Программа объединения "Экологические тропы"
Оценка 4.9

Программа объединения "Экологические тропы"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
12.10.2017
Программа объединения "Экологические тропы"
Данная образовательная программа реализовалась в рамках инновационного районного проекта в Грязовецком муниципальном районе Вологодской области «Счастливое лето» в категории подпроекта «Экскурсионное лето» в 2017 году. Актуальность этой программы в первую очередь в том, что осуществляется летняя занятость детей с учётом их интересов, так как походы и экскурсии для ребят - это всегда интересно, и они с радостью откликаются на подобные нововведения, а отзывы данный факт подтверждают. Во-вторых, 2017 год объявлен годом экологии и охраны природы России, поэтому воспитанники получили возможность на практике увидеть красоты родного края и понять, что охрана природы - это долг каждого.Рабочая программа объединения "Экологические тропы" для разновозрастной группы. рассчитана на 30 часов (10 дней). Основной идеей курса является приобщение детей к природе и воспитание в них любви и бережному отношению к окружающей среде.
Программа подпроекта_Счастливое лето_Экскурсионное лето.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Грязовецкого муниципального района Вологодской области  «Сидоровская школа» СП «Лежская школа» Рабочая программа Объединения «Экологические тропы» Составитель:  Смирнова Юлия Николаевна, учитель биологии, химии,  географии,  1­я квалификационная категория 2017 г. Пояснительная записка             Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в  настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является  актуальной.              Актуальность   программы.  Проблема   охраны   природы   –   одна   из   наиболее актуальных   проблем   современности,   поэтому   школьников   с   юных   лет   необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение   к природе и научить школьников разумно использовать научные   и   технические   достижения   на   благо   природы   и   человека   –   одна   из   задач экологического кружка.          Экология – это наука о нашем общем доме, в котором  живем все мы – и люди, и животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям.   Поэтому   на   первый   план   выходит   задача   экологического   образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.          Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и  отдыхается.                 Программа     рассчитана   на   разновозрастную   группу   учащихся   (7­15   лет)   и   срок реализации   данной   программы   30   часов   (10   дней   по   3   часа   в   день).          Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.              В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.       Данная образовательная программа реализуется в рамках инновационного районного проекта 2017 года «Счастливое лето» в категории подпроекта «Экскурсионное лето». Сроки реализации проекта – июнь­август 2017 года,  объединения – июнь 2017 года.         Цель работы объединения: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.        Задачи курса: 1.   развивать   начальные   представления   учащихся   об   экологии   растений,   животных,   о природных сообществах на этой основе; 2. воспитывать бережное, гуманное отношение к природе; 3. содействовать нравственному и трудовому воспитанию школьников; 4. формировать их научное мировоззрение; 5. расширять кругозор учащихся.       При проведении курса имеется широкая возможность использовать уже накопленные знания об окружающем мире, пополнять и углублять их, используя метапредметные связи (ИЗО, трудовое обучение).       Основные направления работы по программе: познавательно­исследовательское: наблюдение; беседа; экспериментальная деятельность; подготовка исследовательских проектов;  работа с энциклопедической и природоведческой литературой; духовно­творческое: выставки рисунков; фотовыставки; просветительское: проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края; изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;  выпуск газеты «Экологический патруль»; выступления агитбригады перед учащимися школы; природоохранное: изготовление кормушек для животных; охрана птиц, муравейников и др.; туристско­оздоровительные: разработка экологических тропинок; экскурсии экологическими тропами; эколого­природоведческие игры;  игры­путешествия; День здоровья. Формы, методы и средства организации экологического воспитания: а) традиционные; б) активные; в) инновационные. Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка  учащиеся должны проявлять:  познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;  бережное отношение к природе;  творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при  этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!  самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;  духовно­нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.      К концу курса воспитанники должны знать:  простейшие элементы ориентирования на местности  предмет изучения экологии, основные законы экологии;  связь между человеком и природой;   многообразие экологических групп комнатных растений;  основные экологические проблемы родного края и пути их решения;  природу родного края;  связь между состоянием природы и здоровьем человека.      К концу курса воспитанники должны уметь:  изготавливать гербарий;  различать изученные группы растений и животных;  осуществлять систематический уход за живыми организмами;  изготовлять экологические памятки;  вести наблюдения в природе под руководством учителя;  выполнять правила поведения в природе;  прокладывать маршрут экологической тропы;  уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;  изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;  участвовать в экологических викторинах, конкурсах.      