Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Пояснительная записка.docx
Пояснительная записка
колористического восприятия,
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного мышления,
она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это
особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на
неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и
принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений
искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к
искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом
опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и
создает условия для формирования таких личностных качеств, как
уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение
радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять
лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством
появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей,
возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение
изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества школьников через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Основная цель деятельности кружка разбудить в каждом ребёнке
стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того,
чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех
обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью
одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает
педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать
индивидуальный подход к каждому ребёнку. По целевому назначению данная программа является общекультурной,
т.к. она обеспечивает разностороннее развитие личности кружковцев и
помогает сформировать практические навыки и умения.
По особенностям развития кружковцев программа является общей,
поскольку объединяет различные группы учащихся.
По сроку реализации программа – долгосрочная (3 года).
По содержанию и видам деятельности – художественно направленная.
По степени авторства программа творческая, т.к. создана на основе
типовых программ и адаптирована к условиям образовательно
воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Программа разработана на основе следующих программ и методических
пособий:
Типовая программа дополнительного образования детей и
молодёжи (художественный профиль). (В.А. Будкевич, Мн. –
2012г).
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений
/ Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М.
Неменского
Программа начальной школы «Основы
художественных представлений». – М.: МИПКРО, 2001.
Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы
дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2005.
//
Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.:
Издво ЭКСМОПресс, 2001. – 64 с., илл. (Серия «Классическая
библиотека художника»).
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и
их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка
посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к
достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Образовательные
изобразительной деятельности):
(связаны с овладением детьми основами
знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;
овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
от точки зрения;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра. Развивающие
(связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
развитие у детей чувственноэмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера;
формирование организационноуправленческих умений и навыков
(планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
(связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и
народов;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
Для реализации поставленных задач имеются следующие условия:
Организационнопедагогические
учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно
гигиеническими требованиями и требованиями пожарной безопасности;
сформированы группы по возрастным категориям;
расписание занятий в соответствии с учебной программой;
доминирование основного принципа дидактики – обучение от простого
к сложному, взаимосвязь теории и практики
Материальнотехническое обеспечение
кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением,
шкафом для дидактического и раздаточного материалов, стендами.
материалы и инструменты: палитры, кисти, акварельные краски,
гуашь, тушь, карандаши, ластики, стаканы для воды, ветошь, цветная
бумага, картон, альбомы, клей, природные материалы, пластилин, стеки,
мел, восковые мелки, пастель, поролон, ножницы, мячи, скакалки.
Методические наличие специальной методической литературы по изобразительному
искусству, педагогике и психологии.
методическая поддержка специалистов ЦДТ.
возможность повышения профессионального мастерства: участие в
методических объединениях, семинарах, конференциях, конкурсах;
прохождение курсов.
обобщение и распространение собственного опыта работы.
совершенствование форм и методов организации учебно
воспитательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса при
реализации образовательной программы дополнительного образования детей и
молодёжи является занятие.
Образовательный процесс рассчитан на 3 года обучения. Общее
количество часов на учебный год – 216. Занятия проводятся 2 раза в неделю
по 3 часа. Количество часов, отведённых на ту или иную тему, может
варьироваться в зависимости от задач учебновоспитательного процесса и
интересов детей.
Подростки не должны иметь физических отклонений в состоянии
здоровья и медицинских противопоказаний для занятий. Необходимо
письменное разрешение родителей на посещение кружка.
Инструктаж по правилам техники безопасности проводится на каждом
занятии при выполнении практических работ и во время выездных
мероприятий и экскурсий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой
программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие
родителей обучающихся (особенно 1го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми
методами работы в тех или иных техниках с различными материалами
(обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее
возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно даёт ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над
иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует
развитию творческого воображения ребёнка.
Занятиеимпровизация – на таком занятии обучающиеся получают
полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка,
раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой
форме для стимулирования творчества детей.
Занятиеэкскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения по интересам
за учебный год. Может проходить в виде минивыставок, просмотров
творческих работ, их отбора и подготовки к отчётным выставкам.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
пп
1
2
3
4
5
6
7
Т е м а
Вводное занятие
Живопись
Рисунок
Декоративное рисование
Выразительные средства
графических материалов
Экскурсии
Заключительное занятие
Всего
3
63
48
45
39
15
3
216
Всего
Количество часов
на
теоретические
занятия
на практические
занятия
3
19
14
13
11
15
3
78
44
34
32
28
138
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы.
Знакомство детей друг с другом.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием.
2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Свойства красок,
разновидности кистей, деление цветов на тёплые и холодные тона и их
особенности, ахроматические цвета, деление цветов на насыщенные и
малонасыщенные,
Практические задания: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец
дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные
окошки»,
«Цветиксемицветик», «Радугадуга», «Праздничный букет»,
«Салют»,
«Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка»,
«Морское дно», «Зимний лес», «Сказочные горы», «Кошка у окошка»,
«Туман», «Воздушные замки», «Дремучий лес». 3. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками. Классификация линий, способы получения точки
на бумаге, техника создания пятна в рисунке, понимание формы предмета,
контраст форм,
Практические задания: Выполнение заданий: «Линейная фантазия»,
«Лабиринты», «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне»,
«Волшебные поляны», «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного
героя»,
«Построй сказочный город», «Дорисуй чудоюдо», «Отгадай
фантастическое животное», «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного
мышления, творческой импровизации ребёнка. Понятие симметрии и
асимметрии на примерах природных форм. Стилизация как упрощение и
обобщение природных форм. Узоры как средство украшения. Орнамент –
повторение рисунка через определённый интервал. Сказка – любимый жанр
художников.
