Проблема взаимодействия школы и семьи является злободневной.Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей.Не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству. Поэтому педагогам нужно разрабатывать программы для решения проблем, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шоптовская основная общеобразовательная школа
Конкурсная работа
«Моя семья»
Уварова Ирина Вячеславовна, учитель русского
зыка и литературы .
д. Тархово, Оленинского района.
2017 год.Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не
ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями
ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того,
насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями
доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой,
испытывают большие сложности во взаимодействиях и с семьей, и со школой.
Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их
объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от
характера их взаимодействия. В условиях села отношения педагогов с семьями
являются более естественными, отличаются большей интенсивностью,
значительной информированностью друг о друге, что положительно влияет на
организацию совместной работы, хотя и создает некоторые проблемы. Условия
села таковы, что школа часто является единственным местом, где могут
собираться взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться.
Эти обстоятельства позволяют педагогам проявлять большую активность в
установлении постоянных контактов с родителями детей, семьями, оказывать
значительное влияние на формирование уважительных отношений между членами
семьи.
Для того, чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо
организовать сотрудничество педагогов, детей, родителей. В этой связи важно
предусмотреть решение следующих частных педагогических и организационно
управленческих задач.
Педагогические задачи:
В работе с детьми:
воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и
развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями: формирование у родителей правильных представлений о своей роли в
воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно воспитательном процессе
в школе и классе;
формирование субъективной позиции родителей в работе класса, школы,
при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
формирование психолого педагогической культуры родителей;
развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей,
роли педагогов в развитии гуманных, взаимоуважительных отношений между
родителями и детьми,
формирование потребности умения решать проблемы каждого ребенка на
основе совместного заинтересованного диалога с родителями,
освоение способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм
взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности
родителей и детей.
Важнейшими целями реализации сотрудничества педагогов, учащихся и
родителей являются: признание и обеспечение субъективной позиции всех
участников педагогического процесса и организация их совместного творчества.
Для формирования отношений сотрудничества важно представлять
школьный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и
интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов,
родителей и детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу
сучащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее
возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к
соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для
достижения более высоких результатов.
Особое внимание в решении проблем взаимодействия школы и семьи
педагоги должны обратить на формирование отношений в самой семье.
Установлено, что успеваемость детей зависит от времени, затрачиваемого на
общение в семье. Внутренняя стабильность в доме – вот залог успешного обучения
и развития детей. Иными словами, уровень образования родителей и материальныйдостаток меньше влияют на успешность обучения ребенка, чем теплые,
человеческие отношения в семье. То, как ведут себя родители по отношению к
ребенку, гораздо важнее того, кем они являются.
В нашей школе постоянно проводятся коллективные творческие дела «Моя
семья», организуются выставки «Кто мы?2, рассказывающие о родословной семей
учащихся, конкурсы сочинений «Кем я горжусь в своей семье».
Мною разработана программа внеурочной деятельности кружка «Моя
семья». Программа рассчитана на 4 года. Участники программы – обучающие 14
классов.
Актуальность программы:
Младший школьный возраст это период позитивных изменений и
преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений,
осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в
данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет
умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не
приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это
в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более
высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт
ребёнка это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а
то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и
поступки.
Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина
– это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его
семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и
должно воспитываться подрастающее поколение.
Цель программы:
* создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации
школьника в окружающем мире;
*воспитывать патриотизм, через знание истории края, его
этнокультуру; чувство гордости за людей, прославляющих родной край;
*способствовать приобщению учащихся к духовным и культурным
ценностям религии, формирование у них светского мировоззрения как
духовного стержня современного культурного человека.Задачи программы:
Обучающие:
подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического
•
курса истории в старших классах;
*
*
пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
способствовать более близкому общению членов семьи;
обучение младших школьников работать с различными источниками
*
информации;
Воспитательные:
* побуждать школьников к экологической работе: охране и
преумножению природных богатств;
* встречи с интересными людьми и знакомство с их трудом,
творчеством;
* отрабатывать умения читать физическую и политическую карты
Волгоградской области;
* знакомить с традициями, обычаями, бытом земляков.
Коррекционные:
* формирование потребности к социально нравственным действиям;
* формирование социальных умений, социализация личности детей;
* изучение возможностей и особенностей семей учащихся с целью
включения их в образовательный процесс;
* формирование мета предметных связей в таком направлении работы
школы, как патриотическое воспитание обучающихся.
Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи
должны решаться в комплексе.
Программа рассчитана на четырехлетнее обучение, предусматривает разные
возрастные уровни, начиная с 8 лет и далее, в зависимости от способностей,
возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся 1 раза в неделюпродолжительность занятия 3540 минут. В программе дана
последовательность тем и содержание практических работ.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе
предполагается, что дети получат следующие знания и умения:
*
*
*
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию, делать выводы;
* работать со словарями, с печатными документами, письмами,
фотографиями, семейными реликвиями.
