Программа по экологии 5 класс
Оценка 5

Программа по экологии 5 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология
5 кл
18.02.2019
Программа по экологии 5 класс
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СОИРО», авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г., планируемых результатов основного общего образования.
5 экология.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по экологии 5 класса Рабочая   программа   разработана   на   основе   Закона   Российской   Федерации   «Об   образовании»,   федерального   государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно­методических материалов по экологии, разработанных ГОУ ДПО «СОИРО», авторской программы курса «Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С.Суховой, В.И.Строганова. 2005г., планируемых результатов основного общего образования. Реализация программы возможна за счет школьного компонента базисного учебного плана.   Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.  Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно­следственных идей упорядоченно и естественно. Вводный курс даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания,   о   роли   человека   в   сохранении   жизни   на   Земле.   Предлагается   ввести   учащихся  V  класса   в   мир   общих   биологических   и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За эту основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в начальной школе. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально­экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.     Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями. Данная   программа   способствует   не   только   расширению   и   углублению   знаний   детей   об   окружающем   мире,   но   и   формирует   целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Ориентиром   в   структурировании   содержания   программы   служит   принцип   полицентризма,   который   предполагает   многомерное   видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.  Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?  Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы. Цели программы: целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям». Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности. Образовательные:  ­ формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;  ­ системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению  состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения; ­ способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать   природные   объекты,   сравнивать   их,   ставить   несложные   опыты,   вести   наблюдения   в   природе,   умение   распознавать   наиболее распространённые организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии; ­ создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно­исследовательской и проектной компетентностей. Развивающие: ­ создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;   ­ развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика; ­ развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Воспитательные: ­   воспитывать   потребности   (мотивов,   побуждений)   поведения   и   деятельности,   направленных   на   сохранение   и   улучшение   состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Экология» МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ     Личностные УУД: ­ осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного ­ осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; ­ эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; ­ патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; ­ уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: ­ способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; ­ умения управлять своей познавательной деятельностью; ­ умение организовывать свою деятельность; ­ определять её цели и задачи; ­ выбирать средства   и применять их на практике; ­ оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: ­ формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; ­умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью региона); технических средств.  ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. ­ создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.  ­   уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск   информации,   анализировать   и   оценивать   ее достоверность.  Коммуникативные УУД: ­ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ­  называть методы изучения, применяемые в экологии; – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – определять основные органы растений (части клетки); – понимать смысл биологических терминов; –  проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ­ овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; числе и человека. ­ осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: ­ формирование устойчивых установок социально­ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том Содержание учебного предмета (34 часа, 1 час в неделю) 1.Введение (9 ч) История развития представлений о возникновение живых организмов. Научные объяснения возникновении новых живых организмов Земле. Основные понятия. Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.  Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение строения семени фасоли. 2.Как размножаются живые организмы (3 ч.) Воспроизводство   себе   подобных.   Половое   и   бесполое   размножение.   Потомство   от   одного   или   двух   родителей.   Половые   клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление ­ условие появления здорового потомства.  Основные понятия.  Однополый и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.  3.Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч) Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека. Основные   понятия.  Экология   —   наука   о   взаимосвязи   организма   и   среды   обитании.   Что   такое   среда   обитания.   Хищник.   Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.   Лабораторные работы: изучение клеток листа под микроскопом, изучение корней растений. 4.Как питаются живые организмы (5 ч.) Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища ­ источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль полы в питании живых организмов. Основные понятия.  Пища ­ источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — созидатели органического вещества. Животные и человек — потребители органического вещества. Вода ­ растворитель. Нитраты. 5.Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4ч) Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка— единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.   Лабораторные   работы:  изучение   под   микроскопом   одноклеточных   и   многоклеточных   организмов,   изучение   под   микроскопом   клеток многоклеточного организмов. 6.Многообразие живого мира (3 ч) Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле. Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы  Лабораторные работы: изучение простейших под микроскопом. 7.Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)  Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые  взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.   Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды, Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера. Учебно­тематическое планирование по экологии Классы 5А,5В Учитель Агеева Елена Валерьевна Количество часов 8 Всего___34____ часа; в неделю __1__     час Плановых контрольных работ ______, зачётов _________, тестов_______ Практических и лабораторных _____________ Административных контрольных работ__________ Планирование составлено на основе следующих нормативно­правовых документов  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., рег. №18638. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СаПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., рег. №19993, опубликовано 16 марта 2011 г. 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08­1786 «О рабочих программах учебных предметов». 5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4 е изд. – М 2011. 6.   Данилюк   А.Я.   Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   А.Я.   Данилюк,   А.М. Кондаков, В.А. Тишков – 3 –е изд. – М., 2012. 7. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010. № 1897 об утверждении ФГОС ООО. УМК, используемый при работе по данной программе: 1 Сухова Т. С., Строганов В. И. Природа. Введение в биологию и экологию, М.: ­ «Вентана­Граф», 2012 ­245с.  2 Т.С. Сухова, В.И. Строганов тетрадь с печатной основой №1 и №2 «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс. 3 Программно­методические материалы. Экология. 5­11класс.     Составитель: Е.В. Акифьева. ­ Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2014. – 48 л. 4 Курс «Природа. Введение в биологию и экологию».   Авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов 5 Т.С.Сухова, В.И.Строганов. Методическое пособие. 5 класс. Вентана­Граф. 2014. Список литературы для учителя 1 Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.­АО «МДС», 1996. 2 Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил. 3 4  Красная  книга Саратовской области.  Растения, животные. Саратов:   Регион. Приволж. Изд­во «Детская книга», 1996.  Особо охраняемые природные территории Саратовской области/ Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч. Ред. В. З. Макаров. – Саратов: Изд­во Саратовского ун­та, 2007. – 300 с.: ил. 5 Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997. 6 Петров К. М  Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд­  во Саратов. ун­та 1995 7 Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов­на­Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с. 8 9   Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.  Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004. Список литературы для учащихся 1. Биология. Энциклопедия для детей.­ М.: Аванта+, 1994.­С.92­684 2.Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. – Саратов: изд­во Торгово­промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с. 3. Красная книга РСФСР. 4.Особо охраняемые территории Саратовской области. Саратов. Издательство Саратовского университета, 2007г. 5. Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение». 6.Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с Электронные издания: 1 Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 2 3 Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. 4 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова  В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.  5 Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.­ В.М. Авторы ­ Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан». Интернет­ресурсы: http://www.aseko.org/  (На   сайте   представлены   русскоязычные   ресурсы   по   экологическому   образованию,   образованию   для   решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).  http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды). http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания). http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html  (  Ресурс   содержит   систематизированные   материалы,   подготовленные учреждениями   экологического   образования   Ярославской   области:   информационные   страницы,   научно­педагогическую   и   практическую информацию, гипертекстовые учебники др.). http://www.aseko.spb.ru/index.htm  (Ресурс,   посвященный   развитию   экологического   образования   и   концепции   "устойчивого   развития"   в России).  http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края). http://www.biodat.ru/ 9 BioDat ­ это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).  http   ://   www   .  ecoanalysis    .  orc   .  ru  (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения). ttp://www.ecolife.org.ua   (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки). http://zelenyshluz.narod.ru/index­2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз"). http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России). http://list.priroda.ru (Каталог Интернет­сайтов о природных ресурсах и экологии).   http://ecoportal.ru/  (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал   )    Календарно­тематическое планирование: №  п/п Количество часов Тема урока Дата проведения план факт Корректировк а 1. 2. 2 1.         Введение   1) Первичный инструктаж по ТБ. Как идет жизнь на земле. 2) Прибор, открывающий тайны. Наименование раздела программы (количество часов) 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 6 1 1 13 2.         Взаимодействие   живых   организмов   с   условиями окружающей среды 1).Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Понятие об экологических факторах. 2).Причины гибели организмов. Регуляция численности 3).Приспособленность живых организмов к условиям среды.  Среда обитания. 4).Типы экологических взаимоотношений. Отношения «паразит – хозяин», «хищник – жертва» 5).Роль растений в жизни животных и человека. Использование  человеком взаимоотношений живых организмов Практическая работа 6).Контроль санитарного состояния классных комнат и  коридоров 3.         Как питаются живые организмы 1).Роль воды в питании живых организмов 4.         Как дышат одноклеточные организмы 1).Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду. 5.         Многообразие живого мира  1).Границы жизни. 2).Условия, необходимые для поддержания жизни. 3).Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой  обитания.  4).Среда обитания. Факторы среды 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Инструктаж по ТБ.  Экскурсия 5).«Многообразие живых организмов».  6).Кто живет в воде  7).Обитатели суши 8).Кто живет в почве 9).Организм как среда обитания 10).Влияние деятельности человека на биологическое  разнообразие. 11).Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни  на Земле Инструктаж по ТБ. Экскурсия 12).«Живые организмы весной».  13).Обобщающий урок по теме: «Многообразие живого мира». 10 6.         Жизнь в сообществах. Экосистема 1).Сообщества живых организмов 2).Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. 3).Ярусное расположение растений. 4).Сигнальные и пищевые взаимоотношения. 5).Цепи питания. 6).Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. 7).Человек – часть природы. Человек разумное существо. 8).Современные проблемы охраны окружающей среды 9).Биосфера и человечество  Практическая работа 10).Урок рисования: красота и гармония в природе. 1).Подведём итоги. Задание на лето. 1

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс

Программа по экологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019