Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"
Оценка 5

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология
Детсад
27.03.2019
Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"
Публикация является частью публикации:
моя программа по экологии на конкурс.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской области Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок»  города Губкина Белгородской области Протокол №3 от  27.02.2019 года  Утверждаю: Заведующий МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего  вида №6 "Золотой петушок" города Губкина Белгородской области _________________Х.В. Санькова Приказ №    от27.02.2019 года Программа дополнительного образования «Природа ­ наш общий дом» (для детей старшего дошкольного возраста­ 5­7 лет) на период с сентября 2019 по май 2021года                                                                Составитель: воспитатель старшей группы "Теремок" Калько Наталия Алексеевна Губкин, 2019 год Оглавление 1. ПОЯСНИЕТЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………  2. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………… 3. СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………………… 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ……………………………………… 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 2 Берегите Землю! Берегите!  Жаворонка в голубом зените,  Бабочку на стебле повилики,  На тропинке солнечные блики,  На камнях играющего краба,  Над пустыней тень от баобаба,  Ястреба, парящего над полем,  Ясный месяц над речным покоем,  Ласточку, мелькающую в жите  Берегите Землю, берегите!   Берегите Землю, берегите!  Чудо песен городов и весен,  Мрак глубин и волю поднебесной,  Откровение земли и неба –  Сладость жизни, молока и хлеба,  Берегите молодые всходы  На зеленом празднике природы,  Небо в звездах, океан и сушу  И в бессмертье верящую душу, ­  Всех судеб связующие нити.  Берегите Землю, берегите!                                           Михаил Дудин Введение Каждое   поколение   стремиться   усвоить   мудрость,   накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали   древние   философы,   пытаясь   обрести   духовность   посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные   дни   устремляемся   за   город   в   надежде   слиться   с   природой, очиститься в ней и душой и помыслами. Но   приходят   будни,   и   умиление   природой   с   лёгкостью   сменяется потребительским к ней отношением.  3 С принятием   законов  Российской Федерации «Об  охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.  Данная   программа   разработана   на   основе   следующих   нормативных документов:  ­ Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014г. № 1726­р); ­  «Указа   Президента   Российской   Федерации   по   охране   окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» № 236 от 04.02.1994 г. (с учетом Декларации   Конференции   ООН   по   окружающей   среде   и   развитию, подписанной   Россией),   соответствующие   постановления   Правительства возводят   экологическое   образование   в   разряд   первостепенных государственных проблем.  Указанные   документы   подразумевают   создание   в   регионах   страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является   дошкольное.   Именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.    Л.И.Егоренков в своей работе «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» отмечает, что «в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие   представления,   закладывается   фундамент   правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём. Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты.   Постепенно   ребёнок   будет   овладевать   системой   поведенческих экологических   умений,   что   является   составной   частью   экологической культуры личности».  Всё   выше   сказанное   побудило   меня   разработать   программу дополнительного образования «Природа ­ наш общий дом».                Пояснительная записка.                    Авторы различных программ, пособий предлагают разнообразные формулировки   целей   и   задач   экологического   воспитания   дошкольников: «воспитание   начал   экологической   культуры»   (С.Н.   Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении,   отношении   к   природе,   людям,   себе,   месту   в   жизни»   (Н.А. Соломонова),   воспитание   ответственного   отношения   к   природе   (А.В. Королева),   воспитание   у   ребенка   потребности   в   сохранении   и   улучшении природы,   Орлихина), «формирование   у   детей   соответствующего   этой   проблеме   сознания»   (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое  воспитание   развитие   его   творческого   потенциала   (Н.Е. 4 дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно­ правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно­ правильного   отношения   к   природе   во   всем   ее   многообразии,   к   людям, охраняющим   и   созидающим   ее   на   основе   ее   богатства   материальные   и духовные ценности».   Актуальность программы Любить   природу   недостаточно,   нужно   еще   и   представлять   место человека в ней, понимать, насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали хотя бы в относительной   гармонии,   жили   по   принципу   устойчивого   развития.   Это значит,   что   необходимо   воспитывать   людей   с   новым   экологическим мировоззрением. Основы такого мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте. Дошкольный   возраст   –   самоценный   этап   в   развитии   экологической культуры   личности.   В   этом   возрасте   ребёнок   начинает   выделять   себя   из окружающей   среды,   развивается   эмоционально   –   ценностное   отношение   к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей   экологических   знаний,   норм   и   правил   взаимодействия   с   природой, воспитания   сопереживания   с   ней,   активность   в   решении     некоторых экологических  проблем. При этом  накопление знаний у  детей  не является самоцелью.   Они   необходимое   условие   выработки   эмоционально   – нравственного  и действенного отношения к миру. Возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы,   но   и   связи   между   ними,   их   изменения   и   преобразования,   их внутренние характеристики. Совершенствование   психических   процессов   значительно   расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа. В   старшем   дошкольном   возрасте   начинает   закладываться   чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от   инициативного   действия;   получают   новый   толчок   развития   социальные эмоции   во   взаимодействии   со   сверстниками.   Возникает   обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков. Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; 5 самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка.   В   старшем   дошкольном   возрасте   происходит   активное   развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Познавательные   процессы   претерпевают   качественные   изменения; развивается   произвольность   действий.   Наряду   с   наглядно   –   образным мышлением   появляются   элементы   словесно   –   логического   мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие   дошкольники   проявляют   большой   интерес   к   природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется   и   особый   интерес   к   печатному   слову.   