Программа по факультативному курсу
«Удивительный мир слов»
Мир полон звуков.
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века.
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано.
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова.
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи.
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические нары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы
Содержание факультативного курса «Удивительный мир слов» 2 класс
Мир полон звуков.
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века.
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма
(оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано.
Какие слова появились первыми.Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь
живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова.
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи.
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются словасинонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические нары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе
фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмыантонимы, фразеологизмысинонимы.Тематическое планирование с указанием планируемых результатов освоения факультативного курс «Математика и конструирование»
Тема блока (раздела)
Азбука, прошедшая
сквозь века
Колво
часов
15ч
Планируемый результат освоения учебного предмета
Предметные
Метапредметные
Личностные
разгадывать анаграммы, шарады,
кроссворды; игры: «Диктор»
Регулятивные универсальные
учебные действия:
Личностные универсальные
учебные действия:
(произнесение скороговорок),
«Наборщик», «Превращение слов»,
–планировать свои действия в
соответствии с поставленной
–учебнопознавательный
интерес к новому учебному
«Волшебный квадрат», «Слоговой
аукцион»;проект «Как я говорил, когда
задачей и условиями её
реализации, в том числе во
материалу и способам
решения новой задачи;
был маленьким»;миниисследование
«Сколько может быть в слове
внутреннем плане;
–учитывать установленные
–ориентация на понимание
причин успеха в учебной
Всему название дано
Как делаются слова
согласных букв подряд?».
формулировать собственное мнение,
аргументировать его, договариваться и
приходить к общему решению при
совместном обсуждении проблемы.
находить необходимую информацию о
6ч
5ч
Секреты правильной речи
5ч
происхождении слов в справочниках и
словарях.
соблюдать
русского
литературного языка в собственной
нормы
правила в планировании и
контроле способа решения;
деятельности, в том числе
на самоанализ и
–осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
самоконтроль результата, на
анализ соответствия
результату.
Познавательные
результатов требованиям
конкретной задачи, на
универсальные учебные
действия:
понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и
–осуществлять запись
других людей.речи и оценивать соблюдение этих
(фиксацию) выборочной
Занимательная
морфология.
норм в речи собеседника
наблюдать слова, сходные по
3ч
значению, уточнять значение слова по
толковому словарю.
информации об окружающем
мире и о себе самом, в том
числе с помощью
инструментов ИКТ;
–использовать знаково
символические средства, в
том числе модели (включая
виртуальные) и схемы
(включая концептуальные),
для решения задач.
Коммуникативные
универсальные учебные
действия:
–учитывать разные мнения и
стремиться к координации
различных позиций всотрудничестве;
–формулировать собственное
мнение и позицию;
–договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в
том числе в ситуации
столкновения интересов.Тематическое планирование с указанием количества часов 2 класс
№п/п
Тема
Дата
По плану
По факту
Азбука, прошедшая сквозь века (15ч)
1/1
2/2
3/3
1. 4/4
2. 5/5
3. 6/6
4. 7/7
5. 8/8
9/9
10/10
11/11
Разгадывание анаграмм, шарад,
кроссвордов.
Игры: «Диктор» (произнесение
скороговорок), «Наборщик», «Пре
вращение слов», «Волшебный
квадрат», «Слоговой аукцион».
Проект «Как я говорил, когда
был маленьким».
Миниисследование «Сколько
может быть в слове согласных букв
подряд».
Азбука, прошедшая сквозь века.
Солунские братья.
Как появились буквы
современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней
азбуки. Чтение слов и отрывков
текстов, написанных кириллицей, а
также чтение и запись чисел с
помощью букв кириллицы.
Практическая работа.
Сравнение
кириллицы
и
современного алфавита.
Использование букв алфавита для
обозначения чисел. Конкурс
«Самая красивая буква» (варианты
оформления букв для красной
строки.
Особенности
древнерусского12/12
13/13
14/14
15/15
16/1
17/2
18/3
19/4
письма
(оформление красной
слов и
строки и заставок,
предложений).
Экскурсия в краеведческий музей
(знакомство с древними памят
никами письменности).
Как появилась буква «Ё».
Рисование: «Весёлая буква Е».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано (6ч)
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у
разных народов.
Как выбирают имя человеку?
Проекты: «Моё имя»,
«Старинные имена в моей
семье», «Моё любимое блюдо и
20/5
его название».
Как улицы получают свои
названия?
Какие русские имена встречаются
21/6
на карте мира?
Знакомство с толковым и
орфографическим словарями
русского языка. «Толковый
словарь живого великорусского
языка» В.И. Даля. Практическая
работа.
Как делаются слова (6ч)
22/1
История происхождения слов.
23/2
24/3
Поиск информации о
происхождении слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Игры: «Что раньше, что потом»,
«Словообразовательное лото»,25/4
26/5
27/6
28/1
29/2
«Словообразовательное домино»,
«Найди пару», «Четвёртый
лишний», «Весёлые превращения»,
«Найди родственное слово».
Механизм образования слов с
помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с
помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек
и головоломок с использованием
слова.
«моделей»
частей
Практическая работа.
Секреты правильной речи (4ч)
Слово и его значение. Уточнение
значения слова по словарю.
Антонимы. Какие слова становятся
антонимами. Антонимические
пары.
Омонимы и их многообразие.
30/3
Использование омонимов в речи.
Составление минисловариков:
«Собираю синонимы», «Собираю
антонимы», «Собираю
фразеологизмы». Решение
лингвистических задач.
Конкурс «Придумываем название
для новых конфет».
31/4
32/1
Игры: «Табу», «Не повторяться»,
Занимательная морфология (3ч)
33/2
34/3
«Объясни слово, не называя его»,
«Закончи пословицы».
Составление шуточных рассказов и
стихов.
Практическая работа.
Составление шуточных рассказов истихов.
Перечень практических работ
№
п/п
1.
2.
Виды работ
Дата
проведения
Проект «Как я говорил, когда был маленьким».
Кириллица, название букв древней азбуки. Чтение слов и отрывковтекстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с
помощью букв кириллицы.
Практическая работа.
Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памят
никами письменности).
Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё лю
бимое блюдо и его название».
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая работа.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием
3.
4.
5.
6.
«моделей» частей слова. Практическая работа.
7.
Составление шуточных рассказов и стихов. Практическая работа.