Формы подведения итогов:  выставки рисунков;  фотовыставки;  листовки, буклеты, газеты;  тематические альбомы            Результаты освоения курса  Личностные ­ самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый  образ жизни; ­  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность  следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего  поведения; ­ гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства  сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ­ уважительное отношение к иному мнению; ­ эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия ­предвосхищать результат; ­ адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей  по исправлению допущенных ошибок; ­концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических  препятствий; ­ стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия ­ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; ­ предлагать помощь и сотрудничество;  ­ определять цели, функции участников, способы взаимодействия; ­ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия ­ ставить и формулировать проблемы; ­  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе  творческого и исследовательского характера; ­ узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в  соответствии с содержанием учебных предметов. ­запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ,  заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. ­ установление причинно­следственных связей; Содержание программы  № п/п Раздел Виды и формы  деятельности Кол­во часов Работа с  определителями леса,  луга, болот и другими Экскурсии, просмотры  фильмов Работа с энциклопедией Создание презентаций,  проектов по заданным  темам 1 2 3 4 5 6 7 Введение Экология воздуха.  Голубые лёгкие  планеты. Экология почвы. Жизнь под землей Экология растений Экология животных.  Удивительный мир  животных. Экология воды Заключительная часть Итого 1 2 3 9 9 5 1 30 Календарно­тематическое планирование № пп (дни) № пп (часы) Тема Кол­ во  часов Дата  проведения План Факт 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 Введение. Жизнь прекрасна! Что такое  экология? Экология воздуха. Голубые лёгкие планеты.  Природа, красота явлений природы. Голубая  планета Земля. Объекты неживой природы. Воздух­невидимка. Экология воздуха. Игры на свежем воздухе.  День Здоровья. Экология почвы. Жизнь под землей. Почва – среда жизни растений и организмов.  Деятельность червей, насекомых в процессе  почвообразования. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Практическая работа «Ознакомление с  почвенным составом леса, поля, луга, берега  реки местности. Определение видов эрозии и  причины, их вызывающие» Экология растений. Объекты живой природы.  Роль человека в природе 1 1 1 1 1 1 1 5 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Зеленый пояс Земли. Создание проекта,  презентации «Природа ­ наш общий дом» Растения – необходимое условие здоровья  человека. Конкурс рисунков «Я на страже  природы» Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Экскурсия в лес. Определение экологического  состояния леса. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека ­ лекарственные растения. Растения под охраной. Сказка о цветке­ недотроге Практическая работа «Изучение правил сбора,  использования и хранения дикорастущих  растений» Удивительный мир животных. Муравьи –  друзья леса, санитары леса. Охрана  муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе  (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)  Насекомые – опылители. Пчела медоносная,  бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на  численность насекомых. Охрана насекомых.  Практическая работа «Составление правил  охраны насекомых. Определение и учет  муравейников на территории лесного массива». Видовой состав и разнообразие птиц Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при  перелете. Видовое разнообразие певчих птиц.  Определение птиц по голосам. Наблюдения   наиболее интересных явлений из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 6 7 Особенности отношений «Хищник ­ жертва».  Что значит «вредное» и «полезное» животное?  Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности Практическая работа «По следам животных и  птиц». Подкормка животных. Экология воды. Изучение рыбных богатств в  водоемах Охрана рыбных богатств в водоемах Видовое многообразие и ареалы  распространения земноводных нашей  местности. Охраняемые земноводные и  пресмыкающиеся. Водоемы. Как их изучают. Охрана водоемов. Обитатели водоемов. Практическая работа  «Описание водоема и его обитателей».  Заключительная часть. День воды.  Подведение итогов. 1 1 1 1 1 1 1 1 Литература 1. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся.  М: Просвещение, 1995. 2. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003. 3. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.  4. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 1997. 5. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г. 6. Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005. 7. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001. 8. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.  9. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007. 10. АСТ, 2004. 11. школы. 7 класс. Под редакцией Н.Л. Болотовой, А.А. Шабунова.:Вологда, 2008. 12. Экология Вологодской области. Учебное пособие для общеобразовательной  Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство  Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005. Интернет­ресурсы 1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.           http://ecoportal.su/ 1. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana­lagutina/polnaa­e_678/1­ polnaa­e_678.html 2. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/ 3. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7        4. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye­knigi.html 5. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm 6. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"

Программа объединения "Экологические тропы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017