Программа "Моя семья"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема взаимодействия школы и семьи является злободневной.Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей.Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству. Поэтому педагогам нужно разрабатывать программы для решения проблем, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Иконка файла материала МОЯ СЕМЬЯ.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение         Шоптовская основная общеобразовательная школа                               Конкурсная работа                                   «Моя семья»                                        Уварова Ирина Вячеславовна, учитель русского                                        зыка и литературы .                                        д. Тархово,  Оленинского района.                                          2017 год.Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда  не  ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями  ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.  Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того,  насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями  доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой,  испытывают большие сложности во взаимодействиях и с семьей, и со школой.  Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их  объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от  характера их взаимодействия. В условиях села отношения педагогов с семьями  являются более естественными, отличаются большей интенсивностью,  значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на  организацию совместной работы, хотя и создает некоторые проблемы. Условия  села таковы, что школа часто является единственным местом, где могут  собираться взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться.  Эти обстоятельства позволяют педагогам проявлять большую активность в  установлении постоянных контактов с родителями детей, семьями, оказывать  значительное влияние на формирование уважительных отношений между членами  семьи.  Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо  организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей.  В этой связи важно  предусмотреть решение следующих частных педагогических и организационно­  управленческих задач.    Педагогические задачи: В работе с детьми: ­ воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям; ­ формирование ответственности за свои поступки перед семьей; ­ воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и  развивать лучшие семейные традиции. В работе с родителями:­ формирование у родителей правильных представлений о своей роли в  воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно ­ воспитательном процессе в школе и классе; ­ формирование субъективной позиции родителей в работе класса, школы,  при проведении различных форм работы с семьей и детьми; ­ формирование психолого ­ педагогической культуры родителей; ­ развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.  В работе с педагогами: ­ формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей,  роли педагогов в развитии гуманных, взаимоуважительных отношений между  родителями и детьми, ­ формирование потребности умения решать проблемы каждого ребенка на  основе совместного заинтересованного диалога с родителями, ­ освоение способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм  взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности  родителей и детей.  Важнейшими целями реализации сотрудничества педагогов, учащихся и  родителей являются: признание и обеспечение субъективной позиции всех  участников педагогического процесса и организация их совместного творчества.  Для формирования отношений сотрудничества важно представлять  школьный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и  интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов,  родителей и детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу  сучащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее  возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к  соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для  достижения более высоких результатов.   Особое внимание в решении проблем взаимодействия школы и семьи  педагоги должны обратить на формирование отношений в самой семье.  