Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования (внеурочной деятельности) младших школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.
Цель программы: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Экология 5 кл.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества Каракулинского района»
Программа по экологии
для учащихся 5 класса
Составитель: Ольшевская Инна Ивановна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории
МБОУ «Малокалмашинская СОШ»
20182019 уч.год. Пояснительная записка
Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, со статьей 9 Закона РФ «Об образовании», с учетом образовательной потребности и
запросов обучения в сфере образования и воспитания образовательная программа определяет содержание
образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и
дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей
культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и
освоения профессиональных образовательных программ.
Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию программ дополнительного
образования (внеурочной деятельности) младших школьников, а также на интеграцию и дополнение
содержания предметных программ.
Цель программы: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными,
но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы
лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического
равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими
растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации
биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с
учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской
деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Данная программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю)
Раздел, тема
Учебнотематический план
Всего
часов
В том числе
теория
практик
а
Самостоят
ельная
работа
№
п/п
11
Введение. Вводное занятие.
2,0
2,0
Жизнь на Земле
Среда обитания. Времена
2,0
1,0
года на Земле
Наблюдения за сезонными
изменениями в неживой и
живой природе
Изменения окружающей
среды
Практическое занятие «Осень
на пришкольном участке»
Условия жизни растений.
Разнообразие животных,
условия их жизни.
12
Жизнь животных.
Динозавры – вымерший вид
животных
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
1,0
1,0
1,0
Форма контроля
устный опрос,
викторины,
кроссворды , рисунки,
поделки, доклады
устный опрос,
викторины,
кроссворды , рисунки,
поделки, доклады
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0 Взаимоотношения в
животном мире.
Экологический проект
«Почему нужно защищать
природу?»
Красная книга – способ
защиты редких видов
животных и растений
13
Реки и озера. Реки и озера
Получение кислорода под
водой
Пресноводные животные и
растения
Жизнь у рек и озер
Экологический проект «
Человек и его деятельность –
причина загрязнения
водоемов»
Околоводные птицы
Подготовка акции «Сохраним
первоцвет!»
Акция « Сохраним
первоцвет!»
Человек и животные. Жизнь
среди людей
14
Ролевая игра «Это все
кошки»
Домашние животные
Викторина «Собаки – наши
друзья»
Уход за домашними
животными
Работа над проектом «Ты в
ответе за тех, кого
приручил».
Люди и паразиты
Бактерии и вирусы. Борьба с
2,0
2,0
1,0
1,0
2,0
1,0
2,0
2,0
2,0
2,0
3,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
3,0
2,0
2,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
устный опрос,
викторины,
кроссворды , рисунки,
поделки, доклады
устный опрос,
викторины,
кроссворды , рисунки,
поделки, доклады
Тестирование,
Олимпиада,
викторина,
интеллектуальная
разминка и
прочее).Дискуссия.
Проектно
исследовательская
работа.
Конференция.
Творческий отчет о
экскурсии , о
проведении опыта,
наблюдения, о
проведении
внеклассного
мероприятия.
Отчетная выставка. болезнями.
15
Сельскохозяйственный
труд. Почва
Семена овощных и
декоративных культур
Подготовка почвы на
пришкольном участке.
Высадка рассады на участке.
Составление графика полива.
Декоративные растения.
Вредители
сельскохозяйственных
культур. Рыхление.
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
1,0
1,0
1,0
Птицы помощники на
2,0
1,0
огороде.
Резервные часы
2,0
1,0
1,0
2,0
2,0
1,0
2,0
Раздел 1. Введение. Вводное занятие. Жизнь на Земле
Содержание программы
1,0
Тестирование,
Олимпиада,
викторина,
интеллектуальная
разминка и
прочее).Дискуссия.
Проектно
исследовательская
работа.
Конференция.
Творческий отчет о
экскурсии , о
проведении опыта,
наблюдения, о
проведении
внеклассного
мероприятия.
Отчетная выставка.
Раздел 2. Среда обитания. Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой
и живой природе. Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном
участке». Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.
