Пояснительная записка реализация ФГОС
Пояснительная записка
|
Основой рабочей программы по внеурочной деятельности по вокалу» Птица- музыка» для обучающихся 5-6 класса послужили детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2014г. и пособие для родителей и педагогов М. А. Михайловой «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», Ярославль, «Академия развития», 2015
Направленность программы музыкального кружка «Птица-музыка» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год обучения. Музыкальные занятия в вокаальной группе –это воспитание певческих чувств и эмоций. Музыкальную основу программы составляют произведения –классиков .Музыкальное воспитание- это формирование духовно-нравственных качеств и развитие культуры личности человека.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены
следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний,
комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников
склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает
возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах
происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на
общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Актуальность курса в процессе систематических занятий. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют песни ( хоровые произведения).
Новизна курса в том, что учащиеся сочиняют к произведениям подголоски, передают характер, структуру, ритмическую основу песни.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС основного общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, расширение кругозора в музыкальной культуре. : расширение кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей, мышления, формирование основ духовного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре.Воспитание духовно-нравственной личности.
Задачи кружковой деятельности:
1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
4. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, музыкальными инструментами, жизнью и творчеством знаменитых композиторов.
5. Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
6. Развивать творческие способности школьников.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от10 - до12 лет.
Формы и методы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.
Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Важной формой занятий данного кружка являются просмотры видеофильмов с выступлениями детей на конкурсах, концертах, Евровидении, различные манеры исполнения, сценические образы и другое. Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю, всего – 35 часов в год в соответствии с учебным планом МБОУ школа № 173» на 2016-17 учебный год. Каждое занятие длится 45 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
В кружок принимаются все желающие дети, обладающие звуковым музыкальным слухом, ритмическими навыками.
Режим работы кружка :1 раз в неделю, 1 час.
Методы проведения занятий:
Словесные методы: беседа, анализ музыкального произведения, его структуры.
Наглядные методы : исполнение песни педагогом.
Практические методы; вокально- хоровые упражнения, распевки.
Формы организации деятельности учащихся на занятии; групповая, ансамблевая,стилевой подход.
Формы проведения занятий; репетиции, конкурсы, концерты, фестивали.
Критерии и формы оценки
качества знаний; предварительное прослушивание ,
академический концерт, концерты для родителей и учителей, фестивали, отчетные
концерты.
Материальное обеспечение программы: синтезатор, музыкальный центр, усилитель, микрофоны, акустическая система, микшер.
Методическое обеспечение программы: ноты, фонетика.
Ожидаемые результаты.
Втечение учебного года проводится экспресс – анализ и оценка детской музыкальной деятельности по 4-х больной системе.
Критерии:
1. Эмоции
2. Звуковысотный слух
3. Ритм
4. Динамика
5. Тембр
Учащиеся должны научиться ; правильно исполнять музыкальные произведения классиков.,соблюдая певческую установку.Уметь выступать и учавствовать на различных концертах,смотрах,конкурсах школьного,районного и городского и областного уровня.
Содержание курса хорового пения «Птица – музыка»
1. Раздел.Двухголосное хоровое пение
«Жаворонок» М. Глинка – Репетиция, разучивание, работа над ритмом.
«Моя Россия » Г. Стуеве «Осень» Ц.Кюи – Репетиция, урок – концерт.
«Осенней песенки слова» В.Серебренников – Запись фонограмм, репетиция, сводная репетиция.
«Вокализм» (фрагмент) С. Рахманов – Запись фонограмм, репетиция.
«Вокализм» Ф. Абт – Запись фонограмм, репетиция.
Подведение итога по теме: «Голос, звук, мелодия, ритм» - Репетиция, урок –концерт.
2. Развитие звуковысотного диапозона.
«Романс» из муз. Г. Свиридова «Метель» - Репетиция, разучивание по группам
«Веснянка» украинская народная песня - Репетиция, разучивание в хороводе.
Репетиция, работа над ровным звуком
Звук, куплет, нота – Репетиция, правильное дыхание, чистая интонация.
Песня, припев, пауза, повторение – Репетиция, урок – концерт.
Регистр, тембр, темп - Репетиция, Сводная репетиция.
«Снег идет», «Запевка», «Снег» М.Славкин - Репетиция, урок – концерт.
«Запевка» Г.Свиридов –Запись фонограмм, репетиция
«Зима» Ц. Кюи – Запись фонограмм, репетиция.
3. Раздел Многоголосия.
