Программа объединения "Экологические тропы"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 12.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная образовательная программа реализовалась в рамках инновационного районного проекта в Грязовецком муниципальном районе Вологодской области «Счастливое лето» в категории подпроекта «Экскурсионное лето» в 2017 году. Актуальность этой программы в первую очередь в том, что осуществляется летняя занятость детей с учётом их интересов, так как походы и экскурсии для ребят - это всегда интересно, и они с радостью откликаются на подобные нововведения, а отзывы данный факт подтверждают. Во-вторых, 2017 год объявлен годом экологии и охраны природы России, поэтому воспитанники получили возможность на практике увидеть красоты родного края и понять, что охрана природы - это долг каждого.Рабочая программа объединения "Экологические тропы" для разновозрастной группы. рассчитана на 30 часов (10 дней). Основной идеей курса является приобщение детей к природе и воспитание в них любви и бережному отношению к окружающей среде.
Иконка файла материала Программа подпроекта_Счастливое лето_Экскурсионное лето.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Грязовецкого муниципального района Вологодской области  «Сидоровская школа» СП «Лежская школа» Рабочая программа Объединения «Экологические тропы» Составитель:  Смирнова Юлия Николаевна, учитель биологии, химии,  географии,  1­я квалификационная категория2017 г. Пояснительная записка             Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в  настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является  актуальной.              Актуальность   программы.  Проблема   охраны   природы   –   одна   из   наиболее актуальных   проблем   современности,   поэтому   школьников   с   юных   лет   необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение   к природе и научить школьников разумно использовать научные   и   технические   достижения   на   благо   природы   и   человека   –   одна   из   задач экологического кружка.          Экология – это наука о нашем общем доме, в котором  живем все мы – и люди, и животные, и растения,  и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям.   Поэтому   на   первый   план   выходит   задача   экологического   образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.          Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и  отдыхается.                 Программа     рассчитана   на   разновозрастную   группу   учащихся   (7­15   лет)   и   срок реализации   данной   программы   30   часов   (10   дней   по   3   часа   в   день).          Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.              В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.       Данная образовательная программа реализуется в рамках инновационного районного проекта 2017 года «Счастливое лето» в категории подпроекта «Экскурсионное лето». Сроки реализации проекта – июнь­август 2017 года,  объединения – июнь 2017 года.         Цель работы объединения: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.        Задачи курса: 1.   развивать   начальные   представления   учащихся   об   экологии   растений,   животных,   о природных сообществах на этой основе; 2. воспитывать бережное, гуманное отношение к природе; 3. содействовать нравственному и трудовому воспитанию школьников; 4. формировать их научное мировоззрение; 5. расширять кругозор учащихся.       При проведении курса имеется широкая возможность использовать уже накопленные знания об окружающем мире, пополнять и углублять их, используя метапредметные связи (ИЗО, трудовое обучение).       Основные направления работы по программе:познавательно­исследовательское: наблюдение; беседа; экспериментальная деятельность; подготовка исследовательских проектов;  работа с энциклопедической и природоведческой литературой; духовно­творческое: выставки рисунков; фотовыставки; просветительское: проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края; изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;  выпуск газеты «Экологический патруль»; выступления агитбригады перед учащимися школы; природоохранное: изготовление кормушек для животных; охрана птиц, муравейников и др.; туристско­оздоровительные: разработка экологических тропинок; экскурсии экологическими тропами; эколого­природоведческие игры;  игры­путешествия; День здоровья. Формы, методы и средства организации экологического воспитания: а) традиционные; б) активные; в) инновационные. Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка  учащиеся должны проявлять:  познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;  бережное отношение к природе;  творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при  этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!  самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;  духовно­нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.      К концу курса воспитанники должны знать:  простейшие элементы ориентирования на местности  предмет изучения экологии, основные законы экологии;  связь между человеком и природой;   многообразие экологических групп комнатных растений;  основные экологические проблемы родного края и пути их решения;  природу родного края;  связь между состоянием природы и здоровьем человека.      К концу курса воспитанники должны уметь: изготавливать гербарий;  различать изученные группы растений и животных;  осуществлять систематический уход за живыми организмами;  изготовлять экологические памятки;  вести наблюдения в природе под руководством учителя;  выполнять правила поведения в природе;  прокладывать маршрут экологической тропы;  уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;  изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;  участвовать в экологических викторинах, конкурсах.      