Практические задания: Выполнение заданий: «Чего на свете не
бывает?», «Чудобабочка», «Образ из пятна», «Жарптица», «Древо жизни»,
«Сказочные кони»,
«Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные
«Оживший зачарованный мир», «Чудобогатыри», «Добрая
гирлянды»,
сказка».
Выполнение заданий с использованием необычных для рисования
предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые
змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».
5. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов.;
художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов:
добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные; техника работы
цветными карандашами; знакомство с выразительными возможностями
работы гелевой ручкой и тушью; знакомство с техникой работы восковыми
мелками и фломастерами; художественная возможность пастели, угля,
приёмы работы;
Практические задания:
Выполнение заданий: «Цветной ветер»,
«Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики», «Лесной волшебник», «В траве»,
«Паук и паутина», «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель», «Золотой сон»,
«Букет в вазе», «Сказочный герой».
6. Экскурсии, выставки Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие
в мир искусства. Занятия на природе.
7. Заключительное занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут
знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства,
научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети должны
знать:
уметь:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
контрасты форм;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии
грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
со своим замыслом;
недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
у детей получат развитие общеучебные умения и личностные
качества:
умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
трудолюбие;
самостоятельность;
уверенность в своих силах.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
пп
Т е м а
1
Вводное занятие
Всего
3
Количество часов
на
теоретические
на практические
занятия
занятия
3
2
3
4
5
6
7
8
Королева живопись
Азбука рисования
Пейзаж
Азы композиции
Изображение живых существ
Экскурсии
Заключительное занятие
Всего
45
42
36
42
36
9
3
216
13
12
10
12
10
9
3
80
32
30
26
30
26
136
Вводное занятие.
Содержание программы
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при
работе в изостудии.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с
новыми художественными материалами и инструментами.
2. Королева Живопись.
Основы цветоведения. Различные сочетания одного и того же цвета;
контрастных цвета; смешивание красок;
Практические задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя
сказка», «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок», «Цветные сны»,
«Волшебные бабочки», «Чудоюдо».
3. Азбука рисования.
Пропорции – соотношение частей по величине. Плоскостное или
объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры
линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Изучение натуры.
Практические задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража»,
«Любимые игрушки», «Конструктор»,
«Зарисовки предметов быта»,
«»Зарисовки чучела птиц».
4. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения
к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Понятие о
пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных
состояниях. Формирование целостного колористического видения пейзажа,
его особенностей в разное время года.
Практические задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая
берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка», «Закат», «Хмурый лес»,
«Солнечный денёк», «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».
5. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на
листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Изменение
горизонта и его высоты от точки зрения. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты
ритмических пятен для передачи движения в композиции.
Практические задания: «Восход солнца», «Полёт птиц», «Мой любимый
цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка», игровые
упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».
6. Изображение живых существ.
Знакомство с основными правилами изображения живых существ.
Соблюдение пропорций. Общий вид и поза объекта. Изображение человека в
различных позах. Лицо человека: профиль, анфас. Фигура. Силуэт. Волосы.
Знакомство с различными методиками и техническими приёмами изображения
домашних животных. Ознакомление с основными приёмами отражения на
бумаге силы, ловкости и изящества диких животных.
Практические задания: «Портрет друга», «Человек в движении», «Тройка»,
«Собака – друг человека», «Ласковый Мур», «Великая охота», «Дикие и
опасные».
7. Экскурсии, выставки.
Экскурсии на художественные выставки города, занятия на природе.
8. Итоговое занятие.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования.
Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.
К концу второго года обучения дети должны
Ожидаемые результаты
знать:
уметь:
контрасты цвета;
гармонию цвета;
азы композиции (статика, движение);
пропорции плоскостных и объёмных предметов;
выбирать формат и расположение листа в зависимости от
задуманной композиции;
соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
работать с натуры;
работать в определённой гамме;
доводить работу от эскиза до композиции;
использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
ритм, цвет);
у детей получат развитие общеучебные умения и личностные
качества:
умение работать в группе;
умение уступать;
ответственность;
самокритичность;
самоконтроль.
№
пп
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Третий год обучения
Т е м а
Количество часов
Всего
на
теоретические
занятия
на практические
занятия
Вводное занятие
Графика
Натюрморт и его
изобразительные возможности
Фигура и портрет человека
Образ природы
Декоративноприкладное
рисование
Азы перспективы
Художественное оформление
Экскурсии
Заключительное занятие
Всего
3
48
18
36
33
18
24
24
9
3
216
3
14
5
11
10
5
7
7
9
3
74
Содержание программы
34
13
25
23
13
17
17
142
1. Вводное занятие.
Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными
материалами и инструментами.
Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ.
Отбор лучших рисунков для городской выставки.
2. Графика.
Знакомство с разными видами графики и её характерными
особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого). Граттаж –
графическая работа на восковой подкладке. Простота исполнения и
увлекательность монотипии. Расчленение рисунков на части. Наклеивание
некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и
фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании
клише. Линогравюра как наиболее сложный вид графики.
Гризайль –
одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки.
Практические задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк»,
«Волшебные бабочки», «Чудорыба», «Цветочная поляна»,
«Хоровод»,
«Спортивные игры», «Парашютисты»,
«Чугунное кружево», «Уличный
фонарь», «Северное сияние», «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник». 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и
умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления
этого жанра в изобразительном искусстве. Использование предметов
холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практические задания: «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия», «Дары
осени», «Осенний букет».
4. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве.
Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека.
Изображение человека в искусстве древнего мира. Набросок с натуры.
Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке
характерность образа. Графический портретный рисунок в технике силуэта
создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера
человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении.
Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.
Практические задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры,
шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью»,
«Добрый и злой сказочный герой», «Автопортрет», «Семейный портрет»,
«Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».
5. Образ природы.
Красота природы в разное время года и её изображение в разных
состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы. Работа на
пленэре. Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь,
карандаш). Передача различными художественными материалами разного
состояния природы. Тематический пейзаж.
Практические задания: Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев,
цветов. «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт», «Огонь в лесу»,
«На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».
6. Декоративноприкладное рисование.
Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация
природных форм. Особенности русских народных промыслов. Знакомство с
техникой витража и её основными правилами.
Практические задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На
ярмарке». Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.
7. Азы перспективы.
Знакомство с основными правилами перспективного изображения..
Линейная перспектива. Соотношение первого и заднего плана в композиции. Практические задания:: «Моя улица», «Дорога уходит в даль», «Утро в
лесу», «У горного озера».
8. Художественное оформление.
Использование полученных знаний и навыков в оформлении различных
предметов, таких как вазы, маски, шляпы и т.д. Использование
художественных приёмов работы с различными текстурами: ткань, картон,
кожа и др.
Практические задания: «Сказочные герои», «Шляпасад», «Шляпа
аквариум».
9. Экскурсии, выставки.
Экскурсии в картинные галереи города, занятия на природе.
10. Итоговое занятие.
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения
теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в
форме минивыставки, обсуждение результатов работы.
Ожидаемые результаты
К концу третьего года обучения дети должны
знать:
уметь:
основы линейной перспективы;
основные законы композиции;
пропорции фигуры и головы человека;
различные виды графики;
основы цветоведения;
свойства различных художественных материалов;
основные жанры изобразительного искусства;
работать в различных жанрах;
выделять главное в композиции;
передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
сознательно выбирать художественные материалы для выражения
своего замысла;
строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг,
квадрат, прямоугольник);
критически оценивать как собственные работы, так и работы своих
товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные
качества:
умение воспринимать конструктивную критику;
способность к адекватной самооценке;
умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
трудолюбие, упорство в достижении цели;
эмпатия, взаимопомощь.
Формы и методы реализации программы
Формы реализации программы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества
обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения и чувства коллективизма.
Результаты коллективного
художественного труда обучающихся находят применение в оформлении
кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях
художественные работы используются как подарки для родных, друзей,
ветеранов войны и труда.
Общественное положение результатов
художественной деятельности школьников имеет большое значение в
воспитательном процессе.
Методы реализации программы
Для качественного развития творческой деятельности юных
художников программой предусмотрено:
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной
формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт
художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна
«золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить
только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением
работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому,
традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых
первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия
представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются
такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный
(объяснение
наглядного
материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет
пути её решения);эвристический (проблема формулируется детьми, ими и
предлагаются способы её решения).
сопровождается
демонстрацией
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы,
выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные,
чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме
самостоятельной работы (постановки натюрмортов,
где
стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся
также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока,
полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их
обсуждением.
пленэры), В период обучения происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике, мастерклассы, когда педагог
вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно
комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные
вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и
подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым
путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Литература для учащихся
Литература
1) Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2) Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3) Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.:
РОСМЭН, 2002.
4) Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2х частях). – М.: Юный художник, 2001
2002.
5) Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6) Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7) Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
РОСМЭН, 2003.
8) Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9) Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10)
11)
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для педагога
12)
13)
14)
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство
Пресс, 2004.
15)
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском
изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России,
2002.
16)
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
– М.: Просвещение, 1985.
17)
18)
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное
искусство, 2000.
19)
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо
Пресс, 2002.
20)
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное
искусство, 1995.
21)
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.:
ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
22)
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный
труд. – М.: МИПКРО, 2003. 23)
24)
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и
образование, 2001.
25)
26)
27)
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.:
Издво ЭКСМОПресс, 2001. – 64 с., илл. (Серия «Классическая
библиотека художника»).
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Программа объединения по интересам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.