Установлено, что успеваемость детей зависит от времени, затрачиваемого на  общение в семье. Внутренняя стабильность в доме – вот залог успешного обучения  и развития детей. Иными словами, уровень образования родителей и материальныйдостаток меньше влияют на успешность обучения ребенка, чем теплые,  человеческие отношения в семье. То, как ведут себя родители по отношению к  ребенку, гораздо важнее того, кем они являются. В нашей школе постоянно проводятся коллективные творческие дела «Моя  семья», организуются выставки «Кто мы?2, рассказывающие о родословной семей  учащихся, конкурсы сочинений «Кем я горжусь в своей семье». Мною разработана программа  внеурочной деятельности кружка «Моя  семья». Программа рассчитана на 4 года. Участники программы – обучающие 1­4  классов. Актуальность программы: Младший   школьный   возраст   ­   это   период   позитивных   изменений   и преобразований   личности.   Поэтому   так   важен   уровень   достижений, осуществлённых   каждым   ребёнком   на   данном   возрастном   этапе.   Если   в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения   трудиться,   не   научится   любить   близких,   беречь   природу,   не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких   душевных   и   физических   затрат.   Кроме   того,   социальный   опыт ребёнка ­ это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то,  что   он   пережил,   и   этот   опыт   постоянно   определяет   его   действия   и поступки.    Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение. Цель программы: * создать условия для духовно – ценностной и  практической  ориентации школьника  в  окружающем  мире; *воспитывать  патриотизм,  через  знание  истории  края,  его   этнокультуру;  чувство  гордости  за  людей,  прославляющих  родной  край; *способствовать приобщению учащихся к духовным и культурным  ценностям религии, формирование у них светского мировоззрения как  духовного стержня современного культурного человека.Задачи программы: Обучающие: подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического  • курса  истории в старших классах; * * пробуждение  интереса к истории своей семьи, Отечества; способствовать более близкому общению членов семьи; обучение младших школьников работать с различными источниками  * информации; Воспитательные:  * побуждать  школьников  к  экологической  работе:  охране  и   преумножению  природных  богатств; *  встречи  с  интересными  людьми  и  знакомство  с  их  трудом,   творчеством; *  отрабатывать  умения  читать  физическую  и  политическую  карты   Волгоградской  области; *  знакомить  с  традициями,  обычаями,  бытом  земляков. Коррекционные:  * формирование потребности к социально нравственным действиям; * формирование социальных умений, социализация личности детей; * изучение возможностей и особенностей семей учащихся с целью        включения их в образовательный процесс;  * формирование мета предметных связей в таком направлении работы   школы, как патриотическое воспитание обучающихся.     Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи  должны решаться в комплексе. Программа рассчитана на четырехлетнее обучение, предусматривает разные возрастные уровни, начиная с 8 лет и далее, в зависимости от способностей, возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся 1 раза в неделюпродолжительность занятия 35­40 минут. В программе дана  последовательность тем и содержание практических работ. В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе  предполагается, что дети получат следующие знания и умения: * * * применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; формировать собственную позицию, делать выводы; *        работать со словарями, с печатными документами, письмами,        фотографиями, семейными реликвиями. Технологии  Информационно­коммуникативные технологии.  Проектная деятельность.  Исследовательская деятельность,  направленная на  самостоятельное добывание  знаний. Оборудование и техническое сопровождение: *   Мультимедийные энциклопедии. *   Интернет ( http     Материалы на печатной основе: учебники, справочники, энциклопедии,   .  ru ,  http   .  museum    ://   www   ://   www   .  OZON    .  ru ). фотоальбомы. Первый год обучения. Цель: адаптация детей к новым условиям, к группе; сплочение детского  коллектива. Задачи : воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и  поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членамсвоей семьи, своим друзьям;  воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям; формировать  представление о природном и социальном окружении человека, умение  вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. К концу первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:  применять полученные знания на практике;  работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;  формировать собственную позицию, делать выводы;  знать историю семьи и ее традиции. Учебно­тематический план первого года обучения 1. Рисунок семьи  2. Я и моё имя (проект)  3. Семейное древо (проект)  4. Герб моей семьи (проект)  5. История нашей фамилии (проект)  6. Папа, мама, я – спортивная семья (праздник)  7. Заседание клуба «Моя семья»  8. Мамы всякие нужны, мамы разные важны (фоторепортаж) 9. Есть такая профессия – родину защищать (фоторепортаж)  10.