Программа "Одаренный ребенок"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 29.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа отвечает важнейшим принципам ФГОС, предусматривающим : - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями . -развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка , -охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - творческую организацию занятий. Цель программы – Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.дополнительная образовательная программа "Одаренный ребенок"
Иконка файла материала ПРОГРАММА Одаренный ребенок .doc
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ детский сад №30 _____________  Королёва В.И. Протокол педсовета №_____ от «_____» _____________________ 20____ г. Приказ по  МАДОУ детский сад №30 от «_____» _____________________ 20____ г.                                                                                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                      «Одаренный ребёнок»                                       по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»                                                                      Чернова Ольга   Геннадьевна                                                                        Музыкальный  руководитель                                                          высшей квалификационной категории                                                            МАДОУ ЦРР  ­ детский сад №24 «Улыбка»Рассмотрено на заседании  методического объединения  воспитателей дошкольных групп протокол №  от                                                     2015 ­ 2016 учебный год «Одаренность человека­это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский. Педагогическая проблема Проблема одаренности в настоящее время становится все более  актуальной. Современное общество остро нуждается в  неординарной творческой личности, способной проявлять не только  высокую активность, но и способности нестандартного поведения.  Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и  цивилизации на нашей планете.   Однако, современные  образовательные программы, в большинстве своем, рассчитаны на  детей  со средними способностями  . В результате, одаренный  ребенок быстро теряет интерес к обучению, и постепенно  опускается до среднего уровня развития. Таким образом, природная одаренность ребенка не развивается, а иногда и угасает. АктуальностьДля нашей возрождающейся страны необходимо здоровое и  одаренное поколение. Поколение, умеющее восстановить  утраченное богатство, возродить лучшее. Развитие одаренных детей  необходимо начинать с дошкольного возраста. Но часто дошкольные учреждения работают на ослабленных детей. Это коррекционные  группы детей с ЗПР и ОНР, логопедические группы и т. д.  К группе  одаренных детей, как губка впитывающих все новое,  требуется  один подход, а к группе детей с замедленным развитием –  совершенно другой.  Одаренные дети нуждаются в особом  воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах,  специально подготовленных педагогах, специальных детских садах.  Но существует возможность и другого решения ­ не удалять  одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и  воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав  условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.  И неоценимую помощь здесь может оказать музыкальное  воспитание. Ведь музыка способна тонко воздействовать на  внутренний мир человека. Музыкальная деятельность сочетает в  себе восприятие, движение, пение, театрализацию, импровизацию,  исполнительство. Данная взаимосвязь всех видов деятельности  является мощным средством, как для коррекции ослабленных  детей, так и для проявления неординарности и таланта одаренных  детей. . Программа отвечает важнейшим принципам ФГОС, предусматривающим : ­   создание   благоприятных   условий   развития   детей   в   соответствии   с   их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями  . ­развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка , ­охрану   и   укрепление   физического   и   психического   здоровья   детей,   в   том числе их эмоционального благополучия; ­ творческую организацию занятий. Цель программы – Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства. Задачи программы:  Разработать систему ранней диагностики предпосылок одаренности у  детей. Создать условия, способствующие организации работы с одаренными  детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого  потенциала..   Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в  вокальной деятельности,  навыками  культуры поведения на сцене.  Создать образовательную среду, способствующую развитию  творческого потенциала одаренных детей. Новизна программы: Программа предусматривает:  1). При планировании образовательного процесса­ тесное  взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. 2). Выявление одаренных детей с использованием  различных  технологий ,начиная с раннего возраста. 3).  Активное сотрудничество с родителями(разработаны конспекты  выступлений  на тематических родительских собраниях, в  том числе с  приглашением преподавателей ДШИ; созданы презентации «Одаренный  ребенок», «Домашняя студия», «Роль дополнительного образования в  музыкальном воспитании ребенка»,разработаны сценарии творческих  конкурсов «Папа,мама,я­музыкальная семья», «Волшебная шляпа» и т.д.)  В соответствии с заявленной целью будут получены следующие результаты по итогам реализации программы:         наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально­творческому  самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально­ драматических постановках); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового  аппарата;  овладение  навыками  вокальной деятельности . уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,  правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,  усовершенствовать свой голос; умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с  точкой, пунктирный ритм).