ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Концепция модернизации российского образования развивает основные принципы образовательной политики в России. В ней, в частности, говорится о создании сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских училищ, казачьих школ и т.п. В связи с этим в Краснодарском крае функционируют и продолжают создаваться казачьи классы, классы казачьей направленности, клубы, секции, художественно-творческие объединения по изучению истории кубанского казачества.
В рамках обозначенной тенденции в 2016-2017 учебном году в нашей школе начинает функционировать группа казачьей направленности на базе
1 «б» класса.
Организация воспитательной работы в этом классе предполагает духовное развитие каждой отдельной личности и всего коллектива в целом, формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, ответственности на основе осознания исторически сложившейся казачьей системы духовного и патриотического воспитания.
Для организации воспитательной работы в группе казачьей направленности разработана программа «Мы - казачата» (далее - Программа).
Для воспитательного процесса в МБОУ НОШ №94 программа является новой, и преимущества ее заключаются в возможности воспитать у юных казаков высокое чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родному селу, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей.
Программа предназначена для организации различных форм работы с учащимися в группы казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры кубанского казачества. Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия кубанского казачества подрастающему поколению, и является инструментом воплощения в жизнь на уровне школы указа Президента РФ от 11.08.2004г. № 799 «Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края» и региональных нормативно-правовых документов в области образования.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Воспитание любви к родному краю. Ознакомление детей с образцами традиционной культуры казачества, овладение ими знаний по возрождению и продолжению традиций кубанского казачества, развитие интереса к историческому прошлому родного края.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- воспитывать учащихся на духовных и нравственных традициях казачества; - воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- знакомить с кубанскими обрядами;
- прививать любовь к традициям казачества;
- воспитывать активную жизненную позицию детей;
- прививать ценности здорового образа жизни.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
Семья. Семейные традиции (1 год обучения).
Красота и разнообразие природы Кубани (2 год обучения).
Культура и быт народов Кубани (3 год обучения).
Важнейшие события в истории Кубани (4 год обучения).
Знания по христианской культуре сообщаются в ознакомительном порядке и способствуют формированию нравственных позиций ребенка. Предполагаемые для освоения темы: «Основы христианской нравственности», «Главные христианские праздники».
Занятия в группе казачьей направленности проводятся по плану не реже 1 раза в месяц.
Одной из важнейших психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации, чему может способствовать плотный график жизнедеятельности казачьего класса.
Основными сферами жизни ребенка, обучающегося в классе казачьей направленности, являются не только семья и школа, но и Церковь. Предусмотрена встреча казачат со священником. Обеспечено участие детей в творческих мероприятиях, посвященных таким праздникам, как Рождество и Пасха.
В программе запланированы мероприятия по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям; общение казачат с заслуженными казаками сельских казачьих обществ, знатоками казачьей истории и обычаев.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. В школе создана группа казачьей направленности.
2. Уголок в кабинете.
3. Для организации воспитательного процесса по Программе «Мы - казачата» в распоряжении имеются: методическая литература по теме, организация экскурсионной работы, специальная литература по теме, фольклорные тексты (песни, игры, танцы, сказки, пословицы, поговорки, загадки).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ). Традиции кубанской семьи.
№ |
Название мероприятия |
Цели |
Ответственные |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. |
Организационный классный час. Посвящение в казачата. |
Причины создания класса казачьей направленности. Сплочение коллектива. |
Классный руководитель. Бондаренко Т.М. |
ОКТЯБРЬ |
|||
2. |
Праздник «Спортивная семья» с элементами казачьих традиций. |
Привитие любви к спорту, формирование навыков здорового образа жизни, сплочение семьи. |
Классный руководитель. Семья. Учитель физкультуры |
НОЯБРЬ |
|||
3. |
Классный час «Моя мама лучше всех». |
Воспитание любви и уважения к матери |
Классный руководитель. Семья. |
ДЕКАБРЬ. |
|||
4. |
Беседа. «Путешествие в прошлое моей семьи». |
Уяснить понятия «близкие» – «дальние» родственники, «предки», «поколение». Развивать интерес к истории своей семьи. |
Классный руководитель. Семья. |
ЯНВАРЬ |
|||
5. |
Классный час. «Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии». |
Учить детей правильно определять традиции, принятые в их семье. Уметь рассказать о них своим одноклассникам. Воспитывать чувство уважения к членам своей семьи. |
Классный руководитель. Семья. |
ФЕВРАЛЬ |
|||
6. |
Игровая программа «Казаки – будущие защитники Отечества» |
Воспитание уважения к традициям казаков, как защитникам Отечества |
Классный руководитель. Учитель физкультуры |
МАРТ |
|||
7. |
Деловая игра «Мои семейные обязанности» |
Познакомить с особенностями труда и быта кубанских семей. Воспитывать уважительное отношение к труду родителей |
Классный руководитель. Семья |
АПРЕЛЬ |
|
|
|
8. |
Конкурсная программа «Праздник твоего имени». |
Познакомить детей с различными именами и их значениями; воспитывать уважение к семейным ценностям; содействовать формированию коллектива класса. |
Классный руководитель. Семья. |
МАЙ |
|
|
|
9. |
Познавательная игра-конкурс «Я и семья». |
Обобщить знания детей о ценности семьи. |
Классный руководитель. Семья. Библиотекарь. |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ).
