Одной из задач современного образования является развитие способности
учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ
обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых
направлений деятельности образовательного учреждения становится
стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников
представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием
творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Образовательная программа НОУ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт), на основе Программы развития МКОУ « Наследницкая СОШ т имени воина- интернационалиста Виктора Свеженцева», ООП, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию деятельности НОУ.
программа научного сообщества.rtf
«Утверждаю»
Директор школы
Новикова В.А.____________
«05» сентября 2019 г.
Программа
Научного общества учащихся
учитель русского языка и литературы Воровщикова Г.А.
Составитель : 1. Введение
Одной из задач современного образования является развитие способности
учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ
обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых
направлений деятельности образовательного учреждения
становится
стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников
представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием
творчества, с одной стороны, и строгости в результатах с другой.
Образовательная программа НОУ разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт), на
основе Программы развития МКОУ « Наследницкая СОШ т имени воина
интернационалиста Виктора Свеженцева», ООП, комплексноцелевой программы
«Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию деятельности НОУ. Программа направлена на развитие творческих
способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и
проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта
применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений
обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности.
Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и
совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность
самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно
деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы
обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в
процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся
познавательный или прикладной интерес.
Научное общество учащихся (далее – НОУ) добровольное объединение
школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных
областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления,
интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к
собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и
научноисследовательской работы под руководством, педагогов, учителей и других
специалистов. Целью
программы является
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся,
определяющих формирование компетентной личности,
способной к
жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание
условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования
навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.
Задачи:
дисциплин;
воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению
выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и
развивать их творческие способности;
готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной
специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и
навыки в интересующей области:
развивать навыки научноисследовательской работы,
умения
самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания
на практике;
овладевать правилами обращения с необходимыми для
исследовательской работы приборами и оборудованием;
развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой,
обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов,
составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно
исследовательских работ;
пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники,
литературы, искусства;
традициями;
формировать единое школьное научное сообщество со своими
осуществлять материальнотехническое,
научноинформационное
обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе
соглашения с различными учреждениями по использованию их
материальнотехнической базы.
Направления деятельности НОУ
Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам
культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники,
искусства.
Проведение регулярных обзоров научнопопулярной литературы.
Подготовка, организация и проведение научнопрактической конференции
«Мои первые шаги в науку», где подводятся итоги научноисследовательской
работы, выполненной учащимися в течение года: формами отчетности научно
исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения,
доклады, статьи, компьютерные программы и др.
Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, предметных неделях;
Организация творческих встреч с исследователями и учеными.
Организация и проведение воспитательнообразовательных мероприятий
(экспедиции, экскурсии и др.).
Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др.
Изготовление учебных пособий.
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в
конкурсах и конференциях
Структура и организация работы НОУ
Высшим органом НОУ является Общее собрание, проводимое один раз в год в
начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы,
утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет – представительный орган,
который осуществляет руководство работой НОУ.
В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители
секций.
Руководителем Совета НОУ является учитель высшей или первой категории,
назначаемый заседанием МО предметов социальногуманитарного цикла.
В компетенцию Совета входит:
рассмотрение изменений и дополнений к настоящему Уставу и выдача
соответствующих рекомендаций Общему собранию;
утверждение эмблемы и девиза Общества;
утверждение структуры НОУ – в том числе и создание, реорганизация,
переименование или ликвидация секций Общества;
утверждение положений, регламентирующих деятельность НОУ, секций,
участников;
утверждение плановпрограмм учебноисследовательской работы секций,
информационной и издательской деятельности;
создание и формирование организационных комитетов конкурсных
мероприятий среди учащихся;
создание и формирование организационного комитета ежегодной итоговой
научно практической конференции участников НОУ;
утверждение нормативных актов в области учебноисследовательской,
воспитательной и производственной деятельности НОУ;
принятие решения об исключении члена НОУ из состава Общества;
решение иных вопросов в соответствии с настоящим Уставом.
НОУ состоит из двух секций:
1) Секция естественных наук: география, биология, химия.
2) Социальногуманитарная секция: русский язык и литература, история,
обществознание.
Во главе секции стоит руководитель, утверждаемый методическим советом
образовательного учреждения.
Заседания секции проводятся не реже 1 раза в месяц. Тематика научноисследовательской деятельности учащихся определяется
совместно с научным руководителем по согласованию с методическим объединением
учителей данного направления.
Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно
практической конференции «Мои первые шаги в науку».
Участники НОУ
Членами научного общества могут быть учащиеся 5 – 11 классов, изъявившие
желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, занимающиеся
поисковоисследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные
исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.
Содержательные линии программы
Образовательные линии содержат идеи, характеризующие исследовательские
методы работы над проектом и исследованием темы.
