Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
5 класс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №94»
Рабочая программа по музыке
На 20142015 учебный год
5 “А”, “Б”, “В”, “Г” класс
1 час в неделю
Количество часов в год 34
Учитель Стародубцева Марина Владимировна
Программа составлена на основе программы “Музыка” В.В.Алеева,
Т.И.Науменко для 58 классов общеобразовательных учреждений
(М.:Дрофа,2010)
Учебник:Т.И.Науменко, В.В.Алеев “Музыка 5 класс”(М.:Дрофа,2007)
Учебное пособие для учителя: Поурочные разработки по музыке:5
класс:Т.И.Науменко,В.В.Алеева “Музыка:
Конева,
Н.В.Терентьева – М.: Издательство “Экзамен”, 2009. – 173, [3] с.
5 класс”/И.В.
Печатная рабочая тетрадь:Т.И.Науменко, В.В.Алеев “Музыка 5
класс”(М.:Дрофа,2007)
Рассмотрено на заседании
М/О учителей
Утверждено
начальной школы Педагогическим советом № 1 протокол №1 от 29.08.2014 протокол №1 от 29.08.2014
Руководитель М/О____И.А.Якуба Директор школы___Н.С.Емельяненко
Введение…………………………………………………………….3
Содержание
Календарно – тематический план…………………….…………..9
Содержание программы…………………………………………12
Перечень ключевых слов…………………………………………14
Контрольные материалы…………………………………………15
Список литературы для учителя………………………………...16
Список литературы для обучающихся………………………….17
2 Введение
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею
начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у
учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и
осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение
предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально
ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально
творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие
индивидуальноличностного отношения учащихся к музыке, музыкального
мышления, формирование представления о музыке как виде искусства,
раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в
музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса
составлена на основе Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования по искусству с
опорой на примерные программы основного общего образования и
допущенной Министерством образования Российской Федерации программы
для общеобразовательных учреждений «Музыка. 58 классы», авторы В.В.
Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.)
3 Цель программы заключается в духовнонравственном воспитании
школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему
компоненту гармонического формировании личности
Задачи:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни
каждого человека;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами
художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение,
проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,
потребность в музыкальных переживаниях;
воспитывать культуру мышления и речи.
В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется
содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая
раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и
изобразительное искусство».
Тематическое построение предполагает
знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее
воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая
музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема
предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и
окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками,
дворцами, храмами, картинами и многиммногим другим». Кроме того, она
призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в
4 малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым
подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является
комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических
методов и подходов. Среди них следующие методы:
метод художественного, нравственноэстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационностилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами
практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II –
выполнение проблемнотворческих заданий, III – хоровое пение. Организация
видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно
методического комплекта – учебника, нотных хрестоматий для учителя,
музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно
соотносится с содержанием учебника.
Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. – 9е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2009г.
5 Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя: учебнометодическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 9е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2009г.
Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия.
Музыкальный материал программы составляют:
произведения
академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка,
фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный
песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок
классических вокальных и инструментальных произведений, произведений
хоровой музыки,
Богатство идейно
популярных детских песен.
художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки,
звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать.
Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны
расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как
связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение
которой предстоит учащимся в старших классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки
с:
литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и
Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи
нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие
понятия для музыки и литературы – интонация, предложение, фраза);
изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж;
общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс,
музыкальная краска);
6 историей (изучение древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
мировой художественной культурой (особенности художественного
направления «импрессионизм»);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение
текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма
«описание»);
природоведением (многократное акцентирование связи музыки с
окружающим миром, природой).
По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны
знать/понимать:
содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и
независимо друг от друга;
знать, что разные виды искусства поразному отзываются на одно событие.
Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять
другое;
знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также
имена композиторов К. Дебюсси и М. Равеля;
уметь:
находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством;
7 выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе
музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
определять главные отличительные особенности музыкальных жанров –
песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально
изобразительных жанров;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных
произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
пении, музыкальноритмическом движении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании, импровизации);
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно
прослушанной музыки;
певческого музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных
занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их
эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Данная программа предусматривает 34 часов в год,1 час в неделю.
8 2. Календарнотематическое планирование
Кален
дарны
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего Теор
ия
Практ
ика
Форма
контроля
е
сроки
Сентя
брь
Октяб
рь
1 четверть (9 часов)
Раздел 1. «Музыка и литература»
9
1 Музыка рассказывает обо всем
2 Истоки
3 Искусство открывает мир
4 Искусства различны, тема едина
5
Два великих начала искусства
Стань музыкой, слово!