Мир наших профессий (совместное мероприятие)  11.Конкурс видеороликов о семье  12.Мастерим вместе (конкурс поделок)  13.Моя семья в годы войны (проект) Содержание работы первого года обучения. № Дата Тема занятия Форма проведения Вид проектной деятельности Кол­во часов Примечание 1 2 МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП Беседа  Составление  пословиц и  поговорок о  семье. Введение.  Семья:  прошлое,  настоящее,  вечное. Мои родители. Игра  Рисунок. «Познакомь  1 13 4 5 6 7 8 9 ­  10 11 12 13 Рисунок. меня». Игра  «Познакомь  меня». Выставка  изделий. Мои бабушки и дедушки. Из  бабушкиного   сундука. Мои братья и  сестры, кузины  и кузены. Игра  «Познакомь  меня». Рисунок. Любимый  семейный  праздник. Беседа. Рисунок. 1 1 1 1                   ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП. Я и моя семья. Игра –  путешествие. Рисунок семьи  для буклета. Я и моя семья  (инсценирование) . Моя фамилия и  имена. Театральная  постановка. Сценка.  Беседа.  Профессии в  моей семье. Традиции моей  семьи. Беседа. Рисунок. Беседа. Реликвии семьи. Беседа. Рисунок. 1 1 2 1 1 1 Узнать у  родителей о  происхождени и фамилии из  источников. Узнать у  родителей о  традициях  семьи.  Узнать у  родителей о  реликвиях  семьи.Гордость  (достижения)  моей семьи. Беседа. Любимое блюдо  моей семьи. История моей  семьи.  Составление  генеалогического древа. О чем рассказал  мне семейный  альбом?  Исследование  семейного  альбома. Любимый  семейный  праздник. Игра.  Рисунок.  Беседа.  Рисунок –  проект. Сообщение и  выставка  фотографий  семейного   альбома. Беседа.  Рисунок.  Папа, мама, я ­  спортивная  семья. Беседа об  увлечениях  семьи. Рисунок.  Выбор темы  проекта. Работа над  проектом. Составление  буклета из  рисунков. По выбору. Составление  плана  проекта. 1 1 3 1 1 1 1 6 Исследовать   материал об  орденах,  медалях и  почетных  знаках членов  семьи. Спросить у  родителей о  своих   предках.  Сделать  подборку  фотографий. Обращение к  родителям с  обсуждением  темы проекта. 14 15 16, 17, 18 19 20 21 22 23, 24, 25, 26, 27, 28Защита проекта. Конференция Буклет  5 рисуночный,  презентация 29, 30, 31, 32, 33                              Второй год обучения Цель:  Воспитание чувственной соотнесенности второклассников с  российским народом, принятие ими духовно ­ культурных ценностей  России. Задачи:   Воспитание чувства гордости за страну, в которой мы живем, за  великий народ, частью которого мы являемся.  Воспитание гражданской и социальной ответственности, заботы о  благополучии своей страны.  Привитие чувства уважения к культуре, истории, традициям народов  России.  Формирование толерантных отношений у второклассников друг к  другу, между собой и к другим. К концу второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и  культуре других народов. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в  разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и  находить выходы из спорных ситуаций.   Освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, определять наиболее эффективные способы достижения  результата.  Находить и выделять при помощи взрослых информацию  необходимую для выполнения заданий из разных источников.  Использование приобретенных знаний и умений для творческого  решения несложных конструкторских, художественно­ конструкторских (дизайнерских), технологических и  организационных задач.                Учебно­тематический план второго года обучения. Модуль – 1. «Моя школа. Я ­ ученик». Модуль – 2. «Мой город. Я ­ горожанин». Модуль – 3. «Моя Россия. Я ­ россиянин». Модуль – 4. «Моя семья. Моя родословная».     Содержание работы второго года обученияМодуль – 2. «Мой город. Я ­ горожанин» Содержани Содержание Продукт Продукт Кол­во Кол­во часов часов № Дата № Дата Тема Тема е 1. 1. 2. 2.   Создание  Вводное  плана работы  занятие. на тему «Я ­  горожанин». Устав школы. Ознакомление с  достопримеча тельностями  города Твери. Составление  Ознакомлен плана  ие с  работы на  тематикой  тему «Я ­  занятий  горожанин». кружка. Ознакомлен Подготовка  ие с  презентаций. Уставом  Посещение  школы.  