«Откуда приятный и нежный тот звон» В.А.Моцарт – Запись фонограмм, репетиция Dignare. Г.Гендель - Репетиция, запись голосов.
«Кошки» мюзикл (Фрагмент) Э.Л.Уэббер – Репетиция, работа над ровным звуком
Диссонанс, консонанс, многоголосие – Репетиция
Аккорд, акцент –Репетиция
«Птица –музыка» В.Синенко - Репетиция, урок – концерт.
Кульминация песни - Репетиция, урок – концерт.
Фраза, юмореска – Репетиция, Генеральная репетиция в зале.
Ария, наигрыш, напев –Репетиция в зале.
«Горсть земли» А.Граши – Запись фонограмм, репетиция в зале.
«Музыкант -чародей» белорусская народная песня–Запись фонограмм, репетиция
«Натюрморт с попугаем и нотным листом» - запись фонограмм, репетиция
«На Вааме» П.Джогин - запись фонограмм, репетиция
«Богородице Дево, радуйся» П.Чайковский – репетиция в зале.
«Любовь святая» С.Рахманинов - репетиция в классе
«Аве,Мария» Ф.Шуберт – репетиция
«Островок» С. Рахманинов – запись фонограмм, репетиция
«Тишина» Е.Адлер - запись фонограмм, репетиция
«Музыка» Г.Струве – репетиция, урок-концерт.
«Любимый мой» Дж.Гершвин – репетиция, урок – концерт
Обобщающие занятие – Урок - фантазия
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования»: |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) |
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии , как пониманию чувств других людей и сопереживание им.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования»: |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. |
-адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования»: |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. |
-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: |
«Выпускник получит возможность для формирования»: |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Учебно-тематический план
|
28 |
40 |
68 |
Тематическое планирование занятий
Содержание знаний, умений, навыков детей:
К концу обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.
Учащиеся должны:
- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;
- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне от первой октавы – до второй октавы;
- различать звучание мажора и минора.
- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
- иметь любимые произведения;
- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;
- положительно относиться к музыке русского народа;
- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;
- знать состав оркестра русских народных инструментов;
- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;
- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;
Уметь:
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;
- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта;
- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло.
Литература
1. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
2. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
3. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
4. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
5. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
6. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
7. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" – 1999
7. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Музыка» М. АСТ «Астрель. Люкс», 2005
8. М. А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 2006
9. Н.Б. Улашенко «Нестандартные уроки музыки», Волгоград, изд. «Корифей», 2006
10. О.Д. Ушакова «Великие композиторы», справочник школьника, С-Петербург. «Литера», 2005
11. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», сказки о музыкантах
Учебно-методическое обеспечение
1. Ноутбук с колонками
2. Музыкальный центр
3. Музыкальные инструменты
4. Микрофоны с микшером
5. Проектор мультимедиа
6. Аудио и видеотека
7. Фонограммы (минус, плюс, караоке)
8. Учебная, методическая, художественная литература
Тематический план программы кружковых занятий
№ п/п |
Тема |
Форма работы |
Колличе-ство часов |
Сроки |
|
1 Двухголосное хоровое пение. |
|
|
|
1 |
. Высота звука.Сопрано. |
Репетиция |
1ч |
1 неделя |
2 |
Альты. |
Репетиция |
1ч. |
2 неделя |
3 |
Лад.Разучивание песни о России. |
Репетиция |
1ч. |
3 неделя |
4 |
Мелодия, ритмМоя Россия Исполнение песни по руке дирижера |
Репетиция |
1ч. |
4 неделя |
5 |
Моя Россия Голос. |
Репетиция |
1ч. |
5 неделя |
6 |
Форма, темаРазучивание песни Учителя –вы в нашем сердце. |
Запись фонограмм, репетиция |
1ч. |
6 неделя |
7 |
Вокализ .Песни Советских композиторов |
Репетиция |
1ч. |
7 неделя |
