Программа научного сообщества обучающихся

  • Документация
  • rtf
  • 01.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Образовательная программа НОУ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт), на основе Программы развития МКОУ « Наследницкая СОШ т имени воина- интернационалиста Виктора Свеженцева», ООП, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию деятельности НОУ.
Иконка файла материала программа научного сообщества.rtf
«Утверждаю»                                                                                                   Директор школы                                                                                                   Новикова  В.А.____________                                                                                                  «05» сентября  2019    г.                                                                                                                                       Программа  Научного общества учащихся  учитель русского  языка   и  литературы  Воровщикова  Г.А. Составитель :1. Введение Одной   из   задач   современного   образования   является   развитие   способности учащихся   к   самостоятельной   деятельности   по   добыванию   информации,   еѐ обработке   и   применении,   а   также   по   оценке   результатов.   Одним   из   ключевых направлений   деятельности   образовательного   учреждения   становится стимулирование   креативности   учащихся.   Исследовательская   работа   школьников представляет   собой   хорошую   школу   умственного   труда   с   высоким   содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах ­ с другой. Образовательная   программа   НОУ   разработана   в   соответствии   с   требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт),  на основе   Программы   развития    МКОУ     «     Наследницкая     СОШ   т   имени     воина­ интернационалиста     Виктора     Свеженцева»,   ООП,  комплексно­целевой   программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию   деятельности   НОУ.   Программа   направлена   на   развитие   творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения   методов   и   технологий   этих   видов   деятельности,   развитие   умений обучающихся   самостоятельно   определять   цели   и   результаты   такой   деятельности. Успешность  в   овладении   исследовательскими   умениями     способствует  развитию  и совершенствованию   аналитических   умений   учащихся,   повышает   вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Программа   обеспечивает   требования   Стандарта   к   организации   системно­ деятельностного   подхода   в   обучении   и   организации   самостоятельной   работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.  Научное   общество   учащихся   (далее   –   НОУ)   ­   добровольное   объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях   науки,   техники,   культуры,   к   развитию   творческого   мышления, интеллектуальной   инициативе,   самостоятельности,   аналитическому   подходу   к собственной   деятельности,   приобретению   умений   и   навыков   экспериментальной   и научно­исследовательской работы под руководством, педагогов, учителей и других специалистов.Целью  программы   является     развитие   познавательных   интересов, интеллектуальных,   творческих   и   коммуникативных   способностей   учащихся, определяющих   формирование   компетентной   личности,   способной   к жизнедеятельности   и   самоопределению   в   информационном   обществе;   создание условий   для   формирования   познавательного   интереса   учащихся,   формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.   Задачи: дисциплин;  воспитывать   интерес   к   познанию   мира,   к   углубленному   изучению  выявлять   наиболее   одаренных   учащихся   в   разных   областях   науки   и развивать их творческие способности;  готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности,   помочь   приобрести   дополнительные   знания,   умения   и навыки в интересующей области:  развивать   навыки   научно­исследовательской   работы,   умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;  овладевать   правилами   обращения   с   необходимыми   для исследовательской работы приборами и оборудованием;  развивать   навыки   самостоятельной   работы   с   научной   литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению   и   оформлению   отчета   и   доклада   о   результатах   научно­ исследовательских работ;  пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;  традициями;  формировать   единое   школьное   научное   сообщество   со   своими  осуществлять   материально­техническое,   научно­информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения   с   различными   учреждениями   по   использованию   их материально­технической базы. Направления деятельности НОУ  Организация   членами   НОУ   лекториев   по   темам   проектов,   по   вопросам культуры   умственного   труда,   по   отдельным   вопросам   науки,   техники, искусства.      Проведение регулярных обзоров научно­популярной литературы.   Подготовка,   организация   и   проведение   научно­практической   конференции «Мои первые шаги в науку», где подводятся итоги научно­исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года: формами отчетности научно­ исследовательской   работы   учащихся   могут   быть   реферативные   сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.  Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, предметных неделях;  Организация творческих встреч с исследователями и учеными.      Организация   и   проведение   воспитательно­образовательных   мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.).  Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др.  Изготовление учебных пособий.   