Программа по факультативному курсу «Удивительный мир слов» 2 класс

  • Документация
  • docx
  • 07.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по факультативному курсу «Удивительный мир слов» Мир полон звуков. Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. Азбука, прошедшая сквозь века. Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. Всему название дано. Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Как делаются слова. История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Секреты правильной речи. Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические нары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы
Иконка файла материала Удивительный мир слов.docx
Содержание факультативного курса «Удивительный мир слов» 2 класс Мир полон звуков.  Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.  Азбука, прошедшая сквозь века. Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. Всему название дано. Какие слова появились первыми.Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Как делаются слова. История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Секреты правильной речи. Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов.Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова­синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические нары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История   возникновения   фразеологизмов.   Использование   устаревших   слов   в   составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы­антонимы, фразеологизмы­синонимы.Тематическое планирование с указанием планируемых результатов освоения факультативного курс  «Математика и конструирование» Тема блока (раздела) Азбука, прошедшая  сквозь века Кол­во часов 15ч Планируемый результат освоения учебного предмета Предметные Метапредметные Личностные ­разгадывать анаграммы, шарады,  кроссворды; игры: «Диктор»  Регулятивные универсальные  учебные действия: Личностные универсальные  учебные действия: (произнесение скороговорок),  «Наборщик», «Превращение слов»,  –планировать свои действия в соответствии с поставленной  –учебно­познавательный  интерес к новому учебному  «Волшебный квадрат», «Слоговой  аукцион»;проект «Как я говорил, когда задачей и условиями её  реализации, в том числе во  материалу и способам  решения новой задачи;  был маленьким»;мини­исследование  «Сколько может быть в слове  внутреннем плане;  –учитывать установленные  –ориентация на понимание  причин успеха в учебной  Всему название дано Как делаются слова согласных букв подряд?». ­формулировать   собственное   мнение, аргументировать его, договариваться и приходить   к   общему   решению   при совместном обсуждении проблемы. ­находить необходимую информацию о  6ч 5ч Секреты правильной речи 5ч происхождении слов в справочниках и  словарях. ­соблюдать русского литературного   языка   в   собственной нормы     правила в планировании и  контроле способа решения;  деятельности, в том числе  на самоанализ и  –осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по  самоконтроль результата, на анализ соответствия  результату.  Познавательные  результатов требованиям  конкретной задачи, на  универсальные учебные  действия:  понимание оценок учителей, товарищей, родителей и  –осуществлять запись  других людей.речи   и   оценивать   соблюдение   этих (фиксацию) выборочной  Занимательная  морфология. норм в речи собеседника ­наблюдать слова, сходные по  3ч значению, уточнять значение слова по  толковому словарю. информации об окружающем  мире и о себе самом, в том  числе с помощью  инструментов ИКТ; –использовать знаково­ символические средства, в  том числе модели (включая  виртуальные) и схемы  (включая концептуальные),  для решения задач.  Коммуникативные  универсальные учебные  действия:  –учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций всотрудничестве;  –формулировать собственное  мнение и позицию;  –договариваться и приходить  к общему решению в  совместной деятельности, в  том числе в ситуации  столкновения интересов.Тематическое планирование с указанием количества часов 2 класс №п/п Тема Дата По плану По факту Азбука, прошедшая сквозь века (15ч) 1/1 2/2 3/3 1. 4/4 2. 5/5 3. 6/6 4. 7/7 5. 8/8 9/9 10/10 11/11 Разгадывание анаграмм, шарад,  кроссвордов. Игры: «Диктор» (произнесение  скороговорок), «Наборщик», «Пре­ вращение слов», «Волшебный  квадрат», «Слоговой аукцион». Проект «Как я говорил, когда  был маленьким». Мини­исследование «Сколько  может быть в слове согласных букв подряд». Азбука, прошедшая сквозь века. Солунские братья. Как появились буквы  современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней  азбуки. Чтение слов и отрывков  текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с  помощью букв кириллицы. Практическая работа. Сравнение   кириллицы   и современного алфавита. Использование букв алфавита для  обозначения чисел. Конкурс  «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной  строки. Особенности   древнерусского12/12 13/13 14/14 15/15 16/1 17/2 18/3 19/4 письма   (оформление   красной   слов   и строки   и   заставок, предложений). Экскурсия  в краеведческий музей (знакомство   с   древними   памят­ никами письменности). Как   появилась   буква   «Ё». Рисование: «Весёлая буква Е». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. Всему название дано (6ч) Какие слова появились первыми. Звукоподражательные   слова   у разных народов. Как выбирают имя человеку? Проекты: «Моё имя»,  «Старинные имена в моей  семье», «Моё любимое блюдо и  20/5 его название». Как улицы получают свои  названия? Какие русские имена встречаются  21/6 на карте мира? Знакомство с толковым и  орфографическим словарями  русского языка. «Толковый  словарь живого великорусского  языка» В.И. Даля. Практическая  работа. Как делаются слова (6ч) 22/1 История происхождения слов. 23/2 24/3 Поиск информации о  происхождении слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Игры: «Что раньше, что потом»,  «Словообразовательное лото»,25/4 26/5 27/6 28/1 29/2 «Словообразовательное домино»,  «Найди пару», «Четвёртый  лишний», «Весёлые превращения»,  «Найди родственное слово». Механизм   образования   слов   с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм   образования   слов   с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение   лингвистических   задачек и   головоломок   с   использованием слова. «моделей» частей     Практическая работа. Секреты правильной речи (4ч) Слово и его значение. Уточнение  значения слова по словарю. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические  пары. Омонимы и их многообразие.   30/3 Использование омонимов в речи. Составление мини­словариков:  «Собираю синонимы», «Собираю  антонимы», «Собираю  фразеологизмы». Решение  лингвистических задач. Конкурс   «Придумываем   название для новых конфет». 31/4 32/1 Игры: «Табу», «Не повторяться»,  Занимательная морфология (3ч) 33/2 34/3 «Объясни слово, не называя его»,  «Закончи пословицы». Составление шуточных рассказов и стихов.  Практическая работа.  Составление шуточных рассказов истихов.  Перечень  практических  работ №  п/п 1. 2. Виды работ Дата проведения Проект «Как я говорил, когда был маленьким». Кириллица, название букв древней азбуки. Чтение слов и отрывковтекстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы. Практическая работа. Экскурсия   в   краеведческий   музей   (знакомство   с   древними   памят­ никами письменности). Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё лю­ бимое блюдо и его название». Знакомство   с   толковым   и   орфографическим   словарями   русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Практическая работа. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием 3. 4. 5. 6. «моделей» частей слова. Практическая работа. 7. Составление шуточных рассказов и стихов. Практическая работа.