Слушая   чтение   книг, старшие   дошкольники   сопереживают,   сочувствуют   литературным   героям, обсуждают их действия. Таким образом,  данная программа ориентирована на формирование у старших дошкольников чувства ответственности, которое должно строиться, прежде всего, на информации об окружающих, доступных и знакомых для него объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка.  Программа дополнительного образования «Природа ­ наш общий дом» имеет социально ­ педагогическую направленность.  Цель   данной   программы  –   воспитание   гуманной,   социально   активной, творческой   личности,   способной   понимать   и   любить   окружающий   мир   и бережно относиться к нему. Задачи программы:   Образовательная   —   пробудить   живой   познавательный   интерес,   к   окружающему   миру   природы.   Кроме   того, любознательность   реализация   образовательной   задачи   требует   проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие   компетентности   и   внутренней   культуры   непрагматических отношений с природой.  Развивающая   —   сформировать   навыки   осознанной   деятельности   по охране   окружающей   среды;  развивать   у   воспитанников   эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.  Воспитательная   —   становление   экологического   мышления, области, совершенствование нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.     эмоционально­мотивационной 6 Успех   реализации   программы   обеспечивается   несколькими обязательными условиями:  Готовностью   педагога   к   осуществлению   экологического образования детей.  Личностно   –   ориентированным   взаимодействием   взрослого   и ребёнка в процессе освоения программы.  Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения.  Построение   экологической   развивающей   среды   в   дошкольном учреждении.  Активным участием родителей в воспитательном процессе. В основу работы положены следующие принципы:  Краеведения – (изучение природы родного края) позволяет формировать понятия   на   основе   непосредственного   наблюдения   предметов   и   явлений окружающей действительности; использовать имеющуюся у детей информацию для   того,   чтобы   они   применяли   свои   знания   в   разнообразных   видах практической   деятельности     создавать благоприятные   условия   для   самовыражения,  организации   коммуникативного общения. (деятельностный   подход);  Индивидуальный  подход — ключевым  фактором образовательного процесса является   ориентация   на   потребности   каждого   ребёнка   с   учётом   его индивидуальных   этнокультурных   особенностей,   семейно­социальных возможностей и условий для полноценного развития.  Научность   —   обоснованность   и   достоверность   содержания   теоретической части   экологического   образования,   формирование   практических   навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных   условиях   на   основе   представления   о   закономерностях, существующих в природе.  Доступность   —   содержание   программы,   перечень   тем   и   формы   работы проектируются   в   соответствии   с   возрастными,   психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их   развития,   а   также   индивидуальных   познавательных   способностей. Предпочтительны   соответствующие   возрасту   формы   организации   занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.  Наглядность   —   чувственное   познание   нового   материала   с   привлечением наглядного   пособия   способствует   повышению   концентрации   внимания   и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом. 7  Систематичность   и   последовательность   —   необходимо   придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным,   опираясь   на   освоенный   ранее   материал.   Ребёнок   знакомится   с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.  Согласованность   —   продуктивное   сотрудничество   между   детьми, воспитателями и родителями.  Комбинаторность   —   продуманное   сочетание   различных   видов образовательной деятельности.  Целостность — установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира. Экологическое   развитие   детей   дошкольного   возраста   предполагает игровая   деятельность   (развивающие   игры;   настольно   –   печатные, экскурсия, путешествие; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; исследование,   экспериментирование   (игровое   экспериментирование   и использование разнообразных форм работы:  динамические, словесные; театрализованные и режиссёрские игры);  творческие   задания,   предполагающие   организацию   разных   видов художественно   –   творческой   деятельности   детей   (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой);     опыты с предметами и материалами);  прогулка в природу в разные сезоны (в парки, к водоёмам и т.д.);  развлечения;  проектирование решения проблемы;  познавательная   беседа   (с   использованием   разнообразного   наглядно   – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий);   чтение художественной литературы; трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд). Использование   разнообразных   организационных   форм   предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:  использование игровых мотиваций;  использование сюрпризных моментов; 8  использование   дизайн   проектов   как   средства,   обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;  использование   музыкального   сопровождения   соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;  использование   художественного   слова   (коротких   рассказов, познавательных   сказок,   стихотворений,   загадок,   пословиц, поговорок, примет и т.д);  «Минутки общения»;  групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;  предоставление   детям   возможности   сделать   самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.);  поощрение   детей   за   внимательность,   доброжелательность, сотрудничество. Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:  развивающие игры;  игры – экспериментирования с разнообразными материалами;  динамические игры познавательного содержания;  классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;  создание проблемных ситуаций;  использование художественного слова, музыкального сопровождения;  познавательные беседы;  вопросы   воспитателя   (наводящие,   уточняющие,   обобщающие   и   др.), направленные   на   активизацию   и   обобщение   познавательных представлений   детей,   на   формирование   умения   самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;  сравнительный   анализ   объектов   окружающего   (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;  обследование различных предметов;  наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;  демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;  создание ситуации проектирования (метод проектов);  совместное   обсуждение   информации,   коллективное   формулирование выводов, подведение итогов. 9 Предметно   –   развивающая   среда:   сфера   познавательно   –   речевого развития; сфера художественно – эстетического развития; сфера физического развития; сфера социально – личностного развития. Рекомендуемый результат образования.   