Программа по факультативному курсу
«Удивительный мир слов»
Мир полон звуков. 
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
 Азбука, прошедшая сквозь века.
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано.
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова.
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи.
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические нары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы
            
        
        
        
                    
                
                    Содержание факультативного курса «Удивительный мир слов» 2 класс
Мир полон звуков. 
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
 Азбука, прошедшая сквозь века.
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма
(оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано.
Какие слова появились первыми.Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь
живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова.
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи.
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются словасинонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические нары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История   возникновения   фразеологизмов.   Использование   устаревших   слов   в   составе
фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмыантонимы, фразеологизмысинонимы.Тематическое планирование с указанием планируемых результатов освоения факультативного курс  «Математика и конструирование»
Тема блока (раздела)
Азбука, прошедшая 
сквозь века
Колво
часов
15ч
Планируемый результат освоения учебного предмета
Предметные
Метапредметные
Личностные
разгадывать анаграммы, шарады, 
кроссворды; игры: «Диктор» 
Регулятивные универсальные 
учебные действия:
Личностные универсальные 
учебные действия:
(произнесение скороговорок), 
«Наборщик», «Превращение слов», 
–планировать свои действия в
соответствии с поставленной 
–учебнопознавательный 
интерес к новому учебному 
«Волшебный квадрат», «Слоговой 
аукцион»;проект «Как я говорил, когда
задачей и условиями её 
реализации, в том числе во 
материалу и способам 
решения новой задачи; 
был маленьким»;миниисследование 
«Сколько может быть в слове 
внутреннем плане; 
–учитывать установленные 
–ориентация на понимание 
причин успеха в учебной 
Всему название дано
Как делаются слова
согласных букв подряд?».
формулировать   собственное   мнение,
аргументировать его, договариваться и
приходить   к   общему   решению   при
совместном обсуждении проблемы.
находить необходимую информацию о 
6ч
5ч
Секреты правильной речи
5ч
происхождении слов в справочниках и 
словарях.
соблюдать
русского
литературного   языка   в   собственной
нормы
 
 
правила в планировании и 
контроле способа решения; 
деятельности, в том числе 
на самоанализ и 
–осуществлять итоговый и 
пошаговый контроль по 
самоконтроль результата, на
анализ соответствия 
результату. 
Познавательные 
результатов требованиям 
конкретной задачи, на 
универсальные учебные 
действия: 
понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и 
–осуществлять запись 
других людей.речи   и   оценивать   соблюдение   этих
(фиксацию) выборочной 
Занимательная 
морфология.
норм в речи собеседника
наблюдать слова, сходные по 
3ч
значению, уточнять значение слова по 
толковому словарю.
информации об окружающем 
мире и о себе самом, в том 
числе с помощью 
инструментов ИКТ;
–использовать знаково
символические средства, в 
том числе модели (включая 
виртуальные) и схемы 
(включая концептуальные), 
для решения задач. 
Коммуникативные 
универсальные учебные 
действия: 
–учитывать разные мнения и 
стремиться к координации 
различных позиций всотрудничестве; 
–формулировать собственное 
мнение и позицию; 
–договариваться и приходить 
к общему решению в 
совместной деятельности, в 
том числе в ситуации 
столкновения интересов.Тематическое планирование с указанием количества часов 2 класс
№п/п
Тема
Дата
По плану
По факту
Азбука, прошедшая сквозь века (15ч)
1/1
2/2
3/3
1. 4/4
2. 5/5
3. 6/6
4. 7/7
5. 8/8
9/9
10/10
11/11
Разгадывание анаграмм, шарад, 
кроссвордов.
Игры: «Диктор» (произнесение 
скороговорок), «Наборщик», «Пре
вращение слов», «Волшебный 
квадрат», «Слоговой аукцион».
Проект «Как я говорил, когда 
был маленьким».
Миниисследование «Сколько 
может быть в слове согласных букв
подряд».
Азбука, прошедшая сквозь века.
Солунские братья.
Как появились буквы 
современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней 
азбуки. Чтение слов и отрывков 
текстов, написанных кириллицей, а
также чтение и запись чисел с 
помощью букв кириллицы.
Практическая работа.
Сравнение
 
кириллицы
 
и
современного алфавита.
Использование букв алфавита для 
обозначения чисел. Конкурс 
«Самая красивая буква» (варианты
оформления букв для красной 
строки.
Особенности
 
древнерусского12/12
13/13
14/14
15/15
16/1
17/2
18/3
19/4
письма  
(оформление   красной
  слов   и
строки   и   заставок,
предложений).
Экскурсия  в краеведческий музей
(знакомство   с   древними   памят
никами письменности).
Как   появилась   буква   «Ё».
Рисование: «Весёлая буква Е».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано (6ч)
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные   слова   у
разных народов.
Как выбирают имя человеку?
Проекты: «Моё имя», 
«Старинные имена в моей 
семье», «Моё любимое блюдо и 
20/5
его название».
Как улицы получают свои 
названия?
Какие русские имена встречаются 
21/6
на карте мира?
Знакомство с толковым и 
орфографическим словарями 
русского языка. «Толковый 
словарь живого великорусского 
языка» В.И. Даля. Практическая 
работа.
Как делаются слова (6ч)
22/1
История происхождения слов.
23/2
24/3
Поиск информации о 
происхождении слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Игры: «Что раньше, что потом», 
«Словообразовательное лото»,25/4
26/5
27/6
28/1
29/2
«Словообразовательное домино», 
«Найди пару», «Четвёртый 
лишний», «Весёлые превращения», 
«Найди родственное слово».
Механизм   образования   слов   с
помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм   образования   слов   с
помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение   лингвистических   задачек
и   головоломок   с   использованием
слова.
«моделей»
частей
 
 
Практическая работа.
Секреты правильной речи (4ч)
Слово и его значение. Уточнение 
значения слова по словарю.
Антонимы. Какие слова становятся
антонимами. Антонимические 
пары.
Омонимы и их многообразие. 
 30/3
Использование омонимов в речи.
Составление минисловариков: 
«Собираю синонимы», «Собираю 
антонимы», «Собираю 
фразеологизмы». Решение 
лингвистических задач.
Конкурс   «Придумываем   название
для новых конфет».
31/4
32/1
Игры: «Табу», «Не повторяться», 
Занимательная морфология (3ч)
33/2
34/3
«Объясни слово, не называя его», 
«Закончи пословицы».
Составление шуточных рассказов и
стихов. 
Практическая работа. 
Составление шуточных рассказов истихов. 
Перечень  практических  работ
№ 
п/п
1.
2.
Виды работ
Дата
проведения
Проект «Как я говорил, когда был маленьким».
Кириллица, название букв древней азбуки. Чтение слов и отрывковтекстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с
помощью букв кириллицы.
Практическая работа.
Экскурсия   в   краеведческий   музей   (знакомство   с   древними   памят
никами письменности).
Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё лю
бимое блюдо и его название».
Знакомство   с   толковым   и   орфографическим   словарями   русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая работа.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием
3.
4.
5.
6.
«моделей» частей слова. Практическая работа.
7.
Составление шуточных рассказов и стихов. Практическая работа.