Технологии
Информационнокоммуникативные технологии.
Проектная деятельность.
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное
добывание знаний.
Оборудование и техническое сопровождение:
* Мультимедийные энциклопедии.
* Интернет ( http
Материалы на печатной основе: учебники, справочники, энциклопедии,
. ru , http
. museum
:// www
:// www
. OZON
. ru ).
фотоальбомы.
Первый год обучения.
Цель: адаптация детей к новым условиям, к группе; сплочение детского
коллектива.
Задачи : воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и
поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членамсвоей семьи, своим друзьям; воспитывать любовь к малой родине на основе
развития интереса к истории семьи её традициям; формировать
представление о природном и социальном окружении человека, умение
вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
формировать собственную позицию, делать выводы;
знать историю семьи и ее традиции.
Учебнотематический план первого года обучения
1. Рисунок семьи
2. Я и моё имя (проект)
3. Семейное древо (проект)
4. Герб моей семьи (проект)
5. История нашей фамилии (проект)
6. Папа, мама, я – спортивная семья (праздник)
7. Заседание клуба «Моя семья»
8. Мамы всякие нужны, мамы разные важны (фоторепортаж)
9. Есть такая профессия – родину защищать (фоторепортаж)
10.Мир наших профессий (совместное мероприятие)
11.Конкурс видеороликов о семье
12.Мастерим вместе (конкурс поделок)
13.Моя семья в годы войны (проект)
Содержание работы первого года обучения.
№ Дата
Тема занятия
Форма
проведения
Вид
проектной
деятельности
Колво
часов
Примечание
1
2
МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП
Беседа
Составление
пословиц и
поговорок о
семье.
Введение.
Семья:
прошлое,
настоящее,
вечное.
Мои родители. Игра
Рисунок.
«Познакомь
1
13
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Рисунок.
меня».
Игра
«Познакомь
меня».
Выставка
изделий.
Мои бабушки и
дедушки.
Из
бабушкиного
сундука.
Мои братья и
сестры, кузины
и кузены.
Игра
«Познакомь
меня».
Рисунок.
Любимый
семейный
праздник.
Беседа.
Рисунок.
1
1
1
1
ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП.
Я и моя семья.
Игра –
путешествие.
Рисунок семьи
для буклета.
Я и моя семья
(инсценирование)
.
Моя фамилия и
имена.
Театральная
постановка.
Сценка.
Беседа.
Профессии в
моей семье.
Традиции моей
семьи.
Беседа.
Рисунок.
Беседа.
Реликвии семьи.
Беседа.
Рисунок.
1
1
2
1
1
1
Узнать у
родителей о
происхождени
и фамилии из
источников.
Узнать у
родителей о
традициях
семьи.
Узнать у
родителей о
реликвиях
семьи.Гордость
(достижения)
моей семьи.
Беседа.
Любимое блюдо
моей семьи.
История моей
семьи.
Составление
генеалогического
древа.
О чем рассказал
мне семейный
альбом?
Исследование
семейного
альбома.
Любимый
семейный
праздник.
Игра.
Рисунок.
Беседа.
Рисунок –
проект.
Сообщение и
выставка
фотографий
семейного
альбома.
Беседа.
Рисунок.
Папа, мама, я
спортивная
семья.
Беседа об
увлечениях
семьи.
Рисунок.
Выбор темы
проекта.
Работа над
проектом.
Составление
буклета из
рисунков.
По выбору.
Составление
плана
проекта.
1
1
3
1
1
1
1
6
Исследовать
материал об
орденах,
медалях и
почетных
знаках членов
семьи.
Спросить у
родителей о
своих
предках.
Сделать
подборку
фотографий.
Обращение к
родителям с
обсуждением
темы проекта.
14
15
16,
17,
18
19
20
21
22
23,
24,
25,
26,
27,
28Защита проекта.
Конференция Буклет
5
рисуночный,
презентация
29,
30,
31,
32,
33
Второй год обучения
Цель: Воспитание чувственной соотнесенности второклассников с
российским народом, принятие ими духовно культурных ценностей
России.
Задачи:
Воспитание чувства гордости за страну, в которой мы живем, за
великий народ, частью которого мы являемся.
Воспитание гражданской и социальной ответственности, заботы о
благополучии своей страны.
Привитие чувства уважения к культуре, истории, традициям народов
России.
Формирование толерантных отношений у второклассников друг к
другу, между собой и к другим.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
Находить и выделять при помощи взрослых информацию
необходимую для выполнения заданий из разных источников.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого
решения несложных конструкторских, художественно
конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
Учебнотематический план второго года обучения.
Модуль – 1. «Моя школа. Я ученик».
Модуль – 2. «Мой город. Я горожанин».