Рецензирование   научных   работ   учащихся   при   подготовке   их   к   участию   в конкурсах и конференциях Структура и организация работы НОУ Высшим органом НОУ является Общее собрание, проводимое один раз в год в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет – представительный орган, который осуществляет руководство работой НОУ. В   Совет   могут   входить   школьники,   научные   руководители   и   руководители секций. Руководителем Совета НОУ является учитель высшей или первой категории, назначаемый заседанием МО предметов социально­гуманитарного цикла. В компетенцию Совета входит:  рассмотрение   изменений   и   дополнений   к   настоящему   Уставу   и   выдача соответствующих рекомендаций Общему собранию; утверждение эмблемы и девиза Общества; утверждение   структуры   НОУ   –   в   том   числе   и   создание,   реорганизация, переименование или ликвидация секций Общества; утверждение   положений,   регламентирующих   деятельность   НОУ,   секций, участников; утверждение   планов­программ   учебно­исследовательской   работы   секций, информационной и издательской деятельности; создание   и   формирование   организационных   комитетов   конкурсных мероприятий среди учащихся; создание и формирование организационного комитета ежегодной итоговой научно ­ практической конференции участников НОУ; утверждение   нормативных   актов   в   области   учебно­исследовательской, воспитательной и производственной деятельности НОУ; принятие решения об исключении члена НОУ из состава Общества; решение иных вопросов в соответствии с настоящим Уставом.          НОУ состоит из  двух  секций:  1) Секция естественных наук: география, биология, химия.  2)   Социально­гуманитарная   секция:   русский   язык   и   литература,   история, обществознание. Во   главе   секции   стоит   руководитель,   утверждаемый   методическим     советом образовательного учреждения. Заседания секции проводятся не реже 1 раза в месяц.Тематика   научно­исследовательской   деятельности   учащихся   определяется совместно с научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей данного направления.   Результаты   деятельности   НОУ   за   год   подводятся   на   итоговой   научно практической конференции «Мои первые шаги в науку». Участники НОУ Членами научного общества могут быть учащиеся 5 – 11 классов, изъявившие  желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, занимающиеся  поисково­исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные  исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы. Содержательные линии программы Образовательные линии ­ содержат идеи,  характеризующие  исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы. Ценностные   линии  –   предполагают   формирование   краеведческого мировоззрения.   общекультурного   и Деятельностные линии  ­  побуждают учащихся к  действию познания и   включения критического мышления. Творческие линии ­  предусматривают развитие исследовательских и  творческих способностей учащихся,   активизацию познавательной   деятельности   учащихся   в   поиске   и   решении   сложных   вопросов, требующих   актуализации     Применение исследовательского   метода   обучения   возможно   на   любом   материале   и   в   любом школьном возрасте.   проблемных   ситуаций, создание знаний,   построения   гипотез.   Программа рассчитана на детей 5­11 классов и включает три этапа.  Первый   этап   ­   формирование   исследовательского   поведения.   Предполагается формирование   у   ребят   навыков   научной   организации   труда,   быстрого   чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся   в   активные   формы   учебной   деятельности,   а   также   формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.  Второй  ­  развивающий   этап.  На  основе   сформированного  исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование   навыков   научной   организации   труда,   активное   расширение   их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным. Третий ­ исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно­ исследовательской   деятельности,   занимаются   непосредственной   исследовательской деятельностью,   ведется   разработка   как   общешкольных,   так   и   индивидуальных  проектов, работ. Режим занятийПрограмма   НОУ   рассчитана   на   18   часов   (2   часа   в   месяц).   Программой предусмотрены   теоретические   и   практические   занятия,   работа   в   группах   и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.     2. Учебно­тематический план Рабочая программа рассматривает следующее распределение материала №   Название темы 1 2 Введение в исследовательскую  деятельность Занятия секций НОУ. Проработка  индивидуальных исследовательских тем. Примерные сроки Сентябрь Октябрь Кол­во часов 4 Ноябрь ­ Март 10 Форма проведения Лекция Анкетирование Беседа Практическое занятие Лекция Беседа Практическое занятие Работа на компьютере Экскурсия в библиотеку, музей, Коми НЦ УрО РАН 3 Конференция научного общества  учащихся Практическое занятие Беседа Конференция Выступление Апрель Май 4 Всего 18 3. Содержание программы  Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность. (4 часа) Ознакомление   с   программой,   содержанием,   структурой   школьного   научного общества.   Выбор   Совета.   Определение   рабочих   групп.   Знакомство   с   научными руководителями и выбор консультантов.Введение, основная часть, заключение. Приложения. Правила формулирования темы исследовательской работы. Тема 2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (10 часов).     Энциклопедии,   словари, Поиск,  накопление  и обработка информации. Научные документы  и издания. Организация   работы   с   научной   литературой.   Работа   в   библиотеке.   Знакомство   с каталогами.   справочники, библиографические   издания,   периодическая   печать   и   др.   Литературный   отбор   в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.   специализированные   Формулирование   цели   и   конкретных   задач   исследования.   Понятия   гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы. Теоретический и эмпирический методы исследования. Анализ статистических данных. Интервью. Анализ научных работ. Поиск информации в Интернет. Обзор   видов   научных   работ:   доклад,   творческая   работа,   монография, популярная   статья,   тезисы,   рефераты,   исследовательские   работы.   