Ценностные линии – предполагают формирование
краеведческого мировоззрения.
общекультурного и
Деятельностные линии побуждают учащихся к действию познания и
включения критического мышления.
Творческие линии предусматривают развитие исследовательских и творческих
способностей учащихся,
активизацию
познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов,
требующих актуализации
Применение
исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом
школьном возрасте.
проблемных
ситуаций,
создание
знаний,
построения
гипотез.
Программа рассчитана на детей 511 классов и включает три этапа.
Первый этап формирование исследовательского поведения. Предполагается
формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения,
обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение
учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование
познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников.
Идет обучение проектным методам.
Второй развивающий этап. На основе сформированного исследовательского
поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН,
совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их
кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с
первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно
исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской
деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных
проектов, работ.
Режим занятий Программа НОУ рассчитана на 18 часов (2 часа в месяц). Программой
предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и
индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах,
состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
2. Учебнотематический план
Рабочая программа рассматривает следующее распределение материала
№
Название темы
1
2
Введение в исследовательскую
деятельность
Занятия секций НОУ. Проработка
индивидуальных исследовательских тем.
Примерные
сроки
Сентябрь
Октябрь
Колво
часов
4
Ноябрь Март
10
Форма
проведения
Лекция
Анкетирование
Беседа
Практическое
занятие
Лекция
Беседа
Практическое
занятие
Работа на
компьютере
Экскурсия в
библиотеку,
музей, Коми НЦ
УрО РАН
3 Конференция научного общества
учащихся
Практическое
занятие
Беседа
Конференция
Выступление
Апрель
Май
4
Всего
18
3. Содержание программы
Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность. (4 часа)
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного
общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными
руководителями и выбор консультантов. Введение, основная часть, заключение. Приложения. Правила формулирования
темы исследовательской работы.
Тема 2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских
тем (10 часов).
Энциклопедии,
словари,
Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания.
Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с
каталогами.
справочники,
библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в
исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.
специализированные
Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы.
Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы.
Теоретический и эмпирический методы исследования. Анализ статистических
данных. Интервью. Анализ научных работ. Поиск информации в Интернет.
Обзор видов научных работ: доклад, творческая работа, монография,
популярная статья, тезисы, рефераты, исследовательские работы. Составление
аннотаций (кратких или развернутых). Составление тезисов работы. Критерии оценки
исследовательских работ.
Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и
иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.
Тема 3. Конференция научного общества учащихся (4 часа).
Разработка программы конференции.
Подготовка докладов. Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации.
Презентация результатов работы, проведение конференции. Анализ результатов.
Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности.
Критерии оценки устной защиты исследовательской работы. Оформление стендового
доклада.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит сформировать целостную систему,
способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно
стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения,
творчества, традиций, здорового образа жизни.
1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний:
об этике и эстетике повседневной жизни человека;
о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и
культуры, к людям других поколений и социальных групп;
о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;
о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах;
о международном экологическом движении;
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной
творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной
природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной
принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести:
опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;
опыт охраны памятников истории и культуры;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений,
с участниками т очевидцами Великой Отечественной войны;
опыт волонтерской деятельности;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми;
опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других
людей.
5. Критерии оценки выполнения исследовательских и
проектных работ
При выставлении оценки учитываются:
использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
научное и практическое значение результатов работы:
новизна работы:
получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое
оригинальное изделие, макет или эксперимент;
имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных
результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием
проблемы;
объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и
исследователей в данной области);
логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
продуманность структуры работы.
Пример критериев при выставлении оценок:
∙ Постановка проблемы; ∙ Методы решения;
∙ Актуальность;
∙ Наглядность;
∙ Экспериментальный характер работы;
∙ Практическая направленность;
∙ Оформление работы;
∙ Эмоциональность изложения;
∙ Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
∙ Рецензия научного руководителя.
6. Материальнотехническая база
Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой
подразумеваются кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы,
оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть
использована материальнотехническая база других учреждений на основании
соглашений и договоренностей с ними.
7. Рекомендуемая учебнометодическая литература
Для учителя
Книги
1. Дереклеева Н.И. Научноисследовательская работа в школе. М.: Вербум М,
2001. 48 с. (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор
личностного и профессионального развития: Материалы научно практической
конференции 9 10 дек. 2003 г. Вологда, 2004. 376 с. (ВИРО, ВГПУ)
3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. Минск: ИООО
"КрасикоПринт", 2005.176 с. (Педагогическая мастерская)
4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и
оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. 64 с. (Школьное
образование)
5. Научно исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции
исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова.