По   окончанию   курса   программы   «Природа   ­   наш   общий   дом» предполагается развитие следующих компетенций ребёнка: Коммуникативная компетенция  – умение строить взаимоотношения с другими   детьми,   взрослыми   в   соответствии   с   нормами   нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям. Социальная   компетенция  –   владение   важнейшими   жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребёнка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни. Валеологическая   компетенция  –   признание   ребёнком   здоровья   как наиважнейшей   ценности   человеческого   бытия,   умение   заботиться   о   своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность   самостоятельно   и   эффективно   решать   задачи,   связанные   с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Познавательная   компетенция  –   наличие   у   ребёнка   адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов. Творческая   компетенция  –   развитость   творческих   особенностей ребёнка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе её преобразования создать новый, оригинальный продукт. Критерии результативности обучения:  Знание о мире животных;  Знание о растительном мире;  Знание о неживой природе;  Знание о временах года;  Отношение к миру природы;  Человек и природа. Оценивание   уровня   достигнутого   ребёнком   образовательного результата может проводиться через: ­ организацию педагогического наблюдения, ­ открытые мероприятия для детей и родителей, ­ творческие задания по составлению совместных альбомов, книг, гербариев (сопровождаемые рисунками и фотографиями), ­ создание проектов, ­   выращивание   растений,   посадка   деревьев   и   кустарников   на   территории детского сада. 10 Программа рассчитана  на 2 года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5­6 лет),  и подготовительного дошкольного возраста (6­7 лет), предполагает проведение дополнительных занятий один раз в   неделю   продолжительностью   25   минут   в   старшей   группе   и   30   минут   в подготовительной группе, во вторую половину дня. Объём   программы:  общее   количество   занятий   в   год   –   34   часа   в старшей   группе   и   30   часов   в   подготовительной   группе,   общее   количество занятий за 2 года, предусмотренных программой  64 часа. Содержание программы 1 года обучения состоит из 2 разделов: 1 раздел:  Неживая природа. 2 раздел: Живая природа.          Содержание программы 2 года обучения состоит из 3 разделов: 1 раздел: Что изучает экология?  2 раздел: Человек и неживая природа. 3 раздел: Многообразие растительного и  животного мира. В каждом  разделе  несколько   тем  занятий,  соответствующих  данному разделу содержания. На занятиях  используется большое разнообразие форм проведения занятий (игра (деловая, ролевая), праздник, экскурсия, конкурс КВН, эстафета, пресс конференция, творческая мастерская). В   первую   очередь,   это   занятия,   на   которых   у   детей   формируется система   элементарных   знаний.   Обучение   осуществляется   с   помощью словесных,   наглядных,   практических   методов.   Используются   наблюдения, просмотр фильмов, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом. Не   менее   важной   формой   организации   экологического   образования являются   экскурсии   и   прогулки.   Во   время   прогулок   систематически проводятся фенологические наблюдения за отдельными предметами природы, организуются эвристические беседы. Большое место в программе по экологическому образованию отводится практической трудовой деятельности. Ежемесячно   проводится   анализ   полученных   знаний   и   навыков, подводятся итоги в форме создания продуктивной деятельности.                     Учебно­тематический план для детей 5­6 лет.                        № 1 Раздел, темы Раздел: Неживая природа Тема: Земля ­ наш дом! Тема: Путешествие капельки. Тема: Воздух. Ветер.Облака. Количество часов  15 3 4 4 11 2 Тема: Солнышко и его друзья. Тема: Разноцветные песчинки. Тема. Природные зоны (Ямская степь ­ почвы) Раздел: Живая природа Тема: Растения, какие они? Тема:  Корочанские сады ­достояние Белогорья. Тема:  Береза. Тема: Мир животных. Тема: В лес за чудесами. Тема: Птицы вокруг нас! Тема: Заповедник "Ямская степь". 1 2 1 19 3 1 1 6 2 4 2 Учебно­тематический план для детей 6­7лет. Раздел, темы Количество занятий 1 Раздел: Что изучает экология? Тема: Я и природа. Тема: Защитники природы. Раздел: Человек и неживая природа Тема: Без воды нам не прожить Тема: Воздух вокруг нас Тема: Солнце ­ большая звезда Раздел:  Богатства Земли (почва, глина,  песок, камни). Раздел: Многообразие растительного и 2 3 4 Тема: Растительный мир Тема: Животный мир Тема: Лес в жизни человека Тема: Природа просит защиты! 3 1 2 13 3 3 3 4 14 5 3 4 2      Программа   включает в себя  5  тематических блоков: ­ первый   тематический   блок:  понимание   значения   природы   в   жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту  природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой. 12 ­ второй тематический блок: осознанное, бережное отношение к воде как к важному  природному   ресурсу.   Экономное   использование   воды   в   быту. Экологически   грамотное   поведение   во   время   отдыха   на   берегу   водоёмов. Понимание   роли   животных,   растений   в  поддержании   чистоты   водоёмов   и необходимости их охраны. Эстетическая оценка воды в  природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега). Формирование интереса к  объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними. ­ третий тематический блок:  знание источников загрязнения воздуха на своей территории,   понимание   опасности   загрязнённого   воздуха   для   здоровья, формирование  привычки   избегать   загрязнённых   мест   (не   играть   в   местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т.п.). Посадка растений на улицах и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Бережное отношение   к   насекомым,  птицам   и   другим   летающим   животным.  Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.  ­ четвертый  тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем   лесным  жителям,   соблюдение   правил   поведения   в   лесу,   понимание последствий   экологически  неграмотного   поведения   (разведения   костров, уничтожения деревьев, разорения  муравейников, сбора растений для букетов, отлова животных). Умение видеть красоту леса и слушать звуки природы. ­ пятый   тематический   блок:  закрепление   и   обобщение   правил экологически  грамотного   и   безопасного   для   здоровья   человека   поведения   в природе   и   быту.  Бережное  отношение   к   вещам,   их   вторичное   использование. Эстетическое   восприятие   природы.  Участие   совместно   со   взрослыми   в природоохранной деятельности, доступной для  данного возраста. Преодоление потребительского   формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.  Формой проведения являются интегрированные занятия, воображаемые путешествия в волшебный мир природы, экологические праздники, викторины. отношения     к   природе,     Ожидаем ые результаты к концу года обучения детей 5­6  лет. • Знать и называть некоторых домашних животных. • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами. • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем  мире. • Правильно взаимодействовать с окружающим миром. • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и  неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.).    Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6­7 лет. • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия 13 человека с природой. • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о  различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края. • Устанавливать   причинно­следственные   связи   между   состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. • Делать элементарные выводы и умозаключения. • Устанавливать   связи   между   свойствами   и   признаками   разнообразных материалов и их использованием. • Иметь представление о родном крае. • Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья) • Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы) • Наблюдать   за   домашними   животными,   знакомить   с   домашними   птицами (петушок, курочка с цыплятами) • Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).                                           Диагностические методики                      по экологическому воспитанию 1.  Диагностические методики определения уровня   сформированности  основ экологического сознания у дошкольников 1. Диагностика экологических представлений о взаимосвязях в  системе «человек­природа» и в самой природе. 1.1 Методика «Удивительная прогулка» Цель: выявить уровень сформированное™ экологических представлений о  среде жизни и ее факторах. Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с  нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная  прогулка"). Проведение исследования: 1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка": "Шел я как­то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце при­ гревает,   первая   весенняя   бабочка   ­   лимонница   над   лужайкой   кружится. Хорошо! Вдруг вижу ­ под вывороченным деревом шевелится что­то светлое и большое. Пригляделся ­ а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у   нее   даже   не   белая,   а   чуть   желтоватая,   только   нос   черный.   Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез ­ и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные 14 серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают. Иду дальше, к речке, а в ней какое­то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды   попить,   глядь,   бревно­то   с   глазами,   и   глаза   эти   на   меня   смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу ­ лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, излов­ чилась и бац! ­ мне в лоб..." 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы: "Чем для тебя этот рассказ необычен"? "Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"? "Какие условия жизни им необходимы"? "Где обитают эти животные"? Обработка данных. Ответы детей анализируются по пяти уровням Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде. Мотивировал   свой   ответ   доводами   о   необходимости   для   этих   животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания. Высокий уровень (4). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания. Средний   уровень   (3).  Ребенок   только   перечислил   животных,   которые   не могут обитать в данной среде (в лесу). Низкий   уровень   (2).  Ребенок   перечислил   только   некоторых   животных, которые не обитают в лесу. Очень   низкий   уровень   (1).  Ребенок   не   смог   определить   несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю". 1.2. Методика "Живая ­ неживая природа" Цель:  выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе. Подготовка   исследования:  подготовить   листы   на   каждого   ребенка   с изображением   объектов   живой   и   неживой   природы   для   раскрашивания, цветные карандаши. Проведение исследования: Детям   (испытуемым)   раздаются   листы  с  изображением   природы   для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе. Обработка данных: Высокий уровень (4­5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание. Средний   уровень   (2­3).  Ребенок   допустил   ошибки:   раскрасил   объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы. 15 Низкий уровень (1).  Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится. 1.3. Методика "Знатоки природы" Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об   условиях   жизни   живых   объектов   природы,   их   дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. Проведение исследования: (Исследование   проводится   в   индивидуальной форме)   Ребенку   предлагаются   следующие задания: 1.Используя   серию   карточек   "Жизнь   дерева   круглый   год",   ребенку необходимо   расположить   их   по   порядку   и   описать   процесс   изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года. 2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить   их   отношение   к   теплу,   свету,   и   влаге   (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые). 3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды. 4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из кото­ рых   можно   составить   пищевые   цепочки.   Ребенку   необходимо   заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания. Обработка данных: Высокий   уровень   (4­5).  Ребенок   выполнил   все   задания   правильно,   смог обосновать свои ответы. Средний   уровень   (3­2).  При   выполнении   заданий   у   ребенка   возникли незначительные   затруднения.   В   ответах   ребенок   допускал   ошибки   или   не использовал объяснения. Низкий   уровень   (1).  У   ребенка   возникли   значительные   затруднения   при выполнении   заданий:   не   смог   правильно   расположить   карточки   или отказывался от выполнения заданий. 2.   Диагностика   экологически   ­   ответственного   отношения   к природе,   овладения   системой   нравственных   норм   и   правил экологического характера. 2.1.Методика «Лес благодарит и сердится» Цель:  выявить   отношение   к   природе   и   уровень   сформированное™ представлений   о   правилах,   нормах   взаимодействия   с   нею.  Подготовка 16 исследования:  осуществить   прогулку   в   парк   (лес).  Проведение исследования.  После   предварительной   беседы,   в   ходе   которой   дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины   природы,   положительные   и   отрицательные   примеры   воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса: За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя? Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка данных: Очень   высокий   уровень   (5).  Ребенок   проявляет   активную   позицию заботливого   хозяина   и   защитника   природы,   выделяет   актуальные экологические   проблемы,   приводит   примеры   уже   проделанной   им природоохранительной работы. Высокий   уровень   (4).  Ребенок   приводит   примеры   практической экологически­   ориентированной   деятельности   в   природе   или,   наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям. Средний уровень (3).  Ребенок перечисляет правила  и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения. Низкий уровень (2). Ребенок приводит один­два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему. Очень низкий уровень (1)  Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю». 2.1.Методика «Экологические знаки» Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной дея­ тельности. Подготовка исследования:  разработать знаки «Правила поведения в лесу». Проведение исследования. Экспериментатор   предлагает   ребенку   рассмотреть   экологические   знаки. Задает вопросы: «Как   ты   думаешь,   что   означают   эти   знаки»?   «Почему   необходимо  им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются. Обработка данных: Высокий уровень (4­5). Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать. Средний уровень (2­3).  Ребенок «расшифровывает»  не все экологические знаки или не может объяснить их важность. Низкий   уровень   (1).  Ребенок   не   понимает,   что   означают   предложенные экологические знаки. 2.2.Методика «продолжи рассказ» Цель: выявить у детей уровень развития нравственных мотивов. Высокий уровень (4). Ребенок называет нравственную норму, правильно  оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 17 Средний уровень (3). Ребенок оценивает поведение детей как  положительное или отрицательное (правильно или неправильно,  хорошо или плохо). Низкий уровень (2). Ребенок не формулирует нравственную норму и  не дает оценку ситуации. Очень низкий уровень (1). Ребенок не может продолжить рассказ  и оценить поступки детей. 3. Диагностика эмоционально­ценностного отношения к  природе. 3.1. Методика "Радости и огорчения" Цель:  выявить место природы в системе ценностных ориентации у старших дошкольников. Подготовка   исследования:  подобрать   рассказ   о   природе,   вызывающий эстетические и нравственные чувства. Проведение исследования: (проходит в 2 этапа) 1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг": "У   нас   с   братом,   когда   созревают   одуванчики,   была   с   ними   постоянная забава. Бывало, идем куда­нибудь на свой промысел ­ он впереди, я в пяту. ­ Сережа! ­ позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо   в   лицо.   За   это   он   начинает   меня   подкарауливать   и   тоже,   как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих   одуванчиков.   Это   было   очень   красиво,   все   говорили:   "Очень красиво! Луг ­ золотой". Однажды   я   рано   встал   удить   рыбу   и   заметил,  что   луг   был   не   золотой,  а зеленый.   Когда   же   я   возвращался   около   полудня   домой,   луг   был   опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и , сжав кулак, мы закрыли бы желтое. Утром,   когда   солнце   взошло,   я   видел,   как   одуванчики   раскрывают   свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали". 2. Испытуемому (ребенку) задается 2 вопроса: 1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе? 2.Что тебя больше всего огорчило? Обработка данных. Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями: 18 Высокий уровень (4­5). Ответ эстетического характера, связанный с  природой, проявление эмоциональности. Выделение нравственного  момента в рассказе. Средний уровень (2­3). Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе. Низкий   уровень   (1).  Ребенок   затрудняется   в   определении   моментов рассказа,   которые   ему   понравились   или   не   понравились.   Отказывается отвечать на вопросы 3.2 Методика "Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова) Цель: исследовать эмоционально­чувственную сферу старшего дошкольника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имею­ щийся   у   детей   опыт   общения   с   природными   объектами.  Проведение исследования: Методика протекает в два этапа: 1.Прогулка на участке детского сада или в парке (лесе), во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним. 2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком. Обработка данных. Анализируется   эмоциональность   общения   детей   с   объектами   природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням: Очень высокий уровень (5).  Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное   отношение   к   выбранному   объекту   природы,   проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой. Высокий уровень (4).  Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное. Средний уровень (3).  Ребенка заинтересовало задание. Он с удовольствием общался с выбранным объектом природы, но рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему. Низкий уровень (2).  Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер. Очень низкий уровень (1) Ребенок не смог общаться с объектом природы или отказался от выполнения задания. 19 3.3. Методика "Картинная галерея" Цель: выявить уровень эстетического восприятия природы и уровень эмоцио­ нальной отзывчивости к ней. Подготовка   исследования:  подобрать   репродукции   картин   известных художников ­ пейзажистов и поэтические произведения к ним.  Проведение исследования: Исследование протекает в 3 этапа: 1.Организуется выставка репродукций картин известных художников: И. И. Шишкина "Утро в сосновом бору", "Лесные дали", И. И. Левитана "Березовая роща", "Весна ­ большая вода", К. С. Максимова "Сосовый бор", И. С. Остро­ ухова   "Золотая   осень"   и   др.   Зачитываются   стихотворения   А.   А.   Блока "Листопад", И. А. Бунина "Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...", А. С. Пушкина "Весна" и др. 2.Испытуемый ребенок передает свои впечатления, побывав в "картинной га­ лерее". 3.Ребенок указывает на наиболее понравившуюся репродукцию и описывает ее содержание и свои впечатления. Обработка данных: Очень высокий уровень (5) Ребенок   эмоционально   отзывчив,   использует   эмоциональные   выражения, яркие сравнения при описании природы. Высокий уровень (4) Умение видеть красоту природы, проявлять к ней эмоциональное отношение, но затрудняется его передать, не владеет яркими сравнениями, эпитетами. Средний уровень (3) Умение   видеть   красоту   природы,  но   эмоционально   ребенок   не   проявляет своего отношения к природе. Низкий уровень (2) Неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость  личности  по отношению к природе. Очень низкий уровень (1) Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, торможение эстетических начал природоощущения. Отсутствие положительных эмоций по   отношению   к   природе,   торможение   эстетических   начал природоощущения.  4.   Диагностика   умений   и   навыков   целеполагающего   взаи­ модействия с природой. 4.1. Методика «Экологический светофор» (Модификация методики Цветковой И. В.) Цель: выявить у детей уровень: представлений   о   рациональном   взаимодействии   человека   с   природой:   о допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности; 20 умения   оценивать   результаты   взаимодействия   людей   с   природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); опыта   в   экологически   ориентированной   деятельности.  Подготовка исследования: набор цветных карандашей на каждого ребенка; набор карточек (четыре) с изображением поступков детей на природе; листы на каждого ребенка с изображением поступков детей на природе (в углу каждого рисунка ­ не закрашенный кружок). Проведение исследования, (проходит в форме игры) Все   участники   игры   получают   листы   с   изображением   четырех   поступков детей на природе и по три цветных карандаша: красный, желтый, зеленый. У ведущего эти поступки детей изображены на четырех карточках. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает;   желтый   ­   предупреждает,   а   зеленый   ­   разрешает.   