Составление аннотаций (кратких или развернутых). Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики. Тема 3. Конференция научного общества учащихся (4 часа).  Разработка программы конференции.  Подготовка докладов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Презентация результатов работы, проведение конференции. Анализ результатов. Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. Критерии оценки устной защиты исследовательской работы. Оформление стендового доклада. 4. Предполагаемые результаты реализации программы Реализация   Программы   позволит   сформировать   целостную   систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать   обществом   для   получения   знаний,   школой   культуры,   развития,   общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.  1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний: ­ об этике и эстетике повседневной жизни человека; ­ о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; ­ о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; ­ о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; ­ о международном экологическом движении; ­ о правилах конструктивной групповой работы; ­   об   основах   разработки   социальных   проектов   и   организации   коллективной творческой деятельности; ­ о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2.   Результаты   второго   уровня  –   формирование   позитивного   отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:­   развитие   ценностных   отношений   школьника   к   родному   Отечеству,   родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3.   Результаты   третьего   уровня  –   приобретение   школьником   опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести: ­ опыт исследовательской деятельности; ­ опыт публичного выступления по проблемным вопросам; ­ опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; ­ опыт охраны памятников истории и культуры; ­ опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; ­ опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками т очевидцами Великой Отечественной войны; ­ опыт волонтерской деятельности; ­   опыт   самообслуживания,   самоорганизации   и   организации   совместной деятельности с другими детьми; ­ опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.   5. Критерии оценки выполнения исследовательских и проектных работ При выставлении оценки учитываются:  ­ использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;  ­ научное и практическое значение результатов работы:  ­ новизна работы:   получены   новые   теоретические   результаты,   разработано   и   выполнено   новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;   имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;   эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов   и   научных   фактов,   знакомство   с   современным   состоянием проблемы;   объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);   логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;   продуманность структуры работы.   Пример критериев при выставлении оценок:  ∙        Постановка проблемы;∙        Методы решения;  ∙        Актуальность; ∙        Наглядность; ∙        Экспериментальный характер работы;  ∙        Практическая направленность;  ∙        Оформление работы;  ∙        Эмоциональность изложения;  ∙        Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;  ∙        Рецензия научного руководителя.  6. Материально­техническая база Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются   кабинеты,   библиотека,   читальные   залы,   отдельные   приборы, оборудование,   материалы,   множительная   техника,   стенды   и   др.   Может   быть использована   материально­техническая   база   других   учреждений   на   основании соглашений и договоренностей с ними. 7. Рекомендуемая учебно­методическая литература Для учителя Книги 1. Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе. ­ М.: Вербум ­ М,  2001.­ 48 с. ­ (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)  2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор  личностного и профессионального развития: Материалы научно ­ практической   конференции  9 ­10 дек. 2003 г. ­ Вологда, 2004. ­ 376 с. ­ (ВИРО, ВГПУ)                   3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. ­ Минск: ИООО  "Красико­Принт", 2005.­176 с. ­(Педагогическая мастерская)  4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и  оформления: Практическое пособие. ­ М.: АРКТИ, 2006. ­ 64 с. ­  (Школьное  образование)  5. Научно ­ исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции  исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. ­ М.: Центр "Школьная книга".  Вып.2. ­ 2002. ­ 64 с.  6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения  школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.­М.: Сентябрь, 2003. ­ 204 с. ­ (Библиотека  журнала "Директор школы". Вып. 8) 7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к  обучению: Учебное пособие для вузов.­М.: Ось ­ 89, 2006. ­ 480 с.8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские  способности: Учебник ­ тетрадь для учащихся средней школы. ­ М.: Генезис, 2005. ­ 95 с.  9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей  школьников: Методическое пособие для школьных психологов. ­ М.: Генезис, 2005. ­  203 с.    10. Степанова М.В.  Учебно ­ исследовательская деятельность школьников в  профильном обучении:  Учебно ­ методическое пособие для учителей / Под ред.  А.П.Тряпицыной. ­ СПБ: КАРО, 2005. ­ 96 с.    11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии:  ( Методические рекомендации). ­ М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. ­ 64 с. ­ ( Библиотечка  для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2) 12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. ­ М.: Академия;  АНКиПРО, 2005. ­ 64 с.   Статьи Теория и методика исследовательской  работы учащихся       1. Арцев М. Н. Учебно ­ исследовательская работа учащихся: (методические  рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. ­ 2005. ­ № 6. ­ С. 4 ­ 29.    