М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. 2002. 64 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.М.: Сентябрь, 2003. 204 с. (Библиотека
журнала "Директор школы". Вып. 8)
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению: Учебное пособие для вузов.М.: Ось 89, 2006. 480 с. 8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские
способности: Учебник тетрадь для учащихся средней школы. М.: Генезис, 2005. 95
с.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей
школьников: Методическое пособие для школьных психологов. М.: Генезис, 2005.
203 с.
10. Степанова М.В. Учебно исследовательская деятельность школьников в
профильном обучении: Учебно методическое пособие для учителей / Под ред.
А.П.Тряпицыной. СПБ: КАРО, 2005. 96 с.
11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии:
( Методические рекомендации). М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. 64 с. ( Библиотечка для
педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)
12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. М.: Академия;
АНКиПРО, 2005. 64 с.
Статьи
Теория и методика исследовательской работы учащихся
1. Арцев М. Н. Учебно исследовательская работа учащихся: (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. 2005. № 6. С. 4 29.
2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся //
Исследовательская работа школьников. 2006. № 3. С. 68 –74.
3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской
деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию
индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта: [Академический
лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. 2008. №
2. С. 70 102.
4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно
исследовательской работы учащимся]
// Управление школой. 2008. № 5. С. 15 17
Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом;
Защита
5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно исследовательской
деятельности учащихся
// Педагогические технологии. 2006. № 1. С. 22 28.
6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //
Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5. С. 14 21.
7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //
Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5. С. 14 21.
8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования
ключевых компетенций школьников // Исследовательская работа школьников. 2006.
№ 3. С. 142 146. 9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное
направление развития системы российского образования // Исследовательская работа
школьников. 2007. № 4.С. 6 10.
10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектноисследовательских работ
учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова // Биология в школе. 2009. № 4. С. 47 –
50
Критерии оценивания проектноисследовательских работ школьников
11. Макарова М. Учебнонаучные конференции средство развития и воспитания
учащихся / Макарова М.Ф., Кузькин Н.П. // Директор школы. 2007. № 3. С. 67
71.
12. Макотрова Г. В. Формирование учебно исследовательской культуры
учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения // Химия: методика
преподавания. 2005. № 2. – С. 46 48.
13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно исследовательской культуры
школьников // Исследовательская работа школьников. 2008. № 1. С. 33 41
14. Макотрова Г.В. Учебно исследовательская культура учащихся //
Педагогика. 2007. – № 1. С. 47 52.
15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для
развития личности. Творческая личность // Народное образование. 2006. № 7. С.
123 127; № 9. –
С. 173 180; Школьные технологии. 2006. № 2. С . 19 – 31
16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального поведения
М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности //
Одаренный ребенок. 2007. № 1.С. 80 82.
17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации
// Биология. 2008. № 10. С. 15 21; № 11. С. 8 15.
18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности //
Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С. 18 38.
19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской
деятельности // Школьные технологии. 2008. № 4. С. 45 46.
20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности //
Физика. 2009. № 4. С. 3 4.
21. Пентин А. Учебные исследования и проекты понятия близкие, но не
тождественные // Директор школы. 2006. № 2. С. 47 52. (Организация
учебного процесса).
22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской
деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследовательская работа
школьников. 2006. № 1. С. 93 – 99
23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в
рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление
школой. 2009. № 5. С. 30 – 36
24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская
деятельность школьников // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 108 114.
25. Романцова Н. С. Исследовательский метод в образовательном процессе //
Исследовательская работа школьников. 2007. № 4. С. 57 60.
26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения // Директор школы. 2008. № 9.
– С. 50 55.
27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог.
2008. № 18. С. 19 30.
28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников //
Школьные технологии. 2008. № 1. С. 11 20.
29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании // Химия в
школе. 2008. № 6. –
С. 2 8.
30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Школьные технологии .
2008. № 4. С. 47 50.
31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспективы, условия,
механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников.
2007. № 3. – С. 68 75.
32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников // Исследовательская
работа школьников. 2009. № 1. С. 44 48.
33. Штейн А.В. Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития
исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2007.
№ 1. С. 92 97.
Организация исследовательской работы в школе
1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно исследовательской работы
учащихся] // Управление школой. 2007. № 1. С. 25 – 27
2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся:
Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24 33.
3. Бессолицына Р. Организация научно исследовательской деятельности учащихся и
педагогов // Управление школой. 2005. № 17. С. 3 10.
4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе
интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска] /
Блинова Т.В., Матвеева О.Г., Ворожцова Т.В.
// Исследовательская работа школьников. 2006. № 3. С. 126 130.
1. Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб эффективная форма организации
исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.
2005. № 4. С. 126 128.
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Программа научного сообщества обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.