Программа отвечает важнейшим принципам ФГОС, предусматривающим :
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями .
-развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка ,
-охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- творческую организацию занятий.
Цель программы – Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.дополнительная образовательная программа "Одаренный ребенок"
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ детский сад №30
_____________ Королёва В.И.
Протокол педсовета №_____
от «_____» _____________________ 20____ г.
Приказ по МАДОУ детский сад №30
от «_____» _____________________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Одаренный ребёнок»
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
Чернова Ольга Геннадьевна
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МАДОУ ЦРР детский сад №24
«Улыбка»Рассмотрено на заседании
методического объединения
воспитателей дошкольных групп
протокол №
от
2015 2016 учебный год
«Одаренность человекаэто маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Педагогическая проблема
Проблема одаренности в настоящее время становится все более
актуальной. Современное общество остро нуждается в
неординарной творческой личности, способной проявлять не только
высокую активность, но и способности нестандартного поведения.
Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и
цивилизации на нашей планете. Однако, современные
образовательные программы, в большинстве своем, рассчитаны на
детей со средними способностями . В результате, одаренный
ребенок быстро теряет интерес к обучению, и постепенно
опускается до среднего уровня развития. Таким образом, природная
одаренность ребенка не развивается, а иногда и угасает.
АктуальностьДля нашей возрождающейся страны необходимо здоровое и
одаренное поколение. Поколение, умеющее восстановить
утраченное богатство, возродить лучшее. Развитие одаренных детей
необходимо начинать с дошкольного возраста. Но часто дошкольные
учреждения работают на ослабленных детей. Это коррекционные
группы детей с ЗПР и ОНР, логопедические группы и т. д. К группе
одаренных детей, как губка впитывающих все новое, требуется
один подход, а к группе детей с замедленным развитием –
совершенно другой. Одаренные дети нуждаются в особом
воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах,
специально подготовленных педагогах, специальных детских садах.
Но существует возможность и другого решения не удалять
одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и
воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав
условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
И неоценимую помощь здесь может оказать музыкальное
воспитание. Ведь музыка способна тонко воздействовать на
внутренний мир человека. Музыкальная деятельность сочетает в
себе восприятие, движение, пение, театрализацию, импровизацию,
исполнительство. Данная взаимосвязь всех видов деятельности
является мощным средством, как для коррекции ослабленных
детей, так и для проявления неординарности и таланта одаренных
детей.
. Программа отвечает важнейшим принципам ФГОС, предусматривающим :
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями .
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка ,
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
творческую организацию занятий.
Цель программы – Создание условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей средствами музыкального искусства.
Задачи программы:
Разработать систему ранней диагностики предпосылок одаренности у
детей. Создать условия, способствующие организации работы с одаренными
детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого
потенциала..
Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в
вокальной деятельности, навыками культуры поведения на сцене.
Создать образовательную среду, способствующую развитию
творческого потенциала одаренных детей.
Новизна программы:
Программа предусматривает:
1). При планировании образовательного процесса тесное
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
2). Выявление одаренных детей с использованием различных
технологий ,начиная с раннего возраста.
3). Активное сотрудничество с родителями(разработаны конспекты
выступлений на тематических родительских собраниях, в том числе с
приглашением преподавателей ДШИ; созданы презентации «Одаренный
ребенок», «Домашняя студия», «Роль дополнительного образования в
музыкальном воспитании ребенка»,разработаны сценарии творческих
конкурсов «Папа,мама,ямузыкальная семья», «Волшебная шляпа» и т.д.)
В соответствии с заявленной целью будут получены следующие результаты по
итогам реализации программы:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальнотворческому
самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально
драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового
аппарата;
овладение навыками вокальной деятельности .
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с
точкой, пунктирный ритм).Схема №1.Составляющие музыкальной одаренности ребенка.I. Диагностическое обеспечение программы
Анкетирование «Как распознать одаренность», авторы
Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч
Раздел «Музыкальный талант».