2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся //  Исследовательская работа школьников. ­ 2006. ­ № 3. ­ С. 68 –74.    3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской  деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на  самореализацию  индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта: [Академический  лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. ­ 2008. ­  № 2. ­ С. 70 ­102.        4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно ­  исследовательской работы учащимся]  // Управление школой. ­  2008. ­  № 5. ­ С. 15 ­17          Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом;  Защита   5. Иванов Г. А.  Интегративные основы организации научно ­ исследовательской  деятельности учащихся   // Педагогические технологии. ­ 2006. ­ № 1. ­ С. 22 ­ 28.   6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //  Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2006. ­ № 5. ­ С. 14 ­21.   7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //  Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2006. ­ № 5. ­ С. 14 ­21.   8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования  ключевых компетенций школьников  // Исследовательская работа школьников. ­ 2006.  ­ № 3. ­ С. 142 ­ 146.9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное  направление развития системы российского образования  // Исследовательская работа  школьников. ­ 2007.­ № 4.­С. 6 ­10. 10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно­исследовательских работ  учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова  // Биология в школе. ­ 2009. ­ № 4. ­ С. 47 – 50         Критерии оценивания проектно­исследовательских работ школьников   11. Макарова М. Учебно­научные конференции ­ средство развития и  воспитания   учащихся  / Макарова  М.Ф., Кузькин Н.П.   // Директор школы. ­ 2007. ­ № 3. ­ С. 67 ­  71.   12. Макотрова Г. В. Формирование  учебно ­ исследовательской культуры  учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения  // Химия: методика  преподавания. ­ 2005. ­ № 2. –  С. 46 ­48.   13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно ­ исследовательской культуры  школьников // Исследовательская работа школьников. ­ 2008. ­  № 1. ­С. 33 ­ 41               14. Макотрова Г.В. Учебно ­ исследовательская культура учащихся  //  Педагогика. ­ 2007. –  № 1. ­ С. 47 ­ 52.  15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности  для   развития  личности.  Творческая личность   // Народное образование. ­ 2006. ­ № 7. ­ С. 123 ­ 127; № 9. –  С. 173 ­180; Школьные технологии. ­ 2006. ­  № 2. ­ С . 19 – 31  16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального поведения   М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности   //  Одаренный ребенок. ­ 2007. ­ № 1.­С. 80 ­ 82.  17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации  // Биология. ­2008. ­ № 10. ­ С. 15 ­ 21; № 11. ­ С. 8 ­ 15.  18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности  //  Исследовательская работа школьников. ­ 2005. ­ № 3. ­ С. 18 ­ 38.  19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской  деятельности  // Школьные технологии. ­ 2008. ­ № 4. ­ С. 45 ­ 46.  20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности  // Физика. ­2009. ­ № 4. ­ С. 3 ­ 4.  21. Пентин А. Учебные исследования и проекты ­ понятия близкие, но  не   тождественные  // Директор школы. ­ 2006. ­ № 2. ­ С. 47 ­ 52. ­  (Организация  учебного процесса).  22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской  деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследовательская работа  школьников. ­ 2006. ­ № 1. ­ С. 93 – 99             23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в  рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление  школой. ­ 2009.­ № 5. ­ С. 30 – 36      24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская  деятельность школьников// Школьные технологии. ­ 2006. ­ № 4. ­ С. 108 ­114.  25. Романцова Н. С. Исследовательский метод  в образовательном процессе  //  Исследовательская работа школьников. ­ 2007. ­ № 4. ­ С. 57 ­ 60.  26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения  // Директор школы. ­ 2008. ­ № 9.  – С. 50 ­ 55.  27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог. ­  2008.­ № 18. ­ С. 19 ­ 30.  28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников //  Школьные технологии. ­ 2008. ­ № 1. ­ С. 11 ­20.  29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании  // Химия в  школе. ­ 2008. ­ № 6. – С. 2­ 8.  30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения  // Школьные технологии . ­  2008.­ № 4. ­ С. 47 ­50.  31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспективы, условия,  механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников. ­  2007. ­  № 3. – С. 68 ­ 75.  32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников  // Исследовательская  работа школьников. ­ 2009. ­ № 1. ­ С. 44 ­ 48.    33. Штейн А.В.  Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития  исследовательской деятельности учащихся   // Исследовательская работа школьников. ­ 2007.  ­  № 1. ­ С. 92 ­ 97. Организация исследовательской работы в школе 1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно ­ исследовательской работы  учащихся] // Управление школой. ­ 2007. ­ № 1. ­ С. 25 – 27               2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся:  Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. ­ 2002. ­ № 1. ­ C. 24 ­33.   3. Бессолицына Р. Организация научно ­ исследовательской деятельности учащихся и  педагогов // Управление школой. ­  2005. ­ № 17. ­ С. 3 ­ 10.       4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе  интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска]  /  Блинова Т.В., Матвеева О.Г.,  Ворожцова Т.В.  // Исследовательская работа школьников. ­ 2006. ­ № 3. ­ С. 126 ­130. 1. Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб ­ эффективная форма организации  исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. ­ 2005. ­ № 4. ­С. 126 ­ 128.