«Программа внеурочной деятельности. Кружок "Очумелые ручки
«Согласовано»
«Утверждаю»
заместитель директора по
УВР
Директор
________
__________
«__»____________ 2017.
Приказ №_____
от «__» ___________ 2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружок «Очумелые ручки»
возраст
Разработала:
Михеева Елена Олеговна 2014
Пояснительная записка
Программа кружка «Очумелые ручки» рассчитана на учащихся младшего школьного
возраста.
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс,
который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку
возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее
эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода
к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно
эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими
видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с
различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного
опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту
интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных
образовательных стандартов».
Программа кружка способствует развитию творческих способностей детей младшего
школьного возраста и входит в образовательная область «Технология».
Сроки реализации: программа расчитана на 20142015 учебный год для учащихся 1 класса
МКОУ Вочуровская СОШ.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия
учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать
и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по
интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью
создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько
образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое
значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства
детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий
(аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и
названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение
следующие вопросы: историческое развитие декоративноприкладного искусства и
художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях.
Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к
изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация
познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические
работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о
проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить
навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с
фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью,
возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и
способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением
многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать,
учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует
художественнотворческому развитию школьников, формированию желания заниматься
интересным и полезным трудом.
Общая характеристика курса
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно
эстетической, по функциональному предназначению — общекультурной,по форме
организации — кружковой, по времени реализации — годичной.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию
связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои
жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания
коллективной работы;
знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления
кукол, народными традициями в данных областях. Цель кружковой работы: создание условий для развития творческих способностей
младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия,
усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
1.Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к
истории родного края, его культуре;
2.Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани,
меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;
3.Учить выполнять работу коллективно, индивидуально, в группе, развивать проектные
способности младших школьников,
4.Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Методы и приёмы обучения
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и
практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:
объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую
информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают,
осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;
репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций,
алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение
знаний или умений по образцу;
частично – поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления
изделия;
исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения работы.
Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к
практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными
видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами
безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места. Самого серьезного отношения
заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и
гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям
уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов
художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются
ножницами, иголками, шилом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать
правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере
необходимости руководитель напоминает учащимся. (Проведение инструктажей и запись в
журнал)
Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать
такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного
творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев,
развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том
или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Формы организации работы с кружковцами:
Изготовление поделок к праздникам (подарки).
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Участие в районных и областных выставках и конкурсах.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 68 лет.
Продолжительность обучения 1 год. Занятие проводится 1 раз в неделю. В год 33 часа.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы курса «Очумелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как
одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной
мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей
с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественнотворческой деятельности в основном
учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,
творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями
уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание изучаемого курса
В плане работы кружка отражены все основные виды художественного труда
(конструирование из бумаги и природного материала, работа с текстильными материалами,
работа с пластилином).
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями
и умениями и способами работы с бумагой, на художественнотворческую деятельность
через познание технологических и художественных свойств бумаги. Предполагает овладе
ние опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из
бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной
обработки бумаги, применению средств художественной выразительности в декоративно
прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание
технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани. Предполагает овладение
младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных
художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья,
вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения
элементов традиционного костюмного комплекса.
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены
на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из
пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности
осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных
школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и других материалов на основе
творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Тематическое распределение часов № п/п
Разделы
1
2
3
4
5
6
Работа с бумагой
Работа с текстильными материалами
Работа с глиной (пластилином)
Работа с природными материалами
Работа с бросовыми материалами
Бисероплетение
Количество
часов
12
4
2
4
6
5
Терминологический словарь к программе «Очумелые ручки»
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего
выполняется в единственном экземпляре.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на
нитку, леску или проволоку, которой, в отличие от других техник где он применяется
(ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером так называемых
бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером) бисер является не только
декоративным элементом, но и конструктивнотехнологическим.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная
определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок
и способ выполнения или осуществления чеголибо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика,
бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в
переносном смысле.
Куклыактёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения
внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных
миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник – от слова «кокош» курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до
рождения первого ребенка.
(фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение)
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моз икааа
посвящённое музам) — декоративноприкладное и монументальное искусство разных
жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством
компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости)
разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный
предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых
воплощаются традиции. Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции
талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а
также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к
традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративноприкладного искусства. Представляет собой
создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных
объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое
изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чеголибо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о
чёмто.
Сувенирная кукла относится к кукламигрушкам, перешедшим в пассивную категорию
интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве,
искусстве.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической
деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов
общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых
распространенных в мире.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел
художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз —
быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто
состоит из множества перекрывающих линий.
Список литературы:
1. Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс, авторы С.А.Володина,
О.А.Петрова, М.О.Майсурадзе, В.А.Мотылёва
2. Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы
Слайды (презентации) по основным темам курса
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2016
8
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Программа по дополнительному образованию Умелые ручки, Веселые голоса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.