Красота и разнообразие природы Кубани.
№ |
Название мероприятия |
Цели |
Ответственные |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. |
Классный час «Твой адрес в этом мире». |
Расширить представление детей о стране, крае, в котором мы живем; познакомить с символикой Краснодарского края. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. |
Классный руководитель.
|
ОКТЯБРЬ |
|||
2. |
Заочное путешествие по родному краю «Мой край на карте нашей страны». |
Дать представление о географическом положении нашего края. Воспитание интереса к изучению климатических особенностей Кубани. |
Классный руководитель. |
НОЯБРЬ |
|||
3. |
Классный час. «Разнообразие животного и растительного мира Краснодарского края». |
Познакомить детей с многообразием животного и растительного мира нашего края. Прививать умения уточнять и активизировать знания о растениях и животных. |
Классный руководитель. |
ДЕКАБРЬ. |
|||
4. |
Классный час «Верный друг казака». |
Воспитывать любовь к животным. Рассказать о роли лошадей в жизни казаков. |
Классный руководитель. Бондаренко Т.М. |
ЯНВАРЬ |
|||
5. |
Внеклассное занятие. «Красная книга Краснодарского края». |
Дать представление о редких и исчезающих животных и растениях нашего края; познакомить детей с заповедниками и заказниками на территории Краснодарского края. Учить бережно относить к окружающей природе . |
Классный руководитель |
ФЕВРАЛЬ |
|||
6. |
Праздничная программа «Музыкальная шкатулка» |
Дать представление о роли песни в жизни казаков. Воспитывать уважение к народному творчеству. |
Классный руководитель. Учитель музыки. |
МАРТ |
|||
7. |
Внеклассное мероприятие «Хлебные поля – гордость Кубани!» |
Дать детям знания о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подают к столу; воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба. |
Классный руководитель. Семья. |
АПРЕЛЬ |
|
|
|
8. |
КВН «Знатоки природы». |
Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Кубани, расширять представление детей о многообразии родного края. Воспитывать любовь к родной природе. |
Классный руководитель |
МАЙ |
|
|
|
9. |
Устный журнал «Приезжайте в гости к нам». |
Познакомить детей с городами – курортами, обычаями гостеприимства жителей Кубани. Воспитывать уважение к традициям народов края. |
Классный руководитель.
|
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ).
Культура и быт наших предков.
№ |
Название мероприятия |
Цели |
Ответственные |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. |
Праздник «На Кубани мы живем». |
Обобщить знания детей о Кубани, знакомить детей с кубанским фольклором. Воспитывать уважение к народам края. |
Классный руководитель. Учитель музыки. |
ОКТЯБРЬ |
|||
2. |
Внеклассное мероприятие «Кубанские посиделки». |
Способствовать возрождению обычаев и обрядов казаков; расширить знания об искусстве нашего края; знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани. Учить самостоятельно находить материал по теме. |
Классный руководитель Учитель музыки. Семья. |
НОЯБРЬ |
|||
3. |
Устный журнал «Что мы знаем о народном творчестве». |
Познакомить детей с устным творчеством казаков (песни, считалки…). Воспитание уважения к народным традициям. |
Классный руководитель. |
ДЕКАБРЬ. |
|||
4. |
«В ночь перед Рождеством». Встреча с настоятелем храма. |
Знакомство детей с историей возникновения праздника. Воспитание бережного отношения к народным традициям. |
Классный руководитель. Настоятель храма. |
ЯНВАРЬ |
|||
5. |
Внеклассное мероприятие «Рождество Христово». |
Дать представление как отмечали праздник наши предки; познакомить с обрядовыми песнями. Развивать интерес к изучению народных традиций. |
Классный руководитель. Учитель музыки. |
ФЕВРАЛЬ |
|
|
|
6. |
«Мы рады встрече с вами». |
Познакомить детей с произведениями современных авторов, расширять кругозор учеников. Воспитание бережного отношения к культуре Кубани.