некоторых  Закон  достопримеч ученика. ательностей. Характеристика деятельности учащегося Характеристика деятельности учащегося Исследовать, наблюдать, Осуществление  сравнивать,  практического поиска  осуществлять  тем занятий из  практический поиск и  социально­культурной  открытие нового знания  общности людей. и умения. Исследовать, наблюдать,  Осуществлять  сравнивать,  практический поиск и  осуществлять  открытие нового знания  практический поиск и  и умения. открытие нового знания  и умения. 1 1 Составлени Выведение  е и  модулей. дополнение к уставу  школы. 1 2 Составления 6 Конкурс  и  рисунков  дополнения  «Достопри к уставу  мечательно школы.  сти  Принятие  города».  закона  Конкурс  школьника. сочинений  «Мои  впечатлени я о  Портрет  достоприме ученика. чательност ях города». Альбом  презентаци й. 2 Папка  достижений. 2 2. 3. 3. 4. Создание плана работы на тему “Я – ученик”.  Модель  второклассник а. Составление  альбома о  достопримеча тельностях  города Твери Направление  «Я ­ ученик».  Понятие  модели  ученика. Анализ,  корректиров Понятие  ка и  папки –  оценивание  достижения. работ. Создание  содержания  папки –  достижения. Принятие  плана  действий. Исследовать, наблюдать,  сравнивать,  осуществлять  практический поиск и  открытие нового знания  и умения.  Уметь анализировать,  сопоставлять,  Наблюдать, сравнивать,  сравнивать и оценивать  анализировать свою  работы товарищей. учебную деятельность;  составлять план  действий;  корректировать и  оценивать свою учебную  деятельность. Направление  «Я ­ ученик». Анализ и  корректиров ка работ. Оценивание и  корректировка своих  достижений.  Прогнозирование  ожидаемых результатов. Выставка  папок  достижений. 2Модуль – 3. «Моя Россия. Я ­ Россиянин» № Дат а Тема Содержание Составление  плана работы. Составление  плана работы  «Моя Россия:  я ­  россиянин». 1. 2. 3. 4. 5. Продукт Выведение  модуля. Характеристика  деятельности  учащегося Исследовать,  наблюдать,  сравнивать,  осуществлять  практический поиск и открытие нового  знания и умения. Проект  «Культура  народов моей  страны». Поиск  материала.  Работа с  литературой. Осуществлять  практический поиск и открытие нового  знания и умения. Мультимедий ный альбом. Составление  карты  выбранной  республики. Презентация  республик  России. Использование интернет  ресурсов. Осуществлять  практический поиск и открытие нового  знания и умения. Карта  выбранной  республики. Защита своего  проекта (групповая). Презентации,  рисунки,  куклы в  национальных  костюмах,  рассказы. Составление  рассказа о  республике.  Национальный  костюм.  Национальное  блюдо.  Национальная  игра. «Моя Россия:  я –  россиянин». Фестиваль  культур  народов  России. Анализировать,  сопоставлять,  сравнивать, оценивать работы. Фестиваль  «Богатство  культур  народов  России».              Кол­ во  часов 1 3 3 3 1№ Дат а Тема Содержание Составление  плана работы. Составление  плана работы  «Моя семья.  Моя  родослоная». 1. 2. 3.        Модуль – 4. «Моя семья. Моя родословная» Продукт Кол­во  часов Выведение  модуля. 1 Характеристика  деятельности  учащегося Исследовать,  наблюдать,  сравнивать,  осуществлять  практический поиск и открытие нового  знания и умения. 3 1 Проект «Моя  родословная» Изучение  истории своей  семьи. Работа с фотоальбомом. Осуществлять  практический поиск и открытие нового  знания и умения. Сбор  материала о своей семье. Анализировать,  сопоставлять,  сравнивать, оценивать работы. Творческие  работы  учащихся. «Моя семья.  Моя  родословная» . Выставка  работ на тему  «Моя семья.  Моя  родословная».        Третий год обучения Цель:  1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной  культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности. 2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории,  традициях и культуре.Задачи:  1.Изучить историю своей семьи. 2. Углубление и систематизация знаний о районе. 3. Побудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного  края, к изучению его традиции. К концу третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь: 1.Историю становления и развития района в контексте основных  исторических событий. 2.Описывать основные этапы жизни семьи. 3.Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения  творческих заданий. 4.Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам. Учебно­тематический план третьего года обучения. 1.Моя семья. 2. Мой дом. 3. Моя малая Родина. 4. Природа нашего края. 5. Наш край в годы войны. Содержание работы третьего года обучения. № Дата                           Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи кружковой работы.                                               Моя семья. 2. Наши увлечения. Кол­ во  часов 1 13. 4. 5. Как мы отдыхаем. Любимые песни нашей семьи. Практическое занятие «Я рисую мою семью».                                      