Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 89 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ____Л.Р. Нурмухамедова «1 » сентября 2017 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Школа № 89 ________Н.М. Корнилов «1 » сентября 2017 г. |
|
||
|
|
|
|||
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для_____8б (коррекционного) класса
Составила: Бикметова Татьяна Николаевна
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 5 от « 28 » августа 2017 г.
Руководитель ШМО____________ (___Гилязова Т.Б._)
подпись расшифровка подписи
Уфа-2017
Рабочая программа по информатике для 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным и предметным), фундаментального ядра содержания основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и коммуникативных качеств личности. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО); учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы МБОУ Школа №89 на 2017-2018 учебный год и авторской программы по информатике для основной школы авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика –это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процессапри изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Основная образовательная программа учитывает так же особенности контингента обучающихся основной школы. Состав обучающихся школы разнороден: это и нормально развивающиеся дети. И дети с нарушением развития (с задержкой психического развития), дети с ослабленным соматическим здоровьем, в том числе и дети – инвалиды. А так же дети городского социально-реабилитационного центра, социально и педагогически запущенные.
В каждой параллели, соответственно, скомплектованы общеобразовательные классы, классы компенсирующего обучения и классы коррекционно - развивающего обучения.
Дети-инвалиды, а так же дети с различными отклонениями здоровья обучаются как по индивидуальным программам на дому, так и в школе. Для них созданы специальные условия обучения.
«Концепция» СФГОС среднего школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В связи с особенностями освоения ООП НОО школьниками с ОВЗ необходимы специальные стандарты. В настоящее время они находятся в стадии разработки («Концепция» СФГОС среднего школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья).
Специальные образовательные стандарты и планируемые результаты освоения школьниками с ОВЗ основной образовательной программы по МБОУ Школа №89 будут разработаны после вступления в силу СФГОС для школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области в обеих ее компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования. Таким образом, планируемые результаты освоения ООП основаны на компетентностном подходе.
При наличии среди обучающихся 8-9 классов детей с умственной отсталостью в силу вступают специальный СФГОС, и соответственно для таких детей будет разработана индивидуальная программа (Приказ № 1595 от 19.12.2014).
В связи с вступлением в силу СФГОС для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной программе будут учтены изменения и дополнения. (Приказ № 1598 от 19.12.2014).
Планируемые предметные результаты
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, об- щественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предлоясенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера; постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного курса Информатика в 8 классе
Раздел 1. Математические основы информатики (12 часов)
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Компьютерный практикум
Тестовые задания для самоконтроля (глава 1)
Раздел 2. Основы алгоритмизации (9 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Компьютерный практикум
Тестовые задания для самоконтроля (глава 2)
Раздел 3. Начала программирования (10 часов)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Компьютерный практикум
Тестовые задания для самоконтроля (глава 3)
Резерв учебного времени (2 ч)
№ урока |
Тема урока |
Количест во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
По плану
|
По факту |
||||
1 |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
|
|
|
2 |
Общие сведения о системах счисления. |
1 |
|
|
|
3 |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. |
1 |
|
|
|
4 |
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. |
1 |
|
|
|
5 |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. |
1 |
|
|
|
6 |
Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. |
1 |
|
|
|
7 |
Высказывание. Логические операции. |
1 |
|
|
|
8 |
Построение таблиц истинности для логических выражений. |
1 |
|
|
|
9 |
Свойства логических операций. |
1 |
|
|
|
10 |
Решение логических задач. |
1 |
|
|
|
11 |
Логические элементы. |
1 |
|
|
|
12 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
13 |
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. |
1 |
|
|
|
14 |
Объекты алгоритмов. |
1 |
|
|
|
15 |
Алгоритмическая конструкция следование. |
1 |
|
|
|
16 |
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. |
1 |
|
|
|
17 |
Неполная форма ветвления. |
1 |
|
|
|
18 |
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. |
1 |
|
|
|
19 |
Цикл с заданным условием окончания работы. |
1 |
|
|
|
20 |
Цикл с заданным числом повторений. |
1 |
|
|
|
21 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
22 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль. |
1 |
|
|
|
23 |
Организация ввода и вывода данных. |
1 |
|
|
|
24 |
Программирование линейных алгоритмов. |
1 |
|
|
|
25 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. |
1 |
|
|
|
26 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
1 |
|
|
|
27 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. |
1 |
|
|
|
28 |
Программирование циклов с заданным условием окончания работы. |
1 |
|
|
|
29 |
Программирование циклов с заданным числом повторений. |
1 |
|
|
|
30 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма. |
1 |
|
|
|
31 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
32 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
|
|
|
33 |
Резерв учебного времени (Итоговое повторение курса «Информатика», 8 класс). |
1 |
|
|
|
34 |
Резерв учебного времени (Итоговое повторение курса «Информатика», 8 класс). |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.