|
Классный руководитель |
МАРТ |
|
|
|
7. |
Внеклассное мероприятие «Пасхальный благовест». |
Дать представление о том, как раньше отмечался этот праздник, познакомить с пасхальными играми; учить разным способам росписи пасхальных яиц. Воспитание уважения к христианским традициям. |
Классный руководитель |
АПРЕЛЬ |
|
|
|
8. |
Игротека «Казачья удаль» |
Разучивание казачьих игр, песен. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому казачества |
Классный руководитель |
МАЙ |
|
|
|
9. |
Экскурсия в историко-краеведческий музей Гулькевичи. |
Познакомить с укладом жизни казаков. Воспитание любви к родному дому и семье. |
Классный руководитель |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В ГРУППЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ).
Важнейшие события в истории Кубани.
№ |
Название мероприятия |
Цели |
Ответственные |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. |
Поисковая операция «С днем рождения, поселок!» |
Знакомство с историей поселка, подбор материала об историческом прошлом. Воспитание любви к станице, уважения к ее жителям. |
Классный руководитель. Библиотекарь. |
ОКТЯБРЬ |
|||
2. |
Внеклассное занятие «История кубанского казачества». |
Расширить знания детей об освоении Кубани казаками. Развивать познавательный интерес к истории казачества. |
Классный руководитель. |
НОЯБРЬ |
|||
3. |
Познавательная программа «Дар Екатерины». |
Знакомство с историей образования г. Краснодара, его историческим прошлым. Развивать познавательный интерес к истории города. |
Классный руководитель. |
ДЕКАБРЬ. |
|||
4. |
Познавательная программа «Музыкальная шкатулка». |
Разучивание походных песен казаков. Сплочение коллектива через хоровое пение. |
Классный руководитель. Учитель музыки.
|
ЯНВАРЬ |
|||
5. |
Классный час «История в архитектурных памятниках». |
Познакомить детей с памятниками Кубани, района, села. Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям. |
Классный руководитель. |
ФЕВРАЛЬ |
|||
6. |
Внеклассное мероприятие. «Мы славим дедов и отцов - запорожских казаков».
|
Обобщить знания детей о казачестве; развивать интерес к изучению исторического прошлого нашей страны, края. Воспитание чувства гордости и уважения к воинам-казакам. |
Классный руководитель.
|
МАРТ |
|||
7. |
Репортаж «Ими гордится Кубань». |
Составление устного альбома о заслуженных людях Кубани. Сплочение коллектива через совместную поисковую деятельность. Воспитание чувства гордости к труженикам Кубани. |
Классный руководитель. Библиотекарь. Семья. |
АПРЕЛЬ. |
|
|
|
8. |
Заочное путешествие «Новороссийск - город-герой Кубани» |
Знакомство с подвигом жителей Новороссийска в ВОВ. Воспитание уважительного отношения к защитникам Родины. |
Классный руководитель. |
МАЙ. |
|
|
|
9. |
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Прикоснемся к подвигу». |
Дать представление о роли казаков в освободительной войне. Воспитание уважительного отношения к ветеранам ВОВ. |
Классный руководитель. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
К концу первого класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к близким.
К концу второго класса дети должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории Краснодарского края.
К концу третьего класса дети должны знать главные христианские праздники, казачьи обычаи и обряды; любить и уметь исполнять казачьи песни, обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Кубани.
К концу четвертого класса дети должны обладать знаниями по истории Отечества и казачества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Кубани.
К концу реализации программы «Мы - казачата» у детей должна быть:
- воспитана активная жизненная позиция;
- сплочен классный коллектив;
- приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в кубанских обрядах, способности украсить свой быт в народном стиле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.