Раздел 3. Жизнь животных. Динозавры – вымерший вид животных. Взаимоотношения в животном
мире. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Красная книга – способ защиты
редких видов животных и растений
Раздел 4. Реки и озера. Реки и озера. Получение кислорода под водой. Пресноводные животные и
растения. Жизнь у рек и озер. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина
загрязнения водоемов». Околоводные птицы. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Акция «
Сохраним первоцвет!»
Раздел 5. Человек и животные. Жизнь среди людей. Ролевая игра «Это все кошки» Домашние
животные. Викторина «Собаки – наши друзья». Уход за домашними животными. Работа над проектом
«Ты в ответе за тех, кого приручил». Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.
Раздел 6. Сельскохозяйственный труд.
Почва. Семена овощных и декоративных культур.
Подготовка почвы на пришкольном участке. Высадка рассады на участке. Составление графика
полива. Декоративные растения. Вредители сельскохозяйственных культур. Рыхление. Птицы
помощники на огороде. Методическое обеспечение
Раздел программы
Форма занятий
и
Приемы
методы
организации
учебно
–
воспитательного
процесса
1
Введение
2
Среда обитания
3 Жизнь животных
4
Реки и озера
5
Человек и животные
6
Сельскохозяйственный
труд
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
самостоятельная
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
самостоятельная
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
самостоятельная
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
самостоятельная
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
самостоятельная
Фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
самостоятельная
Иллюстрации,
объяснения,
беседы,
изготовление
поделок, поиск
информации
Иллюстрации,
объяснения,
беседы,
изготовление
поделок, поиск
информации
Иллюстрации,
объяснения,
беседы,
изготовление
поделок, поиск
информации
Иллюстрации,
объяснения,
беседы,
изготовление
поделок, поиск
информации
Иллюстрации,
объяснения,
беседы,
изготовление
поделок, поиск
информации
Иллюстрации,
объяснения,
беседы,
изготовление
поделок, поиск
информации
Дидактический
материал
Техническое
оснащение
занятий
Формы
подведения
итогов
Таблицы,
слайды к теме,
фильмы
Интерактивна
я
доска,
компьютер
Доклады
Таблицы,
слайды к теме,
фильмы
Интерактивна
я
доска,
компьютер
Доклады,
творческий
отчет
Таблицы,
слайды к теме,
фильмы
Интерактивна
я
доска,
компьютер
Доклады,
выставка
Таблицы,
слайды к теме,
фильмы
Интерактивна
я
доска,
компьютер
Доклады,
проектные
работы
Таблицы,
слайды к теме,
фильмы
Интерактивна
я
доска,
компьютер
Доклады,
проектные
работы
Таблицы,
слайды к теме,
фильмы
Интерактивна
я
доска,
компьютер
Доклады
Список используемой литературы
1. Афонькин С.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
2 Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с
электронным приложением. М.: Планета,2011. 3. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. «Моя экологическая грамотность», М.:
Просвещение, 2012.
6. Мастер – класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Разработки нестандартных уроков. Материалы для
воспитательной работы. Сценарии коллективных творческих дел. Методическое пособие с электронным
приложением. М.: Планета, 2011.
7. Рудский Валентин Григорьевич . Экология 5 класс. Изнание ООО «Компания Янсон», Томск, 1995г.
Методическое обеспечение
1. Интернетресурсы.
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http
collection
2.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http
:// nsc
. info
3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http
:// nachalka
4.Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». Режим доступа: http
. edu
. ru
:// school
-
.1 september
. ru / urok
:// www
. school
2100.
ru
2. Информационнокоммуникативные средства.
1.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).
3.Дидактические и развивающие игры в начальной школе (CD).
3. Технические средства обучения.
Компьютер, интерактивная доска, проектор, графопроектор, слайдпроектор.
4. Учебнопрактическое оборудование.
Магнитная доска с магнитами.
5. Специализированная мебель.
Компьютерный стол.
Программа по экологии 5 класс
Программа по экологии 5 класс
Программа по экологии 5 класс
Программа по экологии 5 класс
Программа по экологии 5 класс
Программа по экологии 5 класс
Программа по экологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.