Модуль – 3. «Моя Россия. Я россиянин».
Модуль – 4. «Моя семья. Моя родословная».
Содержание работы второго года обученияМодуль – 2. «Мой город. Я горожанин»
Содержани
Содержание
Продукт
Продукт
Колво
Колво
часов
часов
№ Дата
№ Дата
Тема
Тема
е
1.
1.
2.
2.
Создание
Вводное
плана работы
занятие.
на тему «Я
горожанин».
Устав школы.
Ознакомление
с
достопримеча
тельностями
города Твери.
Составление
Ознакомлен
плана
ие с
работы на
тематикой
тему «Я
занятий
горожанин».
кружка.
Ознакомлен
Подготовка
ие с
презентаций.
Уставом
Посещение
школы.
некоторых
Закон
достопримеч
ученика.
ательностей.
Характеристика
деятельности
учащегося
Характеристика
деятельности
учащегося
Исследовать, наблюдать,
Осуществление
сравнивать,
практического поиска
осуществлять
тем занятий из
практический поиск и
социальнокультурной
открытие нового знания
общности людей.
и умения.
Исследовать, наблюдать,
Осуществлять
сравнивать,
практический поиск и
осуществлять
открытие нового знания
практический поиск и
и умения.
открытие нового знания
и умения.
1
1
Составлени
Выведение
е и
модулей.
дополнение
к уставу
школы.
1
2
Составления
6
Конкурс
и
рисунков
дополнения
«Достопри
к уставу
мечательно
школы.
сти
Принятие
города».
закона
Конкурс
школьника.
сочинений
«Мои
впечатлени
я о
Портрет
достоприме
ученика.
чательност
ях города».
Альбом
презентаци
й.
2
Папка
достижений. 2
2.
3.
3.
4.
Создание плана
работы на тему
“Я – ученик”.
Модель
второклассник
а.
Составление
альбома о
достопримеча
тельностях
города Твери
Направление
«Я ученик».
Понятие
модели
ученика.
Анализ,
корректиров
Понятие
ка и
папки –
оценивание
достижения.
работ.
Создание
содержания
папки –
достижения.
Принятие
плана
действий.
Исследовать, наблюдать,
сравнивать,
осуществлять
практический поиск и
открытие нового знания
и умения.
Уметь анализировать,
сопоставлять,
Наблюдать, сравнивать,
сравнивать и оценивать
анализировать свою
работы товарищей.
учебную деятельность;
составлять план
действий;
корректировать и
оценивать свою учебную
деятельность.
Направление
«Я ученик».
Анализ и
корректиров
ка работ.
Оценивание и
корректировка своих
достижений.
Прогнозирование
ожидаемых результатов.
Выставка
папок
достижений.
2Модуль – 3. «Моя Россия. Я Россиянин»
№ Дат
а
Тема
Содержание
Составление
плана работы.
Составление
плана работы
«Моя Россия:
я
россиянин».
1.
2.
3.
4.
5.
Продукт
Выведение
модуля.
Характеристика
деятельности
учащегося
Исследовать,
наблюдать,
сравнивать,
осуществлять
практический поиск и
открытие нового
знания и умения.
Проект
«Культура
народов моей
страны».
Поиск
материала.
Работа с
литературой.
Осуществлять
практический поиск и
открытие нового
знания и умения.
Мультимедий
ный альбом.
Составление
карты
выбранной
республики.
Презентация
республик
России.
Использование
интернет
ресурсов.
Осуществлять
практический поиск и
открытие нового
знания и умения.
Карта
выбранной
республики.
Защита своего
проекта (групповая).
Презентации,
рисунки,
куклы в
национальных
костюмах,
рассказы.
Составление
рассказа о
республике.
Национальный
костюм.
Национальное
блюдо.
Национальная
игра.
«Моя Россия:
я –
россиянин».
Фестиваль
культур
народов
России.
Анализировать,
сопоставлять,
сравнивать, оценивать
работы.
Фестиваль
«Богатство
культур
народов
России».
Кол
во
часов
1
3
3
3
1№ Дат
а
Тема
Содержание
Составление
плана работы.
Составление
плана работы
«Моя семья.
Моя
родослоная».
1.
2.
3.
Модуль – 4. «Моя семья. Моя родословная»
Продукт
Колво
часов
Выведение
модуля.
1
Характеристика
деятельности
учащегося
Исследовать,
наблюдать,
сравнивать,
осуществлять
практический поиск и
открытие нового
знания и умения.
3
1
Проект «Моя
родословная»
Изучение
истории своей
семьи. Работа с
фотоальбомом.
Осуществлять
практический поиск и
открытие нового
знания и умения.
Сбор
материала о
своей семье.
Анализировать,
сопоставлять,
сравнивать, оценивать
работы.
Творческие
работы
учащихся.
«Моя семья.
Моя
родословная»
.
Выставка
работ на тему
«Моя семья.