Формы подведения итогов:  выставки рисунков;  фотовыставки;  листовки, буклеты, газеты;  тематические альбомы            Результаты освоения курса  Личностные ­ самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый  образ жизни; ­  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность  следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего  поведения; ­ гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства  сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ­ уважительное отношение к иному мнению; ­ эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия ­предвосхищать результат; ­ адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей  по исправлению допущенных ошибок; ­концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических  препятствий; ­ стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия ­ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; ­ предлагать помощь и сотрудничество;  ­ определять цели, функции участников, способы взаимодействия; ­ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия ­ ставить и формулировать проблемы; ­  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе  творческого и исследовательского характера;­ узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в  соответствии с содержанием учебных предметов. ­запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ,  заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. ­ установление причинно­следственных связей; Содержание программы  № п/п Раздел Виды и формы  деятельности Кол­во часов Работа с  определителями леса,  луга, болот и другими Экскурсии, просмотры  фильмов Работа с энциклопедией Создание презентаций,  проектов по заданным  темам 1 2 3 4 5 6 7 Введение Экология воздуха.  Голубые лёгкие  планеты. Экология почвы. Жизнь под землей Экология растений Экология животных.  Удивительный мир  животных. Экология воды Заключительная часть Итого 1 2 3 9 9 5 1 30Календарно­тематическое планирование № пп (дни) № пп (часы) Тема Кол­ во  часов Дата  проведения План Факт 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 Введение. Жизнь прекрасна! Что такое  экология? Экология воздуха. Голубые лёгкие планеты.  Природа, красота явлений природы. Голубая  планета Земля. Объекты неживой природы. Воздух­невидимка. Экология воздуха. Игры на свежем воздухе.  День Здоровья. Экология почвы. Жизнь под землей. Почва – среда жизни растений и организмов.  Деятельность червей, насекомых в процессе  почвообразования. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Практическая работа «Ознакомление с  почвенным составом леса, поля, луга, берега  реки местности. Определение видов эрозии и  причины, их вызывающие» Экология растений. Объекты живой природы.  Роль человека в природе 1 1 1 1 1 1 15 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Зеленый пояс Земли. Создание проекта,  презентации «Природа ­ наш общий дом» Растения – необходимое условие здоровья  человека. Конкурс рисунков «Я на страже  природы» Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Экскурсия в лес. Определение экологического  состояния леса. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека ­ лекарственные растения. Растения под охраной. Сказка о цветке­ недотроге Практическая работа «Изучение правил сбора,  использования и хранения дикорастущих  растений» Удивительный мир животных. Муравьи –  друзья леса, санитары леса. Охрана  муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе  (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)  Насекомые – опылители. Пчела медоносная,  бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на  численность насекомых. Охрана насекомых.  Практическая работа «Составление правил  охраны насекомых. Определение и учет  муравейников на территории лесного массива». Видовой состав и разнообразие птиц Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при  перелете. Видовое разнообразие певчих птиц.  Определение птиц по голосам. Наблюдения   наиболее интересных явлений из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 123 24 25 26 27 28 29 30 6 7 Особенности отношений «Хищник ­ жертва».  Что значит «вредное» и «полезное» животное?  Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности Практическая работа «По следам животных и  птиц». Подкормка животных. Экология воды. Изучение рыбных богатств в  водоемах Охрана рыбных богатств в водоемах Видовое многообразие и ареалы  распространения земноводных нашей  местности. Охраняемые земноводные и  пресмыкающиеся. Водоемы. Как их изучают. Охрана водоемов. Обитатели водоемов. Практическая работа  «Описание водоема и его обитателей».  Заключительная часть. День воды.  Подведение итогов. 1 1 1 1 1 1 1 1 Литература 1. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся.  М: Просвещение, 1995. 2. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003. 3. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.  4. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 1997. 5. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г. 6. Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005. 7. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001. 8. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.  9. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007. 10. АСТ, 2004. 11. школы. 7 класс. Под редакцией Н.Л. Болотовой, А.А. Шабунова.:Вологда, 2008. 12. Экология Вологодской области. Учебное пособие для общеобразовательной  Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство  Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005. Интернет­ресурсы 1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.           http://ecoportal.su/1. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana­lagutina/polnaa­e_678/1­ polnaa­e_678.html 2. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/ 3. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7        4. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye­knigi.html 5. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm 6. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/