Мой дом. 6. 7. 8. Улица на которой я живу. Любимые игры нашей улицы. Практическое занятие «Макет нашего дома».                                    Моя малая Родина. 9. 10 . 11 . 12 . 13 . Мои школьные друзья. Мои учителя. Почетные граждане города Твери. Знаменитые спортсмены нашего города. Практическое занятие «Фотовыставка «Архитектурные  памятники города»».                                    Природа нашего края. 14 . 15 . 16 . 17 . Животный мир. Растительный мир. Мои домашние животные. Красная книга Тверской области. 1 1 1 2 1 3 2 2 2 2 2 1 1 1 118 . 19 . 20 . Первоцветы. Акция «Очистим планету от мусора». Практическое занятие «Плакат «Сохраним природу нашего  края»».                          Наш край в годы войны. 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . Конкурс военно­патриотической песни. Конкурс рисунков и плакатов на военную тематику. Наши земляки – Герои Советского Союза. Орден в моем доме. Практическое занятие «Сочинение «Война в истории моей  семьи»». Итоговое занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1                    Четвертый год обучения Цель:  1. Создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре.   2. Определить место человека в истории – родословной. Задачи:  1. Формировать чувство ответственности за свою «малую» Родину.2. Знакомить с жизнью и деятельностью знаменитых людей своего города. 3. Формировать потребности в саморазвитии и самореализации. К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь: 1. Определять какая нужна информация. 2. Оформлять и представлять полученную информацию. 3. Знать поэтов посетивших и живших в нашем краю. 4. Необходимость бережного отношения к природному и культурному  наследию. Учебно­тематический план третьего года обучения. 1.Мой дом. Родословная семьи. 2. Родная школа. Её история и традиции. 3. Моя малая Родина. Содержание работы четвертого года обучения. № Дата                                  Тема                               Мой дом. Родословная семьи. Кол­во  часов 1. 2. 3. 4. 5. История моего имени. Что означает моя фамилия. Виды родословных. Знакомство с родословными великих людей. Практическое занятие «Создание семейного герба и  флага».                                     Родная школа. Её история и традиции. 6. 7. История нашей школы. Наши школьные традиции. 2 2 3 2 2 2 28. Практическое занятие «Проект «Моя школа в  будущем»».                              Моя малая Родина. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Памятники истории вокруг нас. Что изучает археолог. Легенды и были нашей земли. Географическое положение района. Волга – река родная. Чьи имена носят улицы нашего города. Наш край в поэзии земляков. Практическое занятие «Настоящее и будущее моего  города». 2 2 1 2 1 1 4 2 2 Список используемой литературы. 1. Путешествие в историю. Е.В. Саплин, А.И. Саплин. Центр гуманитарного образования. 1995 год. 2. Вековой след истории. Зенкевич. Ленинск 2009г. 3.  Маханева   М.Д.,   Князева   О.Л.   Приобщение   младших   школьников   к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005 4. Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита­Пресс. – 2001. 5.   Где   твои   корни?:   пособие   по   составлению   родословной   /   Сост.   Н.И. Юртаев. 6. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: около 2600 имен. / Н.А. 7. Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? / Ю. Федосюк. – М.: Детская литература, 19998. Успенский Л. Имя дома твоего: очерки по топонимике. / Л. Успенский. – Л.: Детская литература, 1997. – 304 с.  9.  Д.В.   Григорьев,   П.В.   Степанов   Внеурочная   деятельность   школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. 10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/   В.А.   Горский,   А.А.   Тимофеев,   Д.В.   Смирнов   и   др.   –   М.: Просвещение, 2010. 11. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,   разработки   занятий/   авт.­сост.   И.А.   Пашкович.   –   2­е   изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.                                Заключение. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними,   проявляют   интерес   к   объединению   усилий   по   воспитанию   своего ребенка.   Педагогу   необходимо   терпение   и   целенаправленный   поиск решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми родителями,   кто   желает   участвовать   в   жизни   класса,   поддерживает педагогов,   даже   если   таких   родителей   будет   меньшинство.   Постепенно, тактично   учителя   привлекают   к   сотрудничеству   остальных   родителей, опираясь на родителей­  единомышленников, учитывая  интересы  каждого ребенка и его семьи.