Моя
родословная».
Третий год обучения
Цель:
1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной
культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории,
традициях и культуре.Задачи:
1.Изучить историю своей семьи.
2. Углубление и систематизация знаний о районе.
3. Побудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного
края, к изучению его традиции.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
1.Историю становления и развития района в контексте основных
исторических событий.
2.Описывать основные этапы жизни семьи.
3.Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения
творческих заданий.
4.Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Учебнотематический план третьего года обучения.
1.Моя семья.
2. Мой дом.
3. Моя малая Родина.
4. Природа нашего края.
5. Наш край в годы войны.
Содержание работы третьего года обучения.
№ Дата
Тема
1.
Вводное занятие. Цели и задачи кружковой работы.
Моя семья.
2.
Наши увлечения.
Кол
во
часов
1
13.
4.
5.
Как мы отдыхаем.
Любимые песни нашей семьи.
Практическое занятие «Я рисую мою семью».
Мой дом.
6.
7.
8.
Улица на которой я живу.
Любимые игры нашей улицы.
Практическое занятие «Макет нашего дома».
Моя малая Родина.
9.
10
.
11
.
12
.
13
.
Мои школьные друзья.
Мои учителя.
Почетные граждане города Твери.
Знаменитые спортсмены нашего города.
Практическое занятие «Фотовыставка «Архитектурные
памятники города»».
Природа нашего края.
14
.
15
.
16
.
17
.
Животный мир.
Растительный мир.
Мои домашние животные.
Красная книга Тверской области.
1
1
1
2
1
3
2
2
2
2
2
1
1
1
118
.
19
.
20
.
Первоцветы.
Акция «Очистим планету от мусора».
Практическое занятие «Плакат «Сохраним природу нашего
края»».
Наш край в годы войны.
21
.
22
.
23
.
24
.
25
.
26
.
Конкурс военнопатриотической песни.
Конкурс рисунков и плакатов на военную тематику.
Наши земляки – Герои Советского Союза.
Орден в моем доме.
Практическое занятие «Сочинение «Война в истории моей
семьи»».
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Четвертый год обучения
Цель:
1. Создание условий для формирования позитивного отношения школьника
к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре.
2. Определить место человека в истории – родословной.
Задачи:
1. Формировать чувство ответственности за свою «малую» Родину.2. Знакомить с жизнью и деятельностью знаменитых людей своего города.
3. Формировать потребности в саморазвитии и самореализации.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
1. Определять какая нужна информация.
2. Оформлять и представлять полученную информацию.
3. Знать поэтов посетивших и живших в нашем краю.
4. Необходимость бережного отношения к природному и культурному
наследию.
Учебнотематический план третьего года обучения.
1.Мой дом. Родословная семьи.
2. Родная школа. Её история и традиции.
3. Моя малая Родина.
Содержание работы четвертого года обучения.
№ Дата
Тема
Мой дом. Родословная семьи.
Колво
часов
1.
2.
3.
4.
5.
История моего имени.
Что означает моя фамилия.
Виды родословных.
Знакомство с родословными великих людей.
Практическое занятие «Создание семейного герба и
флага».
Родная школа. Её история и традиции.
6.
7.
История нашей школы.
Наши школьные традиции.
2
2
3
2
2
2
28.
Практическое занятие «Проект «Моя школа в
будущем»».
Моя малая Родина.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Памятники истории вокруг нас.
Что изучает археолог.
Легенды и были нашей земли.
Географическое положение района.
Волга – река родная.
Чьи имена носят улицы нашего города.
Наш край в поэзии земляков.
Практическое занятие «Настоящее и будущее моего
города».
2
2
1
2
1
1
4
2
2
Список используемой литературы.
1. Путешествие в историю. Е.В. Саплин, А.И. Саплин. Центр гуманитарного
образования. 1995 год.
2. Вековой след истории. Зенкевич. Ленинск 2009г.
3. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к
краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005
4. Моя родословная: Пособие для школы. Автор составитель Василевская
В.С. М.: ВитаПресс. – 2001.
5. Где твои корни?: пособие по составлению родословной / Сост. Н.И.
Юртаев.
6. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: около 2600 имен. / Н.А.
7. Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? / Ю. Федосюк. – М.: Детская
литература, 19998. Успенский Л. Имя дома твоего: очерки по топонимике. / Л. Успенский. –
Л.: Детская литература, 1997. – 304 с.
9. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.:
Просвещение, 2010.
11. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий/ авт.сост. И.А. Пашкович. – 2е изд.,
стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.
Заключение.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с
ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего
ребенка. Педагогу необходимо терпение и целенаправленный поиск
решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми
родителями, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает
педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно,
тактично учителя привлекают к сотрудничеству остальных родителей,
опираясь на родителей единомышленников, учитывая интересы каждого
ребенка и его семьи.