на расстоянии с использованием учебников, персональных компьютеров и сетей ЭВМ. Документ ­ информация, зафиксированная на материальном носителе, имеющая реквизиты, позволяющие ее идентифицировать. Защита информации — действия и средства по предотвращению утеч­ ки, хищения, искажения или подделки информации. Знания  (о   предметной   области)   —   вся   совокупность   полезной   ин­ формации и процедур, которые можно к ней применить, чтобы произвести новую информацию о предметной области. Интерактивная программа  — компьютерная программа, которая ра­ ботает в режиме диалога с пользователем. Информатика  —  научная   дисциплина,   изучающая   законы   и   методы накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ. Информационная технология — система научных и инженерных зна­ ний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области. Информационная   технология   обучения  —   педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио­ и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопле­ ния, хранения, поиска и распространения информации. Информационный элемент гипертекста — объекты, которые создает и которыми манипулирует разработчик и (или) пользователь, включая Электронный учебник — программный комплекс с учебными матери­ алами и тестами по определенному предмету. Язык HTML (HyperText Markup Language) — основной язык, который используется для кодировки Web­страниц Язык  VRML  (Virtual  Reality  Modeling  Language)  —   язык моделирований   виртуальной   реальности,   предназначенный   для форматирования  Web~  страниц   с   поддержкой   трехмерной   графики   и интерактивных пространственных переходов. Microsoft  Excel  —  электронные   таблицы   на  компьютерах  IBM  PC  с операционной системой семейства Windows. Microsoft  Windows  —   операционная   система   для   компьютеров семейства IBM PC. Microsoft Word—редактор текстов для операционной системы VRL  (Uniform  Resource  Locator)—   формат   адреса   сетевого   узла,   в котором   указывается   имя   сервера,   на   котором   сохраняется   файл,   путь   к каталогу файла и собственно имя файла. WWW (World Wide Web)  — Всемирная Паутина, предназначенная для гипертекстового   связывания   мультимедиа­документов   со   всего   мира   и устанавливающая легкодоступные и независимых от физического размещения документов универсальные информационные связи между ними.

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"

Программа мастер-класса "Активизация творческих способностей учащихся на уроке и внеучебное время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017