6
7 Музыка «дружит» не только с
поэзией
8 Песня – верный спутник человека
9
7
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Тест 9 Обобщающий урок по теме
“Музыка и литература”
2 четверть (7 часов)
Раздел 2 .“Музыка и литература”
7
Ноябр
10 Мир русской песни
ь
Декаб
рь
11 Песни народов мира
12
Романса трепетные звуки.
13 Мир человеческих чувств
14 Народная хоровая музыка. Хоровая
музыка в храме.
15 Что может изображать хоровая
музыка
16 Обобщающий урок по теме
“Музыка и литература”
3 четверть(10 часов)
Раздел 3. Музыка и литература
10
Январь
17 Самый
значительный
жанр
вокальной музыки
18 Из чего состоит опера
19 Единство музыки и танца.
20
“Русские сезоны” в Париже
Февра
ль
21 Музыкальность слова
22 Музыкальные сюжеты в литературе
Раздел 4. Музыка и
изобразительное искусство
23 Живописность искусства
24 Музыка – сестра живописи
Март
25 Может ли музыка выразить
характер человека?
10
5
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
Кроссвор
д
Письменн
ый опрос
Викторин
а
1
2
1
1
3
1
Тест
1
Письменн
ый опрос 26 Образы природы в творчестве
музыкантов
27 Обобщающий урок по теме “
Музыка и изобразительное
искусство ”
4 четверть (8 часов)
Раздел 5. Музыка и
8
изобразительное искусство
краски»
«Музыкальные
в
композиторов
–
творчестве
импрессионистов
29 Волшебная
Апрел
28
ь
красочность
музыкальных сказок
30 Сказочные герои в музыке
31 Тема богатырей в музыке
Май
32
Хорошая живопись – это музыка,
это мелодия
33
34 Подводим итоги
35 Обобщающий урок по теме
и изобразительное
“Музыка
1
6
1
1
1
2
1
Викторин
а
1
2
1
Викторин
а
1
Тест
искусство”
Итого
34
25
9
11 3.Содержание программы
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального
искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств
— литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи,
скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (опе
ры, балета, оперетты, мюзикла, рокоперы), кино.
Раздел IIII. Музыка и литература (17 ч)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной
музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика
средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная
музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной
и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл.
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Раздел IVV. Музыка и изобразительное искусство (17 ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические
события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в
различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном
искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в
Музыкальная живопись и
музыке: через прошлое — к настоящему.
живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
12 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения
музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура
— застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастер
ская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема
защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование
различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания
музыкальных образов.
13 4. Перечень ключевых слов
1. A capella
2. Балет
3. Былина
4. Вокальная музыка
5. Живопись
6. Импрессионизм
7. Мелодия
8. Опера
9. Романс
10. Солист
11. Хоровой коллектив
12. Хоровая музыка
14 5.Контрольные материалы
1. О чем рассказывает искусство?
2. Как песни становятся родными?
3. Почему мы называем песню “спутником” человека?
4. Почему люди любят петь сообща?
5. Что Общего у песни и картины?
6. Что такое хоровой коллектив?
7. Образ природы в творчестве музыкантов?
8. Что такое музыкальный жанр?
9. О чем рассказывает жанр романса?
10.Полифония в музыке и живописи
15 6. Список литературы для учителя
1. Алиев, Ю.Б. , Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях:Учеб.пособие для студ.муз.фак.педвузов
[Текст] : М.: Издательский центр “Академия” , 2002. 416 с.
2. Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст]:методическое пособие для
учителей / Н. Гришанович.Минск :Юнипресс, 2006.
3. Гульянц Е.И. Детям о музыке [Текст]: М.: «Аквариум», 1996.
4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в
школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст ]/Гл. ред. Г. В.
Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура.
Содержание образования: Сборник нормативноправовых документов и
методических материалов. – М.: ВентанаГраф, 2008.
16 7. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. [ Текст] – М.:
Музыка, 1993.
8. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. [Текст]– М.: Музыка,
1992.
9. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОНПРЕСС,
1998.
10. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. [ Текст] – М.: Вече, 1999.
11.Смолина,Е.А.Современный урок музыки:творческие приемы и задания. /
Е.А.Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с.
7. Список литературы для обучающихся
1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/
Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005.
2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 8 класс [Текст]/ Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. – 7е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки.М.:АСТ:Астрель,2008.
4.Прохорова И.А.
Зарубежная музыкальная литература.
[Текст]
М.:Музыка,1993.
5.Прохорова И.А.
М.:Музыка,1992.
Советская музыкальная литература.
[Текст]
17 18
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Программа НАУМЕНКО. МУЗЫКА 5-9 КЛАСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.