Ребенок одарен,если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда,
где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно
вслушивается в них, легко их запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение
много чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на какомлибо музыкальном инструменте.
Раздел «Артистический талант».
Ребенок одарен,если …
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,
жестами и движениями;
стремится вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая
человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьито привычки, позы,
выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Как уже было отмечено, этим характеристикам одаренных детей
сопутствуют ещё несколько личностных качеств,отмеченных российским
психологом А.И.Савенковым, занимающимся проблемой детской
одаренности.
Методика оценки общей одаренности, автор А.И. Савенков.
Цель оценка общей одаренности ребенка.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик
для специалистов .
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик,
обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и
противоположное ему проявляется очень редко;
3 оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в
проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,
противоположное оцениваемому;
1 четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;0 сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду
интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют
любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него
стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении
задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности
(желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений,
поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления
тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие
ничего необычного не замечают, важная характеристика творчески
мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы,
задавать вопросы.
Способность к прогнозированию способность представить результат
решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать
возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на
самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования
последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий,
до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас результат и критерий развития
умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и
в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в
характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения
новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке прежде всего результат критического мышления.
Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков,
так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных
задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность способность находить оригинальные, неожиданные
решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах
деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически способность к анализу,
синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно
излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные
суждения.Настойчивость (целеустремленность) способность и стремление упорно
двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на
предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности
(перфекционизм) стремление доводить продукты любой своей
деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет
свою работу до самого высокого уровня.
№
Качество
Отметка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Любознательность
Сверхчувствительность
Способность к прогнозированию
Словарный запас
Способность к оценке
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить логически
Настойчивость
Перфекционизм
Вокальная работа.1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
Расширение диапазона;
Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
Усиление насыщенности звука;
Полетность;
Улучшение вибрато;
Большая певучесть звука;
Свобода;
Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию
интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и
правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык,
свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу,
придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы,
придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными
пальцами.
3. Фразировка и дыхание
Голосоведение;
Метроритм,темп;
Тембр;
Динамика;
Фразировка.
4. Тренировка слуха
Распевки;
Слушание музыкальных произведений;
Творческое сочинение мелодии;
Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
Применение дирижёрского жеста;
Гаммовые распевки по руке;
Сольфеджио.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр,
индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии
певческих навыков у ребенка.
Работа над сценическим движением.
Большое значение для творческого роста имеет концертная деятельность.Концертная деятельность открывает возможность ощутить радость
творчества, вызывает желание творить, воспитывает волю и дает детям опыт
самопрезентации.
На занятиях отрабатываются сценические движения, попутно идет работа над
осанкой, умением обращаться с микрофонами.
Перечень программнометодического обеспечения
1.Музыкальнодидактические игры, упражнения используются при
разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных
инструментах.
2.Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой
3.Программы, сценарии концертов.
4.Сборники песен, попевок .
5. Микрофоны ,магнитофон , CDдиски фонограммы используются на
занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной
деятельности.
6.Ноутбук , презентации для знакомства с новыми музыкальными
произведениями, с песнями, для проведения родительских встреч.
Учебно – тематический план
Месяц
Тема
Задачи
Колво занятий
Диагностика
Выявить уровень творческого потенциала
(одаренности) детей.
Сентябрь
«Осенние мотивы»
Через знакомство детей с музыкальными и
художественными произведениями об осени
развивать музыкальные, художественные,
танцевальные способности детей.
Октябрь
«Значение музыки в
жизни человека»
Формирование отношения к музыке и к
искусству в целом.
«Осенняя палитра»
Участие детей в ежегодном городском
4
4
4фестивале
«День единства России»,
Участие детей в ежегодном городском
концерте на сцене ДШИ №1,песня о России.
Ноябрь
фестиваль народов
Прикамья
Декабрь
Январь
Февраль
Участие детей с оригинальным номером
–представлением названия и эмблемы
команды.