Схема №1.Составляющие музыкальной одаренности ребенка.I. Диагностическое обеспечение программы  Анкетирование «Как распознать одаренность», авторы  Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч  Раздел «Музыкальный талант». Ребенок одарен,если…  ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда,  где можно послушать музыку;  очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно  вслушивается в них, легко их запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение  много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии;   научился или учиться играть на каком­либо музыкальном инструменте.   Раздел «Артистический талант».  Ребенок одарен,если …  часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,  жестами и движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других,   меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая    человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает пере аудиторией; с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи­то привычки, позы,  выражения;  пластичен и открыт всему;  любит и понимает значение красивой и характерной одежды. Как уже было отмечено, этим характеристикам одаренных детей   сопутствуют ещё несколько личностных качеств,отмеченных российским  психологом А.И.Савенковым, занимающимся проблемой детской  одаренности. Методика оценки общей одаренности, автор А.И. Савенков.  Цель­ ­ оценка общей одаренности ребенка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик  для специалистов  . Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик,  обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому  параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 ­ оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,  проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 ­ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и  противоположное ему проявляется очень редко; 3 ­ оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в  проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 ­ более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположное оцениваемому; 1 ­ четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;0 ­ сведений для оценки данного качества нет (не имею). Любознательность (познавательная потребность). Жажду  интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют  любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него  стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении  задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности  (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений,  поведение людей, животных и др.). Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления  тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие  ничего необычного не замечают, ­ важная характеристика творчески  мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы,  задавать вопросы. Способность к прогнозированию ­ способность представить результат  решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать  возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на  самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования  последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий,  до возможностей прогноза развития социальных явлений. Словарный запас. Большой словарный запас ­ результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и  в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в  характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий. Способность к оценке ­ прежде всего результат критического мышления.  Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков,  так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления. Изобретательность ­ способность находить оригинальные, неожиданные  решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах  деятельности. Способность рассуждать и мыслить логически ­ способность к анализу,  синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно  излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные  суждения.Настойчивость (целеустремленность) ­ способность и стремление упорно  двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка. Требовательность к результатам собственной деятельности  (перфекционизм) ­ стремление доводить продукты любой своей  деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня. № Качество Отметка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Любознательность Сверхчувствительность Способность к прогнозированию Словарный запас Способность к оценке Изобретательность Способность рассуждать и мыслить логически Настойчивость Перфекционизм                  Вокальная работа.1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.         Расширение диапазона; Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка; Усиление насыщенности звука; Полетность; Улучшение вибрато; Большая певучесть звука; Свобода; Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом. 2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию  интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.  работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и   правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык,  свернуть в трубочку и т.д.); с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу,  придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы,  придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными  пальцами. 3. Фразировка и дыхание      Голосоведение; Метроритм,темп; Тембр; Динамика; Фразировка. 4. Тренировка слуха     Распевки; Слушание музыкальных произведений; Творческое сочинение мелодии; Музыкальные викторины. 5. Техника исполнения мелодии    Применение дирижёрского жеста; Гаммовые распевки по руке; Сольфеджио. Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр,  индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.   Работа над сценическим движением. Большое значение для  творческого  роста имеет концертная деятельность.Концертная деятельность открывает  возможность ощутить радость  творчества,   вызывает желание творить, воспитывает волю и дает детям опыт  самопрезентации. На занятиях отрабатываются сценические движения, попутно идет работа над  осанкой, умением обращаться с микрофонами.   Перечень программно­методического обеспечения   1.Музыкально­дидактические   игры,   упражнения   используются   при разучивании   песен,   при   обучении   игре   на   детских   музыкальных инструментах.       2.Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой     3.Программы, сценарии концертов. 4.Сборники песен, попевок . 5. Микрофоны ,магнитофон ,  CD­диски ­   фонограммы используются на занятиях,   развлечениях,   концертах,   праздниках,   в   самостоятельной деятельности. 6.Ноутбук   ,   презентации       для   знакомства   с   новыми   музыкальными произведениями, с песнями, для проведения родительских встреч.  Учебно – тематический план Месяц Тема Задачи Кол­во занятий Диагностика Выявить уровень творческого потенциала  (одаренности) детей. Сентябрь «Осенние мотивы» Через знакомство детей с музыкальными и  художественными произведениями об осени  развивать музыкальные, художественные,  танцевальные способности детей. Октябрь «Значение музыки в жизни человека» Формирование отношения к музыке и к  искусству в целом. «Осенняя палитра»  Участие детей в  ежегодном городском  4 4 4фестивале  «День единства России», Участие детей в  ежегодном городском   концерте на сцене ДШИ №1,песня о России. Ноябрь фестиваль народов Прикамья Декабрь Январь Февраль Участие детей с оригинальным номером –представлением  названия и эмблемы  команды. Знакомство детей с творчеством  П.И.Чайковского, с искусством балета, с  выразительной силой музыки и танца; Развивать у детей способность выражать свои  впечатления от музыкального произведения в  рисунках, пластических этюдах, театрализации. «Сказка в музыке» По балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» Подготовка к  ежегодному  муниципальному  конкурсу«Супергерой» Развивать способности детей выражать свое  отношение к музыкальному произведению через  изобразительное, танцевальное,  исполнительское искусство. 8 «Танцы кукол» Расширение представлений детей об  изобразительном характере музыки. Знакомство с творчеством Д.Д.Шостаковича. Участие в ежегодном  муниципальном  конкурсе «Супергерой»  Развивать артистизм,умение держаться на  сцене,воспитывать патриотические чувства « песня о маме» Развивать у детей умение интонационно –  выразительно исполнять  песни о маме. Март Подготовка к ежегодному муниципальному конкурсу «Жемчужина Чайковского»  Апрель «Весенняя палитра» или семейный КВН Развивать способности детей выражать свое  отношение к музыкальному произведению через  изобразительное, танцевальное,  исполнительское искусство.  . Через знакомство детей с музыкальными и  художественными произведениями о весне  развивать музыкально – творческие  способности детей. Участие в ежегодном  муниципальном  конкурсе  «Жемчужина  Чайковского» Развивать артистизм, умение держаться на  сцене. 4 4 8 8 4 8Развивать артистизм,умение держаться на  сцене,воспитывать патриотические чувства Участие в ежегодном   концерте для ветеранов   в МАОУ ДОД «Станция  детского и юношеского  туризма и экскурсий» «Вспомним те дни» В рамках фестиваля песен военных лет  развивать исполнительское творчество детей. Май «Прощай, дошкольное детство» Демонстрация творческого таланта детей на  выпускном балу. Организация деятельности взрослых и детей по реализации программы Итого 2 6 68 Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей Примерный объем в день   Непосредственно образовательная деятельность Восприятие Обогащение, освоение, развитие: ­ представлений о многообразии  музыкальных форм и жанров,  композиторах и их музыке; ­ опыта слушания музыки,  музыкальных впечатлений; ­ слушательской культуры; ­ умений элементарного  музыкального анализа. Исполнение Обогащение, освоение, развитие: ­ певческих навыков (чистоты,  интонирования, дыхания, дикции,  слаженности); ­ игры на детских музыкальных  инструментах; ­ танцевальных умений; ­ выразительности исполнения. Слушание  соответствующей возрасту  народной, классической,  детской музыки Музыкально­ дидактическая игра Беседы интегративного характера Беседы элементарного  музыковедческого  содержания Интегративная детская  деятельность Совместное и  индивидуальное  музыкальное исполнение Музыкальные упражнения Попевки   Двигательные,  пластические,  танцевальные этюды Групповые Подгрупповые 25 мин. Индивидуальные Групповые Подгрупповые 25 мин. ИндивидуальныеТанцы задания Концерты­импровизации Групповые Подгрупповые 15 мин. Музыкальные сюжетные  игры Индивидуальные Творчество Обогащение, освоение, развитие: ­ самостоятельной деятельности  по подготовке и исполнению  задуманного музыкального  образа; ­ умений комбинировать и  создавать элементарные  оригинальные фрагменты  мелодий, танцев. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Восприятие Исполнение Групповые 15 мин. Подгрупповые 30 мин. Слушание музыки,  сопровождающей  проведение режимных  моментов Музыкальные подвижные  игры Интегративная детская  деятельность Концерты­импровизации (на прогулке) Самостоятельная деятельность детей Музыкально­художественная  деятельность (в разных видах  самостоятельной детской  деятельности) Создание соответствующей предметно­развивающей  среды Подгрупповые Индивидуальные. Литература 1.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.  2. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М.  Слуцкого. — М., 1991.

Посмотрите также