Ведущий уточняет: Красный ­ запрещает   действия, приносящие  вред  окружающей  среде  и жизни людей. Желтый   ­   предупреждает   об   осторожности,   чтобы   как   можно   меньше нанести вреда природе. Зеленый   ­   разрешает   и   поощряет   действия,   помогающие   растениям, животным. Ведущий, пользуясь своим набором карточек, поднимает  их  по одной   и   описывает   изображенный   на   ней   поступок   человека   на   природе. Участники игры должны оценить этот поступок и закрасить кружок рядом с изображением данного поступка соответствующим цветом ­ включить тот или иной сигнал экологического светофора. После описания четырех карточек определяется победитель по количеству правильных   и   неправильных   ответов.   Нерешенные   задачи   ­   предмет специального обсуждения в группе. .   Чрезвычайно   важное   значение   имеет   наблюдение   педагога (эспериментатора) за детьми по ходу выполнения ими заданий игры. Не следует   торопиться   определять   победителя.   Зачастую   при   выборе   света светофора   дети   руководствуются   весьма   своеобразной   мотивировкой, которую необходимо узнать педагогу.  Обработка данных.  Работы детей анализируются и оцениваются по следующим уровням: Высокий уровень (4­5) Ребенок правильно оценил все поступки детей на природе и аккуратно их рас­ красил. Средний   уровень   (2­3)   Ребенок   допустил   одну­две   ошибки   в   оценке поступков детей. Низкий уровень (1) Ребенок допустил много ошибок, не аккуратно выполнил задание. 21 4.2. Методика «Кормушки для птиц» Цель: определить уровень мотивов, влияющих на природоохранительную дея­ тельность. Подготовка   исследования:  бумага,   ножницы,   клей   для   изготовления кормушек.  Проведение   исследования.  (Эксперимент   проводится   со   всей группой). Педагог рассказывает детям, для чего нужны кормушки птицам. Детям предлагается сделать кормушки. Дети   трудятся   самостоятельно.   По   окончании   работы   ребенка   просят объяснить,   для   чего   он   сделал   кормушку:   чтобы   помочь   птицам,   чтобы похвалили люди, чтобы малыши увидели и делали их тоже, чтобы было чем заняться.  Обработка данных.  Ответы детей анализируются по следующим уровням:   Высокий   уровень   (4­5)   Ребенок   выбирает   экологический   мотив (чтобы помочь птицам). Средний   уровень  (2­3)   У   ребенка   социальный   мотив   (чтобы   увидели, похвалили). Низкий уровень (1)  Ребенка интересует только процесс деятельности или результат для себя. 4.3. Методика «Забота о природе"    (проводится в ндивидуальной  форме) Цель:  выявить позицию ребенка  по  отношению к природе, уровень умения разрешать   экологические   проблемы,   выявлять   причины   их   возникновения. Подготовка исследования: подобрать проблемные экологические ситуации, требующие   их   разрешения.  Проведение   исследования.  Испытуемому (ребенку) предлагается решить следующие ситуации: У герани появились желтые листочки. Почему это произошло? Ты оказал бы ей помощь? Как ты можешь ей помочь? Рыбки в аквариуме стали часто подниматься к поверхности воды, хватать ртом воздух над водой; их жаберные крышки очень сильно работают. Нужна ли рыбкам помощь? Какая? Представь,   что   ты   оказался   в   лесу   с   родителями.   После   отдыха   остался мусор. Что ты с ним будешь делать? Зимой,   после   обильного   снегопада,   ветви   ели   низко   наклонились   под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как? Представь, что родители подарили тебе хомячка. Нужно ли ухаживать за ним? Как? Обработка   данных.  Ответы   детей   анализируются   в   соответствии   со следующими уровнями: 22 Высокий уровень (4­5)  Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения   к   природе.   Владеет   способами   целесообразной   деятельности   в природе, проявляет активность в решении экологических проблем. Представь,   что   ты   оказался   в   лесу   с   родителями.   После   отдыха   остался мусор. Что ты с ним будешь делать? Зимой,   после   обильного   снегопада,   ветви   ели   низко   наклонились   под тяжестью снега. Надо ли ей помочь? Как? Представь,  что   родители   подарили   тебе   хомячка.  Нужно   ли   ухаживать   за ним? Как? Обработка данных. Ответы   детей   анализируются   в   соответствии   со   следующими уровнями: Высокий уровень (4­5) Ребенок стоит на позиции заботливого и бережного отношения к природе. Владеет   способами   целесообразной   деятельности   в   природе,   проявляет активность в решении экологических проблем. Средний уровень (2­3) Ребенок находит путь решения экологических проблем, но не всех. Частично может объяснить причины, которые привели к негативным последствиям. Низкий уровень (1) Ребенок не может найти выхода из экологических проблемных ситуаций и объяснить причины их возникновения. Старшая  группа. Живая природа. Задание «Растительный мир». Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют  ли различать  растения, знают органы растения и их функции.  Материал: картины природы, разных растений, картинки со  стадиями роста и развития  растений, муляжи фруктов и овощей.  1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?  2. Чем дерево отличается от кустарника?  3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.  4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?  5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным   условиям жизни?  6.  Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.  7.  Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.  8.  Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в  своей  жизни?  9.  Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем  они полезны? 10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники,  травы. 23 Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки: 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл     говорящего – 3 балла. 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью     наводящих вопросов – 2 балла. 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 25 – 30 баллов. Средний уровень – 20 – 24 баллов. Низкий уровень – 10 – 15 баллов.          Задание  «Животный мир». Цель: выяснить знания детей о животном мире. Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых. 1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так  называются? 2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими? 3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе? 4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут  жить только в воде? 5. Какие животные живут в почве? 6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке. 7. Относятся ли животные к живым организмам? 8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы. 9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое  «красная книга». 10.  Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке  и назови правильно. Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок. Критерии оценки:  1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл      говорящего – 3 балла. 2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью     наводящих вопросов – 2 балла. 3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл. Высокий уровень – 25 – 30 баллов. Средний уровень – 20 – 24 баллов. Низкий уровень – 10 – 15 баллов.    Подготовительная группа  Живая природа. 24 Задание: «Растительный мир». Цель:  выяснить представление о  разнообразии  растительного мира,  производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения,  живое, неживое. Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса,  комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки  с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами. 1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников? Название,  каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке. 2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке. 3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе? 4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным    условиям жизни? 5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?                 6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники,  травы, цветы. 7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил? 8. Назови органы растения и их функции. 9. Назови стадии развития и роста растения. 10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.        11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями? 12. Для чего растениям нужна вода? 13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву? 14.Почему нужно беречь природу? Как  человек использует растения  в своей жизни? Инструкция к проведению. Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц. Критерии оценки:  1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,      понимает смысл вопроса – 3 балла. 2.ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов      воспитателя – 2 балла. 3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на      картинке требуемое – 1 балл. Высокий уровень ­  40 – 45 баллов. Средний уровень – 25 – 30 баллов. Низкий уровень – 10 – 15 баллов.       Задание: «Животный мир». Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира,  известны ли основные классы животных, особенности строения и образа  жизни. 25 жить Материал: картинки с изображением  животных разных классов,  домашних и диких  животных. Стадии роста и развитии  кошки (рыбы, цыплёнка).              1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так  называются? 2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они   кормятся? 3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему  рыбы  могут только воде ?                                                                                                                  4 .Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой? 5.  Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц  ты знаешь? 6 . Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются? 7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?                 8.  Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые  отличаются других животных? 9.  Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе? 10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери,  птицы, рыбы,  насекомые. 11.Разложи  картинки с изображением стадий развития и роста.  Что сначала, что потом? 12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил? 13. Сравни живую рыбку с игрушечной. 14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое  «красная книга»? Инструкция к проведению. Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц. Критерии оценки: 1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,      понимает смысл вопроса – 3 балла. 2.ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов              воспитателя – 2 балла. 3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на     картинке требуемое – 1 балл. Высокий уровень ­  40 – 45 баллов. Средний уровень – 25 – 30 баллов. Низкий уровень – 10 – 15 баллов.     26 Литература: 1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.   –   Москва:   ТЦ   Сфера,   2011.   –   128   с.   –   (Библиотека воспитателя).  2.Горькова,   Л.Г.   Сценарии   занятий   по   экологическому   воспитанию дошкольников   (средняя,   старшая,   подготовительная   группы)   /   Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. ­ Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. ­ (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).  3.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных   учреждений,   учителей   начальных   классов.   ­   Москва: АРКТИ, 2001. ­ 128с. .      4.Ковинько,   Л.В.   Секреты   природы   ­   это   так   интересно!   ­   Москва: Линка­Пресс, 2004. – 72с.:ил.  27 5.Лопатина,   А.А.   Сказы   матушки   земли.   Экологическое   воспитание через   сказки,   стихи   и   творческие   задания   /   А.   А.Лопатина,   М.В. Скребцова.   ­   2­е   изд.   ­   Москва:   Амрита­Русь,   2008.   ­   256   с.   ­ (Образование и творчество).  6.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. ­ Москва:  Айрис­ пресс, 2002. ­ 240с.: ил. ­ (Внимание, дети). .   Н.Н. 7.Мазильникова,   воспитание дошкольников.   Организация   прогулок   в   летний   период   /   Н.Н. Мазильникова,   ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2013. – 96с.     Эколого­валеологическое   С.В.   Терехина.   –   Санкт­Петербург: 8.Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2­е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил 9.   Серых   Л.В..   Махова   Г.А.,   Мережко   Е.А.,   Наседкина   Ю.И. Планирование   образовательной   деятельности   по   парциальной программе познавательного развития дошкольников "Здравствуй, мир Белогорья!": ООО"Эпицентр",Белгород, 2018, 252 с.   Планирование 10. образовательной   деятельности   по   парциальной   программе художественно   ­эстетического   развития   дошкольников   "Цветной   мир Белогорья": ООО"Эпицентр",Белгород, 2018, 184 с.   Серых   Л.В..Косова   Н.В..Яковлева   Н.В. 11.Федотова,   А.М.   Познаем   окружающий   мир   играя:   сюжетно­ дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя)  12.Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика   экологической   воспитанности   дошкольников   /   Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. ­ М.: Детство­Пресс, 2010. ­ 126 c.        13.    Шинкарева, Л.В. Формирование основ социально­экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А.до Я. ­ 2008. ­ № 6. ­ С. 67­73.    14.   Шорыгина,   Т.   А.   Беседы   о   природных   явлениях   и   объектах. Методические   рекомендации   /   Т.А.   Шорыгина.   ­   M.:   Сфера,   2012. ­ 715 c. 28 15.   Юшков,   А.   Н.   Загадки   природы   /   А.Н.   Юшков.   ­   М.:   Речь, Образовательные проекты, Сфер.             16.   Янакиева,   Э.   К.   Теоретические   вопросы   экологического воспитания / Янакиева Э. К.// Современный детский сад . ­ 2008. ­ № 8. ­ С. 49­54.                              Список рекомендуемой литературы для чтения детям по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи) 1.      Е. Благинина «Одуванчик». 2.     А.К. Толстой «Колокольчики». 3.     В. Катаев «Цветик­семицветик». Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью) 1.     И Токмакова «Деревья». 2.     К. Ушинский «Спор деревьев». 3.     А. Плещеев «Ель». 4.     А. Фет «Осень». 5.     Г. Скребицкий «Осень». 6.     К. Ушинский «Четыре желания». 7.     А. Пушкин «Осень». 8.     А. Толстой «Осень». Тема: Хлеб 29 1.     М.Пришвин «Лисичкин хлеб» 2.     Ю. Круторогов «дождь из семян». 3.     Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»). 4.     Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет». 5.     М. Глинская «Хлеб» 6.     Укр.н.с. «Колосок». 7.     Я. Тайц «Все здесь». Тема: Овощи, фрукты 1.     Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка» 2.     А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…» 3.     М. Исаковский «Вишня» 4.     Ю. Тувим «Овощи» 5.     Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки». 6.     Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники». Тема: Грибы, ягоды 1.     Е. Трутнева «Грибы» 2.     В. Катаев «Грибы» 3.     А. Прокофьев «Боровик» 4.     Я. Тайц «Про ягоды». Тема: Перелетные и водоплавающие птицы 1.     Р.н.с. «Гуси­лебеди» 30 2.     В. Бианки «лесные домишки», «Грачи». 3.     А. Майков «Ласточка» 4.     Д.Н. Мамин­Сибиряк «Серая шейка» 5.     Л.Н. Толстой «Лебеди» 6.     Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». 7.     А.Н. Толстой «Желтухин». Тема: Домашние животные и их детёныши. 1.     Е. Чарушин «Что за зверь?» 2.     Г. Остер «Котенок по имени Гав». 3.     Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок». 4.     Бр. Гримм «Бременские музыканты». 5.     Р.н.с. «Волк и семеро козлят». Тема: Дикие животные и их детёныши. 1.     А.К. Толстой «Белка и волк». 2.     Р.н.с. «Заюшкина избушка» 3.     Г. Снегирев «След оленя» 4.     р.н.с. «Заяц­хваста» 5.     И. Соколов – Микитов «Год в лесу» (гл.: «Белка», «Медвежья семья». 6.     Р.н.с. «Зимовье». Тема: Поздняя осень. Предзимье 1.     А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 31 2.     Д.М. Сибиряк «Серая шейка» 3.     В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». 4.     А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…» 5.     С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает». 6.     И.С. Никитин «Встреча зимы» Тема: Зима. Зимующие птицы 1.     Н. Носов «На горке» 2.     К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы» 3.     Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 4.     В. Бианки «Синичкин календарь». 5.     В. Даль «Старик – годовик». 6.     М. Горький «Воробьишко» 7.     Л.Н. Толстой «Птичка» 8.     Ненецкая народная сказка «Кукушка» 9.     С. Михалков «Зяблик». Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран. 1.     Б. Заходер «Черепаха». 2.     таджикская сказка «тигр и лиса» 3.     К. Чуковский «Черепаха» 4.     Д.Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей» 5.      Б. Житков «Про слона». 32 6.     Н. Сладков «Во льдах». Тема: Рыбы 1.     А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2.     Н. Носов «Карасик» 3.     Р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка­сестричка и серый волк». 4.     Г.­Х. Андерсен «Русалочка». 5.     Е. Пермяк «Первая рыбка». Тема: Комнатные растения. 1.     В. Катаев «Цветик­семицветик» 2.     С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». 3.     Г.­Х. Андерсен «Дюймовочка». Тема: Насекомые. 1.     В. Бианки «Приключение муравьишки». 2.     И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». 3.     К. Ушинский «Капустница» 4.     Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране». Список рекомендуемой литературы для чтения детям по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи) 1.     А.К. Толстой «Колокольчики». 2.     В. Катаев «Цветик­семицветик». 3.     Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха». 33 4.     Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки». 5.     Н. Сладков «Любитель цветов». 6.     Ю. Мориц «Цветок». 7.     М. Познананская  «Одуванчик» 8.     Е. Трутнева «Колокольчик». Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью) 1.     А.Н.Майков «Осень». 2.     С. Есенин «Нивы сжаты…». 3.     А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». 4.     Е. Трутнева «Осень» 5.     В. Бианки «Синичкин календарь» 6.     Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» 7.     А. Плещеев «Осень наступила». 8.     А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад». 9.     М. Исаковский «Вишня». 10.   Л.Н. Толстой «Дуб и орешник». 11.   И. Токмакова «Дуб». Тема: Хлеб 1.     М.Пришвин «Лисичкин хлеб» 2.     Ю. круторогов «дождь из семян». 3.     Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»). 34 4.     Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет». 5.     М. Глинская «Хлеб» 6.     Укр.н.с. «Колосок». 7.     Я. Тайц «Все здесь». Тема: Овощи, фрукты 1.     Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка» 2.     А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…» 3.     М. Исаковский «Вишня» 4.     Ю. Тувим «Овощи» 5.     Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки». 6.     Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники». 7.     Б. Житков «Что я видел». Тема: Грибы, ягоды 1.     Е. Трутнева «Грибы» 2.     В. Катаев «Грибы» 3.     А. Прокофьев «Боровик» 4.     Я. Тайц «Про ягоды». 5.     Я. Тайц «Про грибы». Тема: Перелетные и водоплавающие птицы 1.     Р.н.с. «Гуси­лебеди». 2.     К.Д. Ушинский «Ласточка». 35 3.     Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец». 4.     В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук». 5.     М. Пришвин «Ребята и утята». 6.     Укр.н.с. «Хроменькая уточка». 7.     Л.Н.Толстой «Птичка». 8.     И. Соколов­Микитов «Улетают журавли». 9.     П.Воронько «Журавли». 10.    В. Бианки «лесные домишки», «Грачи». 11.  А. Майков «Ласточка» 12.     Д.Н. Мамин­Сибиряк «Серая шейка» 13.     Л.Н. Толстой «Лебеди» 14.  Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». 15.  В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Тема: Домашние животные и их детёныши. 1.     Е. Чарушин «Что за зверь?» 2.     Г. Остер «Котенок по имени Гав». 3.     Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок». 4.     Бр. Гримм «Бременские музыканты». 5.     Р.н.с. «Волк и семеро козлят». Тема: Дикие животные и их детёныши. 1.     А.К. Толстой «Белка и волк». 36 2.     Р.н.с. «Заюшкина избушка» 3.     Г. Снегирев «След оленя» 4.     И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи». 5.     Р.н.с. «Зимовье». 6.     В. Осеева «Ежинка» 7.     Г. Скребицкий «на лесной полянке». 8.     В. Бианки «Купание медвежат». 9.     Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко). 10.     Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц». Тема: Поздняя осень. Предзимье 7.     А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 8.     Д.М. Сибиряк «Серая шейка» 9.     В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». 10.   А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…» 11.  С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает». 12.   И.С. Никитин «Встреча зимы» Тема: Зима. Зимующие птицы 1.     Н. Носов «На горке» 2.     К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы» 3.     В. Бианки «Синичкин календарь». 37 4.     В. Даль «Старик – годовик». 5.     М. Горький «Воробьишко» 6.     Л.Н. Толстой «Птичка» 7.     Ненецкая народная сказка «Кукушка» 8.     С. Михалков «Зяблик». 9.     И.С. Тургенев «Воробей». 10.    И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева». 11.    А.А. Блок «Снег да снег кругом». 12.   И.З. Суриков «Зима» 13.  Н.А.Некрасов «Мороз – воевода».             Для  родителей: 1.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей,  гувернеров и родителей.­ М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. 2.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие  речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.­ М.: Издательство  ГНОМ и Д, 2000. 3.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и  родителей.­ М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.   38 39

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"

Программа по экологии для детей 5-7 лет "Природа -наш дом!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019