8 |
Развитие звука |
Концерт |
1ч. |
8 неделя |
|
2 Развитие звуковысотного диапазона |
|
|
|
9 |
Выстраивание чистого унисона Мой первый учитель – пение |
Репетиция |
1ч. |
9 неделя |
10 |
Вступление .Высота звука. |
Репетиция |
1ч. |
10 неделя |
11 |
Аккомпонимент, вступление, высота звука Милая Земля муз Михеевой Е О |
Репетиция |
1ч. |
11 неделя |
12 |
Формирование навыков певчкского дыхания |
Репетиция |
1ч. |
12 неделя |
13 |
Песня, припев, пауза |
Репетиция |
1ч. |
13 неделя |
14 |
Диссонанс.Подготовка к Дню матери. |
Репетиция |
1ч. |
14 неделя |
15 |
Работа над певческой артикуляцией.Двухголосие.Мама |
Репетиция |
1ч. |
15 неделя |
16 |
Регистр. Темп.тембр.Зимние песни. Рождество.Струве |
Запись фонограмм, репетиция |
1ч. |
16 неделя |
17 |
Аккорд…Акцент.Развитие музыкального слухаЗимний лес. |
Концерт |
1ч. |
17 неделя |
|
3 Раздел: Многоголосия |
|
|
|
18 |
Здравствуй гостья зима.песня ,припев,пауза, |
Репетиция |
1ч. |
18 неделя |
19 |
Запевка,Песни_хороводы, |
Репетиция, урок - концерт |
1ч. |
19 неделя |
20 |
Зимний хоровод.Акопелла. |
Репетиция |
1ч. |
20 неделя |
21 |
Разучивание народных весенних песен. многоголосия |
Репетиция |
1ч. |
21 неделя |
22 |
Аккорд, акцент .Развитие музыкальной памяти |
Репетиция по голосам |
1ч. |
22 неделя |
23 |
Ритм .Акцент.Ритмическое исполнение песен о весне. Подготовка к весенним праздникам. |
Репетиция по голосам |
1ч. |
23 неделя |
24 |
Память. ,длительность,акцент.Песня Весна идет. |
Репетиция по голосам |
1ч. |
24 неделя |
25 |
Музыкальные штрихи в песне.Весенние хороводы. |
Индивидуальная репетиция |
1ч. |
25неделя |
26 |
Подготовка к районному конкурсу Серебрянный колокольчик. |
Индивидуальная репетиция |
1ч. |
26 неделя |
27 |
Работа над штрихами музыкальными в песне.Подготовка к конкурсу военной песни. |
Репетиция |
1ч. |
27 неделя |
28 |
Песни Советских композиторов |
Урок-фантазия |
1ч. |
28 неделя |
29 |
Работа над песнями.»Все что сердцу дорого» |
Урок-фантазия |
1ч. |
29 неделя |
30 |
Духовные песни.Чистое интонирование.»Богородице, ,Дево радуйся» |
Запись голосов |
1ч. |
30 неделя |
31 |
Аве Мария Шуберта.Работа над чистотой интонации. |
Запись голосов |
1ч. |
31 неделя |
32 |
«Планета детства»Журбина.ритм. |
Концерт-фантазия |
1ч. |
32 неделя |
33 |
Подготовка к концерту.Урок-фантазия.Напев.наигрыш. чистота дыхания. |
Репетиция |
1ч. |
33 неделя |
34 |
Ария. Наигрыш. Напев. |
Репетиция |
1ч. |
34 неделя |
35 |
Наигрыш. Напев. Мелодия. |
Репетиция |
1ч. |
35 неделя |
36 |
В песне –душа народа . урок концерт. |
Концерт |
1ч |
36 неделя |
Литература
1. Ксентова Г.Ю. Перспективные хоровые технологии: Учебно-методическое пособие. – М, 2014
2. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенсию. Минск, 20
3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором – М, 2014
РЕЦЕНЗИЯ
На программу кружка «Музыкальная капель»
Автор –составитель: Михеева Елена Олеговна, учитель высшей категории МБОУ СОШ №173 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода
Программа курса: Птица-музыка» входит в образовательную область уроков музыки. Она включает 35 часов музыкальных занятий.
Данный курс дополняет обязательную программу по музыке и призван, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Программа построена с учетом Современных требований изложенных в новых образовательных стандартах. Деятельность учителя будет направлена на развитие культурной личности, музыкальных способностей у детей, на развитие чувств эстетического вкуса, на удовлетворение и поощрение любознательности школьников, их аналитических, синтетических и музыкальных способностей в области музыки.
В основе программы прослеживается от простого к сложному, доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Целью: организации занятий кружка является расширение кругозора учащихся в музыкальной культуре, формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников. Через приобщение к музыкальной культуре.
Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:
- рецензии
- пояснительной записки
- учебно-тематического плана
- основного содержания курса
- реализацию требований к уровню знаний, умений и навыков в виде контролирующих материалов
- списка литературы.
Данная программа может быть одобрена и допущена к использованию в МБОУ СОШ № 173 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода.
Председатель МО учитель музыки Советского района: _______________/Е.П. Рявчикова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.