Знакомство детей с творчеством
П.И.Чайковского, с искусством балета, с
выразительной силой музыки и танца;
Развивать у детей способность выражать свои
впечатления от музыкального произведения в
рисунках, пластических этюдах, театрализации.
«Сказка в музыке»
По балету
П.И.Чайковского
«Щелкунчик»
Подготовка к
ежегодному
муниципальному
конкурсу«Супергерой»
Развивать способности детей выражать свое
отношение к музыкальному произведению через
изобразительное, танцевальное,
исполнительское искусство.
8
«Танцы кукол»
Расширение представлений детей об
изобразительном характере музыки.
Знакомство с творчеством Д.Д.Шостаковича.
Участие в ежегодном
муниципальном
конкурсе «Супергерой»
Развивать артистизм,умение держаться на
сцене,воспитывать патриотические чувства
« песня о маме»
Развивать у детей умение интонационно –
выразительно исполнять песни о маме.
Март
Подготовка к
ежегодному
муниципальному
конкурсу «Жемчужина
Чайковского»
Апрель
«Весенняя палитра» или
семейный КВН
Развивать способности детей выражать свое
отношение к музыкальному произведению через
изобразительное, танцевальное,
исполнительское искусство.
.
Через знакомство детей с музыкальными и
художественными произведениями о весне
развивать музыкально – творческие
способности детей.
Участие в ежегодном
муниципальном
конкурсе «Жемчужина
Чайковского»
Развивать артистизм, умение держаться на
сцене.
4
4
8
8
4
8Развивать артистизм,умение держаться на
сцене,воспитывать патриотические чувства
Участие в ежегодном
концерте для ветеранов
в МАОУ ДОД «Станция
детского и юношеского
туризма и экскурсий»
«Вспомним те дни»
В рамках фестиваля песен военных лет
развивать исполнительское творчество детей.
Май
«Прощай, дошкольное
детство»
Демонстрация творческого таланта детей на
выпускном балу.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации программы
Итого
2
6
68
Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы
организации
детей
Примерный
объем
в день
Непосредственно образовательная деятельность
Восприятие
Обогащение, освоение, развитие:
представлений о многообразии
музыкальных форм и жанров,
композиторах и их музыке;
опыта слушания музыки,
музыкальных впечатлений;
слушательской культуры;
умений элементарного
музыкального анализа.
Исполнение
Обогащение, освоение, развитие:
певческих навыков (чистоты,
интонирования, дыхания, дикции,
слаженности);
игры на детских музыкальных
инструментах;
танцевальных умений;
выразительности исполнения.
Слушание
соответствующей возрасту
народной, классической,
детской музыки
Музыкально
дидактическая игра Беседы
интегративного характера
Беседы элементарного
музыковедческого
содержания
Интегративная детская
деятельность
Совместное и
индивидуальное
музыкальное исполнение
Музыкальные упражнения
Попевки
Двигательные,
пластические,
танцевальные этюды
Групповые
Подгрупповые
25 мин.
Индивидуальные
Групповые
Подгрупповые
25 мин.
ИндивидуальныеТанцы
задания
Концертыимпровизации
Групповые
Подгрупповые
15 мин.
Музыкальные сюжетные
игры
Индивидуальные
Творчество
Обогащение, освоение, развитие:
самостоятельной деятельности
по подготовке и исполнению
задуманного музыкального
образа;
умений комбинировать и
создавать элементарные
оригинальные фрагменты
мелодий, танцев.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Восприятие
Исполнение
Групповые
15 мин.
Подгрупповые
30 мин.
Слушание музыки,
сопровождающей
проведение режимных
моментов
Музыкальные подвижные
игры
Интегративная детская
деятельность
Концертыимпровизации
(на прогулке)
Самостоятельная деятельность детей
Музыкальнохудожественная
деятельность (в разных видах
самостоятельной детской
деятельности)
Создание соответствующей
предметноразвивающей
среды
Подгрупповые
Индивидуальные.
Литература
1.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
2. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М.
Слуцкого. — М., 1991.